Детские неврозы в практике возрастно-психологического консультирования


Глава 1. Возрастно-психологическое консультирование: специфика задач и теоретического подхода 8

1.1. Проблемы и задачи психологического консультирования в детском возрасте 8

1.1.1.Становление консультативной практики 9

1.1.2. Психологические проблемы, связанные с ослаблением нервно-психического здоровья детей 12

1.1.3. Психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития 15

1.1.4. Основные задачи психологического консультирования детей и подростков 22

1.2. Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития 23

1.2.1. Основные положения отечественной возрастной психологии развития 24

1.2.2. Понятие психологического диагноза 31

1.2.3. Понятие психологического прогноза 34

1.3. Индивидуальные и типологические варианты психологического развития в онтогенезе 37

1.3.1. Общие закономерности развития и индивидуальные формы их реализации 38

1.3.3. Типологический подход в возрастной психологии развития 46

Глава 2. Психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства 58

2.1. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста 58

2.1.1. Проблема речевого развития ребенка 59

2.1.2. Проблема достижения ребенком автономии действий 61

2.1.3. Проблема ограничения самостоятельности и инициативы 63

2.1.4. Проблема овладения навыками самообслуживания 65

2.2. Психологические трудности дошкольника 66

2.2.1. Краткая характеристика дошкольного возраста 67

2.2.2. Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений 69

2.1.4. Проблема овладения навыками самообслуживания 65

2.2. Психологические трудности дошкольника 66

2.2.1. Краткая характеристика дошкольного возраста 67

2.2.2. Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений 69

2.2.3. Психологические проблемы дошкольников с ослабленным нервно-психическим здоровьем 81

2.3. Проблема готовности ребенка к школьному обучению 87

2.4.1. Кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста 93

2.4.2. Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией 99

2.4.3. Особенности обследования психического развития младших школьников в ходе консультирования 102

2.4.4. Взаимоотношения психолога-консультанта со школой и медицинскими учреждениями 110

2.5. Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста 111

Глава 3. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования 120

3.1. Принципы, этапы и общие правила психологического обследования ребенка 120

3.1.1. Комплексное психологическое обследование ребенка 120

3.1.2. Основные этапы индивидуального психологического обследования ребенка 123

3.1.3. Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка 124

3.2. Тестовое и клиническое обследование 127

3.2.1. Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка 127

3.2.2. Особенности стратегии клинического обследования ребенка 130

3.3. История развития ребенка 132

3.3.1. Понятие и значение психологического анамнеза 132

3.3.2. Принципы составления психологического анамнеза 134

3.3.3. Схема составления психологического анамнеза 136

3.4. Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования 140

Глава 4. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте 147

4.1. Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы 147

4.1.1. Коррекция, интервенция и психотерапия 149

4.1.2. Определение целей и задач коррекции 153

4.1.3. Эффективность психологической коррекции 160

4.1.4. Этапы коррекционной работы с детьми 164

4.2. Принципы построения коррекционных программ 165

4.3. Методы коррекционной работы 178

4.3.1. Метод игротерапии 178

4.3.2. Арттерапия как метод психологической коррекции 206

4.3.3. Методы коррекции поведения. Поведенческий подход 227

4.3.4. Метод социальной терапии. Статусная психотерапия 242

4.4. Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями

и учителями в процессе консультирования 245

Глава 5. Методические материалы для диагностической и коррекционной работы 252

5.1. Обзор методик диагностики семейных отношений в практике возрастно-психологического консультирования 253

5.1.1. Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей 262

5.1.4. Проба на совместную деятельность 320

5.2. Тренинг личностного роста с подростками как дополнение консультативной практики возрастного психолога 340

5.2.1. Истоки методики 340

5.2.2. Принципы тренинга личностного роста с подростками 341

5.2.3. Упражнения на испытания как один из типов упражнений для тренинга личностного роста с подростками 349

5.3. Обучение родителей гуманистической игротерапии с детьми 364

5.4. Учебные задания для практикума по возрастно-психологическому консультированию 386

Данное учебное пособие представляет собой систематическое изложение основных вопросов, возникающих в практике индивидуального возрастно-психологического консультирования детей и подростков.

Необходимость регулярного — и как можно более раннего — контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспективы реального решения этой важнейшей практической задачи психологии возникли лишь около двадцати лет тому назад в связи с началом создания в нашей стране психологической службы. В последнее время по всей стране организуются и начинают работать психологические консультации, что создает острую потребность в специальной подготовке психологов к такого рода практической деятельности. С этой целью в ряде педагогических вузов и университетов страны уже более десяти лет работают специальные отделения, готовящие кадры для работы в консультациях по вопросам воспитания и развития детей. Выполнение данного социального заказа еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблеме психологического консультирования, которая только начинает появляться.

Хотя психологическое консультирование населения представляет собой относительно новый вид практической деятельности психологов, строится оно сегодня не на пустом месте. И в нашей стране, и за рубежом уже накоплен значительный опыт в этой области. Во многих европейских странах много лет функционирует сеть городских и районных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект, интенсивно ведется подготовка соответствующих специалистов в учебных заведениях.

Одновременно в отечественной литературе по возрастной психологии и смежным отраслям постепенно накапливается немало ценных сведений о причинах и психологических механизмах различного рода трудностей в развитии, обучении и воспитании детей на разных этапах онтогенеза. В итоге к настоящему времени остро назрела необходимость в анализе и обобщении накопленного опыта психологической помощи, уточнении теоретических основ и четком определении принципов возрастно-психологического консультирования. Этому и посвящено настоящее учебное пособие.

Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает вопрос о специфике возрастно-психологического консультирования среди других видов психологического консультирования. Возрастно-психологическое консультирование соседствует с семейным психологическим консультированием, консультированием родителей детей, имеющих отклонения в развитии, профориентационным консультированием. Каждое из названных направлений психологического консультирования имеет свою специфику.

В целях изучения конкретного круга актуальных проблем психического развития детей, а также для отработки форм и методов психологической помощи им и их родителям кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова еще в 1984 г. открыла консультативный пункт для родителей — сотрудников, аспирантов и студентов МГУ. Уже более 15 лет преподаватели и сотрудники кафедры ведут практическую работу — консультативную, диагностическую, коррекционную, тренинговую. Опыт консультации детей разного возраста и их родителей и послужил фактической основой данной работы, в которой, однако, мы могли остановиться далеко не на всех возникающих проблемах.

В работе можно выделить пять групп вопросов (им соответствуют пять глав книги).

В первой главе авторы стремились привлечь внимание читателей к тем неблагоприятным тенденциям в развитии современных поколений детей, которые в значительной мере определяют конкретную проблематику консультативной работы. Затем обратились к теоретическим и методологическим положениям возрастной психологии как основе практики психологического консультирования, уделив при этом главное внимание анализу той части научного наследия Л.С.Выготского, которая, будучи прямо связана с вопросами практического консультирования, тем не менее не занимает еще должного места в современных работах указанного направления. Наибольшее значение в этой главе придается обсуждению концепции психологического возраста, а также понятий психологического диагноза и прогноза развития ребенка. Здесь же намечены основные направления исследований, необходимые для прочного научного обеспечения консультирования. В частности, наиболее подробно рассматривается актуальность учета широкой вариативности индивидуальных форм нормативного развития в онтогенезе. Обосновывается необходимость типологического анализа динамики индивидуальных особенностей психического развития и создания дифференциальной психологии развития как особого раздела возрастной психологии. В качестве основы для построения типологической картины онтогенеза предлагается использовать базовые психологические новообразования последовательных возрастных стадий.

Вторая глава содержит обзор типичных психологических трудностей детей в раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Описывая характерные проблемы в каждом из этих возрастных периодов, авторы стремились показать, что их содержательное раскрытие фактически невозможно без анализа трех базовых компонентов понятия возраста: социальной ситуации развития ребенка (подростка), его деятельности и психологических новообразований. Обзор строится на материалах, полученных авторами в практике консультирования родителей по широкому кругу вопросов, и иллюстрирован примерами разбора отдельных случаев.

В третьей главе авторы стремились описать основные этапы консультативного процесса и особенности психологического обследования ребенка и его семьи, а также представить используемый ими вариант схемы составления и анализа истории индивидуального развития ребенка. Кроме того, мы сочли целесообразным изложить здесь общие вопросы содержания и стратегии обследования детей и подростков и подробно остановиться на особенностях правил тестового и клинического вариантов его проведения. Завершается глава описанием особенностей ведения беседы психолога с родителями в процессе консультирования.

Четвертая глава отведена проблемам психологической коррекции. Здесь предпринимается попытка четко сформулировать основные принципы возрастно-психологического подхода к коррекции, раскрывается их тесная связь с положениями деятельностной теории психологического онтогенеза. Учитывая, что значительное число используемых у нас в стране методов и техник коррекции заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы считали важным кратко обозначить их теоретические истоки, анализ которых необходим для адекватного применения коррекционных методик, а также представить обобщенные рекомендации по преодолению некоторых типичных трудностей в развитии детей разного возраста.

Здесь также затрагиваются некоторые наиболее существенные проблемы взаимоотношений психолога с родителями в процессе консультативной работы.

Наконец, в пятой главе представлен ряд конкретных методик, разработанных авторами данного пособия и широко используемых ими на практике. В эту главу также включены учебные задания по диагностической и коррекционной работе, представляющие конкретные случаи из консультативной практики. Они могут послужить полезным материалом как для самостоятельной работы студентов, так и для группового обсуждения в рамках семинарских или практических занятий.

Книга завершается обширным списком литературных источников, изучение которых, как мы полагаем, может существенно помочь начинающим психологам в их подготовке к самостоятельной консультативной работе.

В книге отражены многие важные вопросы, связанные, например, с методическим оснащением консультирования, содержательным анализом типов нарушений, разбором специфических средств их диагностики и коррекции, и многие другие, поскольку каждый из названных вопросов, образуя перспективное направление исследований, может и должен со временем составить предмет отдельных публикаций и фундаментальных руководств.

Учитывая дискуссионность некоторых положений книги, а также вынужденно избирательный и конспективный характер освещения затронутых сложных проблем, авторы будут весьма признательны за все критические замечания в адрес этой попытки изложения вопросов возрастно-психологического консультирования. Авторы и сами продолжают работать над поднятыми в учебном пособии проблемами.

Глава 2. Психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства

2.4. Проблемы младшего школьного возраста

Аннотацию выполнила студентка Насыбулина В.Т./ Москва, МГППУ, 2006 г.

Причины и следствия

Вопрос о детских неврозах является актуальным. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. Если учесть, что невроз появляется ещё раньше, чем в школьном возрасте, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы. Опасность этого заболевания кроется в равнодушном или несоответствующем (лёгком) отношении.

По мнению А.И. Захарова, существуют несколько видов детских неврозов [4]:

  • 1. Невроз страха. Страхи мотивированы, как правило, боязнью, что может что-то произойти. Источником подобных страхов часто бывает мать, тревожная по характеру, боявшаяся этого в детстве. А.И. Захаров видит причину передачи материнских страхов в ролевой идентификации.
  • 2. Неврастения. Перенапряжение возможностей ребенка, который оказывается не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями. Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле; эти противоречия приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье.
  • 3. Истерический невроз. Его внешние проявления в чрезмерной капризности ребёнка, истериках. Причины возникновения такого поведения Захаров видит в непоследовательности в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. Иной причиной истерического невроза Захаров называет полное отсутствие эмоционального внимания к ребёнку.
  • 4. Невроз навязчивых состояний. По Захарову, характерен скорее для более старшего школьного возраста. Корни этого невроза - в нарушении семейных отношений: повышенная требовательность или принципиальность родителей, вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей.

А.И. Захаров в своей работе указывает на возможную причину детских неврозов - несовершенство семейных отношений [4]. Часто детские неврозы получают в виде наследства от своих собственных родителей, которые воспринимают собственного ребенка как шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Или же избыток неоправданного внимания родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза.

Консультирование

Психолог-консультант внушает родителям мысль, что никто от них не требует совершенства, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать, если для начала решить свои личностные проблемы и проблемы семейных взаимоотношений. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям. Ясное понимание такого решения в будущем благотворно способствует психическому здоровью ребенка в семье.

Он подводит родителей к постепенному осознанию того, что полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим родителям помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей здоровыми в психологическом смысле слова. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание, гораздо легче проходят кризисные моменты своей жизни.

По-моему, консультант ещё должен отследить следующий момент в работе с родителями: насколько адекватно их отношение к возрасту ребенка, и соответствующие ли его возрасту предъявляются требования [5].

Проблема обеспечения консультативной практики. Возникновение, сущность и проявление неврозов и невротических реакций. Рассмотрение задач современного психолога-консультанта. Разработка систематики психологических трудностей в сфере развития ребенка.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.12.2014
Размер файла 33,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Паукова Ксения Владимировна

телефон (дом., сот.) 89375853486,

Проверила: Т. Макаренко

1. Проблема методического обеспечения консультативной практики

2. Возникновение, сущность и проявление неврозов и невротических реакций

Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи.

Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования -- это индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.

Цель психологического консультирования -- культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

При этом психолог, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

Мы кратко остановимся на характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу характеристики ее основные направления:

глубинная психология -- психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; бихевиоральное направление -- социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление -- гештальт-терапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Морено).

1. Проблема методического обеспечения консультативной практики

На сегодняшний день возрастно-психологический подход к консультированию в области детского развития находится в процессе разработки. Вполне естественно поэтому, что попытки его применения на практике поднимают целый ряд нерешенных вопросов в теоретическом плане и особенно в плане методического обеспечения. Попытаемся указать на наиболее острые проблемы в этой области, требующие, на наш взгляд, серьезных исследований.

Концепция возраста, выдвинутая Л. С. Выготским, представляется нам достаточно мощной исходной парадигмой, в рамках которой можно освоить ценный теоретический вклад и практический опыт самых разных направлений и подходов в психологии развития. Ключевое значение имеют исследования, прямо направленные на изучение специфики социальной ситуации развития, видов деятельности и форм общения, характерных психологических образований в каждом периоде детства.

К настоящему времени в результате многочисленных исследований по детской психологии разработан большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. В то же время в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка, его социальной ситуации развития и т. д. Требуется, следовательно, большая работа по выделению методик, наиболее адекватных целям консультирования, с последующей их модификацией, в том числе и стандартизацией на соответствующих выборках детей (возрастных или каких-либо специфических, например группах риска), а значит, и с получением так недостающих сегодня детализированных нормативов. В итоге могут быть составлены методические наборы нового типа, тесно увязанные с моделью периодизации и имеющие под собой прочную фактическую базу.

В настоящее время, когда почти полностью отсутствуют специально созданные теоретически адекватные и надежные методические средства, практические психологи вынуждены использовать имеющийся арсенал диагностических и коррекционных методик разного рода, внося в них модификации, подсказываемые собственным опытом профессиональной деятельности. В этих условиях нам представляются оптимальными систематическое сочетание в обследовании клинических и стандартизованных методик, а главное, подбор их направленности и интерпретация результатов с точки зрения сведений о нормативном содержании развития ребенка в соответствующем периоде детства, т. е. с учетом основных выделенных психологических новообразований, структуры и видов деятельности и общения, специфики социальной ситуации развития .

Практика психологического консультирования ставит на повестку дня и вопрос о разработке научно обоснованной систематики психологических трудностей и проблем в сфере развития ребенка. В настоящее время в отечественной литературе происходит активное накопление результатов исследований, анализирующих психологические механизмы различного рода трудностей и нарушений в конкретные возрастные периоды (например, конфликты подросткового возраста, вопросы психологической готовности к школьному обучению, причины школьной дезадаптации и др.)- В то же время попытки создания целостной, системной картины возможных психологических трудностей и нарушений у детей разных возрастных групп в литературе пока не представлены.

2. Возникновение, сущность и проявление неврозов и невротических реакций

консультативный невроз психолог

Возникновение неврозов неврозов и невротических реакций.

Неврозы и невротические реакции возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. Неврозы составляют до 45% общих нервно-психических отклонений в детском возрасте, преобладают у мальчиков. Проявления: заикание, энурез, фобии, тики, плаксивость, эмоциональная лабильность, раздражительность, бессонница или сонливость и т.д.

Возникновение невроза и невротические реакции зависит от 3 основных факторов: психотравмирующего, снижения реактивных сил организма под влиянием перенесенных болезней, утомления, особенностей личности.

Основные причины возникновения неврозов у детей:

Проблемы семейного воспитания:

- влияние личности родителей;

- гиперопека со стороны всех членов семьи;

- конкуренция отца и матери в стремлении доминировать;

- атмосфера избыточной строгости в семье.

- нарушения адаптивного поведения учащихся (незнание норм поведения в обществе, нарушение функции подражания ребенка и т.д.);

- страхи и фобии как основная причина неврозов.

Сущность и проявления неврозов и невротических реакций.

И. П. Павлов в рамках своего учения о неврозах определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.

В клинической психологии невроз определяют как психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов . В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности. Невроз рассматривается как следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты .

Невроз всегда психогенен, т.е. вызывается психической травмой, которая впоследствии отражается в клинической картине невроза в переживаниях ребенка, его сновидениях, интересах и т. д. С течением времени психическая травма становится менее значимой и невроз, как правило, постепенно проходит. Всем детям, страдающим неврозами, свойственны: понижение настроения, расстройство сна и аппетита (эти три компонента могут быть выражены в различной степени, но без них неврозы практически не встречаются).

Выделяют три основные формы невроза астенический, истерический и невроз навязчивых состояний(все эти расстройства проявляются и в зрелом возрасте).

Астенический невроз (неврастения) возникает в результате острой психической травмы либо хронической травмирующей ситуации (например, переутомление от многочисленных занятий). Чаще всего встречается в старшем школьном возрасте у учащихся, пренебрегающих требованиями психогигиены и чрезмерно загружающих себя умственной работой. У детей младшего возраста астенические реакции могут появиться на фоне общей соматической слабости, например, после перенесенных инфекций. Астенический невроз, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, слезливостью. Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и высокой утомляемости.

Истерический невроз обычно появляется при психической травме шокового характера. Его симптомы чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания параличи, различные припадки, расстройства координации движений, сенсорные нарушения (истерическая глухота, слепота и т. д.). Характерной чертой таких расстройств является их небольшая глубина и демонстративность Они обычно приурочены к ситуации реального или кажущегося ущемления личности ребенка, его достоинства. Истерический невроз встречается главным образом у девочек, может появиться уже в раннем возрасте. После 16--20 лет встречается реже -- наступает эмоционально-волевая зрелость, нарастает способность отстоять свое достоинство с помощью иных, более социализированных форм поведения.

Психическая травма в детском возрасте может вызвать невротическое недержание мочи (энурез) и кала (энкопрез), невротическое заикание и другие так называемые системные неврозы. Наиболее распространенные системные неврозы -- невротически тики, которые возникают, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте и наряду с другими симптомами проявляются нарушением гармоничного функционирования мышц лица (невротическое моргание, шмыгание носом, подергивание крыльев носа и т. п.), усиливаются при напоминании о них, о вызвавшей их психической травме, а также при волнении и тревоге.

В зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (от нескольких недель до нескольких месяцев) и невротическое развитие личности, которое тянется годами, постепенно деформируя личность.

Неврозы -- социальные заболевания, они порождаются дефектами во взаимоотношениях между людьми. Поэтому основа их профилактики -- поддержание гармоничных отношений в семье, соблюдение педагогического такта воспитателями, установление нормального общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Решающая роль при этом принадлежит педагогам, так как их поведение и методы воздействия на детей могут в крайне негативных случаях вызывать невротические реакции называемые - дидактогениилибо, наоборот, гасить травмирующие конфликты и компенсировать психические травмы.

Неврозы в большинстве случаев излечимы. Только запущенные случаи невротического развития личности могут переходить в зрелый возраст. Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также медикаментозно (главным образом транквилизаторами). Комплексная терапия неврозов проводится обычно амбулаторно, лишь в некоторых случаях детей, страдающих неврозами, госпитализируют в детские психоневрологические санатории и больницы.

Неврозы следует отличать от многочисленных неврозоподобных расстройств, вызываемых органическим поражением головного мозга, соматогенной астенией и другими биологическими вредностями. Чем выше самоконтроль, тем слабее выявляются неврозоподобные расстройства и сильнее невроз.

Совершенствование системы профилактики невротических расстройств, разработка методов их своевременной диагностики и эффективной терапии требуют дальнейшего всестороннего изучения сущности неврозов, их природы и особенностей клинических проявлений с позиций биопсихосоциальной модели.

1.Гиляровский, В. А. Избранные труды [текст] / В. А. Гиляровский. - М.: Медицина, 1973. - 328 с.

2.Губачев, Ю. М. Основы психосоматических отношений в клинике внутренних болезней. Психотерапия при соматических заболеваниях [текст] / Ю. М. Губачев, С. Либих. - Л.: ГИДУВ, 1977. - 160 с.

3.Каменецкий, Д. А. Неврозология и психотерапия [текст] / Д. А. Каменецкий. - М.: Гелиос АРВ, 2005. - 384 с.

4.Лакосина, Н. Д. Клинические варианты невротического развития [текст] / Н. Д. Лакосина. - М.: Медицина, 1970. - 222 с.

5.Менделевич В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина [текст] / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 608 с.

6.Мягер, В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы [текст] / В. К. Мягер. - Л.: Медицина, 1976. - 166 с.

7.Мясищев, В. Н. Личность и неврозы [текст] / В. Н. Мясищев. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. - 428 с.

8.Немчин, Т. А. Клинические особенности страха при неврозах [текст] / Т. А. Немчин / В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. - Л.: Медицина, 1965. - С. 209-217.

9.Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов: 3-е изд. [текст] / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - М.: Академический Проект, 2010. - 880 с.

10. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского-. М., 1979.

11. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Избр. психол. исследования. М., 1956.

12. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч. Т. 5. М., 1984.

13. Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч. Т. 4. М., 1983.

14. Г а ври лова Т. П. О кризисах в психическом развитии личности ре-бенка//Психологические особенности формирования личности школьник М., 1983.

Размещено на Allbest.ru

Виды психологических трудностей ребенка с детским церебральным параличом. Психологическое сопровождение детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата в условиях Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Работа психолога с детьми.

курсовая работа [629,3 K], добавлен 27.09.2013

Анализ проблемы невротических реакций у студентов. Характеристика невротических реакций. Особенности проявления невротических реакций у студентов. Эмпирическое исследование специфических проявлений невротических реакций у студентов в период сессии.

курсовая работа [78,1 K], добавлен 06.02.2008

Запрос на психологическую помощь. Особенности позиции родителя, его отношение к проблеме ребенка и его мотивация при обращении за консультативной помощью. Гипотезы о причинах трудностей развития ребенка. План и результаты психологического исследования.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 16.06.2009

Типы пациентов психолога-консультанта. Профессиональная позиция психолога-консультанта. Отличие психологического консультирования от других видов практической психологической помощи. Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 09.02.2012

Стремительные изменения общества в экономической сфере. Широкое внедрение психологии в практику. Психологическое консультирование. Требования к личности консультанта. Открытость собственному опыту. Развитие самопознания. Принятие личной ответственности.

курсовая работа [31,0 K], добавлен 23.11.2008

Проблема соответствия психологических исследований нормам этики. Требования к деятельности психолога в эксперименте по отношению к испытуемому. Психологические эксперименты, неоднозначные с этической точки зрения. Обязанности профессионального психолога.

реферат [22,7 K], добавлен 04.02.2013

Определение психологического консультирования, как вида профессиональной деятельности практического психолога. Этические аспекты деятельности психолога-консультанта. Общие сведения о клиенте. Методический анализ стенограммы сеанса консультирования.

курсовая работа [40,1 K], добавлен 20.01.2014

Специфика принципов единства диагностики, нормативности развития, коррекции "сверху вниз" и "снизу вверх". Определение задач коррекционно-развивающей деятельности. Формирование возрастно-психологических новообразований. Исправление отклонений в развитии.

презентация [102,4 K], добавлен 03.04.2016

Психологічне консультування як професійна діяльність психолога. Відмінність консультування від психокорекції і психотерапії. Допомога психічно нормальним людям покликана розширити кордони самопізнання людини. Етичний кодекс психолога-консультанта.

реферат [30,3 K], добавлен 03.01.2011

Рассмотрение основных психологических трудностей и особенностей профессиональной помощи семьям с аутичным ребенком. Влияние поведения родителей на эмоциональное состояние ребенка. Принципы реабилитационной работы специалистов с аутичными детьми.

реферат [30,3 K], добавлен 29.03.2010


  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.