Что такое инфантильный невроз

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (INFANTILE NEUROSIS). Термин, введенный в обиход Фрейдом для описания психических нарушений, которые рассматриваются как общие для всех людей при столкновении с эдиповым комплексом. На пике развития того, что Фрейд назвал “инфантильной генитальной организацией” (фаллической фазой), “. доминирующее значение приобретает интерес к гениталиям и их деятельности, к тому, чего немного не достигло созревание” (Freud, 1923). Эта генитальная направленность сопровождается универсальными фантазиями обладания объектом противоположного пола, завистью, ревностью, гневом в отношении объекта своего пола, сменяющими друг друга конфликтами и желаниями привязанности идеализируемого объекта своего пола. Зависть к пенису, страх кастрации, страх утраты любви, низкая самооценка и чувство вины могут появляться как манифестации этого ядерного конфликта.

Понятие инфантильного невроза стало центральным в психоанализе после случаев маленького Ганса и “человека-волка” (Freud 1909, 1918). В настоящее время оно имеет два значения: 1) прототипического источника интрапсихических конфликтов эдипова комплекса; 2) метапсихологического конструкта, относящегося к внутренней структуре и организации инфантильной личности, возникающим в результате конфликта. Во втором значении инфантильный невроз характеризуется вызывающим тревогу интернализированным конфликтом и структурой Я, способной ответить на сигнал тревоги соответствующими защитами и компромиссами. С явными симптомами или без таковых эта интрапсихическая организация составляет основу будущего невроза взрослого.

Неврозы начинаются с интрапсихического конфликта. Исторически существовала тенденция недооценивать возможности предшественников Я и Сверх-Я в формировании интрапсихического конфликта на ранних стадиях развития. Согласно современным представлениям, интернализация конфликта начинается во второй половине второго года жизни (Mahler, 1975). Большое значение для совладания с эдиповым конфликтом имеет выход из восстановительного кризиса. Специфические трудности, связанные с эдиповым комплексом, в сочетании с требованиями зарождающегося Сверх-Я, усиливают возможность невротического конфликта.

Однако инфантильный невроз предполагает не только интернализированный конфликт, но также определенную стадию психического структурирования. Борьба Я с инстинктивными влечениями все более поддерживается со стороны Сверх-Я. С обретением Сверх-Я большей консолидации во внутреннем мире возникает организованный набор норм и источник наказаний; нарушение внутренних норм приводит к внутреннему порицанию, то есть чувству вины. Наградой за следование этим нормам или целям является чувство гордости и повышение самооценки. Соответственно, уменьшается вероятность внешних влияний на внутренние неупорядоченные компромиссные решения, и Я действует все более независимо от внешней поддержки. Другими словами, классическая формула формирования невроза на сегодняшний день вы¬глядит следующим образом: “. конфликт, за которым следует регрессия; регрессивные цели, повышающие тревогу; тревога, отраженная защитой; разрешение конфликта посредством компромисса; формирование симптома” (A. Freud, 1971, с. 80).

Хотя исторически понятие инфантильного невроза использовалось для описания эдипова конфликта, симптомов и как метапсихологический конструкт, следует, по-видимому, ограничить этот термин только рамками метапсихологических построений. Как уже отмечалось, интернализированный конфликт возникает еще до формирования эдипова комплекса. Это значит, что пациенты с доэдиповым конфликтом могут тем не менее быть невротиками, а пациенты, которых невротиками не считают (с пограничными, нарциссическими, характерологическими и даже шизофреническими расстройствами), обладают эдиповыми желаниями и конфликтами. Кроме того, инфантильный невроз не является клинической диагностической категорией — этот термин нельзя использовать для обозначения констелляции наблюдаемых симптомов. В самом деле, симптоматика, которую считали показателем инфантильного невроза, например фобические и обсессивные проявления, может иметь множество динамических форм.

См. детский невроз, конфликт, психосексуальное развитие, развитие, сепарация-индивидуация, эдипов комплекс.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС И ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ: ЧУВСТВО ВИНЫ

Проблемы наступившей инфантильной генитальной фазы психосексуального развития предъявляют к незрелому Эго новые требования. Задачи установления половой идентичности и озабоченность собственной нарциссичностью приводят ребенка к необходимости идентифицироваться с идеализированным родителем одноименного пола; эти идентификации прокладывают путь к Эдипову комплексу, который обыкновенно порождает конфликт с его фантазиями, страхами и колебаниями чувства собственного достоинства.

Ребенок стремится удовлетворить либидные, агрессивные и другие актуальные побуждения; достичь определенной степени контроля над импульсами (Lastman, 1966); удовлетворить стандартам набирающего силу Суперэго; добиться консолидации значимой с позиции нарциссизма половой идентичности; перед лицом неудовлетворенных фантазий желания поддержать чувство собственного достоинства. На этом пути складывается множество всевозможных вариантов Эдипова конфликта. То, какие ресурсы имеются в распоряжении Эго и задействуются им во время Эдипова конфликта, играет важную роль для последующего развития ребенка.

Эдипов комплекс формирует стержневой конфликт, который Фрейд назвал инфантильным неврозом (1909а, 1918). Этот термин относится к специфической структуре и организации мышления, характеризуемой интернализованным конфликтом и функционирующим Суперэго. Как говорилось нами при обсуждении развития Суперэго, первые шаги в его формировании делаются с формированием интроектов и идеалов и интернализацией конфликта, но эти ранние фрагменты Суперэго еще не могут функционировать как хорошо организованная, согласованная и прочная система, способная эффективно осуществлять функции контроля и наказания. Более согласованной, интегрированной, одним словом, функциональной системой Суперэго становится по мере того, как ребенок идентифицируется с моральным кодексом и этическими стандартами родителей, пытаясь разрешить Эдипов конфликт и, став приверженным этим, теперь внутренним стандартам, пойти на дальнейшие внутренние компромиссы. Соответственно, истоки конфликта, истоки наказывающей инстанции при болезненном аффекте вины и источники чувства собственного достоинства становятся теперь внутренними. Они становятся теперь весьма удаленными и недоступными для внешнего влияния модификации.

Инфантильный невроз поэтому подразумевает формирование нового типа психической организации — интегрированного. Как таковой, он представляет собой попытку объединения минувших (предэдиповых), текущих прогрессивных (эдиповых), внутренних (активное — пассивное, мужественное — женственное) и невротических конфликтов в единую, в более адаптированную к реальности, социально приемлемую организацию. Он представляет собой наивысший уровень организации психики, который пока может достичь малыш.

Инфантильный невроз занимает центральное место в раннем детском возрасте и представляет собой заметный прогресс в организации и функционировании Эго. Вот почему мы отводим ему роль шестого организатора психики; чувство вины — это связанный аффект, сигнализирующий об этом прорыве в организации Эго,

Так как конфликты, источники одобрения и неодобрения и средства разрешения конфликтов теперь все по большей части внутренние (хотя для их, усиления изредка необходима помощь извне), инфантильный невроз подразумевает, что Эго функционирует все более самостоятельно — более независимо от внешней поддержки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

По многим причинам диагностика инфантильных невро­зов достигла больших успехов, чем в какой бы то ни было другой области. И прежде всего потому, что, как известно с первых шагов психоанализа, они не только сравнимы с невро­зами взрослых, но и являются их "моделью и прототипом" (49, с. 147).

В фундаментальных трудах по психоанализу мы находим заверения, что детские неврозы дают для правильного пони­мания неврозов у взрослых "так же много, как детские сны для понимания сновидений взрослых" (53, с.

ошибок при анализе неврозов взрослых (52, с. 363), поскольку "невроз в зрелости раскрывается, как правило, как прямое продолжение инфантильного заболевания" (там же, с. 364).

Между невротическими симптомами у детей и взрослых наблюдаются прямые соответствия. Истерия в обоих случаях демонстрирует беспочвенные страхи, острые приступы страха, и их конверсии в телесные симптомы: истерическую рвоту и страх отравления; боязнь открытого пространства и боязнь животных. Лишь клаустрофобия у детей встречается реже, зато чаще возникают ситуативные фобии — перед школой, зубным врачом и т. п. Навязчивый невроз у детей и взрослых проявля­ется как повышенно-болезненная амбивалентность и выража­ется в церемониях засыпания, навязчивой страсти к умыва­нию, навязчивых идеях, действиях, пристрастии к магическим числам, словам и жестам или их избегании, избегании или навязывании прикосновений и т. д. Детским задержкам в иг­рах и учебе соответствуют взрослые задержки в продуктивной деятельности. Общие симптомы: запрет на проявление агрес­сии, на обнажение своего тела, на проявление любопытства и, как следствие, неспособность к конкуренции. И лишь особен­ности формирования невротического характера несколько раз­личаются у детей и взрослых.

Еще более важное значение, чем соответствие симптома­тики, имеет тот факт, что неврозы у детей и взрослых развива­ются одинаково. Классическая этиологическая формула гла­сит: 1) начальное достижение сравнительно высокого развития инстинкта "я" (у детей к фаллически-эдипальной, у взрослых — к генитальной сексуальности); 2) непереносимые страхи или разочарования на этой ступени (у детей — страх кастрации);

3) регрессия от соответствующего возрасту уровня к прегени­тальным точкам фиксации; 4) активизация инфантильных сек­суально-агрессивных импульсов, желаний, фантазий; 5) воз­никающее на этой почве чувство вины, мобилизующее защиту "я"; 6) защитная деятельность, ведущая к компромиссным образованиям; 7) и, наконец, результат — невротические сим­птомы или нарушения характера, различающиеся точками

фиксации, к которым деградирует инстинкт, содержанием от­вергнутых фантазий и выбором механизмов защиты, которы­ми пользуется "я" (вытеснение, реактивное образование, про­екция, обращение против себя самого и т. д.).

На заре психоанализа, когда к аналитику попадали только предварительно отобранные дети, мы считали, что большин­ство пациентов страдает именно инфантильными неврозами. Однако переход от частной практики к работе в детских кон­сультациях и больницах и получение огромного материала, требовавшего аналитического изучения, в корне изменил и это представление.

Первое разочарование состояло в том, что симптомы у де­тей, в отличие от взрослых, не обязательно связаны со строе­нием личности в целом, а часто возникают отдельно или свя­заны с симптомами и свойствами характера другой природы и происхождения.

Следующим разочарованием стало открытие, что отдель­ные формы инфантильных неврозов совершенно необязатель­но порождают тот же невроз у взрослых. Часто бывает наобо­рот. Поведение "скверного" четырехлетнего ребенка весьма напоминает поведение взрослого асоциального типа: оба кру­шат и ломают все, что попадется под руку; хватают то, что понравилось, не считаясь с чувствами других людей. Однако, несмотря на всю схожесть, рассматриваемый ребенок вряд ли вырастет преступником. Скорее ему грозит развитие невроти­ческого характера либо навязчивый невроз. Дети, страдающие истерическими фобиями, вырастают в навязчивых невротиков. А те, что в детстве подвержены мании умывания, ритуальным

прикосновениям и т. п. (то есть проявляют симптомы навяз­чивого невроза), вполне могут стать шизоидами или шизофре­никами.

О причинах таких несоответствий существует несколько предположений. Очевидно, что, даже если изначальный ин­стинктивный компонент один и тот же (например Л анально­садистический), "я" выбирает один из двух патологических выходов, и этот выбор происходит на фоне продолжающегося развития. Желание смерти, агрессии, ощущение себя несчаст­ным, приемлемые на одном уровне, отвергаются на следую­щих как враждебные "я": тем самым симптоматика изменяет­ся от диссоциальности к навязчивости. Точно так же при созревании "я" телесные защитные формы (конверсия, избе­гания) уходят на задний план, и их заменяет защита в психи­ческих процессах (числа, магические формулы, изоляции), то есть истерические симптомы заменяются навязчиво невроти­ческими. Одновременное присутствие симптомов истерии и навязчивого невроза иногда объясняется просто: истерические дети в анально-садистический период приобретают дополни­тельные симптомы, которые соответствуют защитной борьбе этого периода. В других случаях, когда навязчивый невроз еще только формируется, беспочвенные страхи, фобии и другие истерические симптомы сохраняются как наследие уже прой­денной стадии развития.

Амбивалентные конфликты у маленьких детей, страдаю­щих навязчивым неврозом, следует, по-видимости, расцени­вать как раннее проявление раздвоения, дисгармонии структу­ры личности, которые являются предвестниками позднейших тяжелых психотических (шизофренических) расстройств.

Психопатологических явлений, присущих детству, гораздо больше, чем можно было предположить, основываясь на изу­чении взрослых. Опыт позволяет нам выделить как бы ядра, вокруг которых группируются различные симптомы. Так, на­пример, все типичные навязчивые симптомы, церемониалы, ритуалы, приступы страха, фобии, психосоматические нару­шения следует отнести к группе симптомов инфантильного

невроза. А такие явления, как неприятие существования объек­тивного мира, отказ от соотнесения себя с реальностью, — к группе симптомов инфантильного психоза. Кроме того, суще­ствует множество других (не обусловленных органически) нарушений: сложности с питанием и отходом ко сну у младен­цев; неконтролируемость мышечной активности и речи, не­способность соблюдать чистоту, сложности с обучением; пер­вичные нарушения нарциссического либидо и более поздние нарушения объектных отношений; состояния, порожденные тенденциями к разрушению или саморазрушению, или некон­тролируемыми сексуальными или агрессивными тенденциями; запоздалое развитие или инфантилизм личности. Причем та­кие дети нередко вообще не достигают фаллически-эдипаль- ной стадии, на которой и формируются неврозы. У других ос­таются недоразвитыми, примитивными защитные механизмы, и тогда их симптомы свидетельствуют скорее о прорывах ин­стинкта, чем о борьбе с ним "я". А у обладателей неразвитого "сверх-я" не бывает моральных требований, глубоко осознава­емых конфликтов и чувства вины.

До сих пор существуют лишь описательные и отнюдь не достаточные картины развития эти нарушений. Некоторые из описанных явлений, вероятно, следовало бы оценить как пред­невротические, которые по мере созревания и структурализа- ции личности могут превратиться в типичные неврозы. Дру­гие — это, скорее "неудавшиеся" неврозы, т. е. безуспешные, незаконченные и кратковременные попытки "я" одержать верх над инстинктами.

Термин, введенный в обиход Фрейдом для описания психических нарушений, которые рассматриваются как общие для всех людей при столкновении с эдиповым комплексом. На пике развития того, что Фрейд назвал 'инфантильной генитальной организацией' (фаллической фазой), '. доминирующее значение приобретает интерес к гениталиям и их деятельности, к тому, чего немного не достигло созревание' (Freud, 1923). Эта генитальная направленность сопровождается универсальными фантазиями обладания объектом противоположного пола; завистью, ревностью, гневом в отношении объекта своего пола, сменяющими друг друга конфликтами и желаниями привязанности идеализируемого объекта своего поло. Зависть к пенису, страх кастрации, страх утраты любви, низкая самооценка и чувство вины могут появляться как манифестации этого ядерного конфликта. Понятие инфантильного невроза стало центральным в психоанализе после случаев маленького Ганса и 'человека-волка' [Freud 1909, 1918). В настоящее время оно имеет два значения: 1) прототипического источника интрапсихических конфликтов эдипова комплекса; 2) метапсихологического конструкта, относящегося к внутренней структуре и организации инфантильной личности, возникающим в результате конфликта. Во втором значении инфантильный невроз характеризуется вызывающим тревогу интернализированным конфликтом и структурой Я, способной ответить на сигнал тревоги соответствующими защитами и компромиссами. С явными симптомами или без таковых эта интрапсихическая организация составляет основу будущего невроза взрослого. Неврозы начинаются с интрапсихического конфликта. Исторически существовала тенденция недооценивать возможности предшественников Я и Сверх-Я в формировании интрапсихического конфликта но ранних стадиях развития. Согласно современным представлениям, интернализаций конфликта начинается во второй половине второго года жизни (Mahler, 1975). Большое значение для совладония с эдиповым конфликтом имеет выход из восстановительного кризиса. Специфические трудности, связанные с эдиповым комплексом, в сочетании с требованиями зарождающегося Сверх-Я, усиливают возможность невротического конфликта. Однако инфантильный невроз предполагает не только интернализированный конфликт, но также определенную стадию психического структурирования. Борьба Я с инстинктивными влечениями все более поддерживается со стороны Сверх-Я. С обретением Сверх-Я большей консолидации во внутреннем мире возникает организованный набор норм и источник наказаний; нарушение внутренних норм приводит к внутреннему порицанию, то есть чувству вины. Наградой за следование этим нормам или целям является чувство гордости и повышение самооценки. Соответственно, уменьшается вероятность внешних влияний на внутренние неупорядоченные компромиссные решения, и Я действует все более независимо от внешней поддержки. Другими словами, классическая формула формирования невроза на сегодняшний день выглядит следующим образом: '. конфликт, за которым следует регрессия; регрессивные цели, повышающие тревогу; тревога, отраженная защитой; разрешение конфликта посредством компромисса; формирование симптома' (A. Freud, 1971, с. 80). Хотя исторически понятие инфантильного невроза использовалось для описания эдипова конфликта, симптомов и как мета-психологический конструкт, следует, по-видимому, ограничить этот термин только рамками метапсихологических построений. Как уже отмечалось, интернализированный конфликт возникает еще до формирования эдипова комплекса. Это значит, что пациенты с доэдиповым конфликтом могут тем не менее быть невротиками, а пациенты, которых невротиками не считают (с пограничными, нарциссическими, характерологическими и даже шизофреническими расстройствами), обладают эдиповыми желаниями и конфликтами. Кроме того, инфантильный невроз не является клинической диагностической категорией этот термин нельзя использовать для обозначения констелляции наблюдаемых симптомов. В самом деле, симптоматика, которую считали показателем инфантильного невроза, например фобические и обсессивные проявления, может иметь множество динамических форм.

(INFANTILE NEUROSIS) Внутрипсихическая организация, характеризуемая интернализованным конфликтом, который рождает тревогу, и способная (при содействии структуры Эго) отвечать на этот сигнал тревоги, прибегая к компромиссу или к защитам, то есть к внутренней модификации (вместо манипуляции окружением). Инфантильный невроз начинается с интернализации конфликта и подразумевает функционирование Суперэго. С интернализацией ряда стандартов, источника наказаний и поощрений бессознательные влечения начинают вызывать внутреннее неодобрение и наказание (чувство вины). Соответственно, инфантильный невроз подразумевает, что внутреннее эмоциональное расстройство и компромиссные решения недосягаемы для внешнего влияния, и Эго и Суперэго функционируют относительно независимо от внешней энергетической подпитки. смотреть

1. Жаждет опеки

Эти не до конца выросшие люди так и не смогли перейти к уверенной опоре на самих себя. Поэтому они ищут опору в других.

Безотчетно они ждут от партнера опеки, мудрости, постоянного внимания и сопереживания, безусловного принятия и восполнения дефицита тепла.

Они ждут, что кто-то другой (а не они сами) сделает им хорошо.

Очень часто они возлагают (неосознанно, конечно) на партнера роль родителя, который должен быть более зрелым и ресурсным, отзывчивым и выдерживающим чужую эмоциональную неустойчивость, "входящим в положение" и понимающим, угадывать потребности, уступать и решать проблемы.

А когда всего этого не происходит (потому что любимый человек неидеален и у него тоже есть свои ожидания, и ограничения, и детские раны), люди начинают тонуть в обидах, взаимных обвинениях и разочаровываются. Но не в себе, не в своих нежизнеспособных установках, а в близких. Не такие они, какими должны быть.

Как уже понятно, партнер – не родитель, попытки добиться от него того, что когда-то должны были дать своему ребенку мама и папа, перегружают отношения и приводят к глубокой неудовлетворенности и разочарованию.

Когда же встречаются два ребенка во взрослой "оболочке", нуждающихся в сильной, щедрой, опекающей и все прощающей фигуре рядом, их взаимодействие начинает походить на перебрасывание горящего уголька:

– Ты должен(а) меня понять;

2. Постоянно ждет признания и одобрения

В отношениях незрелые люди не могут представить себе никакой другой формы близости, кроме слияния.

Слияние – это стремление прожить "одну жизнь на двоих", стремление быть единым целым, чтобы получать поддержку, тепло, утешение, успокоение.

Инфантильный человек не может ни согреть себя сам, ни утешить, ни успокоить, ни опереться на свой внутренний стержень и самостоятельность. Другой ему нужен как донор.

У него нет сильного, цельного внутреннего Я, поэтому он эмоционально зависим от людей, которых назначил на роль "сделай_мне_хорошо". Даже если усиленно делает вид, что супернезависим и ни в ком не нуждается.

Он постоянно ждет признания и эмоциональной опоры, иногда магических слов "я без тебя пропаду".

В отношениях ему, как воздух, нужно живое свидетельство и подтверждение его "необыкновенности", нужна подпитка его самооценки.

Самооценка незрелых людей всегда требует поддержки извне. Без другого человека – преданного, включенного, восхищающегося – она падает.

3. Ищет виноватых и предъявляет претензии

Одна из самых ярких характеристик незрелого человека – поиск виноватых и перекладывание ответственности. "Мир плохой и несправедливый", "все кругом идиоты, кроме меня".

В психологии есть такое понятие – внешний локус контроля. Суть его в том, что причину своих достижений и неудач (в первую очередь – неудач) человек видит не в себе, а в других людях или обстоятельствах.

Поэтому он всегда найдет виновного в своих бедах и промахах, всегда найдет объяснение, почему он плохо живет, мало зарабатывает и огрызается в общественном транспорте.

"У меня нет подвигов и социальных успехов – это ты плохая жена. Это ты меня плохо поддерживаешь и вдохновляешь".

"Это ты меня усадил дома и превратил в домашнюю депрессивную клушу. Это из-за тебя я стала такой!"

У незрелых людей вечно море претензий к окружающим и стремление их переделать. Потому что те неправильные, не справляются и "не делают им хорошо".

Сам же незрелый человек особо вкладываться в отношения не хочет. А получать разные "плюшки" (поддержку, повышение самооценки, деньги, решение своих проблем, вкусную еду) – очень даже.

Поэтому он свои вложения преувеличивает, а вложения партнера обесценивает: мол, мало стараешься, недорабатываешь, ты должен/должна больше.

Так они стучат друг другу по голове, пытаясь "выбить" из другого "положенное", что, естественно, не прибавляет отношениям тепла и безопасности, а наоборот - стремительно их разрушает.

4. Требует, а не сотрудничает

Инфантильный человек не умеет договариваться. Он не отделяет свои стремления и состояния от стремлений и состояний другого.

И ему нужно, чтобы то, что он хочет, было сделано сейчас и сразу.

Искать точки соприкосновения, учитывать и свои, и чужие интересы одновременно он не может.

От невозможности получить желаемое он испытывает огромное бессилие и даже униженность, это рождает злость, поэтому он начинает требовать, обвинять и манипулировать.

"Ты не сделал(а) так, как мне нужно – ты плохой(ая), но я сделаю все, чтобы получить то, что мне нужно, и отомстить тебе".

Семья, состоящая из незрелых людей, часто оказывается "эмоционально слитной".

То есть если папа пришел домой в плохом настроении, то скоро у всех будет плохое настроение, потому что папа свою усталость, отчаяние и злость на всех выльет, а домашние его состояние в себя впитают.

В "слитных" семьях постоянно звучат критика, претензии, "наезды", поскольку люди не отделяют себя от другого ("Если мне плохо, то должно быть плохо всем!") и постоянно "заражаются" эмоциональной атмосферой в семье.

Печальный вывод

Незрелый человек ищет себе крепкую опору в другом, но в 90 случаев из 100 находит такого же невыросшего и дефицитарного. Потому что зрелому человеку незачем обслуживать его невроз, он настроен на взаимное уважение, равную ответственность и равные вклады.

В здоровых отношениях каждый из партнеров сам наполнен и способен сделать себе хорошо, чувствует и уважает свои и чужие границы, свой и чужой внутренний мир, не зажимает своих вложений, щедро делится тем, что у него есть, и не халтурит.

Что такое невротическое расстройство


Что такое невротическое расстройство – это разнородная группа дисфункций, возникающих вследствие острых или хронических психологических травм. Симптоматика разнообразна, но всегда отмечается дезадаптация, фобии, астения, обсессии и соматовегетативные сбои. У человека временно ослабевают физические и умственные способности. Сохраняется самосознание и критика. Диагноз устанавливается на основе жалоб, анамнеза заболевания и истории жизни человека. Для устранения проблемы прибегают к психотерапии, приему медикаментов.

Медики подразумевают под неврозами группу патологий, возникающих по причине влияния травм психики. Невротическое расстройство характеризуется ухудшением самочувствия, отмечаются перепады настроения, проявляются сомато-вегетативные симптомы. В тяжелых случаях, возможны суицидальные мысли.

Причины невротических расстройств

Мнение врачей касательно катализатора неврозов расходится. Одни полагают, что такое состояние развивается из-за генетической склонности, другие – детских психологических травм. Психика у детей слабая, память цепкая, любые серьезные стрессы, сохраняются надолго. Большинство комплексов, которыми человек страдает во взрослой жизни, возникли у него в детстве. Больше подвержены заболеванию женщины.

Другие причины невротических расстройств:

    неблагоприятная экология, плохие условия жизни; длительные физические перегрузки в комбинации со стрессом; истощение нервной системы; слишком плотный рабочий график; отсутствие полноценного отдыха; злоупотребление спиртным, наркотиками.

Невротические дисфункции происходят тогда, когда организм истощен.

Классификация невротических расстройств

Расстройства разделяются на 3 группы:

  • истерические;
  • навязчивые состояния;
  • астенические.

Такая классификация невротических расстройств не имеет схожести с практикой. В ней нет утвержденных некоторых и наиболее часто встречающихся патологий. Различия ведут за собой разные способы систематизации расстройств.

При установке диагноза, доктора берут во внимание нижеприведенные виды невротических расстройств.

  1. Тревожно-фобические. Главным признаком выступает резкое повышение тревожности, появление навязчивых страхов. К этому ряду относят панические атаки, простые и сложные фобии, генерализированное тревожное расстройство.
  2. Обсессивно-компульсивные. Основным симптомом выступает появление навязчивых идей, действий.
  3. Астенические расстройства характеризуются астеническим синдромом.
  4. Соматоформные. Клинически они схожи с соматическими, но не предполагают физическую основу.
  5. Диссоциативные сбои подразумевают расстройства двигательной функции, ощущений. Ранее это заболевание относилось к истерическим неврозам.

Чем раньше больной обратиться за помощью, тем благоприятней прогноз.

Выделяют такие формы невротических расстройств.

Каждая форма требует индивидуального подхода в терапии.

Невротические расстройства у взрослых отличаются обратимым, относительно легким течением, в отличие от психозов. По статистике, проблема выявляется у 20% населения. К причинам относят расстройство деятельности мозга, ответственной за адаптацию человека. Появляются соматические и психические сбои. Больных редко кладут в больницу, обычно консервативные методы приносят успех.


У детей катализатором развития невроза выступают задержки развития личности. На фоне разлуки с родителями, стрессов, потери близкого человека, возможна психологическая травма. Ребенок, переживший эти ситуации, становится инфантильным или приобретает невроз.

Невротические расстройства у детей: особенности возникновения и протекания.

1. Возраст 7-11 лет считается аффективным этапом формирования личности. Если в это время, ребенок сталкивается с травмирующим фактором, возможна задержка развития его как личности. Во взрослом возрасте, у таких людей отмечается эмоциональная нестабильность, человек не может адекватно оценивать ситуацию, думать о последствиях. Единственные и излюбленные дети приобретают истеричные черты.

2. В 11-14 лет, подросток учится самостоятельно оценивать ситуацию, анализировать, планировать свои действия. Происходит последующее развитие аффективной составляющей личности. Если в таком возрасте, возникнет стрессовая ситуация, в будущем возможны неврозы. Такие подростки внешне выглядят старше ровесников, более рассудительны, но на подсознании, синхронность развития личности нарушается.

Внимание! Важнейшую роль в благополучном взрослении ребенка играет отношение с родителями. Те, кто в детстве ощущал чрезмерную опеку, им не давали самостоятельно принимать решения, становятся робкими, неуверенными в себе. Именно у такой категории лиц возникают невротические расстройства.

Астено-невротический синдром

Астено-невротический синдром проявляется хронической усталостью, апатией, повышенной утомляемостью и раздражительностью. Такое заболевание дополняется нарушением аппетита и бессонницей. Физические признаки связаны с мнимыми болезнями сердца. Человеку может казаться, что у него замедленное сердцебиение, или наоборот – тахикардия. На кардиограмме никаких изменений не наблюдается. Однако больной ощущает боли в сердечной мышце. Также возможны проблемы с желудком, мигрени. Диагностика подразумевает опрос, осмотр человека. Проводится обследование на предмет вирусной инфекции. Прогноз благоприятный, особенно если человек дополнительно будет посещать сеансы арт-терапии. Рисование действует расслабляющее на психику, развеиваются негативные мысли, больной ощущает гармонию.

Дистимия – депрессивное невротическое расстройство

Заболевание характеризуется подавленным состоянием у больного, которое не проходит более 2 лет. Патология характеризуется понижением жизненной энергии, повышенной утомляемостью. Человек чувствует апатию, неспособен радоваться жизни. Самооценка понижается, теряется уверенность в себе. Такие люди редко делятся с окружающими своими эмоциями. Самым тяжелым последствием служит суицид. Больного направляют к психотерапевту. При своевременном обращении, дистимия, или депрессивное невротическое расстройство, поддается лечению.

Симптомы невротических расстройств

Невротические дисфункции отличаются нестабильностью настроения, необдуманными поступками. Больные страдают ухудшением памяти, проблемами с концентрацией, и еще рядом клинических проявлений:

  1. беспричинное психологическое напряжение;
  2. повышенная утомляемость;
  3. проблемы со сном;
  4. замкнутость;
  5. зацикленность на проблемах в жизни;
  6. ухудшение памяти;
  7. головокружения;
  8. обмороки;
  9. мигрени;
  10. боли в сердечной мышце и суставах;
  11. частое мочеиспускание;
  12. чрезмерное потоотделение;
  13. снижение потенции;
  14. завышенная или пониженная самооценка;
  15. противоречивость, неопределенность;
  16. плаксивость;
  17. агрессивность;
  18. мнительность;
  19. неграмотная расстановка приоритетов.

Симптомы невротических расстройств часто дополняются повышенной восприимчивостью к свету, звуку, реакциями на несущественные перепады температуры.

Признаки невротических расстройств разнятся по половым принадлежностям. У женщин появляется чаще астенический невроз, характеризующийся агрессивностью, утратой умственной и физической способности, отсутствием полового влечения. При интимной близости, невозможно расслабиться. Женщина, страдающая астеническим неврозом, ругается с родственниками, часто срывается по пустякам. Постоянное напряжение чревато развитием болезней внутренних органов.

У мужчин встречаются такие виды:

  • депрессивный – человек не способен реализовать себя в сфере труда, адаптироваться к резким изменениям в любой области жизни;
  • мужская неврастения – появляется обычно после перенапряжения физического или морального, такому виду подвержены трудоголики.

Склонны к этим типам болезней мужчины и женщины старше 45 лет. У них еще возможны проблемы в работе внутренних органов.


Синдром невротических расстройств выступает отражением психотравмирующего обстоятельства, часто комбинируется с другими невротическими проявлениями. У больного снижается настроение, но нет чувства тоски. Обычно плохой настрой сочетается с эмоциональной лабильностью, астенией, нерезкой тревожностью, утратой аппетита и бессонницей. В течение суток, особых колебаний не наблюдается, или они слабовыраженные. Не характерна психическая и двигательная заторможенность, самобичевание, суицидальные мысли.

  1. Невротическую депрессию отличают от реактивной, также обусловленной психотравмирующими обстоятельствами. При втором виде, симптоматика достигает степени реактивного психоза – больной подавлен, заторможен, сужено сознание, появляются мысли о самоубийстве.
  2. В случае психотической депрессии, больной желает умереть, наблюдается грубая дезориентация личности с отрывом от жизни, внезапная анозогнозия, бредовые идеи самоунижения, маниакальные эпизоды. Состояние купируется с помощью антидепрессантов и повторным курсом лечения.
  3. Невротическая депрессия отличается сохранностью основных качеств личности, больной осознает свое состояние. Появляются фобии обсессивных, выраженных истерических проявлений.

Важно! Психотическая депрессия более опасна для человека, требует немедленного лечения.

Невротические нарушения возникают на 3 уровнях: как проявление отдельных признаков, на уровне малых синдромов, и как специфические расстройства.

Уровни невротических расстройств.

  1. Отдельные симптомы. Они присутствуют и у тех, кто не страдает расстройствами психики.
  2. Малое эмоциональное расстройство способно дополняться несколькими невротическими синдромами, из которых не выделяют ведущего.

Контингент больных состоит из 2 видов:

  • одни страдают от острой, короткой реакции на стресс;
  • у других возникает длительное, хроническое нарушение.

Большая часть пациентов выздоравливает за полгода, другие – не меньше чем за 3 года.

Диагностика и лечение невротических расстройств

Человек должен обращаться к психологу, психотерапевту. Диагностика подразумевает комплексный подход.

Широко применяется цветовая методика.

  1. В ней берут участие все оттенки. Неврозоподобный синдром отмечается, когда человек выбирает или повторяет серый, фиолетовый, коричневый или черный.
  2. При истерическом неврозе, больной выбирает 2 цвета – фиолетовый и красный. Это также свидетельствует о заниженной самооценке.

Чтобы определить симптомы, проводят тест – он дает возможность выявить наличие хронической усталости, тревоги, неуверенности в себе. Диагностика и лечение невротических расстройств тесно взаимосвязаны.

Медикаментозная терапия применяется на первых этапах, чтобы облегчить внутреннее напряжение, устранить бессонницу. Широко назначают антидепрессанты и транквилизаторы. Зависимо от выраженности и длительности клинической картины, доктор прописывает пациенту средства разных групп:

  • неизберательные – Амитриптилин, Имипрамин;
  • избирательного воздействия – Мапротилин, Флуоксетин;
  • седативные антидепрессаниы – Докселин, Азафен;
  • сбалансированные – Серталин, Триптофан;
  • стимулирующие – Гептрал, Бупропион.

Навязчивые состояния хорошо купируются препаратами из группы СИЗС – Прозак, Пароксетин, Эсциталопрам. К часто назначаемым транквилизаторам относят Феназепам, Тофизопам, Мепробамат. Все медикаменты назначают коротким курсом в 5-7 дней, иногда продлевают до 10.

Важно! Если человек самостоятельно назначает себе лекарства, возможна трансформация болезни, ухудшение состояния.


Чтобы достичь максимального эффекта, врачи рекомендуют дополнять медикаментозное лечение рациональной, когнитивной психотерапией. Основной задачей такой методики является устранение последствий стрессовой ситуации, чтобы наладилось общее состояние человека, устранились симптомы невроза. Доктор обговаривает причину возникновения проблемы, прорабатывает психотравмирующие обстоятельства. Пациент учится техникам расслабления, умению нивелировать негативные эмоции, комплексы. Наиболее сложно устранить отрицательные установки, данные родителями. Человек должен проявлять свою волю, старание, выполнять домашние задания. Обычно психотерапия невротических расстройств состоит из 7-15 сеансов, в зависимости от степени сложности проблемы. В тяжелых случаях, больного кладут в отделение пограничных психических расстройств.

Профилактика

Предотвратить развитие невротических расстройств можно, необходимо вести здоровый образ жизни. Важно спать 7-8 часов в день, ложиться до 1.00, своевременно решать внутренние конфликты, избегать стрессов. Если у человека работа связана с тяжелыми ситуациями, психологическими перегрузками, стоит задуматься о смене сферы труда.

Профилактика неврозов: эффективные советы.

  1. Не злоупотреблять алкоголем, курением. Интоксикация провоцирует ухудшение адаптационных возможностей, появляются различные заболевания. При регулярном приеме спиртного, страдает психика, возникает тяжелый похмельный синдром.
  2. В пищевом меню всегда должно присутствовать много овощей, фруктов, мяса нежирных сортов и рыба. Желательно налегать на молочные продукты, пропивать курс витаминов в межсезонье. Переедание также опасно, нужно потреблять пищу в меру.
  3. Музыка. Это действенный метод профилактики, предполагающий прослушивание спокойных мелодий. Это может быть шум дождя или моря, падание снега и другие природные явления. Слушать успокаивающую музыку следует перед сном, или после стрессовой ситуации. Ее можно найти в Ютубе, социальных сетях, желательно записать на смартфон, чтобы всегда была возможность расслабиться.
  4. Важно умеренно заниматься спортом. Физическая активность – залог психического здоровья. Желательно делать зарядку каждое утро или вечером, можно записаться в тренажерный зал, ходить в бассейн 2-3 раза в неделю.
  5. Планировать свои поступки, действовать по плану. Тогда будет меньше стрессовых ситуаций, если человек не будет пускать все на самотек.
  6. Своевременно лечить все болезни. Регулярные боли вызывают эмоциональное перенапряжение.
  7. Следует помнить, что семейные конфликты, тем более – постоянные, доставляют серьезный стресс. Семья, это тыл, а не поле для боя. Если проблемы в личной жизни, и они не решаются, лучше сменить партнера.

Если предотвратить невроз не удалось, нужно своевременно обратиться за помощью. Тогда шансы нивелировать негативное психологическое состояние максимальны.

Что будет, если не лечить невротическое расстройство?

Неврозы могут спровоцировать осложнения, если не заниматься их лечением. Многие игнорируют терапию, не обращаются к врачам. Постсоветские стереотипы, что ходить к психотерапевту постыдно, до сих пор живут в головах людей. Такая халатность влечет за собой необратимые изменения в психике.

Что будет, если не лечить невротическое расстройство:

  • усиление симптоматики;
  • больной приобретает истеричность, гипертрофированную мнительность;
  • страдает самооценка;
  • проявляются другие хронические болезни;
  • увеличивается риск заболевания простудой;
  • становление эксплозивной личности, которая не терпит возращений, агрессивна, концентрируется только на негативе.

Человек становится ипохондриком, его личность разрушается. Последняя стадия обуславливается полной апатией, человек не встает с кровати, может отказываться от пищи. Больной уже не способен обходиться без препаратов, сдерживать свои эмоции. Высокий риск самоубийства. Купировать такое состояние крайне трудно, оно может повлечь за собой более серьезные психические патологии. Без длительной психотерапии, приема медикаментов и пребывания в клинике неврозов не обойтись.

Круглосуточные бесплатные консультации:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.