Может быть с рождения невроз

Совет:

Золотое правило для родителей – не сравнивайте детей между собой. И дайте каждому свое ласковое прозвище.



По распространенному мнению, все маленькие дети часто плачут, плохо спят, мало кушают, требуют многочасового укачивания, плюются пустышками. А спокойный ребенок с хорошим аппетитом и крепким сном считается большим исключением из правила. Но то, что многие принимают за обычное поведение грудного ребенка, скорее всего, является неврозом.

Причины и признаки невроза грудничков

Причин, по которым развиваются неврозы у грудничков, очень много.

  • Физиологические причины – осложнения при беременности, тяжелые роды, травмы и заболевания ребенка;
  • Психологические причины – частые и длительные разлуки ребенка с матерью, неблагоприятный эмоциональный климат в семье (скандалы, крики, плач), испуг, грубое обращение, насильственное кормление, тугое пеленание.

Для нормального развития нервной системы ребенка необходимы благоприятные условия. Они включают полноценный уход, обеспечение физиологических потребностей ребенка в питании, сне, тепле, чистоте, свежем воздухе, двигательной активности. Ребенку необходим регулярный контакт с взрослым человеком – зрительный, тактильный, речевой. Тогда происходит нормальное физическое, психическое и эмоциональное развития ребенка.

Если же ребенок находится в неблагоприятных условиях, происходят нарушения в работе нервной системы. Эти нарушения сказываются и на работе внутренних органов.

Неврозы у грудничков проявляются в виде беспокойства во время кормления, частого плача, заикания, тремора губ и подбородка, судорог, долгого засыпания и очень чуткого сна, реагирования на свет и шум.

Что делать, если грудной ребенок нервничает?

Если Вы заметили признаки невроза у грудного ребенка, не стоит ждать планового осмотра невролога. Как можно скорее запишитесь на прием к врачу, чтобы поставить точный диагноз и начать своевременное лечение. Врач выслушает Ваши наблюдения, осмотрит ребенка, оценит работу нервной системы и выявит имеющиеся отклонения от нормального развития.

Возможно врач назначит медикаментозное лечение нервного расстройства. А возможно прием препаратов и не потребуется. Если родители смогут выявить и устранить причину, по которой грудной ребенок нервничает, заболевание отступит.

В качестве профилактических и вспомогательных средств при лечении невроза у малышей можно применять расслабляющий массаж, травяные ванны (с лавандой, мятой, пустырником, зверобоем, хвоей), успокаивающий фиточай.


Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .


Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.


Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.


У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.


На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Наш эксперт – врач-психиатр, кандидат медицинских наук Инна Пархоменко.

Подростковый возраст – одно из самых сложных испытаний в жизни хотя бы потому, что это – первая большая трудность, с которой приходится сталкиваться неопытным юнцам. В это время у молодых людей меняется внешность, идет активный рост, происходит бурная гормональная перестройка, формируется сексуальное влечение, возникает настойчивая необходимость определиться с выбором жизненного пути. Любое из этих обстоятельств в состоянии поколебать психологическое равновесие и привести к неврозу.

Откуда что берется?

● Ошибки в воспитании, которые служат источником психотравмирующих ситуаций. Педагогических огрехов много: чрезмерная опека, завышенные требования к ребенку, излишняя родительская жесткость и авторитарность, игнорирование психологических особенностей и интересов ребенка…

● Нервные и физические перегрузки, отсутствие режима.

● Неблагоприятная психологическая обстановка в семье и школе.

● Особенности личности ребенка (совокупность характера, темперамента, типа высшей нервной деятельности…).

● Биологические причины (церебрально-органическая недостаточность как следствие родовой травмы или черепно-мозговых травм, а также частые инфекционные заболевания, перенесенные в детстве, слабое здоровье в целом).

Найдите отличия

Интересно
В последнее время получил распространение такой вид лечения, как библиотерапия (лечение чтением): врач подбирает пациенту произведение, герой которого страдает тем же неврозом, что и сам больной. В конце книги персонаж своими силами справляется с болезнью, тем самым вдохновляя читателя и подавая ему нужный пример.

Сила любви

Лекарства при коррекции неврозов играют лишь вспомогательную роль. Их чаще назначают при неврастении, реже при неврозе навязчивых состояний и почти никогда – при истерии. А главный метод лечения – психотерапия, цель которой – отыскать и нейтрализовать имеющийся у больного внутренний конфликт. Это достигается разными путями: беседами, в ходе которых обесцениваются недостижимые цели и находятся новые, реальные перспективы. Широко используется групповая и индивидуальная психотерапия, арт- и музыкотерапия. Довольно широко применяют аутогенную тренировку. Врач подбирает словесные формулы, а затем больной уже самостоятельно повторяет их про себя в течение 15–20 минут каждый день.

Также для невротика важен щадящий режим труда и отдыха, достаточный сон, чередование физических и умственных занятий. Однако если при неврастении покой и уединение – это лекарства, то при неврозе навязчивых состояний безделье и одиночество могут лишь навредить. Таких больных нужно приобщать к активной групповой деятельности и, в частности, к спорту. Но начинать надо не с игровых видов спорта, где подразумевается момент состязательности и взаимодействия с другими людьми, а с обще­укрепляющих занятий: бега, прыжков, гимнастики, катания на лыжах, велосипеде.

Лучше, если лечение неврозов у подростков осуществляется амбулаторно, не мешая им продолжать учиться или работать. Но едва ли не самое важное – наладить ситуацию в семье, сделав все для того, чтобы подросток был уверен, что его уважают, любят и ценят, с его мнением считаются.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Симптомы невроза у детей

  • повышенная чувствительность с проявлениями раздражительности, плаксивости и агрессии;
  • постоянная слабость, пассивность;
  • чрезмерная боязливость и неоправданная тревога;
  • появление заикания, тиков или тремора;
  • ночное недержание мочи;
  • резкое появление ярко выраженных черт характера;
  • нарушение концентрации внимания;
  • плохой сон с тревожными пробуждениями.
  • скачки артериального давления;
  • потливость;
  • нарушение дыхания;
  • жалобы на боли в различных частях тела без явной причины и четкой локализации (зачастую головные боли, боли в желудке и кишечнике);
  • явные нарушения работы ЖКТ: вздутие, затрудненное опорожнение кишечника или жидкий стул
  • постоянная слабость

Данные признаки невроза у детей помогут в дальнейшей постановке диагноза Детский невроз, однако любые симптомы необходимо рассматривать в совокупности с причинами возникновения заболевания.

Лечение астенического невроза

Тактика лечения заключается в определении причинного фактора, его устранении и восстановлении нормального функционирования нервной системы пациента:

  • полноценный отдых и сон;
  • витаминизированное питание;
  • смена обстановки;
  • физиотерапевтические процедуры (электросон, массаж, аромотерапия);
  • санаторно-курортное лечение или климатотерапия.

  • общеукрепляющие препараты;
  • витамины и минеральные комплексы + препараты кальция с железом и магнием;
  • кофеин;
  • препараты с пустырником и валерианой;
  • растительные адаптогены;
  • нейропротекторы;
  • Омега-3;
  • вегетостабилизирующие препараты (тенотен и грандаксин).

Кроме медикаментозного лечения назначается консультация психолога, аутогенные тренировки.

При развитии гипостенической формы лечение пациентов осуществляется в стационаре с применением транквилизаторов и антидепрессантов в индивидуальной дозировке.

Часто полноценный отдых, смена обстановки, нормализация ритма учебы или работы, сна и бодрствования, снижение психоэмоциональных и физических нагрузок позволяет полностью избавиться от проявлений болезни.

врач – педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Прочинано статью: 568

Вероятность возникновения и опасность невроза в детском возрасте

Распознать заболевание помогает выявление причины неврозов у детей и отнесение их к определенной группе риска. Сюда входят дети:

  1. с наследственной предрасположенностью к нарушениям в работе ЦНС;
  2. дети, у которых наблюдалась патология процесса внутриутробного развития (например, гипоксия) или родовая травма;
  3. находящиеся в естественных периодах становления личности;
  4. подверженные стрессам из-за внешних обстоятельств.

В первых трех случаях приходится бороться лишь с результатами имеющихся стрессовых или паталогических ситуаций. Четвертая же группа характеризуется тем, что невроз у детей симптомы и вероятность возникновения заболевания находятся в непосредственной связи с родительской заботой. В данном случае взрослые могут предупреждать возможные причины неврозов у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста. Назовите фактор способствующий возникновению неврозов у детей чаще всего? Зачастую сюда включаются неправильные действия родителей в процессе воспитания ребенка и в отношениях друг к другу, если их наблюдает ребенок, а также изменения в составе семьи. Кроме того изменения привычной обстановки при переездах и посещении образовательных учреждений могут явиться внешней причиной при появлении неврозов. Физическое и эмоциональное напряжение, заболевания, недосыпание и недоедание – все это также может запустить механизм возникновения невроза.

Усугубить положение вещей в более позднем детском возрасте может сложившийся устойчивый характер и особенности воспитания, а также астенический тип конституции.

Невроз у детей симптомы и причины возникновения стоит детально рассматривать в раннем возрасте, потому что это может плачевно сказаться на развитии высшей нервной системы в целом. Недолеченные неврозы повлияют на развитие характера ребенка, а во взрослом состоянии могут обернуться более тяжелыми психологическими проявлениями.

Причины заболевания у взрослых

Как правило, речевой невроз формируется в детском или подростковом возрасте, причины, которые провоцируют заболевание индивидуальны и способствовать ему могут как наследственные, так неврологические факторы.

Предпосылками для развития логоневроза во взрослом возрасте могут быть:

  1. Неврологические или органические причины – поражения головного мозга, при которых образуются очаги размягчения. Речевой невроз может развиться после травмы, инсульта, нарушения кровообращения в мозге или инфекционного поражения. В некоторых случаях лечение основного заболевания устраняет логоневроз, но сказать, что это происходит всегда нельзя.
  2. Невротические или психогенные факторы – проявляются в связи с психической травмой, а также при разбалансировке нервной системы. Такие логоневрозы относятся к сложной группе недугов, которые требуют индивидуального подхода, и единого рецепта для избавления от заболевания не существует.

  • повторение слогов или слов, которое человек не может контролировать или прервать усилием воли;
  • растягивание букв и слогов, удлинение слов;
  • усиление громкости речи, пациенту с трудом дается первый слог, поэтому он пытается произнести его максимально громко;
  • напряжение мышц лица;
  • спазм дыхания;
  • дополнительные движения рук или туловища, человек как будто помогает себе произнести слово;
  • повышение интенсивности мимики.

Характерным признаком речевого невроза является спастическое дыхание. Поскольку дыхательный аппарат тесно связан с голосовым, судорожное сжатие гортани приводит к тому, что речь становится прерывистой. При попытке ускорить речь, положение усугубляется, и речевые заминки становятся более выраженными.

Диагностика и Лечение

Действия при диагностике схожи для любого возраста:

  1. выявление в анамнезе родителей психологических заболеваний;
  2. определение психологической обстановки в семье и наличия стрессовых ситуаций;
  3. беседа с ребенком напрямую либо в игровой форме;
  4. просьба выполнить различные задания и наблюдение за ребенком.

Неврозы у детей имеют различные причины происхождения, поэтому можно выделить следующие виды неврозов, проявляющихся в психологической плоскости:

  1. неврастения проявляется как хроническая психологическая и физическая слабость;
  2. депрессивный невроз характеризуется наличием постоянного угнетенного состояния;
  3. истерический невроз у детей проявляется в демонстративных эмоциональных реакциях, применяемых зачастую для привлечения внимания;
  4. невроз беспочвенного страха / тревожный невроз, который может перерастать в невроз навязчивых состояний, часто проявляющий симптомы даже у самых маленьких детей;
  5. невроз навязчивых состояний у детей подразумевает наличие глубоких фобий и повторяющихся успокаивающих действий. Именно поэтому невроз навязчивых состояний у детей предполагает лечение с избавлением в первую очередь от устойчивых страхов. Может быть тесно связан с ипохондрическим неврозом;
  6. ипохондрический невроз характеризуется чрезмерной заботой о своем здоровье и наличием необоснованных страхов по этому поводу;
  7. невроз навязчивых движений или не вполне логичных повторяющихся движений у детей может повлечь за собой более сложное лечение из-за возможных травмоопасных действий;
  8. пищевой поведенческий невроз у детей в крайней степени выражающийся в виде анорексии, также предполагающей более серьезное лечение.

Разновидности отклонения

Выделяют достаточно много видов неврозов, которые наиболее распространены у детей дошкольного возраста:

Это лишь некоторые наиболее распространенные формы – проявление невроза у каждого конкретного ребенка может отходить от этого списка.

Невроз у детей симптомы и проявления физиологического спектра:

  1. логоневроз характеризуется наличием дефектов речи, чаще всего заикания;
  2. невротический энурез и энкопрез – непроизвольное мочеиспускание или испражнение;
  3. невроз ЖКТ в комплексном варианте, а также такие отдельные проявления как невроз желудка и невроз кишечника характеризуется болью неясной локализации, расстройством стула и т.д.;
  4. дыхательный невроз у детей это ничто иное как респираторный невроз, который заключается в дыхательной дисфункции;
  5. двигательный невроз характеризуется нарушением моторных функций, тиками и тремором из-за непроизвольных мышечных сокращений;
  6. невроз глотки у ребенка это нечастое явление, поэтому необходимо тщательно выявлять симптомы и подбирать лечение;
  7. невроз сердца со множеством симптомов, требующих особо внимания и др.

Рассмотрев, что представляет из себя невроз у детей, а также его симптомы, необходимо обсудить и лечение данного состояния.

Распространенное лечение неврозов у детей это психотерапия. При этом она разделяется на семейную, индивидуальную и групповую. Медикаментозная терапия направлена на невроз у детей симптомы и признаки вторичного характера или применяется в комплексной терапии. При этом она работает в основном на стабилизацию общего психологического состояния.

  • физиотерапия: электрофорез, электросон, душ Шарко и т.д.;
  • фитованны;
  • лечебный массаж;
  • чаи и настои также с общеукрепляющим и успокаивающим эффектом.

Чтобы вылечить или избежать невроз у детей симптомы и проявления можно обратиться к следующим советам.

  1. Учитывать диагноз Невроз и иные неврологические заболевания в анамнезе ближайших родственников, обращая внимание на схожие симптомы и признаки у детей;
  2. Не игнорировать возможные проблемы и своевременно консультироваться с врачами для наиболее быстрого устранения неврозов и их возможных последствий;
  3. Необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения в семье между взрослыми и с ребенком.. Это не только поспособствует лечению, но и поможет в принципе избежать невроз у детей симптомы и причины его появления;
  4. Кроме того, необходимо воспитывать ребенка без крайних проявления опеки, безразличия и агрессии;
  5. Также не нужно ставить перед ребенком завышенных планок, адекватно оценивая его возможности по достижению цели и предрасположенность к различным видам деятельности;
  6. Выстраивать временные рамки адаптационного периода в новых условиях необходимо исходя из характера ребенка и его реакции на происходящие изменения, а не с оглядкой на другие семьи;
  7. Соблюдать режима дня и рацион питания с нужным количеством витаминов и микроэлементов;
  8. Обеспечить достаточное количество часов для отдыха, в том числе ночного;
  9. Вводить новые занятия (без перегрузок), положительно влияющих на общий тонус организма и психологическое самочувствие, будь то посещение бассейна или арттерапию, игровую и музыкальную терапию, а также терапию с участием животных;
  10. Заниматься общим укреплением иммунитета с первых лет жизни, рационально используя различные методы закаливания;
  11. При возникновении возможных психотравмирующих ситуаций проводить с ребенком успокаивающие и ободряющие беседы, так как это хорошая профилактика неврозов у детей.

Лечение в домашних условиях

Лечение неврастении всегда разное, все зависит от особенностей болезни и проявления симптомов. Зачастую терапия данного заболевания комбинированная и состоит из приема лекарственных препаратов, хорошего отдыха и нормального питания.

Лечение этой болезни в домашних условиях вполне возможно, главное, создать для больного подходящую атмосферу. Дети нуждаются в особой заботе и любви во время курса терапии.

В первую очередь, пациенту нужно:

  1. Снизить активность, как умственную, так и физическую.
  2. Посещение психолога обязательно. Доктор наладит ритм жизни пациента с помощью установок.
  3. Необходимо, чтобы больной вовремя ложился спать, принимал пищу и выполнял все жизненно важные процедуры, это настраивает хорошую работу головного мозга.
  4. Дополнительное лечение неврастении народными средствами улучшит эффект медикаментов, поможет больному расслабиться, успокоиться и наладить работу сердца.

В народной медицине есть немало рецептов различных настоек, примочек и ванночек для снятия симптомов неврастении и ускорения лечения этого недуга:

  1. Ванночки с картофельными очистками. Сварить очистки от картофеля в воде. Остудить до температуры 40-50 градусов, и парить руки в этой воде, чередуя с обычной холодной. Держать кисти в картофельной воде 1-2 минуты, затем в холодной столько же.
  2. Снять повышенную раздражительность и нервозность поможет 0,3 стакана сока винегретной свеклы и меда. Смешать составляющие в равных пропорциях, настоять 3 часа и съесть это средство в течение дня в 3-4 приема, за полчаса до еды.
  3. 2 столовые ложки листьев мелиссы залить 2 стаканами кипятка, укутать и настоять около часа. Сцедить и принимать по полстакана настоя за полчаса до приема пищи. Из использованных листиков хорошо делать компрессы в теплом виде. Данное средство успокоит нервы и наладит сон.

Медикаментозное лечение основывается на форме неврастении. Если при начальной форме достаточно приема успокоительных препаратов и современных антидепрессантов, то при последней стадии болезни, без транквилизаторов не обойтись.

  • Седативные средства
  • Пантокальцин
  • Кальция глицерофосфат
  • Эуноктин
  • Радедорм
  • Зопиклон
  • Сапарал
  • Сонапакс

Дети, в отличие от взрослых, редко нуждаются в лечении неврастении медикаментами, им достаточно посещения психолога, вспомогательной терапии и любви родных. Если прием препаратов все же необходим ребенку, то он осуществляется в очень низких дозах, повышать которые самостоятельно нельзя.

Сегодня в качестве дополнительного лечения успешно используется:

  • иглоукалывание;
  • лечебная йога;
  • водные процедуры;
  • расслабляющие массажи и рефлексотерапия.

Изменение привычного образа жизни

Резкая смена обстановки – уклада жизни (с размеренного на активный), детского коллектива (школы, садика), места жительства, быта семьи (рождение брата или сестры, появление мачехи или отчима) – также может стать отправной точкой для развития нервных нарушений у ребенка. Чаще всего невроз формируется при сочетании нескольких факторов – к примеру, переезда и смены школы, переезда и появления нового члена в семье. Наиболее предрасположены к невротическим расстройствам дети из неблагополучных семей, не получающие помощи и поддержки старших.

Отзывы

« С самого рождения сын постоянно плакал, плохо спал, вздрагивал. Врач диагностировал у него гипертонус мышц. Мы с мужем оба измучились. Нам посоветовали сюда обратиться родители, которые уже попробовали здесь лечиться и получили хороший результат. Нам понравился сам подход и серьезный опрос по состоянию ребенка с первого дня беременности! Выписали крупинки для приема (надо растворять в воде). Нам очень понравилось: сын дольше спит, быстрее засыпает. Может быть, конечно, дело не только в гомеопатии — он стал повзрослее на 3 недельки (?). Но мы рады, что впервые со дня его рождения, можем спокойно погулять с коляской, посмотреть телевизор.

« Очень благодарна своей близкой подруге, которая посоветовала мне лечить в этом центре гиперактивность сына. Лечение дало быстрый эффект. Теперь на уроке у него гораздо меньше замечаний, и успеваемость улучшилась. Кроме крупинок гомеопатии другого лечения он не принимал. Спасибо!

Стадии развития невроза

Эффективное лечение невроза зависит от анализа причин, которые его вызвали.

На ранних стадиях невроз легко вылечить сеансами психотерапии и народными рецептами.

Всего различают три стадии невроза:

  1. Невротическая реакция сопровождается плачем, повышенной возбудимостью.
  2. Невротические состояния проявляется нарушениями в межличностных отношениях.
  3. Невротическое развитие личности характеризуется появлением фобий, панических атак и навязчивых идей.

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.