Невротические расстройства определение и теория неврозогенеза

Психическая травматизация, личностно-характерологический преморбид и неврозогенез

В настоящее время объединяющими различные психологические подходы к оценке значимых сторон неврозогенеза факторами являются: психическая травма и преморбидные психологические особенности личности и ее базовых параметров - темперамента и характера.

Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Психическая травма, как событие или ситуация, стоит в ряду иных жизненных ситуаций. Согласно классификации D. Magnusson, существует пять уровней определения ситуации:

1. Стимулы - отдельные объекты или действия.

2. Эпизоды - особые значимые события, имеющие причину и следствие.

3. Ситуации - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями.

4. Окружение - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций.

5. Среда - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.

К невротическим расстройствам могут приводить как эпизоды и ситуации, так и окружение, и среда. Психотравмирующими они становятся не только в связи с масштабностью или катастрофичностью. При анализе фактора психической травмы выделяются следующие ее характеристики:

- интенсивность,
- смысл,
- значимость и актуальность,
- патогенность,
- острота появления (внезапность),
- продолжительность,
- повторяемость,
- связь с преморбидными личностными особенностями.

По мнению Г.К. Ушакова, по интенсивности психических травм их нужно делить на: 1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума); 2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения); 3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия - кумир семьи): а) осознаваемые и преодолимые, б) неосознаваемые и непреодолимые; 4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации, б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.

В. Н. Мясищев делил психические травмы на объективно-значимые и условно-патогенные, подчеркивая тем самым семантическую роль события. Под объективно-значимыми понимаются жизненные события (психические травмы), значимость которых можно считать высокой для подавляющего большинства людей - смерть близкого, развод, увольнение и пр. Условно-патогенными называют события, которые становятся психическими травмами, вызывающими переживания в силу особенностей иерархии ценностей человека (к примеру, потеря марки из коллекции филателиста). Широко распространена в западной психиатрии шкала Holmes-Rahe, с помощью которой каждому жизненному событию приписывается строго определенный и неизменный, выраженный в баллах коэффициент. На основании суммы баллов предлагается судить о силе и интенсивности психического воздействия жизненных событий. Так, наивысшее количество баллов за травмирующее влияние приписывается смерти супруга (100 баллов). Далее следуют: развод (73 балла), разлука супругов (65), тюремное заключение (63), смерть родных (63), женитьба (50), примирение супругов (45), выход на пенсию (45). Авторы включили в шкалу стресса даже такие ситуации, как заклад или заем суммы денег. Причем если заклад или заем не превышает 10 тысяч долларов, то это дает 17 баллов по шкале стресса, а свыше 10 тысяч - 31 балл. На основании простого арифметического подсчета баллов предполагается, что можно в процентах априорно оценить риск возникновения невроза. Шкала Holmes-Rahe, несмотря на очевидную субъективность и недостоверность, до настоящего времени широко используется в научных исследованиях, затрагивающих проблемы неврозогенеза.

По мнению Б. Д. Карвасарского, существуют два подхода к построению классификации невротических конфликтов. К первому относятся попытки феноменологии психотравмирующих обстоятельств и оценки их значимости в неврозогенезе. Однако гораздо большее значение, по мнению многих современных исследователей, представляет классификация по генезу участвующих внутренних личностных механизмов развития конфликтов. В историческом плане интересен подход В. Н. Мясищева, который рассматривал три основных типа невротических конфликтов: истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический.

Подобный подход предопределял значимость не столько психической травмы в изолированном виде, сколько базовых психологических параметров личности. Первый из отмеченных типов конфликтов (истерический) определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Следует подчеркнуть, что его отличает превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого типа конфликта существенное значение приобретают история развития личности и процесс формирования системы ее жизненных отношений. Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать сопротивление другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний. Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе - с другой. Особенности конфликта этого типа чаще всего формируются в условиях, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида.

При анализе работ психологов и психиатров, нацеленных на выявление специфических преморбидных психологических особенностей больных неврозами, отмечается теоретическая и экспериментальная разработка нескольких феноменов и процессов: темперамента, характера, личности, а также отдельных психических функций. На патогенетическую значимость особенностей высшей нервной деятельности указывал еще И.П.Павлов. Основными поставщиками неврозов, по И.П.Павлову, являются крайние варианты нормы, прежде всего слабый тип, однако не исключено их возникновение и у представителей сильного типа при значительной выраженности патогенного воздействия. Неврастения возникает у людей со слабым или сильным неуравновешенным (безудержным) и повышенно-тормозным типом, средним в отношении сигнальных систем; истерия - у представителей слабого художественного типа с преобладанием подкорковой деятельности над корковой; психастения (которую И. П. Павлов относил к неврозам) - у людей мыслительного типа с болезненным преобладанием кортикальной деятельности над субкортикальной.

Понимание сущности невроза в целом предполагает установление связи между картиной болезненного состояния, процессом ее возникновения и между причиной, ее вызвавшей. Если ближайшие причины заболевания заключаются в личности, в ее взаимоотношениях с условиями, в неправильной переработке ею последних, то отдаленной причиной невроза являлись условия истории развития личности. Это приводит к генетическому пониманию нескольких сторон развития невроза: во-первых, невроз является болезнью личности, а сама личность в каждый момент представляет результат ее индивидуальной истории развития, во-вторых, личность развивается в определенных культурных, экономических, политических условиях, определяющих и характер личности, и причины возникновения невроза.

Необходимо отметить, что переходные формы между здоровьем и болезнью выделяли большинство авторов: непатологические невротические проявления (Александровский Ю. А., 1976), субклинические формы реагирования (Будовский М. П., 1977), синдром психоэмоционального напряжения (Короленко Ц. П., 1978), пронозологические патологические реакции (Жирнов В.Д., 1978), нервно-психическая неустойчивость (Спивак Л. И., Барабаш В.И., Малинский Д. М., 1979), аномальные личностные реакции (Рыжиков Г. В., 1980), донозологические расстройства (Запускалов С. В., Морогин В. Г, 1983), препатологические психические состояния (Табачников С. И., Пуцай С.А., Найденко С. И., 1988), донозологические состояния (Кутепов Е.Н., 1933) и др. (цит. по Горьковой И.А., 1988).

На основании этого И. В. Боевым и О. А. Ахвердовой (1990-1999) была сформулирована концепция о личностно-характерологическом континууме подростков, подчеркивающая идею непрерывности и преемственности формирования и развития психического облика человека, которая заполняла известный разрыв, промежуток качественных градаций личностной изменчивости между условной психической нормой и психопатиями как узаконенной (статистически, вероятностно) патологической конституцией личности (Ганнушкин П. Б., 1933; Кербиков О.В., 1961; Личко А.Е., 1985; Ушаков Г.К., 1987). С точки зрения авторов, именно диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) являлся связующим промежуточным континуальным звеном между психологической нормой и патологической личностной конституцией, представляя собой особый промежуток выраженности и представленности психотипологических, личностных, психофизиологических, антропологических и психопатологических качественных градаций аномальной личностной изменчивости, на системном уровне отличавшихся как от нормы - акцентуаций, так и от психопатий (Боев И.В., 1999).

Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы, деструктивно влиявшие на конституционально-типологическую основу личности и приводившие к снижению функциональной активности индивидуального барьера психической и психологической адаптации, истощали психобиологические резервы личности и компенсаторные механизмы. В свою очередь, последние переставали полноценно выполнять свои функции по укреплению, защите мест наименьшего сопротивления в личностно-характерологической, психофизиологической и, в целом, психобиологической структуре индивида. Этому же способствовало то обстоятельство, что среди представителей ПАЛ в значительно большей степени, чем среди акцентуантов, обнаруживались смешанные конституционально-типологические ядра: шизо-истероидные, истеро-эпилептоидные. Общим итогом этого являлась неустойчивая адаптация во внешней среде, проявлявшаяся не только личностными и поведенческими аномалиями, но и различными формами девиантного поведения, пограничными психическими (невротическими) расстройствами. Причем толерантность акцентуантов к деструктивному воздействию внешних факторов была достаточно высока, в отличие от представителей ПАЛ, у которых она проявлялась значительно слабее.

Различие форм реагирования на социально-психологические и экзогенные воздействия у акцентуантов и представителей ПАЛ наглядно демонстрировали следующие данные, полученные в результате лонгитюдных выборочных обследований подростков-представителей четырех базовых психотипов. Выбор в основе качественной градации испытуемых групп шизоидов, истероидов, эпилептоидов и циклоидов, по мнению автора концепции И. В. Боева (1999), соответствовал представлениям о типологии высшей нервной деятельности (Павлов И.П., Теплов Б.М., Небылицин В.Д., Русаков Б.М.), типологии темпераментов (Стреляу Я., Доллард Д., Миллер М., Фальков А.И.) или конституциональных психотипов (Кречмер Э., Конрад К., Шелдон У., Ушаков Г.К.).

Данные клинико-психопатологических исследований акцентуантов эпилептоидного типа (эпилептотимиков) подтвердили высокую толерантность к экзогенным и психогенным факторам. Эпизодически возникающие психологические и психопатологические реакции отличались абортивностью, фрагментарностью и не приводили к личностно-характерологическим декомпенсациям и к невротическим, психосоматическим расстройствам. Среди представителей эпилептоидного психотипа диапазона ПАЛ было замечено, что если в отношении собственно стрессогенного воздействия обнаруживалась достаточная толерантность и социально-психологическая адаптация, то при сочетанном воздействии социально-стрессовых и токсических факторов у эпилептоидов наблюдалась актуализация конституциональных механизмов с развитием пограничных психических расстройств.

У шизоидных акцентуантов (шизотимиков) в ответ на социально-стрессовое воздействие наблюдались непатологические психические сенситивные и/или психастенические переживания. В то же время конституциональные шизоидные радикалы легко давали патологические психические реакции как на социальные, так и на иные экзогенные факторы (экологические, травматические, токсические) в виде субдепрессивно-ипохондрических, субдепрессивно-фобических, обсессивно-ипохондрических и астено-субдепрессивных реакций. Ни у одного из обследованных шизоидных акцентуантов не наблюдалось развития пограничных психических расстройств или процессуальных генетически обусловленных психических заболеваний. В отличие от них у конституциональных шизоидов психопатологические синдромы (так же как и патологические психические реакции) отличались формированием сложной, хотя и нестойкой структуры.

В группе истероидных акцентуантов (истеротимиков) были выявлены следующие особенности. Из всех реакций у истеротимиков наиболее часто встречались патохарактерологические аномальные реакции. Психосоматические реакции наблюдались преимущественно в ответ на стрессоры личностно-интимного характера. При сочетанном же воздействии психотравмирующих и экзогенных факторов в виде бытовой алкоголизации, черепно-мозговых травм и т.д. обнаруживалась трансформация реакций в психопатологические синдромы с выраженным вегето-сосудистым компонентом. Представители истероидного психотипа характеризовались большей легкостью формирования аномальной личностной изменчивости, отражая большую вероятность прорыва индивидуального барьера психической и психологической адаптации, более низкую толерантность к экзогенным факторам и, наконец, легкость в развитии личностно-характерологической декомпенсации.

Таким образом, типологические свойства нервной системы, создавая, с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь природной основой темперамента, характера, способностей, а с другой - подвергаясь негативному воздействию дизэмбриогенеза и дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей деятельности и личности и формируют конституционально-континуальное пространство на органической почве. Представители конституционально-типологического личностного континуума, располагающиеся в диапазоне пограничной аномальной личности с признаками недостаточности высшей нервной деятельности органического происхождения, под воздействием любых дополнительных неблагополучных внешних воздействий легко демонстрируют срыв индивидуального барьера психической и психологической адаптации. При этом наступающая декомпенсация психобиологического резерва приводит к формированию пограничных психических (в том числе невротических), личностных и поведенческих расстройств, спровоцированных информационно-стрессовыми, социальными и экологическими факторами.

С точки зрения И. В. Боева (2000) невротические реакции, возникающие на фоне церебрастении и формирующиеся под влиянием негативных переживаний, страха, обиды, ревности, а порою и без видимых причин (Сухарева Г.Е., 1974), являются закономерным следствием конституционально-типологической личностной недостаточности, соответствующей пограничной аномальной личности. Так, характерная неустойчивость настроения и большая реактивная лабильность при истерических реакциях, обусловленных повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, чаще соответствует диапазону пограничной аномальной личности и практически не встречается в диапазоне психологической нормы - акцентуациях. В диапазоне нормы подростки с истерическими чертами характера отличаются большей адекватностью при выборе поведенческих стереотипов, в то время как у представителей ПАЛ наряду с невротическими реакциями, развивающимися под влиянием психогенных факторов, могут появляться неврозоподобные состояния, отличающиеся от невротических наличием дополнительной, более грубой органической симптоматики.


В монографии представлены основные теории и концепции неврозогенеза, формирования психосоматических расстройств, описана феноменология и семиотика невротических и связанных со стрессом, соматоформных и психосоматических расстройств, анализируется структура личности потенциального невротика, неврозоустойчивой личности, характерные преморбидные особенности лиц, склонных к невротическому и псиохсоматическому типу реагирования. На основании собственных исследований описана антиципационная концепция неврозогенеза, специфика психопатологических и патопсихологических особенностей, приводятся методы и способы психотерапии и психофармакотерапии невротических и психосоматических расстройств. Монография ориентирована на психиатров, психотерапевтов, медицинских (клинических) и практически психологов, врачей различных специальностей, социальных работников, а также может использоваться студентами, изучающими клиническую (медицинскую) психологию и психиатрию.

Фрейд.Причина невроза заключена в неосознаваемом внутреннем душевном напряжении, возникшем в результате конфликтной ситуации. Больной неосознанно фиксируется, застревает на каком-либо травмирующем переживании из своего прошлого. Это скрытое в бессознательном переживание проявляется в навязчивом проявлении одних и тех же симптомов, невозможности самому освободиться от них. Если человек вспомнит причину и эмоционально отреагирует (катарсис) вытесненный в бессознательное аффект, то он тем самым избавится от симптомов невроза. Невроз возникает по причине подавления его сознательным компонентом психики, обусловленным моралью и правилами поведения, принятыми в обществе. В бессознательное из сознания так же вытесняются и все неприемлемые с точки зрения нравственности и соц. норм импульсы. Вытесненные в бессознательное они не теряют своей энергетической силы и далее проявляются либо в социально приемлемых формах за счёт сублимации, либо в виде симптомов невроза. Сексуальная травма, возникшая на определённом этапе возрастного развития, влияет на особенности снов, фантазий, творчества, на характер взрослого человека.

Адлер.Основная детерминанта в развитии личности – стремление к превосходству. Душевное заболевание возникает по причине рассогласованности между этим неосознаваемым стремлением к самосовершенствованию и реальными характеристиками личности.

Корень неврозов – недостаток искреннего сотрудничества с людьми, неразвитость социального чувства. Истинные причины невроза уходят в детство, когда вырабатывался невротический стиль жизни.

Хорни.Главная черта невроза – отчуждение от реального Я. Реальное Я – это ряд врождённых возможностей (темперамент, таланты, способности). Они являются частью нашей наследственности, но для их развития необходимы благоприятные условия в семье. Когда ребёнок чувствует, что его не воспринимают как самостоятельную личность, у него возникает чувство незащищённости и тревога, которая вынуждает его развивать защитные стратегии. Так формируется базальный внутриличностный конфликт как своеобразное расстройство с самим собой. В попытках справиться с чувством базальной тревоги могут вырабатываться различные стратегии поведения. Невроз представляет собой набор защитных реакций на базальную тревогу (невротическое стремление к любви, власти и т.п.)

Мясищев. Главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, лица, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В.Д. Менделевич, С. Л. Соловьева

НЕВРОЗОЛОГИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ


Часть 1. НЕВРОЗОЛОГИЯ

Еяива 1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ

И ТЕОРИИ НЕВРОЗОГЕНЕЗА

Дефиниции невротических расстройств. Невроз и невротик . . . . .11

Теории и концепции неврозогенеза

Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов

Ноогенная теория неврозов В.Франкла

Психическая травматизация, личностно-хараоерологический

преморбид и неврозогенез (в соавт. с А.Э.Узедевской)

Глава 2. АНТИЦИПАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗОГЕН13А . . . .45

Клиническое обоснование антиципационной концепции

антиципационной концепции неврозонегеза

Антиципационные механизмы неврозогенеза и «моторная

Антиципационные механизмы неврозогенеза и восприятие

Специфика непреднамеренного запоминания информации

и антиципационные механизмы неврозогенеза

(в соавт. с В.Т.Плещинской)

Интегративная оценка антиципационных способностей и

склонности к невротическим расстройствам

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ

Семиотика невротических расстройств

Динамика и исходы невротических расстройств

Пива 4. ПАТОПСИХОЛОГИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Мышление и воображение


Эмоции, аффекты и чувства

Мотивация, волевая деятельность и поисковая активность

Сознание и самосознание

Когнитивное оценивание, фрустрационная толерантность и

Психическая ригидность и фиксированные формы

Шва 5. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Невротические расстройства у детей и подростков

(в соавт. с Д.А.Мухаметзяновой)

Невротические расстройства в период климакса

Невротические расстройства в пожилом возрасте

(в соавт. с Л.Р.Ахмадуллиной)

Возрастная специфика антиципационных механизмов

неврозогенеза (в соавт. сД.А.Мухаметзяновой и

Тендерные особенности невротических расстройств

Этнокультуральные особенности невротических

Глава 6. ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЯ

Методы психологического консультирования,

психокоррекции и психотерапии, используемые

Психотерапия невротических расстройств у детей

Психофармакотерапия невротических расстройств

Часть 2. ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Квалификация психосоматического заболевания

Шва 7. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ

Психологическое направление в интерпретации

Бихевиоральное (поведенческое) направление

в интерпретации психосоматических заболеваний

Биологическое направление в интерпретации


Глава 8. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ

СХЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ЭТИОЛОГИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ . . .360

Социально-психологический уровень интерпретации

Роль семьи в формировании психосоматических

Биологический уровень интерпретации

Психосоматические расстройства и стресс

Роль эмоций в функционировании организма человека

Основные теории эмоций

Исследование эмоций в психосоматической медицине

Патологические эмоциональные состояния

Психофизиологический уровень интерпретации психосоматичес-

Фиксированные эмоционально-негативные состояния как

психологический фактор фактор формирования психосомати-

Понятие эмоционального состояния

Классификация эмоциональных состояний

Психологический уровень интерпретации психосоматического

Феноменология эмоционально-негативных состояний

Эмоциональные состояния при агрессии

Состояние эмоционального возбуждения

Состояние эмоционального напряжения

Психосоматический диагноз (позитивная и негативная

диагностика психосоматического заболевания)

исследований в клинике внутренних болезней

Глава 9. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА

Синдром артериальной гипотензии


Ишемическая болезнь сердца

Неспецифический язвенный колит

Неспецифический хронический полиартрит

Психосоматические аспекты нарушений питания

Психологические этиологические факторы нервной анорексии .595

Часть I. НЕВРОЗОЛОГИЯ

Берясь за написание книги, посвященной широко известной научной проблеме, любой автор рискует показаться тривиальным, предстать перед заинтересованным и квалифицированным читателем очередным компилятором. Вследствие этого мотивация подготовки и публикации книги на общеизвестную и достаточно разработанную тему должна носить сверхценный характер, аргументированно и веско внутренне обосновываться, иметь как объективную, так и субъективную значимость.

Проблема невротических и психосоматических расстройств, несмотря на представленность в виде большого количества публикаций в научных журналах и в виде монографических исследований, продолжает страдать, во-первых, от отсутствия единой концепции неврозо- и психосоматогенеза, во-вторых, от четкого и однозначного представления о том, что относить к невротическим и психосоматическим расстройствам, какие критерии заложить в основу диагностики и дифференциальной диагностики в первую очередь по отношению к психологическим феноменам, которые не должны обозначаться термином расстройства и относиться к патологическим психическим состояниям. Современная ситуация в области диагностики невротических и психосоматических расстройств оказалась запутанной в связи с введением в практику новой классификации психических и поведенческих расстройств десятого пересмотра. В ней размыта граница между психологическими феноменами, с одной стороны, и психопатологическими симптомами и синдромами — с другой. Данный факт опасен гипердиагностической парадигмой и позволяет относить к невротическим и психосоматическим расстройствам чрезмерно широкий круг проявлений психической жизни.

Представленная заинтересованному читателю книга исходит из представлений о том, что не любое ухудшение настроения человека следует признавать депрессивным синдромом,

не всякая тревога является невротической и не каждое соматическое заболевание (физическое страдание) человека связано с его психикой. Расширение диагностических границ неврозологии и психосоматической медицины является малообоснованным и может нанести серьезный вред развитию данных областей науки.

Авторы допускают, что термин неврозология в настоящее время не является общепризнанным. Однако его употребление не вызываету специалистов отторжения. Термин понятен

и четко очерчивает круг проблем, которыми занимается эта междисциплинарная наука, располагающаяся на границе психиатрии и клинической (медицинской) психологии. Объединение в рамках одной книги таких наук как неврозология и психосоматическаямедицина кажетсяавторамлогичнымитеоретически обоснованным, так как две эти области теснейшим образом связаны друг с другом, находятся по отношениюдруг кдругуво взаимодействии. Ктомуже способы и методы оказания медико-психологической помощи пациентам

с данными видами психической патологии сходны. Близким к двум перечисленным наукам является характерология, изучающая особенности формирования, проявлений, динамики

и исходов характерологических девиаций и так называемых личностных расстройств. Нередко именно характерологические и личностные особенности служат базой для становления невротических и психосоматических расстройств, вследствие этого в данной книге достаточно подробно обсуждаются и проблемы характерологии.

Одной из основополагающих проблем психиатрии и клинической психологии считается проблема реакций личности на психологический стресс. Под стрессом в психологическом ракурсе понимается воздействие на человека, его организм и личность фрустрирующих, психотравмирующих событий с формированием расстройств как на уровне психического, так

и соматического реагирования. Центральными становятся вопросы о механизмах формирования связанных со стрессом нарушений, выбором невротического или психосоматического пути синдромогенеза, а также преморбидных индивидуаль- но-психологических особенностях, способствующих и препятствующих появлению расстройств.

Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы возникает альтернатива: либо в связи со стрес-


В представленной книге авторами намеренно выбран комплексный и интегративный подход к проблемам неврозологии и психосоматической медицины. Наряду с тем, что анализируются различные теоретические подходы, приводятся данные многочисленных исследований, авторы сочли целесообразным и оправданным привести результаты собственных исследований, сформулировать собственные теоретические воззрения на проблему неврозо- и психосоматогенеза.

Глава 1. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТЕОРИИ НЕВРОЗОГЕНЕЗА

Современную ситуацию в неврозологии можно без преувеличения обозначить проблемной. Заболевание (невроз), которое известно уже несколько столетий и описание которого связано с именем Куллена, не становится яснее в теоретическом плане и излечимее на практике. Выздоровление больных не происходит чаще, чем это было многие годы тому назад. Подвергаются кардинальному пересмотру основополагающие диагностико-нозологические признаки неврозов, такие, к примеру, как функциональность, т.е. обратимость невротических расстройств после нормализации жизненной ситуации и исчезновения психотравмы. Процент выздоровления равняется лишь 58 (Десятников В.Ф.), в лучшем случае — 65 (Киселев А.С., Сочнева З.Г.), что явно противоречит введенному в дефиницию критерию функциональности.

Наибольшие сложности возникают при определении границ невротических расстройств, строго определения данного вида психической патологии и разграничения его с феноменологически сходными, но имеющими принципиально иные механизмы психогенеза.

Дефиниции невротических расстройств. Невроз и невротик

Определение невротических расстройств традиционно строитсянадвухпринципах: позитивнойилинегативнойдиагностике. В рамках первой распознавание невротических расстройств базируется на выявлении специфичных клинических проявлений (симптомов и синдромов) и психогенном механизме формирования. По мнению В.Н.Мясищева, к основополагающим диагностическим критериям неврозов следует относить: 1) зависимость возникновения и течения (динамики) невроза с психогенной ситуацией; 2) связь психогении с личностью больного, с неспособностью пациента в конкрет-

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.