Дифференциальная диагностика неврозов у детей

Вейц А.Э. (Сумгаит, Азербайджан)


Вейц Алина Эмильевна

– детский врач-психоневролог, Сумгаитский городской психоневрологический диспансер.

Аннотация. В статье представлена дифференциальная диагностика эмоциональных нарушений у детей с неврозами неорганической этиологии и детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10), разработанная по результатам исследования дошкольников и младших школьников. Выявлены клинико-психологические особенности эмоциональных расстройств у детей обеих групп. Отмечены особенности протекания эмоциональных реакций при церебрастеническом синдроме. Проведенное исследование позволило разработать дифференциально-диагностические критерии эмоциональных нарушений органического происхождения, что дает возможность более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.

Ключевые слова: эмоциональные нарушения у детей, нарушения волевой сферы у детей, неврозоподобный синдром у детей, церебрастенический синдром у детей, неврозы у детей, психология эмоций, резидуально-органическая патология ЦНС.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте характеризуются рудиментарностью, атипичностью, проявлением в виде эквивалентов (поведенческих и соматовегетативных) [17, 8]. В связи с этими особенностями нет единой классификации эмоциональных нарушений у детей [10, 5, 9, 12], и, соответственно, трудно провести дифференциальный диагноз между эмоциональными расстройствами у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами.

Для определения клинико-психологических особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10) и проведения дифдиагностики с таковыми у детей с неврозами мы руководствовались следующими эмоциональными показателями [23]:

1. Количественная характеристика

2. Качественная характеристика

6. Динамика (темп протекания, быстрота возникновения или изменения эмоций)

7. Степень осознанности, самооценка

8. Саморегуляция, самоконтроль

9. Отношение к родителям и остальным окружающим

В нашем исследовании изучалось 120 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разделенных на 2 группы по 60 человек каждая – дети с неврозоподобным синдромом (основная, первая группа) и дети с неврозами (2 группа).

Критерии включения в основную группу – возраст 5-10 лет, резидуально-органическое поражение ЦНС в анамнезе, наличие признаков неврозоподобного синдрома и (или) форм церебрастенического синдрома F 06.6 (одна или смешанный вариант), наличие эмоциональных расстройств с особенностями протекания, характерными для неврозоподобного синдрома.

Критерии исключения из основной группы – возраст младше 5 и старше 10 лет, неорганическая этиология, а также этиология, обусловленная не резидуально-органическими поражениями ЦНС в анте-, интра- или постнатальном периодах, а недавно перенесенными ЧМТ или инфекционными заболеваниями головного мозга (менингиты, энцефалиты), наличие неврозоподобного синдрома в рамках вялотекущей шизофрении, наличие умственной отсталости, инвалидизирующих соматических заболеваний и текущего органического заболевания ЦНС, наличие расстройств галлюцинаторно-бредового регистра.

Рассмотрим каждый параметр отдельно.

Для детей обеих групп характерны фобии – страхи, которые приобрели признаки навязчивости. У детей 2 группы они проявляются в форме фобической гипотимии – снижения настроения, связанного с навязчивым страхом или страхами [14, 6, 11, 20]. Они осознают всю нелепость страхов и пытаются от них избавиться, стесняясь их и очень болезненно воспринимая реплики окружающих (p < 0.01). В то же время дети 1 группы не обращают внимания на свой недуг, совершенно безразличны к мнению окружающих (p < 0.02), не стремятся от них избавиться. Критика к своим страхам у них отсутствует.

Если при неврозоподобных состояниях такие симптомы, как дефицит внимания, ухудшение памяти, энурез, энкопрез, нарушение сна, эмоциональная лабильность, нарушение коммуникативных функций, патологические действия (сосание пальцев, кусание ногтей, трихотиломания, онанизм и т.д.), – носят непрерывный характер, то у детей с неврозами их проявления связаны с отношениями с окружающими и зависят от психосоциальных факторов [15, 19]. У последних это выражается в виде депрессивных состояний, сопровождающихся соматовегетативными и двигательными нарушениями. Настроение таких детей начинает снижаться, они становятся вялыми, заторможенными, капризными, плаксивыми. Появляется нарушение сна, энурез, энкопрез. Наблюдается ухудшение памяти, снижается концентрация внимания, в результате чего снижается школьная успеваемость, возникают проблемы в отношениях со сверстниками, родителями и учителями. Дети становятся конфликтными, резко снижается их самооценка, повышается тревожность. Как компенсация, возникают патологические действия.

При дифдиагностике необходимо учитывать, что депрессивные проявления у детей с неврозами сходны с неврозоподобной симптоматикой и имеют циклический характер, а у детей основной группы – непрерывный. Также при депрессиях обязательна личностная реакция, которая в более слабой степени, чем у старших детей и взрослых, но все же выражена у исследуемых детей с неврозами (p ≤ 0.01).Тогда как у детей с неврозоподобным синдромом личностная реакция отсутствует(p ≤ 0.01) – следовательно, у них не бывает депрессивных состояний.

2. По результатам наших наблюдений, из качественных характеристик эмоциональных нарушений для детей основной группы характерны такие паратимии (извращение эмоций, несоответствие эмоционального реагирования вызвавшей его ситуации), как эмоциональная откликаемость и амбивалентность. В силу эмоционального инфантилизма, незрелости эмоционально-волевой сферы дети с неврозоподобным синдромом не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование. Поэтому они стремятся повторить эмоциональные реакции окружающих (эмоциональная откликаемость). Эти дети не способны четко дифференцировать эмоции, осознавать противоположность испытываемых ими чувств к одному и тому же объекту (амбивалентность).

5. По длительности – детям второй группы свойственны эмоциональные реакции, для которых типична отчетливая связь возникших переживаний с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими, а детям первой – эмоциональные состояния, характеризующиеся стойким изменением нервно-психического тонуса [14, 2, 21]. Из эмоциональных состояний у этих детей особенно часто встречается фрустрация, выражающаяся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемых непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели [23, 15].

По результатам нашего исследования по методу Розенцвейга, показатели фрустрации у детей с неврозоподобным синдромом отличаются от таковых у детей с неврозами. Так, преобладание в ответах реакций NP у детей основной группы (p ≤ 0.05) свидетельствует о том, что у них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями; низкий процент реакций OD (p ≤ 0.01) показывает, что они не могут правильно ориентироваться в сложившейся ситуации, не способны самостоятельно принимать решения; низкий процент интрапунитивных реакций I (p ≤ 0.01) свидетельствует об отсутствии у них способности к самокритике, умения адекватно оценивать свои поступки и потребности в необходимости их оценивать.

6. Динамика эмоциональных нарушений у детей обеих групп также различна – для 1 группы характерны слабодушие или недержание аффекта, встречающееся в рамках церебрастенического синдрома, являющегося ведущим для резидуально-органической патологии ЦНС, а также эмоциональная ригидность. При слабодушии у детей с неврозоподобным синдромом наблюдаются быстрые переходы от благодушия к слезливости и наоборот, причем благодушие и слезливость – видимые, не соответствуют глубине эмоциональных переживаний. Очень характерна для таких детей эмоциональная ригидность – дети не могут быстро переключиться с одной эмоциональной реакции на другую, не могут быстро адаптироваться к смене ситуации. У 80 % этих детей невозможность переключения эмоций сопровождается агрессивностью (эксплозивность).

Для детей второй группы характерна эмоциональная неустойчивость, при которой, в отличие от детей основной группы, – эмоциональные реакции строго дифффернцированы, протекают очень бурно и всегда зависят от изменения ситуации.

7. Степень осознанности своего состояния у детей с неврозоподобным синдромом низкая. Они и не пытаются понять свои недуги, не пытаются с ними бороться, не стыдятся их, им безразлично мнение окружающих, в связи с чем самооценка у них не занижена (p < 0.01). Она просто не выражена, у них отсутствует критика к своему состоянию. Эти дети не осознают себя как личность, у них отсутствует реакция личности на свой дефект.

8. По результатам опросника Кеттелла, степень саморегуляции у детей первой группы низкая(p ≤ 0.05), они не могут организовать свое время, планировать свои дела, им трудно сосредоточиться на чем-то одном, они не могут направить свою энергию в конструктивное русло. Ответственность за поступки у них – минимальная (p ≤ 0.05), а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств, привыкли к сиюминутному исполнению желаний, а когда это не удается – становятся агрессивными и дисфоричными, не хотят ничего менять.

Результаты исследований представлены в таблице:

Таблица. Показатели эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами


И.В. Крук выделил ЦС с преимущественными нарушениями в познавательной сфере и ЦС с преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, каждый из которых в свою очередь подразделяется на астеногиподинамический и астеногипердинамический варианты [14].

Мы наблюдали за детьми с ЦС с преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере (ЦС III и ЦС IV типа). Из эмоциональных нарушений при ЦС III типа (атеноадинамический вариант) наблюдается слабодушие, эмоциональная истощаемость, дисфории и характерная иррациональность между причиной эмоциональной реакции и ее проявлением. Эмоциональные реакции при этом развивались по типу замкнутого круга. При невыполнении желания дети плакали, а когда их пытались утешить или даже исполнить это желание – плач только усиливался.

Для эмоциональных нарушений при ЦС IV типа, по нашим наблюдениям, характерна повышенная возбудимость, эксплозивность, неустойчивость интересов, эмоциональная истощаемость, незрелость эмоций, агрессивность.

При дифдиагностике эмоциональных нарушений у детей с ЦС и с неврастенией мы обращали внимание на отсутствие связи проявления эмоциональных нарушений с психотравмирующей ситуацией, на отсутствие реакции личности на свой дефект, на более грубый и стойкий характер протекания эмоций у детей с неврозоподобным синдромом. Кроме того, эмоциональная истощаемость у детей с ЦС сопровождается двигательной и когнитивной истощаемостью, обильной вегетососудистой симптоматикой и негрубыми неврологическими изменениями, выявляемыми клиническим и параклиническим путем [1].

Таким образом, при диффференциальной диагностике эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами необходимо учитывать следующие особенности:

• В силу незрелости эмоционально-волевой сферы, дети с неврозоподобным синдромом не способны четко дифференцировать эмоции, разделять их на положительные и отрицательные.

• Им свойственен эмоциональный инфантилизм, в силу чего они не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование.

• Для них характерно несоответствие эмоциональных проявлений возникшей ситуации – на обстоятельства, требующие острого, немедленного реагирования, они не обращают внимания, их эмоциональные реакции носят стертый, однообразный характер. В обычных же, бытовых ситуациях эти дети могут проявить беспричинную агрессивность и(или) эксплозивность (чрезмерную эмоциональную возбудимость с бурными аффективными вспышками, сопровождающуюся агрессией и дисфорией). Эксплозивность обусловлена органической природой неврозоподобного синдрома.

• Для детей с неврозоподобным синдромом специфична алекситимия, при которой дети не могут определить свое эмоциональное состояние, в связи с чем они начинают копировать эмоциональные реакции окружающих (эмоциональная откликаемость).

• Они не могут своевременно переключаться с одной эмоциональной реакции на другую. Им свойственна эмоциональная ригидность.

• Им свойственна низкая фрустрационная толерантность. У них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями. При неудовлетворении желаний они становятся агрессивными, неуправляемыми.

• Дети основной группы не осознают свои недуги, не стесняются их и не пытаются с ними бороться. Им безразлично мнение окружающих, самооценка их не выражена, т.к. эти дети не осознают себя как личность.

• Они неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца, ответственность за поступки у них – минимальная, а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств.

• Отношение к родителям у них – неоднозначное, амбивалентное – они испытывают одновременно и положительные, и отрицательные эмоции к каждому родителю.

• Они склонны к интроверсии.

• Эмоциональные нарушения у них носят затяжной характер и выражаются в виде стойких эмоциональных состояний.

• В силу вышеперечисленных особенностей эмоционального реагирования дети основной группы часто остаются непонятым окружающими, конфликтуют с ними, у них отсутствуют коммуникативные навыки, им трудно адаптироваться в семье, садике, школе.

• Неврозоподобный синдром у детей с органической патологией ЦНС обязательно сопровождается церебрастеническим, в силу чего всем этим детям свойственна раздражительная слабость, повышенная утомляемость, эмоциональная, поведенческая и когнитивная истощаемость.

• Эмоциональные нарушения у детей основной группы сопровождаются т.н. органической симптоматикой и особенностями личностного реагирования, характерного для органиков, а именно:

а) Вегетативно-сосудистыми расстройствами (метеозависимость, неперносимость жары и холода, поездок в транспорте, колебания массы тела, нарушения аппетита, стула и т.д.),

б) Неврологической рассеянной микросимптоматикой (повышение ВЧД, небольшие нарушения ликвородинамики, изменения ЭЭГ по резидуально-органическому типу).

в) Отсутствием связи интенсивности проявления эмоциональных нарушений с психотравмирующей ситуацией.

г) Отсутствием реакции личности на свой дефект.

Все вышеперечисленное служит дифдиагностическим критерием эмоциональных нарушений органического происхождения.

Учитывая выявленные в результате исследования клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным органической патологией ЦНС, можно будет более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

При многих психических расстройствах мы встречаем симптом навязчивостей и элементы стереотипного поведения.

По меткому замечанию Д.С. Озерецковского (1950) правильнее говорить о типичных, но никак не о специфичных для той или иной болезни навязчивостях.

Периодически возникающие навязчивые состояния и движения, напоминающие ритуалы отмечаются не только на определенном этапе онтогенеза, например, в раннем детстве, но также отмечаются у многих взрослых.

Одни из них назойливы, другие — временами испытывают тики, третьи — проверяют по несколько раз действительно ли они закрыли дверь или выключили газ.

Обсессивно-компульсивные симптомы могут входить в состав различных первичных психических заболеваний, включая нервную анорексию, дисморфофобию, бредовые расстройства, шизотипическое личностное расстройство, шизофрению, соматизированное расстройство, фобии, посттравматическое стрессовой расстройство, генерализованное тревожное расстройство и аффективные расстройства.

Обсессивно-компульсивное расстройство личности — которое характеризуется постоянной озабоченностью порядком, стремлением к контролю и совершенству, что мешает выполнению дел и/или межличностным отношениям — также следует дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства. Однако при обсессивно-компульсивном расстройстве личности симптомы в большей степени мешают окружающим людям, которые характеризуют таких пациентов как негибких, упрямых и замкнутых. А при обсессвино-компульсивном расстройстве обсессии и компульсии представляют собой в первую очередь источник дискомфорта и тревоги для самого пациента, который страдает от этих неприемлемых для личности симптомов. Пациент с обсессивно-компульсивным расстройством личности воспринимает свои симптомы как часть потребности контролировать других людей и происходящие события, а пациент с обсессивно-компульсивном расстройстве стремиться обрести самоконтроль и освободиться от навязчивостей.

По частоте встречаемости, значимости и сложности дифференциальной диагностики невротическое обсессивно-компульсивное расстройства важно дифференцировать от расстройства личности, в клинической картине которого нередко основное место занимают тревожно-мнительные черты характера и различные навязчивости.

Говоря о дифференциальной диагностике навязчивых состояний, нельзя обойти проблему спектра психических расстройств, включающих различные навязчивости или психопатологические феномены похожие на них, как отдельные, а не основные и ведущие симптомы заболевания.

Навязчивые действия при трихотилломании и синдроме Туретта (30-50% больных данным синдромом отмечают у себя навязчивые состояния) по своему генезу отличаются от ритуалов, формирующихся при обсессивно-компульсивном расстройстве, где они выступают в качестве защиты от фобий и выраженного чувства тревоги. Отличия прослеживаются даже в интервале времени отделяющего навязчивые мысли от навязчивых действий, при обсессивно-компульсивном расстройстве он более продолжителен.

В спектре болезней, нередко включающих в себя навязчивости также ипохондрия, дисморфофобическое расстройство и расстройства пищевого поведения. При этих психических расстройствах навязчивые состояния имеют свои оттенки, так, например, при расстройствах пищевого поведения они узко направлены на одну тематику, при ипохондрии фиксированы на соматических ощущениях, а при дисморфофобии связаны со сверх ценными или бредовыми идеями.

Психические расстройства, включающие в себя различные по форме и содержанию навязчивые состояния

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте

  1. Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности
  2. Расстройства типа зависимой личности
  3. Расстройства привычек и влечений (трихотилломания, пиромания, клептомания)

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями

  1. Расстройства пищевого поведения (нервная анорексия, нервная булимия)
  2. Сексуальные расстройства

Органические заболевания мозга

  1. Тики (комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков — синдром Жилль де ла Туретта)
  2. Височная эпилепсия
  3. Деменция
  4. Гипертоническая болезнь и атеросклероз
  5. Последствия перенесенных энцефалитов.
  6. Опухоль III желудочка мозга

Расстройства настроения (аффективные расстройства)

Иногда сложна дифференциальная диагностика стереотипных движений при раннем детском аутизме. У многих детей с синдромом повышенной активности и неустойчивостью внимания также фиксируются при обследовании разнообразные навязчивые состояния.

Невротические расстройства, спровоцированные психогенией часто необходимо дифференцировать от органического заболевания центральной нервной системы (о навязчивых состояниях, возникающих на почве органического поражения мозга в этой книге более подробно изложено в разделе, освещающим навязчивости при неврологических расстройствах), особенно это бывает сложно на начальном этапе развития последнего. Функциональный характер невротического расстройства здесь сближается с функциональным этапом, мерцанием органической симптоматики. Кроме того, нередко мы наблюдаем комбинацию невротического расстройства на фоне развивающегося заболевания мозга.

Раннее распознавание органической патологии, значимость специфики ее лечения, а также различия в терапии невротической симптоматики, проявлений личностного расстройства подчеркивают важную роль дифференциальной диагностики. Сложное переплетение психогенных, церебральных и соматических факторов сказывается не только на патогенезе навязчивых состояний, но и диктует необходимость раздельного учета этих факторов в процессе их терапии.

На практике, к сожалению, критерием дифференциальной диагностики невротического расстройства и органического заболевания нервной системы становиться отсутствие признаков структурного поражения мозга, в то время, как общеизвестно, что в дебюте органической патологии ее симптомы часто не распознаются, не говоря уже здесь о сложности и единстве взаимосвязей структурных и функциональных изменений.

Касаясь вопросов дифференциальной диагностики уместно вспомнить слова К. Birnbaum о том, что признаками психогенного (невротического) расстройства следует считать его функциональную природу; аффективно-динамический характер течения; психологическую понятность переживаний (связь между психическим поводом и психогенной реакцией, особенно в осмысленном взаимодействии обоих содержаний, и возможность обратного заключения от образования симптома к особенности повода); универсальное проявление как клинически нейтрального, т.е. нехарактерного для определенной группы заболеваний, образования; своеобразие в характере проявлений.

В возникновении патогенной ситуации значительная роль принадлежит особенностям личности больного, ее характеру, ее эмоциональности, ее тенденциям и целям, ее отношению к себе; черты же ее в болезненном состоянии вытекают из существующих до болезни черт, представляя усиление их или противоположность в отношении к ним. Так, спокойный и уверенный в себе человек после двух остро пережитых неудач становиться неуверенным, третья неудача уже определяется неуверенностью и волнением, вызванными опасением возникновения неудачи. Характер в данном случае изменился в ясной связи с болезненным переживанием: он представляет противоположность прежнему.

Было выдвинуто предположение, что навязчивое накопительство правильнее считать отдельным расстройством, так как оно ассоциировано с другими заболеваниями (напр., шизофренией, слабоумием, аутизмом, задержкой умственного развития) и не ограничивается рамками обсессивно-компульсивного расстройства (Abramowitz, Wheaton и Storch, 2008; Saxena, 2007; Stein, Seedat и Potocnik, 1999). Зафиксировано еще несколько различий между последним и навязчивым накопительством, включая эго-синтонную основу накопительства, изучение накопительства в качестве отдельного фактора в факторно-аналитических исследованиях с использованием списка симптомов Обсессивно-компульсивной шкалы Йеля-Брауна (Y-BOCS) и разную реакцию на лечение (Frost и Tolin, 2008). Споры вызывает то, что с другой стороны, имеются данные, свидетельствующие о наличии связи между обсессивно-компульсивным расстройством и навязчивым накопительством, включая высокую распространенность накопительства среди пациентов с навязчивостями (Samuela и соавт., 2007).

При постановке диагноза у врача могут возникнуть трудности с дифференциацией обсессивно-компульсивного расстройства от других расстройств, характеризующихся повторяющимся поведением.

Abramowitz и Deacon (2005) выявили недостатки действующих критериев современных классификаций навязчивых состояний, которые усугубляют эту проблему:

  • формулировка необходимости наличия обсессий или компульсий не отображает ни основную феноменологию обсессивно-компульсивного расстройства, ни связь между этими двумя явлениями, что позволяет включать симптомы, которые на самом деле не относятся к обсессивно-компульсивному расстройству (напр., патологическое влечение к азартным играм);
  • отсутствие упоминания о функциональной связи между обсессиями и компульсиями (т.е., о том, что компульсии выполняются с целью уменьшить дискомфорт, вызванный обсессиями) позволяет отнести к обсессивно-компульсивному расстройству любое расстройство, характеризующееся повторяющимися действиями (напр., трихотилломанию);
  • акцент делается на внешнем проявлении компульсивного поведения — повторяющихся и стереотипных действиях; что также не отображает функциональные особенности такого поведения, включая скрытые стратегии нейтрализации, которые также служат для уменьшения дискомфорта, вызванного навязчивыми мыслями (напр., избегание).

Навязчивые движения у детей: причины, симптомы, особенности лечения, мнение Комаровского

Перейти к контенту

  • Об авторе
  • Отзывы пациентов
  • Контакты

К одному из наиболее распространенных видов нервных состояний относятся навязчивые движения у детей. Этот синдром негативно сказывается на качестве жизни ребенка и мешает его социализации. Малыши с данным видом невроза часто подвергаются высмеиванию со стороны одноклассников, что лишь усугубляет состояние. Поскольку ни один ребенок не застрахован от возникновения синдрома навязчивых движений, каждый родитель должен знать, как он проявляется и какими способами его можно вылечить.

Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.

Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Последствия невроза навязчивых движений при отсутствии лечения

Если невротическое отклонение не подвергают терапии и не устраняют факторы, провоцирующие заболевание, то со временем возникают личностные изменения. Последствия усложняют социальную адаптацию, отпечатываются на характере человека, на восприятии мира и отношениях с окружением.

О каких потенциальных неприятностях следует упомянуть? Это:

  • прогрессирующее ухудшение трудовых, интеллектуальных способностей;
  • бессонница;
  • анорексия;
  • развитие соматических болезней, снижение иммунитета и, как следствие, повышенная предрасположенность к простудам;
  • неурядицы в семье, проблемы на работе;
  • нарастающая скрытность, нелюдимость;
  • присоединение других навязчивых идей.

Принципиально важной считается своевременность грамотной психологической коррекции. При отсутствии помощи человек может потерять дружеское расположение к людям, разочароваться в собственной жизни.

Многие родители не придают должного значения навязчивым действиям своего чада, считая, что ничего страшного в них нет. Но именно в раннем возрасте повлиять на ребенка гораздо проще. Путем проведения терапевтических игр специалист поможет малышу побороть болезнь.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.



Народные средства

Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.

  • Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.
  • Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
  • Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.
  • Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
  • Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.

Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.



Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.

Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Диагностические мероприятия

При появлении симптомов патологии пациенту рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только специалист после сбора анамнеза и обследования больного может поставить предварительный диагноз.

После консультации с психотерапевтом больному назначают инструментальную диагностику. С ее помощью обеспечивается подтверждение или опровержение заболеваний психосоматического характера, которые развиваются при соответствующем психологическом состоянии человека. Пациентам рекомендовано проведение:

  • Позитронной эмиссионной томографии;
  • Тепловидения;
  • Компьютерной томографии;
  • Электроэнценфалографии;
  • Магниторезонансной томографии;
  • Ультразвукового исследования;
  • Электромиографии;
  • Эхоэнцефалографии.

Определить патологический процесс пациенту позволяет его ярко выраженная симптоматика. Инструментальные методы исследования позволяют определить причину болезни.



Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Особенности питания состоянии

Питание для больного должно быть разработано с учетом рациональности и доступности. Важно включать в ежедневное меню продукты антидепрессанты. Запрещены к употреблению алкогольные напитки. Курение или наркотические вещества могут спровоцировать кризис, необдуманные поступки.

Лучшие продукты, рекомендованные для питания заболевании:

Противопоказано употребление кофе, сахара, мучных изделий. Рекомендуется ввести в рацион питания орехи и семечки. Питание должно быть умеренным, без излишков соли, копченостей. Не нужно при любых психических расстройствах соблюдать диету или голодать.


Итоги

Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.

Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.

Проявления симптома

Итак, было сказано, что показательным является факт необдуманности, навязчивости и не контролируемости этих действий. Они выполняют роль своеобразного ритуала, который стремится успокоить человека.

Чаще всего люди: грызут ногти и ручки, моргают, теребят что-то, чешутся, дергают головой или конечностями, кусают губы, трут лоб, жуют, крутят волосы, расстёгиваю и застёгивают что-либо. Малыши иногда так же склонны теребить интимные места, добавляя таким образом своеобразную разрядку.

Резюме

Сколько бы ни было ребенку лет, родители и педагоги обязаны принять участие в коррекции его поведения. Симптомы невроза — это защитные проявления малыша, страдающего от психологического дискомфорта.

Воспитатели и учителя должны быть поставлены в известность о болезни ребенка. Эта мера необходима, чтобы избежать замечаний и одергиваний малыша. Ругать кроху за неконтролируемые движения крайне нежелательно. Нельзя насмехаться и подтрунивать над малышом. Это провоцирует еще больший психологический дискомфорт и вместе с другими причинами может привести к появлению новых симптомов невроза.

Откуда берутся?

Причинами возникновения неврозов у детей могут стать многочисленные внутренние и внешние факторы.

Провоцируют патологию атмосфера, в которой воспитывается ребенок, пережитые стрессовые ситуации и некоторых врожденные нарушения, связанные с работоспособностью нервной системы.

Самой распространенной причиной неврозов считаются психологические травмы, возникающие однократно или регулярно.

Последствия негативного воздействия такого фактора закрепляются у ребенка на длительный срок и становятся причиной возникновения специфической реакции не только на раздражитель, но и независимо от него.

Причинами развития неврозов могут стать следующие факторы:

О коррекции детей с минимальной мозговой дисфункцией читайте .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.