Заниженной самооценке по невротическому типу

Сырые баллы, полученные в результате психодиагностики, собраны в Приложении 5 таблица 6 и Приложении 6 таблица 7.

Таблица 2. Распределение подростков по уровням развития самооценки по методике С. А. Будасси

Заниженная по невротическому типу

Завышенная по невротическому типу

Итак, 10% испытуемых обладают заниженной по невротическому типу самооценкой. Эти подростки характеризуются неприятием себя, наличием внутренних конфликтов. Для 22% опрошенных характерна заниженная самооценка без проявления невроза. Уровень оценки себя у этих подростков ниже их реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Вероятнее всего, эти подростки не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач и при этом слишком критичны к себе.

Адекватной, оптимальной самооценкой отличаются 44% принявших участие в исследовании школьника. Эти подростки адекватно соотносят Я-реальное и Я-идеальное, свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого они подходят не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Считается, что именно адекватная самооценка, которая присуща 44% опрошенных, является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Завышенная самооценка отмечается у 24% подростков. Эти подростки ценят себя и довольны собой. Однако, такая самооценка может указывать на некоторые искажения в формировании личности, - закрытости для опыта, нечувствительности к собственным неудачам и ошибкам окружающих. Случаев самооценки, завышенной по невротическому типу, среди подростков, вошедших в выборку, не выявлено.

Для реализации цели квалификационной работы - определения копинг-стратегий поведения подростков с различным уровнем самооценки - внутри общей выборки (n=50) выделим ряд подгрупп:

- Группа 1: подростки с заниженной самооценкой (n=16);

- Группа 2: подростки с адекватной самооценкой (n=22);

- Группа 3: подростки с завышенной самооценкой (n=24).


Рисунок 1. Различные аспекты самооценки подростков трех подгрупп по данным методики Дембо-Рубинштейн

Таблица 3 Различные аспекты самооценки подростков трех подгрупп по методике Дембо-Рубинштейн (среднее значение и стандартное отклонение)

Авторитет у сверстников

Умение многое делать своими руками

Уверенность в себе

Группа 1 - Подростки с заниженной самооценкой

Группа 2 - Подростки с адекватной самооценкой

Группа 3 - Подростки с завышенной самооценкой

Перейдем к анализу непосредственно копинг-стратегий поведения подростков с различным уровнем самооценки. Как определено в теоретической части работы, человек эффективен в копинге, когда имеет позитивные копинг-ресурсы, такие как интеллект, поддержка семьи и значимых лиц, а также здоровье и материальные ресурсы. При этом важная компетентность, которая основана на опыте и способностях, приобретенных частично именно в подростковом возрасте.

Таблица 4 Выраженность базисных копинг-стратегий поведения по методике Д. Амирхана у подростков с различным уровнем самооценки (среднее значение и стандартное отклонение)

Группа 1 - Подростки с заниженной самооценкой

Группа 2 - Подростки с адекватной самооценкой

Группа 3 - Подростки с завышенной самооценкой

Базисная копинг-стратегия разрешения проблем занимает первое место в структуре копинг-поведения учащихся с адекватной и высокой самооценкой. Ориентация на разрешение проблем позволяет конструктивно приспосабливаться к предъявляемым требованиям и трудностям, которые появляются в подростковом возрасте. Что касается подростков с заниженной самооценкой, то их наиболее выраженной базисной копинг-стратегией является избегание.

В группе 1, среди подростков, недостаточно ценящих себя, стратегия разрешения проблем и социальной поддержки обладает идентичным средним уровнем - 22,75 средних балла. Стратегия избегания превышает их: получено 26,31 среднего балла по подгруппе.

Среди подростков, обладающих нормальной, адекватно сформированной самооценкой, широко применяется базисная стратегия разрешения проблем, предполагающая активные действия по преобразованию затруднительной ситуации (26,77). Менее выражена стратегия избегания (24,77 средних балла). Третье место по частоте использования подростками с адекватной самооценкой занимает стратегия поискасоциальной поддержки.


Рисунок 2. Выраженность базисных копинг-стратегий по методике Д. Амирхана у подростков с различным уровнем самооценки

Таким образом, стратегия разрешения проблем представляет собой комплекс навыков для эффективного каждодневного разрешения проблемных ситуаций различного спектра, и является наиболее используемой подростками с адекватной и завышенной самооценкой; в то время как копинг-стратегия избегания связана с механизмом редукции, и функционирования индивида на более низком функциональном уровне, и применяется наиболее часто подростками с заниженной самооценкой.

Таблица 5. Матрица корреляционных взаимосвязей уровня самооценки и копинг-стратегий подростков

Главный анализ низкой внутренней оценки человеком своих качеств, возможностей и достоинств. Характеристика людей со слабой личностной самооценкой. Основные причины формирования заниженного мнения о себе. Особенность половой идентификации личности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.11.2015
Размер файла 235,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Национальный Технический Университет

Норов Бехруз

Минск-2015 г

Низкая личностная самооценка - низкая внутренняя оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств. В первую очередь - это то, что человек сам о себе думает, во вторую - как он себя ведет и на что решается.

С внешним поведением могут быть варианты: иногда человек ведет себя излишне самоуверенно как раз вследствие собственной внутренней неуверенности.

Низкая самооценка бывает стабильной, бывает плавающей - зависящей от ситуации или настроения.

Маленькие дети часто трусят, когда одни, и действуют вполне уверенно и смело, когда мама рядом. Мама - поможет!

Перед экзаменом девушки начинают дрожать и понижать себе самооценку: "Я вообще ничего не знаю!"

Что стоит за низкой самооценкой

За низкой самооценкой могут стоят самые разные вещи. За низкой самооценкой может стоять адекватная оценка своих малых возможностей, может - страх и неуверенность в себе. Однако чаще за низкой самооценкой стоит совсем другое, "якобы низкая самооценка". Чаще это игра, декларирование, демонстрация, показуха, имеющее целью снять с себя ответственность, ничего не делать, не прилагать никаких усилий. Иногда это осознанная игра, иногда - неосознанная психологическая защита, иногда - философия жизни.

Люди с низкой личностной самооценкой в человеческой жизни

Взрослый человек с низкой личностной самооценкой, как правило, менее успешен. Низкая личностная самооценка тесно связана с чувством вины, стыда, страха, а порой и враждебности к окружающему миру. Связана - то есть и порождается этим, и порождает это, и выражается в этом. Людей с низкой личностной самооценкой обычно не уважают, ими трудно восхищаться, их редко любят - но любят использовать. Девушки часто выбирают себе в подруги не самых ярких и не самых уверенных в себе, чтобы на их фоне выглядеть интереснее.

Часто низкая самооценка характеризуется небрежным внешним видом. На физическом уровне признаками заниженной самооценки являются сутулые плечи, закрытые позы, печальная мимика, поверхностное прерывистое дыхание, бледный цвет кожи, скованность движений, сбивчивая тихая и сумбурная речь, заискивающие интонации.

О заниженной самооценке говорит также конформистское поведение. Это выражается в приспособленчестве, т.е. стремлении ничем не отличаться от референтной группы. достоинство самооценка половой идентификация

Основные причины формирования низкой самооценки: это и наследственные факторы, обусловленные передачей генетической и родовой информацией, и отношение матери к ребенку, и более позднее отношение родителей и социального окружения, будь то детский сад или школа, друзья ребенка, а позднее и коллеги по работе.

Большую роль в становлении самооценки является половая идентификация человека, его отношение к своему собственному полу, внешности, способности к самовыражению, опыт взаимодействия с противоположным полом.

Работая на поверхности, лишь с поведенческим аспектом, невозможно добиться глубинных изменений и стабильности самооценки. Тренировкой и выполнением простых поведенческих действий, глубоко воздействовать на эмоции и чувственный компонент самооценки сложно. Эффект от таких действий будет кратковременным.

Информация к размышлению.

Ряд современных психологических исследований, проведенных на западе, показал, что процесс формирования личности начинается во время беременности. Исследовав 235 женщин в период беременности и родов, пришли к выводу, что отношение матери к ребенку оказывает на него огромное влияние. Дети матерей, которые хотели и ждали ребенка, оказались гораздо здоровее как эмоционально, так и физически. У детей же, которых не хотели и не ждали, формировалось ощущение своей нежеланности другим, своей ненужности окружающему миру. Именно родители оказывают определяющее воздействие на формирование самооценки у ребенка.

Одним из ведущих факторов оказывающим влияние на формирование заниженной самооценки, является чрезмерная опека родителей и страдает в первую очередь чувство компетентности. Важным для ребёнка является также ощущение себя, безусловно любимым.

Распутывая этот клубок отношений с собой, переживая заново свою жизнь в безопасной, благоприятной и ободряющей обстановке консультационного пространства, в контакте с опытным психологом у вас есть возможность восполнить неутоленную жажду любви, исцелить собственные травмы на любом временном участке вашей жизни, научиться совершенно по-новому относить к себе и к людям, восстановить чувство собственного достоинства, и значительно повысить самооценку.

Как беречь свою самооценку

Профессор Уильям Сванн из Университета штата Техас советует: дорожите общением с теми, кому вы приятны и симпатичны, кто готов стимулировать рост вашей самооценки. И старайтесь свести к минимуму общение с теми, кто своей неприязнью грозит поколебать вашу самооценку. Невозможно всем угодить, нравиться всем и каждому, зато в большинстве случаев в нашей власти выбрать, с кем иметь дело и к чьим суждениям прислушиваться.

Как повысить низкую самооценку

Серия тяжелых неудач нередко порождает ситуативную низкую самооценку. Впрочем, поддержка близких и значимых окружающих в таких случаях может быть очень действенной.

Если низкая самооценка - не ситуативная, а стабильная (личностная), то в любом случае быстро ее не повысить, не выправить. То есть ненадолго повысить - возможно, а повысить стабильно - можно, но не быстро. Как минимум, это работа на несколько месяцев. Могут помочь - качественные тренинги уверенности в себе и позитивная психотерапия.

Ситуативную низкую самооценку повысить обычно несложно: достаточно отвлечь от переживаемой негативной ситуации, вовлечь в новое дело или другую ситуацию, где успешность вполне возможна. и просто дать мягкую или жесткую форму поддержки.

Самооценке принадлежит центральная роль в общем контексте формирования личности -- ее возможностей, направленности, активности. Самооценка человека, согласно исследованиям психологов, основывается на трех основных факторах:

- ощущение себя любимым;

- чувство собственного достоинства;

- чувство компетентности.

Невозможно иметь здоровое чувство собственного достоинства, долгое время, не ощущая себя любимым окружающими, или трудно чувствовать себя компетентным, находясь в среде, где человек не уважается как личность.

Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости; обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; вызывают симпатию у окружающих; довольны собой, миром и другими людьми.

Внешние признаки высокой самооценки: ясные глаза, розоватая кожа, уверенная пластика тела, гибкость, мягкость и спонтанность движений, прямая осанка, расслабленные лицо и руки, улыбка. Уверенный голос, глубокое спокойное дыхание.

Размещено на Allbest.ru

Самооценка, оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе. Это наиболее изучаемая сторона самосознания личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении.

реферат [12,6 K], добавлен 07.06.2008

Характеристика психологического облика человека. Заниженная, завышенная и адекватная самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выявление уровня уверенности молодежи в себе и её перспективы.

реферат [37,5 K], добавлен 06.01.2011

Понятие самооценки как оценки личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выявление школьников с низким уровнем самооценки. Применение сказкотерапии для формирования активной жизненной позиции ребенка и позитивного отношения к себе.

курсовая работа [42,8 K], добавлен 11.04.2012

Виды самооценки - оценивания личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Значение общения ребенка со взрослыми в генезисе самооценки на первых этапах становления личности. Причины заниженной самооценки.

презентация [1,4 M], добавлен 01.07.2015

Самооценка как психологический феномен, история развития представлений об оценке себя человеком. Место самооценки в структуре самосознания, ее функции, виды и параметры. Понятие и причины тревожности. Исследование самооценки и личностной тревожности.

дипломная работа [2,0 M], добавлен 23.08.2008

Описание принципов развития личности. Самооценка и уровень притязаний как основные компоненты личности. Характеристика эмоциональной, волевой и личностной сферы умственно отсталого ребенка, особенности формирования у него произвольной регуляции поведения.

реферат [24,9 K], добавлен 04.12.2010

Когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа "Я" как компонента представления человеком своей личности. Формула определения зависимости самооценки человека от его притязаний. Понятие мотивации и ее связь с самооценкой личности.

курсовая работа [38,4 K], добавлен 26.03.2012

Понятие половой идентификации в психологических исследованиях. Половая идентификация детей дошкольного возраста. Характеристика семей в психологической науке. Неполная семья как психологическая проблема. Особенности половой идентификации дошкольников.

курсовая работа [58,4 K], добавлен 21.08.2015

Понятие личности и ее структуры. Физиологическая основа темперамента. Группы черт характера. Виды и уровни способностей. Самооценка человеком уровня своей тревожности. Оценка развитости личностных качеств по методике Р.Б. Кеттелла. Цветовой тест Люшера.

реферат [223,9 K], добавлен 16.12.2014

Проективная методика "Несуществующее животное" как диагностика эмоциональной и личностной сферы, основные этапы и принципы ее реализации. Критерии оценки уровня агрессивности и творческих возможностей испытуемых на основании полученных результатов.

контрольная работа [57,4 K], добавлен 13.10.2015


Что такое самооценка? Почему у одних людей она здоровая, а у других — нет? Как сформировать адекватную самооценку? Об этом мы поговорили с Наталией Владимировной Ининой, практикующим психологом, сотрудником факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, преподавателем факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова.


Наталия Владимировна, что такое самооценка, и в чем причины того, что у одних людей самооценка завышена, а у других занижена?

Само слово отражает его значение: самооценка — это способность человека оценивать самого себя. Это крайне важное свойство психики человека. Мы постоянно находимся в процессе соотнесения своих возможностей с теми задачами, которые мы ставим перед собой. Речь идет не только о чем-то значимом, сложном, требующем внимания. Такие элементарные действия, как перепрыгнуть лужу или отрезать кусок хлеба, также требуют от нас способности оценить свое физическое состояние, глазомер и прочее. Иными словами, самооценка сопровождает нас всегда – это способ построения нашего контроля, измерения, эталона поведения.

Человек с низкой самооценкой — это робкий, неуверенный, закомплексованный человек, который не ставит перед собой ярких целей, довольствуясь обыденными задачами. Он склонен к самообвинению, к повышенной тревожности. Такой человек, как правило, крайне застенчив, чрезмерно скромен, боится принимать решения, предпочитает быть в тени. Печально, если человек с низкой самооценкой наделен талантами — неуверенность и комплексы могут оказаться непреодолимым препятствием на пути реализации его талантов. В результате все богатство его натуры может остаться так и не осуществленным.

Самооценка человека формируется в детстве, по сути дела, рождается из отношения родителей к ребенку. Очень важно то, как родители относятся к малышу: хвалят или не хвалят, поддерживают или не очень, восхищаются какими-то его поступками или дают более спокойные комментарии к его действиям. Отношение родителей закладывает кирпичики в базовую самооценку ребенка. Позже спектр расширяется, к формированию самооценки подключаются другие значимые взрослые, детский сад, школа, и уже в относительно взрослом состоянии, примерно ко времени окончания школы, начинается процесс само-оценки, то есть самостоятельного оценивания себя.

И, наоборот, люди с завышенной самооценкой на подсознательном уровне крайне уязвимы, неуверенны в себе. Можно сказать, что их внешняя презентация не соответствует их внутреннему, глубинному ощущению себя. При более внимательном общении с таким самоуверенным человеком, вдруг оказывается, что он чувствителен, раним, сентиментален, в глубине души чувствует себя иногда потерянным, никому не нужным и одиноким.

Получается интересная вещь: у человека с неадекватной самооценкой одновременно присутствует обе эти крайности. Правда, если на сознательном уровне предъявлена завышенная самооценка, то заниженная будет скрыта не только от посторонних глаз, но и от самого человека. И, наоборот, если человек не уверен в себе, если ему присуща заниженная самооценка, то в глубинах бессознательного он будет считать себя лучше других, только осознать и выразить этого он не сможет. К примеру, людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, свойственна заниженная самооценка, хотя на самом деле они очень часто требовательны к себе и считают, что должны делать все на пять баллов. Противоположная крайность — самоуверенные, самодовольные, наглые люди, которым кажется, что они все делают прекрасно, лучше других. Но если опять же немного копнуть, мы можем увидеть довольно большую зону неуверенности, которую такие люди просто вытесняют. Таким образом, и те, и другие вытесняют противоположную крайность самооценки: неуверенные вытесняют высокую самооценку, а самоуверенные — низкую.


Невроз формируется в детстве или бывает также и во взрослом возрасте?

Взрослые тоже подвержены влиянию невротических механизмов, но все же основные причины закладываются в детстве. Представим себе щупленького мальчика с плохим зрением, очкарика, которого дразнят и задирают в школе. Если этот умненький мальчик воспитывается в здоровой семье, то он выберет здоровую стратегию поведения. Сначала он попытается себя отстоять каким-то образом. Это может быть попытка договориться, а может быть и вполне понятная для такого возраста попытка дать сдачи. Если это не удастся, то он начнет искать какие-то иные опоры для себя в коллективе сверстников, но в любом случае это будет открытое, честное по отношению к другим и к себе поведение.

Таким образом формируется невротическая защита, когда человек придумывает себе в детстве простые, а во взрослом возрасте более сложные защиты от внутренней ранимости, уязвимости, неуверенности или каких-то травм. Формируется своеобразный кокон, броня. И, конечно, неадекватная самооценка — мощная часть этой брони, ее инструмент.

Человек не осознает все эти процессы, происходящие с ним?

Это очень красивая аналогия, на которую мы тоже можем опереться. Смотрите, что происходит, когда мы говорим о стране таким образом: мы ее выделяем из всех остальных. То есть наша страна не такая же, как все другие: в чем-то хорошая, в чем-то плохая, в чем-то достойная, в чем-то не очень, а она особенная. И мы это делаем для того, чтобы обособиться от других стран и подчеркнуть свою отдельность, необыкновенность.

То же самое человек делает с самим собой. Если у него неадекватная самооценка, он как бы обосабливается от других людей. Ему важно быть не таким, как все, выделить себя из этого общего поля: либо я самый лучший, либо я самый несчастный — но зато такого несчастного, как я, вы не видели никогда. И попробуйте ему оказать помощь — он ее не примет! Ему важно оставаться в своем замке из слоновой кости.

К чему это приводит? К тому, что человек становится одиноким. Ведь ему очень трудно взаимодействовать с другими людьми, потому что между ним и другими находится этот защитный пласт неверной самооценки и гордости.

Почему человеку важно быть именно исключительным? Как это помогает облегчить жизнь, создать защиту в ситуации травмы?


Это очень удобно, потому что ты не предъявляешь то, что есть на самом деле. Ты как бы пытаешься выглядеть лучше, чем ты есть. И в этом плане неадекватная самооценка и гордость в ее разнообразных проявлениях являются броней от реальности. Человек при этом постоянно живет в режиме самопрезентации, все время играет в какую-то игру, изображает что-то, но не может быть самим собой.

Реальность для него настолько ужасна, что он не может ее выносить?

Да, именно так. Либо реальность ужасна, потому что она агрессивна, либо она ужасна, потому что она равнодушна, жестока ко мне. Картины этой ужасной реальности могут быть какими угодно. Главное от этой реальности как следует отгородиться, отойти, максимально с ней не соприкасаться. Я хочу играть в такую игру, которую сам себе придумал. И, конечно, такая ложная стратегия обрекает человека на одиночество, потому что ему очень трудно сказать себе: я такой же, как другие. Я обычный. Для невротика это просто немыслимая фраза.

Это та же самая картина, просто завуалированная до неузнаваемости. А механизм точно такой же: ну как я скажу всем, что я ленюсь, чего-то не могу, чего-то не хочу? Признать это невозможно. Поэтому я начинаю изображать, играть. Обычно это истероидные типы характера, артистические, демонстративные натуры, им нужно привлекать к себе внимание, изображать какую-то особенную роль. Эти женщины все время болеют неизвестными заболеваниями, которые на завтра вылечиваются, а потом опять возникают. Им ведь надо чем-то манипулировать, и, как правило, это либо физические недуги, либо эмоциональные.

И все это тоже про самооценку, потому что это невозможность оценить себя по-настоящему, увидеть то, что есть, заметить бревно в собственном глазу.

Внутри человека боится ребенок, или это смесь страхов взрослого и реакции ребенка?

Это всегда смесь, взаимодействие разных уровней. Ребенок может не только бояться, он может еще, например, обижаться. Чем больше мы игнорируем свое детство, тем больше детство нас захватывает на подсознательном уровне. И мы можем вырастить себе такого монстра-ребенка, который будет диктатором, требовательным, капризным, постоянно обиженным и обижающим. Но сам человек не будет осознавать, откуда рождается импульс такого деструктивного поведения. Он просто будет нанизывать на это поведение различные детали взрослой жизни, уже взрослые обиды, претензии, реакции.

Для того чтобы помочь разобраться с этим клубком проблем, надо, конечно, одновременно работать и с детским, и со взрослым уровнями, особенно с ценностно-смысловой сферой. Кто у меня на первом месте: я или кто-то, кроме меня, все же существует на этом свете? Гордец или человек с неадекватной самооценкой всегда у себя на первом месте. Он в центре всего.

Если отталкиваться от христианской идеи о том, что гордость — это корень всех грехов и вообще бич человечества со времен грехопадения, получается, что описываемая Вами картина характерна для всех людей. Или все-таки нет?

Может быть, если у человека внутри гражданская война, то у него попросту нет ресурсов, чтобы перестать зацикливаться на себе и посмотреть по сторонам?

Что же можно сделать, чтобы вернуть себе адекватное представление о себе, адекватную самооценку?

Да, близкие, дальние и погода влияют на меня, но ведь я живой человек и тоже мог где-то промахнуться. И тут мы подходим к очень важной и опорной теме — праве на ошибку.


Почему в детстве мы начинаем так бояться быть собой? Очень часто это связано с отсутствием права на ошибку. Потому что ребенку не дают этого права, его сразу бичуют за любой промах. А право на ошибку — это бесценное право, потому что если я живу, я неизбежно ошибаюсь. И если я правильно отношусь к своим ошибкам, если я даю себе право быть несовершенным, то падая, я совершенно спокойно поднимаюсь. Я думаю о том, где я промахнулся, в чем я переоценил или недооценил свои возможности, какие внешние и внутренние факторы на меня повлияли. И этот внутренний мониторинг и анализ я провожу, с одной стороны, с принятием себя, а с другой — с готовностью признать, что я сделал не так.

Если говорить о коррекции самооценки, то очень важен опыт принятия.

Другими людьми или самим собой?

Если мы говорим о какой-то психологической патологии, то в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с детством. И это значит, что в детстве был опыт непринятия. А если он был в детстве, то я должен сначала научиться принимать себя сам.

Мне, конечно, нужна поддержка — это может быть священник или психолог, может быть близкий человек, который меня поддерживает и в меня верит. Но этого недостаточно, потому что если я не принимаю себя сам, не учусь это делать, то у меня будет срабатывать механизм так называемой ненасыщаемой потребности. То есть меня все будут поддерживать, а мне все время будет мало. И это тупик. Это как черная дыра, в которую все проваливается, а наполнения не происходит. У близких людей порой кончается терпение: ну сколько уже можно давать ему поддержку, чтобы он, наконец, успокоился?!

Дело в том, что если человек сам себя не поддерживает, то поддержка других людей будет падать в бездонную пропасть. А если человек начинает поддерживать себя сам, то он как бы замыкает свой детский травматический опыт, и тогда его поддержка самим себя и поддержка его другими людьми будут давать эффект синергии. Начнется процесс выхода из этого психологического состояния.

Верно ли, что поддержка себя предполагает не только похвалу, но какую-то реалистичную оценку своих поступков, своих достоинств и недостатков?

Да, совершенно верно. Когда ко мне обращаются люди, оказавшиеся в конфликтной ситуации, то я частенько даю одно задание. Предлагаю: давайте рассмотрим вашу ситуацию с разных сторон. Напишите, пожалуйста, все, что вы сделали положительного, чтобы разрешить ваш конфликт с другим человеком, но и что вы не сделали и, более того, что вы сделали плохого, ошибочного, усиливающего этот конфликт. И тот же подход примените к оценке поведения другого человека, с которым вы не можете договориться. Это очень простой и наглядный способ перестать обвинять другого и оценить самого себя в данной ситуации.

Иногда я предлагаю людям с подобными проблемами попробовать каждый вечер поблагодарить себя за что-то хорошее, что удалось сделать в течение дня. Это оказывается довольно сложным заданием. Дело в том, что благодарность — это не про самооценку, это скорее форма выражения любви, поддержки, принятия. Порой человек с неадекватной самооценкой может быть самоуверенным, гордиться собой, но вот поблагодарить себя за что-то ему трудно. Это другая реальность. Человек постепенно начинает понимать разницу между этой благодарностью, поддержкой, любовью и защитой, которая сидит в нем намертво и мешает встретиться с самим собой.

Процесс реалистичной оценки себя, как Вы его описываете, напоминает в каком-то смысле путь покаяния в христианстве. Есть ли тут точки пересечения?

Замечательный вопрос. Когда начинается настоящая и глубокая психологическая работа, то начинается и движение к настоящему покаянию, потому что человек погружается в глубины своего внутреннего мира. Если он этого не делает, то его покаяние зачастую совершенно формально. Он берет какой-нибудь сборник грехов и начинает перебирать и подчеркивать, что он сделал, а чего не сделал, и идет с этим листочком на исповедь. Но это несерьезно, это не настоящее покаяние, потому что настоящее покаяние — это попытка заглянуть в себя, и то неприглядное, что ты там увидел, вынести на исповедь, на свет.

Такая аналитическая, рефлексивная работа, такое честное вглядывание в себя постепенно помогает сделать покаяние более глубоким и подлинным.

Насколько я понимаю, если человек занимается этой внутренней работой, он становится, с одной стороны, более независимым от мнения окружающих, а с другой стороны, больше любит других людей, относится к ним с большим теплом и пониманием. Так ли это?

Совершенно справедливо, потому что человек выходит из невротической замкнутости, начинает высвобождать какие-то здоровые части своего внутреннего пространства. У него возникает более адекватная самооценка, более глубокие отношения с самим собой. И тогда он может строить отношения с другими людьми на совершенно других основаниях — на основаниях принятия, любви, на понимании того, что я могу ошибаться, и другой может ошибаться. Но ведь я стараюсь, и другой тоже старается. И тогда, конечно, мы значительно ближе к другим, потому что мы начинаем быть такими же, как они. Тогда расстояние между нами сокращается, уходит ненужный невротический страх, уходит фантомная тревога. Человек более сердечно, более душевно открывается навстречу другим людям. В каком-то плане, можно сказать, открывается и Богу тоже, потому что он меняется глубинно. Его отношения с собой и с Богом качественно меняются.

Человек становится более настоящим?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.