Неврозы у леворуких детей

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной литературе для обозначения этого явления используется термин "дислексия" - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Одно из объяснений зрительно-пространственных затруднений, испытываемых некоторыми дислексиками, связывает эти трудности с нестабильной глазодоминантностью. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако я считаю необходимым еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем не менее встречаются еще случаи насильственного или ненасильственного переучивания. Поэтому в обязанности психолога должна входить профилактическая работа, заключающаяся в объяснении учителям и родителям возможных последствий такого переучивания. Ведь переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях.
Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь). Согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша.
Как следствие переучивания могут также наблюдаться серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
При астеническом неврозе заметны повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем удержать их внимание очень сложно. Зато возникает или усиливается двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, повторное переписывание только ухудшает результат. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Для мальчиков более свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.
У леворуких детей нередки школьные страхи - перед неудачами в школе, перед письменными работами.
У левши при переучивании может также возникнуть невроз навязчивых состояний - как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, он и обычно слушаются и стараются, но им это плохо удается. В случае отсутствия поддержки и похвалы за их старания у детей постепенно появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности.
Известны, хотя и более редки в младшей школе, проявления истерических неврозов, возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты, рвоты и психомоторных припадков.
Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

1. Безруких М., Ефимова С. , Круглов Б. Почему учиться трудно? - М., 1995.

Надеемся, что нам удалось убедить вас в неце­лесообразности и пагубности переучивания, в том, что именно переучивание, наряду со всем комплексом отри­цательных воздействий школы, может стать причиной возникновения неврозов.

Согласно данным отечественных медиков у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у их праворуких свер­стников. Как уже говорилось, одна из причин, вызываю­щих неврозы, — насильственное переучивание, являюще­еся сильным стрессорным фактором. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы невро­зов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Среди лево­руких школьников, не подвергавшихся переучиванию, не­врозы диагностировались только в 12% случаев. Причем, повышенная частота невротических отклонений наблюда­ется не только у детей, демонстрирующих явное предпоч­тение левой руки, но и у правшей, имеющих леворуких родственников (т.е. у детей с невыраженным левшеством).

Следует подчеркнуть, что исходно леворукие дети, при­нявшие участие в описываемом исследовании, не отли­чались от контрольной группы праворуких детей. Так, левши рано начали держать голову; речь и двигательная активность развивались у них нормально. Они вовремя начинали сидеть, стоять, ходить, гулять, произносить пер­вые слова. Были подвижны, приветливы, ласковы и дру­желюбны. Возникновение невротического состояния У большинства из них оказалось приуроченным к началу переучивания.

К сожалению, часто взрослые не видят ничего особен­ного ни в повышенной возбудимости ребенка, ни в рез­ких колебаниях настроения, ни в беспокойном сне, ни в страхах, тревогах, которые могут не давать покоя.

ребенка, подчеркивали, что наибольший отрицательный эффект дают те стрессовые воздействия, которые ребенок воспринимает как неизбежные, неотвратимые, те, кото­рые невозможно подчинить ни воле, ни желанию.

Безусловно, поставить диагноз — невроз, назначить лечение, дать рекомендации о необходимых мерах кор­рекции может только врач. Однако увидеть первые сим­птомы, понять, что ребенок не балуется, не безобразни­чает, не вредничает, правильно оценить состояние ре­бенка должны уметь и родители, и учителя.

Почему переучивание становится психогенным факто­ром риска возникновения неврозов?

Во-первых, переучивая ребенка, навязывая не свойст­венный его биологической природе тип деятельно­сти, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий го­ловного мозга, вторгаясь в чрезвычайно сложные и еще несформированные механизмы координации и управле­ния движениями, нарушаем естественный ход совершен­ствования этих механизмов в процессе возрастного разви­тия и обучения.

Т.е. мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости. Что же должен чувство­вать ребенок, кроме неловкости, трудностей, неумело­сти? Конечно же — неуверенность в своих силах, конеч­но же — тревожность, беспокойство, конечно же — нере­шительность, боязнь повторить неудачу. Ему непонятно отчего, но он испытывает обиду, страх, унижение и ишет пути, как избежать эти негативные переживания. Один из вариантов — избегать условий, приводящих к неудаче-Вспомните горестное восклицание малыша: «НикоП

Однако невроз может возникнуть и без острой психо-травмирующей ситуации. Ситуация хронической обиды, постоянного подчеркивания неудач, неудовлетворенность взрослых может оказать такое же воздействие, как острая травма. В случаях с переучиванием леворуких детей есть, как правило, то и другое.

Доказано, что адаптация к школе у леворуких, пере­ученных детей, проходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для переученного левши может стать \ очень сильным невротизирующим фактором. Мы прово-[дим анализ клинических проявлений различных видов ; Неврозов при переучивании по данным А.П. Чуприкова и ! С.Е. Казаковой.

Наиболее часто в практике школы встречаются прояв­ления так называемого астенического невроза. При асте­ническом неврозе отмечаются повышенная утомляемость быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособ­ности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная растор-моженность. После занятий эти дети жалуются на уста­лость, становятся вялыми, апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще все­го неудовлетворительные. С особенным трудом выполня­ются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, наклона, не соблюдается стро­ка, много дополнительных штрихов, исправлений. Пов­торное переписывание только ухудшает результаты. Дети часто жалуются на головные боли, у них плохой аппетит, неспокойный сон. Вспомните все приведенные нами при­меры, и вы найдете у каждого переученного эти симпто­мы.

Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражи­тельные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, от­каз от работы. Как правило, такими вспышками гнева, слезами заканчивается у этих детей выполнение домаш­них заданий. Многократное переписывание дает еще бо­лее плохие результаты (последняя работа всегда хуже пер­вой), а недовольство мамы, сидящей над душой, или (что совсем не редкость) ее окрик, недовольство приводят к срыву. Эти же авторы отмечают некоторое своеобразие астенических неврозов у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков более свойственны явления расторможенно-сти, проявляющиеся в неусидчивости и значительном мо­торном беспокойстве. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Кста­ти, может быть вы обратили внимание, что, приводя при­меры, мы чаще говорим о мальчиках. Почему? Дело

м, что наши данные и данные зарубежных исследова-■елей показывают, что при прочих равных условиях у маль-I чиков гораздо чаще, чем у девочек, выявляются наруше-Вция адаптации в школе и трудности обучения, кроме того I у мальчиков все проявления дезадаптации и школьных I трудностей выражены наиболее четко, ярко, и гораздо I чаше отмечаются нарушения поведения.

Иногда родители непроизвольно внушают страх перед

■ Школой ребенку, т.к. сами пасуют перед трудностями,
■фаматизируют их. Такая семья является скорее дополни-

■ Тельным (или основным) источником беспокойства в ок­
ружающем мире. Постоянная озабоченность, понижен-

ный фон настроения, отсутствие конструктивизма, лег­кости в решении возникающих проблем ухудшают состо­яние ребенка, усиливают тревожность, страхи.

Причина заболевания этой формой невроза — страхи, тревожность, мнительность. У этих детей словно обостря­ется инстинкт самосохранения. По мнению врача-психо­терапевта В.И. Гарбузова для детей, страдающих неврозом навязчивых состояний, характерна контрастность пережя-

Нередко эти дети снимают страх, используя так назы­ваемые символические ритуалы, которые успокаивают их.

Один из наблюдаемых нами детей перед тем как вы­полнять любое письменное задание отчеркивал горизон­тальной чертой все предыдущие задания, иногда делал это дважды и трижды, словно отделяя прошлые пробле­мы (нарушения почерка, ошибки) и ограждая себя от них. На возмущенные вопросы учительницы и родителей он ничего ответить не мог, и это естественно.

Нетрудно представить себе, как тяжело этим детям. Они многократно переживают свои неудачи в школе и дома, они жаждут понимания, поддержки. Они очень ста­раются, но работать правой рукой не могут. И вместо того, чтобы утешить их, подбодрить, объяснить причину трудностей и помочь, родители считают, что ребенок про­сто не хочет работать правой рукой, а слезы и настойчи­вость расцениваются как капризы и упрямство. Родители

«запугивали детей, утверждая, что леворукость вредна дщ здоровья, что над леворукими все смеются, что леворукщ не берут в армию.

Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании можно считать не­вротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но может быть и ночной, и дневной энурез. Сам энурез также вызывает чувство вины, страха. Ребенок очень страдает из-за этого, и ко всем проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются еще эти неприят­ности. Ситуация становится безвыходной. Все вместе еще больше снижает его работоспособность,, он еще быстрее утомляется, не может сосредоточиться, появляются плак­сивость, раздражительность. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым. Од­нако как бы ни были неприятны проявления невроза, не стоит лечить ребенка по рекомендации соседки. Лучше всего обратиться к врачу.

Особую тревогу родителей вызывает, как правило, не­вротическое заикание. Причем в тех случаях, когда причи­ной такого заикания является переученное левше-ство, заикание усиливается после напряженных выполне­ний письменного задания правой рукой. Это обстоятельст­во отчетливо проявилось при сравнении речи этих детей, записанной на магнитофон, до и после выполнения соот­ветствующих заданий. Особенно выражено заикание в школе. В привычной домашней обстановке его интенсив­ность уменьшалась (А.П. Чуприков, СЕ. Казакова). Су­ществует представление о том, что заикание, возникаю­щее у леворуких при переучивании, обусловлено конку­ренцией полушарий в управлении речью. Однако это до­статочно спорно, т.к. нет доказательств связи частоты за­икания и распределения речевых функций между полуша­риями. Скорее всего в возникновении этого расстройства имеют значение различные факторы, и наряду с постоян­ным стрессом, испытываемым ребенком при переучива­нии, нельзя исключить нарушение функциональной орга­низации мозга.

Заикание может возникнуть внезапно, но может на­растать постепенно в течение длительного времени. Если заикание возникло внезапно, прежде всего нужно обра­титься к врачу. Рекомендуется ограничить речевое обще­ние, некоторое время не водить ребенка в школу, сме­нить обстановку.

будет отвлекающим элементом, который поможет не фик_ сировать внимание на заикании.

Необходимо предупредить учителя о тактике общения с ребенком, когда он вернется в школу. Первое время не стоит вызывать ребенка к доске, задавать ему вопросы требующие пространных ответов, не следует торопить ре­бенка, создавать ситуацию спешки, неуверенности.

Поддержка и терпение — вот что требуется и от роди­телей, и от учителей.

Если заикание закрепилось, не стоит игнорировать ре­бенка во время занятий, лучше спрашивать его, когда он может дать краткий ответ на вопрос или выполнить зада­ние на доске без лишних слов. Заикание может сочетать­ся со страхами, энурезом, тиками.

В работе этих же авторов приводятся примеры редких в младшем школьном возрасте проявлений — истерических неврозов, также возникающих в результате насильствен­ного переучивания в школе. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок заявлял, что не может найти школу. Перед уходом в школу и перед кон­трольными может возникнуть рвота, возможны и формы психо-моторных припадков (более характерных для детей младшего возраста): дети с громким плачем падают на-

■рзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами. ; Ребенок с истерическим неврозом наиболее труден для ■Родителей и учителей, и эта форма невроза очень трудна Кдя лечения. Важно найти золотую середину между вни­манием к состоянию ребенка и чрезмерной озабочен­ностью, которая даст ему возможность использовать си-[гуацию.

Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при Iпереучивании, — это серьезные заболевания, проявления [которых необходимо вовремя заметить и без промедления лечить.

Повторим еще раз наиболее часто встречающиеся про­явления невротической симптоматики у переученных лев­шей:

— головные боли (боли в животе);

— тики, навязчивые движения;

— повышенная возбудимость, раздражительность;

— укачивание в транспорте;

— повышенная чувствительность к жаре, духоте,
запахам;

— длительное беспокойство, неусидчивость;

— резкая смена настроения;

нако без помощи родителей и учителя, без их совмест­ной и согласованной работы изменить ситуацию невоз­можно. И только правильный выбор тактики совмест­ной помощи ребенку определит успех всех мероприя­тий.

Необходимо подчеркнуть: не следует ждать, что ребе­нок сумеет преодолеть себя, взять себя в руки. Не следу­ет подчеркивать проблемы ребенка, фиксировать на них внимание.

Ребенок может преодолеть неуверенность, тревожность, страхи только с помощью взрослых. В нем необходимо укреплять уверенность, создавать условия для преодоле­ния робости.

Постоянная поддержка, одобрение, исключение на­смешки, обид, недовольства, помогают исключить глав­ное, что приводит к неврозу, — чувство несостоятельно­сти, неудачи, неспособности.

Чем раньше вам удастся этого добиться, тем больше вероятность того, что ребенок вылечится.

И еще — медикаментозное лечение помогает ребенку справиться со своим состоянием, но таблетки не могут устранить причину невроза. Только преодоление всех при­чин, которые привели к срыву здоровья, поможет восста­новить его.

Родителям важно научиться расслаблять ребенка пе­ред сном. Спокойный и глубокий сон лучше всего вос­станавливает силы, но дети с неврозами, как правило, плохо спят.

это ни сложно, и учителю, и родителям нужно будет сми­риться и с плохим почерком, и со значительно более мед­ленным темпом деятельности, но, кроме этого, следует сделать все, чтобы ребенок не чувствовал собственной ущербности. Другая ситуация, когда ребенок упорно (тай­ком или открыто), несмотря на переучивание, работает левой рукой. В этих случаях нельзя настаивать на право-руком письме, и само по себе разрешение работать левой рукой может снять многие проблемы, снять главный стрес-сорный фактор.

— не заниматься после 7 часов вечера;

— не вспоминать дневные проблемы, неуда­
чи;

— не ругать ребенка за невыполненное зада­
ние, несобранный портфель и т.п.;

— пойти с ним на прогулку, причем погово­
рить о чем-нибудь отвлеченном, не связан­
ном со школой, уроками, помечтать;

— после прогулки ребенку лучше принять
теплый душ;

— дать ему стакан теплого молока или чая с
ложкой меда и уложить в постель.

Одна из причин, вызывающих неврозы — это насильственное переучивание (сильный стрессорный фактор).

Почему переучивание становится психогенным фактором риска возникновения неврозов?

Во-1, переучивая ребенка, навязывая не свойственный его природе тип деят-ти, нарушается баланс взаимодействия полушарий мозга, вторгаясь в еще не сформированные механизмы координации и управления движениями, нарушается естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития и обучения. Т.е., создаются условия для трудностей и неудач. Ребенок чувствует неуверенность в своих силах, тревожность, беспокойство, нерешительность. Ему непонятно, отчего он испытывает страх и унижение, и потому он ищет пути ухода от этих переживаний. Один из вариантов - избегать условий, приводящих к неудаче. Тогда становится неизбежным конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему. Адаптация к школе у леворуких и переученных детей проходит сложнее и само по себе начало обучения может стать очень сильным невротизирующим фактором.

Анализ клинических проявлений различных видов неврозов при переучивании по данным А.П. Чуприкова и СЕ. Казаковой:

1. Астенический невроз. При астеническом неврозе отмечаются повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная расторможенность. После занятий эти дети жалуются на усталость, становятся вялыми, апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. Дети часто жалуются на головные боли, у них плохой аппетит, неспокойный сон.

Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражительные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

3. Неврозы навязчивых состояний. Если родители стараются заставить детей выполнять все действия правой рукой угрозами и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, упрямство и наказывают. Все это может усугубиться в школе, если учитель не только требует писать правой рукой, но и снижает оценки за качество и медленную скорость.

4. Невротическое заикание. В тех случаях, когда причиной такого недуга является переученное левшество, заикание усиливается после напряженных выполнений письменного задания правой рукой. Особенно заикание выражено в школе. В привычной домашней обстановке его интенсивность уменьшается. Заикание может сочетаться со страхами, энурезом, тиками.

5. Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом и тд). Редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривляние. Ребенок не контролирует эти движения. Из-за насмешек одноклассников, одергивания учителя, замечаний родителей эти нарушения закрепляются.

6. Истерических невроз (редки в младшем школьном возрасте). Также возникающих в результате насильственного переучивания в школе. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок заявлял, что не может найти школу. Перед уходом в школу и перед контрольными иногда возникает рвота, возможны и формы психомоторных припадков (более характерных для детей младшего возраста): дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами. Воспитание и обучение ребенка с истерическим неврозом представляет наибольшую сложность для родителей и учителей, так как эта форма невроза очень трудно поддается лечению. Важно найти золотую середину между вниманием к состоянию ребенка и чрезмерной озабоченностью, которая даст ему возможность использовать ситуации).

Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при переучивании — это заболевания, проявления которых необходимо вовремя заметить, чтобы начать лечение.

Наиболее часто встречающиеся невротические симптомы у переученных левшей:

- головные боли (боли в животе);

- тики, навязчивые движения;

- повышенная возбудимость, раздражительность;

- укачивание в транспорте;

- повышенная чувствительность к запахам, духоте, жаре;

Надеемся, что нам удалось убедить вас в нецелесообразности и пагубности переучивания, в том, что именно переучивание наряду со всем комплексом отрицательных воздействий школы может стать причиной возникновения неврозов.

Согласно данным отечественных медиков (проф. А. П. Чуприков и др.), у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. Как уже говорилось, одна из причин, вызывающих неврозы,— насильственное переучивание, являющееся сильным стрессовым фактором. В результате, по наблюдениям упомянутого автора, клинические формы неврозов встречаются у леворуких детей в 32% случаев. Среди леворуких школьников, не подвергшихся переучиванию, неврозы диагностировались только в 12% случаев. Причем повышенная частота невротических отклонений наблюдается не только у детей, демонстрирующих явное предпочтение левой руки, но и у правшей, имеющих леворуких родственников.

Следует подчеркнуть, что исходно леворукие дети, принявшие участие в описываемом исследовании, не отличались от конкретной группы праворуких детей. Так, левши рано начали держать голову, речь и двигательная активность развивались у них нормально. Они вовремя начали сидеть, стоять, ходить, гулять, произносить первые слова. Были подвижны, приветливы, ласковы и дружелюбны. Возникновение невротического состояния у большинства из них оказалось приуроченным к началу переучивания. Но даже и без переучивания школа является для леворукого ребенка мощным невротизирующим фактором.

“Что же вы нас так запугиваете? — спросила пожилая учительница одного из авторов этой книги на лекции о леворуких детях.— Я родителям говорю в первые же дни, что не знаю, как учить леворуких, пусть пишут правой рукой. Много лет работаю, и ничего особенного не случилось”. Очень напомнила эта учительница другую, которая варежку надевала детям на левую руку, мало задумываясь о последствиях. А если говорить о чем-то таком, “особенном”, что с детьми случается, то это, наверное, зависит от того, как смотреть и что видеть, и еще от того, насколько трогают страдания ребенка душу взрослого.

Мы хотим рассказать вам о проявлениях неврозов не для запугивания, а для того чтобы вы научились видеть беду ребенка. Важно, наверное, подчеркнуть и следующее: особенности личностного развития ребенка, то, каким человеком он вырастет,— все это тесно связано с состоянием его нервно-психического здоровья. Факторы, провоцирующие тревожность, ранимость, обидчивость, эмоциональную чувствительность леворуких, нередко способствуют возникновению и формированию таких форм поведения, от которых будет страдать не только сам ребенок, но и окружающие его взрослые (замкнутость, конфликтность, агрессивность и т. п.). А значит, мы должны сделать все, чтобы сгладить их, смягчить, снять напряжение. Переучивание словно дает толчок всему негативному, обостряет все противоречия, поистине создает декстрастресс.

Безусловно, поставить такой диагноз, назначить лечение, дать рекомендации о необходимых мерах коррекции может только врач. Однако увидеть первые симптомы, понять, что ребенок не балуется, не безобразничает, правильно оценить состояние ребенка должны уметь и родители, и учитель.

Профессор А. П. Чуприков, одним из первых начавший серьезное изучение неврозов у переученных левшей, и его сотрудники убедительно показали, “что фактор переучивания (декстрастресс) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей”.

Доказано, что адаптация к школе у леворуких, даже непереученных детей происходит сложнее, длительнее и само по себе начало обучения для переученного левши может стать очень сильным невротизирующим фактором. Мы приводим анализ клинических проявлений различных видов неврозов при переучивании по данным А. П. Чуприкова и С. Е. Казаковой (1987).

Наиболее часто в практике школы встречаются проявления так называемого астенического невроза. При астеническом неврозе отмечаются повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, затем привлечь их внимание очень трудно, возникает или усиливается двигательная расторможенность. После занятий эти дети жаловались на усталость, были вялыми, апатичными. Приготовление уроков у них обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, при этом почерк небрежный, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. Повторное переписывание только ухудшает результаты. Дети жаловались на головные боли, у них был плохой аппетит, неспокойный сон.

Среди этих детей встречаются плаксивые, раздражительные, несдержанные, а у некоторых отмечаются и аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Как правило, такими вспышками гнева, слезами заканчивается у этих детей выполнение домашних заданий. Многократное переписывание дает еще худшие результаты (последняя работа всегда хуже первой), вызывает недовольство мамы, сидящей над душой, или, еще хуже, ее окрик, что приводит к срыву. Эти же авторы отмечают некоторое своеобразие астенических неврозов у мальчиков и девочек. Так, для мальчиков более свойственны явления расторможенности, проявляющиеся в неусидчивости и значительном моторном беспокойстве. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Среди леворуких детей достаточно часто распространены “школьные страхи”. Это страхи перед неудачами в школе, порицаниями со стороны учителей и родителей. Причем страхи перед письменными работами дети считали вполне обоснованными и не стремились их преодолеть.

Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют леворуких детей при переучивании. Дети рассказывали, что им снилось, словно их душат, они боялись снов, в которых в утрированном виде возникали дневные неприятности. Утром просыпались вялыми, неотдохнувшими, капризными. Обычно повышенная раздражительность, снижение аппетита и утомляемость сохраняются днем. Состояние страха усугубляется замечаниями учителя или насмешками одноклассников над леворукостью. У некоторых детей страхи кратковременны и (если нет новых стрессов) в концу первого класса могут исчезнуть. У других появляются новые симптомы: плаксивость, головные боли, ухудшение аппетита, сна, к тому же меняется “тематика” страхов. К школьным страхам добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти.

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости, считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни, выбору профессии. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, воздействуя и угрозами, и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. Все это может усугубиться в школе, если учитель не только требует писать правой рукой, но и снижает оценки за качество и медленную скорость.

Нетрудно представить себе, как тяжело этим детям. Они многократно переживают свои неудачи в школе и дома, жаждут понимания, поддержки. Они очень стараются, но работать правой рукой не могут. И вместо того чтобы утешить их, подбодрить, объяснить причину трудностей и помочь, родители считают, что ребенок просто не хочет работать правой рукой, а слезы и настойчивость расценивают как капризы и упрямство. Родители “запугивали” детей, утверждая, что леворукость вредна для здоровья, что над леворукими все смеются, что леворуких не берут в армию. В результате страх начать писать левой рукой подкреплялся страхом оказаться несостоятельным в ряде вопросов. У детей появлялось тревожное ожидание неудачи, которое привело к ухудшению успеваемости. Дети не могли избавиться от навязчивых мыслей о своей леворукости и неполноценности.

Пагубные последствия таких состояний (даже если они непродолжительны) серьезно сказываются на физическом и психическом развитии ребенка. Хотя бы однажды пережив в своей жизни события, полные страха, неудач, дети становятся неактивными, неуверенными, боятся рисковать. У них на долгие годы остаются напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим. Быть может, на чей-то взгляд, в этом нет “ничего особенного”, но как исковеркана будет жизнь человека замкнутого, ушедшего в себя, не умеющего контактировать с окружающими, и как трудна будет наша жизнь рядом с ним. Об этом стоит подумать.

Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании можно считать невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но может быть и ночной и дневной энурез. Энурез, как правило, вызывает чувство вины, страха. Ребенок очень страдает из-за этого, так как ко всем проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются еще эти неприятности. Для ребенка ситуация становится безвыходной. Все это еще больше снижает его работоспособность, он еще быстрее утомляется, не может сосредоточиться, появляются плаксивость, раздражительность. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

Особую тревогу родителей вызывает, как правило, невротическое заикание. Причем в тех случаях, когда причиной такого заикания является переученное левшество, заикание усиливается после напряженных выполнении письменного задания правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи этих детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно выражено заикание в школе. В привычной домашней обстановке его интенсивность уменьшалась. Заикание может сочетаться со страхами, энурезом, тиками.

Кстати, невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривляние, дурачество. Ребенок сам не контролирует эти движения, они непроизвольны. Однако насмешки и передразнивания одноклассников, раздражительное одергивание учителя, замечания родителей делают свое дело. Эти нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает.

В работе А. П. Чуприкова и С. Е. Казаковой приводятся примеры довольно редких в младшем школьном возрасте проявлений — истерических неврозов, также возникающих в результате насильственного переучивания в школе. Истерический невроз может проявляться в виде истерической слепоты:

дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок заявлял, что не может найти школу. Перед уходом в школу и перед контрольными может возникнуть рвота, возможны и формы психомоторных припадков (более характерных для детей младшего возраста): дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами.

Повторим еще раз наиболее часто встречающиеся проявления невротической симптоматики у переученных левшей:

  • нарушения сна;
  • нарушения аппетита;
  • головные боли (боли в животе);
  • страхи;
  • энурез:
  • заикание;
  • тики, навязчивые движения;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • укачивание в транспорте;
  • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
  • длительное беспокойство, неусидчивость;
  • вялость, заторможенность.

Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка или ученика (тем более переученного левши), не стоит ждать, что это пройдет само собой, но и не стоит заниматься самолечением, слушать советы “знающих” людей, лучше обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Врач назначит необходимое лечение и даст необходимые рекомендации. Однако без помощи родителей и учителя, без их совместной и согласованной работы изменить ситуацию невозможно. И только правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех всех мероприятий.

Наверное, многие читатели пришли к напрашивающемуся выводу: срочно прекратить обучение леворуких праворукому письму, “смену руки”, дать возможность ребенку писать левой рукой. Но не торопитесь “сменить руку”, особенно в тех случаях, когда переучивание началось задолго до школы и пройден первый этап обучения (букварный период). Что же делать в этих случаях? Как это ни сложно, и учителю, и родителям нужно будет смириться и с плохим почерком, и со значительно более медленным темпом деятельности, но, кроме этого, следует сделать все, чтобы ребенок не чувствовал собственной ущербности. Другая ситуация, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание. В этих случаях нельзя настаивать на праворуком письме и само по себе разрешение работать левой рукой может снять многие проблемы, снять главный стрессовый фактор.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.