Лечение нарушений сна у детей при неврозах

Нарушения сна являются частым клиническим признаком различных нервно-психических и соматических заболеваний. Они могут быть одним из признаков другой болезни как органического, так и неорганического (психогенного) происхождения.

Согласно современным воззрениям, нарушения сна необходимо рассматривать в комплексе сон—бодрствование. В этом плане следует различать инсомнию (син.: бессонница, диссомния, асомния) — расстройство сна, проявляющееся нарушением засыпания, прерывистым, поверхностным сном или преждевременным пробуждением; гиперсомнию — патологическую сонливость и парасомнию — различные феномены (необычные состояния), тесно связанные со сном либо неполным пробуждением. Все эти три разновидности нарушений сна могут быть обусловлены как органическими, так и психогенными расстройствами, а также входят в структуру различных неврозоподобных состояний.

Гиперсомнии также могут встречаться при общих и системных неврозах, быть приступообразными, например истерическая (летаргическая) спячка, или постоянными (перманентными). Однако психогенные гиперсомнии встречаются относительно редко и являются одним из проявлений конкретной клинической формы невроза.

Рассматривая психогенно обусловленные инсомнии и парасомнии, следует выделить два их варианта: возникающие на фоне общего или системного невроза, тогда они — одно из его проявлений, а не отдельная форма болезни; и являющиеся одним из ведущих или единственным проявлением системного невроза, тогда их следует считать основной болезнью. В последующем можно было бы в группе системных неврозов выделить две их разновидности по времени проявления — дневные и ночные. Хотя такой классификации неврозов не существует, но по логике мышления она могла бы быть вполне допустимой.

Нарушение засыпания может сопровождаться недостаточной глубиной сна с частым пробуждением. Последние обычно непродолжительные, но иногда достигают нескольких часов. В это время ребенок обычно ведет себя спокойно, особенно если в этой же комнате спят родители, или зовет их просто посидеть рядом, поиграть, рассказать сказку, спеть песенку или сам себе что-то тихо напевает.

Нарушение засыпания с частыми пробуждениями обычно встречается при неврозах и невротических реакциях. Как изолированное невротическое расстройство сна оно может быть лишь в самом начале, когда на этом фоне наступает конкретная или недифференцированная форма невроза.

В отношении парасомний, как различных феноменов в сне, А. М. Вейн и К. Хехт выделяют различные их виды:
1. Двигательные:

  • ночной энурез (ночное недержание мочи);
  • дыхательные;
  • сердечно-сосудистые;
  • головные боли;
  • гастороэнтерологические.

4. Связанные с изменением гуморальной регуляции.
5. Эпилептические припадки, связанные со сном.

Большинство этих расстройств четко ограничено во времени и связано с дисфункцией головного мозга, т.е. носит характер припадков или церебральных (мозговых) пароксизмов.

Лечение психогенно обусловленных (невротических) нарушений сна должно прежде всего включать комплекс психотерапевтических и режимных мероприятий. В. В. Ковалев (1979) рекомендует использовать семейную психотерапию, психогигиеническую коррекцию режима в ве-. черние часы, добиваясь стереотипного поведения ребенка перед сном, а у детей школьного возраста — гипнотическое внушение с целью устранения страхов и тревожных опасений, которые препятствуют быстрому засыпанию, возможна также аутогенная тренировка.

Какой метод психотерапии больше подойдет вашему ребенку, может решить только врач-психотерапевт.

Не занимайтесь накануне сна умственной работой, требующей большого напряжения и внимания. Лучше почитать газету, повторить уроки, побеседовать о намеченных на ближайшее время планах.

Ограничьте просмотр телевизионных передач, особенно на детективные, фантастические и другие возбуждающие темы.

Хорошо перед сном совершить небольшую прогулку, не напрягая себя серьезными проблемами. После прогулки можно выпить стакан чаю небольшой крепости с умеренным количеством сахара или без него, расслабиться в теплой ванне без всяких добавок. Некоторым в качестве отвлекающего средства помогают надетые влажные хлопчатобумажные носки.

Примите удобное положение в постели, закройте глаза и расслабьтесь. Не думайте о том, как разрешить свои сложные проблемы, — это лишь усугубит нарушение сна. Лучше сосредоточьте свое внимание на каком-то известном предмете или хорошем человеке, сделавшем вам приятное. В случае возникновения других мыслей усильте сосредоточенность своего внимания на выбранном объекте и постарайтесь не отвлекаться. В случае успеха думайте об одном и том же.

Иногда помогает мысленный счет, лучше не в виде нарастающих по величине цифр (это требует некоторого напряжения, чтобы не сбиться со счета), а путем повторения нескольких цифр, например, 1—2 или 1—2—3 (можно и большее количество цифр — в зависимости от удобства).

Первоначально желательно использовать все перечисленные рекомендации (можно придумать и нечто другое), а затем выбрать наиболее вам удобный способ отдыха и расслабления.

К медикаментозным средствам, особенно из группы снотворных, следует прибегать осмотрительно и лишь при выраженных нарушениях сна. Выбор снотворного следует проводить по рекомендации врача, не нужно принимать их продолжительное время, лучше в течение 7—10 дней и в небольшой дозировке (вначале 1/4—1/2 таблетки). Веру в снотворное лучше перевести на веру в себя. В случае волнений и переживаний можно накануне сна принять отвар из смеси корня валерианы, травы пустырника и листьев шалфея, или приготовленную в аптеке смесь успокоительных трав, или 1—3 драже экстракта корня валерианы. Весьма желательно также в течение 1—2 месяцев принимать гомеопатические антигомотоксические препараты нового поколения: валерианахель, нервохель, галиумхель. Это, по крайней мере, не повредит, не вызовет зависимости от лекарства, а помочь может.


Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению. Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте. Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.

Невротические расстройства, типичные для детского возраста

Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.

Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области. Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия. Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.

Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.

Основные критерии диагностики нервной анорексии:

  • Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
  • Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
  • Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.

Основные критерии диагностики нервной булимии:

  • Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
  • Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
  • Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).

Нарушения сна

Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве. Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения. Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.


Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.

Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.

У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.

Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).

С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.


Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.

Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.

Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом. Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр., школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).


Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.

Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.

Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.

Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.

Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.

Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.

Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.

Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.


Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:

  • боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
  • опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).

Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.

Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.

Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.

Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.

На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.

Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.

Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.

Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.


Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше). Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты. У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.

Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.

Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.

Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.

Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.

Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.

Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы. Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.

Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.


Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.

Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.

Основные проявления (во всех возрастных категориях):

  • Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
  • Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
  • Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
  • Апатия, потеря интереса к окружению.
  • Двигательные нарушения.
  • Усталость, потеря энергии.
  • Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
  • Ухудшение концентрации.

В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).


Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.

Возможна ли профилактика детских неврозов?

Эксперты сходятся во мнении, что суть профилактики проблемы заключается в обеспечении ребенку чувства безопасности и понимания в семье. Именно семья (даже не полная) должна быть тем местом, куда он может всегда вернуться и безопасно поделиться не только радостями, но также переживаниями, страхами. Родители должны знать возможности и способности своих детей, адаптировать к ним требования. Часто амбициозные родители переоценивают значение школьных оценок, аккуратного письма, первенства на соревнованиях, тем самым способствуя развитию невротических проблем у ребенка.

Совет родителям

Расстройства сна в детском возрасте, имеющие психогенную природу хоть и являются распространенными, однако изучены недостаточно тщательно. Первое, с чем это связано: это трудности сбора объективных данных о сне – особенно у детей – однако развивается такая область, как сомнология, которая и ставит своей целью изучить сон в норме и патологии.

Также открытость этого вопроса не снята из-за того, что различия между сном в различные возрастные периоды крайне велика, а также сильно варьируется и в одном возрастном промежутке. Например, реальная необходимость во сне с возрастом критически меняется: нормальное время сна у годовалого ребенка составляет от 16 до 18 часов, к 8-10 годам этот показатель падает до 10 часов, а к пубертату сон выходит на уровень 8-9 часов.

Более того, уже начиная с 7 лет, сон сдвигается на ночное время, в день дети крайне редко хотят спать. Центральным диагностическим критерием патологии становится глубина сна, нежели его длительность. Глубина определяется по времени, необходимому на то, чтобы уснуть, а также по скорости пробуждения при любых внешних помехах.

Содержание статьи:


Факторы, вызывающие расстройства сна, схожи и для других невротических расстройств: психотравмирующие ситуации. Младшие школьники отреагируют расстройством сна в ответ на травматичные ситуации, действующие на него непосредственно перед сном. К ним относятся:

  • — Просмотры страшных кинофильмов
  • — Истории родителей про страшных мифических персонажей (волчок укусит, Бабайка придет)
  • — Рассказы родителей о катастрофах и авариях
  • — Семейные ссоры

Расстройства сна могут развиваться в картине какого-либо невротического расстройства, а более того: вследствие нарушений работы головного мозга. Физиологическую патологию связывают с расстройством именно цикла сна и бодрствования и трудностями перехода из одного состояния в другое.

Причина изменений сна у детей (его глубины), как предполагается, связана с общим уменьшением времени парадоксального сна, а также с расстройством его цикличности. Эта фаза отличается тем, что электроэнцефалограмма в этой фазе похоже на активность бодрствующего человека, а также фаза сопровождается быстрыми движениями глаз.

Известно, что наименьшая пробуждаемость обнаруживается именно на этой фазе сна. К сожалению, невротическое расстройство сна в детском возрасте изучалось лишь в единичных случаях.

В картину заболевания входят:

  • — Проблемы с засыпанием и пробуждением
  • — Ночные фобии
  • — Пробуждения среди ночи (как следствие нарушения глубины сна)
  • — Сомнамбулия (снохождение)
  • — Сноговорение

Нарушения засыпания почти всегда связываются с другими нарушениями, если этому нет физиологического объяснения. Невротическое расстройство сна с 90% вероятностью входит в картину другого невроза, как самостоятельная патология встречается крайне редко! Выражено это нарушение в длительной смене фазы бодрствования на фазу сна, иногда время засыпания достигает двух часов.

Зачастую нарушенное засыпание связывается с возникающее в ночное время страхами, нарастающей тревогой и опасениями. К ним можно отнести:

  • — Фобия темноты
  • — Страх смерти во сне
  • — Боязнь ночных мифических существ

Иногда трудности засыпания связываются с патологическими устойчивыми действиями-привычками:

  • — Сосание пальца
  • — Яктация (раскачивание из стороны в сторону)
  • — Мастурбации

Также расстройство возникает на фоне навязчивых действий и неразвитых ритуалов:

  • — Раскладывание конкретных игрушек в кровати, их упорядочивание
  • — Многократное и однотипное желание спокойной ночи родственникам
  • — Различные ритуальные действия перед сном
  • — Стереотипные вопросы к родителям

Гораздо реже встречаются ночные просыпания, после которых ребенок не может снова уснуть. Такое проявление расстройства сна обычно обнаруживается у младших детей. При таких состояниях ребенок обычно остается в кровати, но может играться с одеялом, что-либо рассказывать, стереотипно играть пальцами. Эти манипуляции продолжаются до двух часов.

Изучены невротические страхи, встречаемые у дошколят и детей 1-2 классов. Содержание этих страхов всегда связано с психотравмирующей ситуацией, возникшей, например, перед сном в виде ссоры родителей. Они же проявляются при затяжных эмоционально неприятных ситуациях.

Если симптоматика нарушения проявила себя или начала появляться с постоянной регулярностью, необходимо провести диагностику ребенка, чтобы разграничить невротическое расстройство сна от эпилептических нарушений сна, связанных с бредом, галлюцинациями и повреждениями головного мозга.

В домашних условиях можно лишь наблюдать, как происходит пробуждение ребенка в ночное время. При невротических расстройствах сна не внезапны, плавно начинаются и заканчиваются, в то время, как эпилептические пробуждения резки и внезапны, могут сопровождаться изменением состояния сознания, закрывающего доступ к контакту с ребенком.

Невротические расстройства сна поддаются психокоррекции, в связи с чем положительным психотерапевтическим вмешательством считаются:

  • — Психотерапия семьи
  • — Психогигиена распорядка дня ребенка, в особенности коррекция вечернего времени

К школьникам допустимо применение гипнотерапии, а также суггестивной терапии. В данном случае снимаются страхи ребенка, опасения, мешающие нормальному засыпанию. Возможно обучение аутогенным приемам для контроля засыпания самим ребенком.

На фоне активной психотерапии дополнением выступает и психофармакологическое вмешательство. В такую терапию включаются седативные препараты:

  • — Седукесен (транквилизатор)
  • — Валериана (настойка)
  • — Элениум (транквилизатор)

Эти вещества принимаются непосредственно перед сном. При явных нарушениях применяются транквилизаторы, оказывающие снотворное действие:

  • — Эуноктин
  • — Радедром
  • — Ноксирон

Невротические расстройства сна в детском возрасте редко выступают как самостоятельное расстройство, а чаще включаются в картину других заболеваний. К ним могут относиться неврозы страха, неврозы навязчивых действий, неврастения.

Более того, расстройства сна появляются и такого тяжелого заболевания, как эпилепсия. Именно поэтому важно не откладывать диагностику, чтобы исключить развивающуюся патологи.

Сон – неизученный и сложный процесс, а его нарушения – многогранны и уникальны. Поэтому первичная диагностика при выявлении нарушений не то, чтобы необходима, она обязательно. Лишь правильно поставленный диагноз и выявленное нарушение помогут врачам подобрать эффективную терапию, чтобы ребенок выздоровел как можно быстрее.

автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва


Расстройства сна у детей бывают двух видов. Одни вызваны состоянием здоровья малыша, другие носят поведенческий характер.

Как они проявляются:

  • Малыш громко храпит, когда спит, у него периодически частично останавливается дыхание (обструктивное апноэ);
  • Вы наблюдаете у него синдром беспокойных ног — он может жаловаться, что ночью у него зудят, чешутся ноги;
  • Ребенок старше 2 лет страдает парасомнией: снохождение, ночные страхи, кошмары, энурез.

Чтобы найти причину, возникновения этих проблем, следует обратиться к педиатру.

  1. Постоянная сонливость;
  2. Проблемы с засыпанием;
  3. Слишком частые не по возрасту ночные пробуждения;
  4. Дневные сны не более 30 минут;
  5. Тревожный сон у ребенка с очень ранними подъемами с утра;
  6. Ребенок старше 4 месяцев не умеет засыпать без груди, соски, бутылочки, укачивания, мамы рядом;
  7. Кроха спит больше днем, чем ночью;
  8. Вам трудно выстроить предсказуемый режим дня.

Такие расстройства характерны для многих детей. Они поддаются коррекции без применения медицинских препаратов. Именно с ними работает консультант по детскому сну.

  • Неподходящим режимом, что приводит к нарушению циркадных ритмов детского организма;
  • Некорректными условиями для отдыха и привычками, мешающими научиться малышу засыпать самостоятельно;
  • Трудностями при кормлении;
  • Накопленной усталостью, перевозбуждением нервной системы;
  • Коликами.

Над сном малыша нужно работать, так как при регулярном недосыпе ухудшается его самочувствие, поведение и здоровье:

  1. Возникает повышенная тревожность;
  2. Происходит задержка роста;
  3. Ребенок становится гипервозбудимым;
  4. Ухудшается внимание и память;
  5. Карапуз становится более капризным в течение дня, испытывает перепады настроения, чаще плачет.

Лечение нарушений сна у детей поведенческого характера направлена на коррекцию режима и гигиены сна.

  1. Изучите информацию по нормам и физиологии детского сна. Так вы сможете выстроить подходящий по возрасту режим.
  2. Проверьте условия в комнате, где спит малыш. Занавесьте окна плотными черными шторами, чтобы свет не будил кроху под утро. Проветривайте комнату и следите, чтобы сохранялась оптимальная температура. При пробуждениях на кормления, смену подгузника используйте ночник с теплым желтым светом.
  3. Введите ритуал. Он будет сигнализировать малышу, что скоро надо спать. Ритуал дает ему возможность замедлиться и расслабиться. Он может быть простым, но при этом регулярным. Исключите из него просмотр телевизора, игры, которые действую возбуждающе на нервную систему.
  4. Не используйте кроватку для игры или других занятий, кроме как отдыха. Иначе кроха не будет понимать, что ему нужно там спать, а не бодрствовать.
  5. Сохраняйте обычный режим на выходных. Малышу будет легче засыпать и просыпаться. Пробуждение в приблизительно одно время настраивает работу циркадных ритмов, помогает придерживаться постоянного режима.
  6. От качества отдыха днем, зависит то, как малыш будет спать ночью. Поэтому следите за тем, сколько спит кроха и когда вы начинаете укладывание днем. Убедитесь, что ваш карапуз просыпается достаточно рано, чтобы устать к вечернему укладыванию.
  7. Не используйте комнату, где спит ваш подросший малыш, для тайм-аута. Иначе он будет ассоциировать это место не с отдыхом, а с наказанием
  8. Синхронизируйте режим сна и кормлений. Малыш не должен ложиться спать голодным или переевшим. Если ребенок ест взрослую пищу, тяжелая еда, продукты с сахаром на перекус или ужин, плохо скажутся на засыпании. Избегайте кофеиносодержащих напитков во второй половине дня: газировку, чай, какао.
  9. Утром выходите с малышом на улицу. Яркий солнечный свет способствует лучшей выработке гормона мелатонина, который регулирует процесс засыпания. Также открывание штор помогает проснуться, сигнализирует о начале дня.
  10. Включайте в распорядок дня активные игры. Адекватная физическая нагрузка во время бодрствования способствует более спокойному отдыху ночью. Однако избегайте активных игр незадолго до укладывания — посвятите это время спокойному бодрствованию. Здесь подойдут лепка, рисование, пазлы, собирание конструктора.
  11. Проводите время с малышом качественно. Некоторые дети отказываются спать, потому что им не хватает вашего внимания. А ночь для них — это расставание с вами. Вместе играйте в игры без отвлечения на телефон и домашние дела, читайте сказку перед сном, обсуждайте прошедший день.

Лечение будет зависеть от вида и степени заболевания.

Если ваш малыш храпит, необходимо обратиться за помощью к наблюдающему врачу, которые направит вас к отоларингологу, также попросит при необходимости пройти специальное обследование.

Храп говорит о том, что у крохи в лежачем положении блокируются дыхательные пути и сокращается поступление в организм кислорода. Со временем это может привести к увеличению миндалин или аденоидов.

Стоит также обратиться к специалисту, если ребенок дышит через рот или сопит при засыпании.

Парасомнии встречаются в более старшем возрасте и обычно проходят по мере взросления.

Хочется отдельно остановиться на бессоннице у детей. Часто родители прибегают в этом случае к медикаментозному лечению. Однако это не всегда оправдано.

Бессонница — нарушение цикла сна, когда человек не может уснуть, долго спать или просыпается слишком рано с утра. Провоцируют бессонницу стресс, болезнь, эмоциональное состояние, тревога.

Среди малышей старше 4 месяцев распространена поведенческая бессонница, которая появляется вследствие неправильных ассоциаций на засыпание. Например, ребенок отказывается засыпать без укачивания, груди, в кроватке, если привык спать на руках или в постели родителей. В результате засыпание длится очень долго, подросший малыш всячески оттягивает время укладывания при отсутствии привычных ассоциаций. В этом случае нужно менять привычки, обучая ребенка самостоятельному засыпанию.

Как спит ваш кроха? С какими проблемами вы столкнулись?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.