Занятия невролога с детьми

Лечебная гимнастика является одним из основных методов лечения двигательных нарушений у детей. Физические упражнения улучшают обмен веществ и трофику скелетных мышц, стимулируют рост мышцы и нервно-мышечную проводимость. Под их влиянием улучшаются функции внешнего и тканевого дыхания, кровообращения, общее физическое развитие, адаптационные возможности организма.

Физические упражнения для детей раннего возраста делятся на пассивные, рефлекторные и активные. Использование того или иного вида гимнастических упражнений зависит от возраста ребенка и характера патологии. У детей первых месяцев жизни применяются главным образом пассивные упражнения, которые выполняются методистом, медсестрой, родителями. С их помощью вырабатывается устойчивая взаимосвязь между центральным отделом двигательного анализатора и определенной группой мышц.

Многократное повторение движения из одинакового исходного положения приводит к выработке двигательного стереотипа и автоматизации двигательного навыка. Эти автоматизмы в дальнейшем играют важную роль при развитии произвольной двигательной активности. При пассивных упражнениях в движение включаются попеременно все суставы. Упражнения производятся в медленном или среднем темпе с соблюдением физиологического направления и объема движений в суставе, чтобы не вызвать отрицательной реакции ребенка.

Рефлекторные гимнастические упражнения основаны на включении в движение определенных групп мышц при вызывании врожденных безусловных рефлексов. Эти упражнения применяются в первые 3—4 мес жизни, когда примитивные рефлекторные механизмы еще не редуцировались. Хватательный рефлекс используют для стимуляции мышц кисти, рефлекторное ползание — при слабости мышц нижних конечностей, рефлекс Таланта — для укрепления мышц спины, рефлекс опоры — для тренировки вертикальной установки тела. Следует помнить, что рефлекторные гимнастические упражнения нельзя проводить при активизации безусловных рефлексов у детей в ранней стадии церебрального паралича. Активные упражнения подразумевают включение ребенка в выполнение произвольных движений, что стимулируется игрушкой, словесной инструкцией.

В связи с тем что при большинстве неврологических нарушений имеется задержка психо-моторного развития, важное значение приобретают методы лечебной гимнастики, направленные на тренировку развития возрастных статических и локомоторных функций.


При задержках развития у детей последовательно вырабатывают цепные рефлексы в различных положениях. Наиболее важным для стимуляции цепного симметричного рефлекса является положение на животе, в котором тренируют установочный рефлекс на голову, приподнимание головы с опорой на предплечья, затем на вытянутые руки, вставание на четвереньки и реципрокное ползание. Из положения на спине вырабатывают умение приподнимать голову и верхнюю часть туловища при тракции за руки или за плечевой пояс, повороты на бок и на живот, вначале блоком, а затем с торсией, возможность сесть. В наклонно-боковом положении стимулируют асимметричный цепной рефлекс и тренируют удержание головы и реакции равновесия. В вертикальном положении вырабатывают готовность к стоянию и развивают навык ходьбы.

В комплексе лечебной гимнастики особое внимание следует уделить развитию хватательной функции рук. Тренируют супинацию и пронацию, захватывание игрушек в положении на спине, на животе, сидя, одной или двумя руками. Формирующаяся при этом зрительно-моторная координация является фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

Наряду с упражнениями, проводимыми методистами лечебной гимнастики, для развития возрастных двигательных навыков при задержке развития можно использовать специальные приспособления, в которых ребенок находится в период бодрствования. Прыгалки способствуют развитию вертикальной установки туловища, опорной функции ног, реакций равновесия. С помощью прыгалок, двигающихся по рельсу, можно тренировать навык ходьбы. Опорную функцию ног и стояние тренируют, фиксируя ребенка к специальному вертикальному приспособлению. Для формирования реакций равновесия используют качели, наклонные плоскости и различные качалки. Положительные эмоциональные реакции, испытываемые ребенком во время таких упражнений, побуждают его к двигательной активности и способствуют психическому развитию.

При задержках развития у детей раннего возраста лечебная гимнастика проводится в сочетании с массажем. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, увеличивает массу мышц, повышает тканевой обмен, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы, повышает адаптационные функции организма. Поглаживания, растирания, разминания и поколачивания отдельных частей тела производят в направлении тока лимфы. Правильно выполненный массаж успокаивающе действует на ребенка, создает радостное настроение, побуждает его к активности.

При периферических парезах различной этиологии (полиомиелит, акушерские парезы, инфекционные невриты) в лечебной гимнастике используют методические приемы, обеспечивающие повышение тонуса и максимальное включение ослабленных мышц в произвольные двигательные акты. Пассивные движения способствуют восстановлению функции пораженных мышц, растяжению укороченных мышц-антагонистов. Их производят в направлении функции парализованной мышцы. Пассивные движения можно сопровождать легкой вибрацией.
Возникающие при этом кинестетические раздражения активизируют спинальные рефлексы.

При восстановлении функции в паретичной мышце стимулируют активные движения. Вначале упражнения проводят в облегченном положении. Облегчение движений для отдельных сегментов конечности может быть достигнуто в воде, на плоскости, подбором специальных упражнений.

Для улучшения функции пораженных групп мышц при периферических парезах показано применение стимулирующих методов массажа (разминание, растирание, поколачивание, похлопывание, точечный массаж). Мышцы-антагонисты, находящиеся в состоянии ретракции, расслабляют путем легкого растяжения, потряхивания, перетирания, поглаживания.

При прогрессирующих нервно-мышечных заболеваниях лечебную гимнастику и массаж проводят дозированно, избегая переутомления мышц. В комплекс лечебных упражнений включают пассивные и активные движения, дыхательную гимнастику. Занятия с больными при прогрессирующих нервно-мышечных заболеваниях целесообразно проводить в бассейне или ванне.

При детских церебральных параличах используют приемы лечебной гимнастики, направленные на стимуляцию возрастных двигательных навыков (а не отдельных групп мышц) и торможение патологической тонической рефлекторной активности. Торможение тонических шейных и лабиринтного рефлексов достигается путем использования рефлексзапрещающих позиций, в которых нормализуется мышечный тонус и облегчаются произвольные движения.

Для расслабления спастических мышц применяют точечный массаж. Постепенное изменение интенсивности вращательных движений с ослаблением давления до нуля при сравнительно длительном воздействии на определенные точки приводит к снижению мышечного тонуса. Точечный массаж может применяться перед лечебной гимнастикой с расчетом на его последействие. Для укрепления мышц спины, живота, ягодиц используют общий стимулирующий массаж.

Наряду с индивидуальными занятиями у детей раннего возраста при лечебной гимнастике широко используют групповые методы с активным включением игровых элементов.

Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования как взрослого, так и детского организма. Нарушение работы детской нервной системы могут быть слабо выраженными, а также сопровождаться серьёзными диагнозами: ДЦП, эпилепсия, дефект речи, заикание и др. При сложных формах болезни лечение будет достаточно долгим и не всегда будет иметь результат. Существуют неврологические заболевания, которые важно выявить на раннем сроке. Если вовремя не обратить внимание на имеющиеся проблемы с неврологией, то они могут перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями.

Что такое детская неврология?

Неврологические заболевания признаются патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Детские неврологические болезни могут быть вызваны многими причинами: нездоровым образом жизни матери во время беременности, нарушениями позвоночника, переохлаждением, регулярным ношением ребёнка малыша в сумке-кенгуру, из-за неправильного взятия малыша на руки может возникнуть приобретённая межрёберная невралгия.

Неврологические болезни ребёнка могут возникнуть не только в утробе матери, но и во время взросления. Такие болезни проявляются не сразу. Важно отследить тот момент, когда поведение ребёнка начинает так или иначе меняться: малыш постоянно плачет, его что-то беспокоит и тревожит.

Детская неврология имеет ряд симптомов:

  1. Бессонница
  2. Отсутствие аппетита
  3. Сильные переживания ребёнка по разному поводу
  4. Общение с воображаемым другом
  5. Невротическое недержание мочи

Борьба с неврологией и ее лечение

Это ряд основных симптомов, при появлении которых следует обратить внимание на психологическое и психическое состояние детей. Чаще всего детская невропатология встречается у детей с заниженной самооценкой, которые с детства находились под постоянным родительским контролем, или же были предоставлены самим себе. Любые отклонения, нарушения и изменения ребёнка напрямую зависят от родителей, от воспитания и отношения к ребёнку в детстве.

При появлении этих или похожих симптомов не следует сразу бить тревогу. Симптомы неврологии у детей до года не всегда являются поводом для беспокойства. Например, тремор (дрожание рук) проходит уже после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Вздрагивание во сне также не всегда является патологией. Это является нормой для детей любого возраста, но если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Следует присмотреться к ребёнку и его поведению при совпадении многих симптомов. При совпадении уже нескольких симптомов следует обратиться к специалисту – детскому врачу неврологу. Только он сможет выявить точное отклонение и назначить соответствующее лечение.

Основными методами борьбы являются:

  1. Физические упражнения
  2. Медикаментозное лечение
  3. Лечебный массаж
  4. Соблюдение диеты
  5. Физиотерапевтические процедуры
  6. При сложных случаях имеет место быть хирургическое вмешательство

В первый, третий, шестой и двенадцатый месяц обязательно плановое посещение невролога. Во время обследования следует озвучить жалобы, которые беспокоят родителей и задать интересующие вопросы. Невролог осмотрит ребёнка на наличие патологий и даст рекомендации по лечению или профилактике имеющихся расстройств.

Следует определить патологии на ранних этапах, ведь если неврология у детей не будет замечена или не будет лечиться вопреки рекомендациям врача, в более старшем возрасте это может привести к серьёзным последствиям: неспособности концентрировать внимание, задержке речи и пр.

Ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка в семье, которая благоприятно влияет на становление личности ребёнка и его эмоционального и психического здоровья. Родителям следует разговаривать со своими детьми, интересоваться тем, что их беспокоит и тревожит и предпринимать определённые меры по тому, как привести своё чадо в комфортное для жизни состояние.

Как определить, нормально ли развивается ребенок? Что делать, если малыш плохо спит, у него периодически болит голова, ему трудно сосредоточиться на учебе? На вопросы читательниц отвечает невропатолог с мировым именем.

У многих детей на первом году жизни нередко наблюдаются отклонения в функционировании нервной системы. На медицинском языке это явление называется перинатальной энцефалопатией. Небольшие нарушения в ее работе диагностировать достаточно сложно, ведь малыш мало двигается и еще не умеет говорить. Но именно ранняя диагностика и лечение позволяют избежать последствий перинатального поражения мозга. Вот почему очень важно, чтобы в первые недели жизни малыш обязательно был осмотрен специалистом – детским неврологом.

Не следует отчаиваться, даже если врач обнаружит отклонения в работе нервной системы. Головной мозг ребенка интенсивно растет и развивается, особенно в течение первого года жизни, и правильно подобранное лечение помогает добиться полного выздоровления.

Наш консультант: Владимир Андреевич Берсенев – заслуженный врач Украины, директор Института проблем боли, кандидат медицинских наук, врач-невропатолог высшей квалификации. Он – автор монографий и учебных пособий, посвященных болевым синдромам и возрастной невропатологии, сотен научных работ. Наш консультант входит в состав международной медицинской компании Geneva Medical Consultants.

Под руководством доктора Берсенева создано новое направление в медицинской науке. Им разработаны технологии эффективной помощи больным с хроническими болевыми синдромами при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, внутренних органов.

Методики доктора вернули к активной жизни более 30 тысяч человек, многие дети, пораженные церебральным параличом, догнали сверстников в интеллектуальном и физическом развитии. Сегодня доктор Берсенев отвечает на вопросы наших читательниц.

Девочке 2 года и 2 месяца. Если она что-то требует, а родители не удовлетворяют ее желания, начинается истерика. Она краснеет, задыхается, начинает трястись, а из носа идет кровь. Нормальна ли такая ситуация с точки зрения неврологии?

Моя малышка (почти 6 месяцев) беспокойно спит, часто просыпается с криком. Последнее время спит в странной позе – на боку, запрокинув голову, перебирая ручками и ножками. Нормально ли это?

Запрокидывание головы во сне может свидетельствовать о нарушении ликвороциркуляции. Ликворная, или спинномозговая жидкость – это жидкая среда нервной системы. Ликвор циркулирует между мозгом и оболочками мозга, заполняет околососудистые и околоклеточные пространства. Это своего рода природный амортизатор для головного и спинного мозга. Большое количество неврологических заболеваний связано как раз с перебоями в работе этой системы. При повышении ликворного давления (которое, вероятно, имеет место в этом случае) возникают головные боли. Обязательно покажите ребенка врачу. В подобных случаях надо делать массаж определенных зон (ему может научить врач).

И еще один важный момент: следует контролировать потребление жидкости пред сном – по рекомендации лечащего врача. Избыток жидкости приводит к отекам тканей, что также может быть причиной нарушений сна.

Нашему сыну год и один месяц, он ходит только на носочках. Когда были у невролога, она не придала этому значения, сказала, что сын здоров и что не надо лечить здорового ребенка, были у ортопеда – там тоже все в порядке. Действительно ли не нужно придавать этому значения?

Это мнение в корне неверно! Не откладывая, покажите ребенка детскому неврологу; если не совсем уверены в компетенции вашего районного врача, обратитесь к другому, третьему.

Дело в том, что хождение на цыпочках – это один из признаков ДЦП.

Кости у ребенка нередко растут быстрее нервных стволов, и, возможно, в данном случае нервные стволы натянуты, и это является причиной того, что ребенок ходит на носочках. Такие патологии бывают связаны с родовой травмой в поясничном или шейном отделе позвоночника. Причины могут быть и другие, именно на этот вопрос и должен ответить грамотный специалист.

Выраженные вены на голове

У моего ребенка с рождения очень хорошо видны на голове венки, просвечивают через кожу. Многие врачи, когда его видят, говорят, что у нас гидроцефалия. Является ли видимая венозная сеть таким точным признаком гидроцефалии, или это вообще ни о чем не говорит? Ребенку 9 месяцев.

Насколько выражены вены? Насколько выпуклы? Это может быть индивидуальной особенностью людей с бледной тонкой кожей. А может свидетельствовать о гидроцефалии (повышенном давлении ликвора в желудочках мозга и пространстве между ними). Однозначно сказать можно только на приеме, увидев пациента.

Выпуклые, хорошо просматриваемые вены на голове с высокой вероятностью свидетельствуют о повышении венозного давления.

Я настоятельно рекомендую посетить хорошего невролога. Ведь если это действительно гидроцефалия, ребенок страдает от постоянной головной боли. Представьте себе человека, который не знает, что значит отсутствие боли, для него это ощущение, с которым он вырос. Такие дети обычно тихие, спокойные, и только лишь когда ему очень плохо, он это показывает плачем или криком. А ведь воспоминания детства часто определяют человеческую судьбу!

У ребенка 2 дня назад на глазу (на белке под нижним веком) появилось кровавое пятнышко, как будто лопнул сосуд. Сегодня уже третий день, пятно потихоньку проходит. Раньше такого никогда не было. Может ли это быть связано с внутричерепным давлением? И что делать в этом случае?

Такая клиническая картина может свидетельствовать о ломкости сосудов и/или повышенном артериальном давлении. Ребенка нужно обследовать! Есть специальные медицинские таблицы, в которых указано, какое давление в каком возрасте является нормой. Следует померить его на ручках, а также на висках. При измерении давления у ребенка (да и у взрослого!) следует помнить, что делать это необходимо при так называемом основном обмене – это когда ребенок уже проснулся, но еще не встал с постели. Только эти показатели помогут правильно оценить состояние ребенка.

Девочке 1 год и 4 месяца. Я обратила внимание на то, что у ребенка отмечается асимметрия лица: с левой стороны несколько опущен угол рта, угол глаза, носогубная складка слева выражена сильнее, чем справа. Нормально ли это?

У меня встречный вопрос: насколько выражена эта асимметрия? Ведь идеальной симметрии в природе не существует! Однако выраженная асимметрия может говорить о том, что ребенок перенес ишемический процесс в стволе головного мозга во время родов. Черепно-мозговые нервы, находящиеся в стволе мозга, как на вожжах держат мышцы лица и управляют ими. Если вследствие травмы с одной стороны лицевые мышцы слабее, то с другой стороны они больше напрягаются. Следует показать ребенка специалисту.

Возможно, этот симптом и не говорит ни о чем серьезном. Нужно разобраться: может, ребенок левша? В любом случае нужно показаться детскому невропатологу, чтобы он обследовал малыша в целом: как действует другая рука, обе ножки, проверил состояние мышц лица. Неврологическое обследование ответит на все вопросы.

Малыш не разговаривает

Ребенку 2 года 4 месяца. В целом физически и умственно ребенок здоров. А говорит только отдельные слова, хотя многое понимает, запоминает и понимает речь взрослых. Ребенок очень возбудимый, неважно спит, гиперактивный. Насколько это серьезно?

По нормам развития тот факт, что в этом возрасте ребенок еще не говорит отдельными предложениями, не является настораживающим. Но, судя по сопутствующим симптомам – плохой сон, возбудимость и гиперактивность (между прочим, этот диагноз должен поставить невролог, а не медсестра, ваша соседка либо педиатр!), – нельзя исключать гипоксию в стволе мозга при рождении. Если подозрение подтвердится, малыш нуждается в лечении. Чем раньше вы обследуете ребенка у грамотного специалиста, тем благоприятнее прогноз!

Моей дочке 7 месяцев. Когда я пытаюсь ее поднять за руки, вложив пальцы в ее ладошки, чтобы научить сидеть, то она сильно запрокидывает голову направо, при этом видно, что она боится либо ей больно. Что с моим ребенком? Невролог говорит, что никаких патологий у нее нет.

Меня настораживает другое: то, что девочка поворачивает голову за правое плечо, может свидетельствовать о нарушениях в стволе головного мозга.

Словом, покажите ребенка грамотному невропатологу. И чем быстрее, тем лучше.

Ребенку 11 лет, он беспокойно спит, часто разговаривает и вскрикивает во сне. Стоит ли его показать невропатологу?

Такое состояние может говорить как о психологических проблемах в жизни ребенка, так и неврологических патологиях в организме. Нельзя исключать проблемы с нарушением венозного оттока крови. Ребенка стоит показать невропатологу, отследить, как он учится, как себя ведет, после каких событий кричит во сне и т. д. Что касается второй части вопроса, то всех детей, даже если на взгляд родителей они совершенно здоровы, необходимо ежегодно приводить на консультацию к детскому невропатологу. В вашем же случае следует сделать это в ближайшее время!

Все ли нормально с ребенком? Здоров ли он? Вот перечень тревожных симптомов, которые являются поводом для визита к доктору:

  • Ребенка мучают головные боли, которые:
  1. сопровождаются запрокидыванием головы;
  2. уменьшаются при определенном положении головы;
  3. возникли после перенесенного инфекционного заболевания;
  4. сопровождаются головокружением, нарушением координации движений, зрения или слуха.
  • Он перенес травму головы, сопровождающуюся потерей сознания, тошнотой, головокружением.
  • У ребенка младшего возраста набухший родничок.
  • Он слишком активен или, наоборот, слишком пассивен.
  • У малыша наблюдаются судороги или частые носовые кровотечения.
  • Ребенок отстает от своих сверстников в моторном и речевом развитии.
  • У ребенка энурез, заикание или тики.
  • Тебя настораживает необоснованное изменение в его поведении.
  • Нарушен сон: он кричит или разговаривает во сне, плохо засыпает, случаются снохождения.
  • Ребенок жалуется на боль в шее, спине, нижних конечностях.
  • У него падает зрение.



ЛФК по назначению невролога при нарушениях речи и моторной неловкости_ЛФК для детей с инструктором и домашние упражнения

Продолжаю делиться новостями как протекает наша борьба с задержкой речевого развития у ребенка.

В 2 года ребенок толком не говорил, был слабый зрительный контакт, валяния на полу в коллективе. Мы начали углубленно заниматься проблемами, которые были на поверхности - речью. В первую очередь обратились к хорошему неврологу, т.к. по ОМС особого внимания мы не привлекали.

И в 2,2 года один за другим нам "прилетели" 2 диагноза, сначала ЗРР, а потом и ЗПР, + подозрение на СДВГ.

Мы провели масштабную коррекционную работу, включая диагностику, физиотерапию и медикаментозное лечение - все ссылки в конце отзыва.

Сейчас ребенку 3,5 года - и ура, ура, какое счастье, все неприятные диагнозы сняты, остались только дизартрия и моторная неловкость.

Доченька ничем не отличается от сверстников (речь, счет по возрасту, стихи, логика и пр.), коммуницирует как с детьми, так и со взрослыми (родными и педагогами).

Если вы столкнулись с похожей проблемой, не отчаивайтесь, многие вещи корректируются, главное поймать как можно раньше.

Но последствия до сих пор разгребаем - речью надо еще долго заниматься. К этому мы готовы.

В числе назначений невролога среди прочего была лечебная физкультура, о ней и пойдет речь.


Лечебная Физкультура (ЛФК) для детей при дизартрии и моторной неловкости

Показаний для ЛФК много, я буду описывать только свой опыт - от моторной неловкости и дизартрии.

Противопоказания

  • острые лихорадочные состояния;
  • острые воспалительные процессы;
  • нарастающая сердечно-легочная недостаточность;
  • выраженный болевой синдром;
  • предрасположенность к кровотечению;
  • обострения ряда хронических заболеваний и т.д.

Как помогает ЛФК для развития речи и моторной неловкости?

Развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений

Мелкая моторика напрямую связана с речью.

Моторная неловкость - нарушение крупной моторики, неуклюжесть.

Моторная неловкость не является признаком мышечной слабости или низкого интеллекта.

Это особенность мозга, которая затрудняет координацию движений. Дети с моторной неловкостью кажутся неуклюжими, их движения несоразмерными. Может быть недостаточной и мелкая моторика – трудности в выполнении четких движений пальцами в конструировании, лепке, письме. Иногда моторная неловкость распространяется и на артикуляцию – движения языка, губ, необходимые для правильного произношения.

Например, моя дочка в 3,5 года не умеет прыгать на одной ноге, дети старше не могут завязать шнурки. Очень хорошо видно это нарушение при захвате ручки, карандаша, когда 3х-летний ребенок держит карандаш как годовалый ребенок.

ЛФК в качестве игры со множеством повторений позволяет развить двигательные навыки, физическую активность, ощущение своего тела. Ребенок научится координировать крупную и мелкую моторику.

И движения языка и губ также станут управляемыми, что поможет ребенку правильно произносить слова. Короче, все связано

Как получить направление на ЛФК?

ОМС: невролог рекомендует лечебную физкультуру в качестве одного из этапов лечения, дает направление к физиотерапевту, физиотерапевт дает направление на ЛФК.

Но с не тяжелыми речевыми патологиями получить направление по ОМС будет сложно, пробуйте, все зависит от региона.

Платно: Невролог назначает ЛФК, находите специализированный центр и проходите ЛФК за деньги.

Лечебная физкультура для детей с инструктором плюсы и минусы

(Описываю только свой опыт)

С инструктором мы занимались в группе платно.

    Занятие проводит квалифицированный инструктор - врач (медсестра) ЛФК.




Минусы занятий ЛФК с инструктором

  • Установленное время занятия

Вам может не подойти время занятия (ребенок голодный, устал, стесняется, нет настроения и пр.).

Даже взрослые тренируются один раз охотнее, в другой раз без причины занятие проходит менее эффективно.

А уже, как говорится, "уплОчено" - под каждого не подстроиться.

  • Нельзя спрогнозировать как поведет себя ребенок.

Инструктор говорит, что некоторые дети ревут первые несколько раз. А, между тем, курс состоит всего из 10 занятий


Поэтому нужно попросить у инструктора рекомендации по домашним упражнениям или посмотреть несколько занятий, а дома пытаться повторить.

ЛФК в домашних условиях плюсы и минусы

(Описываю только свой опыт)

Плюсы:

  • Подстраиваетесь под свой режим (ребенок не голоден, настроен на занятия, настроение хорошее, время удобное для вас).
  • Можно выбрать те упражнения, которые нравятся всем, менять их по мере необходимости.
  • Не нужен дополнительный инвентарь, можно приспособить разные предметы.
  • Бесплатно!

Минусы:

  • Мама - не инструктор. Маме нужно предварительно подготовиться (читать литературу, смотреть ролики, чтобы делать упражнения правильно и эффективно).
  • Ребенок не воспринимает маму как инструктора (занятие превращается в баловство или сходит на нет. Поэтому важно иметь в запасе несколько упражнений, которые ребенок будет воспринимать как новую игру).
  • Нужна активная вовлеченность взрослого - не получится просто показывать упражнения, надо самому участвовать (ползать, прыгать и пр.)
  • Недостаток времени (находятся более важные дела, неохота заниматься и пр.).
  • Нет социализации.

Примерный комплекс занятий ЛФК в домашних условиях

(Предлагаю сначала проконсультироваться с неврологом или инструктором ЛФК или физиотерапевтом)

Упражнений очень много, выбираете легкие, далее усложняйте.

Можно включить музыку, детские песни. Обязательно хвалить ребенка, даже если получается не очень хорошо.

Ребенок хочет заниматься, чувствует себя хорошо, помещение проветрено.

Общее время занятия примерно 15 минут.

Разминка 3-4 минуты

Ходьба на месте.

Повороты головы налево и направо. (Разминаем шею). Ребенку говорю - смотри, что лежит на диване или, ой, солнечный зайчик побежал туда, а потом туда (указываю влево-вправо).

Машем руками. ("Птички полетели" Маленькие птички - мелкие частые движения, большие птицы - медленные, плавные движения, широкие взмахи").

Разминка кистей. Сжимаем кисти " как собака лает" (Прибежала собака-кусака и каааак залает!).

Бег на месте ("Убегаем от собаки- кусаки").


Основная часть 10 минут

Упражнения для рук и плеч

Хлопаем в ладоши вытянутыми руками ("Прогоняем собаку-кусаку").

Поднимаем руки, тянем руки вверх, тянем руки в стороны, наклоны. (4-6 повторов).


Лежа на спине. Гимнастическую палку (в нашем случае фитнес-резинку) держим на вытянутых руках, поднимаем над головой, переводим прямо перед собой.


Лежа на животе проползти по-пластунски от начала до конца коврика.

Бревнышко. Катимся по коврику бревнышком.

Велосипед (имитируем езду на велосипеде).


Упражнения на координацию (очень важные при моторной неловкости)

Ходьба по узкой линии ("мостик через ручеек"). К этой же теме относится ходьба по бордюру на прогулке.



Завершение занятия

Даю свободу ребенку. Хочет - играет в собаку и бегает на четвереньках. А нередко в конце у нас танцы - позитивное завершение и настрой на будущие занятия.


Резюме: Рекомендую ЛФК как с инструктором, так и дома при комплексном лечении моторной неловкости и дизартрии. У ребенка развивается двигательная активность, повышается самооценка, настроение, формируется основа здорового образа жизни.

Минус: временные и финансовые затраты, невозможно выделить результат именно от лечебной физкультуры, работает только в комплексе с другими мероприятиями.

Спасибо за внимание, надеюсь, мой опыт кому-то поможет принять правильное решение.

Отзывы по теме задержки речевого развития

Церепро при ЗПРР - Он был последним препаратом в длительном курсе, но через какое-то время ребенок начал говорить!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.