Защитные механизмы нервной системы

Поступление патогенных агентов в нервную систему

Существуют два основных пути поступления патогенных агентов в ЦНС - из крови(через сосудистую стенку) и по нервным стволам.

В первом случае патогенный агент (токсическое вещество, вирусы, микробы и др.) должен преодолеть гематоэнцефалический барьер (ГЭБ), который образуется сосудистой стенкой (эндотелиоцитами), а также глиальными элементами (астроцитами). ГЭБ осуществляет активный и избирательный транспорт из крови в мозг питательных и других биологически активных веществ, необходимых для деятельности мозга. Одновременно он защищает мозг от непосредственного действия находящихся в крови патогенных агентов. У плодов и новорожденных ГЭБ более проходим. Ряд токсических агентов (стрихнин, спирты, некоторые фармакологические препараты) сравнительно хорошо проходят ГЭБ. Для биологических возбудителей (вирусы, микробы) в норме ГЭБ практически непроницаем. Однако в условиях патологии при действии ряда физических и химических факторов усиливается проницаемость ГЭБ, что утяжеляет патологический процесс. Так, сильный длительный стресс способствует поступлению вируса гриппа в мозг.

Путями поступления ряда патогенных агентов в ЦНС являются нервные стволы. Невральный путь характерен для столбнячного токсина, вирусов полиомиелита, бешенства и др. Входными воротами для столбнячного токсина является мионевральный синапс, откуда токсин поступает по двигательным волокнам в спинной и продолговатый мозг (рис. 21-1). В ЦНС токсины (столбнячный), вирусы, антитела к нервной ткани могут распространяться от нейрона к нейрону внутри нервных отростков (с аксотоком) и по межнейрональным пространствам.

К тканевым барьерным механизмам следует добавить также защитную функцию различных оболочек мозга и нервов. Защиту нейрона и его отростков обеспечивают окружающие глиальные и


Рис. 21-1.Продвижение столбнячного токсина по невральному пути и развитие местного столбняка. Токсин, введенный в икроножную мышцу крысы, поступает через мионевральный синапс в двигательные волокна и по ним через передние корешки достигает передних рогов люмбосакральных сегментов спинного мозга, где действует на мотонейроны и связанные с ним вставочные нейроны, нарушая их торможение. Вследствие этого указанные нейроны растормаживаются, гиперактивируются и образуют генератор патологически усиленного возбуждения, который продуцирует поток импульсов. Последние поступают по двигательным волокнам в мышцу и вызывают повышение электрической активности и тоническое сокращение (гипертонус) мышцы. Участок нерва, переднего корешка и переднего рога, содержащие столбнячный токсин, затемнены

шванновские клетки, а также мембрана самого нейрона. Нервная система защищена также иммунологическим барьером.

Антиэпилептическая система контролирует уровень возбуждения в различных отделах ЦНС. Электрическая стимуляция каудального ядра моста, относящегося к антиэпилептической системе, подавляет активность в эпилептическом очаге в коре головного мозга.

Тоническая активность антисистемы является одним из механизмов поддержания устойчивого состояния здоровья. Недостаточная деятельность антисистем представляет собой условие развития патологического процесса. Например, недостаточность антиноцицептивной системы ведет к появлению повышенной болевой чувствительности и формированию болевых синдромов; недостаточность антиэпилептической системы обусловливает предрасположенность к судорогам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Защитные механизмы психики помогают нам ровно до того момента, пока не становятся слишком частым явлением в нашей жизни. В таком случае у человека может развиться невроз: могут появиться различные фобии, тревожность, навязчивые состояния — в общем, список можно продолжать еще долго.

А пока мы предлагаем тебе ознакомиться с основными защитными механизмами твоей психики и на примерах рассмотреть их влияние.

1. Вытеснение

Причины могут быть разными: защита от чувства вины за какой-то поступок, стыда, постоянного чувства тревоги, с которым невозможно нормально жить. Конечно, эта стратегия вовсе не в силах избавить человека от влияния вытесненных в бессознательное чувств — они все равно провоцируют тревогу и другие негативные проявления.

Так как действие этого защитного механизма на экране видел, наверное, каждый — вот пример из реальной жизни. Если ты совершишь в отношении другого человека поступок, за который тебе будет стыдно, твоя память не станет держать такое воспоминание долго — оно будто бы испаряется. А вот человек, которого задел твой поступок, будет помнить его в мельчайших деталях даже тогда, когда все вокруг давно забыли об этом.

2. Проекция

Этот защитный механизм являет собой перенесение своих собственных нежелательных черт на других людей. Проецируются чаще всего мысли и поступки, которые не одобряются социумом, например: агрессия, жестокость, сексуальные фантазии или несправедливая критика.

3. Вымещение

Допустим, после неприятного разговора с коллегой по работе или начальником, которому ты не можешь высказать свое недовольство, ты вымещаешь весь негатив дома — можешь поругаться с членом своей семьи, девушкой или друзьями.


4. Идентификация с агрессором

Когда человек кого-то боится, подсознательно он может стремиться к тому, чтобы быть похожим на своего обидчика — агрессора.

Один из наглядных примеров — стокгольмский синдром и его влияние на человека. В 1974 году произошло похищение Патрисии Херст — жертва оказалась в руках американской террористической группировки. После перенесения физического и психологического насилия Патрисия стала участницей банды и даже совершила вместе с ними ограбление, причем добровольно. Конечно, в суде ее оправдали, так как признали, что Патрисия страдает от стокгольмского синдрома.

5. Сублимация

Если вымещение оказывает негативное влияние на человека и его отношения с окружающими, то сублимация, напротив, помогает направить сильные эмоции в конструктивное русло.

Пример — творчество. Многие творения известных танцоров, художников, музыкантов, писателей и поэтов являются примерами сублимации. Интерес к трупам можно сублимировать при работе в морге, склонность к насилию можно удовлетворить работой в силовых структурах и так далее.

6. Отрицание

Отрицание — это отвержение событий, чувств и мыслей, которые человек не может спокойно принять, проходящее на сознательном уровне. Такой механизм защиты весьма примитивен и часто действует совместно с другими механизмами психики.

Яркий пример отрицания — курильщик, который не желает признавать вред сигарет. Для поддержания своей веры он может убеждать себя и других в том, что загрязненный воздух или вода из-под крана наносят здоровью людей куда больший вред, чем сигареты.

7. Регрессия

Регрессия являет собой прыжок назад — возвращение на предыдущую стадию психологического развития. Происходит это под влиянием стрессовой ситуации: когда человек обижен или напуган, он может начать вести себя как ребенок. Такое поведение объясняется просто: детство ассоциируется у многих из нас с безопасностью и комфортом.

Пример — человек, который при общении с противоположным полом начинает глуповато хихикать. Или девушка, которая начинает плакать, если не может убедить в чем-то своего парня. Слезы в таком случае — не рациональное поведение, а способ, которым она привлекала к себе внимание в детстве.

8. Рационализация

Это искажение фактов — сознательное и бессознательное. Цель такого защитного механизма — сделать событие или реакцию на него менее опасными и травмирующими. Другими словами, человек придумывает себе оправдания, причем некоторые из них настолько естественные, что он сам может не замечать собственной лжи.

Пример: если человек нагрубил кому-то без всякой на то причины и был призван за свои действия к ответу, он, скорее всего, постарается найти причины такого поведения, чтобы оправдать его.


9. Реактивное формирование

Тут все просто: человек пытается совершать противоположные своим желаниям поступки, нередко заменяет чувства (любовь — ненавистью или стыдом, потребность в стабильности — повышенной активностью и так далее).

Пример реактивного формирования — взрослый сын, который заботится о своем родителе, всячески пытаясь угодить ему, но на самом деле испытывает к нему негативные чувства (допустим, из-за тяжелого детства или плохого отношения к себе). Или человек, который относится к другому крайне негативно, но на самом деле просто маскирует свои теплые чувства, испугавшись их.

10. Аутоагрессия

Это защитный механизм, выражающийся в самообвинениях, самоуничтожении и даже нанесении себе вреда (физические повреждения, следствие приема наркотических средств и алкоголя, чрезмерное увлечение опасными видами спорта — экстримом и др.). Несмотря на множество возможных негативных последствий, в эмоциональном плане такое поведение может переноситься легче, чем агрессия, которая направляется непосредственно на виновника тяжелой ситуации.

Ярчайший пример — ребенок, который переживает сложности в отношениях с родителем. Он не может смириться и признать, что родитель ведет себя с ним пренебрежительно просто так или из-за своей нелюбви, и вместо родителя начинает винить себя. Он убеждает себя в том, что заслужил такое поведение.

20.1. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НЕРВНЫХ РАССТРОЙСТВ

20.1.1. Причины и условия возникновения нарушений деятельности нервной системы

Патогенные факторы, вызывающие повреж­дения нервной системы (НС) и нарушение ее деятельности, имеют экзогенную либо эндоген­ную природу. Экзогенные патогенные факто­рымогут быть специфически, избирательно нейротропными,поражающими определенные структуры НС, и неспецифическими,повреж­дающими не только нервные, но и другие тка­невые элементы. К экзогенным факторам, пора­жающим нервную систему, относятся биологи­ческие возбудители: вирусы (бешенство, поли­омиелит), микробы (лепра), растительные ток­сины (стрихнин, кураре), микробные токсины (ботулинический, столбнячный), спирты (этило­вый, метиловый), ядохимикалии (хлорофос), отравляющие вещества и др. Специфическим для человека патогенным фактором является слово. Оно может вызвать нарушения психической де­ятельности, поведения, расстройства различных функций. Нарушения деятельности нервной си­стемы и нервной регуляции функций могут быть вызваны условнорефлекторно.

Эндогенные патогенные факторыделятся на первичные и вторичные. К первичнымотносятся наследственные нарушения деятельности гене­тического и хромосомного аппаратов нейронов, с ними связаны наследственные болезни нервной системы (болезнь Дауна, эндогенные психозы и др.), нарушения кровообращения в различных отделах ЦНС, ишемия и др.

К вторичнымэндогенным патогенным воз­действиям относятся те, которые возникают в самой нервной системе после повреждающего действия первичных агентов в ходе развития патологического процесса. Это - изменения ней­ронов, нарушение выделения и рецепции ней-ромедиаторов, приобретенные альтерации гено­ма нейронов, изменения межнейрональных от-

ношений, нервной трофики и др. Универсаль­ное патогенетическое значение имеет формиро­вание агрегатов гиперактивных нейронов, пред­ставляющих собой генераторы патологически усиленного возбуждения (сокращенно - генера­торы), образование патологических детерминант и патологических систем. Важную роль патоген­ного фактора играют антитела к нервной ткани, образующиеся, как правило, на более поздних стадиях патологического процесса.

Возникновение вторичных эндогенных пато­генных факторов означает этап эндогенизациипатологического процесса. На этом этапе непос­редственной причиной развития процесса явля­ются уже не первичные, а вторичные эндоген­ные механизмы, присущие самой измененной нервной системе. Однако этиологические перво­причины и на этом этапе не теряют своего зна­чения - их патогенное действие ведет к новым повреждениям, к усилению уже возникших или к появлению новых вторичных эндогенных па­тогенных механизмов.

Понимание указанных особенностей патоге­неза и знание механизмов каждой стадии раз­вития патологического процесса необходимы для проведения адекватной патогенетической тера­пии. Так, бесполезно лечить вызванные столб­нячным токсином поражения ЦНС только про­тивостолбнячной сывороткой, нейтрализующей столбнячный токсин, так как последний уже связался с нервными элементами и вызвал соот­ветствующие изменения в ЦНС (в частности, повреждение белков, участвующих в выделении тормозных передатчиков). Терапия на этой ста­дии должна быть направлена на устранение по­следствий действия столбнячного токсина (по­давление гиперактивности нейронов, борьба с с УД°Р° г ами и др.). Применение противостолб­нячной сыворотки на данной стадии необходи­мо для нейтрализации новых порций столбняч­ного токсина, продуцируемого в ране столбняч­ной палочкой.

Реализация патогенных воздействий зависит от их силы и продолжительности - чем сильнее и длительнее эти воздействия, тем значительнее их эффект. Однако даже слабые патогенные воз-Часть III. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ

Факторы, не вызывающие патологии исход­но нормальной нервной системы, могут приоб­рести патогенное значение для нервной систе­мы, измененной предыдущими патологически­ми процессами, при генетически обусловленной предрасположенности, при повышенной возбу­димости и пр. Лимбические структуры, в част­ности гиппокамп, более других способны разви­вать и удерживать патологическую гиперактив­ность, которая может быть вызвана даже одно­кратным патогенным воздействием.

Важную роль в сохранении патологических эффектов играет пластичность нервной систе­мы- способность закреплять возникшие изме­нения. Это свойство имеет существенное значе­ние для нормальной деятельности нервной сис­темы. Оно обеспечивает возможность ее разви­тия, образования новых связей, обучения, струк­турных перестроек и др. Однако пластичность -слепая сила, она закрепляет не только биологи­чески полезные, но и патологические изменения, которые играют роль патогенного фактора. Бла­годаря пластичности закрепляются возникшие структурно-функциональные патологические изменения в нервной системе (например, синап-гические нарушения, образовавшиеся генера­торы возбуждения, патологические системы и др.). С пластичностью связаны во многих случа­ях хронизация патологического процесса и его устойчивость к лечебным воздействиям.

20.1.2. Две стороны патогенеза
нервных расстройств

На уровне межнейрональных отношений та­кой интеграцией является агрегат гиперактив­ных нейронов, на уровне межклеточных отно­шений - новая патодинамическая организация, состоящая из измененных отделов ЦНС - пато­логическая система. Таким образом, собственно патологическая часть процесса характеризуется не только разрушением, но и формированием патологических интеграции - агрегата нейронов и патологической системы: происходит разруше­ние физиологических и формирование патоло­гических систем.

20.1.3. Поступление патогенных
агентов в нервную систему

Существуют два основных пути поступления патогенных агентов в ЦНС - из крови(через сосудистую стенку) и по нервным стволам.

В первом случае патогенный агент (токсичес­кое вещество, вирусы, микробы и др.) должен преодолеть гематоэнцефалический барьер (ГЭБ), который образуется сосудистой стенкой (эндоте-лиоцитами), а также глиальными элементами (астроцитами). ГЭБ осуществляет активный и избирательный транспорт из крови в мозг пита­тельных и других биологически активных ве­ществ, необходимых для деятельности мозга. Одновременно он защищает мозг от непосред­ственного действия находящихся в крови пато­генных агентов. У плодов и новорожденных ГЭБ более проходим. Ряд токсических агентов (стрих-



Рис. 182. Продвижение столбнячного токсина по невральному пути и развитие местного столбняка. Токсин, введенный в икроножную мышцу крысы, поступает отсюда через мионевральный синапс в двигательные волокна и по ним, через передние корешки, достигает передних рогов люмбосакраль-ных сегментов спинного мозга, где действует на систему эфферентного выхода (мотонейроны и связанные с ними вставочные нейроны), нарушая тормозные механизмы этих нейронов. Вследствие этого указанные нейроны растормаживаются, гиперактивируются и образуют генератор патологи­чески усиленного возбуждения, который продуциру­ет поток импульсов: последние поступают по двига­тельным волокнам в мышцу и вызывают повышение электрической активности (ЭА) и тоническое сокращение (гипертонус) мышцы. Скорость и интенсивность развития процесса зависят от дозы столбнячного токсина. При избранной болезнетвор­ной дозе токсин достигает передних рогов у крысы через 9 ч; в этот период в мышце впервые регистри­руется незначительная ЭА, сохраняющаяся после активности, вызванной нанесением раздражения (сдавливание стопы). С течением времени по мере поступления токсина в передние рога и увеличения мощности генератора продуцируемый им поток импульсов усиливается, ЭА в мышце возрастает, появляется небольшой (+) гипертонус мышцы. Участки нерва, переднего корешка и переднего рога, содержащие столбнячный токсин, затемнены

нин, спирты, некоторые фармакологические пре­параты) сравнительно хорошо проходит ГЭБ. Для биологических возбудителей (вирусы, микробы) в норме ГЭБ практически непроницаем. Однако в условиях патологии, при действии ряда физи­ческих и химических факторов возникает пато­логическая проницаемость ГЭБ, что приводит к утяжелению текущего или возникновению но­вого патологического процесса. Так, сильный длительный стресс способствует поступлению вируса гриппа в мозг.

Путями поступления ряда патогенных аген­тов в ЦНС являются нервные стволы. Невраль-ный путь характерен для столбнячного токсина, вирусов полиомиелита, бешенства и др. Вход­ными воротами для столбнячного токсина явля­ется мионевральный синапс, откуда токсин по­ступает по двигательным волокнам в спинной и продолговатый мозг (рис. 182). В ЦНС токсины (столбнячный), вирусы, антитела к нервной тка­ни могут распространяться от нейрона к нейро­ну внутри нервных отростков (с аксотоком) и по межнейрональным пространствам. Этот невраль-ный путь является одним из механизмов гене­рализации патологических процессов.

20.1.4. Механизмы защиты нервной системы

К тканевым барьерным механизмам следует добавить также защитную функцию различных оболочек мозга и нервов. Защиту нейрона и его отростков обеспечивают окружающие глиальные и шванновские клетки, а также мембрана само­го нейрона. Нервная система защищена также иммунологическим барьером, который состоит из клеточных и гуморальных механизмов общей иммунной системы организма и собственной иммунной системы ЦНС, куда входят иммуно-циты и глиоциты; последние способны превра­щаться в макрофаги и осуществлять поглоще­ние и переваривание вирусов, а также погибших и необратимо поврежденных нейронов.

Часть III. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ



ленный, антагонистический характер. В услови­ях патологии указанный принцип реализуется в деятельности антисистем (Г. Н. Крыжановс-кий), антагонистически по отношению к пато­логическим системам. Антисистема активируется или формируется вместе с образованием патоло­гической системы, ограничивая развитие после­дней и подавляя ее деятельность. Например, при возникновении чрезмерной боли активируется антиноцицептивная система, регулирующая бо­левую чувствительность, активация антиноци-цептивной системы купирует возникновение бо­левого синдрома.

Антиэпилептическая система контролирует уровень возбуждения в различных отделах ЦНС. Электрическая стимуляция каудального ядра моста, относящегося к антиэпилептической сис­теме, подавляет активность в эпилептическом очаге в коре головного мозга, вызванном аппли­кацией стрихнина (рис. 183, Б). Подавляющий

эффект может продолжаться и после прекраще­ния электростимуляции ядра моста (рис. 183, В). Коагуляция гипервозбужденного ядра ведет к восстановлению эпилептической активности в корковом очаге (рис. 183, Г).

Тоническая активность антисистемы являет­ся одним из механизмов поддержания устойчи­вого состояния здоровья. Недостаточная деятель­ность антисистем представляет собой условие развития патологического процесса. Например, недостаточность антиноцицептивной системы ведет к появлению повышенной болевой чувстви­тельности и к формированию болевых синдро­мов; недостаточность антиэпилептической сис­темы обусловливает предрасположенность к су­дорогам.

Весь комплекс разнообразных процессов, пре­дотвращающих возникновение и развитие пато­логических изменений, обеспечивающих ликви­дацию этих изменений, компенсацию и восста­новление разрушенных функций, составляет класс саногенетических механизмов (С. М. Пав­ленко).

20.1.5. Выпадение функций нервной системы

Выпадение той или иной функции нервной системы может быть обусловлено либо разруше­нием, либо угнетением деятельности структур, осуществляющих данную функцию. Примером выпадения функции вследствие повреждения (разрушения) структуры может быть вялый па­ралич мышцы при гибели иннервирующих ее мотонейронов спинного мозга, пораженных вирусом полиомиелита, либо при перерыве или дегенерации двигательного нерва. При повреж­дении структур, относящихся к сенсорным системам, выпадают соответствующие виды чув­ствительности (болевая, зрительная и пр.).



нейронов из выполнения функции увеличивает­ся степень функционального дефекта; такая си­туация имеет место при полиомиелите, травмах ЦНС и др. Восстановление в том или ином объе­ме функции при лечебных воздействиях связа­но не с регенерацией нейронов (нейроны не ре­генерируют), а с улучшением состояния и нор­мализацией деятельности обратимо поврежден­ных нейронов и со снятием охранительного тор­можения.

Выпадение функции при возникновении структурных дефектов проявляется не сразу. Оно происходит тогда, когда повреждение достигло такого размера, что уже стали недостаточными механизмы компенсации и перекрытия нарушен­ной функции. Иначе говоря, на этой стадии патологический процесс достиг значительногоразвития, а не начинается,как принято думать. В таких случаях врач имеет дело с уже доволь­но запущенным состоянием. Вот почему тера-

пия бывает не всегда эффективна даже на этой, ранней, стадии и столь важна диагностика пато­логических изменений на доклиническойста­дии процесса.

Выпадение функции, обусловленное угнете­нием деятельности структур ЦНС, может воз­никнуть также при усиленной активности тех отделов ЦНС, которые в норме оказывают тор­мозное влияние. Так, если гиперактивируются отделы продолговатого мозга, которые в норме оказывают тормозное влияние на рефлексы спин­ного мозга, то последние испытывают глубокое торможение и связанная с ними функция выпа­дает. Известны рефлекторные выпадения чув­ствительности, истерические параличи, суггес­тивные (самовнушаемые, или гипнотические) нарушения движений и чувствительности и дру­гие феномены тормозного подавления функции.


Все мы хотим познать самих себя, а также научиться понимать других людей. К счастью, многолетняя работа психологов и психоаналитиков помогла выявить определённые механизмы человеческой психики, знание которых помогает приблизиться к познанию себя и окружающих.

Защитный механизм психики – это неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

В этой статье мы рассмотрим защитные механизмы психики, которые способны во многом объяснить наше поведение. Почему, например, мы иногда заботимся о тех, кого ненавидим, или срываемся на своих близких? На эти и другие вопросы вы можете получить ответы прямо сейчас.

Рационализация

Рационализация – искусственное создание логичных объяснений для поступков и неудач. Это необходимо для сохранения положительного суждения о самом себе.

Например, вам нужно позвонить какому-то человеку и договориться с ним о чём-то. Допустим, вы по какой-то причине стесняетесь или даже боитесь этого. Тогда вы начинаете рационализировать свой отказ совершать звонок: уже поздно, вам это вообще не нужно и т.д.

Во многом мы не решаемся признаться самим себе и бессознательно придумываем рационализации. Они, как правило, очень логичны, и поэтому их трудно распознать.

Проекция

Проекция – это процесс приписывания своих личностных черт другим людям. При этом человек отрицает наличие этих черт у себя. Также проекцию определяют как ошибочное восприятие того, что происходит внутри, как происходящее вовне.

Интроекция

Интроекция – это включение человеком воспринимаемых от других людей установок, мнений и т.д. в свой внутренний мир.

Интроекция играет несколько ролей:

Также интроекция лежит в основе знаменитого Стокгольмского синдрома.

Идентификация

Идентификация – это процесс уподобления себя другому человеку или сразу группе людей, продолжение себя в других с приписыванием себе качеств последних.

Например, человек может идентифицировать себя с какой-либо нацией и приписывать себе её стереотипные черты.

Аннулирование

Аннулирование – механизм уничтожения неприемлемых для человека действий или мыслей, попытка уравновесить какое-либо чувство (чаще всего чувство вины или стыд).

В качестве примера можно привести подарок, преподнесённый человеком, который в чём-то виновен. Но следует подчеркнуть, что аннулированием это будет являться только в том случае, если человек идёт на этот шаг неосознанно.

Вытеснение

Вытеснением называют процесс исключения из сознания неблагоприятных чувств, мыслей, желаний и т.д. То есть человек как бы избавляется от того, что приносит ему боль, чувство стыда или вины.

Вытеснением объясняют многие случаи забывания чего-либо. Например, вам нужно пойти на встречу с очень неприятным человеком. Одна только мысль об этом вызывает у вас настоящее страдание. Чтобы избавиться от этого гнетущего чувства, ваша психика вытесняет мысль о встрече, вследствие чего вы на какое-то время забываете о ней.

Реактивное образование

Реактивное образование – это защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Если какое-то чувство не может быть проявлено (например, оно не соответствует социальным нормам), оно замещается противоположным.

Например, старший брат может испытывать агрессию к младшему, т.к. из-за него родители стали уделять ему меньше внимания. Конечно же, показывать свою ненависть к брату недопустимо, поэтому агрессия может бессознательно трансформироваться в чрезмерно активную заботу.

Или более банальный пример: мальчишка, который дёргает за косичку девочку, которая ему нравится.

Вымещение

Вымещение – процесс переориентации эмоций и драйва с первоначального объекта на другой. Первоначальная направленность при этом не осознаётся.

Например, у мужчины на работе проблемы с начальником. Из-за страха увольнения он не может открыто выразить свою агрессию. Поэтому он вымещает её на членов своей семьи или даже неодушевлённые предметы (например, может пнуть что-то или сильно хлопнуть дверью).

Самоограничение

Когда человек понимает, что его достижения проигрывают на фоне достижений других людей, он прибегает к описываемому механизму и прекращает свою деятельность – ограничивает себя. Таким образом, самоограничение – это уход от трудностей к фрустрации.

Анна Фрейд приводит следующий пример самоограничения:

Она и маленький мальчик вместе рисовали. Мальчик с увлечением занимался этим, но потом посмотрел на то, как рисует Анна, и отложил карандаши в сторону.

Проигрывать неприятно. И, чтобы избежать проигрыша, люди отказываются от соревнования вообще.

Расщепление

Собственно, на избавление от неопределённостей и направлен этот защитный механизм. Наш опыт противоречив, и нам тяжело привести его в единое целое.

Также расщепление используется для характеристики социальных групп. Представители одной и той же социальной группы отличаются друг от друга, но нам удобнее наделить их всех одинаковым набором качеств.

Изоляция аффекта

Изоляция аффекта – процесс удаления из сознания эмоциональной составляющей переживания при сохранении понимания.

Например, хирург должен отбросить переживания о пациенте, чтобы сосредоточиться на своей работе. Также эмоции могут помешать боксёру во время поединка: страх испытать болезненные ощущения от удара помешает ему сконцентрироваться.

Аутоагрессия

Согласно психоаналитическому подходу, аутоагрессия – это вид вымещения, когда агрессия перенаправляется на того, кто её испытывает.

Например, начальник ругает вас за ошибку в отчёте, это вас злит, но вы не можете проявить агрессию по отношению к самому начальнику. В таком случае вы начинаете злиться на самого себя.

Регрессия

Регрессия – процесс приспособления к ситуации, когда человек бессознательно прибегает к формам поведения, свойственным более ранним этапам развития, которые, как ему кажется, гарантируют защиту и безопасность.

Примером может служить девушка, в первый раз севшая за руль. В стрессовой ситуации она может испугаться, бросить руль и закрыть глаза – это детское поведение, к которому она бессознательно прибегает из-за сильного чувства тревоги.

Сублимация

Сублимация – это перенаправление импульсов на социально приемлемую деятельность. Личность не избавляется от нежелательного импульса, а направляет его на то, что считается допустимым, например, на творчество.

К примеру, человек с садистскими желаниями может заниматься хирургией.

На 4brain есть отдельный материал, из которого вы можете узнать о сублимации и её влиянии на жизнь гораздо лучше. Познакомиться с ним вы можете по ссылке.

Реверсия

Реверсия – психологическая защита, выражающаяся в проигрывании жизненного сценария с переменой в нём мест субъекта и объекта. Этот механизм основывается на принципах двух других: идентификации и проекции.

Например, человеку не хватает заботы о нём, поэтому он сам начинает заботиться о ком-то и идентифицировать себя с этим кем-то. Часто именно этот механизм лежит в основе альтруизма.

Попробуйте проанализировать свой жизненный опыт и найти в нём проявление описанных защитных механизмов психики. К каким из них прибегаете лично вы? Сможете ли вы использовать полученные знания для улучшения свой жизни?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.