Экзистенциальные фрустрации и неврозы

Ноогенные неврозы возникают не из конфликтов между влечениями и сознанием, но, точнее, из конфликтов между различными ценностями: другими словами, из моральных конфликтов, или, говоря более обобщенно, из духовных проблем. В числе таких проблем экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль.

Вполне очевидно, что в случае ноогенных неврозов соотвествующей и адекватной терапией оказывается не терапия в обычном смысле, но, скорее, логотерапия — терапия, которая, затрагивает духовное измерение человеческого существования.

Если врач не умеет отличить духовное измерение от инстинктивного, может возникнуть опасная путаница. Позвольте мне привести пример. Высокопоставленный американский дипломат явился в мою клинику с тем, чтобы продолжить психоаналитическое лечение, начатое им лет пять назад в Нью-Йорке. Прежде всего я спросил его, почему он решил, что ему необходимо проходить психоаналитическое лечение, какие причины вызвали необходимость его анализа. Оказалось, что пациент был неудовлетворен своей карьерой и считал невозможным соглашаться с американской внешней политикой. Его аналитик, однако, говорил ему снова и снова, что он должен примириться с его отцом, потому что правительство США, а также его начальники были ничем иным, как воображаемыми образами его отца, и, следовательно, его неудовлетворенность работой была обусловлена его затаенной ненавистью к отцу. В ходе анализа, длившегося пять лет, пациент все больше и больше склонялся к тому, чтобы принять интерпретации аналитика, пока, наконец, не потерял способность видеть лес реальности за деревьями символов и образов. После нескольких интервью стало ясно, что его потребность смысла жизни была фрустрирована его профессией, что в действительности он хотел бы найти какую-нибудь другую работу. Поскольку не было причин не отказываться от его профессии и не заняться поиском новой работы, он так и поступил, и это принесло благотворный результат. После этого прошло больше пяти лет, и все это время он остается вполне довольным своей новой профессией.

Я не думаю, что в этом случае я вообще имел дело с невротическим состоянием, и поэтому считаю, что этому пациенту не нужна была никакая психотерапия, в том числе и логотерапия, по той простой причине, что он вообще не был пациентом. Не всякий конфликт обязательно невротичен, бывают конфликты нормальные и здоровые. Подобным образом и страдания не всегда патологический феномен; страдание не только может не быть симптомом невроза, но даже, напротив, может быть человеческим достижением, особенно если оно возникает из экзистенциальной фрустрации. Я решительно отрицаю, что поиски смысла существования или даже сомнение в нем в любом случае вызваны болезнью или ее порождают.

Экзистенциальная фрустрация сама по себе ни патологична, ни патогенетична. Озабоченность и даже отчаяние человека по поводу ценности своей жизни является духовным страданием, но никоим образом не психическим заболеванием. Интерпретируя первое в терминах последнего, доктор может похоронить экзистенциальное отчаяние пациента под грудой транквилизаторов, в то время как его задачей скорее является провести пациента через его экзистенциальный кризис роста и развития.

Отрывок из книги: Доктор и душа

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом - для чего он живет? Но не у всех людей получается ответить на этот сложный вопрос. А ведь ответ найти нужно. Зачем?

Если у человека не будет цели существования, он потеряет интерес к жизни. А это нередко ведет к самоубийствам. Экзистенциальная фрустрация – это потеря смысла жизни. Как ее избежать, читайте ниже.

Определение


Экзистенциальная фрустрация – это потеря смысла жизни. Чаще всего она происходит у человека, который достиг определенных высот и не знает, куда ему следует двигаться дальше. В жизни все хорошо, материальный достаток неплохой, семья отличная, но чего-то не хватает. Вот из-за такой неудовлетворенности люди часто залезают в петлю. Кажется, что это очень глупо? Ничего не удручает человека больше, чем однообразие. Жить в достатке и покое скучно, нехватка впечатлений довольно быстро преобразуется в депрессию, которая побуждает человека совершать необдуманные поступки.

Как люди теряют смысл жизни


Экзистенциальная фрустрация накрывает индивида не сразу, она наступает постепенно. Сначала в жизни все хорошо, а потом, спустя месяц или два, все становится невыносимо серым. Что же происходит? Чаще всего человек достигает поставленной цели и не может придумать, чего он еще может хотеть. В такую ситуацию попадают люди, жизненные ценности которых формируются не под действием размышлений, а под действием рекламы. Телевизор говорит человеку, что нужно хотеть, чтобы стать счастливым. И когда персона открывает обман, ей уже не верится, что где-то существует истинное счастье.

Бывает и по-другому. Если человек не может придумать себе цель существования, он может сделать кого-то из своего окружения целью жизни. Например, это может быть вторая половинка, или же ребенок. Но любимые могут уйти, а дети вырасти. Человек, который потратил массу своего времени на то, чтобы воспитать ребенка или же окружить своего избранника любовью, разочаровывается в жизни. В такой ситуации кажется, что выхода просто нет.

Кризисы


Экзистенциальная фрустрация может настичь человека тогда, когда в его жизни полная неразбериха. Например, в момент, когда персону мучает серьезная депрессия из-за смерти близкого человека. Жизнь кажется серой и теряет все краски. Из такого состояния сложно выбраться самостоятельно. А к помощи специалистов в нашей стране обращаться не принято. Приходится долго бороться с внутренними комплексами, которые не позволяют человеку быстро встать на ноги.

Чувство неполноценности тоже играет не последнюю роль. Человек, которому исполнилось 40 лет, подходит к кризису среднего возраста. Если к этому моменту персона не достигнет того, что по ее мнению, нужно иметь каждому взрослому и состоявшемуся индивиду, то жизнь может показаться бесцельно пропавшей. Оставшееся время человек в расчет уже брать не будет. Ведь у него был один шанс реализовать себя, и он им не воспользовался.

Причины неудовлетворенности жизнью

Человек не всегда согласен отдавать себе отчет в том, почему его не устраивает собственная судьба. Но причины недовольства у всех индивидов на нашей планете одинаковые:

  • Недостаток любви. Недолюбленный человек может чувствовать свою неполноценность. Потребность в поддержке и в понимании заложена в каждого с детства. Если персоне не с кем поговорить по душам, у нее будет портиться настроение и могут сбиться все ориентиры.
  • Флегматичность. Человек может плыть по течению и не задумываться над тем, куда оно его принесет. А вот когда персону прибьет не к тому берегу, она начнет возмущаться. Но ведь сложно прийти туда, если не знаешь, куда идешь.
  • Невозможность выполнить цель. Порой человек задирает планку настолько высоко, что не может ее взять. Из-за этого личность расстраивается и впадает в депрессию.

Проблемы по Франклу


Люди считают, что их проблемы уникальны. Но это не так. Многие психологи пытались систематизировать и упорядочить знания о потере смысла жизни. Как же выглядит экзистенциальная фрустрация по Франклу?

  • Человеческий дух – это сущность, испытывающая потребность в смысле. Если немного подумать, то несложно прийти к выводу, что телесная оболочка в поиске смысла жизни не нуждается. Он нужен именно сознанию человека, которое неутомимо тянется к вечному познанию.
  • Смысл жизни объективен и дан Богом. Человек точно не знает, зачем он пришел в эту жизнь, а вот Богу это заблаговременно известно. Любая личность должна понять свое предназначение, которое дано свыше, чтобы суметь его осуществить.
  • Человек несет перед Богом ответственность за реализацию смысла жизни. Люди должны выполнить свою земную миссию и не потерпеть на этом поприще фиаско.
  • Познание интуитивно, и руководствоваться нужно в жизни совестью. Человек не должен вдаваться в длительные раздумья на тему своего предназначения. Он должен просто честно жить и делать то, что у него получается.

Комплексы


Неудовлетворенность жизнью происходит из-за того, что у человека какая-то часть жизни неполноценна. Если личность не может наслаждаться всеми радостями жизни, то вполне логично, что ее настигнет депрессия. Развитию депрессии способствуют комплексы. Человек, который считает себя некрасивым, толстым, глупым или же трусливым, не может адекватно решать проблему. Заниматься самообманом тоже не стоит. Но если у человека есть проблемы, то с ними следует бороться, а не поощрять свои комплексы бездельем и нытьем.

Комплексы – это психологические травмы, нанесенные человеку. Преодолеть самостоятельно их будет трудно, так как большинство людей даже не может найти свою ущербность. Основная часть комплексов зарождается в глубоком детстве. Человек живет с чувством неполноценности и ничего в жизни не меняет. Лет до 30 такая позиция персону может вполне устраивать, а вот дальше начнутся серьезные проблемы, которые следует устранять с помощью сведущего специалиста.

Самоубийства

Неудовлетворенность жизнью порой приводит к трагическим последствиям. Многие люди не умеют, да и не хотят решать свои психологические проблемы. Им кажется, что намного проще избавиться от всех своих несчастий, спрыгнув с крыши или же утопившись в реке. Такой радикальный подход и ликвидированную проблем не приносит радости ни самой персоне, не окружающим. Так почему же тогда человек решается на самоубийство?

С экзистенциальными проблемами бороться непросто. На обретение нового смысла жизни люди могут потратить от полугода до нескольких лет. Не все готовы терять столько времени в погоне за призрачным успехом, маячащим впереди. Слабые люди предпочитают проститься с жизнью и не решать мучающие их рутинные дела. Так что если кто-то из ваших знакомых находится на грани и потерял смысл жизни, помогите ему хотя бы откровенным разговором по душам.

Нусогенные неврозы


Экзистенциальные проблемы могут вызвать всевозможные психологические заболевания. Но нусогенные неврозы – это не болезнь, а просто кладезь духовных проблем, которые остались лежать нерешенными в душе человека. Персона время от времени может открывать сундук, пересматривать свои запасы, но не находить ответы на вопросы и закладывать проблемы назад в свою душу. Конфликт личности, потеря интереса к жизни и работе – все это симптомы неврозов. У взрослых лечение может проходить как с помощью специалиста, так и с помощью откровенного разговора с собой. Человек может разобраться в том, что ему нужно поменять в жизни, чтобы решить свои проблемы. Зачем же тогда обращаться к специалисту? Не всегда можно самостоятельно заметить симптомы неврозов. Лечение у взрослых людей может занять приличный промежуток времени, около полугода.

Поиск смысла жизни


Каждый человек должен понимать, зачем он пришел в этот мир. Порой бывает сложно дать себе отчет в потребности в поиске смысла жизни. Но плыть по течению сложно, когда нет карты. Бесцельное существование наскучивает скоро, и человек не знает, как ему дальше жить. Чтобы самоопределиться, нужно сесть и выписать на листок все занятия, к которым лежит душа. Дальше нужно отметить все навыки и свойства личности. На основании этой информации следует подумать, какую себе профессию выбрать и какое найти хобби. Не бойтесь менять свою жизнь в 30 или 40 лет. Бойтесь бесцельного существования и потери смысла жизни.

Человек, страдающий от экзистенциальной фрустрации, не знает, чем заполнить этот экзистенциальный вакуум. Шопенгауэр полагал, что человечество балансирует между нуждой и скукой. В последнее время скука представляет для всех нас, в том числе для неврологов, куда более серьёзную проблему, чем любая нужда. И нужда в так называемом сексуальном удовлетворении не является исключением. Скорее напротив — во многих случаях сексуальная неудовлетворённость обусловлена именно неутолённым стремлением к смыслу, ибо сексуальное либидо нагнетается только в условиях экзистенциального вакуума.

Сейчас все эти проблемы приобрели особую актуальность. Свободного времени у людей становится всё больше. Но мало освободиться от работы, нужно ещё чем-то заняться на досуге, а люди, страдающие от экзистенциальной фрустрации, не знают, на что потратить своё свободное время.

Если сами менеджеры так заняты своей работой, что им порой даже некогда перевести дух и опомниться, то их жёны томятся от безделья и скуки, пытаясь заглушить чувство внутренней опустошённости с помощью алкоголя, болтовни или азартных игр. Стараясь убежать от самих себя, они выбирают такой способ времяпрепровождения, который позволяет им развеяться, отвлечься и не требует внутренней сосредоточенности.

Стремление постичь смысл человеческой жизни, равно как и сомнения в том, что жизнь имеет смысл, и даже отчаяние, возникающее при мысли о том, что жизнь бессмысленна, — всё это нельзя расценивать как симптомы болезни. Способность задумываться о смысле жизни — это отличительная особенность человека. Невозможно вообразить животное, которое задаётся такими вопросами. А потому не нужно низводить это самое человеческое из всех человеческих качеств до уровня обычной слабости, болезненного пристрастия, симптома или комплекса.

Я знавал одного пациента, университетского профессора, который обратился в мою клинику с жалобами на то, что ощущение бессмысленности жизни доводит его до отчаяния. В разговоре с ним выяснилось, что он страдает эндогенной депрессией, то есть не психогенным неврозом, а соматогенным психотическим расстройством. Как ни странно, в депрессивной фазе он не предавался раздумьям о смысле жизни, поскольку пребывал в таком удручённом состоянии, что просто не мог ни о чём думать. Подобные мыс-ли посещали его только в перерывах между приступами депрессии! Иными словами, в его случае психическое расстройство и духовное отчаяние были взаимоисключающими состояниями.

Экзистенциальная фрустрация, или, говоря иначе, неутолённое стремление к смыслу, не имеет ничего общего с болезнью, поэтому стремление к смыслу, это естественное человеческое желание наполнить свою жизнь смыслом, невозможно стимулировать медикаментами. Поощрять стремление к смыслу — это первейшая задача логотерапии, то есть терапии, ориентированной и ориентирующей пациента на поиск смысла, причём во многих случаях нужно первым делом пробудить у человека подспудное, подавленное, подсознательное стремление к смыслу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологической или патогенной.

Природа неврозов и психозов

Психозы.При неврозах симптомы и этиология носят психологический характер. При психозах — меланхолии и шизофрении — этиология физическая, а симптомы психологические.

Терапевтический процесс

Пациенты часто жалуются на проблемы, касающиеся смысла жизни, то есть философские или духовные проблемы. Эти проблемы могут быть признаком заболевания или невроза. Неврозы и психозы, включая органические психотические процессы, имеют экзистенциальный аспект, а также конституциональный и психогенный аспекты. Они затрагивают как свободу духовного отношения к конституциональным и психологическим факторам, так и способ существования. Следовательно, лечение должно быть более чем просто медицинским или психологическим; оно должно также рассматривать экзистенциальные аспекты.

Постановка диагноза

Общая природа логотерапии

Философских и экзистенциальных, или духовных, проблем невозможно избежать, их нельзя также устранить путем сосредоточения на их патологических корнях или последствиях — физических или психологических.

Вместе с тем в реальной практике психотерапия и логотерапия не могут быть разделены, поскольку психологический и философский, или духовный, аспекты индивида неразрывно связаны и могут быть разделены лишь на уровне логики. Тем не менее в принципе они представляют различные сферы. Психотерапия раскрывает психологическую подоплеку идей, в то время как логотерапия обнаруживает изъяны в основах мировоззрения. У некоторых пациентов имеет смысл начинать с духовного уровня, даже если происхождение проблемы связано с низшими уровнями. У других пациентов логотерапия следует после психотерапии психозов или неврозов.

Терапия и ноогенные неврозы

Логотерапия представляет собой специфическую терапию при экзистенциальной фрустрации, экзистенциальном вакууме или фрустрации воли к смыслу. Эти состояния, когда они приводят к невротической симптоматике, называются ноогенными неврозами.

Логотерапия занимается тем, чтобы люди осознали свою ответственность, поскольку быть ответственным — это важнейшая основа человеческого существования. Ответственность предполагает обязательства, а обязательства могут быть поняты только в терминах смысла, смысла человеческой жизни. Вопрос смысла — вопрос истинно человеческий, он возникает при работе с пациентами, страдающими от экзистенциальной фрустрации или конфликтов (Frankl, 1986, см. р. 26). Следовательно, логотерапия занимается проблемами, включающими смысл в его различных аспектах и проявлениях.

Смысл жизни и смерти.Нормальный человек может избежать ответственной жизни лишь в таких ситуациях, как праздники и интоксикация. Невротическая личность постоянно ищет убежища от общества. Меланхолик ищет этого убежища в суициде. Вместе с тем меланхолик отрицает подобные мысли, если его об этом спросить.

Человек, разумеется, озабочен не только или не столько смыслом Вселенной, сколько смыслом собственной жизни. Пациенты часто утверждают, что смыслом жизни является удовольствие,

Прошлое является частью судьбы человека, поскольку оно не подлежит изменениям, но будущее не определяется исключительно прошлым. Ошибки прошлого могут послужить уроками для построения будущего. Предрасположенность человека или его биологические особенности есть часть судьбы, так же как и внешнее окружение и психические установки, в той мере, в какой они не свободны. Постоянная борьба между внутренней и внешней судьбой человека, с одной стороны, и его свободой — с другой, является сутью жизни.

Смысл страдания

Человек несет ответственность за актуализацию ценностей. Есть три категории ценностей (о которых уже говорилось): те, которые актуализируются в процессе деятельности; которые осознаются в процессе переживания мира; и ценности отношения, которые

Жизнь обретает свой окончательный смысл не только в жертвовании ею, как у героя, но и в самом процессе ожидания смерти. Страдания защищают человека от апатии и скуки; они приводят к деятельности, а значит, к росту и созреванию.

Таким образом, каждая ситуация предоставляет возможность для актуализации ценностей, если не ценностей творчества и переживания, то ценностей отношения.

Смысл работы

Для некоторых людей, работа является лишь средством добывания денег, а жизнь начинается только на отдыхе. Есть и те, кого работа настолько изматывает, что времени на отдых (помимо сна) совсем не остается. Некоторые посвящают все свое время погоне за богатством, тогда работа может привести к неврозу. Невротическая личность может иногда пытаться уйти от жизни, с головой уходя в работу. Когда такой человек не работает, то ощущает растерянность, и бедность его жизни смыслом становится явной.

Индустрия развлечений позволяет забыться этим людям с воскресным неврозом.

Безработица не является ударом судьбы, с которым следует смириться и в ответ на который развивается невроз безработицы. Существует альтернатива физическому отступлению под напором социальной судьбы. Вполне можно заняться различными другими видами деятельности с пользой проводить время, занять жизнеутверждающую позицию. Работа — не единственный способ придать жизни смысл. Человек способен решать, каким будет его отношение к потере работы, позитивным с элементами надежды или же апатичным.

Смысл любви

Общество — это обширное поле для человеческих переживаний. Интимная общность, состоящая из себя и другого человека, является той сферой, в которой наиболее ярко проявляются ценности переживания.

Отсутствие любви может объясняться скорее невротической неудачей, чем судьбой. Внешняя физическая привлекательность сравнительно не важна, а ее отсутствие не является достаточной причиной для отказа от любви. Отказ от любви таит в себе обиду, поскольку предполагает завышенную либо заниженную оценку любви.

Акцент на внешности или внешней красоте ведет к обесцениванию человека как такового. Сексапильность безлична. Отношения, основанные на сексе, всегда поверхностны; это не любовь. Тот, кто участвует в таких отношениях, не стремится к любви, которая предполагает ответственность. Истинная любовь переживается как имеющая непреходящую ценность. Человек может спутать влюбленность с любовью, но ошибка эта выяснится лишь впоследствии.

Невротические личности могут опасаться напряжения, связанного с несчастной, неразделенной любовью, поэтому склонны избегать возможностей для любви. Таких людей необходимо учить восприимчивости и готовности ждать единственной счастливой любви, которая последует, возможно, после девяти несчастных. Психотерапия должна выявить эту склонность пациента к бегству.

Психосексуальное созревание, которое начинается с полового созревания, подвергается трем типам нарушений, приводящих к различным сексуальным неврозам. Первый тип происходит на заключительном этапе сексуального созревания, когда физическая сексуальная потребность станов

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 262 528
  • КНИГИ 606 241
  • СЕРИИ 22 745
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 571 026

[. ] Сообщить читателю в коротком очерке материал, который потребовал четырнадцати томов в немецком издании, задача почти безнадежная. Я вспоминаю американского врача, который однажды обратился ко мне с вопросом: "Скажите, доктор, вы психоаналитик?". На что я ответил: "Не совсем; скажем так – я психотерапевт". Тогда он спросил меня: "К какой школе вы относитесь?". Я ответил: "У меня свое собственное направление, оно называется логотерапия". "Вы не могли бы сказать мне одной фразой, что такое логотерапия? – спросил он. – По крайней мере, какая разница между психоанализом и логотерапией?". "Да, – сказал я, – но не могли бы вы сперва одной фразой пояснить, в чем, по-вашему, состоит суть психоанализа?" Его ответ был таким: "Во время психоанализа пациент должен лежать на кушетке и говорить вещи, о которых обычно говорить не принято". На что я незамедлительно сымпровизировал: "Ну, а в логотерапии пациент может сидеть на стуле, но должен слушать вещи, которые обычно не принято выслушивать".

Разумеется, это было сказано в шутку и не претендовало на законченное определение логотерапии. Тем не менее, приведенная формулировка указывает на существенное различие между психоанализом и логотерапией: последняя представляет собой менее ретроспективный и менее интроспективный метод, чем психоанализ. Логотерапия обращает внимание пациента главным образом на будущее, точнее, на задачи и смыслы, которые ему предстоит осуществить в будущем. При этом логотерапия стремится отвлечь его внимание от механизмов порочного круга и обратной связи, играющих такую большую роль в развитии невроза. Благодаря этому типичная для невротика сосредоточенность на себе разрушается, а не постоянно подпитывается и подкрепляется.

Несмотря на предельную упрощенность сказанного, в ходе логотерапии пациент действительно оказывается перед необходимостью осознать смысл своей жизни и соответственно переориентировать ее. Следовательно, мое шуточное определение логотерапии верно и в том, что отражает характерное для невротика стремление уклониться от полного осознания своей жизненной задачи. Поставить его перед лицом этой задачи, приблизить его к более полному ее осознанию – значит существенно повысить его способность к преодолению своего невроза.

Позвольте мне объяснить, почему я использовал для названия своей теории термин "логотерапия". "Логос" по-гречески означает "смысл". Логотерапия или, как ее называют некоторые авторы, "третья венская школа психотерапии" фокусируется на смысле человеческого существования, а также на поиске человеком такого смысла. Согласно логотерапии, стремление найти в своей жизни смысл служит для индивида фундаментальной побудительной силой. Поэтому я говорю о воле к смыслу, в противоположность принципу удовольствия (или, как можно было бы сказать, воле к удовольствию) психоанализа Фрейда, и воле к власти, акцентируемой в психологии Адлера.

Поиск смысла представляет собой первичный побудительный мотив жизни каждого человека, а не "вторичную рационализацию" его инстинктивных влечений. Это особый и неповторимый смысл, потому что он должен и может быть осуществлен только этим человеком и никем другим; лишь такой смысл обретает значимость, способную удовлетворить человеческую потребность в смысле. Некоторые авторы утверждают, что смыслы и ценности суть "не что иное, как защитные механизмы, реактивные образования и сублимации". Что до меня, то я не стал бы стремиться выжить ради спасения моих "защитных механизмов", равно как и не согласился бы пойти на смерть во имя моих "реактивных образований". Человек, однако, может жить и даже умереть ради своих идеалов и ценностей.

Несколько лет назад во Франции проводился опрос общественного мнения. Как показали результаты, 89% опрошенных признали, что человеку нужно "что-то такое", ради чего стоило бы жить. Более того, 61% согласился, что в их жизни есть то или кто, ради чего или кого они готовы были отдать свою жизнь. Я повторил этот опрос среди пациентов и персонала моей венской клиники, и результаты были практически теми же, что во Франции; разница составила всего 2%. Другими словами, для большинства людей потребность в смысле – это факт, а не предмет слепой веры.

Конечно, иногда ценностная озабоченность на самом деле служит маскировкой внутренних конфликтов человека; но такие случаи представляют скорее исключение из правила, нежели само правило. Для таких случаев психодинамическая интерпретация вполне оправдана. Здесь мы действительно имеем дело с псевдоценностями (фанатизмом, например), подлежащими разоблачению. Но разоблачение и развенчание тотчас нужно прекратить при первом же соприкосновении с подлинным и настоящим, со страстным стремлением человека к жизни, максимально наполненной смыслом. Продолжая и далее "разоблачать" человека, разоблачитель просто демонстрирует свою потребность принижать духовные стремления другого.

Следует остерегаться трактовать ценности как простое самовыражение человека. Потому что логос, "смысл" не столько появляется из экзистенции индивида (его собственного непосредственно переживаемого существования), сколько противостоит ей. Если бы смысл, подлежащий якобы осуществлению, был всего лишь выражением наличного "я" человека или проекцией его мыслей и желаний, он тотчас бы утратил свою побудительную силу, он не мог бы мобилизовать возможности человека и вести его к исцелению. Это относится не только к так называемой сублимации инстинктивных влечений, но и тому, что К.Г.Юнг называл "архетипами коллективного бессознательного", ибо последние также являются самовыражением, на сей раз человеческого рода в целом. Это относится также к спорным утверждениям некоторых мыслителей-экзистенциалистов, усматривающих в идеалах человека не более чем его собственные изобретения. Так, согласно Ж.-П.Сартру, человек творит себя сам, сам конструирует свою "сущность", т.е. то, что он есть, чем должен быть и чем станет. Однако я полагаю, что мы не изобретаем смысл своего существования, а обнаруживаем, раскрываем его.

Психодинамическое исследование ценностной сферы вполне правомерно; вопрос состоит в том, всегда ли оно уместно. Кроме того, важно учитывать, что любое чисто психодинамическое исследование в принципе может обнаружить только то, что человеком движет. Ценности, однако, не движут человеком, не толкают его вперед; они скорее тянут, притягивают его. Это разница, о которой я вспоминаю всякий раз, проходя через двери в американском отеле: с одной стороны на них написано "толкать", а с другой – "тянуть". Притягательность или привлекательность ценностей подразумевает, что человек в ценностном плане всегда остается свободен: он волен принять или отвергнуть предлагаемое, осуществить потенциальный смысл или оставить его неосуществленным.

У человека нет ни нравственного влечения ни религиозной потребности вроде тех влечений и потребностей, о которых говорят в контексте обусловленности человеческого поведения основными инстинктами. Человека не "влечет" к нравственному поведению; в каждом конкретном случае он решает совершить нравственный поступок. И человек совершает его не для того, чтобы удовлетворить свое нравственное влечение и восстановить внутренний гомеостаз, – он совершает его ради дела, которому себя посвятил, ради человека, которого любит, или ради своего Бога. Если же он в самом деле демонстрирует нравственное поведение ради психологического комфорта ("спокойной совести"), то становится фарисеем и перестает быть нравственной личностью в полном смысле этого слова. Я думаю, даже святые не заботились о чем-то ином, кроме служения Богу, и я не думаю, что они когда-либо задавались целью стать святыми. В противном случае они стали бы обычными перфекционистами, а не святыми. Конечно, "спокойная совесть – лучшая подушка", как гласит немецкая пословица; но подлинная нравственность представляет собой нечто большее, нежели снотворное или транквилизатор.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.