Лфк при неврозах курсовая

Под лечебной физической культурой понимают применение к больным физических упражнений и естественных факторов природы для более быстрого и полноценного восстановления здоровья, трудоспособности и предупреждения последствий патологического процесса.

Лечебная физическая культура является лечебным методом и обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими за дачами.

Основным действующим на организм больного фактором лечебной физической культуры являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражи теля с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

Особенностью метода лечебной физической культуры является также ее естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму,-- функция движения.

Любой комплекс физических упражнений включает больного в активное участие в лечебном процессе в противоположность другим лечебным методам, когда больной обычно пассивен и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал.

Лечебная физическая культура -- метод неспецифической терапии, а физические упражнения служат неспецифическим раздражителем. Нейро-гуморальная регуляция функций всегда обусловливает общую реакцию организма при физических упражнениях, в связи с чем лечебную физическую культуру следует считать методом общей активной терапии. Лечебная физическая культура является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного.

Лечебную физическую культуру, особенно в неврологической клинике, следует считать методом патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление.

Особенностью метода лечебной физической культуры является использование принципа упражняемости -- тренировки физическими упражнениями. Тренировку больного человека рассматривают как процесс систематического и дозированного применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функций того или другого органа, нарушенных болезненным процессом, развития, образования и закрепления моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность больного человека расценивается как важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой громадную роль играет систематическая мышечная деятельность.

Основными средствами лечебной физической культуры являются физические упражнения и естественные факторы природы.

Физические упражнения делятся на: а) гимнастические; б) спортивно-прикладные (ходьба, бег, метание мя чей, прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.); в) игры -- малоподвижные, подвижные и спортивные. Из последних в практике лечебной физической культуры используются крокет, кегельбан, городки, волейбол, бадминтон, теннис, элементы баскетбола. При поражениях нервной системы чаще все го применяются гимнастические упражнения.

Физические упражнения применяются в виде комплексов упражнений различной сложности, продолжительности и интенсивности.

Большим преимуществом ЛФК является возможность строгого индивидуализирования и дозирования физических упражнений.

Дозировка упражнений возможна:

1) по продолжительности лечебной процедуры в минутах;

2) по количеству повторении одного и того же упражнения;

3) по количеству разных упражнений в течении одного занятия;

4) по быстроте и ритму выполнения упражнений;

5) по интенсивности физической нагрузки;

6) по количеству процедур в течении суток.

Индивидуализация физических упражнений в зависимости от физического и психического состояния больных, от особенностей клиники возможно в методических приемах путем применения:

2) пассивных движений в том числе лежа и сидя;

3) движений совместных с методистом (движений больного, совершаемых при активной помощи методиста);

4) активных движений

Одной из важных сторон индивидуализации методики ЛФК является характер подачи команды и инструкции.

В одних случаях, в зависимости от поставленной задачи, инструктаж и подачу команды сопровождают наглядной демонстрацией физического упражнения, в других - ограничиваются только словесной инструкцией без показа.

ЛФК применяется в различных формах:

1) утренняя гигиеническая гимнастика;

2) оздоровительные игры и спортивно-прикладные упражнения (волейбол, теннис, ходьба на лыжах, на коньках и др.);

3) лечебная гимнастика.

Пределы терапевтических возможностей ЛФК при неврозах различны. Утренняя гигиеническая гимнастика и спортивно-прикладные игры в комплексе общережимных мероприятий имеют главным образом общегигиеническое и оздоровительное значение. Спортивно-прикладные игры могут являться также хорошим средством последующей закрепляющей и поддерживающей ремиссию терапией.

Что касается лечебной гимнастики, то длительные курсы специально подобранных комплексов упражнений имеют уже патогенетическое значение; эффективность лечебной гимнастики заключается в улучшении как соматического, так и психического состояния вплоть до практического выздоровления.

Лечебная гимнастика проводится по принятой в ЛФК схеме.

Схема урока лечебной гимнастики.

1. Вводная часть (5-15% общего времени)

Задачи: овладение вниманием больных, включение в занятие, подготовка к последующим, более сложным и трудным упражнениям.

2. Основная часть (70-80%)

Задачи: преодоление инертности больных, возбуждение автоматических и эмоциональных реакций, выработка дифференцировочного торможения, включение активно-волевых актов, рассредоточение внимания на многочисленные объекты, повышение эмоционального тонуса до необходимой степени, решение поставленных лечебных задач.

3. Заключительная часть (5-15%).

Задачи: необходимое снижение общего возбуждения и эмоционального тонуса. Постепенное снижение темпа и физической нагрузки. В отдельных случаях - физический покой. [7]

Методически правильное проведение процедур лечебной гимнастики возможно лишь при соблюдении следующих принципов:

1. Характер упражнений, физиологическая нагрузка, дозировка и исходные положения должны соответствовать общему состоянию больного, его возрастным особенностям и состоянию тренированности.

2. Все процедуры лечебной гимнастики должны воздействовать на весь организм больного.

3. В процедурах должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм больного, поэтому в процедуру необходимо включать как общеукрепляющие, так и специальные упражнения.

5. При подборе и применении упражнений необходимо чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физических упражнений.

6. При проведении процедур лечебной гимнастики следует уделять внимание положительным эмоциям, способствующим установлению и закреплению условно рефлекторных связей.

7. В процессе лечебного курса необходимо ежедневно частично обновлять и усложнять применяемые упражнения. В процедуру лечебной гимнастики следует вводить 1О-15% новых упражнений с тем, чтобы обеспечить закрепление моторных навыков и последовательно разнообразить и усложнять методику.

8. Последние 3--4 дня курса лечения необходимо посвятить обучению больных тем гимнастическим упражнениям, которые рекомендуются им для последующих занятий в домашних условиях.

9. Объем методического материала в процедуре дол жен соответствовать режиму движений больного.

10. Каждое упражнение повторяют ритмично 4--5 раз в среднем спокойном темпе с постепенным возрастанием экскурсии движений.

11. В промежутках между гимнастическими упражнениями с целью снижения физической нагрузки вводят дыхательные упражнения.

12. При сочетании дыхательных фаз с движением не обходимо, чтобы: а) вдох соответствовал выпрямлению корпуса, разведению или поднятию рук, моменту меньшего усилия в данном упражнении; б) выдох соответствовал сгибанию корпуса, сведению или опусканию рук и моменту большего усилия в упражнении.

13. Проводить процедуру следует интересно и живо, чтобы вызвать у больных положительные эмоции.

14. Занятия должны проводиться регулярно, ежедневно, всегда в одни и те же часы, по возможности в одной и той же обстановке, как правило, в спортивных костюмах, в удобных пижамах или трусах и майке. Перерывы в занятиях снижают эффективность.

15. Проведение лечебной гимнастики требует терпения и настойчивости; необходимо систематически и упорно добиваться положительных результатов, преодолевать негативизм больных.

16. При первых неудачах втянуть больного в занятия не следует отказываться от дальнейших попыток; важным методическим приемом в этих случаях будет только присутствие такого больного на занятиях других больных, для возбуждения ориентировочных и подражательных рефлексов.

17. Занятия нужно начинать с простых и непродолжительных комплексов упражнений, с очень постепенным усложнением и увеличением их количества. Нужно избегать утомления больных, которое обычно отрицательно сказывается на результатах. Продолжительность занятий варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей; начинать их следует в зависимости от состояния больных с 5 минут и доводить до 30-45 минут.

18. Занятия желательно сопровождать музыкой. Однако музыка не должна являться случайным элементом занятий, а подбираться целенаправленно. Музыкальное сопровождение лечебной гимнастики должно являться фактором, создающим эмоциональную заинтересованность больного; фактором, организующим движение, тренирующим память и внимание, стимулирующим активность и инициативу в одних случаях, сдержанность и упорядоченность движений в других.

19. Перед началом и после окончания каждого занятия необходимо учитывать общесоматическое состояние больного, в том числе частоту пульса, дыхания и в необходимых случаях АД.

20. пребывание посторонних лиц на занятиях с больными неврозами нежелательно.

Очень важным является учет эффективности ЛФК. Лучшим критерием эффективности является положительная динамика клинической картины, которая фиксируется лечащим врачом в истории болезни. [9]

При лечении больных неврозами приходится встречаться с разнообразием клинического течения, вариабельностью нервно-психических расстройств, что делает невозможным составление однозначных комплексов упражнений. Эффективность лечения физическими упражнениями во многом зависит от учета индивидуальных особенностей больных, их эмоционально-волевой направленности и отношения к лечению. Все это требует от преподавателя лечебной физкультуры большой изобретательности, педагогического такта и терпения, что значительно расширяет показания к применению лечебной физической культуры.

Одной из задач лечения является нормализация динамики основных нервных процессов и вегетативных функций. Вторая задача заключается в укреплении нервно-соматического состояния и повышении психического тонуса и работоспособности больных.

В лечении физическими упражнениями выделяют два периода. В первом периоде основное внимание уделяют восстановлению координации функций различных систем. Во втором периоде - расширению адаптационных способностей организма к физическим нагрузкам.

Задачами первого периода применения ЛФК будут общее оздоровление и укрепление больного, улучшение координации движений, отвлечение от мыслей о заболевании, привитие навыка правильной осанки, установление педагогического контакта с больным. В первом периоде лечения широко используются упражнения для всех мышечных групп, для развития координации движений, улучшения осанки. Упражнения должны вызывать положительные эмоции, для чего с успехом используются игры.

Во втором периоде вводятся специальные упражнения, которые должны способствовать улучшению памяти и внимания, быстроты и точности движений, улучшению координации.

Кроме общеразвивающих упражнений, которые постепенно даются со все более нарастающей нагрузкой, применяются упражнения на ловкость и быстроту реакции, воспитывающие волю, умение преодолевать препятствия. Усложняются упражнения на координацию, добавляются прыжки, соскоки (преодоление боязни высоты), бег, упражнения со скакалкой. Используются упражнения, вызывающие резкий тормозной процесс (внезапная остановка или быстрая перемена положения тела по команде и т.д.), применяют подвижные и спортивные игры. Для тренировки вестибулярного аппарата вводятся упражнения с закрытыми глазами (ходьба с поворотами), круговые движения головой и туловищем из исходного положения сидя и т.д.; упражнения с сопротивлением, с отягощением, со снарядами и на снарядах. [3]

В начале занятий используются простые упражнения, выполняемые в спокойном темпе, без напряжения, с участием небольших мышечных групп. Такие упражнения нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, упорядочивают движения больного. Число повторения упражнений колеблется от 4-6 до 8-10 с частыми паузами отдыха. Широко применяются дыхательные упражнения (статические и динамические) они должны способствовать не только восстановлению правильного дыхания, но и нормализации корковых процессов.

По мере адаптации больного к нагрузке она увеличивается за счет усложнения упражнений: вводятся упражнения с дозированным напряжением, с отягощением, сложные по координации, требующие быстрого переключения внимания (броски мяча в цель с изменением направления).

При повышенной возбудимости больного нельзя требовать в начале занятий точного выполнения задания, не следует фиксировать его внимание на ошибках и недостатках при выполнении упражнений. При снижении активности больного, заторможенности, вялости, неуверенности в себе, нужно требовать точного выполнения заданий, очень постепенно повышая их сложность; включать упражнения на внимание.

При лечении неврозов используются следующие формы проведения занятий: индивидуальные, групповые, задания на дом.

Методику занятий при неврозах выбирают, исходя из особенностей заболевания, учитывая при этом пол, возраст, общую физическую подготовленность, эмоциональный тонус больного, функциональные возможности, характер трудовой деятельности. Лучше, если первые занятия будут индивидуальными. Это позволяет установить более тесные контакты с больными, выявите его настроение, реакцию на предлагаемые упражнения, подобрать адекватные физические упражнения, учесть жалобы, привить ряд необходимых для групповых занятий навыков.

После периода ознакомления с больным следует для занятий переводить его в группу [8].

Групповые занятия для страдающих неврозами наиболее полезны, т.к. благоприятно действуют на эмоциональный тонус больного, способствуют отдыху перенапряженной нервной системы. Рекомендуется формировать смешенные (по типу невроза) группы, т.к. при этом влияние больных друг на друга не будет однотипным, усиливающим имеющиеся болезненные проявления. Групповые занятия в этом случае не должны быть стандартными для всех. Следует учитывать индивидуальные особенности больных, что должно находить свое отражение в методике занятий, в дозировке физических упражнений, в форме их проведения. [3]

Величина группы зависит от многих причин. Но главное из них - это клинические показания. Общая методическая установка заключается в том, что в тех случаях, когда требуется повысить активность больного, вывести его из состояния заторможенности, преодолеть негативизм, инертность, навязчивость, группа может быть большой, даже до 20 человек, если же требуется тренировка активного торможения, понизить излишнюю возбудимость больного, преодолеть эмоциональную возбудимость, группа должна быть маленькой, не больше 5-6 человек.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Кафедра: Физической реабилитации

Дисциплина: Физическая реабилитация

Реферат на тему:

"Физическая реабилитация при неврозах"

студента 4-го курса

1. Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

2. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

Неврозы — длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. В основе патофизиологических изменений при неврозах лежат нарушения: процессов возбуждения и торможения; взаимоотношений между корой и подкоркой; нормального соотношения 1-й и 2-й сигнальной систем. Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам.

1. Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

Важную роль в генезе неврозов играет и конституциональная предрасположенность. Выделяют 3 типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний (психастения), истерия.

Неврастения (астенический невроз) характеризуется ослаблением внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. Больным присуща раздражительность, чрезмерная возбудимость, гиперстезия, возможны нарушения сна, головные боли, вегетативные расстройства и т.д. Ее иногда называют раздражительной слабостью. Психастения (невроз навязчивых состояний) — следствие слабости подкорки и первой сигнальной системы. В коре головного мозга образуются очаги патологической застойности — больные пункты.

Характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи (фобии), боязнь пространства и положения, страх транспорта и т.д. Истерия — следствие нарушений нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. При истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор и т.д.), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.

Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение), координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем. Регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. Методика ЛФК дифференцируется в зависимости от типа невроза. В условиях стационара используются УГГ, малоподвижные и подвижные игры, элементы хореотерапии, психотерапевтическое воздействие, массаж, чаще общий, гидротерапия.

Основная задача занятий — общеукрепляющее воздействие. С этой целью применяются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углублением дыхания, с сопротивлением и отягощениями, со снарядами и на снарядах. При повышенной возбудимости больных, когда нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему (истерия), темп занятий, тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации, упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, а также некоторые игры и эстафеты. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрации внимания. Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально-окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнений. Исправлять ошибки следует, демонстрируя хорошее выполнение упражнений. Необходимо широко использовать игровой метод проведения занятий. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми. Больных с очагами застойного возбуждения, время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовать, создавая другую доминанту.

Наиболее благотворно на больных неврозами действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включается общий массаж, различные виды психотерапии и физиобальнеотерапии (оксигенотерапия, иглорефлексотерапия, водные процедуры, радоновые, сульфидные и йодо-бромные ванны).

2. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

физический реабилитация игра неврастения невроз

В физической реабилитации неврологических больных на различных этапах лечения игры используются как вспомогательное средство восстановления, поскольку широкое их применение сдерживается тяжестью заболевания или повреждения ЦНС иотсутствием возможности строгой дозировки нагрузки. Игры включаются в занятия, когда состояние больного позволяет это сделать. Основываясь на двигательном режиме больного, следует подбирать соответствующие игры на месте, на развитие и совершенствование психоэмоциональных свойств (внимание, сообразительность ит. д.); малоподвижные игры — для восстановления двигательных качеств (координации движений, гибкости, силы).

При заболеваниях и травмах периферической нервной системы (невриты, радикулиты) после стихания острых болей в занятия лечебной гимнастикой включаются игры на месте, оценивается качество выполнения упражнений. Например, "Кто сильнее?" — удержать ногу в статическом положении, лежа на спине (без болевых ощущений). В санатории применяются игры-эстафеты, исключающие резкое скручивание позвоночника и соскоки, в поликлинике или ВФД — спортивные игры, например волейбол на мягком покрытии с более низкой сеткой и уменьшенной площадкой. Перед игрой обязательно проводится разминка.

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в обеспечении комплексной реабилитации больных неврозами. Содержание подвижных игр разнообразно, оно включает бег, прыжки, метания, игры-эстафеты. Эмоциональная насыщенность, присущая подвижным играм, способствует ускорению реабилитации, увеличению функциональных резервов больного. Учитывая, что игры для взрослых являются неспецифическим видом деятельности и используются в различных фазах заболевания, они должны соответствовать решению поставленных лечебных задач, возможности управления физической нагрузкой, регулированию физиологических сдвигов, вызванных эмоциональной насыщенностью игр. Из многообразия существующих классификаций игр для больных с различными проявлениями неврозов наиболее приемлемо деление игр по степени подвижности или уровню общей физической нагрузки, а именно: игры малой, средней и большой подвижности. Эти игры могут применяться как самостоятельные занятия и в составе лечебной гимнастики в конце основной части занятия. Если игры применяются в бассейне, их целесообразно проводить в начале или середине основной части занятия.

При проведении игр как самостоятельных занятий используется не больше 2—3 из них при повторении каждой игры не менее 3 раз. Когда подвижные игры являются составной частью лечебной гимнастики, достаточно ограничиться одной игрой с повторением 2 раза. В занятиях с людьми старшего возраста (в отличие от детей) приоритет отдается несюжетным играм, имеющим конкретную целевую установку (быстрее передать, догнать и т. д.).

Основываясь на клинической характеристике различных форм неврастении, целесообразно при неврастении I стадии на фоне преобладания возбуждения, раздражительности, беспокойства использовать игры малой и средней интенсивности, проводимые сидя и стоя без соревновательных элементов, игры на внимание, отмечая каждого участника при подведении итогов. При неврастении II стадии при частой смене настроения и быстрой утомляемости используются игры малой интенсивности в и.п. сидя. При неврастении III стадии с характерным разлитым торможением, сниженной адаптацией к физическим нагрузкам и эмоциональной бедностью целесообразно применять игры средней и малой интенсивности, сидя и стоя, со значительной эмоциональной окраской.

На фоне ослабленных тормозных процессов и повышенной возбудимости при истерии необходимо подбирать подвижные игры для развития тормозных процессов, используя музыкальное сопровождение с четко заданным ритмом. Интенсивность игр — малая и средняя.

Сниженная эмоциональная подвижность при психастении, отсутствие решительности позволяет широко использовать при данном виде неврозов в большей вариативности игры-эстафеты. Это игры со средней и большой интенсивностью, но простыми правилами, так как сниженное внимание может спровоцировать травматизм в игре.

Список литературы

1. Мурза В.П. Фізична реабілітація. Навчальний посібник. – К.: "Олан", 2004. – 559 с.

2. Мухін В.М. Фізична реабілітація. – К.: Олімпійська література, 2000. – 424 с.

3. Полный курс массажа: Учебное пособие.— 2-е изд., испр. и доп. / В.Н. Фокин. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 512 с: ил. — (Популярная медицина).

4. Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л.Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. – София: Медицина и физкультура, 1978. - 357 с.

5. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 1999. – 608 с.

Внешние проявления и основные методы физической реабилитации неврастении, невроза, навязчивых состояний (психастении) и истерии. Оценка эффективности использования игры как вспомогательного средства восстановления больных при повреждениях нервной системы.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.03.2011

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Кафедра: Физической реабилитации

Дисциплина: Физическая реабилитация

Реферат на тему:

"Физическая реабилитация при неврозах"

студента 4-го курса

1. Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

2. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

Неврозы -- длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. В основе патофизиологических изменений при неврозах лежат нарушения: процессов возбуждения и торможения; взаимоотношений между корой и подкоркой; нормального соотношения 1-й и 2-й сигнальной систем. Неврозы чаще развиваются у лиц со слабым типом нервной системы. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению или внутренним конфликтам.

1. Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

Важную роль в генезе неврозов играет и конституциональная предрасположенность. Выделяют 3 типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний (психастения), истерия.

Неврастения (астенический невроз) характеризуется ослаблением внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. Больным присуща раздражительность, чрезмерная возбудимость, гиперстезия, возможны нарушения сна, головные боли, вегетативные расстройства и т.д. Ее иногда называют раздражительной слабостью. Психастения (невроз навязчивых состояний) -- следствие слабости подкорки и первой сигнальной системы. В коре головного мозга образуются очаги патологической застойности -- больные пункты.

Характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи (фобии), боязнь пространства и положения, страх транспорта и т.д. Истерия -- следствие нарушений нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. При истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор и т.д.), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.

Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение), координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем. Регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. Методика ЛФК дифференцируется в зависимости от типа невроза. В условиях стационара используются УГГ, малоподвижные и подвижные игры, элементы хореотерапии, психотерапевтическое воздействие, массаж, чаще общий, гидротерапия.

Основная задача занятий -- общеукрепляющее воздействие. С этой целью применяются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углублением дыхания, с сопротивлением и отягощениями, со снарядами и на снарядах. При повышенной возбудимости больных, когда нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему (истерия), темп занятий, тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации, упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, а также некоторые игры и эстафеты. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрации внимания. Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально-окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнений. Исправлять ошибки следует, демонстрируя хорошее выполнение упражнений. Необходимо широко использовать игровой метод проведения занятий. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми. Больных с очагами застойного возбуждения, время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовать, создавая другую доминанту.

Наиболее благотворно на больных неврозами действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включается общий массаж, различные виды психотерапии и физиобальнеотерапии (оксигенотерапия, иглорефлексотерапия, водные процедуры, радоновые, сульфидные и йодо-бромные ванны).

2. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы

физический реабилитация игра неврастения невроз

В физической реабилитации неврологических больных на различных этапах лечения игры используются как вспомогательное средство восстановления, поскольку широкое их применение сдерживается тяжестью заболевания или повреждения ЦНС и отсутствием возможности строгой дозировки нагрузки. Игры включаются в занятия, когда состояние больного позволяет это сделать. Основываясь на двигательном режиме больного, следует подбирать соответствующие игры на месте, на развитие и совершенствование психоэмоциональных свойств (внимание, сообразительность и т. д.); малоподвижные игры -- для восстановления двигательных качеств (координации движений, гибкости, силы).

При заболеваниях и травмах периферической нервной системы (невриты, радикулиты) после стихания острых болей в занятия лечебной гимнастикой включаются игры на месте, оценивается качество выполнения упражнений. Например, "Кто сильнее?" -- удержать ногу в статическом положении, лежа на спине (без болевых ощущений). В санатории применяются игры-эстафеты, исключающие резкое скручивание позвоночника и соскоки, в поликлинике или ВФД -- спортивные игры, например волейбол на мягком покрытии с более низкой сеткой и уменьшенной площадкой. Перед игрой обязательно проводится разминка.

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в обеспечении комплексной реабилитации больных неврозами. Содержание подвижных игр разнообразно, оно включает бег, прыжки, метания, игры-эстафеты. Эмоциональная насыщенность, присущая подвижным играм, способствует ускорению реабилитации, увеличению функциональных резервов больного. Учитывая, что игры для взрослых являются неспецифическим видом деятельности и используются в различных фазах заболевания, они должны соответствовать решению поставленных лечебных задач, возможности управления физической нагрузкой, регулированию физиологических сдвигов, вызванных эмоциональной насыщенностью игр. Из многообразия существующих классификаций игр для больных с различными проявлениями неврозов наиболее приемлемо деление игр по степени подвижности или уровню общей физической нагрузки, а именно: игры малой, средней и большой подвижности. Эти игры могут применяться как самостоятельные занятия и в составе лечебной гимнастики в конце основной части занятия. Если игры применяются в бассейне, их целесообразно проводить в начале или середине основной части занятия.

При проведении игр как самостоятельных занятий используется не больше 2--3 из них при повторении каждой игры не менее 3 раз. Когда подвижные игры являются составной частью лечебной гимнастики, достаточно ограничиться одной игрой с повторением 2 раза. В занятиях с людьми старшего возраста (в отличие от детей) приоритет отдается несюжетным играм, имеющим конкретную целевую установку (быстрее передать, догнать и т. д.).

Основываясь на клинической характеристике различных форм неврастении, целесообразно при неврастении I стадии на фоне преобладания возбуждения, раздражительности, беспокойства использовать игры малой и средней интенсивности, проводимые сидя и стоя без соревновательных элементов, игры на внимание, отмечая каждого участника при подведении итогов. При неврастении II стадии при частой смене настроения и быстрой утомляемости используются игры малой интенсивности в и.п. сидя. При неврастении III стадии с характерным разлитым торможением, сниженной адаптацией к физическим нагрузкам и эмоциональной бедностью целесообразно применять игры средней и малой интенсивности, сидя и стоя, со значительной эмоциональной окраской.

На фоне ослабленных тормозных процессов и повышенной возбудимости при истерии необходимо подбирать подвижные игры для развития тормозных процессов, используя музыкальное сопровождение с четко заданным ритмом. Интенсивность игр -- малая и средняя.

Сниженная эмоциональная подвижность при психастении, отсутствие решительности позволяет широко использовать при данном виде неврозов в большей вариативности игры-эстафеты. Это игры со средней и большой интенсивностью, но простыми правилами, так как сниженное внимание может спровоцировать травматизм в игре.

Список литературы

1. Мурза В.П. Фізична реабілітація. Навчальний посібник. - К.: "Олан", 2004. - 559 с.

2. Мухін В.М. Фізична реабілітація. - К.: Олімпійська література, 2000. - 424 с.

3. Полный курс массажа: Учебное пособие.-- 2-е изд., испр. и доп. / В.Н. Фокин. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -- 512 с: ил. -- (Популярная медицина).

4. Руководство по кинезитерапии / Под ред. Л.Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. - София: Медицина и физкультура, 1978. - 357 с.

5. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 1999. - 608 с.

Сущность неврозов как пограничных заболеваний центральной нервной системы. Применение в медицине лечебной физической культуры и других средств физической реабилитации в комплексном лечении и профилактике неврозов, неврастении, истерии и психастении.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 09.12.2013

Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

дипломная работа [151,5 K], добавлен 25.05.2012

Общая клиническая картина и методы восстановления при переломе лопатки, его виды и степень опасности. Закономерности физической реабилитации при повреждениях ключицы, плечевой кости и сустава, оценка эффективности проведенных лечебных мероприятий.

реферат [593,6 K], добавлен 16.11.2009

Клиническая характеристика инсультов. Общая характеристика реабилитационных мероприятий при ишемическом инсульте, лечебная физическая культура. Массаж и другие средства реабилитации при ишемическом инсульте. Оценка эффективности физической реабилитации.

дипломная работа [571,6 K], добавлен 25.05.2012

Методы современной медицинской реабилитации больных. Основные заболевания нервной системы. Показания к реабилитации демиелинизирующих и дегенеративных заболеваний. Оценка эффективности применения нейрореабилитации. Эффект двигательного восстановления.

презентация [2,0 M], добавлен 20.12.2014

Физическая реабилитация при повреждениях связок голеностопного сустава, повреждениях голеностопного сустава, переломах таранной, пяточной и плюсневых костей, костей фаланг пальцев, повреждениях Ахиллового сухожилия. Реабилитация больных плоскостопием.

реферат [17,2 K], добавлен 16.11.2009

Общие аспекты реабилитации при ишемической болезни сердца. Основные принципы поэтапной системы восстановления больных, перенесших инфаркт миокарда. Методы контроля адекватности физической нагрузки. Психологическая реабилитация в фазе выздоровления.

курсовая работа [145,9 K], добавлен 06.03.2012

Этиология и патогенез, клиническая картина, классификация и формы детского церебрального паралича, методы его лечения. Средства медицинской и физической реабилитации, методы восстановления функционального состояния, нарушенного болезнями и травмами.

дипломная работа [959,1 K], добавлен 26.12.2011

Средства физической реабилитации: активные, пассивные и психорегулирующие. Лечебная физкультура. Виды физических упражнений: гимнастические, дыхательные и спортивно-прикладные. Игры, закаливание солнцем, водой, воздушные ванны. Массаж, трудотерапия.

презентация [2,8 M], добавлен 10.01.2016

Общее представление об ишемическом инсульте и методы физической реабилитации пациентов с данным заболеванием. Методы лечения и физическая реабилитация заболевания. Влияние ТРИАР-массажа на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы больных.

дипломная работа [275,5 K], добавлен 29.06.2014

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.