Адаптация детей с неврозами в школе
Понятие адаптации детей к школе. Проблемы и пути их решения.
Общие сведения об адаптации.
Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет характеризовать весь период школьного возраста.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
Этапы школьной адаптации
2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. Продолжается данный период около 2 недели.
Продолжительность всех 3 фаз адаптации приблизительно шесть недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели.
Уровни адаптации детей к школе.
Физический и психологический компонент
Психологами выделено 3 уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень
- обучающийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;
- учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи;
- внимательно слушает учителя;
- выполняет поручения без внешнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
- занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
– обучающийся положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
- школьник понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно;
- усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны;
- бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
- готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;
- общественные поручения выполняет добросовестно;
- дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень
- обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе;
- нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение;
- наблюдаются систематические нарушения дисциплины;
- школьный материал усваивает фрагментарно;
- самостоятельная работа с учебником затруднена;
- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
- к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
- сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;
- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов;
- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
- в школе имеет мало друзей.
Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольном учреждении.
Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья.
Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:
– уровень нервно-психического и физического развития;
– показатели функционирования основных систем организма;
– уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.
На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:
Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.
Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.
Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.
Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.
По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.
Родителям, необходимо помнить, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям.
Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться сними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе, очень важно найти, за что его можно похвалить. Помните, что похвала, это сильная эмоциональная поддержка, которая способна заметно повысить интеллектуальные возможности ребенка.
Если вас что–то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или к школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение это не легкий труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе.
1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте его порядок.
2. Перед началом выполнения домашнего задания, выключите радио, телевизор.
3. Не сидите с ребенком за уроками, каждый день, но проверяйте их ежедневно.
4. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
- собрать школьные принадлежности;
- подготовить обувь, одежду.
5. Рационально организуйте режим дня.
6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к его результатом деятельности.
7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра!
Школьная дезадаптация
Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.
Виды школьной дезадаптации, к которым приводят школьные проблемы:
· патогенная дезадаптация (нарушения в работе нервной системы, анализаторов, болезни головного мозга, а также различные фобии);
· психосоциальная дезадаптация (половозрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка);
· социальная дезадаптация связана с нарушениями норм морали и права, асоциальными нормами поведения, деформацией системы внутренней регуляции и социальных установок.
Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.
1. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
2. Соматическая ослабленность ребенка.
3. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
4. Двигательные нарушения.
5. Эмоциональные расстройства.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.
Формы проявления школьной дезадаптации
Форма дезадаптации
Причины
Первичный запрос
Коррекционные мероприятия
Несформированность навыков учебной деятельности.
– педагогическая запущенность;
– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;
– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.
Плохая успеваемость по всем предметам.
Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.
Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.
– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);
– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);
– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).
Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность).
– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;
– минимальная мозговая дисфункция;
– общая соматическая ослабленность;
– задержка развития;
– слабый тип нервной системы.
Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.
Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.
Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”.
Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.
Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.
Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.
– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;
– психологическая неготовность к школе;
– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.
Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте.
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
Роль семьи и родительских отношений, является главнейшей причиной проблем адаптации первоклассника к социальной школьной жизни.
От положения ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависит развитие и становление его личностных характеристик, таких как решительность, уважение и любовь к труду, стремление к самоутверждению
Домашняя обстановка объясняет в четыре больше различий в успеваемости детей, чем традиционные оценки социально-экономического состояния. Например, показатели по тестам чтения и устной речи детей во время поступления в школу связаны с домашним образованием (читают ли родители ребенку, читают ли сами в свободное время, пользуются ли библиотекой, сколько у ребенка книг и много ли он смотрит телевизор). Роль факторов домашней среды со временем возрастает. Родительское воспитание также влияет на школьную успеваемость: домашняя обстановка, стимулирующая познание и создающая эмоциональную поддержку, предсказывала улучшение в успеваемости и поведении детей в начальных классах школы независимо от уровня бедности и других факторов риска.
Плохое родительское воспитание, безусловно, является фактором риска. По данным последних исследований особое значение для приспособленности ребенка имеют: 1) неучастие отца в воспитании; 2) невнимательность матери; 3) наказания с применением силы; 4) отсутствие правил 5) небольшие требования к образованию и связанные с ним притязания. И наоборот, положительные образцы, хороший присмотр, дисциплина, построенная на авторитете родителей, их активное участие в воспитании и соответствующие взгляды и ценности являются защитными факторами, способствующими адекватному приспособлению развивающейся личности.
Не болезнь, но проблема
Татьяна Дунаева: «Школьный невроз — это психологическое и эмоциональное расстройство, возникающее как результат стресса и нарушения адаптации ребенка к школе. Чтобы было понятнее, можно сказать, что это неадекватная реакция ребенка на возникающие в школе повседневные ситуации и проблемы.
В основе невроза всегда лежит какой-то внутренний конфликт между особенностями личности и характера человека и окружающей его ситуацией.
Если разрешить этот конфликт нормальным способом не удается, развивается состояние невроза, который для детской психики становится своеобразной защитной реакцией.
В чем причина школьного невроза?
Определить причины школьного невроза непросто, это сложное по своему механизму развития состояние. Даже сильный стресс далеко не всегда приводит к формированию невротического расстройства, очень многое зависит и от личности самого ребенка, и от окружения, в котором он живет. Поэтому в психологии принято считать, что невроз возникает в том случае, если совмещается несколько важных факторов:
• длительный стресс или напряжение, которое истощает нервную систему;
• особенности характера и темперамента ребенка;
• наличие какого-то нерешенного внутреннего конфликта;
• психотравмирующая ситуация, способная запустить развитие невроза.
Татьяна Дунаева: «Невроз никогда не возникает на пустом месте. Множество детей сталкивается с одними и теми же школьными проблемами, страдает от повышенной учебной нагрузки и конфликтов с одноклассниками и учителями. Но одни спокойно выходят из сложной ситуации и довольно быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, а у других развивается состояние дезадаптации, которое приводит к невротическому расстройству. Поэтому считается, что школьный невроз, в первую очередь, развивается у детей с невротической предрасположенностью.
В группу высокого риска развития невроза можно отнести детей, в характере которых сочетаются следующие черты:
• повышенная тревожность, неуверенность в себе;
• обидчивость, постоянное ожидание агрессии от окружающих;
• недоверчивость к окружающим;
• чрезмерная зависимость от старших;
• низкая активность, избегание сверстников;
• чрезмерная „демонстративная“ активность;
• склонность к избыточным эмоциональным переживаниям;
Многоликий невроз
Симптомы школьного невроза так же разнообразны, как и причины. У ребенка в состоянии невротического расстройства меняется буквально все: интересы, эмоциональные реакции, привычки, поведение и даже самочувствие. По тому, какие именно симптомы преобладают, принято выделять три основные формы невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.
Неврастения чаще всего проявляется жалобами на усталость, слабость. Ребенок становится плаксивым, обидчивым, легко раздражается, всего боится, перестает справляться с привычной нагрузкой. Очень часто к этому присоединяются жалобы на самочувствие, которые чаще всего появляются в первой половине дня. Беспокоят головная боль и головокружение, тошнота, боль в животе, нарушения сна и аппетита.
Чем помочь ребенку?
Если невроз уже сформировался, то справиться с ним самостоятельно ни ребенок, ни родители уже не смогут, в этой ситуации необходимо как можно быстрее обратиться к психологу. Общей схемы лечения невроза не существует, все методы подбираются только в индивидуальном порядке и корректируются по мере изменения состояния ребенка.
Предупредить невроз гораздо проще, чем вылечить, и для его профилактики разработаны несколько довольно простых рекомендаций.
Татьяна Дунаева: «Для того, чтобы избежать невроза, ребенка нужно научить правильно переживать стрессовые ситуации. Детей в возрасте 11-12 лет и старше можно научить простым методикам релаксации и контроля стресса. Это могут быть дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, методы переключения внимания и т.д.
Детям помладше, потребуется помощь родителей. Для начала можно попросить ребенка нарисовать свои чувства, ощущения, мысли, которые у него есть в этой сложной ситуации. Затем предложить ему нарисовать то, какими они должны быть, если все будет правильно и хорошо. Потом попробовать вместе изменить первый рисунок, приближая его к „идеальному“ второму.
Школьный невроз — далеко не единственная причина плохого поведения ребенка. В этом материале мы рассказываем, что делать родителям, если на ребенка жалуется учитель.
Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают характеризовать как невнимательных, непоседливых, недисциплинированных.
Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают характеризовать как невнимательных, непоседливых, недисциплинированных. У отдельных детей могут фиксироваться реакции активного протеста, повышенной аффективной возбудимости. Родителям жалуются на проявления агрессивности, драчливости, речевого негативизма. При этом обычно не помогают никакие самые строгие увещевания, запреты, наказания. В отдельных случаях возникают ситуации, когда конфликт приводит к тому, что у ребенка возникнет "эмоционально-сенсорный стопор", непонимание обращенной к нему речи. Он вообще может перестать говорить.
У вполне благополучных в дошкольном детстве девочек, ввиду неуспешного начала занятий в школе, возникает плаксивость, не свойственная им прежде вялость, пассивность, безразличие к окружающему. Ребенок с ранимой нервной системой может вообще перестать разговаривать с одноклассниками в классе, отказываться отвечать у доски.
У трудно адаптирующихся детей могут возникать или возобновляться вредные привычки: кусание ногтей, сосание пальца, выщипывание бровей, онанизм. При дефектах педагогического процесса или конфликтных ситуациях в семье адаптация может закончиться ее срывом, нарушением зрения, осанки, различными нервными расстройствами. Если вовремя не оказать детям квалифицированной помощи, такое поведение закрепится на долгие годы, будет во многом мешать в жизни.
Для предупреждения столь тяжелых последствий, сокращения сроков адаптации и облегчения характера ее протекания, охраны здоровья и благополучия ребенка, родителям нужно позаботиться о соответствующей физической, психологической, эмоциональной и социальной его подготовке к школе. Начать такую подготовку лучше за несколько лет до первого класса.
Родителям и самим нужно хорошо подготовиться к школе. Заблаговременно, с помощью специалистов - медиков, психологов, логопедов и педагогов-воспитателей - можно определить и, в определенной мере, устранить факторы "риска" школьной неуспешности. В этих целях рекомендуется провести необходимые диагностические, профилактические и коррекционные мероприятия. Для детей с особенностями развития могут быть разработаны индивидуальные программы подготовки ребенка к школе.
Родителям следует внимательно наблюдать за адаптацией своего ребенка к школе, оценивать его каждодневное настроение и поведение. Важно научиться реально оценивать возможности своего ребенка в усвоении выбранной вами школьной программы. Надо уметь подмечать прогресс в усвоении новых знаний, выделять проблемные стороны, искать возможности их преодоления.
Особая роль в этом процессе отводится матери. Чуткая и внимательная, она может создать в доме, а по мере возможного, и в школе, атмосферу понимания, доверия, помощи. Хорошо, если мама понимает проблемы своего ребенка, знает об основных школьных требованиях, может стимулировать учебу и поддерживать ребенка, умеет регулировать его поведение. Такая мама может существенным образом повлиять на процесс адаптации, способствовать снятию кризисных явлений, развитию необходимых школьных навыков.
Отец тоже должен помочь ребенку. Спокойно, уверенно и постепенно он может научить ребенка не пасовать перед трудностями, разбираться в сложных ситуациях, разрешать противоречия, ладить с детьми, держать себя в руках, успешно учиться.
Только при участии и поддержке любящих и понимающих родителей ребенок почувствует себя в безопасности, почувствует уверенность в себе, в своих силах и возможностях.
Постепенно, спокойно и доброжелательно, научите ребенка оценивать себя адекватно, учиться самостоятельно. При этом его не следует торопить, перегружать различными заданиями и замечаниями. Ребенка нельзя подавлять и запугивать. Не поможет и негативное оценивание его поведения, высмеивание ошибок. Раздражительность и наказания не только не приводят к успеху, но и неправомерны.
Плохими помощниками в решении проблем переходного периода станут также потакание и излишнее внимание к проявлениям слабости, к неуверенности ребенка в своих возможностях, вялости и плаксивости или, напротив, агрессивности, деструктивного поведения.
Родителям следует понимать, что успешный старт зависит не только от внимания к ребенку, но и от его физического и психического развития. Школьные программы допускают обучение по-разному подготовленных детей. Однако не все дети в равной мере обладают развитыми лингвистическими, математическими, сенсорными, мнемическими и прочими способностями. Причин задержки и своеобразия их развития может быть множество. Прежде всего, важно исключить последствия органического поражения и снижения деятельности органов слуха, зрения, моторно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы ребенка, для чего следует обратиться к соответствующим специалистам.
В дошкольном детстве родители или педагоги могли и не обратить внимания на то, что у ребенка имеются нарушения слуха. Он мог каким-то образом научиться избегать ситуаций в речи, в которых бы связанное с ним развитие слуховых восприятий было достаточно выражено. Вместе с тем, ошибки, отмечаемые при чтении или письме, к примеру - замена звуков, искажение звуко-слоговой структуры слова, неточно употребляемые слова, искажение лексико-грамматической стороны речи - могут быть связаны именно с нарушениями слуха. В силу этого, ребенок не сможет избежать ошибок, что повлияет на его успешность в овладении системой гуманитарных знаний, лингвистически опосредованных сферах деятельности.
Нередко в проблемах с задачами и упражнениями по грамматике или математике виновато плохое зрение. Если не проверить зрение в самом начале обучения, может не состояться будущий Лобачевский или Цветаева.
В начальной школе следует внимательнее отнестись к леворуким детям, детям, у которых ведущая рука (нога, ухо, глаз) еще не определились. Они часто ошибаются при выполнении заданий, связанных с ориентировкой во времени и пространстве, или когда учатся читать и писать. При наличии стойких специфических ошибок, которые не связаны с нарушением интеллектуального развития, слуха и зрения, или нерегулярностью школьного обучения, следует подумать, не является ли ваш ребенок явным или "скрытым" левшой.
Учиться русскому языку, чтению и математике таким детям мешает несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторных координаций и чувства ритма. Первые школьные проблемы у них возникают в связи с несформированностью речи, недостаточным уровнем развития ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Этих детей отличает медлительность, акцентуации внимания, неустойчивость настроения.
У левшей и так называемых левшей-правшей затруднен "корковый контроль" над многими видами деятельности, поэтому требовать от них качественного выполнения заданий можно только после долгих лет целенаправленной работы по развитию этого качества. В случае бережного, грамотного сопровождения таких детей в первые годы начала обучения, они могут справиться со своими особенностями и по многим основаниям превзойти одноклассников.
Разобраться в ходе школьной адаптации, профессионально помочь в преодолении трудностей, специфических ошибок в усвоении учебной программы, вам помогут логопеды, психологи, медики. К ним следует обратиться за несколько лет до школы или же в первые месяцы обучения в первом классе. Конечно, в случае серьезных школьных проблем ребенку лучше находиться под наблюдением специалистов все время обучения в начальной школе.
Оставленные без внимания проблемы первых школьных месяцев обычно влекут за собой стойкие изменения в характере и личности ребенка. Его непослушание, агрессивность, отказ от выполнения заданий, нежелание учиться, или, напротив, пассивность, инертность, пониженная работоспособность маскируют чувство глубокой внутренней тревоги, страха, ощущение собственной беспомощности и неполноценности, понять и преодолеть которые могут только любящие и понимающие свое чадо родители.
Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, освоился в роли ученика. Хороший признак - ребенку нравится ходить в школу, ему интересно учиться, он приносит хорошие отметки, у него благожелательное настроение, спокойный сон и нормальный аппетит.
Это не значит, что все проблемы с обучением остались позади и родители могут успокоиться. Впереди кризис подросткового возраста, адаптация к условиям обучения в средней школе. Родителям лучше подготовиться к ним заранее.
Подведем некоторые итоги. Каковы "факторы риска" для ребенка, который идет в первый класс?
- Частичное отставание и нарушения в физическом развитии:
- недостаточное развитие моторных навыков, способности регулировать и на определенное время снижать высокую двигательную активность;
- формирование неправильной осанки;
- недостаточное развитие мелких мышц кисти, трудности при координации движений пальцев рук, произвольной моторики;
- высокая (более 4 раз в год) заболеваемость ОРВИ, хронические болезни, частые обострения;
- несформированность схемы своего тела (попеременное пользование левой или правой рукой, ногой, глазом, ухом как ведущими);
- снижение слуха, зрения, слухо-моторных координаций;
- отсутствие или недостаточное развитие чувства ритма.
- Задержка и особенности психического и личностного развития:
- несформированность пространственно-временных представлений и ориентировок;
- аффективная неуравновешенность и незрелость, нарушения связи "мать-ребенок";
- невысокий уровень развития внешней и внутренней речи, ограничение словарного запаса, наличие дефектов произношения, неумение анализировать языковый материал;
- недостаток и ошибочность полученных знаний и представлений, ограниченность личного опыта;
- трудности в сосредоточении, распределении, переключении внимания;
- небольшой объем произвольного запоминания, замедленность и низкая точность воспроизведения, склонность к быстрому забыванию заученного материала;
- неспособность выявлять причинно-следственные связи и отношения, характерные признаки предметов, низкий уровень овладения сенсорной грамотой;
- некоторые индивидуально-типологические особенности поведения, настроения, самооценки.
Сигналы неблагополучия, свидетельствующие о проблемах, тяжелом протекании и затягивании периода адаптации.
- Дети болеют, теряют вес, снижается аппетит, пропадает и нарушается сон, возникают головные боли.
- Возникают нарушения в привычном характере поведения, настроения: отмечается агрессивность или вялость, замкнутость или повышенная возбудимость.
- Снижается или вовсе пропадает желание учиться, идти в школу.
- Возникают негативные формы поведения.
- Появляются страхи, развивается невроз.
- Алексия - не может читать, аграфия - не может писать, акалькулия - не может считать, афазия - не может говорить, что уже свидетельствует об очаговых поражениях головного мозга.
- Фиксируются стойкие отклонения в личностном развитии.
Значительному сокращению сроков адаптации способствуют.
- Нормальный (соответствующий возрасту ребенка) уровень физического и психического развития, речи, познавательных процессов; моторных функций. Упражнения, направленные на их сохранение и дальнейшее развитие.
- Режим дня ребенка дома и в школе, особенно важно установить время занятий, отдыха, активной прогулки питания и сна.
- Хорошее состояние здоровья, высокая общая работоспособность приобретенные до школы.
- Успешность в решении задач учебной деятельности. Профессиональная поддержка, спокойная и последовательная работа над ошибками.
- Мотивация ребенка и его родителей на овладение все большим кругом знаний, учебной деятельностью, преодоление трудностей в учебе, на саморазвитие.
- Установление доверительных и доброжелательных отношений с учителем и сверстниками в школе.
- Внимание к трудностям в овладении учебной программой, характеру складывающихся у ребенка отношений с учителем и классом, поведению ребенка в школе и дома.
- Безусловная любовь родителей, принятие ребенка таким, каков он есть, забота, внимание к его проблемам. Понимание и конкретная помощь со стороны родителей, хорошие условия и позитивные взаимоотношения в семье.
Чем опасно затягивание сроков адаптации и отсутствие компетентной, адресной, последовательной и конкретной помощи и поддержки со стороны родителей и педагогов в этот период?
- Ребенок с трудом и без удовольствия овладевает программой начальной школы, оценивается как неуспевающий.
- Возникает стойкое негативное самооценивание, которое нередко камуфлируется под цинизм, деструктивные формы поведения и взаимоотношений.
- Возникают неврозы, психические отклонения.
Мы надеемся, что в вашей семье этого не произойдет, ведь "предупрежден - значит, вооружен". Давайте поможем нашим первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.
Читайте также: