Вопрос священнику головная боль

Все ли болезни от бесов?

Все наши болезни от наших грехов. Когда ко Господу обращались за исцелением, Он всегда сначала отпускал грехи, а потом исцелял от болезней. Грехи, неправедная жизнь порождают наши болезни. Но бывает, что болезни посылаются и святым людям, не за грехи, а для большей святости. Был один великий подвижник, он сильно болел, и к нему приходила братия за наставлениями. Как-то пришли, а он лежит с разрезанным животом, врач без наркоза ему операцию на желудке делает. Этот подвижник, не обращая внимания на боль, давал наставления как спасаться. Один из пришедших не вытерпел: "Отче, тебе что - не больно?" Он ответил: "Ну, почему же не больно? Больно, но вырезают ту часть желудка, которой я, видать, любил грешить".

Слышала, что можно излечить болезни, например - инсульт, избавившись от грехов. Так ли это?

Когда у нас в голове много лишних мыслей, нехороших, грязных, когда в голове постоянно они крутятся-крутятся, тогда, конечно, от переживаний может быть инсульт. Особенно это случается с эмоциональными людьми. Они не предались всецело воле Божией и близко к сердцу принимают все, что с ними происходит. Самое лучшее лекарство для таких людей - частая исповедь. В Таинстве Покаяния Господь дает благодать и сохраняет душу. Потому, когда в душе нет мира, покоя, тогда надо прийти к духовнику и сказать все грехи. Бес сразу отходит, потому что на исповеди мы просим у Господа помощи и защиты от врагов. А когда откроем грехи, надо начать над собой работать, иначе останемся там же, где и были.

Болезни нам даются по грехам, значит, лечиться не надо?

Грешникам болезни даются за грехи, а праведникам - для большей святости. Если человек грешит и его постигли болезни, надо перестать грешить. Есть такая книга - "Вопросы и ответы" преподобных Варсонофия и Иоанна, там рассказывается, как ученик приходит к старцу и говорит: "Отче, как нам быть, если заболеем? Обращаться в болезнях к врачу, или всецело надеяться на Господа?" И старец ответил: "Нам, грешным, надо обращаться к врачам. К врачам не обращаются только люди совершенные. А нам, для нашего смирения, надо обращаться к врачам". Но здесь есть одно "но". Современная медицина пользуется химически приготовленными препаратами. Эта медицина в истории лечения человечества себя не оправдала: уколы, таблетки, химия убивают в организме человека то, что создано Богом для борьбы с болезнями. Господь премудро все устроил. Допустим, человек заболел. В крови начинают усиленно вырабатываться лейкоциты - они отвечают за доставку организму необходимого "стройматериала" для восстановления нормальной формы, нормального самочувствия. Например, поранена рука или нога. Лейкоциты несут этот материал, чтобы восстановить ликвидированные, нежизнеспособные клетки около раны. Это место опухает. Почему? Потому, что подвезен строительный материал. Вот, у нас в монастыре стройка идет. Вокруг храма много всякого строительного материала. А как только закончится строительство - весь материал приберется, территория облагородится. Все будет израсходовано на стройку. Точно также существует и клетка в организме человека. Для того, чтобы ее создать заново, эти воины-лейкоциты ведут борьбу с любой болезнью и тратят резервы организма на восстановление и создание клетки. Когда клетку они создали, "стройматериал" увозится и опухоль спадает. Все восстановлено. Бог так премудро создал организм человека (и любого животного), что если организму холодно, то его клетки вырабатывают дополнительное тепло; если человеку жарко, то он потеет, а пот охлаждает организм.

Когда мы начинаем пользоваться химией для излечения болезней, тогда она убивает в первую очередь воинов нашего организма. Они становятся безжизненными, недееспособными. Они борьбу с болезнью уже не могут вести. Таким путем, человек каждый раз, принимая таблетки, уколы, заглушает болезнь, но не лечит и не излечивает ее. Болезнь все больше и больше обостряется и становится хронической. Человек уже протаптывает дорожку в поликлинику. Слабые таблетки уже перестают помогать, он начинает пить более сильные. Потом и сильные становятся слабыми против его болезни. Организм ослаблен до предела; болезни берут верх и человек умирает прежде времени.

Если человек заболел, то сам организм начинает бороться с болезнью и должен выработать иммунитет (защиту), и тогда человек быстро восстанавливает силы и здоровье.

У преподобных Варсонофия и Иоанна мы читаем, что врачи тогда разумно подходили к излечению болезней. Они правильно выбирали лекарство - растения, а не химию!

У нас в Преображенском соборе О.Николай долгое время, лет 20, болел хроническим насморком, отчего у него постоянно болела голова. Какие только таблетки он не перепробовал. Уже ничего не помогало. Как только в алтаре откроют форточку, он сразу бежит закрывать. Чуть где просквозило - он сразу не может служить: глаза покраснеют, нос заложен и сил нет. Я его два года приглашал в парную. Он все не соглашался. Однажды, когда его в очередной раз прихватил насморк, я подъехал к нему домой; вижу - он весь замотан шарфом, в шапке сидит. Я ему: "Батюшка, есть дело! скорее поехали!" - "Что такое?" - "Быстро одевайся!" И почти насильно отвез его в баню. Завели в парную - ему понравилось. Он и второй, и третий, и четвертый. и шестой раз зашел туда. "Ой,- говорит,- как хорошо!" Сел на краю бассейна я его в холодную воду столкнул. Потом говорю: "Быстро в парную!" И так несколько раз сделал. Дня через три он говорит: "У меня головные боли прекратились, и нос очистился". Он всем об этом рассказывал, так радовался.

Был еще случай. Одна женщина мучилась головными болями. Что только не перепробовали - уже никакое лекарство не помогало. Осталось только сделать операцию, трепанацию черепа. У меня была книга Суворина "Лечение голодом". Я ей дал эту книгу, и она поголодала 21 день. На 18-м дне у нее из головы вышло где-то пол-литра гноя. Она освободилась от этой болезни. И так уверовала в пользу лечебного голодания, что каждый год по 21 дню голодает. Сейчас ей 56 лет, и голова о себе никак не дает знать.

Конечно, надо просить и Господа, и Матерь Божию, и святых об исцелении болезней, но с расчетом, чтобы исцелев, служить и жить во славу Божию. А то есть такие, их излечи - а они еще дел разных натворят! Господь знает, что многие люди просят здоровья, а если им дать исцеление, так они могут много дров наломать. Не полезно этим людям быть здоровыми.

Как нужно вести себя в болезни? Что важно в этот период для человека?

Самое главное - не забывать за все благодарить Господа. Когда нас постигла болезнь, то надо помнить: чем сильнее боли, тем сильнее надо благодарить Господа. Говорите: "Слава Тебе, Господи! За грехи мне как раз эта болезнь. Это мне для очищения надо, да еще и мало. Мне надо еще больше скорбей и болезней - у меня столько грехов!" Если мы так будем благодарить Господа, переворачиваясь с одного бока на другой, то Господь даст силы. Душа тогда быстро очистится от грехов.

Я знал в Почаевской Лавре одного иеродиакона Герасима, он сильно обгорел: руки сгорели, спина, живот. Он шесть дней стоял на коленях, нельзя было прилечь. Он не роптал, хотя руки и были все черные, обожженные. Он ни разу не возроптал. Каждый день его причащали. Через шесть дней он перешел в Вечность. Когда его отпевали на Праздник Введения во Храм Божией Матери, я сказал проповедь народу чтобы молились о нем. После службы пришел в келию, прилег отдохнуть и сразу увидел его. Он стоит на том месте, где горел и говорит мне: "Спасибо тебе большое. Я - живой". Значит, народ помолился за его душу.

Вот и надо благодарить Бога в болезни, не роптать. Многие добрые люди даже просили у Бога, чтобы Он дал какие-то болезни. То есть надо нести на плечах своих какую-то ношу, какой-то груз. Здоровые люди раньше носили на себе мешочки с песком, вериги по пуду-два. Мы сейчас этого не осилим, так хотя в болезнях будем благодарить Бога. Господь ведь знает, что у нас и печень больная, и сердце болит, и голова. Господь знает кому что нужно для спасения, для очищения души. А ведь многие из нас столько много зла ближнему сделали! Порой всех подряд терзаем, душу выматываем, а нас - не тронь. Мы больные, у нас нервы оголенные. Я таким "больным" часто говорю: "Надо ваши нервы изолировать". Знаете, как искрят оголенные провода? Может и током ударить, замкнуть. Так и человек: то инсульт, то инфаркт на почве "оголенных нервов". Изнутри искрит - огонь 113 сердца идет, дым и смрад. Надо изолировать свои нервы чистосердечным покаянием (вспомнить все грехи от юности), не поверхностным, а основательным. И смирить себя, терпеть всех и вся. Тогда наши нервы укрепятся.

Можно ли обращаться к целителям, которые владеют мануальной терапией?

У нас есть знакомый врач, который все косточки может поставить на место. Этот способ оздоровления организма люди знают с древности. Здесь ничего опасного для души нет, опасно только для тела - можно навредить: немногие обладают этим искусством в совершенстве.

Церковными правилами дозволяется делать массаж, вправлять кости, лечиться травами, здесь греха никакого нет. Господь дал нам много способов лечения и много средств, помимо тех, которыми мы привыкли пользоваться - таблетками и уколами. Вышли у человека позвонки, пойдет он к костоправу в больницу (а тот может быть и нецерковным человеком), и врач все поставит на место. Значит, Господь послал больному этого врача.

На особом периоде моей жизни Господь, зная мои телесные немощи, посылал добрых людей. Они помогли: и косточки на свои места поставили, и шейные позвонки. Привели в более-менее нормальное состояние.

Врач назначил меня на операцию, а там велели снять крестик. Я не согласилась.

Если крест будет мешать врачам делать операцию, то его можно закрепить в волосах.

Собираясь на операцию, надо, в первую очередь, пойти в церковь на исповедь, во всех грехах покаяться, чтобы ничего на совести не оставалось. А потом пособороваться и причаститься. Дней двенадцать надо особенно усиленно помолиться: по сто пятьдесят раз читать "Богородице Дево, радуйся. " и через каждые десять молитв просить Матерь Божию о помощи. Например, так: "Царица Небесная, мне предстоит идти на операцию, а я не знаю, будет она мне на пользу или нет. Подскажи". Пройдет время, и Матерь Божия даст знать, делать операцию или нет: если будет в душе желание делать, значит, идите в больницу. А если не будет - не делайте операцию. Ваша душа сама почувствует.

На Седьмом Вселенском соборе святые отцы сказали: "Кто будет со вниманием по сто пятьдесят раз читать молитву "Богородице Дево, радуйся. ", тот человек обретет над собой особый покров Матери Божией.

Можно ли лечиться мочой?

Это делают люди нецерковные, язычники или еретики. У святых отцов сказано: "Латиняне в пост едят мясо и пьют мочу." Некоторые люди, которые лечатся мочой, ссылаются на Библию, указывая место, где написано: "Каждый пей из своего источника." Но в Библии говорится о другом, не об излечении от болезней. В те времена колодцев в Израиле было мало, вода была на вес золота. И каждому рекомендовалось выкопать свой источник, колодец, чтобы пить свою воду. В книге Левит (5, 3; 7, 21) сказано: "Все то нечистое, что выходит из человека, если он принимает снова внутрь себя, то оскверняет его." Потому пить мочу нельзя.

Для исцеления у нас есть святая вода.

Как православному христианину относиться к тибетской и китайской медицине?

Восточная медицина для тех народов, которые живут там. Так лечиться для них естественно, потому что они не знают Истинного Бога. Для нас, живущих на Святой Руси, первый Врач - Господь. Мы должны прийти к Нему через покаяние. Но если болезни наши продолжаются, значит, воля Божия пострадать за грехи. Страданиями наша душа очищается от страстей.

Господь не лишил нас медицины. Есть возможность лечиться травами, народными средствами. Многие медики обладают искусством фитотерапии. Российская медицина особая, она сильна своими традициями.

Я купила крестик, а он у меня почернел. Почему?

Ко мне однажды пришла женщина и говорит: "Батюшка, я купила у вас в храме серебряный крестик с цепочкой, а они оказались некачественными, потемнели". Я говорю: "У меня тоже самое, крестик серебряный и цепочка настоящая, а потемнели". Почему? Потому, что организм у некоторых больных людей выделяет кислотные элементы. Когда они встречаются с серебром, серебро начинает темнеть.

Не надо думать, мол это оттого, что душа темная. Тут ничего духовного и магического нет. Крестик может опять стать светлым. Некоторые на солнце прогреются, смотрят, а крестик опять чистый.


Боль никогда не бывает приятной. Никто не переносил боль с удовольствием – боль вынуждает душу страдать, мучиться. Боль неприятна, но полезна. Пользу боли понимаешь, не когда тебе больно, а когда пройдет года 2–3–5 и ты оглянешься назад, на свою жизнь. Тогда ты увидишь, что из этих тяжелых лет получилось нечто прекрасное в твоей душе: стал крепче, научился любить, простил, поплакал. Некоторые в первый раз в жизни заплакали, когда испытали боль.

На эти вопросы мне, к сожалению, нелегко ответить. Когда в минуту боли кто-нибудь заявляется, чтобы прочитать тебе проповедь, провал ему обеспечен. В минуту боли человек не хочет ни проповедей, ни обилия советов, он не хочет, чтобы ему говорили массу слов, потому что ему от этого хуже. В минуту боли хорошо, чтобы кто-нибудь побыл рядом, чтобы он просто сел и поплакал вместе с тобой.

Кто-то сказал мне:

– Пойду домой к такому-то, – а у того был траур. – Что сказать ему, отче? Дай мне какой-нибудь добрый совет, подкинь хорошую идею.

– Не говори ничего. Ты просто сядь там и дай ему говорить, дай ему излить свою боль.

Некоторые люди в минуту боли произносят жуткие слова. Я не говорю, что это хорошо, но у них есть оправдание: им больно! Есть люди, которые, пережив сильную боль, утратили веру, и жизнь их надломилась, поскольку они верили в такого Бога, Который устроит для них всё идеальным образом. Они говорили мне:

– Я стал ходить в церковь, и вот: через три года умирает мой любимый человек! Что же Этот Бог дает мне?

В прошлую субботу я ходил на похороны одного моего знакомого, который очень помог нам с фресками в исихастирии [1] , у него очень хорошая семья и прекрасные дети, благословенный человек. Проснулся он утром, пошел попить воды, жена сказала ему, чтобы накинул куртку, потому что на улице холодно. Вернулся в дом, лег и умер. Жена даже не поняла, что произошло.

Пошел я на похороны и, когда глянул на него, меня пронзило такое недоумение: ну почему в этом мире есть боль? Как объяснить, что 60-летний человек просто так уходит из жизни? Как объяснить, что ребенок заболевает, и что должна ему сказать мать, когда ему всего 4 года, а у него лейкемия, боли, неудобства, проблемы, волосики выпадают, он не может есть, плачет, ему больно? А что может сказать сам ребенок? Что может сказать мать? Да что можем сказать вообще мы все?!

Не знаю, поняли ли вы это, но боль присутствует в нашей жизни. Кто думает, что проживет всю жизнь без боли, тот ошибается. Всё на этом свете колеблется между радостью и скорбью, болью и удовольствием, улыбкой и плачем, счастьем и бедой. Нет иного пути на этом свете. Природа стенает и терзается до сих пор. Весь мир стенает и терпит боль. Чтобы проклюнулся цветочек, сначала должна лопнуть почка, и это лопанье доставляет боль. Чтобы родился младенец и ты возрадовалась, ты кричишь от боли. Боль и радость всегда идут рука об руку. В жизни нет ничего, что не было бы отмечено этой печатью боли.

Мы опять и опять будем испытывать боль. Вопрос в том, чтобы из всего этого вышло что-нибудь хорошее

Единственный способ подружиться с ней, примириться – это проглотить то, чего не исправишь, и понять, что тебе придется пройти этим путем, как прошли им твой отец, мать, дед, бабка, весь род человеческий, миллионы людей. Все испытывали боль, и я буду испытывать боль и уже испытал ее. И ты испытал боль. И мы опять будем испытывать боль. Вопрос в том, чтобы из всего этого вышло что-нибудь хорошее, чтобы мы не страдали без толку и не было так, что боль не принесла ничего хорошего нашей душе, чтобы нам просто было больно и мы плакали, что само по себе ни к чему хорошему не приводит. Вопрос в том, чтобы вышло что-нибудь прекрасное, чтобы мы возлюбили друг друга благодаря боли, соединились благодаря ей, сдружились с теми, с кем не разговариваем, благодаря боли.

У меня были соседи, которые не говорили друг с другом. Первый умер, и сейчас смотрю я на другого, который живет с женой, и вот идут они, а меня так и подмывает спросить их – я этого, конечно, не делаю, потому что он может сказать мне в ответ что-нибудь резкое, но мне так и хочется спросить их: ну что, а сейчас вы довольны, когда он умер? Вы же все эти годы не разговаривали. Человек умер. Так что же получилось в итоге? Вы за всю свою жизнь так и не смогли постигнуть великую тайну, которая называется любовью.

Боль смягчает. Но боль может сделать и более жестким. У каждого по-разному. Кто-то переносит боль и становится резче и холоднее, а другой смягчается и становится подобен ребенку. Это тайна. Каждая душа – тайна. Я не знаю, как тебя, но меня боль сокрушает, смиряет, исправляет, до известной степени.

Нет ответа на вопрос, почему существует боль. Вопрос в том, чтобы из нее вышло что-нибудь хорошее. И поэтому не сердитесь на тех, кто в сердцах наговорит вам от боли всякого, не трогайте их в эту минуту, пусть выскажут всё, что хотят, сядьте рядом, возлюбите их и поддержите.

Кто-то спросил монаха:

– А ты тоже испытываешь боль, отче?

Это было на Святой Горе Афон. И тот ответил:

– Испытываю боль. А что, дитя, я не такой? Разве не все испытывают боль? Как вы, так и я испытываю боль.

Боль единит тебя с другими страдальцами, и ты понимаешь, что тебе нечего делить с братом своим

Никто не избежал скорбей в жизни. Так ты понимаешь, что ты тоже – часть мира сего и всего человечества. И потом тебе становится легче возлюбить Христа. Однажды я спросил себя: а почему мы все так любим Христа? Священников иногда да, иногда нет, но Христа любят все. Почему? Потому что Христос пострадал, Он был распят – а хуже этого Ему уже ничего не сделаешь. С Ним произошло самое худшее. Он распялся, испытал боль, умер за нас. А почему святые притягивают нас? Потому что они тоже страдали. Это тайна. Боль притягивает и единит тебя с другими страдающими людьми, и ты понимаешь, что тебе нечего делить с братом своим, с самим собой. Боль соединяет нас с другими.

Это великое благословение – испытывая боль, иметь компанию и не сидеть одному. Чтобы рядом кто-нибудь был, кто сказал бы тебе пару слов. Выслушал тебя. Сказал что-нибудь.

Один человек сказал мне вот что:

– Отче, я больной человек, у меня никого нет. Но у меня есть комнатная собачка, и поскольку никто со мной не говорит, то я иногда рассказываю ей о своих проблемах.

Хоть она и собачка, но доставляет ему утешение. Человек не в силах переносить боль и оставаться один, это трагично. Ты мученик. То есть если у тебя нет человека, который бы тебя выслушал и укрепил, ты достоин удивления: как ты это выносишь? И некоторые из вас и являются такими людьми: несут огромный крест, и не с кем поделиться им, как Христу. Ему помог святой Симон Киринейский не из-за того, чтобы Христос нуждался в физической помощи. Он и на Елеонской горе что сказал Своим ученикам?

Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22: 46). Я сейчас молюсь, но хочу, чтобы вы тоже были со Мной.

Ученики Его заснули, как и я заснул бы вскоре, да, наверное, и ты, а Христос говорит:

– Не могли бы вы сегодня не спать и побыть со Мной, испытывающим боль, чтобы Я не страдал один?

Бог хотел любви, любви и заботы. Чтобы у кого-нибудь душа болела за тебя – это великое дело. Иначе ощущаешь боль, когда кто-нибудь тебя укрепляет и когда никто не поддерживает и не понимает. Это сказал мне один человек:

– Если бы хоть кто-нибудь меня понял! Я страдал, но если бы хоть кто-нибудь меня понял!

Страшное и таинственное дело – эта боль в жизни. Скажу вам кое-что, и если сможете это понять, то это будет огромный шаг в вашей духовной жизни.

Какая бы боль ни входила в нашу жизнь, душа из нашей внутренней глубины устремляет моление к Богу, чтобы Он послал нам какое-нибудь маленькое испытание, дабы мы шагнули вперед, освятились и духовно созрели. То есть боль – нечто такое, в чем нуждается наша душа. В боли плодоприносят совесть, благословение, радость и зрелость человека. Приведу вам пример.

Боль не наказание. Это большая ошибка – думать, что болью Бог наказывает нас

– Из этой болезни выйдет что-то хорошее.

– Да что Ты такое говоришь?! Разве возможно, чтобы из этого вышло что-нибудь хорошее? Чтобы из какой-то болезни, рака, лейкемии вышло что-нибудь хорошее?

– Не сегодня. Я смотрю не на твою сегодняшнюю жизнь: ты же будешь жить и потом. Я смотрю на твою жизнь издалека. Ты изменишься благодаря этому, окрепнешь, созреешь, станешь зрелым и духовным человеком.

Другого пути не существует. Мы должны знать, что то, чего мы хотим, Бог даст нам по-Своему и Его способ нас потом удивит.

Многим женщинам в молодости хотелось прожить свою жизнь в радости, однако они повыходили замуж и теперь твердят, что муж их мучает. И говорят:

– Да, хотела я одного, а Бог мне дал другое.

А ты что хотела, чтобы Он тебе дал? То, чего искала ты, не приходит иначе как через невзгоды.

Когда я скажу Богу:

– Боже, дай мне терпения! Сосед сейчас приедет и припаркуется там, где паркуюсь я каждый день, и выведет меня из себя.

– А как же ты научишься терпению, если не через противоположное? Через искушение, через проблему, через испытание – только так ты научишься терпению.

Он припарковался, и теперь ты описываешь круги, ища себе места для парковки. И Бог говорит тебе:

– Ты не можешь этого вынести? А разве ты не этого хотел – терпения? Проявляй же теперь терпение!

Бог не играет нами, мы не пешки в Его руках, чтобы Он нами играл. Это, к сожалению, большое заблуждение, которое вошло и в Церковь, когда мы думаем, будто Бог нас наказывает. Очень многие чувствуют себя виноватыми, когда страдают от боли или ребенок у них заболеет, и говорят:

– Это из-за меня, это по моим грехам ребенок заболел.

Бог не такой. Бог не играет с болью людей. На тебе нет вины в том, что происходит, это не ты виноват. Если мы поймем это, то расслабимся, успокоимся, глубоко вздохнем и скажем:

– Боже мой, если я не виноват, то хотя бы дай мне малое объяснение, малую силу, чтобы я выдержал то, с чем столкнулся в жизни и испытываю боль.

Научись ходить своими ногами; от боли ты встанешь на ноги. Есть люди, которые испытали огромную боль, и от этого стали сильными, и потом говорят:

– Что бы со мной ни случилось, уже ничего не сможет меня прогнуть. После того, как я прошел через болезни, смерть и многое еще, теперь, что бы ни случалось в моей жизни, я встречаю это трезво и хладнокровно. Как говорится, я не слюнтяй какой-нибудь, я закалился в житейских океанах, бурях и штормах.

У нас есть сила. Если мы поймем это, то встанем на ноги и обретем уверенность во Христе

Мы очень боимся боли, и поскольку не оцениваем себя правильно, то не верим в Божию благодать, которая в нас, и задыхаемся. Мы тонем в ложке воды, очень многие тонут в ложке воды. Естественно, некоторые утопают и в более серьезных проблемах. Ну хорошо, тех, кто утопает в серьезных проблемах, я где-то оправдываю, но кто тонет в ложке воды… Не знаю, надо ли вам так сильно бояться, когда жизнь уже показала, что и у вас имеются дарования, имеются способности?


Но идти за Христом — это усилие, труд, подвиг, преодоление собственной греховности, всего дурного в себе. Даже если без печали, без скорби это невозможно.

Это только на самых высоких ступенях духовной жизни происходит то всецелое совпадение человеческой воли с волей Божией, когда ее исполнение приносит только радость, только внутреннее удовлетворение. Поэтому я бы сказал, что христианство — религия той радости, к которой мы идем, в том числе, и через скорби.

кротость, по катехизису святителя Филарета Московского — это такое состояние души, при котором человек сам ничем не раздражается и собою никого не раздражает. Но достигнуть этого состояния возможно, лишь когда избавишься от завышенных запросов к жизни и к людям, которые тебя окружают. А это невозможно без определенного рода уроков. В том числе, и слез в подушку.

— Здесь могут быть две причины — то есть их, конечно, множество, но пока остановимся на двух.


Фото Thomas Hawk

Креста не по силам не бывает?

— Я очень боюсь, когда эти слова предлагаются в качестве утешения. На мой взгляд, не надо этого делать. Кто я такой, чтобы говорить другому:

Помните библейского Иова? Мы знаем, что он претерпел утрату всего, что у него было в жизни, не потому что был в чем-то виноват, а потому, что был лучше всех других. И именно мера его святости привела к возможности того испытания, которое было ему попущено. Есть ли в этом справедливость? Человеческой справедливости точно нет. Нам ведь как хочется? Чтобы хороший, добрый, верующий, благочестивый человек был в этой жизни здоров, благополучен, счастлив, успешен, утешен детьми и внуками. Мы же об этом молимся. Хотя Евангелие нам этого нигде не обещает — Господь не говорит, что верующий в Него не только будет иметь жизнь вечную, но и на этой земле будет счастлив, успешен и что-то получит, кроме награды в вечности.

— Книгу Иова нам обычно приводят в пример как образец терпения. Но она ведь не только об этом. В конце концов, отказавшись похулить Бога и умереть, когда ему это из лучших побуждений предлагали друзья, Иов все-таки взбунтовался.

Зачем нужны страдания

— Мысль об избавлении от страстей, от ненужных желаний как от того, что ведет к печали, свойственна многим философско-богословским системам. Самый яркий пример — буддизм. Он говорит: жизнь есть страдание, у страдания есть причины — это наши желания; если избавиться от желаний, не будет страданий, настанет просветление, и ты победишь сансару. Грубо говоря: если я чего-то хочу, мне от этого плохо; значит, я не буду этого хотеть, и мне будет хорошо. Христианство предлагает какой-то другой выход?

— Христианство предлагает путь исполнения того нравственного закона, который дан нам Спасителем в Евангелии. И в этом смысле

христианство — религия не избавления от личного бытия, а преображения этого бытия таким образом, чтобы оно стало причастно жизни вечной.

Да, часто это происходит через стеснение, на которое человек либо идет добровольно, либо которое ему посылается.

Есть целый чин христианских святых, которые самим родом своего подвига свидетельствуют об этом добровольном принятии на себя дополнительной ограниченности своего земного существования. А оно, естественно, дается только через преодоление себя, и без скорбей его не бывает. Преподобные — вот идеал христианского бытия. И достигается он отказом от многих житейских радостей: радости, которую приносят мне новые хорошие сапоги или то, что я вполне самодостаточный человек, который может принять решение и сделать то, что хочет. Без страданий это не дается.



Фото Pacific Southwest Region USFWS

То есть чтобы человек преодолел в себе некоторую дурную устремленность, ему иной раз нужно незаслуженное страдание в какой-то другой области. Иногда это отводит человека от гибели.

Ужас-ужас-ужас!

— Человек в беде часто приходит к священнику за помощью. В МЧС существуют специальные курсы, где учат эмоциональному сопровождению человека в экстремальных ситуациях. А священников этому учат?

— По крайней мере, последнее поколение священнослужителей у нас в духовных школах учат, в том числе, пастырской психологии и пастырской педагогике. То, что не всех, может быть, научили, или не все захотели научиться — это уже другой вопрос. Я бы человеку, находящемуся на грани уныния и отчаяния, говорил о том, что в любом, даже самом трагическом случае, даже когда все вокруг предали, обязательно найдется тот, кто тебя не предаст и от тебя не откажется. И что

христианин, в отличии от человека неверующего, не одинок. Что рядом с ним не пустота, как у атеиста, и не какой-то абстрактный высший разум, а живая Личность, Бог, Христос, Который протягивает тебе руку. Нужно только протянуть навстречу свою.

— Так ведь тех, у кого действительно серьезные проблемы, вокруг и правда хватает.

— Мне кажется, сейчас в массовом сознании происходит нагнетание драматизма восприятия жизни — мол, вокруг какой-то особенный ужас, которого раньше не было. Но разве дети раньше не умирали? Не было времен, когда выживал в лучшем случае каждый третий ребенок? Или люди не гибли под копытами лошадей, как сейчас гибнут под колесами автомобилей? А без антибиотиков людей не косили эпидемии? И татаро-монголы не завоевывали Русь, а османы пол-Европы?

Но христианин должен помнить — в том числе, и в трагических жизненных обстоятельствах, — что он причастник жизни вечной. Христом нам дано обетование, что земная жизнь есть подготовка к вечности. Кому-то Бог попускает среднестатистическую ее продолжительность в относительно стабильной обстановке. Но таких всегда было меньшинство. Если мы посмотрим на исторический путь человеческого рода, то процент людей, проживших долго, благополучно, без войн, в добром здравии и увидевших в благополучии всех своих детей и внуков, минимален. Таков наш мир в его падшем состоянии. И христианин призван не забывать об этом и избегать завышенных ожиданий.

— А разве не мир и благополучие — тот идеал, к которому стремится человечество на протяжении всей своей истории?

— Это всего лишь иллюзия технократической цивилизации, что развитие техники и гуманизация — в кавычках и без кавычек — межнациональных и межличностных отношений всем и навсегда принесут безопасность, и на земле наступит такая почти райская жизнь. И если не будешь ждать, что эта иллюзия непременно станет реальностью, то со значительно более крепкой душой встретишь то, что может с тобой произойти.

Каждый из нас умрет — давайте называть вещи своими именами, мы не для бесконечного земного существования посланы в этот мир. Рано или поздно к этому, самому главному моменту своего бытия, мы подойдем. Так что наука жить есть в конечном итоге искусство умирать.

— Вот только когда говорят: посмотри на того, кому хуже, не всегда понятен критерий. Да, наверное, с точки зрения житейских благ, у москвича, по сравнению с жителем российской глубинки, все хорошо. Но где та точка, от которой следует мерить, хорошо ли все или плохо. Или эта точка отсчета — это ноль? Ведь, раз мы все умрем, то по сравнению с этим, все остальное вообще нормально. Выходит, миросозерцание христианина насквозь трагично?


Фото Mike Prince

И тут каждый из нас может себя спросить: а я действительно верю в жизнь вечную как в конечную ценность? Или для меня это что-то, что мне пообещали, но лучше об этом не думать.

Эта иерархия восприятия очень важна и очень непроста, в том числе, и для нас, верующих православных христиан начала XXI века, потому что все вокруг призывает нас сосредоточится только на земном существовании и его коллизиях.

Наука горе горевать

— Психологи утверждают, что любое болезненное ощущение сейчас так остро переживается потому, что утрачена наука горевать. Ведь есть же такая народная мудрость: с бедой надо переспать. Психологи говорят, что в горе нужно пройти все его стадии, только тогда произойдет внутреннее обновление и человек выйдет на новый этап своей жизни обновленным, возрожденным, другим.

У митрополита Сурожского Антония есть очень яркое воспоминание о том, как детей не привели прощаться с умершей бабушкой, чтобы они запомнили ее живой, а не в гробу. Это определенный цивилизационный тип сознания, требующий вытеснения смерти. Отсюда и идея сжигания умерших — для вытеснения кладбищ.

И когда человек, принадлежащий к такой цивилизации, встречается со смертью или сопоставимой трагедией, он начинает искать виноватых. Это классическая формула современного секулярного сознания: в моей трагедии кто-то виноват — врачи, власти, климат, все, что угодно. Только бы не принять бытие таким, каким его Бог благословляет или попускает.

— Но ведь и секулярное сознание не исключает эмоционального порыва большой общей беды. Классический пример — большая война. Ведь то, что произошло во время Великой Отечественной войны, эта эмоциональная — не религиозная — составляющая, до сих пор остается цементом, который скрепляет общество. Казалось бы, сколько лет прошло…

Любая значимая, глубокая ситуация — это Богом даваемый человеку или обществу шанс вырасти, подняться на несколько ступенек. И чем ближе эта ситуация к конечным векторам существования, тем больше шансов, что из души каждого человека извлечется то, что предназначено для вечности.

— А как добиться, чтобы человек, сталкиваясь с этим испытанием, был к нему подготовлен и воспринимал его по-христиански?

— Я думаю, что возлагать надежды на Церковь как на некий социальный институт, который может в этом смысле принести психологическую, социальную или иную пользу — это иллюзия. И клирик может дать неадекватный совет, и церковный благотворительный фонд может оказаться бюрократической организацией, и какая-то социальная служба вдруг отступится.

Церковь — не институт скорой психологической или иной помощи. Церковь — это такого рода сообщество, которое при всех человеческих немощах знает, что есть Христос, Бог, Который победил смерть, и опыт прикосновения к Нему имеет каждый, даже самый греховный член Церкви.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.