Неврозы ребенка после садика

Когда ребенок идет в детский сад, он впервые сталкивается с другими детьми и окружающим миром. Если в это время у него возникают срывы, это может привести к стрессу как у малыша, так и у родителей. Если ребенок после садика закатывает истерики, советы психолога помогут выяснить причину плача и по возможности ее устранить.

Причины истерического поведения ребенка

Детский сад помогает подготовиться к школе. С раннего возраста дети учатся взаимодействовать с другими детьми, адаптироваться и быть частью группы. В детском саду происходят важные перемены в характере: на формирование личности влияет окружение, отношения в детском коллективе. Здесь дети учатся считать, писать, применять логику. Детский сад является важным этапом взросления, поэтому родителям важно подготовить сына или дочь новым условиям.

Истерика помогает ребенку выразить свое недовольство: он не может аргументировать причины недовольства, поэтому выражает его в негативных эмоциях. Чем меньше внимания на истерику получает малыш, тем сильнее недовольство. Бороться с негативными эмоциями игнорированием нельзя. Чтобы детский сад не стал причиной стресса, родители определяют причину истерии.

Если не начать своевременно бороться с истерикой перед садиком или школой, то у малыша выработается стойкая негативная реакция, которая станет чертой его характера. Проблемы перед садиком наблюдаются у общительных и мнительных детей, но чаще истерики и сильный страх перед переменами наблюдается у детей:

  • чувствительных;
  • чрезмерно привязанных к родителям;
  • малоразговорчивых и стеснительных.

Неуспевающие в развитии дети также испытывают сильный стресс перед садиком. Их истерика начинается уже тогда, когда наступает вечер: они начинают ныть или изображать выдуманную болезнь. Такое поведение нельзя оставлять без внимания.

Основной причиной страха садика является резкая смена обстановки. Малыш привыкает к домашним условиям, он знаком с соседскими детьми и вся его жизнь состоит из череды знакомых событий. Если ситуация резко меняется, он ощущает объяснимый дискомфорт, он чувствует, как привычная ему среда разрушается.

На подсознательном уровне он боится неизвестности. Если перед тем как идти в сад малыш стал капризным или подавленным, его нельзя туда отпускать в таком состоянии, в детском садике стресс только усилится.

Сын или дочка начинают истерить, если семья переезжает на новое место: окружающая среда снова меняется. У маленьких детей степень адаптации ниже, чем у взрослых. Они не успевают так быстро сменить круг общения и подстроиться под новые условия.

Истерит малыш перед новым садиком, если:

  • семья внезапно переехала (сменила дом, город или страну);
  • если на новом месте другой язык общения или обычаи;
  • если родители не объясняют природу волнения (малыш не понимает, что с ним происходит).

Если взрослый человек может понять причину собственного волнения, то дети воспринимают страх, как естественную реакцию. Он не борется с ним, а принимает его. В детском возрасте основные понятия могут быть искажены под влиянием страха.

Новая обстановка кажется враждебной, опасной: закладывается такая неправильная установка, и во взрослой жизни человек не может подстроиться под необходимые перемены. Если упустить момент, когда малыш напуган или подавлен после переезда на новое место, то внутренние страхи укореняться и разовьются в социальные фобии.

Еще один вид истерики возникает тогда, когда малыш слишком привязан к семье. Он привык к постоянному присутствию матери или отца.

По мере разрушения привычной среды начинаются истерики. Сын или дочь чувствуют угрозу. Будь то события или чужие люди: они вторгаются в пространство малыша и отбирают у него родителей (так малыш понимает происходящее).

Страх перед расставанием с мамой является одной из основных причин, почему истерики начинаются перед садиком. Расстаться с мамой для малыша равносильно настоящей потери: он не понимает, когда снова окажется в обычной среде, а безопасная и привычная обстановка нормализуется.

Если малыш не хочет быть в детском саду по этой причине, никакие уговоры не действуют. На подсознательном уровне он больше не доверяет родителям: они подвели его, позволили плохому случиться.

Адаптация в садике

Адаптация – это приспособление, принятие ситуации. Детская психика устроена проще, чем взрослая.

Если взрослому человеку нужны уговоры и аргументы, то дети чувствуют безопасность только в определенных внешних условиях:

  • когда они понимают, что происходит;
  • когда они могут свободно задавать вопросы и получать на них ответы;
  • когда им тепло, они сыты и не пребывают в стесненных условиях;
  • когда окружающие дети ведут себя нормально.

Если ребенок отказывается идти в садик, значит он пытается избежать повторения негативного опыта. Он травмирован (по необъяснимым или неизвестным для его родителей) причинам.

По своей сути отказ от садика – это сигнал, что малышу плохо в тех условиях, в которых его оставляют родители. В таких случаях искать объективную причину не стоит.

Задача родителей — разобраться в причинах низкой адаптации сына или дочери: почему они не хотят идти в садик, не хотят готовиться к саду или встречаться с другими детьми. Если ему плохо, уговоры и упреки не сработают.

В психологии есть такое понятие, как перенос негативного опыта. Ввиду своего юного возраста малыш не может в полной мере понимать происходящее: до 6-10 лет он является отображением своих родителей или близких людей.

Все недостающие части окружающего мира малыш заполняет опытом родителей. По этой причине, подрастая, дети задают так много вопросов. Их мышление развилось настолько, чтобы принимать информацию, но еще не способно приходить ко всем логическим выводам.

Сын или дочь делятся с мамой своими тревогами и только от родителей зависит настроение, с которым дети идут в детский сад.

Психологи советуют водить дошкольника в садик по одному маршруту, чтобы у него развилась социальная адаптация. Пока он рядом с мамой, нужно акцентировать внимание на дороге, объяснять, где они идут и что находится рядом.

Полезно переводить весь путь до сада в игровую форму. Отвлекая таким образом, можно предотвратить истерику. Ребенок еще не стал понимать, что происходит, поэтому нужно проговаривать по дороге в сад, какую-то информацию, можно рассказывать о планах на день.

Через такую информацию малыш будет знать, что родители не бросают его, а на время уходят, чтобы заняться необходимыми делами.

Как выглядит детский протест

Разобравшись с вероятными причинами нелюбви к детскому садику, уделим внимание детской реакции. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, родителям нужно знать, как вести себя в зависимости от типа протеста.

Правильная подготовка к детскому садику

Первый поход с сыном или дочерью в сад – это запланированное мероприятие. Для детей это не должна быть неприятная неожиданность.

Они знают, что скоро пойдут в новое место, где встретят друзей. Родители должны обсуждать это событие, подчеркивая его значимость. Мать и отец рассказывают о том, как в саду все устроено. Лучше делать акцент на играх и веселых занятиях, а не на принуждении спать в обед или учиться.

Детям полезно услышать, что родители также посещали садики: можно рассказывать свой положительный опыт, который дети попытаются повторить.

Подготовка к саду происходит постепенно – все члены семьи должны свыкнуться с переменами. Важно, обсудить все детали пребывания малыша в таком учреждении. Мать и отец рассказывают, когда его будут вести в сад, а когда будут забирать. Ставится акцент на том, что на выходные (если есть такая возможность) дети останутся дома и смогут побыть с родителями. Весь период подготовки дошкольник окружен спокойной атмосферой.

После первого дня родители могут оценить состояние малыша. Если он взволнован и много рассказывает, его нужно выслушать. Дошкольник почувствует, что он может поделиться с родителями происходящим. Нельзя пренебрегать общением после первого дня или резко критиковать рассказ.

Если малыш закатывает истерику уже после первого дня, родители ищут причину. Если это стресс от новых условий, малыша первое время лучше оставлять в саду до обеда. Он будет знать, что садик – это временные перемены. Со временем детей переводят на полный день. Проблемы со сверстниками решить сложнее: нельзя из-за них сразу переводить сына или дочь в другое место, иначе на новом месте неприятная ситуация повторится.

Малыша нужно выслушать, узнать его версию происходящего: задача родителей – помочь детям найти друзей – это будет их защита и опора. После каждого похода в сад родители расспрашивают о детях, с которыми взаимодействовал их ребенок. Дошкольнику объясняется, как важно заводить друзей и как приятно с ними проводить время.

Если дошкольник не хочет идти в сад, воспитатель поможет понять, что его не устраивает. Общение со старшим человеком – это конструктивный диалог. Нельзя во всем винить других детей или воспитателей.

Задача родителя — разобраться в причине плохого поведения ребенка, а не искать виноватого. Если он не хочет идти в садик из-за других детей, то только воспитатель поможет наладить отношения внутри группы.

Ребенок, детский сад, истерики — советы психологов

Все это, поможет успокаивать ребенка, криков станет значительно меньше, но это не решит проблему целиком.

Чтобы добраться до сути проблемы, важно научить ребенка понимать и выражать свои эмоции. Очень часто агрессия — это протест ребенка против того, что взрослые отказываются слышать и понимать ребенка. Ребенок кричит потому, что ему плохо, а взрослые только говорят — тихо успокойся, все равно пойдешь, или злятся в ответ или игнорируют. Все это только накаляет детскую истерику, потому, что ребенок бессилен передать — как плохо он себя чувствует.

Вам придется научиться быть внимательными к состоянию ребенка. Больше спрашивайте ее как она себя чувствует. Дети плохо осознают свои чувства. Взрослые должны им помочь научиться распознавать свои чувства и эмоции и научить их выражать их не криком, плачем или агрессией — а словами. Нужно учить ребенка выражать словами, то, что она чувствует. И взрослые должны относиться с уважением, к чувствам ребенка. Если ребенок кричит, значет ей плохо, значит нужно это понять, утешить ее и разделить с ней это чувство. Не в коем случае не игнорировать чувства. Когда ребенок поймет, что ее слышат и понимают ее состояние, она станет менее агрессивной и более спокойной. Но даже это не конец истории.

Дальше нужно будет разобраться с причиной, по которой она не хочет ходить в дет сад — страх, ее так обижают, она не сходится со сверстниками. Это можно сделать самостоятельно или обратиться к психологу. Ей нужно помочь прожить это неприятное чувство. Например, если это страх, его можно рисовать — рисовать ситуацию, которая вызывает страх, рисовать сам образ страха, рисовать, где страх она чувствует в теле, следить за этим страхом — и так шаг за шагом, она этот страх изживет. Можно играть в пугающие ее сценки с игрушками — разыгрывать ситуации, которые ее пугают и при этом заставлять ее обращать внимание на чувства внутри, на то где и как она этот страх ощущает, как он чувствуется в теле — опять шаг за шагом, страха будет становиться все меньше. Важно, чтобы во время такой пугающей игры, ребенок чувствовал поддержку взрослых и ощущал себя в безопасности — иначе это будут просто пугалки. Надо, не только вызывать страх но и помогать его пережить — в этом заключается терапевтический момент.

Удачи и всего наилучшего. Если, чувствуете, что не справляетесь самостоятельно — обращайтесь за профессиональной помощью.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ4 Плохой ответ1

Рекомендации психолога

Большинство родителей не знают, что делать, если их дитя постоянно плачет, еще не дойдя до садика.

Советы психолога:

  • необходимо постоянно разговаривать с детьми, даже если их проблемы кажутся малозначимыми;
  • не нагнетать ситуацию – нельзя акцентировать внимание на походе в садик, как особенной процедуре;
  • если малыш плачет, нельзя его игнорировать – он может назло начинать истерику, чтобы наказать родителей;
  • нельзя делать поспешных выводов и озвучивать их – при детях не обсуждается компетентность воспитателей и не ставится под сомнения их авторитет;
  • нельзя делать выговор каждый раз, когда малыш не хочет идти в садик – родители должны сделать переход детей комфортным и спокойным.

Советы психолога направлены на правильную подготовку малыша. Он посещает садик не только для удобства родителей, но и для собственного развития. Если малыш плачет, он нуждается в помощи.

Еще вчера ваш малыш лежал в коляске, спал по нескольку раз в день и учился делать первые шаги, теперь он достиг того возраста, когда пора осваиваться в социуме и отправляться в детсад. Большинство детей первые годы жизни проводят рядом с мамой, и резкую смену обстановки переносят довольно тяжело. Что делать, если ребенок после садика закатывает истерики: советы психолога помогут разобраться с проблемой, которая грозит обернуться стрессом, как для самого малыша, так и для его родителей.

Причины истерик перед детсадом

Детский сад — это важный этап дошкольного развития, когда маленький человек попадает в социум и учится адаптироваться в нем без участия родителей. Здесь закладываются основы поведенческой психологии личности. Детсад готовит малыша к школе посредством развития навыков чтения, письма, логических приемов. Прийти в школьные стены после садика не будет большим стрессом, тогда как без подготовки это происходит куда тяжелее.

Статистика показывает, что для большинства малышей дошкольного возраста характерна повышенная эмоциональность и агрессивность восприятия в период первого года посещения детского садика.

Первая очевидная причина этому — кроха не может наладить отношения с ровесниками и воспитателями. Психологи в принципе не рекомендуют отдавать детей до 3-х лет в подобные учреждения, поскольку это отрицательно влияет на их психику и преимущественно несет негативную динамику.


Психологи советуют не отдавать малышей до 3 лет в садик — это вредит их психике

Психофизиологические особенности, характерные для развития ребенка такого возраста, не позволяют ему надолго расставаться со своей мамой: разлука будет травматичной для него. Истерика — это естественная невротическая реакция в этом случае. Игнорирование истерики у ребенка перед садиком — не лучший способ борьбы с ней: первостепенной задачей родителей будет установление причины.

Когда малыш проводит в дошкольном учреждении большую часть времени, у него быстро меняется восприятие семейных ценностей, взаимодействие с родителями слабеет, дети не идут на контакт. Так зарождаются первые недоговорки, обманы, потеря доверия.

Больше всего негативным реакциям на смену обстановки подвержены особо чувствительные, замкнутые и неразговорчивые дети, слишком привязанные к родителям, а также те, что отстают в развитии. Иногда дети уже с вечера начинают капризничать в преддверии утренних сборов в сад.

Основная причина истерики — страх малыша перед неизвестностью при резкой смене обстановки. До настоящего момента его мир составлял дом и дворовая территория, и на новом месте с новыми людьми он ощутит дискомфорт. Исходя из таких причин, формируются определенные профилактические меры и терапевтическая методика.

Подготовка к поступлению в детский сад

Если взрослые борются со своими страхами, то дети принимают их. В итоге могут исказиться их жизненные понятия и ценности, развиться фобии. Став взрослым, малыш будет бояться любых перемен.

Облегчить процесс адаптации в социуме поможет подготовка к первому посещению детского сада за несколько месяцев. Для этого нужно:

  1. Объяснять ему постепенно, куда и зачем он будет ходить, с кем станет общаться.
  2. Не дать крохе подумать, что родители хотят от него избавиться, отдавая в садик.
  3. Привести в пример друзей и знакомых, которые тоже посещают заведение и очень довольны им, акцентировать внимание на играх со сверстниками и интересных занятиях. Полезно будет вспомнить свое пребывание в детсаде, поделиться этим с ребенком.
  4. Четко объяснить систему, подтвердить, что по окончании дня кто-то из родителей за ним вернется.
  5. Отзываться о поступлении в детсад, как о должной процедуре, не показывать никаких сомнений.
  6. Постепенно переходить на режим, совпадающий с тем, который соблюдают в детском садике — смена обстановки будет не такой резкой.
  7. Прививайте малышу навыки гигиены и учите самостоятельности.
  8. Оставляйте иногда его с другими людьми, чтобы ребенок приучался находиться без вас.
  9. Расширяйте круг его общения, заводите новые знакомства, гуляйте на детских площадках — малыш должен уметь адаптироваться в социуме.


Психологи рекомендуют почаще гулять с ребенком — так он сможет привыкнуть к социуму

Адаптация — это приспособление к окружающим обстоятельствам. Поскольку детская психика устроена примитивнее, чем взрослая, для чувства комфорта им необходимы конкретные условия: они должны понимать, что происходит, получать ответы на свои вопросы, ощущать тепло и сытость и находить контакт с другими детьми. Низкая адаптация приводит к тому, что малышу плохо в новых условиях.

Соблюдение несложных рекомендаций поможет подготовить кроху к походу в садик. Главное — вводить изменения постепенно, чтобы не травмировать ребенка. Ваше влияние очень ценно, поскольку до дошкольного периода он видит мир через призму родителей. Дети принимают информацию, а не сами логически доходят до нее.

Методы для эффективного успокоения ребенка

Если вы стали замечать, что ребенок после детского садика заказывает истерику, ваши действия должны быть направлены на смягчение ситуации и преодоление негативной реакции. Они могут быть такими:

  • обстановку дома сделайте как можно более благоприятной, ласково и бережно обращайтесь с малышом, лояльно воспринимайте его капризы и не акцентируйте сейчас на вредных привычках;
  • при крохе отзывайтесь о садике положительно, не критикуйте;
  • вставайте с удовольствием, готовьте ребенку вкусный завтрак и обеспечьте заряд положительными эмоциями;
  • перед тем как отправить его в очередной раз в группу, тепло попрощайтесь, обнимите, поцелуйте, обещайте скорую встречу;
  • не ругайте дитя за слезы и не нервничайте сами;
  • забирайте его из садика вовремя;
  • посвящайте ребенку как можно больше свободного времени, занимайтесь с ним, показывайте свою любовь.

Предварительная и грамотная подготовка к детскому садику повысит шансы на быструю адаптацию к коллективу. Если же малыш никак не может приспособиться к новому месту, нужно выяснить причину дискомфорта. Поддерживайте своего малыша, постоянно разговаривайте с ним и не давайте замыкаться в себе.

Малыш может начать бегать на носочках, или после скандала в детском саду может "не добегать" до туалета, может стать плаксивым или агрессивным, а может сосать палец. Почему возникают неврозы у детей, мы спросили у Екатерины Вахтанговны Джинчарадзе, к.м.н., врача-психиатра Клинико-диагностического центра МЕДСИ:

Что провоцирует невроз у ребенка?

В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах, и как правило, многое зависит от родителей. Вот какими могут быть причины неврозов:

- первоначально проблемы семейных взаимоотношений,

- дефицит положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения,

- проблемы поиска своего "я" и оптимальных путей самовыражения, самоутверждения и признания,

- неврозы в детском возрасте могут быть клинико -психологическим выражением личностных проблем родителей - эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности,

- тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки,

- внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье,

- а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.


Ребенок начинает болеть, когда ему не хватает внимания и любви родителей

Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.

Проявления неврозов у детей могут быть самыми разными:

- склонность к слезам и капризам,

- непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

- двигательная расторможенность, суетливость,

- быстрая потеря интереса к играм,

- неустойчивость внимания, отвлекаемость,

- потеря аппетита,- расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

Какие бывают неврозы

Неврозы страха. Самыми распространенными проявлениями неврозов являются предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации. Содержание страхов зависит от возраста.

При навязчивых страхах у детей более младшего возраста преобладают фобии загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений.

Среди неврозов, возникающих в раннем детстве, занимают важное место:

- Заикание - судорога мышц речевого аппарата,

- ночной энурез - ночное недержание мочи,

- неврастения у детей - синдром раздражительной слабости, который обусловлен перенапряжением нервной системы в связи с непосильной нагрузкой (непомерные требования к ребенку, перегрузка новыми впечатлениями),

- истерический невроз - жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии,

- припадки - падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка.

Невроз навязчивых движений, страхов у детей (тик). Это движения в отдельных группах мышц, напоминающие защитную реакцию, направленную на освобождение от неприятных ощущений:

- мигательные движения, имеющие целью освободиться от яркого света, соринки в глазу,

- движения в шее как реакция на тесный воротник,

- движения головой как отрицательный ответ,

- покашливание, кряхтение, придыхание.

Как правило, тики появляются не ранее 2—3 лет. Невротические тики важно не спутать с гиперкинезами при неврологических расстройствах. Но тут вам поможет только доктор!

Чего боятся подростки

Детям старшего возраста и по др осткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Как лечат невроз?

В первую очередь это психотерапевтические мероприятия. Важно наладить отношения в семье, провести психотерапию, которая поможет ребенку разобраться со своими личностными проблемами и может понадобиться групповая психотерапия, чтобы наладить отношения ребенка со сверстниками.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков - это хорошая атмосфера в семье. Если у ребенка появился страх, нужно с ним разобраться. И это значит, что родители должны быть рядом, должны помочь, а не отругать за трусость.

Важно в целях опять же профилактики "закаливать" ребенка психологически. Учить его быть активным, инициативным, учить преодолевать трудности.

А для родителей школьников первым правилом должно быть - следить за нагрузками. Чтобы у ребенка не было информационных перегрузок.

Если у вас есть вопросы к педиатру, неврологу, гинекологу, психологу и другим специалистам, пишите на mama@kp.ru

Мы пошли в садик! Так как в бесплатный места нет, отдали Полю в платный. Плата, по некоторым меркам, не велика, всего 10 т.р. Но для нас это ощутимо и, одним словом, бьет по карману! Садик на половину коммерческий, то есть по договору в бесплатное обучение входит стандартная садиковская программа + 8 тыс. за образование дополнительное: музыка, математика по Петерсону, физкультура, рисование, лепка. Ребенок ходит 10 дней, за все время у них было только одно рисовани, 1 английский, одна лепка, музыка и физкультура! При чем, физкультура каждый день, и если была 15 минут физ-ра, то это считается занятием и больше они не занимаются! Вообще, как я поняла по отзывам, в бесплатном садике все то же самое не считая английского, только это все это считается обязательной садиковской программой! Вспоминая моего младшего брата (мы платили 50 лей в месяц = 120 рублей в 2004-м году), они занимались каждый день, каждую неделю у них были утренники, дети постоянно учили стихи! А тут ничего! Или я предвзято отношусь! Мы вообще отдали в садик по той причине, что я не успеваю, Поля и так не совсем спокойный ребенок, дома всегда стоит плачь, драки, слезы - я была без сил!

Сейчас Поля постоянно кричит, при чем ревом, если ей что-то не нравится, скажу честно, я прямо пугаюсь.Рев стоит по любому поводу! Истерики нескончаемые, при чем, с походом в сад они усугубились! Как мне объяснили в садике - это ее способ защиты! Еще и писаться стала с момента рождения младшего брата! Сейчас может обоссаться, если ей что-то не нравится! Понимаю, что ей хочется общения, при чем увлекательного! Я очень хочу водить на кружки, только все сподручные заведения у нас принимают только с 4х лет!Это еще год!

Есть такой момент, меня он очень волнует! Дочка очень любила книжки, при чем с рождения! Я ей постоянно читала! Много стихов знает наизусть! Сейчас - не хочет, чтобы ей читали, отказывается, ей не интересно! При чем, я поняла в чем проблема - последние 3 месяца беременности у меня были очень тяжелые психологически! Мне кажется, из всех беременностей мне так тяжело небыло никогда! Дети дерутся, топчутся ногами по животу ( комната была 11 квадратов и все были постоянно на мне!), да суть не в этом. Проблема в том, что я им перестала читать, не могла себя заставить! Когда заставляла, на долго меня не хватало! Потом первые 2 месяца после родов - это жесть! Объяснять не буду, но психологически прийти в себя было крайне тяжело - по пять стирок каждый день, ничего не успеваю. эти дерутся.. И одним словом, Поля перестала читать книги. Я даже не знаю, что ей сейчас дать? На вопросы: то тебе почитать? Кричит: Мультики!

Еще есть момент, в садике очень строгая воспитательница. При чем, их три, получается она или сутки через трое или через день! Сегодня пришла, а она мне говорит: "Поля плохо себя вела, я ей 5 раз хвоста на голове завязывала, а она его снимает!" Я ей объяснила, что ребенку больно и что она не любит хвосты, так как они кожу на голове стягивают. На что получила:" А сегодня мальчики гараж строили и Полю к себе не подпускали , за это она им несколько раз ногой игрушки толкнула, потому что ей хотелось с ними играть!" Блин, "какая не хорошая" , так это надо было ребенку объяснить! Ей же тоже хочется играть и нужно учить не только, как не разбрасывать игрушки, но и учить взаимодействовать с детьми! Да, Поля поступила нехорошо, но имеет тоже право включаться в игру, это нужно было объяснить мальчишкам! Это не первый эксцесс, с девочкой не поладили, при чем, как муж был свидетелем, девочка, которая сидит за столом с Полиной очень капризная! В итоге, как я поняла, всегда наказывают Полину и ставят в угол! А других детей нет! Такое ощущение, что неприязнь какая-то! Я считаю, это стало причиной еще больших истерик! Ребенок перестал просить, он требует и плачет!

Не знаю, лучше ли ей ходить в садик или сидеть дома и "вариться в соку"?

Гоцманова Инна Валерьевна
Неврозы у детей, причины и следствия.

Данная тема заслуживает особого внимания прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А. И. Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим, а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он:” тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно он в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Современная жизнь стала сложной, лишенной постоянства и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку, но в первую очередь психически.

Современная семья представляет собой динамическую микросистему, постоянно находящуюся в развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала и раньше, стараются сложить с себя как можно больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе, не соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси “прекрасного принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном обществе. Современные отношения между родителями в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи.

На мой взгляд, причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж. Пирса, “рассоединенные”, они существуют рядом, но не вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех отношениях.

Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье.

По мнению А. И. Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге “Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

1. Невроз страха *. Чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6 лет.. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера. А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов (боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т. д.). Все эти страхи мотивированы одним: боязнью, что может что-то случиться.

2. Неврастения *. Болезненное перенапряжение ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями.

Это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. Приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях.

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях агрессией.

3. Истерический невроз*. Его внешние проявления: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”. Но необходимо отличать от педагогической запущенности, а причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.

Причины возникновения такого поведения в непоследовательности в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек.

Другая причина истерического невроза- это не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна.

4. Невроз навязчивых состояний*. Он обычно проявляется в более старшем школьном возрасте. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления.

Корни этого невроза -нарушенные семейные отношения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).

(*А. И. Захаров “Неврозы у детей”)

Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя поможет решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важный момент, которому придается большое значение - период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

1. Никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала необходимо решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут в жизнь ваших внуков.

2. Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

3. Главное необходимо понять, что причины нервных заболеваний детей кроются в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят “с больной головы на здоровую” - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.

Конечно, спровоцировать выход невроза “на поверхность” может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

4. Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. Неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

1. А. И. ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта”, СПб, 1996 год

2. В. И. ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год.

3. Дж. ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ”, Самиздат.

Причины болезни во время адаптации 1. Дети, не посещающие общественное место: дошкольное учреждение мало сталкиваются с вирусами. 2. Адаптация,как правило проходит с болезнями.

Причины и последствия детской агрессивности Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия.

Причины трудностей и капризов при одевании Пока ребенок совсем мал, его одевают мама с папой. Но через некоторое время, когда он становится старше, возникает необходимость учить его.

Причины эмоционального благополучия Причины эмоционального неблагополучия детей Как определить причины эмоционального неблагополучия детей? На определенном этапе оценки эмоционального.

Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста. Воспитатель детского сада нередко сталкивается с детьми, проявляющими повышенную двигательную активность и эмоциональную возбудимость. Такой.

Причины тревожности у детей дошкольного возраста Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Смена социальных отношений может представить.

Виды и причины возникновения заикания Заикание представляет собой один из наиболее сложных речевых нарушений. Это нарушение ритма, темпа и плавности речи, которое обусловлено.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.