2 особенности психосексуального развития при детских и подростковых неврозах

Глава 2. Нарушения психосексуального развития у детей и подростков

В практике педиатра нередко встречаются дети и подростки с теми или иными формами сексуальных отклонений. Своевременное выявление, правильная квалификация и определение лечебно-профилактических мер являются важным аспектом работы не только врачей, но и воспитателей и педагогов.

Особая актуальность этого вопроса связана с характерным для современности ускоренным формированием структур и функций детского организма, нередко неравномерным, с опережающим развитием психосексуальной сферы. Наряду с биологическими факторами это обусловлено урбанизацией, условиями жизни и питания, методами воспитания. Половое развитие зачастую опережает формирование социально принятых моральных и этических норм поведения, делая подростков особенно восприимчивыми и зависимыми от сексуальных проблем, значительно затрудняя адекватное управление влечениями [Исаев Д. Н., Микиртумов Б. Е., Богданова Е. И., 1979]. Между тем до последнего времени патология сексуальной сферы в допубертатном и подростковом возрасте по существу не подвергалась научному анализу. Работы виднейших советских сексопатологов - Г. С. Васильченко, Н. В. Иванова, А. М. Свядоща и других - посвящены исключительно сексопатологии взрослых, вопросы сексуального развития ребенка специально в них не рассматриваются. Во многих научных и научно-популярных (медико-педагогических) изданиях можно встретить в той или иной - модификации схему Молля, предложенную еще в 1909 г., согласно которой раннее детство якобы нейтрально в отношении полового влечения.

По мнению Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана (1981), эти вопросы должны стать предметом детской сексологии, содержание которой авторы видят (в отличие от сексологии и сексопатологии взрослых) в системном изучении динамики и нарушений психосексуального развития, включая биологический, личностно-социальный, индивидуально-характерологический аспекты.

Расстройства психосексуального развития относятся к большой группе расстройств влечений. В общей психологии влечениями называют мало осознанные или неосознанные побуждения, физиологическую основу которых составляют инстинкты, т. е. сложные врожденные безусловнорефлекторные механизмы [Богословский В. В. и др., 1981]. Расстройства влечений независимо от связи с тем или иным инстинктом условно можно подразделить на болезненно повышенные и ослабленные, извращенные и импульсивные (неодолимые) [Ушаков Г. К., 1973; Ковалев В. В., 1979, и др.]. Именно неразрывная связь влечений со сферой инстинктов обусловливает возможность расстройств влечения начиная с самого раннего детства.

Мы выделяем следующие 5 групп расстройств среди наиболее часто встречающихся в практике врача сексуальных нарушений у детей и подростков: 1) преждевременное психосексуальное развитие; 2) повышение сексуального влечения; 3) патология полоролевого поведения; 4) нарушения половой аутоидентификации; 5) нарушение психосексуальных ориентаций.

Однако психопатологические феномены редко встречаются в изолированном виде. Чаще они связаны между собой в тех или иных сочетаниях, усложняющих клиническую картину. Так, например, патология психосексуальных ориентаций может сопровождаться и повышением полового влечения, и нарушениями полоролевого поведения. Более того, выделенные выше формы нарушений психосексуального развития могут проявляться на одном этапе, сменяясь на следующем другой формой. В частности, патология полоролевого поведения, манифестирующая обычно в детском или раннем школьном возрасте, может быть начальным проявлением (возрастным рудиментом) девиаций психосексуальных ориентаций, проявляющихся позднее.

Тем не менее по двум причинам нам представляется целесообразным выделение указанных вариантов. Во-первых, мы выявляем ведущий радикал в искажении психосексуального развития (например, патологию самосознания или девиации сексуальной ориентировки и пр.), во-вторых, выделенные варианты нарушений обладают определенным возрастным тропизмом, возрастной специфичностью, что очень важно для клинической практики.

Переходим к рассмотрению отдельных форм нарушения психосексуального развития в детском и подростковом возрасте.

Отклонения психосексуального развития встречаются при различных нервно-психических расстройствах. С другой стороны, по мнению В.И.Гарбузова (1986), отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей могут нарушить социальную адаптацию. Поражения ЦНС создают препятствия для нормального психосексуального развития.

Изучение психосексуального развития детей с ЗПР проводилась Д.Н.Исаевым[4.,178] и В.С. Коганом[5.,376]. Было отмечено, что дети с ЗПР заслеживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей, как и формирование у них полоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола.

К общим клиническим признакам у детей с ЗПР , имеющимся при любой ее форме и деформирующим систему отношений у таких детей со сверстниками и взрослыми, относится недоразвитие высших форм познавательной деятельности и личности ребенка в целом. Признаки недоразвития имеют глобальный характер, они касаются всех сторон психической деятельности (ощущений, восприятия, памяти, внимания, эмоционально - волевой сферы, мышления, речи, моторики Л.С. Выготский, [3.,355] )

В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка (Д.Н. Исаев, [4.,254]) Влечения при этом могут быть не только усилены, но и развращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.

Изучение психосексуального развития лиц с ЗПР в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств лиц с ЗПР характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у детей с ЗПР задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли . Многие исследователи обращают внимание на то, что дети данной категории имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены.

Также отмечается, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению (К.С. Лебединская, 1968). Подростки с ЗПР , достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не могущими найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, подростки с ЗПР являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса и его патологии.

Д.Н. Исаев[4.,189] подчеркивает значение особенностей полового созревания в развитии нервно-психических заболеваний. Обнаружена связь между психосексуальным развитием, возникновением психических расстройств с одной стороны и патологией полового созревания с другой.

По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность детей с нарушением интеллекта возрастает, они, так или иначе, осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами.

В рамках целостного подхода следует рассматривать проблему нарушения формирования полоролевой идентичности как фактор, осложняющий адаптацию детей с ЗПР. Изучение формирования половой идентичности и освоения половой роли показало, что это целостная система, создающаяся в определенном культурно-историческом контексте.

Баблоян А.С., Саргсян С.Г., Сарибекян К.С., Мовсесян Е.А., Мелкумова М.В. Здоровье детей и подростков в Армении. Новый армянский медицинский журнал, 2008, т. 2, 1, с. 25-35.

Васильченко Г.С.,Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. Сексопатология. Справочник. М., 1990.

Кон И.С. Сексология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2004.

Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

Кришталь В.В.,Агишева Н.К., Акопян Н.Г. Нарушение сексуального здоровья при неврозах и психопатиях. Методическое пособие для врачей-сексопатологов. Сочи, 1988.

Theo G.M. Sandfort, Mark Orr, Jennifer S. Hirsch, John Santelli. Long-Term Health Correlates of Timing of Sexual Debute: Results From a National US Study. Am J. Public Health, 2008, vol. 98, 1, p.

Психолог средней школы № 72 г. Ярославля Хромов А. К.


На психосексуальное развитие влияют наследственные, биологические, психологические, социальные факторы и микросреда (ближайшее окружение человека). На психическое и сексуальное развитие оказывают влияние критические периоды, во время которых повышается чувствительность к различным воздействующим факторам.

Психосексуальное развитие

Процесс развития ребенка проходит от удовлетворения биологических потребностей и примитивных эмоций к социальному сознанию и критичности к своим действиям. Это же характерно и для психосексуального развития, в процессе становления сексуальности на биологическую детерминированность половой роли накладывает влияние социальных факторов. Нарушение темпов психосексуального развития сказываются на всей дальнейшей жизни человека.

Половая дифференцировка начинается во внутриутробном развитии с 6 по 32 недели, когда развиваются половые железы и половые органы, а также структуры мозга, ответственные за половое поведение. Воздействие тератогенов в этот период может вызвать нарушение половой дифференцировки мозга с разной степенью выраженности.

В тяжелой степени нарушения половой дифференцировки мозга рождается девочка с женскими половыми органами, и внешне она выглядит как девочка, но с самого детства, уже с 3-4-летнего возраста она начинает вести себя как мальчик. Они часто испытывают сексуальное влечение к женщинам, где они играют мужскую роль.

Средняя степень нарушения характеризуется у женщин желанием носить мужскую одежду и проявляют мужские черты в поведении. При легкой степени нарушения женщина одевается подчеркнуто строго, носит строгие прически, не любит косметики, украшений и она не старается выглядеть более привлекательной для мужчин.

Психосексуальное развитие начинается с первых месяцев жизни. В процессе развития ребенок начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу и осознает необратимость своей половой принадлежности.

Они внимательно рассматривают свои половые органы и органы других детей, это исследовательская деятельность помогает им психосексуально развиваться. Важно, чтобы это произошло в возрасте 3-4 года, когда это исследование еще не носит сексуального возбуждения, как в подростковом возрасте.

В норме к пяти — семи годам ребенок уже знает все признаки половой принадлежности — внешний вид, одежда, строение тела, в том числе и половых органов. В возрасте 5-7 лет ребенок начинает испытывать сексуальную привязанность к взрослым, вначале к родителям.

Сексуальное напряжение тянет ребенка к желанию лечь в постель вместе с родителями; ревностному отношению к тому вниманию, которое родители оказывает друг другу. В этот период у детей развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек.

Последние десятилетие родители поддерживают нахождение детей в совместной кровати вплоть до подросткового возраста, что неизбежно приводит к нарушениям полового поведения и развития таких детей.

С 7-13 лет происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье, где более осведомленные могут имитировать любую форму половой активности.

Важно, чтобы мальчики и девочки в этом возрасте имели интересы и увлечения, относящиеся к их полу. Трансформация ролевого поведения, где девочки ведут себя как мальчики, а мальчики тихие, заласканные и нежные, как девочки — приводит к формированию различных отклонений в последующем сексуальном поведении, и снижения сексуальности вплоть до формирования гомосексуальных влечений.

В общении со сверстниками, апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальные. С 5 лет у детей начинает формироваться интимность и интимный стыд, с 7 лет это уже сформировано.

Родителям важно относиться с уважением к интимности детей. Нежелательным является, нахождение в ванной ребенка и родителя разного пола, совместный сон, хождение голыми или в нижнем белье перед ребенком.

В подростковом возрасте происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо. Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер, с самоотречением и жертвенностью.

Именно платонический компонент возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой любви. С отдельными элементами эротического фантазирования желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам. Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе, она возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию.

На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма. Это в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии.

Сексуальная стадия протекает на фоне либидо, поддержанное продуктами внешней секреции и первыми опытами половых отношений. Это определяет последующий выбор объекта сексуального влечения, его индивидуальные особенности, половая принадлежность (мужская или женская), поведение, внешний вид, телосложение.

Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны и имеют преемственность. Если выпадает какой-либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом это влияет на всю сексуальность человека.

Введение

В настоящее время в связи с повышенной стрессовой нагрузкой в обществе происходит неуклон­ный рост частоты нервно-психических заболева­ний, относящихся к пограничным состояниям и пси­хогенным расстройствам [1]. По официальным данным ВОЗ, число психогенных нарушений (социально обусловленных нервно-психических расстройств) в развитых странах за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний (биологически обусловленных расстройств) – только в 1,6 раза [2].

Наиболее распространенным видом психогенных расстройств как у взрослых, так и у детей являются неврозы [2]. Неврозами страдают, по официальным данным, не менее 14% от общего числа детей и подростков [4]. Но при анализе частоты встречаемости невротических расстройств следует учесть огромное количество неучтенных случаев неврозов, соотношение которых с учтенными случаями предположительно составляет 5:1 [1].

Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства формирующейся личности: они навсегда оставляют неизгладимый след в психике ребенка, приводят к возникновению стойких нарушений личности, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка. Таким образом, современное состояние проблемы требует немедленных действий по исследованию, профилактике и лечению неврозов у детей и подростков. Изучению особенностей неврозов у детей и подростков посвящена данная работа.

1. Понятие невроза в современной науке

Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями, находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются ни нормой психологического здоровья, ни патологией [6].

По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных, психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации [1; 5].

  1. Психогенные заболевания вызываются психи­ческой травмой;
  2. Психическая травма находит отражение в содер­жании симптомов этих заболеваний;
  3. Реактивные состояния заканчиваются при пре­кращении действия вызвавшей их причины.

Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует определенная вероятность выздоровления.

В научной литературе различные авторы по-разному определяют понятие невроза. Перечислим основные определения неврозов:

Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не всегда рассматривается как воздействие психологических травм.

Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными состояниями, характеризующимися частичностью (парциальностью) личностных расстройств.

2. Формы неврозов

Традиционно выделяют следующие три формы неврозов[5; 6]:

Общими особенностями всех форм неврозов являются нарушения эмоциональной сферы (эмоциональное напряжение, тревожность, постоянно сниженное, подавленное настроение и т.д.), часто проявляющиеся соматовегетативными расстройствами (дрожь, потливость, сердцебиение, бледность, затруднения дыхания и т.д.) [1].

В детском и подростковом возрасте для перечисленных форм неврозов характерны следующие особенности:

Таким образом, в детском и подростковом возрасте наблюдаются те же формы неврозов, что и у взрослых, но характеризующиеся определенными возрастными особенностями.

3. Причины неврозов у детей и подростков

Все факторы, под влиянием которых происходит возникновение неврозов, можно разделить на биологические (связанные с особенностями организма) и социальные (связанные с воздействием общества и непосредственного социального окружения).

К биологическим факторам возникновения неврозов относятся нерв-но-соматическая ослабленность и понижение биотонуса организма вследствие неблагоприятных влияний на организм матери во время беременности, включая эмоциональное неблагополучие, инфекции и травмы головного мозга, невропатии, резидуальной церебральной органической недостаточности, вегето-сосудистой дистонии, хронического течения соматических заболеваний, гормональной неустойчивости в подростковом возрасте и т.п. [1; 2; 3].

Свойства нервной системы определяют особенности темперамента человека, которые, в свою очередь, обусловливают особенности эмоционального реагирования субъекта. Согласно результатам эмпирических исследований А.И. Захарова [2], предрасположенность к неврозам связана с такими свойствами темперамента, как сензитивность (ранимость, чувствительность), эмоциональная лабильность (склонность к частым переменам настроения), возбудимость (тенденция к острому эмоциональному реагированию), тревожность, мнительность (склонность к чрезмерным волнениям и сомнениям), импрессивность (склонность к внутренней переработке, накоплению отрицательных чувств), гиперсоциальность (заостренное чувство долга, обязанности, ответственности, трудность компромиссов) и ригидность (негибкость психических процессов).

Наибольшее значение все авторы придают социальным факторам возникновения невроза с безоговорочным преобладанием роли семьи в этиологии неврозов. Все социальные факторы, воздействующие на ребенка и способствующие возникновению невроза, А.И. Захаров разделяет на три основные группы [2]:

  1. Социально-психологические – наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, изолированность семьи в сфере внешних контактов.
  2. Социально-культурные – проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.
  3. Социально-экономические – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Рассмотрим более подробно особенности семьи как факторы возникновения невроза, вслед за А.И. Захаровым, проводившим многочисленные эмпирические исследования данной темы [2]:

Различные формы неврозов развиваются в ответ на различные стили воспитания в семье:

Среди социальных факторов развития невроза следует отметить острые психологические травмы, часто вследствие испуга, нервного потрясения, а также раннего отрыва от матери (поступление в ясли, госпитализация без матери в первые годы жизни, раннее помещение ребенка в санаторий и т.д.) или от отца, если ребенок к нему привязан (развод родителей), особенно в случаях смерти родителя [3]. При этом, чем большая предрасположенность к невротическим реакциям существует у ребенка вследствие особенностей нервной системы, тем мень­шая психическая травма достаточна для развития невроза [5].

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями [2].

Вследствие внутреннего конфликта ребенок вынужден выбирать удовлетворение только одной из двух противоположно направленных потребностей. Другая потребность при этом остается нереализованной, т.е. происходит депривация – дефицит возможности удовлетворения биологически и социально зна­чимых потребностей, которая, в свою очередь, является источником стресса [1].

Таким образом, схему формирования невроза можно представить следующим образом: несоответствие внутренних возможностей внешним требованиям → внутренний конфликт → депривация → стресс → нервно-психическое напряжение → истощение психофизиологических ресурсов.

4. Возрастные особенности неврозов

Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии как у взрослых, так и у детей [2]. Но вероятность развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и подростковый возраст являются предрасполагающими факторами возникновения и развития неврозов [1], поскольку дети и подростки психологически наиболее уязвимы: во-первых, у детей и подростков система психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во-вторых, они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов [2].

Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич [4] выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в детском и подростковом возрасте (перечень представлен в приложении).

А.И. Захаров [2] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

  1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
  2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;
  3. Эмоционально-депримированный фон настроения;
  4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
  5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
  6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
  7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека, неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности [5].

Заключение

Можно предположить, что основной причиной создавшегося положения является психологическая безграмотность родителей, их неумение правильно воспитывать своих детей, непонимание последствий своих поступков и требований по отношению к детям. И, следовательно, наиболее действенным способом борьбы с неврозами детей и подростков может стать их профилактика путем психологического просвещения родителей.

Вообще подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Последний аспект определяется на основе понятия пубертатности (от лат. Pubeszere - покрытие волосами). Пубертатный период - это стадия, когда человек достигает полового созревания. Линии психического и физиологического развития не идут параллельно, через что индивидуальные черты вступления в пубертат значительно варьируют. Одни дети вступают в пубертатный период раньше, другие позже. В среднем пубертат длится 3 - 4 года.

Наступления пубертатного периода характеризуется общими изменениями морфологического строения организма. У подростков наблюдается интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем подрастают на 4-7 см, а девочки на 3-6 см). У детей обоего пола созревания касается сначала внутренних органов, а затем тела. У девочек расширяется таз, а плечи остаются узкими, у мальчиков - обратные пропорции: увеличение ширины плеч, таз остается узким. Данное соотношение является классической морфологическим признаком для оценки пубертатного развития.

Параллельно роста скелета происходит развитие массы тела, мускульной и жировой тканей, что приводит к наружным половым различий между мальчиками и девочками. У девочек начинается развитие груди (в среднем в 12 лет), сопровождается оволосение лобка. Средний возраст появления первых менструаций (менархе) приходится на 13 лет (индивидуальный диапазон от 10 до 16,5 лет). У мальчиков развитие вторичных половых признаков начинается с увеличения яичек, затем наступает оволосение лобка (в среднем 12,5 лет). Волосы под мышками появляется позже на два года, с этим совпадает появление бороды. Важным феноменом пубертата становится ломка голоса.

Пубертат характеризуется также гормональной активностью. Гормональная регуляция осуществляется на разных уровнях: эндокринных желез, гипофиза, щитовидной железы, которые начинают выделять гормоны роста и половые гормоны.

Значительные циклы полового развития в подростковом возрасте связаны с функциями гипоталамуса, который интенсивно выделяет молекулярные части в гипофиз, запуская в работу всю эндокринную систему. Гипоталамус является основным, ответственным центром по эмоциональное поведение.

Основные структурные и функциональные изменения в головном мозге завершаются до 14 лет, когда он достигает своего конечного объема и веса. Соотношение же между серым веществом и нейронами приобретает своего конечного уровня развития примерно в 18 лет.

В связи с быстрым развитием в период пубертата всех систем организма возникают трудности в кровоснабжении мозга и функционировании сердца, легких. Последние хоть и развиваются в этот период, но не успевают достичь такого уровня, чтобы полноценно обеспечить работу организма. Поэтому для подростков характерны перепады мышечного и сосудистого тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физических и эмоциональных состояний. Подросток способен часами гонять мяч или активно двигаться в такт популярной музыке, но, в относительно спокойный период, может чувствовать себя очень уставшим. Эмоциональный фон в подростковом возрасте характеризуется нестабильностью.

Эмоциональная нестабильность усиливает половое возбуждение. Большинство мальчиков осознают истоки этого возбуждения, у девочек больше индивидуальных различий: одни из них испытывают половые возбуждения, другие имеют неопределенные ощущения, связанные с удовлетворением потребностей в поддержке, самоуважении, любви. Вместе с этим, важным моментом полового самосознания подростков становится половая идентификация.

Осознание и переживание половой идентичности предполагает наличие у подростков определенных образцов, то есть представлений о наиболее привлекательные и значимые качества личности мужчины и женщины, которые обнаруживаются во многих сферах жизнедеятельности индивида. Данные образцы включают как независимые от пола нравственные установки, стереотипы поведения, так и специфические, связанные с разрешением форм взаимоотношений мужчин и женщин в обществе, деятельности, быту. Следует подчеркнуть, что понятие половой идентификации в подростковом возрасте рассматривается в совокупности с проблемами родовой идентичности и половых ролей.

Родовая идентичность включает в себя телесные аспекты представлений подростка о себе и свой пол. Влияние родителей и других взрослых, а также сверстников становится определяющим в присвоении подростком телесных параметров "Я". Половое созревание делает его тело откровенно сексуальным для самого себя и окружающих и требует построения физического образа "Я" в соответствии с нормами адекватной полового поведения, заданной обществом и, особенно жестко - группой сверстников.

Половая роль - это представление о себе, как о существе мужского или женского пола, в терминах установок и поведения, проявляющихся в социальных ситуациях. Усвоения половой роли приходится на короткий период между пубертатом и началом взрослости. В переходном возрасте социальное давление взрослых и группы сверстников требует от подростка принять социально утверждаемое половую роль со всем набором присущих ей поведенческих характеристик.

Половая роль интегрирует в себе специфические особенности индивида как представителя конкретной пола. Это определяется у мальчиков в проявлениях мужественности (маскулинности), а у девочек - женственности (фемининности). Маскулинность (фемининность) можно представить как совокупность наиболее значимых признаков, свойств, присущих человеку (женщине) в отличие от женщины (мужчины): От своевременности и полноты процесса овладения половой роли через формирование психологических черт маскулинности и фемининности зависит у подростков уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок и, в конечном счете, эффективность общения и взаимодействия с окружающими.

Результаты современных научных достижений (М.Кле, X. Ремшмидт, И. Кон, Т. Юферева) по проблеме динамики полового поведения и установок подростков указывают на то, что сексуальность становится достижением их самосознания и включается в подростковый опыт. Различные линии анализа свидетельствуют, что сексуальный опыт последовательно приобретается подростками в течение переходного возраста и строится под влиянием переменных социальных норм. Установки и сексуальное поведение подростков изменились в ходе последнего десятилетия. На это повлияли не только явление акселерации, но и новые социальные нормативы общества. Особенно ощутимы гендерные (половые) различия в этих вопросах у девушек, сравнивая с ребятами. В первых аутоэротической и гетеросексуальная активность заметно возросла. Этот процесс подкрепляется еще и требованиями равенства полов, которые широко внедряются феминистским движением в развитых странах мира. Идеи данного движения, благодаря средствам массовой коммуникации, отражаются в сознании современных подростков в нашей стране.

Сексуальное поведение подростков - это поведение поиска смысла сексуальных символов. Ведь в период пубертата подросток начинает усваивать значение сексуальных жестов и испытывать те стратегии поведения, которые становятся своеобразным "местом встречи" воображаемого сексуальной жизни и проявлений эротизма в межличностных взаимодействиях. В целом, сексуальное развитие подростков является динамическим процессом, который приводит их к приобретению и осложнения умений выражать эротическое содержание через социальное поведение. Следует подчеркнуть, что в основном в подростковом возрасте происходят глубокие изменения психосексуального сознания личности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.