Заключение о речевом статусе больного с афазией

При обследовании состояния чтения особое внимание уделяется возможности внутреннего чтения у безречевых больных с афферентной и эфферентной моторной афазиями и сенсорной и акустическо-гностической афазиями. Об­следование сохранности внутреннего чтения про себя у без­речевых больных осуществляется следующими приемами: 1) раскладыванием подписей к предметам, к сюжетным кар­тинкам и сериям картинок; 2) показом воспринятого на слух слова или предложения; 3) выполнением письменных ин­струкций: Покажите где окно, Погрозите пальцем и т. д.

У больных, жалующихся на трудности чтения при со­хранной ситуативной речи, необходимо проверить остроту зрения и оптический гнозис, наличие гемианопсии (суже­ние поля зрения, часто наблюдающееся при сенсорной афа­зии). При исследованиях возможностей чтения у больных со средней степенью тяжести речевых расстройств логопед отмечает литеральные и вербальные паралексии, элементы угадывающего чтения, персеверации и т. п.

При обследовании письма и письменной речи больным с грубой выраженностью речевого расстройства предлагает­ся написать под диктовку отдельные звуки, короткие слова (дом, ухо, окно). В тех случаях, когда больной справляется с записью легких слов, ему предлагается записать слова со стечениями согласных (хвост, друг, стол) и многосложные слова (например: комната, самолет, погоня). Если больной пишет (с ошибками) отдельные слова, ему предлагается записать под диктовку простые и сложные предложения, например: Дети идут в лес, На улице плохая погода, Путе­шествие окончилось благополучно.

При легкой степени речевого расстройства в письме боль­ных встречаются ошибки. Если больной не сделал ошибок при письме под диктовку, надо перейти к исследованию письменного называния, составления фразы или текста по сюжетным картинкам. Нарушения письменной речи при всех формах афазии являются вторичными по отношению к первично нарушенной предпосылке. В письменной речи больных с афферентной моторной афазией преимущественно наблюдаются лите­ральные парафазии при записи звуков, близких по месту и способу образования, при эфферентной афазии — пропуски гласных, перестановки и персеверации букв и слогов из предыдущих слов, при акустико-гностической — смешения звонких и глухих согласных и т. п. При грубой и средней выраженности аграфии при афферентной моторной, эффе­рентной моторной и акустико-гностической афазиях наблю­дается пропуски согласных при стечениях согласных в слоге или на стыках слогов. При грубой акустико-гностической афазии на самом раннем этапе заболевания в связи с нару­шением слухового контроля больной может писать лишние буквы в слове, повторять слоги, удлиняя, например, слово, состоящее из трех букв, до 8—12 букв. Логопед протоколи­рует письменную речь больного также в виде дроби.

И, наконец, логопед обследует у больного сохранностьсчетных операций,предлагая записать простые и много­значные числа, решить примеры в пределах 10, 100, 1000. Обычно тяжелым больным даются письменные примеры типа: 31 —17 (с переходом через десяток), больным предла­гается устно отнимать от 100 по семи и т. п.

Обследование речевых функций проводится деликатно, чтобы не травмировать больного, преодоление больным трудностей во время обследования поощряется. Больной должен уйти от логопеда ободренным, не переутомленным, в связи с чем первичное обследование проводится реду­цированно и речевой статус уточняется при повторных встречах.

Заключение о речевом статусе больного

После проведенного обследования логопед пишет заклю­чение о речевом статусе больного, которое составляется по следующему плану:

1) эмоционально-волевые черты боль­ного, контактность, сохранность личности, ориентирован­ность его в месте и времени, отношение к своему речевому дефекту, наличие левшества у больного и членов семьи;

2) особенности понимания ситуативной речи, выполнение одно- и многосложных инструкций, слухоречевая память, фонематический слух, отчуждение смысла слова, персевераторность в выполнении заданий, понимание логико-грамма­тических конструкций;

3) особенности экспрессивной речи: многоречивость, аспонтанность, эхолалия, персеверации, речевые эмболы, возможность общения при помощи отдельных слов или деформированных предложений, характер аграмматизма, наличие вербальных и литеральных парафа­зии, амнестические трудности, оральный или артикуляторный праксис. Возможности повторения, называния, состав­ления фразы, автоматизированная речь. Отмечается ли дис­социация между репродуктивной произвольной и ситуативной активной речью, а также наличие дизартрии?

4) особенности чтения и письма: сохранность зрительного гнозиса, узнава­ние букв, особенности чтения про себя и вслух, литеральные и вербальные парафазии, возможность выполнения пись­менных инструкций, глобальное чтение отдельных слов;

5) особенности нарушения письменной речи: запись отдель­ных букв, слов под диктовку, письменное называние предме­тов и их изображений, запись сложных слов и отдельных предложений под диктовку, письменное составление предло­жений по сюжетной картинке, характер литеральных и вер­бальных парафазии, аграмматизм в письменной речи, харак­тер других дефектов в письме больного;

6) особенности нарушения счета: возможность решения различных арифме­тических примеров, записи цифр под диктовку;

7) особен­ности гнозиса и праксиса: наличие акустической или оптической агнозии, зеркальности в письме, оральной и артикуляторной апраксии, динамической и конструктивно-пространственной апраксии, дизартрии, эхолалии.

После суммарного описания речевого статуса больного пишется заключение, в котором отмечается форма афазии, ее степень тяжести, комплексность двух форм, степень тя­жести аграфии, алексии и акалькулии, характер апраксии, наличие левшества в семье, степень активности или аспонтанности, наличие депрессивности, эффективности, слабо­душия (плаксивости) и эйфории (смешливости, расторможенности).

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 2185 . Нарушение авторских прав

План заключения о речевом статусе

Михайлова Е.А.

Оформляется после проведения нейропсихологического обследования больного с афазией. Включает следующие данные:

1. Эмоционально-волевые черты больного:

· контактность, сохранность личности;

· ориентированность его в месте и времени;

· отношение к своему речевому дефекту;

· наличие левшевства у больного и членов семьи.

2. Особенности понимания ситуативной речи:

· выполнение одно- и многосложных инструкций;

· состояние слухоречевой памяти;

· состояние фонематического слуха;

· отчуждение смысла слова;

· персевераторность в выполнении заданий;

· понимание логико-грамматических конструкций.

3. Особенности экспрессивной речи:

· наличие речевых эмболов;

· возможность общения при помощи отдельных слов или деформированных предложений;

· характер аграмматизма, наличие вербальных и литеральных парафазий;

· состояние орального праксиса;

· возможность составления фразы;

4. Особенности нарушения письменной речи:

· сохранность зрительного гнозиса;

· специфика процесса узнавания букв;

· особенности чтения про себя и вслух;

· возможность выполнения письменных инструкций;

· глобальное чтение отдельных слов;

· специфика записи отдельных букв, слов под диктовку;

· письменное называние предметов и их изображений;

· запись сложных слов и отдельных предложений под диктовку;

· письменное составление предложений по сюжетной картинке;

· характер литеральных и вербальных паралексий и параграфий;

· характер аграмматизма в письменной речи;

· другие дефекты чтения и письма.

5. Особенности нарушения счета:

· возможность решения различных арифметических примеров;

· возможность решения простых арифметических задач;

· возможность записи цифр под диктовку.

6. Особенности гнозиса и праксиса:

· наличие акустической агнозии;

· наличие оптической агнозии;

· наличие зеркальности на письме;

· наличие оральной апраксии;

· наличие динамической апраксии;

· наличие конструктивно-пространственной апраксии.

Структура логопедического заключения при афазии:

· степень тяжести афазии;

· комплексность двух форм;

· степень тяжести аграфии, алексии, акалькулии;

· наличие левшевства в семье;

· степень активности или аспонтанности;

· наличие депрессивности, аффективности, слабодушия (плаксивости), и эйфории (смешливости, расторможенности).

Варианты логопедических заключений при афазии

Логопедическое заключение оформляется на основе нейропсихологической классификации форм афазии А.Р. Лурия.

1. Эфферентная моторная афазия тяжелой степени. Аграфия средней степени. Алексия легкой степени выраженности. Премоторная апраксия. Снижение речевой и психической активности.

2. Сенсорная (акустико-гностическая) средней степени и акустико-мнестическая тяжелой степени афазия у левши. Аграфия легкой степени. Акалькулия тяжелой степени. Акустическая агнозия.

3. Афферентная моторная афазия средней степени тяжести. Аграфия средней степени тяжести. Акалькулия легкой степени. Конструктивно-пространственная апраксия. Оральная апраксия.

4. Семантическая афазия средней степени тяжести. Алексия легкой степени выраженности. Акалькулия легкой степени. Конструктивно-пространственная апраксия. Астереогнозия.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оформляется после проведения нейропсихологического обследования больного с афазией. Включает следующие данные:

1. Эмоционально-волевые черты больного:

· контактность, сохранность личности;

· ориентированность его в месте и времени;

· отношение к своему речевому дефекту;

· наличие левшевства у больного и членов семьи.

2. Особенности понимания ситуативной речи:

· выполнение одно- и многосложных инструкций;

· состояние слухоречевой памяти;

· состояние фонематического слуха;

· отчуждение смысла слова;

· персевераторность в выполнении заданий;

· понимание логико-грамматических конструкций.

3. Особенности экспрессивной речи:

· наличие речевых эмболов;

· возможность общения при помощи отдельных слов или деформированных предложений;

· характер аграмматизма, наличие вербальных и литеральных парафазий;

· состояние орального праксиса;

· возможность составления фразы;

4. Особенности нарушения письменной речи:

· сохранность зрительного гнозиса;

· специфика процесса узнавания букв;

· особенности чтения про себя и вслух;

· возможность выполнения письменных инструкций;

· глобальное чтение отдельных слов;

· специфика записи отдельных букв, слов под диктовку;

· письменное называние предметов и их изображений;

· запись сложных слов и отдельных предложений под диктовку;

· письменное составление предложений по сюжетной картинке;

· характер литеральных и вербальных паралексий и параграфий;

· характер аграмматизма в письменной речи;

· другие дефекты чтения и письма.

5. Особенности нарушения счета:

· возможность решения различных арифметических примеров;

· возможность решения простых арифметических задач;

· возможность записи цифр под диктовку.

6. Особенности гнозиса и праксиса:

· наличие акустической агнозии;

· наличие оптической агнозии;

· наличие зеркальности на письме;

· наличие оральной апраксии;

· наличие динамической апраксии;

· наличие конструктивно-пространственной апраксии.

Структура логопедического заключения при афазии:

· степень тяжести афазии;

· комплексность двух форм;

· степень тяжести аграфии, алексии, акалькулии;

· наличие левшевства в семье;

· степень активности или аспонтанности;

· наличие депрессивности, аффективности, слабодушия (плаксивости), и эйфории (смешливости, расторможенности).

Варианты логопедических заключений при афазии

Логопедическое заключение оформляется на основе нейропсихологической классификации форм афазии А.Р. Лурия.

1. Эфферентная моторная афазия тяжелой степени. Аграфия средней степени. Алексия легкой степени выраженности. Премоторная апраксия. Снижение речевой и психической активности.

2. Сенсорная (акустико-гностическая) средней степени и акустико-мнестическая тяжелой степени афазия у левши. Аграфия легкой степени. Акалькулия тяжелой степени. Акустическая агнозия.

3. Афферентная моторная афазия средней степени тяжести. Аграфия средней степени тяжести. Акалькулия легкой степени. Конструктивно-пространственная апраксия. Оральная апраксия.

4. Семантическая афазия средней степени тяжести. Алексия легкой степени выраженности. Акалькулия легкой степени. Конструктивно-пространственная апраксия. Астереогнозия.

Дата добавления: 2014-12-13 ; просмотров: 5435 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

· Дом, окно, кошка, портной, стон, слон

· Полковник, поклонник, подоконник

· мальчик ударил собаку,

· девочка пьет чай

· в саду за высоким забором росли яблони и груши – отмечают состояние слухоречевой памяти

5. Называние предметов

6. Рассказ по сюжетной картине, пересказ

· Отмечают активность, развернутость, аграмматизмы, соскальзывание на побочные связи.

· Сохранение плана высказывания

7. Обследование артикуляторного звена речи

· Повтори звук, слово, предложение…

· Афферентная афазия – обильные поиски артикуляторного уклада, литеральные парафазии, речевой эмбол, тенденция к оглушению

· Акустико-гностическая афазия – ошибки, сопровождающиеся комментариями больных. Вторичные нарушения из-за нарушения слухового контроля, тенденция к озвончению вследствие повышенной компенсаторной преднастройки акустического контроля.

4. Исследование письменной речи и счета

· Исследуется сохранность чтения про себя:

o Раскладывание подписей к предметам, сюжетным картинкам, сериям картинок;

o Показ услышанного слова

o Выполнение письменных инструкций

· Автоматизированное письмо - ФИО

· Письмо букв (списывание, под диктовку)

· Письмо слов (списывание, диктовка)

o - дом, окно, стул;

o - дочка – точка,

o забор-собор-запор (оп. ф-мы)

o стол-стон-слон (оп. арт-мы);

o портной, строчить, кораблекрушение

· Письмо фраз(сп., дикт.)

o девочка плачет,

o на улице шел дождь

5. Исследование праксиса

Динамический праксис

· кулак-ребро-ладонь (на столе и в воздухе)

· кулак – ребро - кольцо

Наличие динамической апраксии – свидетельство поражения премоторных и заднелобных отделов

Пространственный праксис

o ук. пал. к подбородку

o лев. лад. вдоль подбор.

o ладони перпендикулярно друг другу

o различные позы пальцев

· складывание фигур из спичек ( и в перевернутом виде)

· афферентная и семантическая афазия – первичные симптомы

· эфферентная и динамическая афазия – вторичные симптомы, из-за персевераторности и нарушения планирования действий

Оральный праксис (по инструкции и по подражанию – с паузами)

· - высунуть язык, вверх, вниз, влево, вправо,

· - надуть щеки, попеременно, - улыбка – хоботок

· подуть, покашлять, удивление, подмигнуть

· Вязкость, неполнота движений – проявления дизартрии

· Хаотичные поиски, трудности придания соответствующей позы – афферентная афазия

· Персеверации, повторы – эфферентная и динамическая афазии

6. Исследование гнозиса

· Зрительного – тесты. Нарушения отмечаются при акустико-мнестической афазии, когда больные описывают функцию предмета вместо называния, и при оптической алексии

· Акустического – восприятие ритмов за экраном. При нарушении премоторных отделов добавляют лишние удары, при сенсорной – отказываются, говорят, что их очень много.

Логопедическое заключение или Речевой статус при афазии (схема написания).

  1. Эмоционально-волевые черты: контактность, сохранность личности, ориентированность во времени и месте, отношение к своему дефекту.
  2. Степень нарушения понимания речи.
  3. Степень распада экспрессивной речи и ее особенности: многоречивость, аспонтанность, наличие речевого эмбола, возможная диссоциация между репродуктивной произвольной и ситуативной активной речью.
  4. Особенности чтения.
  5. Особенности нарушения письма.
  6. Особенности нарушения счета.
  7. Особенности гнозиса и праксиса.

После суммарного описания речевого статуса пишется заключение (форма афазии, комплексность двух форм, степень ее тяжести, степень тяжести аграфии, алексии, акалькулии, степень активности или аспонтанности, наличие депрессивности или эйфории).

2. Пациентка К.В.З. 1937г.р. Логопедическое заключение: Тотальная афазия.

Тотальная афазия - это одно из сложных нарушений речи, т.к. трудно определится в логопедической работе с больной, которая не понимает обращенную к ней речь, не произносит сама ни одного слова.

Как уже выше говорилось, основное в работе по восстановлению речи при данной афазии является стимулирование понимания речи на слух по устной инструкции, причем с показывание соответствующих действий. [ 23]

Предлагались следующие задания:

Закройте глаза (книгу, тумбочку и т.д.); откройте их; покажите язык; покажите зубы; поднимите руку; дайте руку (чашку, книгу и т.д.); возьмите…; поправьте …; сядьте; причешитесь.

3. Пациент М.В.Г. 19.09.57г Логопедическое заключение: Остаточные явления моторной афазии. Псевдобульбарная дизартрия.

Главной целью логопедического восстановительного обучения является восстановление речевой функции.

Основная коррекционная работа при дизартрии у пациентов с ОНМК – это восстановление мышечного тонуса в артикуляционной и оральной мускулатуре. Восстановление мышечного тонуса необходимо начинать с проведения точечного массажа лица, массажа артикуляционной мускулатуры.

Восстановление артикуляции всегда лучше сочетать с работой по развитию моторики рук, тем более, что в данном случаи мы наблюдаем правосторонний гемипарез.

Например, делаем упражнение на язычок: высунуть язычок хорошо вперед и поднимать его вверх, вниз, влево и вправо. При этом одновременно в руках держим мячики и при каждом движении языка двумя руками одновременно сжимаем мячики. [38,27]

На восстановление орального праксиса: вытягивание губ трубочкой, виде хоботка. Затем сделать оскал, т.е. растянуть губы. Эти упражнения чередовать.

Уделять больше внимание на восстановление функций языка. Переходить от пассивных упражнений к более активным.

При нарушении голосообразования при дизартрии определяется необходимостью в проведении речевой терапии, при которой особое внимание уделяется постановке голоса и отдельных звуков.

Поэтому в дальнейшем приступаем к восстановлению отдельных звуков, дефекты которых связаны с парезом мышц языка и губ.

Здесь нарушен процесс образования звонких согласных ( б, в, г, д, р, н ), идет замена их на глухие ( т, ф, к, с).

И в зависимости от нарушений звукопроизношения проводятся и соответствующие упражнения.

Очень важным моментом при восстановлении речи при дизартрии играет и восстановление речевого дыхание, дыхания в целом.

Сидя на стуле прямо или стоя:

1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2. Вдох через нос, выдох через рот;

3. Вдох через рот, выдох через нос;

4. Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую;

6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

8. Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременное задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями). [3]

Через 7-10 дней дополнительно к дыхательным упражнениям добавляют упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани.

Все выше перечисленные упражнения: массаж, артикуляционные упражнения, дыхательные упражнения, голосовые упражнения - проводятся все в комплексе

4.Пациент А.В.И. , 12.10.26г.р. Логопедическое заключение: Остаточные явления моторной афазии . Проявления полтерн.

Исходе из коррекционного метода воздействия пациенту было предложено следующее задание.

1.Дыхательные упражнения – для расслабления, нормализации дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

1) Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2) Вдох через нос, выдох через рот;

3) Вдох через рот, выдох через нос;

4) Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5) Вдох через одну половину носа, выдох через другую;

6) Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

8) Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременное задерживая).

2.Чтение стихов, на выбор самого пациента. Чтение медленное, с интонацией и слушая себя внимательно, т.е. сконцентрироваться на чтении стихотворения. Можно проводить чтение с книгой, можно наизусть.

Афферентная моторная афазия

Оральный и артикуляционный праксис

При менее грубой степени выраженности данной формы афазии также имеются нарушения орального и артикуляционного праксиса. Отдельные позы больные выполняют не только по образу, но и по устной инструкции. При этом присутствуют ошибки, поиски позы. Больные смешивают близкие по артикуляции звуки, не всегда справляются с воспроизведением их по акустическому образцу.

При легкой степени афазии отмечаются незначительные нарушения орально-артикуляционного праксиса, проявляющиеся в основном в усложненных условиях.

Спонтанная речь

При менее грубом дефекте речи спонтанная речь больных бедна, состоит из отдельных слов. Фразовая речь возможна лишь у отдельных больных. Фраза примитивна по логической структуре.

В случае .легкой степени выраженности афазии спонтанная речь достаточно ргазвернута. Фраза разнообразна по логической и синтаксической (Структуре. Имеются отдельные аграмматизмы. Словарный состав богатый: в активном пользовании больного не только конкретная бытовая лексика, но и отдельные малочастотные слова, слова с перенюсным значением. Высказывание не всегда носит ситуативный характер. Больной в состоянии дать словесное изложение какого-либо отвлеченного события. Речевая активность достаточно высокая!: больной охотно вступает в речевое общение.

Речевые автоматизмы

У больших с грубой афферентной моторной афазией отсутствуют даже речевые автоматизмы, артикулирование которых является высоко упроченным преморбидно. Это свидетельствует о грубейшем нарушении артикуляционного праксиса. Иногда возможны их отдельные фрагменты, например, сопряженный или отряженный счет, пение со словами. В менее грубых случаях речевые автоматизмы сохраняются и произносительные трудности значительно сглажены. У больных с легкой степенью выраженности речевого дефекта речевые автоматизмы полностью сохраняются, и следовательно артикуляционная апарксия, имеющая место в других видах речи, на них не распространяется.

Повторная речь

У больных с легкими расстройствами речевой функции повторная речь страдает незначительно.

Диалогическая речь

У больных с грубой афазией называние чаще всего отсутствует, однако вторично, поскольку основной причиной является неспособность произнесения слова, даже если оно присутствует во внутренней речи. При менее грубом речевом дефекте возможно называние отдельных часто употребляемых предметов и наиболее распространенных действий, т.к. артикулирование составляющих их звуков речи является достаточно упроченным преморбидно. Вместе с тем в этом виде речевой деятельности также выражены трудности, характерные для спонтанной речи. При легкой афазии называние как функция не страдает.

Фраза по сюжетной картинке

Больным с грубой афазией составление фраз по сюжетной картинке недоступно. При меньшей степени грубости речевого дефекта возможно составление простой по синтаксической конструкции фразы по сюжетной картинке, в основном бытового содержания. Это обусловлено тем, что артикуляционное выражение оборотов речи, используемых в этих случаях, более освоено преморбидно, и следовательно прочнее. Больные с легким расстройством речи, как правило, достаточно легко составляют фразы по сюжетной картинке.

Пересказ текстов

При грубой степени выраженности речевого дефекта пересказ текстов невозможен. В менее грубых случаях больные способны пересказать текст, но лишь в форме ответов на вопросы или же по подробному плану.

В легких случаях пересказ текстов возможен, однако имеются трудности формулирования сложных фраз, встречаются отдельные аграмматизмы. Свободному изложению текста препятствуют и произносительные трудности, характерные для экспрессивной речи в целом.

Затруднения в пересказе текстов, как и в спонтанной речи, принято расценивать как свидетельство системной зависимости лекси-ко-грамматической стороны речи от артикуляционной.

Понимание речи

Больные даже с грубой афферентной моторной афазией в общем понимают обращенную к ним речь, и в частности, ситуативно-бытовую. Более сложные виды речи не всегда доступны пониманию, особенно логико-грамматические обороты. Иногда имеются элементы отчуждения смысла слова при показе предметов, частей тела, а также ошибки в выполнении устных инструкций. Как принято считать, это обусловлено невозможностью полноценной опоры на проговаривание при восприятии на слух соответствующих слов и фраз. Больные не в состоянии также понимать речь по радио, развернутую монологическую и диалогическую речь окружающих. Фонематический слух при этом первично не страдает.

Больные с менее грубым речевым дефектом понимают обращенную к ним речь, справляются с показом предметов и частей тела, а также с выполнением устных инструкций. Однако развернутую монологическую речь окружающих, а также речь по радио часто не понимают, так же как и сложные логико-грамматические обороты речи. Имеются затруднения в осмыслении слов с переносным значением, пословиц, текстов со сложным сюжетом. Фонематический слух сохранен.

При легкой степени выраженности артикуляционной апраксии понимание речи практически сохранено.

Объем слухо-речевой памяти

У больных с грубой афферентной моторной афазией определить объем слухо-речевой памяти в большинстве случаев невозможно: повторение у них отсутствует, а использование условных моторных реакций осложнено наличием изменений нейродинамики, как правило, сопутствующих грубому речевому дефекту.

При средней степени грубости речевого расстройства объем слухо-речевой памяти, как правило, сужен за счет трудностей про-говаривания, подкрепляющего процесс удержания воспринимаемого акустического ряда.

У больных с легкой формой афферентной моторной афазии объем слухо-речевой памяти практически не сужен.

Состояние функции чтения

При меньшей грубости дефекта чтение как функция имеется, однако сопровождается произносительными трудностями, характерными для экспрессивной речи больных. Буквы прочитываются и узнаются.

В случаях легкой афазии чтение практически не нарушено. Имеются лишь отдельные ошибки в сложных по звуковой структуре словах, отражающие общие нарушения произношения.

Состояние функции письма


Нейропсихологический симптомокомплекс зависит от места локализации очага поражения головного места. Расположение очагов поражения коры больших полушарий мозга определяет ту или иную форму афазии. В данном документе представлены самые отсновыне разделы обследования больного с афазией.

Скачать:

ВложениеРазмер
karta_obsledovaniya_bolnogo_s_afaziey.docx 39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Карта обследования больного с афазией.

Анкетные данные больного

  1. Предварительная беседа с больным

Какое сейчас время года _____________________________________________

Какое у Вас образование _____________________________________________

Где Вы работаете __________________________________________________

Как ваше самочувствие____________________________________________

Дата заполнения речевой карты _______________________________________

Данные обследования невербальных психических функций

II. Обследование неречевого гнозиса и праксиса

1.Исследование двигательных функций руки:

А) Перечислить пальцы______________________________________________

Перебрать пальцев _______________________________________________

Сводить и разводить пальцы _______________________________________

Сжимать и разжимать пальцы обеих рук _____________________________

Б) Исследование праксиса позы:

Показать 2 и 3 палец, 2 и 5 палец ___________________________________

Сложить 2 и 3 палец в кольцо ________________________________________

В) Исследование динамической организации двигательного акта:

Кулак, кольцо ______________________________________________________

2. Исследование орального праксиса:

А) Вытянуть губы___________________________________________________

Б) Оскалить зубы___________________________________________________

В) Показать язык лопаткой/свернуть трубочкой _____________________

Г) Надувание щек___________________________________________________

Д) Поместить язык между губами_____________________________________

Е) Поместить язык между зубами_____________________________________

Ж) Исследование динамической организации оральных движений, произвести 3-4 упражнения подряд:

Показать язык лопаткой, оскалить зубы, надуть щеки, поместить язык между зубами ____________________________________________________________

3.Исследование речевой регуляции двигательного акта

А) Срисовать простые фигуры________________________________________

Б) Серия простых геометрических фигур_______________________________

III. Исследование слухо-моторной координации

1. Исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных музыкальных мелодий:

А) Дифференциация по высоте двух звуков _____________________________

Б) Восприятие и воспроизведение звуковысотных музыкальных мелодий___________________________________________________________

2. Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур:

А) Отстукивание простых ритмов (одиночные удары)____________________

Б) Отстукивание серии ритмов (два сильных, два слабых удара) ___________

В) Многократное повторение ритмов (два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный по времени)_____________________________________

IV. Исследования зрительного восприятия

1.Предъявления предметов или их изображений:

А) Назвать предмет/ изображение __________________________________

Б) Описать предмет/изображение __________________________________

2. Предъявляются сложные или недостаточно четкие изображения предметов:

А) Назвать отдельные детали изображенного предмета _________________

3. Предъявляются перечеркнутые, зашумленные или наложенные друг на друга предметы:

А) Назвать перечеркнутое изображение _______________________________

Б) Описать перечеркнутое изображение ________________________________

В) Назвать наложенные предметы___________________________________

Г) Проба Ровена ____________________________________________________

V. Исследование ориентировки в пространстве

1. Предъявляется ряд графических проб:

А)Показать правую и левую руку____________________________________

Б) Показать предметы спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу по отношению к себе________________________________________________

В) Складывание фигур из палочек по образцу, по памяти _________________

2. Пробы с часами:

А) Поместить стрелки часов на указанное время ________________________

3. Сравнить правильно или нет, написаны буквы и цифры:

А) Узнавание букв написанных разным шрифтом _______________________

Б) Сравнение правильного написания букв и цифр при зеркальном расположение ______________________________________________________

VI. Исследование импрессивной речи

1.Исследование фонематического слуха:

А) Повторите звуки: б, р, м, д, к, с, н __________________________________

Б) Повторите близкие оппозиционные фонемы:ба-па, па-ра, да-та, да-та-да ______________________________________________________________

В) Повторите пары звуков: п-б, б-п, г-к, к-г, л-р, р-л _____________________

Г) Повторите серию из 3-х звуков: а-у-о, у-а-и, б-р-к, м-с-д _______________

Д) Повторите серию из 3-х звуков (близкие звуки): б-п-б, п-б-п, д-т-д, т-д-т ______________________________________________________________

Е) Показать на разрезной азбуке звуки: д, н, с, б, к, м, р ___________________

2. Исследование понимания слов:

А) Покажите предметы на картинках, которые я назову в правильной последовательности: диван, телевизор, стол, холодильник и тд.____________________________________________________________

Б) Покажите предметы, которые лежат на столе в правильной последовательности ________________________________________________

В) Покажите в правильной последовательности: ухо, глаз, ухо, нос_______________________________________________________________

Г) Найдите картинку, которую я назову (из 3, из 5, из 7) __________________

Е) Слуховая дифференциация слов квазиомонимов:

Повторите за мной мышка- миска, коса – козас, уточка- удочка, бочка- почка, трава- дрова_________________________________________________

3. Исследование понимания простых предложений:

А) Предлагается выполнить три действия в одной просьбе

- Возьмите карандаш, положите его под книгу, а ножницы дайте мне______________________________________________________________

Б) Предлагается ответить на вопросы на картинном материале

Покажите, чем режут хлеб____________________________________________

Покажите, что наливают в чайник _____________________________________

4.Исследование понимания логико – грамматических структур

З) Понимание сравнительных конструкций: Коля выше Вани и ниже Саши. Кто здесь Коля, Ваня и Саша? (проводится на картинном материале)______________________________________________________

VII. Исследование экспрессивной речи

1.Состояние артикуляционной моторики.

- Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот______________________________________________ Открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление ладони______________

подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

чередовать выполнение указанных упражнений

поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы__________________________ опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы __________________________

- Движения мягкого нёба:

Широко открыть рот и зевнуть________________________________________

Заключение : (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Исследование артикуляции звуков речи, изолировано: больного просят повторить

З, Б ______________________________________________________________

А, У ______________________________________________________________

Ш, Д _____________________________________________________________

Щ, Л _____________________________________________________________

Ж, Дь ____________________________________________________________

Ч, Ль _____________________________________________________________

Рь, Хь ____________________________________________________________

Л, К ______________________________________________________________

Ть, В _____________________________________________________________

Н, Вь _____________________________________________________________

И, Э ______________________________________________________________

3.Исследование сопряжённой и отраженной речи:

А) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить

Стол, торт, ток, волк, сон__________________________________________

Труба, пакет, ваза, пирог, тропа. ___________________________________

Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья _________________________

Занавеска, парашютист, магнитофон, заполярье ______________________

Академия, математика, поведение, обучение__________________________

Г) Больному предлагается сначала послушать, а затем повторить:

Девочка бежала в свою комнату ____________________________________

Она работает в почтовом отделении ___________________________________

По прозрачному небу бегут облака ___________________________________

Ветер срывает одинокие листочки с деревьев ___________________________

На солнечных полянах краснеют гроздья рябины ________________________

Свистит сильная метель зимой___ _____________________________________

4. Исследование номинативной функции речи.

А) Названия частей тела и предметов (на больном, на предметах проводится на картинном материале).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.