Заключение о высшей нервной деятельности

Замещение вызывающего реакцию ощущения словом возникает у человека в процессе его общественно-трудовой деятельности, причём слово является также средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. В словах, в языке выражается уже не конкретное, а отвлечённое мышление, в языке оно формируется, без него не может существовать.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, т.к. слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет.

Первая и вторая сигнальные системы взаимосвязаны. Вторая функционирует благодаря информации, которая поступает от первой сигнальной системы, трансформируя ее в специфические понятия. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель, причём сигнальное значение слова определяется его смысловым восприятием. Таким образом, под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. Это лежит в основе внушения и самовнушения.

У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой, причём степень этого преобладания неодинакова, что даёт основание разделить людей на три типа:

3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми. У людей с чрезмерным развитием первой сигнальной системы, как правило, слабо развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Однако чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, также является нежелательным качеством человека.

Особенностью ВНД человека является также осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание - основная функция человеческого мозга; само мышление неразрывно связано с этой следующей, второй ступенью в развитии высшей нервной деятельности, свойственной только человеку. Отражая действительность в логических формах мышления, т. е. восходя от ощущений, впечатлений и конкретно-чувственных представлений к абстрактным общим понятиям, человек выделяет существенное в предметах и явлениях. С помощью трёх присущих ему особенностей - сознания, мышления и речи - он полнее и глубже раскрывает действительную сущность объективного и субъективного мира.

Таким образом, хотя в основе высшей нервной деятельности и животных, и человека лежат общие механизмы, именно указанные выше особенности сделали Homo sapiens сегодняшним венцом эволюции.

Итак, мы познакомились с высшей формой регуляции функций в организме – высшей нервной деятельностью. Закономерности формирования поведения человека – область знаний, в которой, вероятно, никогда не будет поставлена окончательная точка, чтобы можно было сказать – мы знаем все и о процессах, происходящих в нейронах на молекулярном и генетическом уровнях, и о тех психических проявлениях, к которым приводят эти нейронные процессы. А ведь есть еще и межнейронные взаимодействия, и генетические особенности, да и эксперименты на животных, кокой бы неоценимый вклад они не дали для изучения физиологии ВНД, никогда не смогут быть полностью перенесены на психику человека. Поэтому перед этим разделом физиологии, как ни перед одним другим, лежит гигантское поле для дальнейших исследований.

На сегодняшний день наиболее перспективными можно считать несколько направлений исследований в этой области. Во-первых, это исследования на клеточном уровне, главным образом с использованием простых нервных систем, например, моллюсков. Показано, что в основе замыкания временных связей у всех живых организмов лежат одинаковые механизмы. Второе направление – это исследование системных процессов, протекающих в ЦНС, когда учитывается и участие, и вклад различных уровней структурно-функциональной организации мозга. Чрезвычайно перспективным, особенно с точки зрения клиники, является исследование медиаторных систем мозга, эффектов нейропептидов и нейрогормонов в организации поведения. Еще одно важное направление исследований связано с психофизиологией, и в этом направлении должны слиться воедино те сложнейшие клеточные и молекулярные механизмы деятельности нейронов с тончайшими проявлениями человеческой психики.

Вопросы для подготовки к итоговому занятию

по физиологии высшей нервной деятельности.

1. Потребности и мотивации – определение понятий, классификация.

2. Доминанта, ее свойства и биологическое значение.

3. Врожденные и приобретенные формы поведения: сходство и основные отличия.

4. Условные рефлексы: правила выработки, классификация.

5. Модификация условных рефлексов, виды торможения.

6. Механизм образования временной связи. Схема условного рефлекса.

7. Память – классификация видов памяти по времени хранения, нейронные механизмы закрепления энграммы памяти.

8. Эмоции - определение понятия, классификация эмоций.

9. Физиологическая роль эмоций

10. Проявления эмоций.

11. Характеристика типов ВНД по И.П. Павлову

12. Функциональная межполушарная асимметрия, особенности деятельности правого и левого полушарий мозга.

13. Вторая сигнальная система и ее значение в ВНД человека.

14. Речевые функции полушарий мозга

15. Развитие речи у детей.

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М. Высшая школа, 1991, 250с.

2. Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности Ростов-на-Дону, Феникс, 1999, 480с.

3. Данилова Н.Н. Психофизиология М. Аспект пресс, 1999, 373с.

4. К о в а л ь з о н В.М. // Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 1993. Т.29. № 5-6. С.627-634.

5. Кураев Т.А. Алейникова Т.В. Думбай В.Н. Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы Ростов-на-Дону, Феникс, 2000, 384с.

7. Милнер П. Физиологическая психология М. Мир, 1973, 645с.

8. Регуляторные системы организма человека М. Дрофа, 2003 368 с.

9. Циркин В.И. Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности человека. М. Медицинская книга, 2001, 534с.

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.


Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.


Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.


Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой - без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.


Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.


Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.


Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).


Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.


У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .


Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.


В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.


Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.


Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).


Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.


Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.


Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.


Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Целью нашей работы будет рассмотрение двух вопросов: первый – регуляция функций организма; второй – история учения о высшей нервной деятельности. Перед тем как приступить к рассмотрению данных вопросов необходимо дать определение некоторым специфическим понятиям, которые непосредственно касаются нашей темы.

Введение___________________________________________________3
1. Регуляция функций организма_______________________________4
2. История учения о высшей нервной деятельности________________8
Заключение________________________________________________11
Список литературы__________________________________________12

Физиология ВНД.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

5 курса ППВЗ-41/9-Сб.нч.-2-Б

заочной формы обучения

Урусова Фатима Умаровна

Введение______________________ _____________________________3

1. Регуляция функций организма_____________________ __________4

2. История учения о высшей нервной деятельности________________8

Заключение____________________ ____________________________11

Список литературы____________________ ______________________12

Введение

Целью нашей работы будет рассмотрение двух вопросов: первый – регуляция функций организма; второй – история учения о высшей нервной деятельности. Перед тем как приступить к рассмотрению данных вопросов необходимо дать определение некоторым специфическим понятиям, которые непосредственно касаются нашей темы. Первое понятие – это понятие высшая нервная деятельность (ВНД) - это сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды, гормоны – химические вещества, обладающие высокой физиологической активностью и вырабатываемые железами внутренней секреции или отдельными клетками. Они контролируют обмен веществ, регулируют клеточную активность и проницаемость клеточных мембран, а также специфические функции организма, гомеостаз -относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

В первом вопросе мы рассмотрим три вида регуляции организма – нервную, рефлекторную и гуморальную, а также рассмотрим принцип действия данных регуляций. Во втором вопросе мы рассмотрим развитие учения о высшей нервной деятельности и о том какие ученые разрабатывали это направление.

Структурно наша работа состоит из введения, заключения, двух вопросов и списка литературы.

1.Регуляция функций организма

Системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Такое временное объединение органов и систем органов называют функциональной системой. Например, быстрый бег может быть обеспечен функциональной системой, включающей большое число различных органов и их систем: нервную систему, органы движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др. Теорию функциональных систем разработал советский физиолог академик П. К. Анохин. Итак, организм человека имеет очень сложное строение: он состоит из систем органов, каждая система органов - из различных органов, каждый орган из нескольких тканей, ткань - из множества сходных клеток и межклеточного вещества.

В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется тремя способами: гуморальным (лат. гумор - жидкость) - с помощью химических веществ через жидкие среды организма (кровь, лимфу, межклеточную жидкость), с помощью нервной системы и с помощью рефлексов.

Гуморальная регуляция функций. Химические вещества способны регулировать самые разнообразные процессы в клетках,
тканях, органах и в организме в целом. Многие из этих веществ
оказывают значительное физиологическое действие в очень малых концентрациях. Поэтому их называют биологически активными веществами. Биологически активные вещества вырабатываются многими клетками организма.

Часть этих веществ очень быстро разрушается, поэтому, выделяясь в межклеточную жидкость, может действовать только на соседние клетки. Действие других биологически активных веществ более продолжительное.

В организме имеются специальные органы - железы, вырабатывающие биологически активные вещества. Существует два типа желез. Одни из них имеют протоки, через которые вещества выделяются в полости тела, органов или на поверхность кожи. Их называют железами внешней секреции. Железами внешней секреции являются слезные, потовые, слюнные, железы
желудка.

Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие
вещества в протекающую через них кровь, называют железами
внутренней секреции. К ним относятся гипофиз, щитовидная, вилочковая железы, надпочечники и другие железы.

Биологически активные вещества желез внутренней секреции
называют гормонами. Гормоны разносятся кровью по всему организму и оказывают влияние на функции многих систем органов и на жизнедеятельность, организма в целом. Гормоны регулируют процессы обмена веществ, роста и развития.

Гормональная регуляция является составной частью гуморальной. Возникнув на определенной стадии эволюционного развития является более ранней формой, чем нервная регуляция, и играет роль соединительного звена между центральной нервной системой (ц.н.с.) и тканями. Она играет важную роль в поддержании гомеостаза и в адаптации организма к меняющимся условиям окружающей и внутренней среды. Она осуществляется изменением секреции гормонов в ответ на внешние или внутренние воздействие.

Некоторые гормоны влияют на функции преимущественно одной какой-либо системы органов. Такие органы называют органами-мишенями. Мембраны клеток органов-мишеней обладают повышенной чувствительностью к этим гормонам. Например, половые гормоны стимулируют рост и развитие системы органов размножения. Другие гормоны, например адреналин, который вырабатывается надпочечниками, одновременно изменяют функции многих органов. При повышении содержания адреналина крови усиливается работа сердца, сужаются кровеносные сосуды, поднимается температура тела и уровень глюкозы в
крови. Работа всех желез внутренней секреции строго согласована.
Повышенная или пониженная выработка гормона какой-либо одной железой стимулирует или угнетает функцию другой. Часть желез выполняет одновременно внешнесекреторную и внутрисекреторную функции. К числу таких желез принадлежит поджелудочная, а также половые железы.

Таким образом, биологически активные вещества регулируют
функции организма: усиливают - возбуждают или угнетают - тормозят их. Эти вещества управляют деятельностью клеток, тканей, органов, систем органов.

Нервная регуляция функций (н.р.ф.) – совокупность реакций ц.н.с., направленных на обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности, поддержание гомеостаза и адекватности взаимодействия организма с окружающей средой.

В основе представлений о н.р.ф. лежит учение о рефлексе. Нервная регуляция обеспечивает стабилизацию параметров физиологических (биологических) констант (например рН крови) их перестройку на новый уровень, формирование новых видов двигательных и вегетативных реакций, обеспечение предвосхищающих реакций.

Выделяют два основных вида системных механизмов, лежащих в основе н.р.ф. – жесткие (фиксированные) и гибкие (нефиксированные). Жесткие механизмы генетически закреплены в процессе эволюции и осуществляют регуляцию достижения постоянно существующих цепей (например: протекание метаболического процесса, воспроизведение и переработка текущей информации). Гибкие механизмы обеспечивают достижение организмом сиюминутных целей, после достижения которых перестают функционировать.

В основе работы жестких механизмов лежат генетические программы, предопределяющие эфферентные пути регуляции; фенотипические влияния сказываются лишь на конкретных формах реализации этих программ.

Гибкие, нефиксированные механизмы, осуществляются временно создающимися нейронными ансамблями. Ведущим принципом объединения является доминанта, обеспечивающая синхронизацию работы входящих в ансамбль нервных структур.

Реализуется программа нервной регуляции посредством эфферентных влияний на исполнительные органы, работа которых обеспечивает активные изменения регулируемых параметров. Различают три вида таких влияний: пусковые, вызывающие активную деятельность регулируемы структур или прекращающих ее; адаптационные, влияющие на силу реакции и соотношение отдельных ее компонентов в процессе осуществления функции, и так называемые влияния готовности (формируют уровень готовности регулируемой структуры ответить на пусковые и адаптационные влияния)1.

Головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. Мозг регулирует работу органов помощью электрических сигналов - нервных импульсов, передающихся по мембранам нервных клеток. Нервная система оказывает на организм такое же действие, как и биологически активные вещества, т.е. возбуждает или тормозит функции организма. Изменение функций организма определяется условиями внешней и внутренней среды. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря двусторонним связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребностям организма.

Рефлекторная регуляция организма заключается в регуляции работы органов и координации их функций взаимодействия с целью обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), сохранения его целостности и возможности приспособления к меняющимся условиям окружающей среды посредством рефлексов. Рефлекторная деятельность нервной системы обеспечивает функциональное единство отдельных систем организма, а также сложный изменчивый и приспособленческий характер взаимодействия организма с окружающей средой.2

Нервная, рефлекторная и гуморальная регуляции осуществляют взаимосвязь и согласованную работу всех систем органов. Поэтому организм функционирует как единое целое.

Нервная система и биологически активные вещества обеспечивают постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма. Это достигается путем саморегуляции. Саморегуляция заключается в том, что любое отклонение от нормального состава внутренней среды организма включает нервные, рефлекторные и гуморальные процессы, возвращающие его к исходному уровню. Например, повышение уровня сахара (глюкозы) в крови включает механизмы нервной и гуморальной регуляции, способствующие его снижению. Ослабление работы сердца и падение кровяного давления включают нервно-гуморальные механизмы, которые нормализуют сердечно -сосудистую деятельность, т. е. усиливают работу сердца и повышают кровяное давление.

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” жизни - головной мозг. Зависимость сознания от мозга утверждал еще отец медицины - Гиппократ. Ученики Гиппократа, следуя своему учителю, рассматривали мозг как центр всех центров и главный орган ума. Ошибочными были взгляды великого мыслителя Древней Эллады -Аристотеля. Он учил, что головной мозг способен только умерять “теплоту сердца” и питать его.

С развитием эксперимента в физиологии ученые пытались выяснить
свойства нервной системы и те процессы, которые в ней протекают, но
долгое время они оставались неизвестными. Познать функцию мозга и
нервов трудно. Примечателен следующий факт. В Дрездене есть замечательная модель женщины, через тело которой просвечивают внутренние органы. Модель иллюстрирует процессы дыхания, кровообращения, пищеварения. А показать деятельность нервной системы оказалось невозможным3.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.