От флейты болит голова

Как давно девочка начала переходить на флейту?

Дело в том, что новички не умеют контролировать поток воздуха, направляемый в флейту, грубо говоря, обычно они дуют туда со всей дури, плюс ещё приходится часто дыхание брать. В итоге после непродолжительной игры часто начинает кружиться голова.

Если проблема действительно в этом, то можно посоветовать только делать паузы в занятиях и стараться экономнее расходовать воздух - т.е. дуть слабее и не играть на издыхании.

А что по этому поводу думает педагог Вашей дочери?

Спасибо большое за ответ!

Это не моя дочь:) мои на скрипках играют:)
А той девочке учительница говорит: "мало занимаешься, вот и болит". А как заниматься, если болит?
Перешла она на оркестровую флейту, вроде, прошлой зимой. Могу уточнить.

Угу, изучение музыкальных инструментов уже давно стало входить в программу медицинских факультетов)))

Типа - заболел ОРЗ - поиграй на скрипке. Живот болит? - вот тебе ф-но, голова кружится? - треугольником побалуйся и т.п.

Насколько я знаю, игра на любом духовом деревянном инструменте рекомендуется детям (и взрослым), страдающим заболеваниями дыхательных путей. А голова кружится у всех учеников-духовиков пока их легкие и сосуды мозга не привыкнут к повышенной вентиляции, которая сама по себе очень полезна, именно из-за нее и рекомендуются эти занятия.
Да мы тут не спорим. Шутим мы. Carolina только делает вид, что обижается, и что против флейты настроена, а сама, как и я, флейту преподаёт. Но гобой, я чувствую, любит больше. Гобой инструмент безумно дорогой, с флейтой не сравнить. Простенький (и плохонький) китайский гобой тысяч 40 рублей стоит, а китайская флейта того же уровня тысяч 5. Зато уроки флейты заметно дороже.
Замете - я не рекомендовал бы китайские инструменты и совершенно здоровым людям, а уж астматикам они однозначно вред нанесут.
Всем детям и их родителям рекомендовал бы играть на блокфлейтах. От 300 до 100 рублей стоит инструмент, на котором играть уже можно. От астмы точно помогает. И к прекрасному человек приобщается активно. Хотя уроки блокфлейты тоже не даром даются. Начинайте с блокфлейты. А уж потом, освоившись, обязательно переходите на флейту (ну или на гобой что ли). Это сейчас необыкновенно модно во всем мире – играть на флейте. А у нас в стране отвлекает от проблем связанных с кризисом.
Эх, жаль духовые инструменты не от всех болезней помогают. Однако послушаем классика. Сразу извиняюсь за длинные цитаты, но они стоят внимания. Здорово написано.

Максим Горький:"Егор Булычов и другие"

Егор Булычов – умный, талантливый человек, крупный лесопромышленник. Фабула пьесы - история болезни Булычова.

Из первого акта:

Из второго акта:

Булычов. Глаха — трубач пришел?
Глафира. В кухне сидит.
Булычов. Съем кашу — веди его сюда. Что это — как тихо в доме?
Глафира. Наверху все.
Булычов (пьет водку). Ну — и ладно.
……………………………………………………………………………………………………
Булычов. Черт с ней, с кашей! Шурку позови. (Остался один и жадно пьет рюмку за рюмкой.)

Входит Трубач. Он смешной, тощий, жалкий, за плечами — на ремнях — большая труба в мешке.

Трубач. Здравия желаю вашему степенству.
Булычов (удивлен). Здорово. Садись. Глаха, затвори дверь. Вот какой ты.
Трубач. Так точно.
Булычов. Н-ну. неказист! Рассказывай, как лечишь?
Трубач. Лечение мое простое, ваше степенство, только люди привыкли питаться лекарствами из аптеки и не верят мне, так что я деньги вперед прошу.
Булычов. Это ты неплохо придумал! А вылечиваешь?
Трубач. Сотни вылечил.
Булычов. Не разбогател, однако.
Трубач. На добром деле не богатеют.
Булычов. Вон как ты? От каких же болезней вылечиваешь?
Трубач. Все болезни одинаково происходят по причине дурного воздуха в животе, так что я ото всех лечу.
Булычов (усмехаясь). Храбро! Ну-ко, покажи трубу-то.
Трубач. Рубль заплатить можете?
Булычов. Рубль? Найдется. Глаха — есть у тебя? Получи. Дешево берешь.
Трубач. Это — для начала. (Развязал мешок, вытащил басовую трубу.)

Булычов. Самовар какой. Шурок, — хорош целитель? А ну-ко, подуй!

Трубач откашлялся, трубит, не очень громко, кашляет.

Булычов. Это и — все?
Трубач. Четыре раза в сутки по пяти минут, и — готово!
Булычов. Выдыхается человек? Умирает?
Трубач. Никогда! Сотни вылечил!
Булычов. Так. Ну, а теперь скажи правду; ты — кем себя считаешь — дураком или жуликом?
Трубач (вздохнув). Вот и вы не верите, как все.
Булычов (посмеиваясь). Ты — не прячь трубу-то! Говори прямо: дурак или жулик? Денег дам!
Шура. Не надо обижать его, папа!
Булычов. Я не обижаю, Шурок! Тебя как звать, лекарь?
Трубач. Гаврила Увеков.
Булычов. Гаврило? (Смеется.) Ох, черт. Неужто — Гаврило?
Трубач. Имя очень простое. никто не смеется!
Булычов. Так — ты кто же: глупый или плут?
Трубач. Шестнадцать рублей дадите?
Булычов. Глаха, — принеси! В спальне. Почему шестнадцать, Гаврило?
Трубач. Ошибся! Надо было больше спросить.
Булычов. Значит — глупый ты?
Трубач. Да нет, я не дурак.
Булычов. Стало быть — жулик?
Трубач. Да и не жулик. Сами знаете: без обмана — не проживешь.
Булычов. Вот это — верно! Это, брат, нехорошо, а — верно.
Шура. Разве не стыдно обманывать?
Трубач. А почему стыдно, если верят?
Булычов (возбужденно). И это — правильно! Понимаешь, Шурка? Это — правильно! А поп Павлин эдак не скажет! Он — не смеет!
Трубач. За правду мне прибавить надо. И — вот вам крест! — некоторым труба помогает.
Булычов. Верю, — двадцать пять дай ему, Глаха. Давай еще. Давай все!
Трубач. Вот уж. покорно благодарю. Может, попробуете трубу-то? Пес ее знает. как она, а ей-богу — действует!
Булычов. Нет, спасибо! Ах, ты, Гаврило, Гаврило! (Смеется.) Ты. вот что, ты покажи, как она. Ну-ко — действуй! Да — потолще!

Трубач напряженно и оглушительно трубит. Глафира смотрит на Булычова тревожно. Шура, зажав уши, смеется.

Сади во всю силу!

Вбегают Достигаевы, Звонцовы, Башкин, Ксения.

Варвара. Что это такое, папаша?
Ксения. Егор, что ты еще затеял?
Звонцов (Трубачу). Ты пьяный?
Булычов. Не тронь! Не смей! Глуши их, Гаврило! Это же Гаврило-архангел конец миру трубит.
Ксения. Ой, ой, помешался.
Башкин (Звонцову). Вот видите?
Шура. Папа, ты слышишь? Они говорят — с ума сошел ты! Уходите, трубач, уходите!
Булычов. Не надо! Глуши, Гаврило! Светопреставление! Конец миру. Труби-и.


А насчёт 10-и летней девочки напомню - речь шла о том, что у ребёнка от игры голова болит, а не кружится.

Как правильно заниматься на флейте.

В самом начале я хочу уделить особое внимание общему положению всего тела, постановке губ, работе языка и технике дыхания.

А затем я расскажу Вам более подробно о том, какой системы занятий стоит придерживаться дома. Также советую Вам посетить страницы с памятками, упражнениями и тренажёрами, которые тоже помогут Вам при занятиях как в школе, так и дома.

Разберём это всё по порядку.

На флейте/блокфлейте всегда нужно играть исключительно стоя. Спина прямая, плечи не должны подниматься и зажиматься. Голова должна быть в ровном положении, строго лицом вперёд, подбородок слегка приподнят.

Заниматься стоит всегда перед зеркалом. Так проще себя контролировать.

Играя на блокфлейте , не следует широко расставлять локти , высоко поднимать голову и задирать инструмент.

Но и опускать сильно его тоже не стоит.

Идеал - 30-45 градусов относительно туловища.

Пальцы должны быть округлые. Не стоит их поднимать высоко над блокфлейтой, т.к. это создаёт излишние трудности и мешает им двигаться быстрее.

Ноги на ширине плеч, в устойчивом положении.

Губы свободные, но полностью обхватывающие мундштук блокфлейты.

Щёки надувать нельзя.

Во время игры не стоит смотреть на пальцы.




Играя на поперечной флейте , тоже необходимо следить за руками :

- локти не задирать, но и не опускать;

правый локоть направлен вниз и слегка назад;

левый - чуть вперёд и вверх.

- кисти рук максимально прямые и свободные, выгибать их нельзя.

- пальцы рук округлые, высоко поднимать их не стоит.

Положение ног : проще всего представить себе циферблат - левая нога на цифре 12,

а правая отставлена слегка назад и направлена в сторону цифры 2.

Корпус не должен разворачиваться за руками.

Голову нужно держать прямо и не наклонять её в сторону флейты, подбородок опускать нельзя.

Губы должны быть достаточно свободные.

Щёки раздувать нельзя.

Саму флейту нельзя ни опускать, ни задирать.

Её необходимо всегда держать строго параллельно полу!

Очень многие преподаватели и известные флейтисты сами держат флейту опущенной и учат такому же своих учеников, объясняя это тем, что так меньше устают руки. Но, к сожалению, они забывают, что детский организм ещё развивается. Кроме того, дети только учатся и ещё не владеют профессиональными навыками игры на инструменте в той мере, чтобы играть идеально в любом положении, хоть стоя на голове.

Поэтому э то грубейшая ошибка.

Если Вы будете держать флейту опущенной, у Вас моментально испортится осанка! Не просто так же учат сидеть за столом и даже просто ходить с прямой спиной. Тут то же самое. При опущенной флейте руки излишне свободны и от этого сильно страдает беглость пальцев, так как они тоже становятся вялыми и неактивными.

За руками и флейтой часто наклоняется и голова.

Во-первых, от этого искривляются шейные позвонки, что через несколько лет приводит к их постоянному зажатию, смещению, в следствии чего могут возникнуть частые головные боли и проблемы со зрением.

Во-вторых, когда наклоняется голова, искривляется ход для выдуваемого воздуха и пережимается горло.






Вместо того, чтобы воздух шёл по прямой и, упираясь уже только в нёбо, под правильным напором выходил через губы, он встречает на своём пути препятствие, находясь ещё в верхней части трахеи и в гортани.

Это уменьшает напор воздуха и мешает управлению им, отчего сильно страдает качество звука - появляется шип, звук становится плоским и зажатым.

Если при опущенной флейте голова остаётся в прямом положении, то искажается постановка флейты относительно губ. Она лежит почти поперёк них.

От этого тоже очень сильно страдает качество звука.

Если ребёнок ещё маленький и не может стоять ровно только потому, что руки не дотягиваются в таком положении, то тут следует либо повременить с переходом на поперечную флейту, либо играть на файф-флейте или флейте-пикколо, на укороченной флейте или флейте с загнутой головой.

Если не поставить флейту ровно, если не стоять прямо,

если не дышать правильно (об этом читайте ниже),

то Вы никогда не добьётесь качественного звука на флейте!

Вот так стоять категорически нельзя!





Техника исполнительского дыхания.

Флейта - единственный духовой инструмент, у которого нет никакого сопротивления на пути выдуваемого воздуха (например, трости как у гобоя и фагота или мундштука как у кларнета и саксофона).

Поэтому экономить и распределять выдох гораздо труднее.

Необходимо научиться точно расходовать воздух, тогда Вы сможете добиться высококачественного и чистого звука.

Если количество выдуваемого воздуха слишком большое, то звук будет шипеть.




Существует три типа дыхания:

1. Грудное (рёберное).

При грудном дыхании активно работает грудная клетка, сокращается межрёберная мускулатура.

Активность диафрагмы незначительна.

Характерность такого дыхания - в момент вдоха поднимаются плечи.

2. Брюшное (диафрагмальное).

Такой тип дыхания характеризуется высокой активностью диафрагмы и нижних рёбер. При вдохе диафрагма опускается вниз, что даёт возможность увеличить объём грудной клетки в вертикальном направлении.

Однако, в таком случае верхняя часть грудной клетки почти неактивна и не расширяется.

3. Смешанное (грудобрюшное).

Единственный правильный тип дыхания при игре на флейте! В этом случае работают все дыхательные мышцы - вся грудная клетка, все межрёберные мышцы, диафрагма и мышцы пресса.

Только при таком типе дыхания возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха и продолжительного выдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука.

Дыхательные мышцы делятся на мышцы вдоха и выдоха.

Вдыхательные мышцы - наружные межрёберные и диафрагма.

Выдыхательные - внутренние межрёберные и брюшной пресс.

Вдох.

Вдох имеет одно из самых важный значений в исполнительском дыхании. Неправильный вдох обязательно негативно скажется на качестве выдоха.

При обычном вдохе, когда мы просто дышим, мышцы испытывают слабую нагрузку и осуществляют поверхностный вдох без контроля человека.

Но при исполнительском вдохе все дыхательные мышцы должны работать сознательно, интенсивно и целенаправленно, заполняя лёгкие большим объёмом воздуха.

От развитости, силы и активности наружных межрёберных мышц грудной клетки и диафрагмы зависит расширение грудной клетки во всех направлениях и равномерное заполнение лёгких воздухом.

Такой вдох ещё часто называют грудо-диафрагмальным .

При таком единственном правильном вдохе равномерно растягиваются все части живота, особенно боковые, то есть используются все части диафрагмы, а не только её передний участок. Грудная клетка расширяется в переднем, заднем и боковых направлениях.

Чтобы активно работали боковые части диафрагмы, поясничная часть спины и мышцы груди, нужно перед началом вдоха напрячь (сжать) брюшные мышцы пресса, создавая как бы заслон движению передней части диафрагмы. Таким образом, работа всех дыхательных мышц происходит кольцеобразно (ощущение "воздушного" пояса как спасательный круг), а дыхание становится более объёмным, глубоким, полным.

Не следует при вдохе сознательно и утрированно выпячивать живот, выгибать и чрезмерно поднимать грудную клетку до начала вдоха или втягивать живот.

Вдох всегда должен быть смешанным!

Лёгкие, заполняясь воздухом, образуют как бы "воздушный столб".

Вдох всегда и без исключения должен осуществляться только ртом!

Только таким образом можно произвести вдох быстро, глубоко, полно и бесшумно.

Если вдыхать носом (увы, иногда намеренно учат и так), то вдох будет не только шумным и медленным, но и поверхностным. Ощущения "опоры на дыхание" будут теряться, так как именно активный вдох носом автоматически (от природы) имеет грудной тип (о котором было написано выше). А если ещё и насморк.

Выдох.

Единственный правильный выдох - при котором нижняя часть брюшной стенки живота не расслабляется и сохраняет сжато-напряжённое состояние до конца выдоха и служит ему "опорой" - то есть остаётся в положении вдоха. Грудная клетка при таком выдохе сужается естественным образом на всём его протяжении.

Не следует доводить выдыхательные мышцы до полного сокращения (выдувать из себя абсолютно весь воздух до самого конца), так как последующий вдох будет трудно осуществить правильно, быстро, бесшумно и достаточно полно.

Опорой дыхания всегда должны служить напряжённые, сознательно сжатые мышцы брюшного пресса, то есть мышцы живота, окружающие диафрагму и воздействующие на неё при выдохе.

Имеется такое понятие - "опёртое дыхание".

Опёртое дыхание - давление воздуха в лёгких, полости рта и перед губами, сознательно созданное, постоянно поддерживаемое и управляемое сжатыми, напряжёнными, сокращающимися сильными выдыхательными мышцами брюшного пресса и сопротивляющимися упругими, тренированными губами на всём протяжении выдоха.

Выдох должен быть спокойным и сдержанным, без форсирования и передувания. При сильном выдохе будет уходить много лишнего воздуха, а губы будут перенапрягаться, что негативно отразится на звуке.

Постановка губ - амбушюр. Нижняя челюсть. Язык - артикуляция. Горло.


Амбушюр - способ сложения губ музыканта при игре на флейте.

От того, как мы складываем губы при вдувании воздуха в инструмент, зависит качество звука - его тембр, полнота, глубина, яркость, лёгкость и т.д.

Растягивать губы в "улыбку" категорически нельзя, но и вытягивать "трубочкой" тоже.

От этого они только зажимаются и лишаются необходимой гибкости, а звук становится плоским, "холодным" и тоже зажатым.

Губы должны всегда оставаться в максимально природном положении.

Воздух, выходящий из губ флейтиста, рассекается о внешний край вдувательного отверстия "губок" флейты и часть его попадает внутрь инструмента - так образуется звук. Его качество зависит от направления струи воздуха, её скорости, объёма и формы.

Флейта должна находиться на нижней губе. Приставляя флейту, краем нижней губы вы должны почувствовать край отверстия "губок". Это вдувательное отверстие во время игры должно закрываться нижней губой примерно на 1/3. Остальная часть отверстия должна быть открыта для заполнения инструмента воздухом.

Губы должны находиться в своём природном положении и даже слегка растянуты и чуть-чуть выдвинуты вперёд. Так они смыкаются своей внутренней частью (слизистой оболочкой), а воздух посылается из-под верхней губы.

Губы становятся свободными, отверстие в губах принимает округлую форму (овальную), а звук становится объёмным и лёгким.

Важную роль при игре на флейте имеет нижняя челюсть. Она регулирует направление струи воздуха. Для нот в нижнем регистре необходимо направлять воздух вглубь вдувательного отверстия и его заднюю стенку, так как для нижних нот требуется большой объём воздуха.

В среднем и верхнем регистрах требуется меньший объём воздуха. Поэтому, выдвигая нижнюю, подвижную челюсть и немного больше смыкая губы, отверстие в губах чуть уменьшается и воздушная струя направляется выше, а её объём уменьшается. Это придаёт звуку лёгкость и полётность.

Владеть техникой подвижной челюсти необходимо. Это позволяет выровнять все регистры по качеству звука и даёт возможность играть в любых нюансах (громкость звука).

Выдуваемый воздух должен быть "тёплым". Для этого горло должно быть всегда свободным, голосовые связки не должны издавать никаких звуков, должно присутствовать ощущение небольшого "зевка".

Работа языка - артикуляция.

Артикуляция - в переводе с латинского означает членораздельное и ясное произношение.

В музыке артикуляция имеет почти такое же определение, только вместо букв - звуки.

Артикуляция (в музыке) - это работа губ, языка и дыхательных мышц (в особенности диафрагмы и брюшного пресса), необходимая для извлечения и последовательного исполнения музыкальных звуков на духовых инструментах.

Атака звука - правильно артикулированное звукоизвлечение.

Главный артикуляционный орган - язык.

Язык состоит из кончика, средней и задней частей. В зависимости от характера музыки и необходимого типа звукоизвлечения эти части языка могут участвовать в образовании звука и вместе, и каждая в отдельности.

Существует два способа артикуляции при помощи кончика языка.

1. - положение кончика языка между зубами, соприкосновение с внутренней частью верхней губы.

2. - положение кончика языка у верхних зубов, прижатие к дёснам.

В первом случае атака более чёткая и грубая. Есть риск того, что при такой атаке язык будет выходить за пределы губ и постоянно менять их положение и отверстие в них. А это будет мешать качественному звукоизвлечению и быстрой работе языке.

Во втором случае атака более мягкая, язык всегда будет оставаться за зубами (где ему и положено всегда быть!). Однако, он будет перекрывать прямой поток воздуха, который будет упираться в язык перед выходом из губ, что негативно отразится на качестве звука.

Такие способы артикуляции применяются обычно только при самом начальном звукоизвлечении для его упрощения, но лучше и в это время так не делать. Гораздо проще научиться сразу правильной работе языке, чем потом переучиваться.

Язык может работать и средней частью. Но тогда артикуляция звука будет более неопределённой и расплывчатой.

Идеальный вариант - что-то среднее между кончиком языка и его средней частью.

В таком случае самый кончик языка несильно прижимается к нижним зубам, а остальная передняя часть языка производит атаку звука от верхних зубов, дёсен и переднего края нёба.

Поток выдуваемого воздуха будет иметь направление и прямой открытый путь к верхней губе, из под которой и должен выходить.

При звукоизвлечении произносятся согласные и гласные, образуя своим сочетанием разные слоги.

Поэтому, если в момент правильной артикуляции добавить голос, то воспроизведётся слог "ТЮ" . Для большей мягкости можно использовать слог "ДЮ" .

Без голоса он, конечно, тоже слышен, но только шёпотом.

Задняя часть языка участвует в артикуляции, когда применяется двойная атака ("двойной язык").

Например, когда нужно в очень быстром темпе сыграть много нот подряд, отделив каждую с помощью языка. В таком случае произносятся слоги "ТЮ-КУ" ("ДЮ-ГУ") .

Почему не "ТУ", "ТО", "ТЁ", "ТИ", "ТА" и тд.?

Если согласный звук будет твёрдым, это повлечёт за собой грубую атаку звука и невозможность быстрой работы языка. При мягкой согласной атака не потеряет своей чёткости, но будет более аккуратной и лёгкой.

Почему гласная именно "Ю" - потому что только в таком случае отверстие в губах остаётся в нужном положении - овальном.

В остальных случаях губы либо будут иметь тенденцию к растягиванию, либо наоборот к чрезмерному округлению и выпячиванию.

Но почему "КУ" ("ГУ") ?

Потому что первый слог уже смягчён. К тому же, согласная, произносимая горлом, а не кончиком языка, сама по себе чуть мягче.

Если начать произносить специально "КЮ" ("ГЮ") , то горло зажмётся. А если произносить мягкое "КУ" ("ГУ") , то горло наоборот откроется, расслабится и будет готово к работе над последующим слогом "ТЮ" ("ДЮ") .

Именно такая комбинация слогов при двойной атаке ("ТЮ-КУ", "ДЮ-ГУ") самая удобная, комфортная, природная и главное - самая продуктивная и простая.

Есть ещё слог "ПЮ" - звукоизвлечение происходит только губами, без помощи языка. Данный вид атаки бывает необходим при исполнении спокойной и нежной музыки, в тихом нюансе, в верхнем регистре, в самом начале фразы или лиги. Всё зависит от характера исполняемого музыкального произведения.

Гармония звука — мастерская флейт из дерева

Сегодня речь пойдет о полезных свойствах флейт. Как игра на флейте влияет на наш организм?

Нас интересует практическое участие человека, а не пассивное прослушивание. Человек влияет напрямую сам на свой организм, делая упражнения под присмотром опытного учителя, который учит его играть. Происходит корректировка, благодаря анализу телесного поведения человека: как он выглядит здесь и сейчас, где зажимается, где быстрее накапливается усталость, какие части тела не поддаются контролю. Происходит координация работы головного мозга и пальцев рук за счет постоянного массажа последних, начинают работать активно органы осязания и слуха. Плавно развивается нижнее дыхание животом и верхнее грудью, увеличивается объем легких.

Ухо, горло и нос активно участвуют при игре на флейте и получают постоянную прокачку и внимание, поэтому происходит плавное прочищение этих органов. Отрицательного эффекта не может быть, если не давать резких нагрузок и следовать рекомендациям учителя. Положительный эффект достигается постепенно и при постоянных занятиях – это устойчивость к заболеваниям этих органов: кашель, насморк, астма, аллергия и т.п. Это правильное дыхание, при котором происходит двойная польза: массаж внутренних органов глубоким дыханием и расслабление нервной системы, приток кислорода к головному мозгу.

Расслабление мышц тела позволяет снять физический стресс, который человек накапливает в течение жизни. Это происходит естественным путем, так как игра на флейте требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. При этом требуется ровно держать спину, свой внутренний и внешний стержень, что позволяет максимально собраться человеку в здесь и сейчас.

Пальчиковый массаж и координация пальцев, которая происходит постоянно при игре, дает человеку согласованность между его мыслями и выполнением их, что вырабатывает навыки координирования систем. Плюс на пальцах и ладонях располагаются нервные окончания, и их массаж отвечает за работу разных внутренних органов.

При игре на флейте, надавливание на кончики пальцев происходит постоянно и при этом без зажатия и напряжения.

Посмотрите на малышей: развивая мелкую моторику рук, давая им горошинки, фасолинки, развиваются не только руки, развивается и мозговая деятельность.

Полезная информация на заметку:

Круговые движения пальцем по ладони стимулируют работу желудочно-кишечного тракта. На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник. Закончить надо, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки. Дальше — внимание! Все не так просто. Каждый пальчик надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Мнение эксперта. Игра на флейте и здоровье человека.

Видео отзыв нашего ученика Игоря, который делится своими наблюдениями от игры на флейте и влиянием на физическое состояние, здоровье человека, опираясь на свой профессиональный опыт.

Пушечников Игорь — Сертифицированный специалист по Висцеральной хиропрактике.
Автор собственной оздоровительной системы, позволяющей быстро и эффективно восстановить и поддерживать здоровье.
Изучает Телесную Психотерапию в Международном Институте Биоэнергетического Анализа;
Опыт по восстановлению опорно-двигательного аппарата более чем 20-лет;
Постоянно развивается в своей профессиональной сфере;
Ведет активный образ жизни;
Постоянно совершенствуется в славянских боевых искусствах и оздоровительных системах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.