Болит голова после ширшасаны


Ширша переводится с санскрита как ‘голова’. Таким образом, Ширшасана означает стойку на голове.

Представьте себе: утром, где-нибудь на природе вы увидели человека, делающего зарядку или суставную гимнастику. Занимается он йогой или просто разминается — может остаться для вас загадкой. А теперь представьте, что этот человек встаёт на голову и безмятежно находится в этом положении несколько минут. Тотчас же от ваших сомнений не останется и следа — ведь стойка на голове прочно ассоциируется с хатха-йогой даже у людей, весьма далёких от практики.

Царём всех асан называют Ширшасану древние тексты, а также отцом всех остальных поз в йоге (матерью же считают Сарвангасану — более мягкий вариант перевёрнутого положения, обладающий несколько другим эффектом). Регулярная практика стойки на голове мощно преображает занимающегося эмоционально, энергетически и физиологически. Такое воздействие символически выражается в древних текстах как расширение духовных горизонтов и обращение процессов старения вспять.

Однако в йога-клубах и фитнес-центрах редко учат этому положению на занятиях. Причина этому лежит на поверхности: Ширшасана — одна из самых травмоопасных поз в йоге, и выполнять её необходимо только занимающимся, хорошо подготовленным физически. Кроме того, необходимо осваивать асану под индивидуальным присмотром наставника, знающего все нюансы отстройки и наблюдающего за правильным её выполнением. В противном случае последствия могут быть самыми неблагоприятными.

Ширшасана: противопоказания и их обоснование

Шейный отдел — самый уязвимый отдел позвоночника. Во-первых, в нём находятся самые хрупкие позвонки. Во-вторых, мы не привыкли, как жители Азии, переносить предметы на голове — да и вообще наш образ жизни чаще всего сидячий и малоподвижный. Таким образом, наши шеи привыкли носить исключительно вес наших голов, а плечи с руками — печатать на компьютере и наливать чай в чашку из электрического чайника.

Что же произойдёт с такой неподготовленной шеей, если на неё внезапно придётся вес всего тела, пусть и с небольшой помощью таких же неподготовленных плеч и рук? Тело постепенно начнёт адаптироваться к резкой и непредвиденной нагрузке с помощью разрастания костной структуры в шейных позвонках. Разрастающаяся костная ткань приведёт к сужению отверстий, где проходят позвоночные нервы и сосуды, а суженные отверстия будут затруднять мозговое кровообращение — одну из важнейших функций в нашем организме.

Таким образом, к началу освоения стойки на голове необходимо подготовить шею, плечи и руки силовыми положениями (далее мы подробнее рассмотрим, какими). Рекомендуется приступать к Ширшасане не ранее, чем через полтора года регулярной практики хатха-йоги.

Сразу же выходите из позы, если вы чувствуете удушье, головокружение, головную боль, жар, учащённое сердцебиение или общее ощущение дискомфорта.

Обычная регулярная практика общеукрепляющих комплексов хатха-йоги постепенно развивает силу, гибкость и выносливость всего тела. Даже один только комплекс Сурьи Намаскар, выполняемый дома ежедневно, настолько гармонично воздействует на физическое и психическое состояние, что скоро вы заметите существенное изменение состояния тела и духа.

Однако для того, чтобы эффективнее и быстрее подготовиться к выполнению Ширшасаны, можно выполнять следующие подготовительные упражнения, направленные на развитие шейного и плечевого пояса:

  • Чатуранга Дандасану и Ардха Чатуранга Дандасану — Позу планки и половины планки. Также можно выполнять динамический вариант, переходя с ладоней на локти и обратно.
  • Адхо Мукха Шванасану и динамический вариант: переход из Собаки мордой вниз в Собаку мордой вверх и обратно.
  • Дельфин: динамическое перекатывание из планки на локтях в Собаку мордой вниз на локтях.
  • Все балансовые положения на руках: Бакасану, Васиштхасану, Пинча Маюрасану и другие.
  • А также перевёрнутые положения для укрепления вестибулярного аппарата и сердечно-сосудистой системы: Уттанасану, Халасану, Сарвангасану, Випарита Карани Мудру.

Самое важное в отстройке Ширшасаны — это положение головы.

К сожалению, в отношении даже самого важного пункта отсройки асаны Ширшасана у разных школ йоги существуют различные мнения.

Так, школа Дхирендра Брахмачари указывает на точку, расположенную примерно на уровне начала роста волос. Эту точку можно найти и другими способами: например, установив четыре пальца ладони (без большого пальца) в область темени (родничка) в сторону лба, мы найдём заветную точку на крайней линии ко лбу. Другой способ предлагает сложить руки в намасте, отвести большие пальцы от указательных на прямой угол и кончики пальцев установить под ноздри. Если коснуться в этом положении указательными пальцами лба, то мы получим опорную точку, безопасную, с точки зрения этой школы, для выполнения Ширшасаны.

Практики школы Дхирендра Брахмачари особенно предостерегают занимающихся выполнять стойку на голове, опираясь на темя — передний родничок. По их утверждению, в этом месте самая тонкая кость, а также здесь находится одна из ключевых точек жизнедеятельности человека, марма Адхипати. Это место крайне уязвимо для внешних воздействий. Стоять же на макушке, по мнению данной школы, не вредно, но бесполезно.

По мнению не менее авторитетного учителя йоги Б.К.С. Айенгара, опираться в Ширшасане необходимо как раз на макушку головы. Причём вес тела не должен распределяться равномерно между головой, ладонями и предплечьями, а его следует целиком отдавать голове.

Единственной задачей ладоней и предплечий в позе является удержание равновесия в крайнем положении.

Б.К.С. Айенгар существенное внимание уделяет вытяжению тела в асане. Если вперёд подаётся таз, необходимо больше вытянуться в груди. Бёдра, колени, лодыжки и большие пальцы ног вытягиваются и полностью соединяются. Если отклоняются назад ноги, следует подтянуть колени и нижнюю часть живота. Если же ноги, наоборот, склоняются вперёд, нужно вытянуть позвоночник и слегка подать таз назад, на один уровень с плечами. Если смотреть на правильное положение сбоку, то тело от шеи до пяток должно выглядеть как абсолютно прямая линия. В самом начале выполнения асаны желательно напрячь область таза и ног, для того чтобы кровь не так интенсивно приливала к голове. Затем напряжение можно ослабить.

Что касается времени, которое рекомендуется стоять в Ширшасане, — когда поза хорошо освоена, можно находиться в ней от 10 до 15 минут. Как только появляется дискомфорт и усталость, повышается давление или краснеют глаза — немедленно выходите из асаны.

При постоянной практике перевёрнутых положений усиливается Питта доша, поэтому стабилизируйте своё физическое и эмоциональное состояние практикой медитации и саттвичной пищей.

Ширшасана: польза и влияние на организм человека

Энергетический эффект

Кроме того, согласно йогическому взгляду на тело человека, голова представляет собой центр саттвических (благостных) качеств, туловище — раджастических (страстных) качеств, а область ниже диафрагмы отвечает за тамасические качества (чувственные удовольствия и невежество). Поэтому, напрямую воздействуя на голову, мы увеличиваем благостную часть своей природы.

  • Выполнение Ширшасаны позволяет свежей чистой крови циркулировать в клетках мозга. Следовательно, клетки мозга обновляются и омолаживаются. Становятся лучше такие когнитивные способности, как память, внимание и мышление.
  • В Ширшасане кровь приливает к важнейшим железам в мозге — гипофизу и эпифизу. Вследствие этого гармонизируется общее развитие, гормональный фон и энергетические перепады в состоянии человека — практик становится спокойным и полным сил.
  • Асана усиливает сопротивляемость лёгких, а значит убирает частые простуды, ангины, неприятный запах изо рта и учащённое сердцебиение.
  • Ширшасана имеет согревающий и тонизирующий эффект, при регулярном выполнении повышает содержание гемоглобина в крови.
  • В сочетании с Сарвангасаной стойка на голове препятствует возникновению запоров.

Техника выполнения

Ширшасана у стены

Впервые учиться осваивать стойку на голове лучше всего в углу. Дело в том, что у всех нас ассиметричные тела (в различной степени), и, выполняя асану просто у стены, мы рискуем сместить тело на более развитую сторону или отклониться от стены дальше, чем это необходимо. При этом самостоятельно заметить несовершенство позы практически невозможно.

Практикуясь в углу, мы учимся отстраивать правильное положение тела.

  • Расположитесь в углу или у стены таким образом, чтобы расстояние между стеной и головой составляло не более 5–7 см.
  • На выдохе отрывайте стопы от пола, прижимайте таз к стене и вытягивайте ноги вверх. Постепенно пробуйте отрывать стопы от стены. На очередном выдохе снова прижмите таз и пятки к стене и опустите колени на пол.
  • После того, как вы научитесь спокойно сохранять баланс, учитесь входить и выходить в асану с прямыми ногами. Это позволит выполнять положение мягко, без рывков, что значительно полезнее для организма.

  • Возьмите коврик или сложите одеяло вчетверо и встаньте на колени перед ним.
  • Поставьте предплечья на середину одеяла таким образом, чтобы расстояние между локтями не было слишком широким — шире, чем между плечами.
  • Сделайте плотный переплёт пальцами, сформировав ладонями чашу. Рёбра ладоней поставьте на пол.
  • Опустите голову на пол таким образом, чтобы затылок касался ладоней. К полу должна прижиматься макушка, а не затылок или лоб.
  • Когда макушка прижата к полу, начинайте отрывать колени от пола и подводить пальцы ног ближе к голове.
  • Сделайте выдох, слегка оттолкнувшись от пола, и поднимите стопы. В начале не стоит выпрямлять ноги — необходимо освоиться в этом положении.
  • Когда вы будете чувствовать себя уверенно в этой позе, пробуйте вытягивать ноги вверх. В крайнем положении постарайтесь выровнять всё тело и вытянуться всем телом вверх.
  • Терапевтический эффект асаны начинается после двух минут нахождения в ней, но в начале вы можете стоять столько, сколько вам комфортно. Для выхода из положения согните ноги в коленях и медленно опускайтесь на пол.
  • После Ширшасаны необходимо выполнить Сарвангасану, Баласану (Позу ребёнка) и Шавасану.

Другой вариант завершения Ширшасаны — из положения стоя энергично сжимать и разжимать пальцы рук не менее 10 раз, а затем выполнить самомассаж верхней части туловища. Дело в том, что после выполнения Ширшасаны кровь из головы и сердца стремится попасть в другие части тела очень интенсивным потоком, что может повредить тонкие ткани мозга и кровеносных сосудов. Самомассаж замедляет отток крови и таким образом позволяет вернуться к нормальной циркуляции крови в организме наиболее гармонично. После этого необходимо лечь в Позу трупа и оставаться в ней в течение нескольких минут.


Многие практикующие йоги впечатляются многочисленными терапевтическими эффектами, которые даёт Ширшасана. Она лечит многие болезни и недуги: глазные заболевания, поседение волос, дискразия крови, проказа и сопутствующие заболевания, сперматорея, нарушение менструального цикла у женщин, поллюции, свищи и другие аноректальные заболевания, а также катары дыхательных путей. С её помощью исцеляется ряд умственных нарушений, головные боли и даже душевные болезни. Снижение скорости кровотока уменьшает давление на стенки венозных сосудов. Поэтому ткани не подвергаются растяжению. Это устраняет риск расширения вен и препятствует прогрессированию и развитию варикоза.

Страдающие бессонницей, потерей памяти, ослаблением жизненной энергии могут восстановить своё здоровье, регулярно и правильно выполняя эту асану. Энергия станет бить в них ключом, лёгкие получат способность противостоять любым климатическим воздействиям и выдерживать любую нагрузку. Упражняющиеся в этой асане не знают простуд, кашля, тонзиллита, зловонного дыхания и сердцебиения, их тело сохраняет тепло. Ширшасана в сочетании с вариациями Сарвангасаны излечивает от запора. В результате регулярных занятий ею, повышается содержание гемоглобина в крови. При нарушениях давления крови (повышенном или пониженном давлении) занятия не рекомендуется начинать с Ширшасаны и Сарвангасаны.

Одним из интересных эффектов является предполагаемое омоложение, хотя, по логике, такого произойти не может, потому как это означало бы повернуть обратно движение времени. В реальности же мы можем только замедлить процессы старения. Для того чтобы включить этот механизм, выполнение Ширшасаны должно продолжаться от 1 до 5 минут, а начинающим практикам будет достаточно и минуты на первом этапе, пока не укрепятся мышцы рук, шеи, спины и т. д. Это примерное время, необходимое для перестройки физиологических процессов и перераспределения потоков праны и апаны к центру тела. В результате прана, которая движется вверх, встречается с движущейся вниз апаной чуть ниже пупка, усиливая её функцию распределения энергии во все части нашей биосистемы через 72 тысячи нади, чем и достигаются вышеперечисленные эффекты. Однако к выполнению Ширшасаны, стоит приступать только тогда, когда она достаточно изучена и практически освоена с опытным учителем, как, в принципе, и с другими асанами.


Итак, важно обговорить о противопоказаниях к выполнению Ширшасаны. Она противопоказана при следующих недугах:

  • Гипертония.
  • Сердечная недостаточность и болезни сердца.
  • Церебральный или коронарный тромбоз.
  • Атеросклероз.
  • Слабые кровеносные сосуды глаз.
  • Хронический конъюнктивит и глаукома.
  • Любые виды кровотечений в голове.
  • Отит (воспаление среднего уха).
  • Хронический катар (Ширшасана может помогать на ранних стадиях, но способна ухудшать состояние при хроническом заболевании).
  • Смещение межпозвоночного диска (при этом недуге очень трудно поднимать тело в конечную позу).
  • Сильно загрязнённая кровь, поскольку загрязнения могут попасть в мозг. Если вы не уверены в отношении состояния вашей крови, то обратитесь за советом к специалисту. Очевидными признаками нечистой крови могут быть хронический запор и наличие большого количества пятен и прыщей на коже.
  • Нарушение работы почек, поскольку его следствием может быть недостаточная очистка крови от шлаков.

А также в случае общей ежедневной практики упражнений хатха-йоги менее полугода.

Это лишь краткий перечень. Существует много других противопоказаний для практики Ширшасаны. Опять же, если вы не уверены в состоянии своего здоровья, обратитесь за советом в школу йоги. Прежде чем пытаться осваивать Ширшасану, убедитесь, что вы не относитесь к числу тех, кому её делать не следует.

Есть и временные ограничения, при которых Ширшасану не рекомендуется выполнять:

  • Чрезмерно полный кишечник.
  • Физическая усталость.
  • Головная боль или мигрень. Эти явления обычно связаны со слегка повышенным внутричерепным давлением; выполнение Ширшасаны может усугубить это состояние.
  • Ранее, чем через три или четыре часа после еды.
  • Беременность или менструация.
  • Выполнение Ширшасаны следует немедленно прекратить при появлении головной боли, головокружения, сильного потоотделения, жара, учащенного сердцебиения или общего ощущения дискомфорта. Кроме того, прекратите делать асану при малейшем ощущении удушья.

Подготовка к ширшасане

В Ширшасане важно не только балансирование. Необходимо неустанно следить за собой, за ежесекундными изменениями в положении своего тела, и научиться корректировать их. Когда мы стоим на ногах, не требуется никаких особых усилий, напряжения сил или внимания, поскольку это естественное положение. Однако умение правильно стоять воздействует на нашу осанку и манеру держаться. Поэтому необходимо овладеть умением правильно стоять. Также следует научиться правильно держаться в Ширшасане, ведь неправильное положение в этой асане может вызвать боли в голове, шее и спине.

Повреждение этой мармы проявляется в тяжёлых симптомах: потеря сознания, кома, поражение мозга. Точку опоры можно найти двумя способами: первый — если установить четыре пальца вашей ладони, без большого, в область от темени (родничок) в сторону лба, то крайняя линия ко лбу и будет опорной точкой; второй, для меня более удобный и понятный, — складываем выпрямленные ладони в намасте, отводим большие пальцы от указательных примерно на 90 градусов и их кончики устанавливаем под ноздри, касаемся лба указательными пальцами, в месте касания указательных пальцев и лба и будет опорная точка. Это самое утолщённое место костей черепа (у многих животных здесь растут рога), которое и послужит безопасным фундаментом для выполнения стойки.


Очень важно: затылок, туловище, задняя поверхность бёдер и пятки должны образовывать одну прямую линию, перпендикулярную полу, без отклонений в сторону. Горло, подбородок и грудина должны также быть на одной линии, иначе голова сдвинется в сторону или вперёд. Что касается переплетённых пальцев позади головы, то ладонями не следует врезаться в голову. Как верхние, так и нижние края ладоней должны быть на одной линии, иначе темя не будет правильно стоять на полу.

Локти и плечи должны быть на одной линии, причём локти не следует раздвигать. Плечи нужно поднимать кверху и растягивать в стороны, чтобы они были как можно дальше от пола. Что касается положения туловища, то верхнюю часть спины надо выдвигать не только вверх, но и вперёд. Поясницу и тазовую область не следует выдвигать вперёд, а корпус от плеч до таза должен быть перпендикулярен полу. Если тазовая область выдаётся вперёд, то значит, что вес тела падает не только на голову, но и на локти из-за того, что верхняя часть туловища (грудь) не была как следует вытянута. При взгляде сбоку всё тело от шеи до пят должно представлять прямую линию.

Следует стараться соединить бёдра, колени, лодыжки и пальцы ног. Ноги вытягивать до предела, особенно заднюю поверхность коленей и бёдра. Если ноги отклоняются назад, следует напрячь колени и середину нижней части живота над лобком, что поможет держать ноги перпендикулярно полу. Пальцы ног должны быть всё время вытянуты вверх. Если ноги отклоняются вперёд, следует вытянуть верхнюю часть спины, а область таза слегка отклонить назад, чтобы она оказалась на одной линии с плечами. Тогда вы почувствуете в теле лёгкость, и эта поза будет давать вам бодрость.

Нельзя допускать, чтобы глаза наливались кровью ни во время поднятия ног, ни при стойке на голове. Если такое происходит, значит, поза выполняется неправильно.

Время пребывания в Ширшасане зависит от индивидуальных возможностей и от наличия времени в распоряжении занимающегося. Её можно выдерживать без неприятных ощущений от 10 до 15 минут. Начинающий может сперва оставаться в позе 2 минуты и увеличивать время пребывания до 5 минут. В самом начале трудно сохранять равновесие более 1 минуты, но коль скоро это достигнуто, начинающий может быть уверен, что скоро будет в состоянии овладеть Ширшасаной.

Поднимая или опуская ноги, всегда следует держать их вместе и двигать постепенно, понемногу. Все движения выполняются на выдохе. Вдохи делать в промежуточных позициях. Поднятие и опускание прямых ног (без сгибания в коленях) вырабатывает навыки в медленных, согласованных движениях, при которых контролируется приток крови к голове. Лицо не краснеет, раз нет резких движений; приток крови к пояснице и ногам также контролируется. Тогда не грозит ни потеря равновесия из-за головокружений, ни оцепенение ступней, возникающее при быстром вставании на ноги после стойки на голове. С течением времени все движения: поднятие ног, стойка на голове, а также опускание ног, станут совершаться почти без усилий. Когда Ширшасана совершенно усвоена, несмотря на то, что тело полностью вытянуто, испытываешь чувство лёгкости, как при полном расслаблении.

После Ширшасаны всегда следует выполнять Сарвангасану и её цикл, как компенсацию стойке на голове. Замечено, что те, кто выполняет только Ширшасану, избегая Сарвангасаны, часто вспыльчивы по пустякам и легко раздражимы. Занятия Сарвангасаной наряду с Ширшасаной помогают контролировать эти черты характера.

Однако есть множество вариаций Ширшасаны, но мы рассмотрим две наиболее распространённые.


Ширшасана: техника выполнения

Первая техника выполнения Ширшасаны больше подходит для новичков, она менее травмоопасная, — Саламба Ширшасана I:

  • Встать на колени возле одеяла (или коврика, который желательно свернуть вдвое или вчетверо), раздвинув их примерно на 30 см.
  • Устанавливаем часть головы опорной точкой, которую мы определили ранее, как наиболее приемлемую для исполнения этой асаны. Эта область по ширине равна четырём пальцам. Переплетаем пальцы рук и располагаем их на затылке.
  • Надавливаем кистями на голову в месте касания, что формирует более прочный фундамент из рук в виде равностороннего треугольника. Затем вытягиваем ноги до такой степени, чтобы они оказались абсолютно прямыми. После чего, попеременно передвигая стопами, подтягиваем ноги к туловищу так, чтобы колени коснулись подмышек (если позволяет складка).
  • Теперь сгибаем ноги, отрываем стопы и подносим пятки к тазу.
  • На первом этапе некоторое время находимся в этом положении, сохраняя равновесие. Когда чувствуем себя увереннее, выпрямляем ноги вертикально вверх. Здесь следует заметить, что попытка выпрямить ноги без должного утверждения в предыдущем положении, может привести к падению.
  • Концентрируем внимание на дыхании животом: при вдохе — наружу, выдох — внутрь. Отстроив дыхание, переводим внимание на ощущения в голове. Через некоторое время, ощутив стабилизацию давления и отсутствие нагрузки, расслабляем предварительно сокращённые мышцы ног и таза и чувствуем, что при этом давление крови осталось нормальным. Ширшасана только тогда приносит пользу, когда мы чувствуем себя в ней уверенно и комфортно.
  • Для тех кто освоил данный вариант, можно пробовать балансовый, когда мы выпрямляем ноги, прижимаем пятки в пол образуя треугольник, подходим стопами к локтям до того уровня, когда таз наш уйдёт немного за линию головы назад, и поднимаем прямые ноги, образуя ими угол в 90 градусов с телом и параллель с полом, удерживая данное положение, поднимаем ноги вверх. Выход производим в обратном направлении.

Для тех, кто хорошо освоил первый вариант, существует Саламба Ширшасана II, техника выполнения её следующая:

  1. Сложите коврик или одеяло вчетверо и встаньте перед ним на колени.
  2. Поместите правую ладонь на пол с внешней стороны правого колена, а левую ладонь — с внешней стороны левого. Выровняйте ладони параллельно друг другу и направьте пальцы строго к голове. Расстояние между ладонями не должно превышать ширину плеч.
  3. Продвиньте колени к голове и опустите макушку на середину коврика.
  4. Зафиксировав положение головы, поднимите колени от пола и выпрямите ноги. Приведите пальцы ног ближе к голове и прижмите пятки к полу, не сутуля спину.
  5. Направьте грудную клетку вперёд и удлините позвоночник. Задержитесь в этом положении на несколько секунд. Сделайте 3–4 цикла дыхания.
  6. На выдохе слегка оттолкнитесь от пола, согните ноги в коленях и поднимите их вверх. Отрывайте обе стопы от пола одновременно. Освоившись в этом положении, вытяните ноги вверх. На выдохе подтяните коленные чашечки, направьте пальцы ног к потолку и балансируйте.
  7. Во время балансирования макушка и ладони прижимаются к полу. Проследите, чтобы предплечья от запястий до локтей были перпендикулярны полу и параллельны друг другу, а плечи от локтей до плечевых суставов — параллельны и полу, и друг другу.
  8. Далее следуйте инструкциям к Саламба Ширшасане I для тех, кто умеет балансировать, а также советам по правильному выполнению позы.
  9. Мастерство в выполнении этой вариации стойки на голове — залог успешного освоения таких поз, как Бакасана, Урдхва Куккутасана, Галавасана, Каундиниасана и т. п.

У Ширшасаны есть вариации, которые можно практиковать в комплексе после выполнения Саламба Ширшасаны I не менее 5 минут, в зависимости от ваших возможностей. Скажем, можно простоять в стойке на голове от 5 до 15 минут, а затем приступить к вариациям, выполняя их 20–30 секунд в каждую сторону. И помните, во всём должна быть золотая середина!

По многим авторитетным источникам йоги, Ширшасана – является королевой поз, потому как по своим целебным свойствам сочетает в себе эффективность всех 84 сотен тысяч асан. Некоторые из практикующих йогу, впечатляются многочисленными терапевтическими эффектами, которые сулит Ширшасана. Ее выполнение обеспечивает исцеление глазных заболеваний, предотвращает поседение волос, дискразию крови, проказу и сопутствующие заболевания, сперматорею и нарушение менструального цикла у женщин и т.п. При поллюциях, свищах и других аноректальных заболеваниях, а также при катарах дыхательных путей. Ширшасана сама по себе доказала ни с чем не сравнимую эффективность. С ее помощью исцеляется ряд умственных нарушений, головные боли и даже душевные болезни. Однако, к выполнению Ширшасаны, стоит приступать только тогда, когда она достаточно изучена и практически освоена с опытным учителем.

Теперь давайте подумаем: при условии каждодневного выполнения Ширшасаны два раза в день, как минимум, по две минуты утром и вечером включается механизм адаптации (иначе говоря, приспособления). Как наше тело при этом реагирует? Все зависит от того, куда будет направлен вектор мышечной силы в противодействии вектору гравитации (силе тяжести).

Древние Риши (мудрецы) наблюдали формы животных и их способы взаимодействия с природой. На основе этих наблюдений в названиях огромного количества асан используются имена животных. Но дело в том, что многие путают эти названия поз с их выполнением, хотя асаны начинают работать, когда соответствуют своей сути, а не названию.

Скажем шпагат – Хануманасана, не означает, что мы должны изобразить самого Короля Обезьян. То же касается и поз аиста, кролика, коровы, верблюда, павлина и т.д.

В их числе и стойка на голове – это всего лишь аллегория, означающая перевернутую асану, а не позу с опорой в основном на голову.

Уменьшенные отверстия нарушают нормальную циркуляцию крови. Современная медицина бессильна при таких необратимых изменениях, которые могут оказать фатальное воздействие на фоне ухудшения мозгового кровообращения. Давайте рассмотрим следующие примеры.

Когда случается сломать кости, мы прекрасно знаем, что через некоторое время, зафиксированные при помощи гипсовой повязки, обладая костеобразовательными функциями, они начинают срастаться. По этому же принципу разрастаются тела позвонков на последних месяцах беременности у женщин со слабо развитым мышечным корсетом спины. Это часто приводит в послеродовом периоде к возникновению гиперлордозов, в большей степени свойственных именно женщинам. Представьте, как увеличивается вес смещенного вперед живота, в котором находится плод и околоплодные воды. Неподготовленные мышцы спины быстро устают, и вес переносится на костную структуру, в которой основную нагрузку несут тела позвонков, что и приводит к их разрастанию (для обеспечения компенсации растущей нагрузки). Собственно, если обратить внимание на устройство позвоночника, можно увидеть, что ближе к тазу тела позвонков крупнее, соразмерно увеличивающейся несущей функции. Т.е., наша костная структура обладает костеобразовательными свойствами, и при необходимости этот механизм может быть запущен - что и происходит в Ширшасане, когда на шею начинает давить вес корпуса, таза и ног. В культуре народов Востока существует традиция ношении предметов на голове. Такие навыки прививаются с детства, что способствует постепенному развитию и укреплению мышц шейного отдела позвоночника. В образе жизни народов Запада такая традиция отсутствует. Поэтому укреплению шеи нужно уделить внимание и соответствующее время.

Ни в коем случае не опирайтесь на темя – передний родничок (в йогических текстах – Брахма Рандхра). Здесь самая тонкая кость – можно повредить важные нервные сплетения и сосуды, в большом количестве расположенные в этой области. Кроме того, швы на черепе образуют марму, центральная точка которой (марма Адхипати) находится на верхушке черепа сразу за передним родничком. Это одна из ключевых точек жизнедеятельности, подобно сердцу, или пупочной области, и по степени уязвимости она относится к типу Садья Пранахара (вызывающая мгновенную смерть). Повреждение этой мармы проявляется в тяжелых симптомах: потеря сознания, кома, поражение мозга.

Кстати, кости черепа, также как и шейные позвонки, могут начать разрастаться при увеличении нагрузки на череп. Образуется визуально видимый костный нарост. Если Ширшасана неправильно выполняется именно на этой части головы, могут развиться такие заболевания, которые современной медицинской наукой считаются совершенно неизлечимыми.

И наконец, третья область головы – макушка, называемая Шикха, на которой отращивает пучок волос каждый индийский арий или украинский казак. Стойка на этой части головы хотя и не вредна, но абсолютно бесполезна и нерезультативна.

Дополню лишь следующее: в перевернутых позах давление крови на голову увеличивается благодаря однонаправленности вектора давления с силой тяжести. Сосуды головного мозга не имеют соответствующих клапанов, находящихся в венах и пропускающих кровь в одном направлении, т.е. в перевернутой позе мозг ничем не защищен. На фоне резкого притока крови увеличивается давление с воздействием на сосуды мозга и другие органы головы, что, в свою очередь, может повредить нежную мозговую ткань. Поэтому есть замечательная рекомендация: использовать своеобразный валик из скрученной ткани высотой в 3-4 см (гендури)

Он смягчает давление на опорную точку, а также позволяет создать необходимый изгиб назад в шейном отделе, тормозящий на уровне сосудов резкий (и тем самым опасный) прямой отток крови из тела к голове. В самом начале стойки, в зависимости от ощущений давления и натуженности в голове, некоторое время мышцы поднятых ног и таза необходимо напрягать, это также притормозит интенсивный приток крови к голове. Далее, при наступлении стабилизации давления, их можно постепенно расслабить и направить внимание на дыхание и ощущения в головном мозгу.

Для тех, кто не практикует правильную йогическую диету, стойка на голове более 10 минут не рекомендуется. При постоянной практике любых перевернутых поз усиливается пищеварительный огонь, и повышается питта доша, поэтому, чтобы позволить себе находиться в этой позе более продолжительное время, для стабилизации состояния необходима саттвическая пища, большое количество молока и гхи.

Существует еще две ловушки, в которые можно попасться, если желание выполнить Ширшасану опережает ваши возможности.

1. Когда мы хотим, во что бы то ни стало встать на голову, и прибегаем к помощи ассистента.

2. Пытаемся выполнить стойку с опорой на стену.

Безопасная техника выполнения Ширшасаны.

Предположим, что вы прошли подготовительный период, соответствующий начальному индивидуальному уровню подготовленности, и по всем показателям готовы к освоению Ширшасаны. Для того чтобы приступить к выполнению асаны, необходимо скатать кусок ткани наподобие того, каким пользуются женщины в восточных странах для ношения кувшина с водой или других тяжестей (так называемый гендýри или индáи). Кладем его на пол перед собой. На этом валике из ткани устанавливается та часть головы, опорной точкой, которую мы определили ранее, как наиболее приемлемую для исполнения этой асаны. Эта область по ширине равна четырем пальцам, половина из которой, т.е. ширина в два пальца, приходиться на лоб, ниже уровня волос, а другая половина (так же шириной в два пальца) проходит выше линии волос. Переплетаем пальцы рук и располагаем их, как показано на фото.

Часть головы, о которой говорилось выше, устанавливаем на гендури. Надавливаем кистями на голову в месте касания, что формирует более прочный фундамент из рук в виде равностороннего треугольника. Затем вытягиваем ноги до такой степени, чтобы они оказались абсолютно прямыми. После чего, попеременно, передвигая стопами подтягиваем ноги к туловищу, так чтобы колени коснулись подмышек.

Теперь сгибаем ноги и подносим пятки к тазу.

На первом этапе некоторое время находимся в этом положении, сохраняя равновесие. Когда чувствуем себя увереннее, выпрямляем ноги вертикально вверх. Здесь следует заметить, что попытка выпрямить ноги без должного утверждения в предыдущем положении, может привести к падению. Часто требуются месяцы, иногда годы, для того чтобы достигнуть равновесия тела и мастерства в исполнении Ширшасаны.

Концентрируем внимание на дыхании, синхронном с движением живота: при вдохе – наружу, выдох – внутрь. Отстроив дыхание, переводим внимание на ощущениях в голове. Через некоторое время, ощутив стабилизацию давления и отсутствие натуженности, расслабляем предварительно сокращенные мышцы ног и таза и чувствуем, что при этом давление крови осталось нормальным. Ширшасана только тогда приносит пользу, когда мы чувствуем себя в ней уверенно и комфортно.

Уместно напомнить о традиционно существующих сигналах пределов в асанах:

  • малейший дискомфорт в дыхании;
  • возникновение неконтролируемых болевых ощущений;
  • усталость.

Не обязательно, находясь в этой асане, стоять с жестко фиксированными вверх ногами. Можно выполнить несколько вариантов.

Закончив выполнение асаны, возвращаемся в обратной последовательности.

Встаем, выпрямляемся и поднимаем руки. Энергично сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы рук не менее 10 раз.

После чего выполняем мягкий массаж, растирая верхнюю часть тела. Это необходимо для того, чтобы скорректировать состояние кровообращения после окончания Ширшасаны и возврата в вертикальное положение. Считается, что после возвращения из Ширшасаны, кровь, собравшаяся в сердце и голове, устремляется обратно по другим частям тела быстрым потоком. Ненормально ускоренный отток крови может привести к повреждению тонких тканей мозга и кровеносных сосудов. В то же время, мягкий массаж помогает замедлить отток крови и обеспечить возвращение к нормальной циркуляции без каких бы то ни было нежелательных последствий.

Далее следует сразу же лечь в Шавасану (позу трупа) и находиться в ней столько же, сколько в Ширшасане. При пренебрежении этой рекомендацией, возможен вредный эффект от позы.

Следут отметить, что в разных традиционных школах выполнение Ширшасаны предлагается в различных вариантах. Традиция Дхирендры Брахмачари, переданная просветленными мастерами, не оставляет сомнений в полном и тонком понимании Ширшасаны. Практикуя йогу более 30 лет, на опыте из собственной практики и работы с учениками, появилась статистика, подтверждающая верность данной трактовки в выполнении этой замечательной асаны.

Дорогу осилит только идущий. Желаю вам терпения и осознанности, господа йоги!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.