Какая форма невроза возникает у учащегося в результате острой психической травмы

Неврозы – нервно-психические расстройства, проявляющиеся в нарушениях мироощущения и поведения при отсутствии органических изменений нервной системы. В современной психиатрии неврозы относят не к собственно психическим заболеваниям, а к так называемым пограничным состояниям. В детском возрасте неврозы являются наиболее распространенной формой нервно-психического расстройства. Они порождаются психической травмой – тяжелым отрицательным переживанием, вызванным нарушением значимых личностных потребностей и отношений ребенка. Содержание этого переживания впоследствии отражается в симптоматике невроза – в особенностях поведения ребенка, в его страхах, сновидениях и т.п. С течением времени психическая травма сглаживается, вследствие чего возможно постепенное изживание невроза и без медицинского вмешательства. Однако при повторении ситуации, аналогичной той, которая вызвала психическую травму, невротическая симптоматика обостряется, и расстройство принимает хронический характер.

Симптомы неврозов разнообразны и зависят от социальных причин, их вызвавших. Тем не менее для всех форм неврозов характерны три основные симптома. Это снижение настроения, расстройство сна и нарушения аппетита. Эти симптомы могут быть выражены в разной степени, но встречаются практически у всех детей, страдающих неврозами.

Различают три основные формы неврозов – астенический, истерический и невроз навязчивых состояний.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка, в частности – после перенесенных инфекционных заболеваний. В школьном возрасте встречается у тех учащихся, которые либо вследствие собственного чрезмерного энтузиазма, либо по воле родителей перегружены умственной работой. При этом переутомление играет роль хронической психотравмирующей ситуации. Астенический невроз сопровождается ухудшением общего самочувствия и высокой утомляемостью, вследствие чего снижается школьная успеваемость, усугубляя эмоциональные переживания. Дети становятся раздражительными, легко огорчаются и плачут.

Истерический невроз как правило возникает в результате острой, шоковой психической травмы. Его симптомы часто производят впечатление соматических нарушений: у ребенка может нарушиться координация движений вплоть до полной потери моторной активности (так называемый истерический паралич), снижается чувствительность анализаторов (истерическая глухота, слепота и т.п.). Впрочем, такие расстройства неглубоки и носят неосознанно демонстративный характер. Обострение симптомов обычно бывает приурочено к ситуации реального или кажущегося ущемления интересов ребенка, его личного достоинства. Так, вследствие нарушений адаптации к условиям дошкольного учреждения у ребенка, отправляющегося в детский сад, могут периодически возникать приступы рвоты. Подобные нарушения более свойственны девочкам. Истерический невроз может появиться уже в раннем возрасте. У взрослых встречается реже, что связано с обретением эмоциональной зрелости, способности отстаивать свои интересы с помощью более адекватных форм поведения.

Невроз навязчивых состояний, как правило, возникает вследствие хронической травматизации психики, особенно когда потребности и желания ребенка входят в конфликт с принятыми моральными нормами. Чаще возникает у тех детей, для которых характерна мнительность, тревожность неуверенность в себе. Проявляется в виде навязчивых переживаний и действий, которые самому ребенку неприятны и от которых он стремится избавиться.

В зависимости от интенсивности и продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (длится несколько месяцев) и невротическое развитие личности, при котором расстройство принимает хроническую форму и на протяжении длительного времени деформирует становление личности.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией человеческих отношений. Вследствие этого в основе их профилактики лежит создание благоприятной психологической атмосферы в семье, дошкольных учреждениях и школе, установление гармоничного общения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками. Лечение неврозов проводится как правило амбулаторно с использованием транквилизаторов и разнообразных методов психотерапии.

консультативный невроз психолог

Возникновение неврозов неврозов и невротических реакций.

Неврозы и невротические реакции возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. Неврозы составляют до 45% общих нервно-психических отклонений в детском возрасте, преобладают у мальчиков. Проявления: заикание, энурез, фобии, тики, плаксивость, эмоциональная лабильность, раздражительность, бессонница или сонливость и т.д.

Возникновение невроза и невротические реакции зависит от 3 основных факторов: психотравмирующего, снижения реактивных сил организма под влиянием перенесенных болезней, утомления, особенностей личности.

Основные причины возникновения неврозов у детей:

Проблемы семейного воспитания:

  • - влияние личности родителей;
  • - гиперопека со стороны всех членов семьи;
  • - конкуренция отца и матери в стремлении доминировать;
  • - гиперсоциализация воспитания;
  • - атмосфера избыточной строгости в семье.
  • - Неблагоприятные факторы:
  • - нарушения адаптивного поведения учащихся (незнание норм поведения в обществе, нарушение функции подражания ребенка и т.д.);
  • - нервно-психические перегрузки;
  • - слабый тип ВНД;
  • - страхи и фобии как основная причина неврозов.

Сущность и проявления неврозов и невротических реакций.

И. П. Павлов в рамках своего учения о неврозах определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.

В клинической психологии невроз определяют как психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов . В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности. Невроз рассматривается как следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты .

Невроз всегда психогенен, т.е. вызывается психической травмой, которая впоследствии отражается в клинической картине невроза в переживаниях ребенка, его сновидениях, интересах и т. д. С течением времени психическая травма становится менее значимой и невроз, как правило, постепенно проходит. Всем детям, страдающим неврозами, свойственны: понижение настроения, расстройство сна и аппетита (эти три компонента могут быть выражены в различной степени, но без них неврозы практически не встречаются).

Выделяют три основные формы невроза астенический, истерический и невроз навязчивых состояний(все эти расстройства проявляются и в зрелом возрасте).

Астенический невроз (неврастения) возникает в результате острой психической травмы либо хронической травмирующей ситуации (например, переутомление от многочисленных занятий). Чаще всего встречается в старшем школьном возрасте у учащихся, пренебрегающих требованиями психогигиены и чрезмерно загружающих себя умственной работой. У детей младшего возраста астенические реакции могут появиться на фоне общей соматической слабости, например, после перенесенных инфекций. Астенический невроз, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, слезливостью. Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и высокой утомляемости.

Истерический невроз обычно появляется при психической травме шокового характера. Его симптомы чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания параличи, различные припадки, расстройства координации движений, сенсорные нарушения (истерическая глухота, слепота и т. д.). Характерной чертой таких расстройств является их небольшая глубина и демонстративность Они обычно приурочены к ситуации реального или кажущегося ущемления личности ребенка, его достоинства. Истерический невроз встречается главным образом у девочек, может появиться уже в раннем возрасте. После 16--20 лет встречается реже -- наступает эмоционально-волевая зрелость, нарастает способность отстоять свое достоинство с помощью иных, более социализированных форм поведения.

Психическая травма в детском возрасте может вызвать невротическое недержание мочи (энурез) и кала (энкопрез), невротическое заикание и другие так называемые системные неврозы. Наиболее распространенные системные неврозы -- невротически тики, которые возникают, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте и наряду с другими симптомами проявляются нарушением гармоничного функционирования мышц лица (невротическое моргание, шмыгание носом, подергивание крыльев носа и т. п.), усиливаются при напоминании о них, о вызвавшей их психической травме, а также при волнении и тревоге.

В зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (от нескольких недель до нескольких месяцев) и невротическое развитие личности, которое тянется годами, постепенно деформируя личность.

Неврозы -- социальные заболевания, они порождаются дефектами во взаимоотношениях между людьми. Поэтому основа их профилактики -- поддержание гармоничных отношений в семье, соблюдение педагогического такта воспитателями, установление нормального общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Решающая роль при этом принадлежит педагогам, так как их поведение и методы воздействия на детей могут в крайне негативных случаях вызывать невротические реакции называемые - дидактогениилибо, наоборот, гасить травмирующие конфликты и компенсировать психические травмы.

Неврозы в большинстве случаев излечимы. Только запущенные случаи невротического развития личности могут переходить в зрелый возраст. Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также медикаментозно (главным образом транквилизаторами). Комплексная терапия неврозов проводится обычно амбулаторно, лишь в некоторых случаях детей, страдающих неврозами, госпитализируют в детские психоневрологические санатории и больницы.

Неврозы следует отличать от многочисленных неврозоподобных расстройств, вызываемых органическим поражением головного мозга, соматогенной астенией и другими биологическими вредностями. Чем выше самоконтроль, тем слабее выявляются неврозоподобные расстройства и сильнее невроз.

Среди многочисленных видов психических расстройств одно из первых мест занимает невроз (симптомы заболевания встречаются почти у каждого второго жителя планеты). Патология характеризуется истерическими, астеническими и навязчивыми состояниями, вызванными негативным воздействием внешних раздражителей, а также глубинными конфликтами внутри личности.

Причины неврозов


Есть много информации о том, как бороться с неврозом, однако прежде всего необходимо разобраться в причинах возникновения этого расстройства. Выделяют два основных фактора, на фоне которых развивается заболевание:

  1. Психогенный
    К первой категории относятся ситуации, провоцирующие психологическую травму. Это может быть как сильный стресс (например, потеря близкого человека), так и длительное нервное напряжение, связанное с профессиональной деятельностью или неблагоприятной семейной обстановкой.
  2. Внутриличностный.
    Нередко невроз возникает и на почве внутренних противоречий, которые в основном зарождаются еще в детском или подростковом возрасте. Корень проблемы кроется в ошибках воспитания и психологических травмах, в результате чего формируется ранимая, нерешительная и закомплексованная личность.

Этапы развития невроза

На первых этапах невроз выражен слабо, что часто мешает его своевременному выявлению:

  1. Первый этап.
    Начальная стадия типична для детского возраста и проявляется слабыми или средними невротическими реакциями на внешние раздражители. Громкий плач, истерика и капризы характерны для многих детей, поэтому родители редко обращают внимание на первые симптомы расстройства.
  2. Второй этап.
    На второй стадии заболевания личность становится все более подверженной воздействию стрессовых ситуаций, причем нервная реакция возникает не только на негативные раздражители, но и на радостные события, после которых человеку все тяжелее расслабиться и вернуться в спокойное состояние. Тем не менее как первая, так и вторая формы легко поддаются терапии.
  3. Третий этап.
    При длительном игнорировании симптомов патология переходит в хронический вид. На этом этапе формируется глубокий невроз, при котором происходит кардинальная трансформация характера и поведения пациента. Запущенные формы сложно излечить полностью, а симптомы болезни можно лишь купировать при помощи медикаментозной или психотерапевтической методик. Опасность хронического расстройства заключается еще и в том, что личность навсегда утрачивает свои типичные качества.

Симптомы невроза

Заболевание имеет много симптомов, которые могут проявляться как на психологическом, так и на физиологическом уровне. Тяжесть протекания расстройства зависит от многих факторов, но основную роль играет образ жизни и индивидуальные особенности нервной системы пациента. Вследствие того, что женщины более эмоциональны, признаки невроза у них выражены острее, чем у мужчин. Тем не менее общие симптомы расстройства у представителей обоих полов практически одинаковы.

Типичным признаком патологии является повышенная тревожность, которая влечет негативную оценку событий и неадекватное восприятие реальности со стороны больного. Симптомы невроза у женщин часто проявляются в виде постоянной плаксивости и раздражительности, мужчины, наоборот, больше замыкаются в себе или начинают снимать стресс при помощи спиртных напитков.

Основные психологические проявления расстройства:

  • эмоциональная нестабильность и резкие перепады настроения;
  • фиксация на негативной ситуации;
  • прогрессирующие фобии и страхи;
  • панические атаки;
  • чувство вины и заниженная самооценка;
  • наличие навязчивых идей;
  • необъяснимое чувство печали, утраты и тоски;
  • сложности в принятии решений;
  • негативные мысли о будущем.

Запущенные формы патологии часто сопровождаются неприятными физическими проявлениями. Такие симптомы не являются следствием отдельных заболеваний и в основном связаны с нарушениями в работе вегетативной системы. Тем не менее прогрессирующий и длительный невроз может послужить толчком к сбоям в функционировании всего организма, что впоследствии грозит появлением дополнительных проблем со здоровьем. Чтобы этого избежать, необходимо позаботиться о своевременном лечении невротического расстройства уже при первых его проявлениях.

Характерные симптомы невроза на физиологическом уровне:

  • болезненные ощущения в области грудной клетки и сердца;
  • частые неврастенические головные боли;
  • снижение зрения;
  • сбои сердечного ритма;
  • нарушения в работе мочеполовой системы;
  • чувство недостатка воздуха при вдохе;
  • дерматологические проблемы (сильно чешется кожа, наблюдаются различные высыпания);
  • тремор конечностей;
  • повышение или понижение артериального давления;
  • избыточное потоотделение;
  • головокружение и обморочное состояние;
  • проблемы со сном;
  • снижение или усиление аппетита;
  • снижение полового влечения (у мужчин — импотенция);
  • тяжесть и боль в желудке.

Виды неврозов

Выделяют социальный, послеродовой, двигательный, школьный, кардиофобический и информационный и другие типы неврозов. Наиболее часто встречается 5 разновидностей этой патологии:

  1. Невроз навязчивых состояний.
    Сложная для лечения форма, в основе которой лежат фобии. Заболеванию подвержены мнительные, впечатлительные и неуверенные в себе люди. Хронический невроз навязчивых состояний крайне опасен, поскольку грозит трансформацией в более тяжелые психические расстройства.
  2. Неврастения (астено-невротический синдром).
    Патология, развивающаяся на фоне хронической усталости. Клинические проявления: нарушение сна, головные боли, раздражительность, вялость, апатия.
  3. Тревожное расстройство.
    Пациенты с этим видом патологии испытывают постоянную тревогу и необоснованные страхи. Основные симптомы: панические атаки, сухость во рту, усиленное сердцебиение и потоотделение.
  4. Истерия.
    Вид расстройства, которому больше подвержены женщины. Типичные проявления: громкие крики, бурные рыдания, судорожные припадки.
  5. Ипохондрический невроз.
    Свойственен мнительным людям с чрезмерным вниманием к себе и своему здоровью.

Диагностика неврозов

Диагностика патологии начинается с изучения факторов, которые могли привести к ее развитию. В первую очередь специалист обращает внимание на наследственность пациента, его физическое здоровье, а также обстоятельства, предшествующие появлению первых симптомов заболевания.

Существенная роль отводится и динамике проявлений невроза: исследуется периодичность и сила симптомов, их зависимость от жизненных обстоятельств и сезонных колебаний. Диагноз невротическое расстройство ставится только в следующих случаях:

  • при отсутствии физических патологий, которые могли привести к похожим симптомам;
  • если заболевание имеет длительный характер, а симптомы регулярны;
  • если пациент может адекватно оценивать собственные реакции;
  • если нет подозрений на более сложные виды психических отклонений.

Лечение невроза


Имеется много методик, применяющихся при лечении расстройства, но нет общих схем, которые одинаково эффективно помогали бы всем пациентам. Только тщательное изучение истории болезни и постановка верного диагноза позволит специалисту понять, можно ли вылечить невроз полностью и каковы шансы на то, что через некоторое время заболевание не проявит себя снова.

Способы лечения невротического расстройства:

  1. Медикаментозный.
    Применяются лекарственные препараты химического и растительного происхождения (транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, анксиолитики, витамины и минералы, седативные средства). Метод способствует облегчению физических и психологических симптомов, однако причину заболевания медикаменты устранить не способны. При помощи фармацевтических препаратов проводят лечение невралгии, которая часто является следствием длительного невроза.
  2. Гипнотерапия.
    Позволяет специалисту изучить подсознание пациента и выявить истинную причину появления расстройства, после чего внушить больному положительные установки, которые будут способствовать исцелению.
  3. Психотерапия.
    Методика, помогающая больному вспомнить, осознать и проработать все факторы, которые привели к развитию болезни.

В большинстве случаев комплексный подход дает хорошие результаты, однако прогноз полного или частичного излечения зависит только от того, сколько длится болезнь.

Профилактика неврозов

Профилактику невротических расстройств следует начинать еще в детском возрасте, поскольку неправильное воспитание ребенка — основная причина развития этой патологии. Так, дети с ранних лет должны учиться самостоятельно преодолевать трудности, иметь выдержку, настойчивость и терпение.

Атмосфера излишней вседозволенности или, наоборот, строгости провоцирует у ребенка развитие мнительности, неуверенности, тревожности и прочих начальных симптомов заболевания. Поэтому родителям всегда следует помнить о том, чем опасен невроз, и не допускать его начальных проявлений.

Свести к минимуму риск возникновения тяжелого невротического расстройства помогут благоприятная обстановка в семье и коллективе, правильное и регулярное питание, полноценный отдых, отказ от вредных привычек, умеренные занятия спортом и контроль эмоций. Запущенный невроз можно предотвратить, если следить за своим эмоциональным состоянием, а при первых тревожных симптомах сразу же обращаться за помощью к профильному специалисту.

Методическая разработка

групповой консультации

с родителями

Составитель: Шишканова Е.Н.

Причины и формы проявления невротических расстройств у детей школьного возраста

Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций. При неврозах патологические явления обратимы, они этиологически связаны с конфликтной ситуацией. Возникновение невроза часто обусловлено не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Основными причинами, вызывающими невротические состояния могут быть: несовпадение типов темперамента ребенка и родителя (холерик/флегматик), конфликтные отношения в семье (скрытые/явные); противоречивые требования родителей (один разрешает/другой запрещает); разные стили воспитания (гиперопека, авторитарный, эмоциональная отверженность); изменение привычного уклада жизни (смена режима, школы, детского сада, развод родителей, новое место жительства); школьная дезадаптация (рано отдали в детский сад); непоследовательное воспитание ребенка (добрый/строгий родитель) и т.п. изменения в жизни ребенка.

Невроз может иметь психосоматическое выражение, когда болезнь затрагивает не только область эмоций, но и соматическую телесную сферу. Представление о тесной связи самочувствия человека с его психическим и эмоциональным состоянием является одним из важнейших в современной медицине и психологии. Уровень психического здоровья человека определяется совокупностью индивидуальных особенностей личности и состояния внутренней среды организма, складывающейся из взаимодействия биологических, психологических и социально-средовых факторов (наследственность, пол, возраст, условия воспитания, тип характера, особенности поведения, навыки, перенесенные болезни и травмы, стрессы и т.д.).

Болезненное изменение психики отличается от нормального количественно и качественно. Изменения в психосоматической регуляции лежат в основе возникновения психосоматических болезней (психосоматозов). Из этого следует, что двусторонняя связь между психикой и телом значительно теснее, чем предполагают. Чем младше дети, тем это очевиднее. Фактически каждый больной ребёнок одновременно страдает и от соматических и от нервно-психических расстройств. Постоянно переживаемые детьми эмоциональные стрессы нередко приводят к психосоматическим расстройствам. Они негативно переживаются формирующейся личностью и тем самым усугубляют возникающие нарушения здоровья. Защитные механизмы у детей еще недостаточно зрелые, и они не способны справиться с этой патологией. В результате, она становится препятствием для нормального развития или дает начало серьезным заболеваниям.

Неврозы выявляются у 45% от общего количества детей с нервно-психическими расстройствами. Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек. Неврозом заболевают дети чаще всего с повышенной нервной чувствительностью. Опасность этого заболевания не в степени его тяжести, а в отношении к нему людей, окружающих ребенка (родителей, воспитателей, учителей, родственников). Они часто не придают значения первым проявлениям нервных расстройств у детей, а, если и обращают внимание, то не всегда знают, как правильно реагировать и что с этим делать. Невроз – это обратимое состояние, он излечим, но вылечить невроз сложно, не зная причин его возникновения, этиологию, симптоматику, психосоматические проявления. Теоретические основы происхождения неврозов необходимы не только квалифицированным специалистам (психологам, неврологам, врачам), но и родителям, воспитателям, учителям, чтобы правильно реагировать на невротическое поведение ребенка, подбирать адекватные формы коррекции данного поведения. Также уметь отличать невроз от педагогической запущенности, поскольку формы работы будут разные.

Выделяют следующие формы невроза: 1. Неврастения (астенический невроз) – является наиболее распространенной формой. Причина этого невроза – истощение нервной системы из-за чрезмерного и, как правило, длительного физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. В основе неврастении лежит раздражительная слабость, повышенная возбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общего самочувствия. Она проявляется повышенной истощаемостью, постоянной усталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностью получать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями, чувством внутреннего напряжения, нарушениями сна (трудностями засыпания и сонливостью днем). У детей в отличие от взрослых преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность, психомоторное беспокойство). Часто также отмечаются аффективные вспышки с двигательным возбуждением, агрессией. Могут проявляться вегетосоматические расстройства, когда на передний план выступают такие проявления, как анорексия, тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки. При психотерапии этого невроза следует учитывать, что в его основе лежит психологический конфликт – возникшее противоречие между возможностями личности и завышенными требованиями к себе.

5. Депрессивный невроз. Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

6. Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков. Своеобразие клинической картины неврозов зависит от возраста заболевших. Как правило, детские неврозы отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине очень большое место занимают соматовегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение). У детей легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительная реакция – страх). В раннем детском возрасте среди клинических проявлений преобладает соматовегетативная симптоматика. Она, как правило, возникает в 6-7 месяцев, реже в более раннем возрасте. Дети становятся пугливыми, плаксивыми, не отпускают от себя мать, боятся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста. В период первого возрастного криза (2-4 года) уже появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста. Во время второго возрастного криза (6-8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рвоты, анорексия, головные боли и т. д.), трудности в поведении (непослушание, склонность к дракам). В препубертатном возрасте реакции протеста приобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома), В период полового созревания наблюдаются не соматовегетативные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склонность к возникновению сверхценных идей (дисморфомании, нервной анорексии или булимии), разные формы имитационного поведения (подражания взрослым).

Биологические факторы. В происхождении неврозов играет определенную роль наследственность. Патологическая беременность и аномально протекавшие роды вносят свою лепту в создание предрасположения к неврозам. Перенесенные соматические заболевания отмечены у 42,7% детей, страдающих неврозами, что подтверждает сенсибилизирующую роль телесных болезней в происхождении невротических расстройств.

Психологические факторы. В происхождении и оформлении клинической картины неврозов имеют большое значение преморбидные особенности личности (акцентуации характера, психопатии). Психические травмы детства (потеря родителей в 30-40%), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между близкими людьми также участвует в возникновении неврозов.

Социальные факторы. Самыми важными из факторов этого ряда считаются трудности в родительской семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). Предрасполагают к заболеванию неврозом материнская депривация (16-27%), неправильное воспитание (избалованность, чрезмерная опека или необычная строгость), несоответствующее половое воспитание (пуризм, распущенность).

Исходя из симптоматики нервных расстройств следует, что основные причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Сложный, многомерный процесс нарушения взаимоотношений в семье имеет патогенное влияние на формирование личности ребенка. Интенсивность появления невротического типа поведения во многом зависит от степени несоответствия характера воспитания и условий жизни детей особенностям их психического и личностного развития. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация личности, что порождает у детей различного рода невротические состояния. Излишне строгое или деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания или эмоциональная отверженность ведет к возбудимости, неустойчивости, к асоциальному типу поведения. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, поскольку проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Безусловная родительская любовь формирует у детей чувство внутренней безопасности, самоценности, что служит лучшим средством от появления неврозов и других аномалий личности.

Для предупреждения, профилактики и лечения невроза необходимо:

Учитывать своеобразие темперамента ребенка, его индивидуальные особенности и личностные качества;

Соблюдать основные режимные моменты (еда, сон и т. д.), но· не стараться одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях. Необходимо помнить, что здоровый ребенок не может всегда беспрекословно подчиняться взрослым, и этим невольно создается почва для неврозов;

Не относится к ребенку предвзято, научиться принимать его таким, какой он есть – по полу, темпераменту, характеру;

Не фиксировать внимание на его отрицательных качествах, не забывать хвалить ребенка, когда он этого заслуживает;

Предъявляйте разумные требования, соответствующие его возрасту, не требовать невозможного;

Контролировать свои чувства, эмоции, поступки;

Научиться анализировать собственные недостатки характера, являющиеся отрицательным примером для детей;

Наладить конфликтные взаимоотношения с другим родителем;

Быть гибким в воспитании и общении, научится признавать свои ошибки, уметь уступать.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.