Высшая нервная системы ее нейрофизиология


Нервная система – важнейшая регуляторная система нашего организма. Но она не одинока, существуют еще две системы: эндокринная и иммунная. И для того, чтобы управлять нашим телом, эти системы выделяют особые вещества. Нервная система выделяет медиаторы, эндокринная – гормоны, иммунная – цитокины. Эти вещества действуют на различные органы, ткани, создают адаптацию к тем или иным условиям окружающей среды. Кроме того, эти три системы влияют друг на друга.

Эффекты этой системы наиболее точечные, поскольку отростки нервных клеток подходят к различным органам, тканям и очень-очень точно передают информацию на те или иные системы. В этом смысле иммунная и эндокринная системы действуют более примитивно, поскольку цитокины и гормоны попадают в основном в кровь.


Нервная система человека

Нервная система в процессе эволюции появляется самой последней среди трех систем, лишь на уровне многоклеточных. Она в первую очередь нужна была для питания, ухода от опасности, размножения. И вначале она представляла собой сеть, позже появились структуры, состоящие из нервных узлов и нервной трубки, наконец произошел процесс цефализации.

Нервные клетки и нейроглии

Наш мозг сформирован из нервной ткани, а ее ключевой элемент – нейроны. Данные клетки выглядят очень характерно, обычно у них большое число отростков, подразделяющихся на два типа: дендриты и аксоны. Первые – это отростки, воспринимающие информацию. Они обычно образуют большие ответвления для того, чтобы этой информации было побольше. Аксон – отросток, проводящий сигналы к другим клеткам. Между двумя этими видами отростков располагается тело нервной клетки, отвечающее в основном за обработку информации.

Наряду с нейронами в составе нервной ткани присутствуют еще вспомогательные клетки — глиальные. Их в среднем в 7 раз больше, чем нейронов, и они механически защищают нервные клетки, создают взаимную электрическую изоляцию, а также формируют ГЭБ, то есть барьер между кровью и мозгом, который следит за проникновением веществ в нервную ткань.

То, что нейроны не делятся, знают все. Но это не дефект нервной клетки, а ее необходимое свойство. Разделиться нейрону – это то же самое, как если бы вы взяли компьютерный диск и разрезали его пополам. У вас не получится два диска, а останется один, причем сломанный. Поэтому если нервные клетки в какой-то части мозга делятся, то это очень особые зоны и очень особые функции, например, обоняние.

Электричество и мозг

Если потенциал действия возник хотя бы в одной точке мембраны, он дальше разбегается по всей поверхности нервной клетки и достигает окончания аксона, запуская выделение вещества медиатора. Это вещество повлияет на следующие клетки, органы или мышцы. Такое распространение идет достаточно медленно, его скорость составляет 1-10 метров в секунду, максимум – 100-120.

Синапсы и медиаторы

Если происходит возбуждение, мы наблюдаем вход в клетку-мишень ионов натрия, после чего возможно возникновение потенциала действия. Это значит, что какая-то порция информации благополучно миновала синаптическую щель. Передвигаясь вперед, она, возможно, запустит реакцию или попадет в память нейросети. Если наблюдается торможение, в клетку-мишень, как правило, входит хлор или выходит калий, в результате чего клетка-мишень на время становится менее возбудимой.


Строение синапса

Очень важно то, что на каждом нейроне сходятся сотни и тысячи синапсов, сотни и тысячи аксонов, и сигналы от соседних аксонов суммируются. В итоге нейрон оказывается достаточно сложным вычислительным устройством, которое работает одновременно с сотнями и тысячами информационных каналов. А элементарной структурно-функциональной единицей мозга оказывается все-таки синапс. И вычислительные ресурсы нейросети зависят не от количества нейронов, а от того, насколько много синапсов находится в единице объема нервной ткани, допустим, в одном кубическом миллиметре.

Химия психики

Список медиаторов, то есть веществ, посредством которых нервные клетки влияют на другие клетки, весьма обширен. Но в нем есть и главные действующие лица, и второстепенные. Основные медиаторы нашей центральной нервной системы: глутамат и ГАМК. Первый является ключевым возбуждающим медиатором нашего мозга. А ГАМК – ключевой тормозный медиатор, он контролирует информационные потоки, не допускает лишние сигналы. Большинство задач, которые решаются нашим мозгом, требуют постоянного, тонкого баланса между глутаматом и ГАМК. Если этот баланс нарушается, появляются разнообразные проблемы, начиная от СДВГ и бессонницы и заканчивая эпилепсией.

Второстепенные медиаторы нужны для функционирования нашей психоэмоциональной сферы. К примеру, дофамин. С этой молекулой связана масса положительных эмоций. Нарушение функций дофамина приводит к таким патологиям, как паркинсонизм и шизофрения. Препараты, схожие с дофамином, работают как наркотики-психостимуляторы.

Еще один медиатор – серотонин. От него зависит целый ряд тормозных функций. Он контролирует центры негативных эмоций и уровень шума в мозговой коре. Благодаря серотонину мышление человека становится более чутким. С данным медиатором связаны препараты, которые мы относим к антидепрессантам. А еще на функции серотонина воздействуют наркотики, способные вызывать галлюцинации.

Эндорфины – ключевые медиаторы, связанные с контролем боли и опять-таки с центрами положительных эмоций. Поэтому на их основе созданы важнейшие группы анальгетиков, а также такие известные наркотические препараты, как морфин и героин, которые влияют на эндорфиновые синапсы.

Список медиаторов можно продолжить: аденозин, глицин, ацетилхолин, норадреналин… Любой из них крайне важен для функционирования мозга и внутренних органов. На их основе созданы важнейшие группы лекарств.

Иерархия отделов мозга

На макроуровне мозг представляет собой сложную иерархию структур. Проще всего устроен спинной мозг. Там мы можем достаточно четко выделить участки, отвечающие за сенсорику; двигательные зоны; вегетативные зоны, которые управляют внутренними органами; интегративные зоны.

В головном мозге сложность структур резко увеличивается, хотя самые нижние зоны – луковица и мост – реализуют довольно простые задачи: дыхание, управление сердечнососудистой системой и так далее.

Надо отметить, что головной мозг эволюционирует вперед и в сторону (как говорят анатомы, рострально и латерально). В нем выделяют структуры, классифицирующиеся по времени возникновения. Древние структуры есть уже у рыб, наших далеких предков. Старые структуры появляются в момент выхода позвоночных на сушу, они часто связаны с деятельностью конечностей. Новые структуры характерны для млекопитающих, а многие из них – лишь для обезьян и человека.

В среднем мозге помещаются древние центры: зрения, слуха, сна, двигательные. Большие полушария — самая крупная часть нашего головного мозга. В них располагаются высшие участки и центры, отвечающие за сенсорику, движение, мышление и так далее.

Промежуточный мозг состоит из верхней зоны (таламуса) и нижней (гипоталамуса). Первый является фильтром, через который проходит практически вся информация, поднимающаяся в наши высшие центры. Второй же преимущественно отвечает за эндокринную и вегетативную регуляцию.


Строение головного мозга

Мозжечок – это центр нашей двигательной памяти, в нем также выделяют новые, старые и древние зоны. Древние отвечают за оптимизацию рефлекторных программ, старые в первую очередь призваны обеспечивать перемещение человека в пространстве (шаг, бег), а новые ответственны за тонкие движения пальцев (например, при игре на музыкальных инструментах, письме, печатании на клавиатуре).

Мозг и потребности

Ключевая задача мозга — руководить поведением, которое в большинстве случаев нацелено на удовлетворение определенной нужды. Есть ряд базовых потребностей, с рождения встроенных в мозг и являющихся основой нашего поведения.

В перечень потребностей прежде всего входят витальные программы, ответственные за выживание человека: питание, защищенность, гомеостаз и так далее. Велика роль социальных программ, отвечающих за жизнь внутри сообщества. И есть особые программы, заставляющие стремиться к свободе, новизне, подражанию.

Центр каждой биологической потребности можно обнаружить в той или иной зоне мозга и проанализировать, на какие факторы реагирует этот центр. Как правило, значимы, во-первых, внешние сигналы, скажем, какие-то болевые стимулы. Во-вторых, внутренние сигналы, допустим, химический состав крови. Огромное значение для некоторых видов поведения имеет гормональный фон.

Каждый конкретный поведенческий акт может приводить либо к удовлетворению потребности, либо к тому, что она не удовлетворяется. Если нужду удается удовлетворить, в мозге генерируются позитивные чувства. Они заставляют мозг запоминать успешные алгоритмы поведения. При фрустрации же возникают негативные чувства. На их основе происходит забывание, снижение рейтинга тех программ, которые окончились неудачей.

Обучение и запоминание


Ключевой структурой, отвечающей за кратковременную память, является гиппокамп – зона, которая расположена у нас в глубине височных долей. Там находятся особые рецепторы (NMDAR), способные почти мгновенно менять свою активность при получении сильного сигнала. Если возникает большое количество потенциалов действия, эти рецепторы переходят в активное состояние, в результате чего синапсы, где они локализуются, начинают проводить информационные потоки. Это активное состояние сохраняется в течение нескольких часов.

Для возникновения долговременной памяти, как правило, нужно, чтобы в нейронах были синтезированы новые рецепторы, которые встроились бы в мембрану, воспринимающую действие медиатора. Почти всегда данным медиатором является глутамат. Формирование долговременной памяти, как правило, происходит на фоне эмоций, которые генерируются в центре потребностей.

Таким образом, независимо от того, какую конкретно информацию мы запоминаем, в разных частях нашей коры головного мозга происходит одно и то же событие: повышается эффективность синапсов, проводящих сигналы от глутаминовой кислоты. Этот механизм является универсальным способом вписать в нейросеть новую информацию и создать новые каналы для ее проведения.

Мозг и мышление

Высшие функции больших полушарий связаны с ассоциативной корой. Ассоциативность здесь подразумевает то, что она объединяет многие информационные потоки. И на боковой поверхности полушарий мы видим прежде всего ассоциативную теменную кору и ассоциативную лобную кору. Первая занимает в основном заднюю часть теменной доли, располагается она между двумя главными сенсорными центрами. В итоге здесь собирается зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая информация и прочие информационные потоки. Формируется целостная сенсорная картина внешнего мира.

Лобная кора – это главный центр управления поведением. Здесь принимаются решения о запуске тех или иных программ. И первое, что она делает, — это оценивает выраженность различных потребностей. Этот участок мозга выбирает доминирующую нужду, а дальше он должен запустить программу, которая позволила бы эту нужду удовлетворить. При этом лобная кора учитывает сигналы от ассоциативной теменной коры, а также от центров памяти: от гиппокампа, от тех нейросетей, которые модифицировались в ходе долговременного обучения. Она запускает программу и мониторит ее реализацию. Такой мониторинг особенно важен в том случае, если программа длительная, если нужно за каждым этапом смотреть, удалось или не удалось достичь некой текущей цели.

Повреждение этого участка приводит к тому, что такие функции человеческого мозга, как воля и инициатива, очень сильно страдают. Кроме того, свойства ассоциативной лобной коры определяют такие особенности нашего темперамента, как импульсивность и настойчивость.

Опасности и ловушки

За последние 20-30 лет человечество узнало о работе мозга очень-очень много. Эта информация чрезвычайно важна и полезна, если мы хотим как-то корректировать работу нервной системы, улучшать ее, помогать в случае тех или иных патологий. Сейчас мы гораздо яснее видим различные ловушки и проблемы. Например, проблему использования психотропных препаратов. Мы очень четко понимаем, что любой серьезный психотропный препарат (нейролептик, антидепрессант, снотворный препарат) фатально влияет на работу синапсов и состояние нейросетей и вызывает привыкание и зависимость.

В еще большей степени это относится к наркотическим препаратам, которые порой не просто меняют состояние нейросетей на очень длительный срок, но и разрушают эти нейросети и приводят к гибели нервных клеток, например, в центрах положительных эмоций.

Особая группа проблем связана с тем, что мозг человека, судя по всему, слишком быстро эволюционировал. В результате некоторые высшие функции мозга оказались не совсем адекватно инсталлированы, в связи с чем каждый сотый человек является шизофреником, а каждый двухсотый страдает эпилепсией. Список таких проблем можно продолжать. Чтобы корректировать такие патологические состояния организма ученым и медикам придется еще очень много потрудиться.

Наконец, проблема нейродегенерации. Нервные клетки порой накапливают в своей цитоплазме дефектные белки, которые нарушают их работу и приводят к гибели. К сожалению, все усилия нейрофизиологии и других нейронаук пока что не привели к радикальному успеху в этой области. Такие заболевания, как паркинсонизм и болезнь Альцгеймера, мы пока толком лечить не умеем, и это, безусловно, задача 21 века.

Пояснительная записка

Специальность “ психология” требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой, равно как и глубокого изучения свойств и закономерностей функционирования последней. Современная психология опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого психологу. Предлагаемая программа содержит необходимый объем информации для успешного усвоения основных положений физиологии центральной нервной системы.

Содержание курса

Понятие о высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность — часть науки о мозге. Ее связь и отношение к другим нейронаукам: нейробиологии, нейрохимии, нейрогенетике и др. Понятие о физиологии, психологии и психофизиологии высшей нервной деятельности.

Исторические аспекты развития взглядов на сущность высшей нервной деятельности. Роль теорий отражения, рефлекса и системной деятельности мозга как теоретической базы учения о высшей нервной деятельности. Концепции доминанты, функциональных систем и функциональных блоков мозга в теории системной деятельности мозга.

Причины возникновения рефлексов и их классификация. Потребность, ее сущность и место в высшей нервной деятельности.

Определение сущности условного рефлекса. Условный рефлекс, простые и сложные фор­мы условнорефлекторной деятельности, классификация услов­ных рефлексов и форм высшей нервной деятельности на осно­ве разных особенностей условных рефлексов по дан­ным И.П. Павлова и современных достижений науки.

Условия выработки условных рефлексов и осуществления условнорефлекторной деятельности, современные аспекты проблемы и их особенности по сравнению с классическим научением. Полез­ный приспособительный результат как основа формирования конкретной формы высшей нервной деятельности. Сигналь­ный характер условнорефлекторной деятельности, ее отличие от других форм рефлекторной деятельности нервной системы.

Павловские представления о механизмах замыкания временных связей, развитие его представлений в трудах отече­ственных и зарубежных ученых, разомкнутые и кольцевые схемы замыкания временной связи. Понятие о функциональ­ной системе П.К. Анохина и ее роль в понимании сущности физиологических процессов при выработке условного рефлек­са. Процессы, происходящие на уровне клетки и синапса и их роль в замыкании временной связи. Роль доминанты и лежа­щих в ее основе физиологических закономерностей при выра­ботке и закреплении временной связи.

Возбуждение, основные закономерности возникновения и распространения в нервной системе. Анализ и синтез возбуждений при формировании условнорефлекторной деятельности.

Торможение. История открытия, сущность сеченовского торможения. Мембранные, синаптические и нейрохимические основы формирования торможения: ионные токи в клетках, тормозные синаптические процессы, пре - и постсинаптическое торможение, тормозные интернейроны, торможение на системном и организменном уровнях.

Торможение в высшей нервной деятельности, его классификация. Роль безусловнорефлекторного (внешнего) и условнорефлекторного (внутреннего) торможения в условнорефлекторной деятельности (поведении) человека и животных. Взаимная индукция как процесс взаимодействия возбуждения и торможения в мозге. Роль последовательной и одновременной индукции в выработке и осуществлении различных форм условнорефлекторной деятельности. Современные представления о механизмах формирования условного и безусловного торможения.

Понятие об органах чувств, анализаторах, сенсорных системах. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение сенсорных систем в познании мира. Системный характер восприятия. Роль различных видов афферентации: обстановочной, пусковой и обратной в процессе познания. Функциональная организация сенсорных систем.

Периферический (рецепторный) отдел сенсорных систем.

Проводниковый отдел сенсорных систем. Многоуровневость организа­ции восприятия и передачи информации, парал­лельность каналов информации в организмах животных и че­ловека. Принципиальное значение этих особенностей для обеспечения на­дежности системы передачи информации. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений.

Корковый отдел сенсорных систем. Локализация афферентных функций. Моно- и полимодальные нейроны. Процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений. Участие ас­социативных областей в этом процессе; новое подразделение мозга животных и человека на блоки и их роль в осуществле­нии высшего анализа и синтеза в высшей нервной деятельно­сти.

Взаимодействие сенсорных систем. Кодирование информации в различных их отделах. Голографический принцип в объяснении механизмов восприятия.

Основные способы регулирования деятельности сенсорных систем на основе использования разных форм торможения на разных уровнях системы и нисходящих влияний от вышележащих отделов на нижележащие.

Адаптация сенсорных систем. Методики исследования сенсорных систем. Возрастные изменения сенсорных систем.

Ноцицепция. Сущность понятия боль. Биологическое значение боли, классификация боли. Отраженные и фантомные боли. Зоны Г.А. Захарьина - Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах. Общее представление об обезболивании и наркозе.

Биологические активные точки и принципы рефлексотерапии.

  • Модулирующие системы мозга как регулятор активности коры и подкорковых структур. Гетерогенность модулирующей системы. Активирующие и инактивирующие структуры мозга. Субсистемы активации. Источники активации. Формы активации. Специфический и неспецифический характер восходящих активирующих влияний.

  • Целевые функции двигательной системы. Общая концепция организации движений. Управление ориентационными движениями и позой. Роль спинальных, шейных и вестибулярных рефлексов в этом процессе. Схема тела. Статический и динамический образ тела. Управление локомоцией, роль генераторов двигательных программ. Произвольные движения, функциональные блоки их организации. Роль двигательной коры (первичной проекционной зоны) и мозжечка. Особенности цитоархитектонической организации моторной коры. Организация манипуляторных движений. Корковая сенсомоторная интеграция.

Безусловные рефлексы и их классификация. Особенности организации сложных безусловных рефлексов (инстинктов). Концепция драйва и драйв - рефлекса. Роль генотипа в формировании поведения. Сигнальные аспекты безусловнорефлекторной деятельности.

Роль механизмов памяти в высшей нервной деятельно­сти. Определение памяти как многокомпонентного процесса, обуславливающего отбор, хранение и воспроизведение инфор­мации. Роль этих процессов в сохранении вида, индивидуума и их приспособления к условиям существования. Три вида памя­ти: генетическая, иммунная, нервная, виды последней и их классификация. Роль отдельных видов нервной памяти в жизни организмов. Молекулярные и синаптические основы памяти и их роль в возникновении и хранении следов инфор­мации. Множественность систем памяти, роль мозжечка, миндалины, гиппокампа в процессах памяти.

Роль приобретенных (индивидуальных) форм обучения в высшей нервной деятельности. Неассоциативное (стимул - зависимое) обучение: суммационные реакции, привыкание, сенситизация, подражание, запечатление. Ассоциативное (эффект - зависимое) обучение: классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс, аверсивное обучение. Сложные формы обучения: когнитивное обучение, психонервная деятельность, элементарная рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование.

Внимание, его формы, классификация и сущ­ность в свете достижений современной нейрофизиологии и нейропсихологии. Роль процессов, происходящих на уровне афферентных центральных и эфферентных систем в возникно­вении внимания, электрофизиологические корреляты процесса и их объяснение. Внимание и ориентировочный рефлекс. Роль энергетического блока мозга в высшей нервной деятельности.

Потребность, со­временные представления о ее сущности и месте в высшей нервной деятельности. Нарушения гомеостаза как основа возникновения по­требностей биологического ряда, классификация потребностей у животных и человека на витальные, зоосоциальные и иде­альные по П.В. Симонову, их роль в возникновении мотиваций.

Мотивации как более высокая ступень развития потребностей. Пути и способы их удовлетворения. Нейроанатомия, нейрофизиология и нейрохимия мотиваций. Роль мотиваций в формировании условнорефлекторной деятельности животных и человека.

Место эмоций в ряду других функциональных состояний мозга. Роль эмоций в жизни живых существ, выражение эмоций и сущность эмоций. Теории эмоций (биологическая теория П.К. Анохина, информационно - потребностная теория П.В. Симонова). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций.

Сон и гипноз как специальные состояния мозга. Физиологическое значение сна в свете представлений И.П. Павлова и данных современной науки. Теории сна. Современные представления о сне как части цикла "сон-бодрствование", имеющего собственный аппарат осуществления, работающий на основе сложно - координированной работы активирующей и инактивирующей систем. Структура сна и его деление на "медленный" и быст­рый" сон. Электроэнцефалографические корреляты различных стадий сна. Отдельные компоненты обеих систем, их связи и взаимодействие. Физио­логическое значение отдельных фаз сна и их роль в возникно­вении сновидений. Возможно ли осуществление высшей нерв­ной деятельности во время сна? Гипноз как специальное со­стояние мозга и его объяснение с позиций теории И.П. Павлова и мотивационной теории эмоций.

Функциональное состояние как самостоятельная категория в структуре поведения. Нейроанатомия функциональных состояний. Электрофизиологические, двигательные и вегетативные проявления функциональных состояний.

Стресс, его виды. Общие закономерности и стадии развития стресса. Психо - эмоциональный стресс, причины возникновения, проявления, механизмы развития. Артериальная гипертензия как наиболее частое последствие психо - эмоционального стресса. Стресс - устойчивые и стресс - неустойчивые организмы. Профилактика стресса.

Условный рефлекс как наглядный пример интегративной деятельности мозга. Простые и сложные формы поведения как выражение интегративной деятельности мозга. Динамиче­ская стереотипия как первое открытие сложных форм интегра­тивной деятельности мозга. Сущность явления, изучение его в современных вариантах обучения животных в разных услови­ях. Условнорефлекторное переключение как пример сложной интегративной деятельности мозга. Понятие о фазических и тонических условных рефлексах, последние — как пример сложной анализаторно - интегративной деятельности мозга. Со­временные представления о роли различных систем мозга в осуществлении интегративной деятельности.

Ритуализация и коммуникации в мире животных, не­вербальные формы коммуникации, ритуализации, конфликт­ные отношения, управление поведением в зоособществе одно­го и того же и разных видов, явление компромиссов в мире животных, оптимизация поведения как результат эволюции разных форм поведения. Вербальные формы коммуникации и их истоки, вторая сигнальная система у человека и ее связь с психическими процессами. Невербальные формы коммуника­ции у человека, коммуникационные процессы и латерализация функций мозга у животных и человека.

Существует ли сознание у животных? Определение сущности сознания и самосознания с позиций достижений со­временной нейрофизиологии. Мозг созидающий и мозг со­страдающий. Социальные аспекты поведения, творчества, со­страдания, материальные аспекты реализации наиболее слож­ных форм поведения. Сознательное и бессознательное с точки зрения современного учения о высшей нервной деятельности. Скрытые формы условнорефлекторного научения.

Теории индивидуальности в историческом аспекте. Павловская классификация высшей нервной деятельности и деление ее на типы на основе учета силы, подвижности и урав­новешенности основных нервных процессов. Достоинства и недостатки метода в свете современных достижений науки. Роль эмоционального фактора в определении индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности. Классификация индивидуальности на основе учета этого фактора. Физиолого-психологические классификации типологии человека совре­менной наукой. Темперамент в структуре индивидуальности.

Нейрофизиология определяет изучение центральной нервной системы и ее функции, подключается к трансляционной науке, неврологии, нейробиологии, психологии, нейроанатомии, электрофизиология, когнитивным наукам.

Как наука нейрофизиология занимается изучением, диагностикой и лечением всех категорий заболеваний, сопровождающихся центральной, периферической и автономной нервной систем.

Глоссарий по нейрофизиологии

Основные отделы головного мозга человека

Нейрохирургия – область медицины которая занимается вопросами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации расстройств, влияющие на любую часть нервной структуры, включая работу мозга, спинной мозг, периферические нервы и экстракраниальные сосуды головы.

Неврологические расстройства являются заболеваниями главного органа центральной нервной системы, позвоночника и нервов. Есть более чем 600 заболеваний нервной системы , таких как опухоли головного мозга, эпилепсия, болезнь Паркинсона, инсульт, а также менее знакомые, например, лобно-височная деменция.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – это комплекс травм с широким спектром симптомов и физических повреждений. Черепно-мозговая травма обычно является результатом сильного удара или толчка в голову или тело. Объект проникает в череп, как пуля или расколотый кусок черепа, которые также могут вызвать черепно-мозговую травму.

Лимбическая система – сложный набор структур, который лежит по обе стороны от таламуса мозга. Она включает гипоталамус, гиппокамп, миндалевидное тело, и несколько других близлежащих частей. Похоже, в первую очередь отвечает за нашу эмоциональную жизнь и имеет много общего с формированием воспоминаний.

Спинной мозг является наиболее важной структурой между телом и головой. Спинной мозг простирается от большого затылочного отверстия, где он как непрерывный продолговатый на уровне первого или второго поясничного позвонка. Это жизненно важная связь между головой и телом и от тела к главному органу центральной нервной системы.

Нейроэндокринология изучает взаимодействие нервной и эндокринной систем, в том числе биологических особенностей клеток, участвующих и обменивающихся информацией. Нервная и эндокринная системы часто действуют вместе в процессе, называемом нейроэндокринной интеграцией. Нейроэндокринология отслеживает регулирование физиологических процессов человеческого организма.

Гипоталамус – это участок главного органа центральной нервной структуры, который отвечает за производство в организме важнейших гормонов, химических веществ, которые помогают контролировать различные клетки и органы. Гормоны гипоталамуса регулируют физиологические функции, такие как регулирование температуры, жажда, голод, сон, настроение, половое влечение и высвобождение других гормонов в организме.

Нейронные области моделируют математические основы машинного обучения, которые сочетают идеи нейронных сетей, логики и моделью распознавания. Это также упоминается как поле моделирования, теория поля моделирования, максимальное правдоподобие искусственных нейронных сетей.

Гиппокамп является частью главного органа центральной нервной системы, который участвует в формировании памяти, упорядочение и хранение. Это структура лимбической системы, что особенно важно в формировании новых воспоминаний и подключая эмоции и чувств, такие как запах и звук, воспоминания. Гиппокамп имеет форму подковы. Это парная структура, одна часть гиппокампа расположена в левом полушарии, а другая в правом полушарии.

Методы и задачи нейрофизиологии мозга человека

Нейрофизиология – междисциплинарная область, которая охватывает исследования по молекулярной, клеточной и системной нейрофизиологии, функциональной морфологии, нейрофармакологии и нейрохимии. Нервно-мышечная физиология, нейронные механизмы высшей нервной деятельности и поведения, медицинские аспекты нейрофизиологии и моделирования нейронных функций, также изучаются этой наукой.

  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – запись электрической активности и работа мозга с кожи головы, которая в основном используется в диагностике эпилепсии и мониторинга людей с этим условием.
  • Вызванные потенциалы – это анализ биоэлектрических сигналов работы головного мозга в ответ на определенные раздражители, например, мигающий свет или звуки. Вызванные потенциалы используются в диагностике различных заболеваний, в том числе рассеянного склероза и заболеваний глаз, как ночная слепота.
  • ЭМГ (электромиография) – оценивает функции нервов и мышц в организме. Электромиография используется в условиях, влияющих на функции нервов и мышц, в том числе миастения, заболевание невромы Мортона (утолщение нерва стопы). Чаще проявляется у женщин из-за хождения на высоких каблуках.

Наука по изучению работы головного мозга

Но также, как большинство человеческих генов практически идентичен среди млекопитающих и несет главное сходство в структуре, функции и работе мозга тех видов, которые наиболее тесно связаны с человеком на древе жизни. Однако, даже нервная система от простейших организмов предлагает подсказки о функции и работе человеческого мозга. Исследователи также изучают, чтобы определить ключевые различия главного органа центральной нервной системы, которые наделяют людей уникальными когнитивными способностями и абстракцией.

Нейрофизиологи изучают различные модели животных от рыбок до певчих птиц. Простота нервной системы нематод аскариды (круглый червь) позволила ученым проследить все его нервные соединения. Это понимание может привести к пониманию связей в работе человеческого мозга. Исследователи также изучают химические вещества в животном мире в надежде найти новые лекарственные средства.

Животные мозги имеют большое разнообразие форм и размеров, но размер является плохим показателем интеллекта.

Мозг жирафа почти такой же большой, как человеческий мозг, но интеллект жирафа находится, как известно, на низком уровне.

Очевидно, это объясняет человеческие улучшенные когнитивные способности. Ученые изучают других животных, чтобы определить как аналогичным образом плотные участки главного органа центральной структуры нейронов могут повлиять на функции и работу мозга.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.