В самолете болят уши и голова насморк

Определенный процент пассажиров авиалайнеров сталкивается с проблемой заложенных ушей. Их может закладывать при взлете, посадке и даже при самом полете. При взлете и посадке принимают специальные меры для противодействия заложенности. У многих людей возникает вопрос, что делать, если заложило уши после самолета. Существует несколько методов для быстрого устранения проблемы.

Почему возникает проблема?

Уши в самолете закладывает из-за изменения атмосферного давления. В авиалайнерах имеются системы для того, чтобы перепады при наборе высоты и снижении были минимальными. Несмотря на это, полет на высоте 10000 метров равносилен нахождению на высоте 2000–2500 метров. Изменение давления в салоне лайнера приводит к перепаду и в барабанной полости, поэтому человек испытывает дискомфорт. Также способствовать закладыванию могут сторонние причины.

Среди заболеваний, которые могут спровоцировать проблему, выделяют:

  • отит;
  • синусит;
  • гайморит.


Стоит отметить, что при наличии провоцирующих болезней вероятность столкновения с неудобствами значительно увеличивается. При насморке у человека закладывает уши даже вне самолета. Чтобы не ухудшить положение, требуется тщательно очистить пазухи перед полетом.

При остром синусите или гайморите рекомендуется отложить полет и провести лечение болезни.

Как происходит выравнивание давления в организме?

Чтобы артериальное давление человека было в норме, в самолете имеется множество систем, которые поддерживают нормальные показатели атмосферного давления. Работает кондиционирование воздуха, поддерживающее необходимый уровень кислорода внутри салона. Главная проблема заключается в том, что на высоте 10 км содержание кислорода в воздухе гораздо ниже.

Если у человека болят и закладывает уши при посадке самолета, то ему необходимо воспользоваться жевательной резинкой или леденцом. Глотание и жевание нормализует давление. Именно поэтому при полете часто раздают бесплатные карамельки.

Как справиться с заложенностью ушей после самолета?

Если после полета дискомфорт сохраняется, требуется либо подождать, пока неприятные ощущения исчезнут, либо воспользоваться специализированными методами восстановления давления. Если заложило уши после полета на самолете, рекомендуется воспользоваться теплым компрессом или пропариванием для того, чтобы избавиться от дискомфорта.

Перед перелетом обязательно должны устраняться проблемы с ЛОР органами, иначе риск возникновения дискомфорта значительно увеличивается.

Если болезнь появилась прямо перед рейсом, нужно воспользоваться симптоматическими средствами для скорейшего устранения проявлений (насморка или воспаления).

Данный способ основан на задержке дыхания и создании внутреннего давления для нормализации состояния. Потребуется выполнить следующие действия:

  1. Сделать глубокий вдох.
  2. Закрыть рот и нос.
  3. Выдохнуть, удерживая нос и рот закрытыми.


При использовании метода нужно помнить о том, что слишком сильный выдох можно привести к травмированию. Если у человека болят уши в самолете, то можно воспользоваться этим способом для быстрого устранения боли и дискомфортного состояния.

Избавление от заложенности уха посредством метода Тойнби часто используется ныряльщиками. Суть заключается в закрытии носа руками и имитировании глотательных движений. Для достижения максимального результата можно выпить стакан воды с зажатым носом. Если у человека болят уши после полета на самолете, то метод поможет решить проблему за короткий период времени.


Если метод Вальсальвы или Тойнби не решают проблему, то, возможно, заложенность связана с ушной пробкой, которая при перепаде перелете в самолете заблокировала канал. Можно воспользоваться оливковым маслом или перекисью водорода, чтобы удалить ушную серу. Потребуется лечь набок и закапать несколько капель в заложенное ухо. В таком положении потребуется пробыть примерно 10 минут. После этого нужно перевернуться и дождаться, пока жидкость вытечет из уха. Чистка маслом поможет избавиться от заложенности, не применяя механические инструменты.

Еще один метод снять заложенность ушей — компресс. Он поможет избавиться от заложенности и боли. Компресс успокаивает раздраженную перепонку. Для проведения процедуры потребуется тряпка и теплая вода. Ткань смачивают в жидкости и прикладывают к уху. Держать компресс нужно 5–10 минут.

Способ подходит для устранения заложенности ушей, связанной с перелетом и сопутствующей болезнью. Для его проведения необходима только тканевая повязка. Выполнить все необходимые действия можно в домашних условиях.

Если у человека имеется насморк и заложило ухо после самолета, можно воспользоваться пропариванием для того, чтобы решить обе проблемы. Потребуется взять емкость для воды и вскипятить жидкость. После этого над емкостью потребуется склониться лицом и стараться дышать паром. Для достижения лучшего эффекта в воду добавляют масло лаванды.


Продолжительность пропаривания — 10 минут. Перед проведением процедуры нужно убедиться в том, что жидкость достаточно остыла. Сразу после кипячения пар может нанести вред и стать причиной появления ожогов.

Что делать, если прошло несколько дней?

В большинстве случаев после полета на самолете заложенность проходит в течение 1–3 часов. В более редких случаях на восстановление требуется 1–2 суток. Если этого не произошло, и ни один из методов избавления не помогает, то желательно обратиться к врачу. Возможно, проблема связана с сопутствующей болезнью или индивидуальными особенностями организма. Восстановить прежнее состояние ушной системы можно только после получения точного диагноза. Если ухо после самолета заложено, можно воспользоваться специализированными каплями для устранения дискомфорта, однако перед их применением желательно посетить специалиста.

Для решения проблемы могут использоваться следующие медикаменты:

  • Отинум;
  • Отофа;
  • Нормакс.

Перечисленные средства обладают противовоспалительным эффектом. Они быстро устраняют заложенность. Если у человека заложило уши в самолете и не проходит, то наилучшим вариантом для решения проблемы станет препарат Отинум. При наличии бактериальной инфекции применяют Нормакс или Отофа.





Использовать специализированные капли нужно ограниченный период времени. Обычно для устранения заложенности достаточно 1–2 применений. Для скорейшего избавления от дискомфорта и нормализации состояния ушной системы требуется устранять сопутствующие заболевания (насморк, воспалительный процесс в ухе).

Рекомендации, если заложило уши ребенку

Дети тоже подвержены данной проблеме. Для устранения заложенности можно использовать те же методы, что и для взрослых людей. Применять капли от заложенности ушей можно только после консультации с отоларингологом. Как правило, детская заложенность после полета на авиалайнере проходит в течение 30–120 минут. В некоторых случаях дискомфорт может сохраняться в течение суток.

Чтобы ребенку не закладывало уши в самолете, требуется принимать ряд профилактических мер. При взлете и посадке необходимо использовать карамельку, стимулируя глотание. Это поможет нормализовать давление.

Стоит отметить, что первый полет у ребенка дошкольного возраста должен проводиться только при отсутствии существенных противопоказаний. Острая простудная инфекция может стать запретом для полета на лайнере. В таком случае рекомендуется перенести запланированный рейс до момента, пока не наступит полное выздоровление.

Что предпринять, чтобы не закладывало уши — меры профилактики

Профилактика позволяет не допустить возникновения дискомфорта. Не допустить боль в ушах помогут следующие методы:

  1. Использование берушей. Беруши представляют собой специальные затычки, при помощи которых затыкаются ушные проходы. Они позволяют сохранить нормальное давление в барабанной перепонки, избегая возникновения дискомфорта.
  2. Зевота. При зевании давление в ушной перепонке нормализуется.
  3. Применение назальных капель. При наличии насморка и невозможности перенести полет необходимо воспользоваться сосудосуживающими каплями. Подойдет Нафтизин или любое другое схожее средство.
  4. Стимуляции глотательного и жевательного рефлекса. Все ЛОР органы тесно связаны друг с другом. Глотание поможет избежать неудобства. Лучше всего использовать сосательные конфеты. Сосать леденец необходимо прямо во время взлета или посадки лайнера.

Человек может заранее подготовиться к полету, чтобы не столкнуться с дискомфортом. Даже если ранее проблемы не возникало, рекомендуется брать с собой карамельку, беруши, а также специализированные медикаменты. Состояние перепонок во время перелетов напрямую влияет на комфорт.

Проблема с заложенностью распространенная, но при этом легко решаемая. Имеющиеся методы решения отлично справляются с поставленной задачей. Человек может выбрать наиболее предпочтительный вариант. Во многих магазинах можно приобрести специализированные беруши, которые помогут с комфортом переносить даже длительный перелет на высокоскоростных лайнерах.

Причины, по которым болят уши в самолете

Болезненные ощущения вызваны перепадом давления между окружающей средой и внутренним ухом. В норме показатель одинаков или разница невелика, поэтому дискомфорта не возникает. Даже если вы поднимаетесь на высокую гору, то процесс происходит со скоростью, позволяющей организму адаптироваться. Неудобства ощущаются лишь при резкой перемене в окружающей среде — как при взлете самолета.

Когда лайнер поднимается в воздух, давление во внутреннем ухе начинает превышать показатель в салоне. При посадке давление в полости головы ниже, чем в самолете, но действие на организм не отличается: барабанная перепонка меняет форму, и у вас болят уши.

К симптомам явления, которое зарубежные медики назвали Airplane air, относят:

Перепад давления сказывается и на евстахиевой трубе, соединяющей внутреннее ухо и носовые пазухи. Она деформируется, поэтому ваша задача — помочь организму функционировать и поставлять воздух во внутренние полости.


Уши в самолете болят из-за деформации евстахиевой трубы

Зачастую хватает зевнуть или пожевать жвачку. Но при длительных перелетах к списку неприятных явлений добавляются симптомы, которые нелегко устранить:

    боль, переходящая в острую; давление на уши, как под водой; потеря слуха (средняя или почти полная); звон в ушах; головокружение, вызывающее тошноту; легкое кровотечение.

Зная, почему закладывает уши при посадке, вы не будете паниковать при неприятном явлении. Примите доступные меры, а после перелета обратитесь к врачу: он подберет адекватное лечение.

Факторы риска и осложнения при боли в ушах

Знать, почему у вас болят уши при посадке самолета, необходимо. Хотя подобные случаи редки, пассажиры получают баротравмы — нарушения целостности тканей, вызванные перепадами давления. С похожими последствиями сталкиваются любители глубоководного ныряния и люди, которые находились неподалеку от эпицентра взрыва.

Опасность невелика, но некоторые факторы увеличивают вероятность, что перепады давления при посадке и взлете самолета вам навредят. К ним относят следующее:

    небольшие размеры евстахиевой трубы (по этой причине ребенок будет сильнее страдать от боли в ушах, чем взрослый); простуда и насморк; синуситы; аллергические риниты; отиты и инфекции среднего уха.

Проблема усиливается, если вы спите при взлете и посадке: вы не можете принять меры для нормализации давления. В результате повреждаются ткани, и при следующем перелете заложенностью или легким дискомфортом не отделаться. В отдельных случаях травмы среднего уха приводят к развитию хронических заболеваний: тиннитуса (постоянного шума и звона) и ослаблению слуха.

Методы устранения проблемы: что делать, если у вас болят уши в самолете

Страдаете от боли в ушах при взлете или приземлении? Начните с простых мер. Если они не помогут, используйте специальные лекарственные препараты, которыми запасетесь заранее.

Зевните или сглотните

Эти действия помогают открыть евстахиеву трубу и обеспечить перемещение воздуха во внутренней части органов. Мера пригодится, если дискомфорт не исчез после приземления самолета. Чтобы уши не болели, просто продолжайте сглатывать почаще.

Пожуйте жевательную резинку или возьмите леденец

Когда вы жуете жвачку или лакомитесь карамелью, периодичность глотания возрастает.


Воспользуйтесь методом Вальсальвы

Методика, названная в честь своего изобретателя, врача-анатома, позволит нормализовать давление во внутренних ушах. Придерживайтесь порядка действий:

    Зажмите ноздри и закройте рот. Попробуйте сделать сильный выдох, будто сморкаетесь.

Метод подходит не всем, поскольку при простуде он способствует распространению инфекций в организме. В результате в среднюю часть уха попадают бактерии, что приводит к хроническим проблемам со слухом. Не стоит им пользоваться и людям, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний, и гипертоникам — он вызывает повышение кровяного давления.

По необходимости перенесите поездку

Если врач диагностировал отит, простуду или инфекцию слухового органа, нет причин гадать, почему у вас сильно болят уши при посадке и взлете в самолете. По возможности измените планы!

Используйте беруши

Уменьшить перепады давления удастся, используя беруши для полета в самолете. Купите их в аптеке или закажите модели с регуляторами давления. Вы не только избавитесь от неприятных ощущений, но и не услышите шума двигателей.

Захватите спрей для носа

Заложен нос, а лететь необходимо? Вам поможет спрей или капли для сужения сосудов, которыми вы воспользуетесь за 30—60 мин. до взлета. Не злоупотребляйте методом, иначе заложенность носа превратится в хроническую проблему.

Примите антиконгестанты

Препараты, снимающие отечность слизистой, принимают за 30—60 мин. до отправления самолета. Не забудьте учесть противопоказания, поскольку метод не подходит пассажирам, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний и повышенного давления, а также беременным. Если вы принимаете другие медикаменты, посоветуйтесь с врачом: тот оценит риск побочных эффектов, вызванных взаимодействием активных веществ. Мужчины старше 50 лет могут столкнуться с затрудненным мочеиспусканием, особенно при наличии проблем с простатой.

Бывает, что описанные методы не помогают, а летать приходится часто. В этом случае обратитесь к врачу: медики вставляют пациентам в ушные проходы специальные трубочки, которые обеспечивают приток воздуха к полостям.

Остались вопросы, почему закладывает уши в самолете при посадке и взлете, и что с этим делать? Посмотрите видео с описанием эффективной гимнастики:

Как помочь ребенку, если у него болят уши при взлете и посадке самолета

Дети чаще жалуются на дискомфорт, ведь их ушные проходы меньше по размеру, чем у взрослых. Если вы путешествуете с младенцем, предложите грудь или бутылочку: сосательные движения избавляют от боли. Но малыш в подобной ситуации может просто выплевывать сосок и продолжать плакать. В этом случае поглаживайте его по шейке, делая движения от подбородка вниз: это стимулирует глотание.

Детям постарше предложите сосательные конфеты или жевательную резинку; подойдет и сок в пакетике, который юный путешественник выпьет через соломинку. Сделайте исключение и позвольте крохе дуть в трубочку, когда содержимое еще не допито! Игра производит эффект, сравнимый с действием приема Вальсальвы.


У маленьких детей уши в самолете болят сильнее

Что делать, если уши болят несколько дней после перелета

В некоторых случаях избавиться от дискомфорта не удается в течение нескольких дней. Не пугайтесь: в ушных проходах просто накопились жидкость и слизь. Через несколько суток проблема исчезнет, а пока примите парацетамол. Если же вы не замечаете улучшений, обратитесь к специалисту.

Подсказки медиков

Врачи также дают советы пассажирам, желая сделать путешествия приятнее. По словам Джона Ардо, ЛОР-врача, практикующего в Ченнаи, использование наушников для мобильного телефона поможет тем, кто во время рейса чувствует сильный дискомфорт. Модели в виде капелек-затычек выполнят ту же функцию, что беруши.

Отзывы пассажиров: реальный опыт борьбы с болью

У меня так болели уши, что я думала, вены лопнут. Я сглатывала слюну и сосала леденцы, но это не помогло. В результате стюардесса заметила мои страдания и научила применять метод Вальсальвы. Не скажу, что он полностью снимает дискомфорт, но улучшения несомненны.

Когда мне было 15 лет, я впервые оказался на борту самолета. Я был в восторге, что мне предстоит подняться в воздух, но, стоило судну набрать высоту, у меня начало болеть правое ухо. Казалось, меня ударили ножом! К моменту приземления я жаловался на ухудшение слуха. Мы с отцом пошли в аптеку и купили самое сильное обезболивающее, но препарат сработал только через 30 мин. Мне никогда не было так больно, хотя однажды я сломал руку. Перед обратным рейсом мы купили наушники-затычки, и я всю дорогу слушал музыку. Ничего не болело! Больше без наушников я не летаю.


Я болею перед каждым путешествием. Вот прямо перед каждым. Обычно у меня сначала болит горло, а потом все переходит в насморк и заложенный нос. И, вот, насморк в любом виде – это самое опасное, что может быть, когда летишь на самолете. Наверняка вы это знаете и без меня.

Это, кстати, подойдет и тем, у кого просто закладывает уши при взлете или посадке. Потребуются: ибупрофен, лейка, спрей, спецзатычки, жвачка/леденцы, стаканчики. Надеюсь эта информация вам пригодится.

Главный совет врачей на всех форумах и консультациях – не летать при насморке. Спасибо им, конечно, за такой лайфхак, но, к сожалению, это и правда самый действенный метод. Все остальные способы позволяют минимизировать боль, возникающую в голове. Чаще всего больно в ушах и в пазухах.

Что делаю я, когда у меня насморк:

0️⃣ За 1-2 часа до полета выпиваю таблетку ибупрофена 400 мг.

1️⃣ В аэропорту перед посадкой промываю нос теплой и чуть подсоленной водой и с помощью ее промываете нос.

2️⃣ Как только сажусь в самолете – в нос пшикаю спреем с ксилометазолином. Важно взять спрей, а не капли. Действует надежнее и быстрее.

3️⃣ Пока самолет не выехал на взлетную полосу я втыкаю в уши специальные самолетные затычки (в гугле так и искать). Взял по совету друга, у которого всегда в полете болят уши и голова. Важно их воткнуть сразу как уселись в самолетное кресло. В этих затычках есть небольшое отверстие, которое якобы помогает выравнивать давление в ухе.

5️⃣ В течение полета пью любую воду. Это и так в принципе полезно, а когда насморк – полезнее вдвойне.

6️⃣ Если перелёт долгий — больше 4 часов — за полчаса до снижения снова пшикаю в нос Отривин.

9️⃣ При снижении самолета еще может помочь такое средство. Сходите к стюардам и попросите у них два стаканчика. Положите в них по салфетке и смочите их горячей водой. После этого садитесь за свое место, наклоните голову и как можно плотнее прижмите стаканчики к ушам. Изменение давления будет не таким жестким.

🔟 Вынимаю затычки только после открытия двери самолета.

❗ВАЖНО: Ни в коем случае не продувайте уши. Нельзя зажимать нос и дуть, думая что тем самым вы выровняете давление в ухе. Это самая опасная штука.

Необязательно применять все пункты из моего списка. Я привел ситуацию, когда реально заболел и пытался максимально снизить боль. В течение 20 минут посадки в ухе иногда стреляло, а после приземления еще несколько часов ходил с глухим ухом. Потом что-то щелкнуло и отпустило.

Все варианты уменьшения боли я показал на картинке к посту снизу. Если у вас боли ощущаются всегда — лучше всего провериться у врача. Возможно у вас болит ухо из-за хронического заболевания, особого строения или аллергии.

В любом случае берегите евстахиеву трубу и не болейте!



Можно получить осложнение, оглохнуть да и перепонку повредить.

Я тоже так летела 12 часов с полностью заложенным носом и глухая. Боли были такие, что я слезами обливалась. Казалось, перепонка вот-вот лопнет и пазухи болели - ни дотронуться. Я уверена, у меня была небольшая температура в то время, из-за нее меня добивал озноб. От отчаяния начала продувать уши после посадки. 6 или 7 часов спустя с болезненным звуком " чпок" ( я даже вскрикнула) слух ко мне вернулся на одно ухо. Второе отошло к утру.

А почему нельзя продувать уши в самолете? Просто по ощущениям их закладывает как при нырянии, а там продувка ушей это норма, да и оно реально помогает

продуваете, когда болеете или просто когда закладывает?

С заложенным носом ещё не летал. Хотя вообще я предпочитаю просто слюну глотать или челюстью шевелить

3️⃣ Пока самолет не выехал на взлетную полосу я втыкаю в уши специальные самолетные затычки (в гугле так и искать). Взял по совету друга, у которого всегда в полете болят уши и голова. Важно их воткнуть сразу как уселись в самолетное кресло. В этих затычках есть небольшое отверстие, которое якобы помогает выравнивать давление в ухе.

Вместо этого можно использовать, не включая плеер/смартфон внутриканальные наушники с соответствующим отверстием. Эффект тот же.

От болей "в ушах" некоторым помогает массаж висков и за ушами.

А провериться у врача в случае болей всё равно стОит, т.к. причин болей может быть множество, в том числе и невралгия ушного узла, штука крайне неприятная и болезненная. Причём, если ЛОР не может определить причину "ушных болей", следует копать дальше и обратиться к неврологу и стоматологу.

У меня наушники с шумоподавлением хорошо глушат шум)

Инверсия фазы для компенсации. В общем, это вредно, т.к. создаётся ненужное давление на барабанную перепонку.

дело не по шум. Шум не так влияет на давление, как подъем на 10к метров.

В самолете поддерживается давление как на 2к метров. На 10к метров ты бы задохнулся.

Т.е. думаете затычки это маркетинг?

В идеале нужен односторонний ниппель, но кто же такое сделает задёшево.

Любая затычка должна уметь стравливать излишнее давление. Например, Вы затыкаете ушной канал, создавая избыточное давление на барабанную перепонку - продвигая затычку вглубь канала Вы повышаете плотность воздуха в воздушной пробке, она давит во все стороны (закон старика Паскаля), в т.ч. на перепонку. Если не стравить избыточное давление, то на перепонку будет оказываться повышенное давление, перепонка либо будет растягиваться, либо, если такое давление оказывается часто, огрубляться для компенсации.

Иногда указывают на то, что по мере продвижения затыки внутрь канала он сам расширяется, что компенсирует и выравнивает давление воздушной пробки, но объём расширения явно уступает давлению поршня.

Я, собственно, всегда указывал на то, что внутриканальные наушники гораздо более вредны, чем накладные или охватывающие ушную раковину крупные чашки. Но в случае форс-мажора в полёте можно использовать и внутриканальные наушники.

вместо ксилометазолина, я бы лучше использовал оксиметазолин

У меня хронический насморк, а снова опять лететь (каждый раз для меня это настоящее мучение, просто кошмар)

к врачу сходите если ещё не ходили по этому вопросу.

Ходил, практически бесполезно, в одном месте один диагноз, в другом другой.

Капли в уши и в нос назначили, да предложили лазерную терапию носа, что-то там выжечь.

. Капли добросовестно прокапал - не помогло.

видимо у вас вазомоторный ринит, альтернатива лазера как раз назонэкс и прочие топические гк, тут вам нужен нормальный лор.

Как раз и брызгал назонекс, но как-то без особого результата :(

Сказали "полипы" в носу и надо жечь .

Интереснее был бы рассказ, как лететь, если скушал сомнительный пирожок.

Для всех в салоне будет на один туалет меньше)

У Васи жуткая аллергия на черную икру, но он никогда не узнает об этом.

2.5 до Катара, 10.5 до Сеула с температурой, заложенным носом и т.д. Чуть не сдох(

У меня при взлёте и посадке само собой начинает течь из носа, закладыватет уши, благо организм тренированный и зевательный рефлекс работает каждые 30 секунд, но после последнего переплёта с пересадкой заложило ухо на весь полет, разложило только после посадки, а вот щёлкает при глотании уже 4 месяца, лор разводит руками, говорит все в норме, даже не знаю что делать :(

Блин, мне организм каждый отпуск тоже такое подкидывает. :( в этот раз было меньше недели, и я думаю, наконец то не болею. И вот, завтра лететь, а я с насморком :( спасибо за советы !

Поездатые истории 30.Перонная еда

Многие из нас, при поездке к морям, океанам да и не только, не гнушаются покупкой съестного у перонных торгашей.
В этом есть и плюсы и минусы.
Начнем с плюсов.

Магазинные товары мы рассмотрим ниже, а пока что взглянем на домашнюю пищу.

Часто по весьма приятным ценам продаются довольно экзотические товары - абрикосы, винограды для северян и голубики, черники для южан.
Отдельного внимания достойна выпечка - в 80 % она вас разочарует, но есть и пара станций где есть просто чудеса кулинарии.
По пути к Мурманску есть волшебная станция, на которой происходит смена локомотива, где торговля достигает для современности небывалых масштабов - первый путь усеян стационарными точками, а по остальным снуют торговцы пирожками, и пирожки эти - одни из лучших в моей жизни, не только в поездке, но и дома.

Какую станцию я запомнил, так это Котельниково.Рай для рыбоеда и желающего не доехать до дома из-за отравления.

В уже далекие времена когда Крым был не наш и Украина была дружественным государством, путь многих поездов пролегал по территории Украины или же рядом с ней( сейчас сделана новая объездная ветка).

Насколько помню станция называлась Чертково, и творился на этой станции Адъ и Израиль.

Квадратная украинская колбаса отличного качества за 100-150 рублей и ящик "Черниговского" за 15 рублей всегда оказывался в нашем купе после отправления.

Запомнился один момент в 2014м году.В один из рейсов, резко исчезло из продажи дешевое пиво, что было немыслимо для этой станции.Как сказали местные без намека на шутку - склады взорвали.

По пути на восток нас встречала волшебная станция Вяземская, в ассортименте которой была икра лучшего качества чем в других городах и чудесные тортики от местной кондитерской фабрики - тоже отличного качества и по приемлемым ценам.

Если вспоминать южные станции. то там разумеется царство сивухи всех видов.Особо рассматривать его цену-качество не будем, но скажу так- в 90% случаев вы об этом пожалеете.

Более подробно о чачах и винах вот тут Поездатые истории.Дешевый южный алкоголь

На этом с плюсами мы закончим и перейдем к минусам.

Минус первый- цены.

Разумеется если вы решили поесть пива, то о дешивизне думать не придется, наценка 200-300% гарантирована.

Это же относится и к прочей еде, которую торгаши покупают в соседнем магазине.

Как проводнику мне иногда бывало обидно, что пассажиры покупают чипсы и всякие орешки у бабулек за 150-200 р. , при учете что в поезде они же стоят по 100-120.

Минус второй- антисанитария.

Риск загреметь с отравлением после покупки омуля, домашнего сальца и компотика весьма велик.

Пассажир для продавца это одноразовый источник прибыли и его меньше всего волнует здоровье покупателя.

Рыбина будет продаваться пока из нее не полезут черви, а компотик- пока не начнет раздувать бутылку.

Показателен случай- один из пассажиров приобрел себе курочку на станции и засел в туалет на 4 часа, да так что у него началось обезвоживание,температура и рвота.Прибывшие медики подняли вопрос о особо опасном инфекционном заболевании.Вроде бы дизентерии или тифа, точно не помню.Вагон было предложено выцепить через пару станций, а пассажиров задержать для взятия анализов.

Отдельно стоит отметить принцип перонной торговли- это стоит столько,за сколько я готов это вам продать.

На одной из долгих технических станций- порядка 50 минут мальчишки из деревни прибегали к поезду с полторашками воды из морозилки, продавали ее по 100-200 рублей и редко когда она оставалась, скорей наоборот.пассажиры на перегонки пытались ее купить.

Таков мой краткий обзор перонной торговли.Возможно в следующий пост запилю торговлю сувенирами и диковинками. там тоже есть что рассмотреть.

Спасибо за внимание и пишите свои вопросы в коментах :)


Как переживает кризис 40-летний пенсионер Джастин МакКарри

Уверен, моим старым подписчикам знакомо это имя, ведь я рассказывал о нём ещё в сентябре:
30-летние пенсионеры. Джастин МакКарри


Джастин вышел на "раннюю пенсию" в 33 года (в 2013 г.): именно тогда его инвестиционный портфель смог достичь планки в 1 млн 250 тыс. $, позволяющий его семье (у них трое детей) жить на дивиденды.

Джастин - не какой-то наследник миллионера или сотрудник Google - совсем нет. Он работал обычным юристом в муниципалитете, и жена его - юрист. Главный его секрет - скромная жизнь и инвестиции в индексные фонды. На протяжении 10 лет (с 2004 по 2013) они откладывали в портфель около 70% от заработанного.

Впоследствии, несмотря на то, что портфель не пополнялся (а даже наоборот - с него снимались дивиденды на жизнь), он вырос за несколько лет ещё на миллион долларов - к концу 2019 года составляя 2 млн 260 тыс. $.


В феврале волонтёрил в школьной библиотеке, но теперь сижу дома: путешествовать нельзя, все общественные учреждения закрыли. Тоска!

Я лишь напомню, что Джастин - не приверженец активного управления, и он совершил единственное движение средств на счёте за всё это время - переложив 10% из акций в облигации в 2017 году (было 100% акций, 0% облигаций, стало 90% акций, 10% облигаций). Больше значимых сделок по покупке-продаже активов за много лет не совершалось.
Возможно, наши потомки назовут это время "ревущими 2010-ми" и временем самых уникальных возможностей, кто знает.

Давайте почитаем, как он пережил этот страшнейший март. Может, слил весь инвест-портфель на самом дне? Может, уже обанкротился и пошёл мыть туалеты в McDonalds? Давайте не будем гадать и почитаем, что он пишет 🌝

Оглядываясь назад, мне трудно поверить, что мир так сильно изменился всего за один месяц. В Америке 1 марта была обычная размеренная жизнь. Однако к 31 марта мы все самоизолируемся дома, многие заведения закрыты, а международные поездки практически невозможны.

В финансовом отношении март был самым плохим месяцем, какой я когда-либо видел в своей жизни. Наш капитал упал на 298,000$, достигнув к концу месяца 1,819,000$. Падение превысило падение в 114,000$, которое мы испытали в феврале. Наши общие потери от пика на данный момент составляют чуть более 400,000$.


Доход от дивидендов был высоким - 3983$, в то время как расходы за март очень низкие - 1600$, т.е. расходы в 2 раза ниже наших целевых расходов размером 3333$/месяц. Мы отменили наш круиз, который должен был отправиться 29 марта из Тампы, а затем прибыть в Нью-Йорк в середине апреля (через 5 карибских островов). Очень скоро нам придется позвонить и узнать, что делать с нашей большой 9-недельной летней поездкой по Южной Америке, заканчивающейся карибским круизом из Майами. Но я очень надеюсь на нашу поездку в Испанию в октябре! Скрещиваю пальцы!


Мы не можем путешествовать, но мы можем походить по холмам в окрестностях нашего родного Роли и насладиться природой.

Я лишь хочу сказать, что это очень редкий случай. Большой ошибкой будет сравнивать себя и Джастина в способностях копить и жить скромнее, чем можешь.
Это будет выглядеть так же глупо как сравнивать нас с вами с Усэйном Болтом в способностях бегать спринт.
И дело здесь не в том, что "в Америке всё можно, а у нас - нельзя". У нас "всё так же можно". Я знаю, о чём я говорю.
Сложность заключается в том, что это очень сложно в нашем обществе, воспитанном на принципах максимально возможного потребления, - думать о накоплениях, разумно ограничивать своё потребление ради сбережений на будущее.

А делать накопления в размере 70% от своего дохода - это вообще экстраординарно. Я веду свой блог о раннем выходе на пенсию, и я откладываю примерно 40% от дохода. И люди уже удивляются этому, говорят, что так жить нельзя и вообще - я идиот, ничего не понимающий в качественных брендовых товарах.
И я как практик могу с уверенностью сказать: если человек способен на протяжении 10 лет откладывать 70% дохода, и в стране есть институт частной собственности и есть выход на мировой фондовый рынок - не имеет значения, в какой стране он живёт, он за 10 лет в таком режиме накопит себе достаточно средств на всю оставшуюся жизнь на том же уровне потребления или чуть более высоком. Это математика, достаточно точная наука с одной лишь переменной - среднегодовой доходностью, завязанной на рост мировой экономики. Расчёт крайне прост, психология осознанного потребления - крайне сложна.

На этой неделе мы поговорим о зависимости уровня счастья и удовлетворённости жизнью от дохода. Кажется, что чем богаче вы станете, тем счастливее вы будете? Думаете, это линейно? Тогда у меня для вас плохие новости ;)

Тег Моё, текст за исключением перевода слов Джастина - мой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.