Работа школьного психолога при неврозах


Консультация о симптомах и причинах возникновения неврозов у детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
nevrozy_u_detey_i_podrostkov_simptomy_prichiny_profilaktika.docx 25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Неврозы у детей и подростков: симптомы, причины, профилактика.

Отрицательные переживания неизбежны в жизни любого человека, однако у одних людей они вызывают невроз, а у других нет. Дети и подростки являются наиболее уязвимой к воздействию стрессовых факторов возрастной группой.

Ежегодно возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у детей. Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов, которая зависит от степени воздействия стрессового фактора.

Последствия этих расстройств оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического и психосоматического здоровья в последующем (Исаев Д. Н., 1996; Захаров А.И. , 1996; Гарбузов В. И. , 1994), но и особенности развития личности (Аверин), сказываясь на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной и тому подобное) (Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н. И. 1994).

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста.

Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)

Характер проявлений неврозов у детей старшего дошкольного возраста и подростков может быть физиологическим и психологическим.

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги, нервные тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной активности;
  • невротический кашель;
  • спазматические боли (в области сердце и желудка).

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения (максимально проявляются у подростков), раздражительность и агрессивность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость (чаще наблюдается у детей дошкольного возраста), выраженная чувствительность;
  • угнетенность, подавленность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии, страхи.

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями.

Вследствие внутреннего конфликта ребенок вынужден выбирать удовлетворение только одной из двух противоположно направленных потребностей. Другая потребность при этом остается нереализованной, т.е. происходит депривация – дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей, которая, в свою очередь, является источником стресса.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

  1. Требования родителей , превышающие возможности и потребности детей.
  2. Неприятие детей родителями , выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  3. Несогласованный подход к воспитанию , который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  4. Непоследовательность воспитания , его неровность и противоречивость.
  5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

Школьный невроз — это расстройство психологического состояния ребенка, появление которого связано с посещением учебного заведения.

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:

- сложная программа обучения,

- чрезвычайно высокая умственная нагрузка,

- большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);

- конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);

- неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);

- особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);

- сильное эмоциональное потрясение.

Признаки проявлений школьного невроза, следующие:

  • не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит учителя;
  • отвлекается, не выполняет требования с первого раза;
  • забывает дома необходимые школьные вещи;
  • неусидчивый, вскакивает с места, роняет предметы;
  • пытается смешить одноклассников, привлекает всеобщее внимание;
  • часто меняет позу, почесывается, потирает лоб, руки;
  • боится отвечать у доски (наблюдается прерывистый вдох и выдох, затаивается, сдерживает дыхание), руки дрожат, движения скованные;
  • дома прячет тетради, дневник от родителей;
  • плачет до попытки выполнить домашнее задание;
  • не хочет посещать школу.

Неврозы у детей и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.

Школьный психолог (проводит комплексную психодиагностику обучающегося, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, проводит консультативную работу с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком).

Врач-невропатолог (лечит неврологические нарушения, проводит диагностику, назначает медикаментозную терапию).

Подключаются и другие специалисты узкого профиля (врач-эндокринолог, врач-психиатр).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Основная роль отводится родителям.

Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации родителям по работе с неврозами у детей и подростков.

1. Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.

2. Внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия необходима консультация врача-невропатолога.

4. При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.

5. По возможности, обеспечить ребенку посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения (арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия).

Рекомендации педагогам по профилактике и коррекции неврозов

  • Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности.
  • Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах.
  • Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения.
  • Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.
  • Для детей с неврозами характерна узость круга общения и сфер жизнедеятельности, насыщенных общением.
  • Нужны особые усилия психологов, педагогов, родителей для преодоления психологического барьера малообщительности. Тренинг общения, создание благоприятной социальной микросреды, меры по укреплению статусных позиций школьников в учебной группе и во внешкольных коллективах могут быть широко использованы в целях коррекции проявлений неврозов.
  • Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога, психолога и врача в деле профилактики и лечения неврозов. Роль психолога здесь весьма существенна: он осуществляет психодиагностику личностных детерминант невротических расстройств, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, следствием которых и становится невроз.
  • Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию. Врач лечит невроз, прибегая к широкому комплексу психогигиенических, психотерапевтических и психофармакологических средств

Список использованной литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с понятием "детская и подростковая агрессия", с причинами и формами ее проявления.

Психотерапия неврозов у детей и подростков включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с больным р.

Столкнувшись с прямыми угрозами своего воспитанника покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, педагог нередко оказывается в растерянности, не знает, как к эт.

В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног.

30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации».

Конспект родителького собрания.

Согласно одному из классических определений, невроз, будь то детский или взрослый — это психогенное (возникающее на нервной почве) нервно-психическое расстройство, которое формируется в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек в силу различных обстоятельств не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести какую-то трагедию.

Детский невроз — это психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает значимые аспекты развивающейся личности, систему её отношений в семье, со сверстниками и другими взрослыми.

Неврозом страдает большое количество людей. По данным ВОЗ, к 2020-му году каждый четвёртый житель планеты будет страдать этим заболеванием.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности.

Важно знать, что человек заболевает неврозом не вдруг! У этого недуга есть свой период предболезни. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. Невроз вызывается именно длительными тяжёлыми стрессовыми ситуациями, которые срывают психологическую адаптацию и истощают нервную систему.

В детском возрасте в клинической картине невротических реакций появляются аффективные, фобические, псевдосоматические (со стороны внутренних органов) проявления: нестойкие страхи, истощаемость, низкая работоспособность, снижение интереса к учёбе, излишнее беспокойство, неусидчивость. Большое значение приобретает вегетативная лабильность, проявляющаяся в потливости, сердцебиении, повышенной чувствительности к громким звукам, яркому свету, переходу от жары к холоду. Возможны колебания артериального давления, сопровождающиеся головной болью, снижением аппетита и настроения. Сон у таких детей глубокий, но утром они не чувствуют себя отдохнувшими, им все время хочется спать. Проявления неврозов обобщённо могут быть именованы как устойчивая потеря душевного мира. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но ничего не может с собой поделать.

Факторы, вызывающие невротические расстройства, могут быть подразделены на психические травмы, нарушение системы отношений, дисгармонию семейного воспитания.

Психическая травма — это внешний раздражитель, оказывающий отрицательное воздействие на человека. Невроз может возникнуть непосредственно после тяжёлой психотравмы, но, как говорилось ранее, чаще в связи с длительно продолжающимися психотравмирующими ситуациями.

Хронические травмы, или психотравмирующие ситуации, — это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмирующая ситуация непосредственно вытекает из внутрисемейных отношений. В школьном возрасте — психотравмирующие моменты возникают со сверстниками, педагогами, воспитателями.

Примером может быть такой эпизод, когда родители проводят "воспитательные" беседы с ребёнком ежедневно вечером за обеденным столом. Такие беседы вызывают у ребёнка негативную реакцию, которая разрешается в форме реакции невротической — отказа от еды и контакта с родителями. Особенно тяжело реагирует ребёнок, если его начинают отчитывать в присутствии посторонних взрослых или соучеников.

Неправильное воспитание может быть подразделено на несколько видов: отвергающее, гиперсоциализирущее и эгоцентрическое.

Неправильное воспитание отвергающего типа заключается в отсутствии ласки, любви к ребёнку с рождения или в чрезмерной требовательности и контроле со стороны родителей. Гиперсоциализирующее воспитание формируется на базе тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребёнка и других членов семьи, социального статуса ребёнка среди сверстников и особенно его успехов в учёбе, в чрезмерной озабоченности, будущим ребенка. Эгоцентрическое воспитание характеризуется низким уровнем ответственности ребёнка, когда все родственники стараются выполнять его прихоти. Все это создаёт определённый тип характера, деятельности нервной системы и ответной реакции на сверхсильный раздражитель, которым является психотравма.

Все же, для невроза исходным и определяющим является нарушение системы отношений, которое возникает в результате противоречий между стремлениями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности.

Конфликт занимает центральное место в жизни ребёнка, оказывается для него на данном этапе неразрешимым и, затягиваясь, создаёт аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом.

Поиск разрешения конфликта нередко носит драматический характер, поскольку ребёнку необходимо, чтобы другие его поняли и признали. Поэтому дети уходят из дома (пусть родители поволнуются), пишут в своих дневниках, что хотят покончить с собой и т.п. Неврозы выступают как аффективно заострённая проблема утверждения самого себя в коллективе.

Необходимо подчеркнуть, что нервная система ребёнка очень ранима. То, что взрослому кажется естественным: громкий разговор в семье, рассказы о происшествиях, современные фильмы по телевизору, смысл которых не всегда понятен, — вызывает страх у ребёнка. Ночью ему снятся страшные сны, ребёнок вскакивает, кричит, у него может появиться непроизвольное мочеиспускание, за что он получит от родителей очередное наказание.

Классификация невротических конфликтов в соответствии с учётом внутренних личностных механизмов их развития следующая: истерический невроз, обсессивно — психастенический и неврастенический.

Первый тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой или игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Требовательность к окружающим превышает требовательность к себе, отсутствует критичность по отношению к своему поведению. В генезе такого типа конфликта имеют значение история развития личности и процесс формирования системы её жизненных отношений, связанных с неправильным воспитанием. Особенности истерического характера рассматриваются Мясищевым в виде первичных, вторичных и третичных личностных образований. При истерическом неврозе на первый план выступают расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания окружающих на своём болезненном состоянии. В этих случаях подразумевается конфликт между субъективно завышенными желаниями и возможностями их реального удовлетворения. Ребёнок считает себя самым умным, самым красивым, как ему внушили родители, а учительница ставит ему удовлетворительные оценки. Вследствие этого ученик отказывается посещать школу, формируется плохое поведение именно у данного педагога. Иногда возникает истерическая реакция как протест, когда ребёнок чего-то требует, а родители ему отказывают. Конфликтная ситуация разрешается истерической реакцией: ребёнок падает на пол, стучит руками и ногами, кричит, привлекая внимание посторонних для решения своей проблемы.

Конфликт на почве "невозможности признания себя" является основным источником психической травматизации при истерическом неврозе.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Если одна из них доминирует, но продолжает встречать противодействие другой, то создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.

Особое значение здесь придаётся противоречивым требованиям к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к появлению нереальных установок. Как его ещё называют — Невроз навязчивых состояний — характеризуется навязчивыми страхами, мыслями, действиями, идущими вразрез с желаниями человека. Нередко при этих состояниях наблюдаются постоянные сомнения и колебания в принятии решения, тревожная мнительность. Внутренний конфликт в этом случае можно представить как несовместимость чувств и желаний, эмоциональной и рациональной сторон формирующейся личности.

Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, и её стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой. При возникновении данного типа конфликта играют определённую роль высокие требования, предъявляемые темпом и напряжённостью современной жизни. Особенности конфликта этого типа формируются при таком типе воспитания, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учёта сил и возможностей индивида. При неврастении преобладает повышенная психическая утомляемость (астения), отвлекаемость, трудность концентрации внимания, сочетающаяся с раздражительной слабостью (своего рода недержание эмоций и их быстрое истощение), общей вялостью, непереносимостью громких звуков, яркого света, жары и холода. Такие явления наблюдаются у детей, имеющих в анамнезе минимальную мозговую дисфункцию в связи с родовой черепно-мозговой травмой, частыми инфекциями, слабым типом нервной деятельности.

Явления неврастении возникают после перенапряжения нервных процессов, перегрузок, психотравм. При неврастении содержанием внутреннего конфликта часто являются завышенные требования родителей, не соответствующие возможностям формирующейся психики ребёнка: он не может, несмотря на желание папы с мамой, учиться только на "отлично", вести себя хорошо, изучать дополнительно языки и музыку.

Описанные выше неврозы не всегда удаётся разграничить по клинической или психологической картине, что особенно заметно в раннем детском возрасте. Поэтому обобщающими понятиями являются просто термины "неврозы", или "невротические реакции", как наиболее распространённые виды детской нервности.

Итак, вы подозреваете одно из вышеописанных состояний у вашего ребёнка. Что делать? В данном случае вам необходим комплексный подход. Только не стоит стремиться лечить заболевание, которое ещё не диагностировано: сначала отведите ребёнка к психотерапевту или клиническому психологу, который скажет точно, с чем вы и ваш ребёнок имеете дело. Если это все-таки невротическое состояние, то первое, что понадобится — это хорошая психотерапия. Как правило, при работе с детьми терапевт использует всевозможные методы арт-терапии — танец, движение, рисунок, музыку и т.д. Так же, определённые виды физических упражнений для саморегуляии. Физические упражнения, как я говорила выше, в обязательном порядке используются и как профилактика детских неврозов: если ваш ребёнок более спокоен, умиротворён, то следует отдать его на спокойный вид спорта — например, плавание или йогу. Если же его темперамент требует активности в самовыражении, то хорошим выходом для его эмоций станет, например, каратэ, бокс или современные танцы. Иногда в терапии детских неврозов применяются и лекарства — успокоительные, антидепрессанты, а также гомеопатические средства.

Важно знать — если невротическое состояние зафиксировано один раз, то это повышает вероятность возникновения каких-либо расстройств в будущем! Поэтому, обязательна своевременная диагностика и комплексная терапия под руководством грамотного клинического психолога или врача-психотерапевта!

Неврозы у детей: лечение в домашних условиях. Возможно ли лечение в классическом понимании этого слова дома, родителями? Возможно, если родители обладают достаточными знаниями в области детской психологии, психотерапии и физиологии и сами не страдают невротическими расстройствами. В любом случае, дома должна быть обязательна создана такая обстановка, которая будет всячески способствовать выздоровлению маленького пациента, иначе все усилия у психотерапевта, все лекарства и методики релаксации пойдут насмарку. Как это ни сложно признавать некоторым родителям, именно домашняя обстановка наиболее важна для детей — как для маленьких, так и для подростков. Дети чувствуют все: тончайшие нюансы в отношении к себе, отношениях между родителями, семейные проблемы. Не стоит пренебрегать вниманием детей! Постарайтесь создать дома приятную и дружелюбную атмосферу: проводите больше времени с ребёнком — желательно, всей семьёй. И не зацикливайтесь на его проблеме: дайте ему понять, что вы его любите, несмотря ни на что.

Для профилактики и эффективного лечения неврозов у детей Обязательны: сбалансированное питание и физические нагрузки, ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима сна и бодрствования, режима питания, труда и отдыха.

Резюмируя все вышеизложенное, сделаю, на мой взгляд, основной вывод данной статьи: развитие невроза напрямую зависит от семейной ситуации ребёнка! Существует неприятная, но жизненно очевидная взаимосвязь между Вашей нервностью и нервностью ребёнка. Чем больше Вы не можете владеть собой, эмоционально расстроены, напряжены и обеспокоены, тем больше ребёнок, находясь в непосредственном общении с Вами, непроизвольно усваивает эти нежелательные модели поведения. Важно задуматься — все ли благополучно у Вас с характером и нервной системой? Счастливы ли вы?

Если нет, — то это, с большей долей вероятности, отразится и на Ваших детях.

Аксиома — счастливые родители — счастливые дети!

Психическое здоровье школьников. Школьный невроз.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношениям к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой. О психологическом здоровье детей можно судить по индивидуально-психологическим особенностям (таким, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.д.) Часто это не учитывается ни учителями, ни врачами (бессонница, язва, колит, мигрень).

Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски. Но это встречается редко. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которое выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Чрезмерное переутомление, перегрузка учащихся также может являться причиной школьных неврозов. Успешность обучения ребенка зависит от особенностей воспитания в семье, уровня готовности к школе, и, в первую очередь, от уровня речевого развития, так как непонимание или недостаточное понимание многих слов, которые произносят учитель и одноклассники, невозможность выразить словами свою мысль часто могут быть достаточным поводом для тревожности младшего школьника.

Опыт практической работы показывает, что всех детей можно разделить на 3 группы:

1.Дети с явными отклонениями в поведении, агрессивные.

Вызывающе себя ведут на уроках, грубят учителю. Как правило, плохо учатся. Самооценка завышена. Учителя их относят к педагогически запущенным или даже к умственно отсталым.

2.Успевающие школьники, которые хорошо вели себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться на глазах.

3.Школьники, у которых при внешнем кажущемся благополучии (успеваемость, поведение хорошее) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, тремор рук, тихий голос, плаксивость. Самооценка снижается. Они легко ранимы. Для учителя эти дети неинтересны, так как они не мешают вести урок, прилежны и удовлетворительно учатся. У таких детей невербальный интеллект намного выше, чем вербальный, они способны раскрыться в индивидуальной работе.

Это деление условное. И все эти три вида поведения (агрессивность, апатичность и скованность) являются способами психологической защиты. Характер и проявления психологической защиты при школьных неврозах зависят, прежде всего, от типа высшей нервной деятельности, от особенностей воспитания в семье, от самой психотравмирующей ситуации.

Знания об ученике, учет его психологических особенностей помогают грамотно построить педагогическую и коррекционную работу. Наблюдения показывают, что, если вовремя обращать внимание на школьников с первыми признаками невротичной реакции, можно остановить процесс психогенного формирования личности.

Дидактогенный невроз можно охарактеризовать как нервно-психическое расстройство личности ребенка, основной причиной которого является нарушение значимых для него отношений учитель-ученик, а патогенным фактором могут быть неправильное поведение педагога, например, какие-либо неосторожные слова в адрес ученика, Часто учителя не подозревают о возможной негативной роли неосторожных, нетактичных слов и не допускают вероятности невротических расстройств у своих учеников. Однако можно говорить о предрасположенности некоторых детей к дидактогенным неврозам. Наиболее подвержены им дети с так называемыми акцентуированными типами личности (Ю.А.Александровский, 1976). Педагог, не учитывающий индивидуальные особенности личности учащихся, их наиболее уязвимые черты характера, не соизмеряющий с этими особенностями свои действия и слова, может стать непосредственной причиной дидактогенного невроза. Дидактогенные неврозы вызывают нарушения различных подструктур личности и оказывают отрицательное влияние на процесс формирования личности ребенка в целом. Происходит деформация мотивационной сферы учащегося: учебные, познавательные мотивы перестают быть ведущими в структуре учебной деятельности, что в свою очередь приводит к искажению самой учебной деятельности. В результате дидакто- гений, как правило, изменяются интересы учащихся, происходит переоценка ценностей, меняются самооценка и другие личностные образования.

Чрезмерное переутомление, перегрузка учащихся также могут являться причиной возникновения невротических расстройств. Само поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе, о чем речь шла в предыдущих главах.

Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием. По-видимому, хотя бы с одной из ниже представленных проблем, сталкивается каждый ученик:

  • 1) режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
  • 2) коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
  • 3) проблемы взаимоотношений с учителем;
  • 4) проблемы, связанные с изменением семейной обстановки (Г.В.Бурменская и др., 1990).

Однако вопрос заключается в том, как ребенок справляется с этими трудностями, какие способы решения проблем, связанных с процессом адаптации к школе, выбирает он сам. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются неразрешимыми. И если в таких случаях не оказывается помощь со стороны школьного психолога, педагога, родителей, то у детей могут наблюдаться различные формы школьных неврозов как способов неадекватной компенсации неподготовленности к школе.

Мы рассматриваем школьный невроз не в узкомедицинском, а в более широком — психолого-педагогическом — аспекте. В медицинской литературе неврозами принято считать психогенные заболевания, причинами которых являются сильное эмоциональное потрясение, нарушение значимых жизненных отношений человека. Неврозы затрагивают лишь психическую сферу человека, не сопровождаются органическими изменениями мозга. По мнению В.Н.Мясищева (1960), невроз представляет болезнь личности и в первую очередь — болезнь развития личности. В основе невроза — конфликт человека с окружающей его действительностью, и конфликт этот носит внутренний характер. В.Н.Мясищев отмечает, что при рассмотрении возникновения неврозов необходимо учитывать сферу отношенний личности, т.к. именно нарушение отношений может явиться причиной невроза. По его мнению, не конкретная патогенная ситуация приводит к невротическому расстройству, а отношенние данной личности к этой ситуации.

  • 1. Дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу во время занятий, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность по отношению не только к учителям, но и к одноклассникам. Как правило, учатся плохо. Самооценка завышена. Чаще всего учителя относят их к педагогически запущенным или даже к умственно отсталым детям.
  • 2. Успевающие школьники, которые удовлетворительно вели себя на уроках, но в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия. Учителя говорят о таком ученике, что его как будто подменили, что он потерял интерес к учебе. Ребенок отказывается ходить в школу, начинает грубить, огрызается. У него могут возникнуть навязчивые явления, невротическая депрессия, проявляющаяся в сниженном фоне настроения, эмоциональной лабильности, тревоге. Для этой группы детей иногда бывают характерны также аутизм (ребенок теряет контакт с действительностью, интерес к окружающим, полностью погружается в собственные переживания), мутизм (отказ от коммуникативной речи, полный или частичный, например, отказ разговаривать со взрослыми).

Педагоги первое время стараются разобраться в причине таких изменений, однако чаще всего из-за нехватки времени перестают обращать на таких детей внимание, зачисляя их в разряд трудновоспитуемых.

3. Школьники, у которых при внешнем кажущемся благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, при устных ответах с места — тремор рук, говорят очень тихо, плаксивы, всегда в стороне. У таких школьников повышенный уровень тревожности, их самооценка, как правило, занижена, они очень ранимы. Для учителей дети этой группы не представляют особого интереса, т.к. они не мешают на уроках, прилежны и учатся удовлетворительно.

В силу застенчивости, повышенной тревожности такие ученики не могут проявить в полной мере свои способности. Уровень развития невербального интеллекта таких детей намного выше уровня вербального. Их потенциальные возможности могут полностью раскрываться только в индивидуальной работе.

Наиболее характерным для этой группы детей является фобический синдром (навязчивого переживания страха с четкой фабулой). Основными признаками патологических страхов являются их беспричинность, длительность существования, склонность к генерализации. Можно выделить также особую группу страхов, вызванных боязнью оказаться несоответствующим во время той или иной деятельности, не оправдать ожидания окружающих. У таких учеников наблюдается страх школы как своеобразная разновидность сверхценных страхов, причиной может быть боязнь строгого учителя, наказания за нарушение дисциплины и т.п., в результате чего ребенок отказывается ходить в школу.

Необходимо отметить, что выделение трех форм проявлений школьных неврозов достаточно условно. Исследования детей показывают, что агрессивность в первом случае, апатичность во втором, и зажатость, скованность в третьем — это различные способы неадекватной психологической защиты. Характер и проявления психологической защиты при школьных неврозах зависят прежде всего от типа высшей нервной деятельности, от особенностей воспитания в семье, от самой психотравмирующей ситуации.

Постараемся на конкретном примере рассмотреть причины отклонений в поведении ребенка и механизмы психологической защиты.

Этот случай интересен тем, что психолог не мог начать сразу работу с ребенком, т.к. мальчик отказывался даже просто побеседовать с ним. Поэтому на первоначальном этапе вся коррекционная работа строилась опосредовано, через родителей и педагогов. По мнению учителей, которые обучали Мишу, мальчик очень импульсивный, ранимый, не способный контролировать себя, а классный руководитель считала его умственно отсталым, не способным обучаться в нормальной школе.

Анализ поведения Миши позволил выявить причины дезадаптивного поведения мальчика:

  • 1. Неправильное воспитание в семье: отвергающее со стороны отца, гиперсоциальное со стороны матери.
  • 2. Компенсаторные характерологические особенности личности ребенка как результат неправильного воспитания. При таком сочетании типов воспитания ребенку свойственны эгоцентризм и аффективность (это первичные личностные образования). Они приводят к претенциозности, с одной стороны, и неуверенности в себе — с другой. И, наконец, третичными личностными образованиями могут быть лживость, симуляция, театральность, демонстративность. Эти характерологические особенности являются неадекватной формой разрешения внутреннего конфликта. К сожалению, учителя и родители обращают вниманние на ребенка лишь тогда, когда оно вызывает уже беспокойство, как правило, только на уровне третичных образований.
  • 3. Непонимание учителем данной ситуации. Как известно, учитель в начальной школе является значимым взрослым для учеников, его понимание и авторитет оказывают огромное влияние на формирование взаимоотношений в классе. В этом случае мы столкнулись с ситуацией неприятия учителем, тогда как именно этот ученик нуждался в особом, доброжелательном подходе. Для Миши необходимы постоянное одобрение и поддержка, а учителю казалось, что похвала может повредить ребенку. Очень скупой на похвалы учитель оказался очень щедрым на замечания.
  • 4. Сверстники также сыграли определенную роль в формировании патохарактерологических черт характера Миши. Среди одноклассников он чувствовал себя неуверенно, одиноко.

Таким образом, из-за ряда причин у Миши сформировалась невротическая реакция на те трудности, с которыми он столкнулся в школе. Что же делать, можно ли помочь мальчику? Прежде всего следует оставить ребенка в покое, и начальные этапы психокоррекционной работы проводить с родителями ребенка.

Работа с учителем основывается на тех же основных принципах, что и работа с родителями. Прежде всего следует помочь учителю провести рефлексивный анализ своей педагогической деятельности, т.к. через осознание, осмысление собственных проблем, трудностей можно принять и понять проблемы своих воспитанников.

Безусловно, не все дети, находясь под отрицательным воздействием со стороны родителей и педагогов, дают болезненные, патохарактерологические реакции. Здесь мы сталкиваемся с проблемой устойчивости, эмоциональной толерантности и психологических особенностей детей.

Беспокойство, повышенная тревожность, ранимость являются основными признаками, предшествующими невротическим состояниям. А.И.Захаров (1982), описывая ребенка, предрасположенного к неврозу, дает ему следующую характеристику: повышенно впечатлительный, эмоционально-чувствительный, ранимый, не сразу раскрывающий себя, наивный, бесхитростный, непосредственный и доверчивый, добрый и отзывчивый, с выраженным чувством Я.

В.И.Гарбузов (1990) выделяет девять типов преневро- тических характерологических проявлений: агрессивность и честолюбие, педантичность, благоразумность, тревожная синтонность, инфантильная и психомоторная нестабильность, конформность и зависимость, тревожная мнительность и замкнутость, контрастность (под контрастностью понимается несоответствие между внешними проявлениями личности — гордый, самоуверенный — и внутренними переживаниями — ранимый, обидчивый).

А.Л.Гройсман, рассматривая преморбидные черты невротической личности, выделяет такие характеристики, как повышенная амбициозность, эгоцентризм, высокий уровень самовнушаемости, инфантилизм, низкая степень самоконтроля.

А.И.Селецкий отмечает, что к неврозам предрасположены люди со слабым типом высшей нервной деятельности, тревожно-мнительные, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. С другой стороны, Н.С.Сазонова считает, что неврозы чаще возникают у людей с сильным, но неуравновешенным типом высшей нервной деятельности, чрезмерно уверенных в себе, преувеличивающих свои возможности, ставящих перед собой, как правило, неразрешимые задачи, имеющие высокий уровень притязаний.

В области социальных отношений многие испытывают затруднения в контактах со сверстниками. Свое одиночество переживают очень болезненно.

После адаптационного периода пребывания в группе ребенка подключают к основному комплексу упражнений, направленных на преодоление противоречий, приведших к психогенным расстройствам. Игры-драматизации, к которым дети сами сочиняют различные сюжеты из школьной жизни, помогают им снизить значимость школы, высоких отметок, дают им возможность чувствовать себя на уроках раскованнее, свободнее.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.