Дифференциальная диагностика заикание невротической формы и заикание неврозоподобной формы

Типы речевых судорог

Локализация судорог

Тяжесть проявления речевых судорог:

Типы течения заикания

Причины заикания

Статистика заикания

Распространенность заикания по признаку пола

Распространенность заикания по возрастному признаку

Фактор наследственности в заикании

Время возникновения заикания

Возраст
Проценты
2-3 года
39,1%
4-5 лет
35,9%
Старше 7 лет
12,2%
Не установлен
12,8%

Причины возникновения заикания

Воздействия заикания на организм ребенка

(По материалам В.И. Селиверстова)

Сравнительная характеристика различных форм заикания

Показатели
Невротическое
Неврозоподобное
Смешанное
Речевая активность
Резко снижена
Обычно повышена
Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
Локализация судорог
Преобладают дыхательно-вокальные
Преобладают в артикуляционном аппарате
Во всех группах мышц, связанных с речью
Темп речи
Различный
Тахилалия
Тахилалия
Звукопроизношение
Без особенностей
Часто дислалия, реже дизартрия
Различное
Выразительность речи
Различная
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Психомоторика (включая логомоторику)
Без выраженных особенностей
Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений
Различная
Раздувание крыльев носа во время речи
Типично
Непостоянно
Непостоянно
Сопутствующие движения
Часты. Характер их изменчив
Очень часты. Стереотипны
Постоянны и чаще всего однообразны
Фиксация на трудных звуках
Выражена
Слабее, чем при невротическом заикании
Более или менее выражена
Течение заикания
Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний
Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния
Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
Редки
Часты
Часты
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений
Обычно высокая, порой чрезмерная
Резко снижена
Недостаточна
Психотравмирующая ситуация
Резко ухудшает речь
Обычно влияет мало
Ухудшает речь
Логофобия
Характерна
Не характерна
Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
Усиленная фиксация на речи
Типична
Нет
Встречается часто
Психомоторное развитие
Различное, порой ускоренное
С задержкой
С задержкой
Развитие навыков самообслуживания
Без заметных отклонений
С задержкой
С задержкой
Леворукость
Как в популяции
Часта
Часта
Речевая патология у близких родственников
Редка
Часта
Часта
Сроки и обстоятельства появления заикания
После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте
В период становления речи
Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
Акцентуации личности
Характерны
Не характерны
Могут иметь место
Интеллект
Не страдает
Может быть снижен
Может быть снижен
Усиленная фиксация на речи
Типична
Нет
Встречается часто
Речевая активность
Резко снижена
Обычно повышена
Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
Локализация судорог
Преобладают дыхательно-вокальные
Преобладают в артикуляционном аппарате
Во всех группах мышц, связанных с речью
Темп речи
Различный
Тахилалия
Тахилалия
Звукопроизношение
Без особенностей
Часто дислалия, реже дизартрия
Различное
Выразительность речи
Различная
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Психомоторика (включая логомоторику)
Без выраженных особенностей
Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений
Различная
Раздувание крыльев носа во время речи
Типично
Непостоянно
Непостоянно
Сопутствующие движения
Часты. Характер их изменчив
Очень часты. Стереотипны
Постоянны и чаще всего однообразны
Фиксация на трудных звуках
Выражена
Слабее, чем при невротическом заикании
Более или менее выражена
Течение заикания
Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний
Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния
Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
Редки
Часты
Часты
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений
Обычно высокая, порой чрезмерная
Резко снижена
Недостаточна
Психотравмирующая ситуация
Резко ухудшает речь
Обычно влияет мало
Ухудшает речь
Логофобия
Характерна
Не характерна
Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
Усиленная фиксация на речи
Типична
Нет
Встречается часто
Психомоторное развитие
Различное, порой ускоренное
С задержкой
С задержкой
Развитие навыков самообслуживания
Без заметных отклонений
С задержкой
С задержкой
Леворукость
Как в популяции
Часта
Часта
Речевая патология у близких родственников
Редка
Часта
Часта
Сроки и обстоятельства появления заикания
После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте
В период становления речи
Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
Акцентуации личности
Характерны
Не характерны
Могут иметь место
Интеллект
Не страдает
Может быть снижен
Может быть снижен
Усиленная фиксация на речи
Типична
Нет
Встречается часто

Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера

Заикание- нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.Исследователи выделяют две формы – невротическую и неврозоподобную, обусловленные разными патогенетическими механизмами.При неврозоподобным причина может быть в повреждении головного мозга. Например, из-за тяжелого протекания беременности, родовой травмы, сотрясения мозга, перенесенного воспаления - менингита, энцефалита и др. Возникает в возрасте 3-4 лет, начинается постепено, не зависимо от психотравмы. Темп речи ускорен или замедлен, голос мало модулирован, речевое дыхание нарушено, слова произносятся во время вдоха или полного выдоха. Динамика нарушения: волнообразная. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи. Моторика: Страдает динамический праксис, мышечный тонус неустойчив, наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. С трудом удерживают в памяти темп и ритм движений. Все движения органов артикуляции несколько ограничены. Зависимость проявлений заикания от эмоционального состояния нет. Для подростков и взрослых наиболее характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту. Они обращаются за помощью, как правило, по настоянию своих родных или близких знакомых. Нет периодов плавной речи, речь не зависит от ситуации. Речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. При хроническом течении у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Отмечается резкое нарушение дыхания в процессе речи: длительная задержка, прерывистость, судорожность и т.д. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильвенные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер. Невролог назначает медикаменты для лечения основного заболевания или его последствий. С ребенком должен заниматься логопед. Он, преже всего, учит говорить медленно, четко, выразительно, контролировать свою речь. Второй вид заикания – это логоневроз или невротическое заикание. Неврозы возникают под воздействием психических травм, стресса, чрезмерного эмоционального напряжения. Типичный случай: ребенок испугался собаки и стал заикаться. Если же стрес сильнее: например, собака искусала ребенка, то ребенок может вообще сначала замолчать, а заикание появится уже позднее - в период возобновления речи. Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован. Норм развитие общей моторики. Общие движения как у подростков, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны, хорошопереключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).Невротическое заикание усиливается при волнении, сильных эмоциях. В спокойной обстановке речь может быть обычной, без запинок. А при сильном волнении, контактах с незнакомыми людьми и в других ситуациях такие дети либо начинают заикаться, либо вообще не могут говорить. При невротическом заикании отмечаются повышенная эмоциональность, или склонность к истерикам, или страхи и повышенная тревожность и т.д.При особо неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых нередко формируется сложная клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности. У взрослых заикающихся это проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждений, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который нередко генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность комплексного медико-педагогического воздействия на таких лиц бывает низкой.

Заикание – одно из наиболее распространённых и сложных речевых нарушений, которое трудно поддаётся коррекции. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. В этот период речь ребёнка ещё не сформирована, речевая функция особенно хрупка в процессе активного развития речи. При заикании наблюдается нарушение согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи [9].

Сложность этой речевой патологии выражается в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, невыгодно отличает его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на поведение ребёнка, на его личность [3].

Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе сначала 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных ученых И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского [1; 4; 6].

Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующее: заикание – это речевое недоразвитие, либо это невроз или неврозоподобное состояние.

Заикание характеризуется судорогами в разных отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом, дыхательном. Механизм возникновения судорог связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции [7].

Возникновению невротической формы заикания у детей обычно предшествует психогения в виде испуга или хронической, психической травматизации. Возникает остро в возрасте 2-6 лет на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы.

Степень судорожных запинок зависит от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения. Заикающиеся с невротической формой заикания имеют возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.) [2].

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

У заикающихся с неврозоподобной формой заикания отсутствуют периоды плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации. Привлечение активного внимания к процессу говорения облегчает речь, а физическое, психическое утомление и соматическая ослабленность ухудшают качество речи.

В последние годы особо подчеркивается важность психолого-педагогического изучения заикающихся детей. На этом основании выделяют три группы детей с заиканием [2].

1. Дети с нулевой степенью фиксированности на дефекте, не испытывают ущемления, чувства стеснения или обидчивости от сознания своей неполноценной речи.

2. Дети с умеренной степенью фиксированности на дефекте, испытывают в связи с заиканием, неприятные переживания, скрывают его и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок, что не приводит к постоянному чувству собственной неполноценности.

3. Дети с выраженной степенью фиксированности на дефекте, постоянно концентрируют свое внимание на речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Для них характерны замкнутость, болезненная мнительность, выраженный страх перед речью [8].

Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, так как зависит от индивидуальных особенностей детей с заиканием и тяжести нарушения, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы [5].

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро. В этом случае родители точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. У детей отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями.

Детям с невротической формой заикания присущи повышенная впечатлительность, тревожность, робость, колебания настроения, плаксивость. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Оно нередко развивается у лиц с задержкой темпов речевого развития и другими дефектами речи (стертая форма дизартрии, дислалия). Судороги дыхательно-речевой мускулатуры в большинстве случаев носят клонический характер [1; 4; 7]. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей.

Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неустойчивостью внимания. У детей не обнаруживается стойкого интереса к творческой игровой деятельности, у многих отмечается снижение игровой деятельности.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена.

У детей нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия и дислексия.

Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.

Библиографический список

1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи [Текст] / Л.З. Арутюнян (Андронова). – М.: Эребус, 1993. – 160 с.; ил.

3. Власова, Н.А. Заикание излечимо [Текст] / Н.А. Власова, В. С. Кочергина. – М.: Медицина, 1965. – 36 с.

4. Гиляровский, В.А. Введение в анатомическое изучение психозов [Текст] / В.А. Гиляровский. – М.–Л., 1925.

5. Кондратенко, В.А. Заїкання: феноменологія та основні напрямки реабілітації [Текст]: навч. посібник / В.А. Кондратенко, В. Ломоносов. – Київ: КНТ, 2006.

6. Селивёрстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / В.И. Селивёрстов. – 4-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

7. Сикорский, И.А. Заикание [Текст] / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 191, [1] с. – (Библиотека логопеда).

8. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием [Текст]: методические рекомендации / Н.А. Рычкова. – М.: Гном-Пресс, 1998. – 84 с.

Е.В. Ковыляева

Научный руководитель: Н.А. Крушная,

канд. психол. наук, доцент

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 674 ;

Заикание-нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Существует три ведущие теории рассматривающие проблемы заикания: патофизиологическая теория, патогенетическая и психологическая. С т.з. патофизиологической теории выделяют невротическое заикание, а с т.з. патогенетической теории - неврозоподобное. Дифференциальная диагностика: 1. сторонники подходов: невротическое – Волкова, Селиверстов, Шосток, Власова, Рождественская; неврозоподобное – Белякова, Дьякова, Рычкова, Буянов.2. Механизм и причины возникновения: невротическое – механизм рассматривается с т.з. Павлова учения о неврозах, о физиологии ВНД.Нарушается регулирующее воздействие коры на подкорку, что приводит к появлению судорог. Причины: предрасполагающие: Ослабление ЦНС в результате соматической ослабленности, Половинчатый тип ЦНС (холерик, меланхолик), Наследственность (по наследству передается не заикание, а тип ЦНС), переученная леворукость. Вызывающие: 1. Псих стресс: а.острый одномоментный тяжелый, б.микротравмы, действующие систематически в течение длительного времени: систематическое нежелание посещать дет сад, ссоры м/д родителями, разноречивые требования к реб, авторитарный стиль воспитания, незаслуженные упреки, обвинения. 2. подражание. А.активное (делает осознанно), б. пассивное (неосознанно). 3. ускоренная речь взрослых. Неврозоподобное - Судороги возникают вследствие органического поражения ЦНС разного генеза (внутриутробно, род. травмы, поражение в раннем возрасте). Нередко на органику цнс накладывается еще и невропатизация ребенка. 3.Проявление заикания: темп речи не стабилен, при освобождении от судороги стараются говорить быстро. Речь прерывается паузами, тяжелое, шумное, укороченное дыхание. Повторы Зв, слогов, первого согласного (особенно в стечении), запинки на предударном и ударном слоге. Речь маловыразительная в целом. 4. время возникновения и симптоматика

Невротическое – от 2 до 4 лет. Проявляется остро, одномоментно, по-разному в разных ситуациях общения. Носит волнообразный характер. Есть трудные звуки, на заикание влияет длина фразы, автоматизированность речевого материала, использование редкой низкочастотной лексики. Неврозоподобное – от 4 до 6 лет, проявляется стабильно, на заикание не влияет система общения и формы речи. Сопровождается цереброастеническим синдромом. Невротическое и Неврозоподобное – с возрастом заикание утяжеляется. Симптом: судороги, не произвольные двигательные расстройства, по мере фиксации на дефекте появляются двигательные и речевые уловки, изменения характера, страх речи. 5. дополнительные речевые расстройства: Невротическое – дефекты звукопроизношения преимущественно фонологические (отсутствие, замена, смещение), м.б. фнр,ффнр,фонематическое нр. Неврозоподобное - дефекты звукопроизношения преимущественно антропофинические, фнр, ффнр, онр. наблюдаются просодические расстройства речи (смазанность, невыразительность, легкий носовой оттенок). 6. система коррекционной работы: комплексный подход. Этапы: молчания, отраженная речь, сопряженная речь, вопросно-ответная, самостоятельная. Неврозоподобное – медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Большой объем работы по развитию моторики, голоса, дыхания, увеличены сроки кор. работы.


заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
prichiny_i_formy_zaikaniya.docx 18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация в районном методическом объединении учителей – логопедов на тему:

«Причины и формы заикания.

Общая информация о заикании.

Заикание у детей непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заикание страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречаются в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, а в других – органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний в области логопедии, неврологии, психологии.

Итак, заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышение тревожности и ранимости. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в радах, родовыми травмами и т.д. Развитию заикания более повреждены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией. Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающихся огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.),гипотрофия, рахит, интоксикация и пр. к непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т.п. к возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перезагрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией).

Вторичное заикание у детей может возникнуть на фоне моторной аллалии или афазии.

По форме судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: та-та-та-та-релка). Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчлинимое целое.

Смешанными , когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п’…пет-ту-тух.

Классификация заикания у детей.

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную.

Первое обусловлено психотравмой и может возникнуть в любом возрасте. Второе связано с нарушениями в функции церебральных структур, отчего в практической неврологии оно носит название органического. Неврозоподобное заикание, как правило, развивается в период интенсивного становления речевой функции – у детей 3-4 –х лет. В подростковом возрасте у таких детей могут развиваться невротически симптомы, вызванные наличием дефекта речи и более типичные для логоневроза. В связи с этим выднляются в качестве отдельного вида неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями, или так называемое смешанное заикание .

Диагностика и дифференциальная диагностика.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяется нарушением ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивание отдельных звуков, повтор слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции. Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или при различных заболеваниях ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцифалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило при неврозоподобной формезаикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи их-за растройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Диагностика неврозоподобного заикания.

В анамнезе у пациента с органическим заиканием можно выявить ту или иную поталогию анте-, пери- или постнатального периода, указания на ЗПР в первые годы жизни. Осмотр невролога выявляет рассеянную резидуальную неврологическую симптоматику, признаки церебрастического синдрома (повышенная раздражительность, истощаемость, утомляемость), разнообразные нарушения моторики, затруднения при выполнении координированных проб, неустойчивость в позе Ромберга. Типично слабо развитое чувство ритма и расстройство со дружественности движений.

Диагностическое обследование речи включает диагностику устной речи и слухоречевой памяти, диагностику письменной речи у школьников.

Для выявления церебральной органической патологии проводятся инструментальные обследования.

Дифференциальная диагностика. Поскольку неврозоподобное заикание может иметь невротические симптомы, а при невротическом заикании могут выявляться признаки микроорганики, дифференциация этих двух видов заикания больше основана на причинах возникновения (психотравма или органическая церебральная поталогия) и особенностях начала речевых нарушений (внезапное или малозаметное постепенное).

Неврологическое обследование позволяет отличить органическое заикание или отдельную нозологию от нарушений речи, являющихся синдромом некоторых неврологических болезней, например, гиперкинезов (чаще всего торсионной дистонии), при которых расстройство плавности речи связано с гиперкинетическими сокращениями артикуляционной мускулатуры.

В некоторых случаях необходимо дифференцировать неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания. Последнее характеризуется нечеткостью и ускоренностью речи с пропуском и перестановкой букв и слогов, нередко возникает у детей с синдромом гиперактивности.

Выводы. В основе невротического заикания у детей лежат сильней психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т.е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т.е. в период становления фразовой речи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.