Дидактическим неврозом что это такое

Под данным термином понимаются психогенные расстройства ВНД. Проявления и признаки невроза чрезвычайно разнообразны: соматические или вегетативные нарушения, фобии, обсессии, компульсии, проблемы с памятью, изменение личности.


Патология характеризуется продолжительным течением, требует дифференциальной диагностики с другими схожими заболеваниями. Лечение обычно проводится комплексное, включающее психотерапию и прием медикаментов.

Что такое невроз

Причины

Несмотря на то, что причины неврозов выясняются уже длительное время, достоверных данных о происхождении патологии пока нет. Довольно долго они связывались с напряженным темпом жизни горожан, а также особенностями профессиональной деятельности. Но как показали практические исследования, нервозности способствуют преимущественно внутрисемейные и межличностные конфликты.


При этом степень психотравмирующего воздействия определятся не столько объективной силой стресса, сколько его субъективным восприятием. То есть для невротиков имеют значение определенные индивидуальные триггеры, запускающие механизм развития заболевания. Поэтому психоневроз часто возникает и прогрессирует на фоне незначительных, по мнению окружающих, событий, в то время как для конкретного индивидуума они могут быть очень значимы.

Большое влияние на формирование патологических реакций оказывают также особенности личности пациента. Например, женщины психоневрозом страдают в 2 раза чаще, чем представители сильного пола из-за повышенной эмоциональной лабильности. Также к неадекватной реакции на стрессовые ситуации более склонны люди особого психоэмоционального склада: демонстративные, мнительные, подверженные депрессиям.

Часто неврозы развиваются у подростков на фоне возрастных изменений в работе эндокринной системы. Гормональный дисбаланс оказывает влияние также на психическое состояние женщин в период климакса. У детей причиной невроза нередко становятся другие специфические расстройства нервной деятельности – логоневроз или энурез. Нельзя исключать и влияния такого фактора, как наследственная предрасположенность.

Механизм и этапы развития заболевания

Патогенез невроза связан с деятельностью некоторых отделов головного мозга, преимущественно – гипоталамуса. Расстройство его функционирования приводит к нарушению взаимодействия и внутренних связей между эндокринной, вегетативной и другими сферами.

При отсутствии органических поражений мозговых структур наблюдается дезинтеграция этих процессов, приводящая к дезадаптации и появлению патологических реакций. Поскольку нарушается деятельность вегетативной нервной системы, наряду с расстройствами психического характера возникает соматическая симптоматика. Чаще всего развивается вегето-сосудистая дистония.

Все неврозы в своем развитии проходят три последовательные стадии. Две первых, несмотря на их продолжительность, можно отнести к острым состояниям, а третья считается уже хронической формой заболевания:

  • Невротическая реакция. Является ответом на психотравму, длится обычно не более месяца, характерна для детского возраста. У взрослых, психически здоровых людей может наблюдаться в качестве единичных случаев.
  • Невротическое состояние. Имеет все признаки невроза, однако при помощи психотерапии, медикаментов проходит без последствий. Продолжительность этой стадии может варьироваться от полугода до 2 лет, если воздействие психотравмирующей ситуации не ослабевает.
  • Третий этап – собственно невроз в хронической форме. На данном этапе патологические изменения приобретают стойкий характер, медикаментозному лечению и психотерапии не поддаются.

Классификация

Особенности личности, специфика механизма развития заболевания, общее состояние организма обуславливают разнообразие форм невротических состояний. Некоторые из них объединены под одним общим понятием (как панические атаки или клаустрофобия), другие выделены в отдельные группы.

В современной неврологии рассматривается несколько видов неврозов:

  • неврастения;
  • конверсионное расстройство (или же истерический невроз);
  • обсессивно-компульсивное расстройство, сокращенно ОКР;
  • депрессивный;
  • ипохондрический;
  • тревожно-фобический;
  • соматотрофные нарушения;
  • послестрессовые расстройства.

Для каждого вида патологии характерна собственная симптоматика, хотя нередко встречаются смешанные разновидности.

Симптомы

Диагностика разных видов неврозов требует профессионального подхода. Неврологи используют различные методики выявления заболевания и его причин: тестирование, патопсихологическое обследование, изучение структуры личности пациента.

Для постановки дифференциального диагноза, исключения цереброваскулярных и органических нарушений назначаются инструментальные исследования. Тем не менее, уже при первичном осмотре на основании жалоб и специфических симптомов можно с большой долей достоверности определить тип невротического расстройства.

Второе название патологии – астенический невроз. Чаще всего встречается у мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, развивается на фоне продолжительных физических или психических перегрузок. Представляет собой истощение нервной системы, которому способствует наличие соматических заболеваний и вредных привычек.


Пациенты нередко жалуются на расстройства со стороны ЖКТ: диспепсию, отсутствие аппетита, боли в эпигастрии, метеоризм, запоры или диарею. Характерным признаком невроза у мужчин является преждевременная эякуляция на фоне сниженного полового влечения.

Два последних фактора в совокупности особенно негативно сказываются на психофизическом состоянии пациента, усугубляя неврастению. В зависимости от этапа развития патологии отмечаются повышенная возбудимость или апатия.

Обсессивно-компульсивное расстройство или же невроз навязчивых состояний встречается значительно реже, чем неврастения. В качестве причины выступают, предположительно, наследственные особенности нейрогуморальной регуляции в сочетании с внешними триггерными факторами.

Клинически заболевание проявляется двумя основными симптомами – обсессиями и компульсиями. Первые представляют собой навязчивые мысли, от которых невозможно избавиться. Они включают страхи, сомнения, воспоминания, представления. Компульсии – это действия, при помощи которых пациент пытается отвлечься от обсессий, понизить уровень собственной тревожности. Они могут выполняться как явно (повторяющиеся движения, гримасы), так и мысленно.


Признаки истерического невроза у женщин и мужчин очень многочисленны и разнообразны:

  • нарушения координации;
  • афония или заикание;
  • тремор пальцев;
  • частичные параличи;
  • парестезии;
  • временная утрата слуха, зрения;
  • боли в области сердца, желудка, других внутренних органов (спектр соматических проявлений ограничивается только фантазией пациента);
  • припадки, похожие на эпиприступы;
  • цефалгия.

Признаки заболевания проявляются всегда внезапно, но при условии наличия других людей рядом заканчиваются так же. Несмотря на выраженную симптоматику неврологических или соматических болезней, органические поражения либо мозговая патология отсутствуют.

При данной форме невроза симптомы проявляются, прежде всего, характерной триадой: снижение активности, заторможенность речи и мышления, пониженное настроение. При этом общий позитивный взгляд на будущее сохраняется, работоспособность и умение взаимодействовать с окружающими тоже не утрачиваются.

Данный симптомокомплекс, проявляющийся обычно у лиц, склонных к мнительности и тревожности, заключается в неадекватном отношении к состоянию здоровья (собственного или близких людей). У пациента наблюдаются апатия, вспышки раздражительности, удрученность, нарушения сна, потеря аппетита.

На фоне ухудшения общего состояния появляются соматические симптомы невроза: цефалгия, головокружение, нарушения сердечного ритма, боли. При этом больной воспринимает их как признаки опасных заболеваний (рака, некроза тканей), постоянно думает о них, часто обращается за медицинской помощью.

Основными, общими для всех видов заболевания, признаками являются:

  • социальная замкнутость, трудности с установлением контактов;
  • высокая степень неуверенности в себе, зависимость от оценки окружающих;
  • повышенная чувствительность, склонность к переживаниям.

Первые симптомы невроза проявляются обычно в детстве, а в качестве причины выступает наследственность в сочетании с особенностями воспитания. Такие дети отличаются застенчивостью, пугливостью, которые к подростковому возрасту трансформируются в замкнутость.

При этом пациент испытывает острую потребность в социальных контактах, но из-за боязни критики, осуждения или неприязни со стороны окружающих избегает общения.

На фоне сильной или продолжительной психотравмирующей ситуации у пациента, страдающего соматотрофным неврозом, возникают симптомы различных соматических заболеваний.

Клиническая картина может полностью соответствовать патологии сердечно-сосудистой системы, желудка, кишечника, но в ходе тщательного инструментального и лабораторного обследования никаких органических поражений не выявляется.

Среди многочисленных видов психических расстройств одно из первых мест занимает невроз (симптомы заболевания встречаются почти у каждого второго жителя планеты). Патология характеризуется истерическими, астеническими и навязчивыми состояниями, вызванными негативным воздействием внешних раздражителей, а также глубинными конфликтами внутри личности.

Причины неврозов


Есть много информации о том, как бороться с неврозом, однако прежде всего необходимо разобраться в причинах возникновения этого расстройства. Выделяют два основных фактора, на фоне которых развивается заболевание:

  1. Психогенный
    К первой категории относятся ситуации, провоцирующие психологическую травму. Это может быть как сильный стресс (например, потеря близкого человека), так и длительное нервное напряжение, связанное с профессиональной деятельностью или неблагоприятной семейной обстановкой.
  2. Внутриличностный.
    Нередко невроз возникает и на почве внутренних противоречий, которые в основном зарождаются еще в детском или подростковом возрасте. Корень проблемы кроется в ошибках воспитания и психологических травмах, в результате чего формируется ранимая, нерешительная и закомплексованная личность.

Этапы развития невроза

На первых этапах невроз выражен слабо, что часто мешает его своевременному выявлению:

  1. Первый этап.
    Начальная стадия типична для детского возраста и проявляется слабыми или средними невротическими реакциями на внешние раздражители. Громкий плач, истерика и капризы характерны для многих детей, поэтому родители редко обращают внимание на первые симптомы расстройства.
  2. Второй этап.
    На второй стадии заболевания личность становится все более подверженной воздействию стрессовых ситуаций, причем нервная реакция возникает не только на негативные раздражители, но и на радостные события, после которых человеку все тяжелее расслабиться и вернуться в спокойное состояние. Тем не менее как первая, так и вторая формы легко поддаются терапии.
  3. Третий этап.
    При длительном игнорировании симптомов патология переходит в хронический вид. На этом этапе формируется глубокий невроз, при котором происходит кардинальная трансформация характера и поведения пациента. Запущенные формы сложно излечить полностью, а симптомы болезни можно лишь купировать при помощи медикаментозной или психотерапевтической методик. Опасность хронического расстройства заключается еще и в том, что личность навсегда утрачивает свои типичные качества.

Симптомы невроза

Заболевание имеет много симптомов, которые могут проявляться как на психологическом, так и на физиологическом уровне. Тяжесть протекания расстройства зависит от многих факторов, но основную роль играет образ жизни и индивидуальные особенности нервной системы пациента. Вследствие того, что женщины более эмоциональны, признаки невроза у них выражены острее, чем у мужчин. Тем не менее общие симптомы расстройства у представителей обоих полов практически одинаковы.

Типичным признаком патологии является повышенная тревожность, которая влечет негативную оценку событий и неадекватное восприятие реальности со стороны больного. Симптомы невроза у женщин часто проявляются в виде постоянной плаксивости и раздражительности, мужчины, наоборот, больше замыкаются в себе или начинают снимать стресс при помощи спиртных напитков.

Основные психологические проявления расстройства:

  • эмоциональная нестабильность и резкие перепады настроения;
  • фиксация на негативной ситуации;
  • прогрессирующие фобии и страхи;
  • панические атаки;
  • чувство вины и заниженная самооценка;
  • наличие навязчивых идей;
  • необъяснимое чувство печали, утраты и тоски;
  • сложности в принятии решений;
  • негативные мысли о будущем.

Запущенные формы патологии часто сопровождаются неприятными физическими проявлениями. Такие симптомы не являются следствием отдельных заболеваний и в основном связаны с нарушениями в работе вегетативной системы. Тем не менее прогрессирующий и длительный невроз может послужить толчком к сбоям в функционировании всего организма, что впоследствии грозит появлением дополнительных проблем со здоровьем. Чтобы этого избежать, необходимо позаботиться о своевременном лечении невротического расстройства уже при первых его проявлениях.

Характерные симптомы невроза на физиологическом уровне:

  • болезненные ощущения в области грудной клетки и сердца;
  • частые неврастенические головные боли;
  • снижение зрения;
  • сбои сердечного ритма;
  • нарушения в работе мочеполовой системы;
  • чувство недостатка воздуха при вдохе;
  • дерматологические проблемы (сильно чешется кожа, наблюдаются различные высыпания);
  • тремор конечностей;
  • повышение или понижение артериального давления;
  • избыточное потоотделение;
  • головокружение и обморочное состояние;
  • проблемы со сном;
  • снижение или усиление аппетита;
  • снижение полового влечения (у мужчин — импотенция);
  • тяжесть и боль в желудке.

Виды неврозов

Выделяют социальный, послеродовой, двигательный, школьный, кардиофобический и информационный и другие типы неврозов. Наиболее часто встречается 5 разновидностей этой патологии:

  1. Невроз навязчивых состояний.
    Сложная для лечения форма, в основе которой лежат фобии. Заболеванию подвержены мнительные, впечатлительные и неуверенные в себе люди. Хронический невроз навязчивых состояний крайне опасен, поскольку грозит трансформацией в более тяжелые психические расстройства.
  2. Неврастения (астено-невротический синдром).
    Патология, развивающаяся на фоне хронической усталости. Клинические проявления: нарушение сна, головные боли, раздражительность, вялость, апатия.
  3. Тревожное расстройство.
    Пациенты с этим видом патологии испытывают постоянную тревогу и необоснованные страхи. Основные симптомы: панические атаки, сухость во рту, усиленное сердцебиение и потоотделение.
  4. Истерия.
    Вид расстройства, которому больше подвержены женщины. Типичные проявления: громкие крики, бурные рыдания, судорожные припадки.
  5. Ипохондрический невроз.
    Свойственен мнительным людям с чрезмерным вниманием к себе и своему здоровью.

Диагностика неврозов

Диагностика патологии начинается с изучения факторов, которые могли привести к ее развитию. В первую очередь специалист обращает внимание на наследственность пациента, его физическое здоровье, а также обстоятельства, предшествующие появлению первых симптомов заболевания.

Существенная роль отводится и динамике проявлений невроза: исследуется периодичность и сила симптомов, их зависимость от жизненных обстоятельств и сезонных колебаний. Диагноз невротическое расстройство ставится только в следующих случаях:

  • при отсутствии физических патологий, которые могли привести к похожим симптомам;
  • если заболевание имеет длительный характер, а симптомы регулярны;
  • если пациент может адекватно оценивать собственные реакции;
  • если нет подозрений на более сложные виды психических отклонений.

Лечение невроза


Имеется много методик, применяющихся при лечении расстройства, но нет общих схем, которые одинаково эффективно помогали бы всем пациентам. Только тщательное изучение истории болезни и постановка верного диагноза позволит специалисту понять, можно ли вылечить невроз полностью и каковы шансы на то, что через некоторое время заболевание не проявит себя снова.

Способы лечения невротического расстройства:

  1. Медикаментозный.
    Применяются лекарственные препараты химического и растительного происхождения (транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, анксиолитики, витамины и минералы, седативные средства). Метод способствует облегчению физических и психологических симптомов, однако причину заболевания медикаменты устранить не способны. При помощи фармацевтических препаратов проводят лечение невралгии, которая часто является следствием длительного невроза.
  2. Гипнотерапия.
    Позволяет специалисту изучить подсознание пациента и выявить истинную причину появления расстройства, после чего внушить больному положительные установки, которые будут способствовать исцелению.
  3. Психотерапия.
    Методика, помогающая больному вспомнить, осознать и проработать все факторы, которые привели к развитию болезни.

В большинстве случаев комплексный подход дает хорошие результаты, однако прогноз полного или частичного излечения зависит только от того, сколько длится болезнь.

Профилактика неврозов

Профилактику невротических расстройств следует начинать еще в детском возрасте, поскольку неправильное воспитание ребенка — основная причина развития этой патологии. Так, дети с ранних лет должны учиться самостоятельно преодолевать трудности, иметь выдержку, настойчивость и терпение.

Атмосфера излишней вседозволенности или, наоборот, строгости провоцирует у ребенка развитие мнительности, неуверенности, тревожности и прочих начальных симптомов заболевания. Поэтому родителям всегда следует помнить о том, чем опасен невроз, и не допускать его начальных проявлений.

Свести к минимуму риск возникновения тяжелого невротического расстройства помогут благоприятная обстановка в семье и коллективе, правильное и регулярное питание, полноценный отдых, отказ от вредных привычек, умеренные занятия спортом и контроль эмоций. Запущенный невроз можно предотвратить, если следить за своим эмоциональным состоянием, а при первых тревожных симптомах сразу же обращаться за помощью к профильному специалисту.

4.4 Дидактогенный невроз

Дидактогенный невроз в случае обучения шестилеток может возникнуть при невнимании учителя к их возрастно-психологическим особенностям. По мнению многих авторов (Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В.С.Мухина и др.) стиль и характер педагогического взаимодействия учителя и шестилетнего ребенка в значительной мере отличается от классического подхода к обучению семилеток. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе данной главы.

Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе.

Ряд авторов (Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Каган и др.) считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.

4.5 Проблемы ребёнка при поступлении в школу

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

 режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);

 коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

 проблемы взаимоотношений с учителем;

 проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Таким образом, школьная адаптация — процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Согласно существующей классификации форм дезадаптации, нарушения адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

 несформированности элементов учебной деятельности;

 несформированности мотивации учения;

 неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

 неумения приспособиться к темпу школьной жизни.

Глава 5. Компоненты психологической готовности

5.1 Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам.

Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

 аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

 рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

 интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

 овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

 развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Интеллектуальная готовность является важной, но не единственной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

5.2 Личностная готовность ребенка к школе

Для самого человека личность выступает как его образ-Я, Я-концепция. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка.

Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника. Большое внимание роли мотивационной сферы в формировании личности ребенка было уделено в теоретических работах Л.И. Божович. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, т.е. наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности.

Многие авторы, рассматривающие личностный компонент психологической готовности к школе, уделяют особое внимание проблеме развития произвольности у ребенка. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — основная причина неуспеваемости в первом классе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:

 умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

 умение ориентироваться на заданную систему требований;

 умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

 умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

 к 5,5—6 годам возможно выполнение реципрокных движений кистей рук (с единичными ошибками);

 к 6,5—7 годам ребенок выполняет произвольные мимические движения по речевой инструкции взрослого (с единичными ошибками);

 к 7-7,5 годам ребенок может выполнять различные двигательные программы как разными руками (ногами), так и мимической мускулатурой.

Диагностика произвольности высших психических функций предусматривает определенные возрастные нормативы:

 к 5,5-6 годам ребенок удерживает инструкцию, иногда помогая себе приговариванием, самостоятельно обнаруживает ошибки, может их исправить, удерживает в основном программу деятельности, но при этом может нуждаться в организующей помощи взрослого. Доступно распределение внимания не более чем по двум признакам одновременно;

 к 6,5-7 годам ребенок может удерживать инструкцию, но при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении. К этому возрасту ребенок способен удержать программу выполнения заданий вербального и невербального характера. На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Свободно справляется с заданиями, требующими распределения внимания по двум признакам;

 к 7-7,5 годам ребенок полностью удерживает инструкции и задания, способен самостоятельно выстраивать программу выполнения, самостоятельно исправляет очевидные ошибки. Доступно распределение внимания по трем признакам одновременно.

При соотнесении приведенных возрастных нормативов и параметров, выделенных Д.Б. Элькониным в качестве нижнего уровня актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе, можно сделать вывод о наличии некоторого противоречия. С одной стороны, уровень произвольности, необходимый для успешного обучения в условиях массовой школы, согласно возрастным нормативам, достигается лишь с возрастом 6,5-7 лет, с другой — массовый переход на начало обучения возможен с шести лет.

В.Н.Мясищев определяет невроз как болезнь личности, и в первую очередь болезнь развитой личности.

Невроз – это болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей его действительностью, конфликта, разрушающего его социальные связи, изолирующего его.

Невроз является следствием неудач, фрустрации и межличностных конфликтов и в то же время нередко служит их причиной.

-у невроза есть начало, течение как у любой болезни;

-чаще возникает в зрелые годы;

-имеет отчетливый психогенный характер (кратковременная, или хроническая психотравма);

- видны физиологические изменения.

Существует много классификаций неврозов, но самая распространенная выделяет следующие виды неврозов:

-невроз навязчивых состояний;

При неврастении преобладает повышенная психическая утомляемость (астения), отвлекаемость и трудность концентрации внимания, раздражительная слабость (т.е. недержание эмоций и их быстрое истощение), общая вялость, невыносливость.

Невроз страхов характеризуется большим количеством страхов, высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе.

При неврозе навязчивых состояний существуют идущие помимо желания навязчивые страхи, мысли и действия, мнительность, колебания в принятии решения.

Истерический невроз характеризуется расстройствами настроения, капризностью, эгоизмом, фиксацией внимания на своих болезнях.

Общее для всех видов неврозов:

-состояние беспокойства, расстройства вегетативной регуляции, излишняя подвижность, тики, заикание, энурез и т.д.

Причины возникновения неврозов можно назвать следующие:

-хроническая психотравмирующая семейная ситуация;

-острая психическая травма;

- бытовое пьянство и алкоголизм родителей.

Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, нежелания посещать школу. Такое устойчивое переживание неблагополучия может иметь разную форму и интенсивность: школьный невроз, школьная фобия, дидактогенный невроз, дидактогении, школьная тревожность.

О школьном неврозе говорят тогда, когда боязнь школы, тревога существует на неосознанном уровне, проявляясь в виде соматических симптомов (рвота, головные боли, повышение температуры) перед посещением школы. Школьный невроз является главной причиной отставаний в учебе. В тяжелых случаях он может развиться в заболевание, которое будет требовать длительное лечение. Причины школьного невроза делятся на внутришкольные и внешкольные.

Страх перед школой становится причиной тревожных аномалий.

При школьной фобии происходит фиксация разных форм страха, вызванных посещением школы, речь идет именно о непреодолимом страхе, предневротических формах страха.

Дидатогеный невроз указывает, что страх ребенка вызван непосредственно системой обучения (несправедливым нетактичным поведением учителя, чрезмерной строгостью, запугиванием, унижением).

Школьная тревожность это сравнительно легкая форма проявления эмоционального неблагополучия.

Педагогическая запущенность

Социально - педагогическая запущенность представляет собой неудачный термин, здесь правильнее говорить о социальной запущенности, имеется в виду отставание детей в развитии, обусловленное неблагоприятными семейными условиями и условиями среды. В первую очередь речь идет о детях, ненужных своим родителям.

Условно данные типы родителей можно подразделить на две подгруппы. В первую подгруппу будут входить те родители, которые ждали рождение ребенка, но впоследствии он оказался обузой для них, а также те родители, которым ребенок нужен, он ими любим, но никто не занимается его воспитанием, ребенка одаривают дорогими подарками, а как с ними играть ребенку не объясняют.

Во вторую подгруппу входят родители, которым ребенок не нужен был с самого начала.

Часто о педагогически запущенных детях говорят, когда поведение этих детей значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.

Для всех детей с социальной запущенностью характерно:

- задержка моторного развития;

-недоразвитие речи (с ребенком мало разговаривают, не слушают его, а со сверстниками не разрешают играть);

-плохо развито логическое причинно-следственное мышление. Эти дети получают готовые сведения.

-неготовность к школьному обучению;

-неумение слушать, не понимают обращенной к ним речи;

-несформированность произвольного внимания;

-несформированностьобщеучебных, обще трудовых навыков (умения принять, выслушать задание, умение анализировать, умение работать по готовому плану, умение самостоятельно планировать свою работу);

-не сформированы некоторые интеллектуальные операции (анализ, отсутствие навыка сравнения, абстрагирования);

-отсутствие слов в словаре для названия вида, рода, слов с флексиями, слов с оттеночными значениями, стилистической окраски;

-личностные особенности детей (отсутствие самостоятельности, неумение подобрать собственный пример, неумение использовать свой личный опыт).

Педагогическая запущенность может фигурировать в различных формах, имея разные причины и следствия. Так, например, Одной из форм может быть несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причиной может выступать индивидуальные особенности интеллектуального развития, а следствием – плохая успеваемость.

Еще одной формой может быть несформированность мотивации учения, направленность на другие, нешкольные виды деятельности. Причинами -инфантилизм воспитания, гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию, следствием - плохая успеваемость и поведение на фоне высокого уровня познавательных способностей. Третьей формой является неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причинами чаще всего бывают особенности семейного воспитания, а следствием – неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослого, нарушения общения, слабая успеваемость.

В настоящее время наблюдаются большие расхождения при выборе терминов и понятий для обозначения семей с дисгармонией межличностных взаимоотношений, а также при раскрытии содержания этих понятий.

Л.И.Смагина предлагает классификацию семей, основанную на характеристике положения детей, данная классификация выстроена иерархично:

-проблемная семья. Эта семья характеризуется эмоциональной отчужденностью членов семьи, отношения приобретают напряженный характер;

-неблагополучная семья. В подобной семье присутствует постоянное физическое и психическое давление на ребенка, вплоть до физического насилия. Пребывание в такой семье негативно отражается на поведении и развитии ребенка;

-асоциальная семья. Для этого типа семьи характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма. Нахождение в такой обстановке несет прямую угрозу жизни и здоровью ребенка.

Достаточно частой причиной распада семей является социальная депрессия из-за невозможности реализовать себя в изменившихся условиях. Современная семья нуждается в поддержке.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.