А м свядоща неврозы руководство для врачей

1. Свядощ А. Неврозы: Руководство для врачей. - СПб., 1997. - С. 111.

Следует сказать несколько слов и о мышечной системе. Совсем не много органов, настолько подверженных эмоциональным воздействиям, как наши мускулы. Именно по лицу, положению тела, темпу движений можно судить об эмоциональном состоянии человека, о его настроении. Патологические движения мышц, изменение их тонуса, даже мышечные контуры могут возникать не только вследствие органических поражений, но и вследствие психических воздействий. Тик лицевых мускулов, подергивание рта, неожиданное мигание – повседневно наблюдаемые явления. Психогенными могут быть даже параличи верхних и нижних конечностей, которые удивительно похожи на параличи.

Трудности объективизации патологического процесса при многих формах психовегетативных расстройств, приводят к тому, что эти больные, не получая своевременной помощи "блуждают по медицинским учреждениям, скитаются от врача к врачу в поисках действенной помощи". Это определяет важнейшую задачу, стоящую перед консультантом – своевременную и правильную диагностику заболевания.


III. Диагностика психосоматических пациентов

Для вынесения диагностического решения существуют различные методические пути получения данных.

Хотя многие специалисты в области психического здоровья используют психологические тесты, самый надежный метод, по мнению С. Кулакова 1, используемый на практике – диагностическая беседа (интервью). Диагностическая беседа служит не только для сбора информации, но одновременно выполняет консультирующую и терапевтическую функции.

При диагностике особенно важно учитывать разные, в частности, взаимодействующие влияния как поведения интервьюирующего, так и ответа-поведения отвечающего. Присоединение к пациенту во время интервью, когда появляются первые данные о расстройстве и собирается анамнез, может являться уже начальной фазой клинико-психического вмешательства.

Не потеряло своего значение понятие негативной и позитивной диагностики, пришедшее из диагностики невротических расстройств, представленное главным образом в трудах Мясищева, его сотрудников и последователей, которое можно использовать в диагностике психосоматических расстройств.

Содержание понятия "негативной диагностики" состоит в отнесении к неврозам только тех заболеваний, при которых отсутствуют установленные биологические причины изменений.

Сущность "Позитивной диагностики" вытекает из признания категории "психогенного", включающей в себя следующие основные положения:

1) психогения связана с личностью больного и психотравмирующей ситуацией, трудностью этой ситуации, неспособностью личности в данных конкретных условиях разрешить ее;

1. Кулаков С. Основы психосоматики. - СПб., 2003. - С. 176.

2) возникновение и течение невротического расстройства более или менее связаны с патогенной ситуацией и переживаниями личности: наблюдается определенное соответствие между динамикой состояния больного и изменениями психотравмирующей ситуацией;

3) клинические явления по своему содержанию в определенной степени связаны с психотравмирующей ситуацией и с переживаниями личности, с основными и более глубокими ее стремлениями, представляя аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных переживаний;

4) отмечается более высокая эффективность психотерапевтических методов по отношению ко всему заболеванию и отдельным его клиническим проявлениям сравнительно с биологическими воздействиями.

Иными словами, если в клинике психосоматического расстройства не обнаружено выраженных органических изменений, то диагностический процесс направляется на изучение истории жизни пациента, ведущих конфликтов, схем, т.е. психологической составляющей заболевания.

В этой связи важно подчеркнуть психосоциальный аспект позитивной диагностики, отражающий реальную жизненную ситуацию пациента, взаимоотношение его с окружающими людьми, способы разрешения им патогенной ситуации, характер, используемых психологических защит.

Диагностика психосоматического пациента должна организовываться как интерперсональная психологическая лаборатория 1 . Это значит, что необходимо уделять пристальное внимание значимым нарушенным отношениям пациента, а также кропотливому анализу аффектов.

1. Кулаков С. цит. Изд. - С. 178.


3.1 Анализ аффектов

В психодинамической диагностике психосоматических расстройств различают три группы аффектов аффекты регуляции отношений, переработки информации и рефлексии.

Регулирующие отношения аффекты служат преимущественно для определения необходимой и желаемой близости/дистанции с объектом, что имеет большое значение в клинике структурных и диодических нарушений отношений. Так, отвращение отражает желание. Ярость отражает желание, чтобы объект исчез, а субъект при этом остался; эй, ты, скройся с глаз, а я остаюсь! Страх, напротив, связан с желанием отдалить субъект от области объекта, потребностью исчезнуть самому. Печаль (скорбь) представляет собой желание снова реализовать уже однажды имевшееся взаимодействие с объектом. Отсутствие "злого" объекта сопровождается в момент его ясного ментального представления облегчением и радостью. Для радости характерно то, что текущая интеракция между субъектом и объектом должна продолжаться в том же русле.

К аффектам переработки информации относится любопытство, интерес, удивление, которые признаны первичными эмоциями; эти аффекты служат тому, чтобы перерабатывать раздражители внешнего мира, а также понимать и поддерживать отношения с миром.

К аффектам рефлексии относятся вина, стыд, депрессия. Эмоции рефлексии базируются на интернализированных следах первичных эмоций. Стыд – это интернализированное отвращение к референтной группе или объекту, к которым человек считает себя принадлежащим. Значимые составляющие самости воспринимаются как неподходящие, а самость другого считается точкой отсчета. Стыд разворачивается на двух уровнях: он может относится как к активности саморазоблачения, так и к содержанию разоблаченному. Этот аффект рассматривается как гарант приватности и интимности. Способность испытывать стыд, связана с наличием третьей персоны, с переживанием границ между внешним и внутренним собой, собой и другими, а также самостью и Эго.

Депрессия – это интернализированная ярость объекта, он не может избавиться от того чего хотел бы избежать. Страх вины – это интернализированный страх объекта: чего он боится и от чего не может уклониться. Аффекты рефлексии являются предпосылкой относительно независимо функционирующих структур.

В последнее время выделяют еще аффекты мстительности. К ним относят обиду, озлобленность, гнев, злобу и вражду. Мотивационная составляющая этих аффектов направлена, как правило, на реванш, возмездие и месть. При этом речь нередко идет не просто о временном состоянии чувств, а в значительно большей степени, из-за склонности этого аффекта к взаимному проникновению, о длительном, направленном на возмездие и месть враждебном состоянии. Они часто определяют переживания пациента на годы и десятилетия. Как правило, для своего носителя эти аффекты не составляют вины. Обычно они переживаются, как "со мной случилась ужасная несправедливость".

Так как эта несправедливость возникла уже в раннем детстве, а "плохие" объекты интроецировались, отделились и за счет этого лишились дальнейшей обработки, то аффекты мстительности являются архаичными, они настраивают на активные действия против, имеют тенденцию к разрядке, поэтому примирение не является категорией его переживания.

Трагедия детства, которая не может быть прощена и забыта, часто состоит в травмирующем унижении, которое происходит на преэдиповых фазах, проявляется в нарциссическом повреждении, в травмах, которые внезапно разрывают связанную доверием к родителям детскую фантазию. Такие травматические унижения ведут в аффективном переживании ребенка к фиксированному ожесточению по отношению к виновнику унижения; эта злопамятность означает, что мотив мести постоянно "подпитывается" и может долгое время присутствовать в жизни.

Таким образом, на основе рассказа пациента можно определить ведущую тему конфликта отношений. Выявление особо значимой для пациента темы и проработка ее в процессе психотерапии позволяет сократить время лечения.

3.2 Анализ уровня развития личности

Психоаналитическая концепция декларирует, что каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень развития личности (психотический, пограничный, невротический) и тип организации характера (истерический, параноидный, депрессивный и т.д.). Это будет означать, что данному человеку свойственен и определенный паттерн импульсов, тревог, защитных механизмов и объектных отношений, который в травмирующей ситуации, превосходящей адаптационные возможности индивида, может обусловить декомпенсацию в виде соответствующего расстройства.

Сущность структуры характера не может быть осознана без понимания двух различных и взаимодействующих друг с другом измерений – уровня развития личностной организации и защитного стиля внутри этого уровня.

От диагностики уровня развития личности психосоматического пациента будет зависеть объем дальнейших психотерапевтических и реабилитационных мероприятий.

В последние годы среди исследователей усилился интерес к "здоровым" сторонам личности психосоматических пациентов. Язык научной литературы отражает это явление в понятиях: функциональный диагноз, ресурс стратегии преодоления трудностей (копинг-поведение, копинг-механизмы, под которыми подразумевается процесс конструктивного приспособления), позитивный подход в описании симптомов, позитивная трактовка симптомов и др., подчеркивая различные аспекты системного подхода к личности, способности к постоянному развитию и обогащению.

Выяснение ресурсов личности, наличие светлых промежутков, когда не наблюдалось симптоматики – необходимое звено диагностики. О степени зрелости личности будет свидетельствовать его самооценка.

В ходе диагностической беседы, после анализа аффектов и уровня развития личности, формируется гипотеза и налаживается терапевтический контакт с пациентом, т.е. определение условий курса лечения). В ходе заключительной части интервью следует так же выявить влияние на пациента других систем (школы, работы, ровесников, семей родственников); определить какие члены семьи смогут сотрудничать с психотерапевтом, а кто будет сопротивляться его изменениям; Убедиться в способности и возможности (физических, психологических) психотерапевта для работы с этим пациентом; обратить внимание на свой собственный эмоциональный ответ на контакт с пациентом – есть ли ощущение закрытости, защищенности, напряжения; проверить мотивацию пациента на получение психологической помощи.

Затем с пациентом обсуждаются дальнейшие шаги, даются рекомендации о дополнительных психодиагностических обследованиях и принимается решение о выборе метода коррекции.


IV. Основные направления терапии психосоматических пациентов 4.1 Психологические методы коррекции

Психологическая коррекция – это комплекс целенаправленных мероприятий по воздействию на психику человека, проводимых с целью оптимизации их функциональных состояний и повышения эффективности профессиональной деятельности (работоспособности) 1 .

Общим принципом и особенностью построения психокоррекции является дифференцированное сочетание при ее проведении методов симптоматической, личностно-ориентированной и социоцентрированной психокоррекции. Выбор психотерапевтических методов в первую очередь определяется их направленностью и эффективностью, возможностями и профессионализмом психолога, а также личностными особенностями пациента.

Мероприятиями психологической коррекции являются: психологическое консультирование, методы индивидуальной и групповой психотерапии, психоанализ, психосинтез.

Проведению мероприятий, как отмечалось выше, предшествует глубокое и всестороннее изучение и диагностирование пациента, на заключительном этапе которого проводится индивидуальная беседа. На основе проведенной работы и обязательного психологического тестирования выделяется "мишень" психо-коррекционного воздействия и определяются соответствующие психотехники.

Учитывая наличие в структуре психосоматических нарушений высокого уровня тревожности, эмоциональной возбудимости и раздражительности, сопровождающихся мышечной напряженностью, а также изначальной низкой готовности к совместной активной психокоррекционной работе, наиболее адекватной является следующая структура проведения психотерапии.


Книга представляет собой энциклопедическое руководство по клиническому психоанализу. Она по праву считается и классическим учебником, и классическим научным трудом. Подробно, как ни в одном другом издании, с психоаналитических позиций рассматриваются все виды психических расстройств.
Описанию частной психопатологии предшествует изложение принципов психоаналитической психологии, достойное место отводится также проблеме формирования характера, психоаналитической терапии. Библиография содержит более 1500 источников.

В центре медицинских работ стоит проблема неврозов, представляющая социальный, физиологический и психологический интерес.
Рассматриваются также вопросы неврозов и других аномалий детского возраста, дифференциальной диагностики неврозов, их отграничения от сходных состояний, связи неврозов и соматических нарушений, психотерапии, трудовой терапии, профилактического направления в связи с проблемой неврозов.

Рассмотрены соматические расстройства при неврозах, их динамика, дифференциальная диагностика неврозов с психопатиями, невротическими и неврозоподобными расстройствами, в том числе неврозами и неврозоподобными формами эндогенных психозов.
Описаны механизмы действия психотерапии, прежде всего групповой - основного метода лечения неврозов, их вторичная и третичная профилактика.

В книге автор излагает систематизированное учение о неврозах, охватывающее соматогенные, психогенные и социогенные неврозы, а также ноогенные неврозы, которые возникают вследствие распространенного во всем мире чувства потери смысла жизни. Разработанная автором концепция логотерапии, то есть смыслоориентированной психотерапии, может найти применение в форме парадоксальной интенции при неврозах страха и неврозах навязчивых состояний, а в форме `дерефлексии` — при нарушениях потенции и оргазма. В теоретической и в терапевтической частях книги читатель найдет многочисленные примеры из клинической практики, при этом автор опирается на результаты множества экспериментальных и эмпирических исследований. Книга адресована студентам и преподавателям по специальности клиническая психиатрия, неврология и социология, а также психотерапевтам и практикующим врачам различных специальностей.

Изложены современные представления об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях, профилактике и лечении неврозов.
Особое внимание уделено важнейшему методу лечения - психотерапии. Приведены схемы дифференцированной терапии основных видов неврозов.

Эта книга может заинтересовать всех, кто не утратил интереса к клинической психологии. Содержание включает в себя и элементы психоанализа, и определенные черты когнитивной психологии, и самые важные аспекты психологии личности.
Сегодня в разных сферах человеческой жизни и деятельности па первый план выходят вопросы, связанные с адаптацией человека к быстро меняющимся условиям окружающей действительности и с предсказуемостью его поведения в ситуациях, требующих принятия быстрого и правильного решения.

В монографии "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Увеличение числа пожилых людей и геронтологической патологии, значимый удельный вес в которой составляют невротические расстройства, определённые трудности диагностики их в возрасте инволюции создают предпосылки для дальнейшего изучения этиопатогенетических факторов, способствующих становлению и развитию данного вида психопатологии.

Большинство отечественных и зарубежных авторов связывают рост в последние 15-20 лет пограничных и, в частности, невротических расстройств с влиянием на личность таких макросоциальных факторов, как резкие перемены в социально-экономической и духовной жизни общества, общественном сознании, образе жизни миллионов людей.

Эти перемены сопровождаются разрушением привычного (особенно у пожилых людей) жизненного стереотипа, системы ценностных ориентаций, идеалов, устоявшегося мировоззрения.

В книге представлены результаты практической работы автора по профилактике неврозов у дошкольников. Проанализированы принципы психологической коррекции как особого психологического эксперимента, описаны методы и приемы психокоррекции в детских игровых группах и в групповых занятиях с родителями, описаны пути и условия психологической гармонизации семейных отношений. Для психологов, дефектологов, педагогов, врачей и всех интересующихся проблемами семейных отношений и воспитания детей.

Игры – обучение, тренинг, досуг. / Под. ред. В.В. Петрусинского. В четырех книгах. – М.: "Новая школа", 1994.; Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб.: СКФ "Россия-Нева", 1994.; Рейнхард Л. Трансформация. – М.: "Казимир", 1994.; Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. – СПб., 1995. С. 250.; Смит М. Тренинг уверенности в себе. / Пер. с англ. – СПб.: ИК "Комплект", 1998.; Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – М.: Изд-во "Ось-89", 1999.; Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: "Ювента", Институт тренинга, 1999.; Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Издательство "Речь", 2000.

Курпатов В.И., Дьяконов И.Ф., Бондарев Э.В. Медицинская психология в практике военного врача. – СПб., 1995. С. 216.; Свядощ А.М. Неврозы (Руководство для врачей). – СПб.: "Питер Паблишинг", 1997. С. 421–428.

Барнаулов О.Д. Фитотерапия и психотерапия. // Вестник психотерапии: научно-практический журнал. – СПб., 1998. № 5 (10). С. 79–88.

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: "Тривола", 1994. С. 304.; Культурная антропология. / Под. ред. Ю.Н. Емельянова, Н.Г. Скворцова. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та., 1996.

Григорьев Г.И., Больсис А.Г., Зверев В.Ф., Иванов И.А., Моисеева Н.И. Отношение к религии лиц, лечившихся с помощью психотерапии от вредных пристрастий (алкоголизма, наркоманий, тосксикоманий, табакокурения и чревоугодия). // Вестник психотерапии: научно-практический журнал. – СПб., 1998. № 5 (10). С. 9–14.

Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. – СПб.: "Наука", 1992. С. 232.; Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Достоевский о тайнах психического здоровья. – М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994.

Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997.

Васильев Г.Н., Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человек: генезис Духа (Диалоги философа, психолога и математика). – СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1994. С. 297.; Уоттс А. Психотерапия. Восток и Запад. / Пер. с англ. – Львов: "Инициатива", 1997.

Фролов Б.С. Система оценки прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях / Воен. – мед. акад. – Л., Б.и., 1982. С. 61.; Семичов С.Б. Группировка состояний психического здоровья. // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. – Л., 1986. С. 8–17.; Запускалов С.В., Положий Б.С. Новые подходы к динамической оценке психического здоровья. // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. – 1991. № 2. С. 20–25.

Священник Родион. Православная концепция происхождения и сущности экстрасенсов. // Вестник гипнологии и психотерапии. – 1992. № 3. С. 70–81.

Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Сборник научных трудов. / Под ред. В.Е. Рожнова, Б.Д. Карвасарского. – Л.: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1982.; Александров А.А. Современная психотерапия (Курс лекций). – СПб.: "Академический проект", 1997. С. 47–58. // Абабков В.А. Проблема научности в психотерапии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998.

Зейг Д.К. Эволюция психотерапии. // Эволюция психотерапии. Том 1. "Семейный портрет в интерьере": Семейная терапия. / Пер. с англ. ТАК КАК Кругловой. – М.: Независимая фирма "Класс", 1998. С. 9–14.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Розенфельд Л. Развитие принципа дополнительности. // Нильс Бор. Жизнь и творчество. – М.: Изд-во "Наука", 1967. С. 68–71, 83–84.

Капра Ф. Дао физики. – СПб.: "ОРИС", "ЯНА-ПРИНТ", 1994.

Курпатов А.В., Алехин А.Н. Теория личности человека. // Вестник балтийской академии. Вып. 17. – 1998. С. 10.; Курпатов А.В., Алехин А.Н. Философия психологии (Начало психософии. Теоретические основы науки о душе человека). – СПб.: "Ювента", 1999.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / Пер. с англ. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1994. С. 214.

Skinner B.F. A matter of consequences. – New York: Knopf., 1983.

Эко У. "Отсутствующая структура. Введение в семиологию". – ТОО ТК "Петрополис", 1998. С. 328.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. / Пер. с нем. Н.О. Гучинской. – СПб.: Издательство "Высшая религиозно-философская школа", 1998.

Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. – Рыбинск: "Рыбинское подворье", 2000. С. 208.

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. /Под ред. М.Г. Ярошевского. / Вступ. ст. М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 28.

Современная психология: Справочное руководство. – М.: "ИНФРА-М", 1999. С. 40.

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. / Пер. с франц. А.К. Черноглазова. – М.: Издательство "Гнозис", 1995.

Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. / Редакторы составители А.А. Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. – М.: Шк. культ. политики, 1997.

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. / Под ред. М.Г. Ярошевского. / Вступ. статья М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 27.

Федоров А.П. Основные понятия и диагностический этап в поведенческой терапии. / Метод. рекомендации. – СПб.: СПбМАПО, 1998. С. 4–5.

Сеченов И.М. Психология поведения. / Под ред. М.Г. Ярошевского. / Вступ. ст. М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. С. 137.

Павлов И.П. Полное собрание трудов. III том. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведение) животных – условные рефлексы. – М., Л., 1949. С. 490.

Джеймс У. Воля к вере. / Пер. с англ. / Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. – М.: "Республика", 1997. С. 372.

Ухтомский А.А. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. – Рыбинск: "Рыбинское подворье", 2000. С. 204.

Джеймс У. Воля к вере. / Пер. с англ. Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. – М.: "Республика", 1997. С. 362.

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. / Под ред. М.Г. Ярошевского. / Вступ. статья М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 37, 47.

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. / Под ред. М.Г. Ярошевского. / Вступ. ст. М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 369.

Ясперс К. Общая психопатология. / Пер. с нем. – М.: "Практика", 1997. С. 33–34.

Павлов И.П. Полное собрание трудов. III том. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведение) животных – условные рефлексы. – М., Л., 1949. С. 487–488.

Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: "Педагогика-Пресс", 1996. С. 99.

Павлов И.П. Полное собрание трудов. III том. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведение) животных – условные рефлексы. – М., Л., 1949. С. 488.

Там же, с. 496–497.

Воронин Л.Г. Условный рефлекс: основные закономерности. // Хрестоматия по физиологии высшей нервной деятельности / Ред. – сост. Е.Д. Шехер. – М.: УМК "Психология", 2000. С. 137.

Павлов И.П. Полное собрание трудов. III том. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведение) животных – условные рефлексы. – М., Л., 1949. С. 489–499.

Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т. I. Учение о доминанте. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1950. С. 170.

Асратян Э.А. Избранные труды: Рефлекторная теория высшей нервной деятельности. – М., 1983. С. 18.

Там же, с. 137, 132.

Анохин П.К. Теория функциональной системы. / Успехи физиологических наук. Т. 1. № 1. – М., 1970. С. 42.









  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 262 488
  • КНИГИ 606 211
  • СЕРИИ 22 743
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 570 961

Абрам Моисеевич Свядощ

Сексопатология — это раздел клинической медицины, изучающий половые расстройства, их происхождение, методы распознавания и лечения. Сексопатология тесно связана с эндокринологией, урологией, гинекологией, но особенно невропатологией и психиатрией, в частности с учением о неврозах.

Патология половой жизни у женщин — одна из частых причин функциональных расстройств нервной системы и внутренних органов, в связи с чем знание ее представляет интерес не только для сексопатологов, невропатологов, психиатров и гинекологов, но и для врачей других специальностей. Нарушения половой функции приводят к ухудшению взаимоотношений в семье и нередко — к ее распаду, поэтому профилактика и лечение указанных расстройств имеют не только медицинское, но и важное социальное значение.

Сексуальные нарушения у мужчин и женщин известны с давних пор. Упоминания о них встречаются в древних египетских папирусах, библии, а также в мифах и легендах, однако ученые заинтересовались этим вопросом лишь немногим более одного столетия назад.

Крупный вклад в развитие сексопатологии внесли работы С. Фрейда, Р. Крафт-Эбинга, А. Фореля, В. Штекеля, А. Молля, В. М. Бехтерева, Л. Я. Якобсона, Г. С. Васильченко, А. Кинзи, П. Гебгарда, К. Леонгарда, В. Мастерса, Г. Дернера, К. Имилинского, Е. Штурц и др.

Большинство работ посвящены сексуальным нарушениям у мужчин. Сексуальные нарушения у женщин во многом отличаются от таковых у мужчин и, хотя встречаются весьма часто (не менее чем у 15 % женщин), к настоящему времени поразительно мало изучены и освещены в литературе.

Цель данной книги — ознакомить врачей с клиникой, диагностикой, лечением и предупреждением функциональных сексуальных нарушений у женщин. Однако, поскольку сексуальная функция является парной, изложение женской сексопатологии в отрыве от соответствующих проявлений у мужчин сильно затруднило бы получение целостного представления о ней. В связи с этим на протяжении всей книги определенное внимание уделяется и сексуальным нарушениям у мужчин.

Автор с благодарностью примет советы и замечания, касающиеся изложенного в книге материала, и просит направлять их по адресу: 191002, Ленинград, ул. Рубинштейна, 25, Консультация по вопросам семейной жизни.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИИ ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ

Половые органы женщины подразделяются на внутренние и наружные.

К внутренним относятся яичники, фаллопиевы трубы, матка и влагалище, к наружным — большие и малые половые губы, клитор, вход во влагалище.

Яичник (ovarium) — парный орган. Это половая железа, в которой развиваются и созревают женские половые клетки, а также вырабатываются женские половые гормоны. Яичник представляет собой сплющенное овальное тело довольно плотной консистенции. Величина и размеры его значительно меняются в зависимости от возраста и функционального состояния его паренхимы. В среднем длина его 3–4 см, ширина 2–2,5 см, толщина 1–1,5 см, масса 6–8 г. Яичники расположены в малом тазу сбоку от матки. В яичнике взрослой женщины различают корковую (паренхиму) и мозговую (сосудистую) зоны. В паренхиме содержатся в большом количестве первичные фолликулы (незрелые яйцеклетки, окруженные эпителием). В яичнике новорожденной девочки их насчитывается от 30 до 400 тыс. Созревание фолликулов начинается со времени наступления половой зрелости. За жизнь у женщины созревает не более 500 фолликулов, остальные рассасываются. В процессе созревания фолликула эпителиальные клетки размножаются, фолликул увеличивается и внутри у него образуется полость, заполненная жидкостью. Зрелый фолликул имеет в диаметре около 2 мм и называется граафовым пузырьком. Приблизительно в середине менструального цикла созревший фолликул разрывается (лопается) и в брюшную полость изливается фолликулярная жидкость вместе с находящейся в ней яйцеклеткой (овуляция). На месте лопнувшего граафова пузырька образуется желтое тело. Если наступает беременность, то желтое тело сохраняется до ее конца и выполняет роль железы внутренней секреции. Если же оплодотворения не происходит, желтое тело атрофируется и на его месте остается рубец. С процессом овуляции тесно связана менструальная функция. Овуляции и менструации в среднем начинаются в возрасте 12–16 лет и прекращаются в 45–50 лет.

В яичнике вырабатываются половые гормоны — эстрогены и прогестерон, а также небольшое количество андрогенов. Эстрогены оказывают влияние на развитие женских половых органов, на продвижение яйцеклетки по яйцеводу, на процесс пролиферации эпителия влагалища. По состоянию вагинального эпителия у женщины можно судить об уровне эстрогенов в крови и об овуляторном или ановуляторном характере менструального цикла. Второй гормон яичника — прогестерон — оказывает избирательное действие на эндометрий матки. Он вызывает в нем изменения, характерные для ранних стадий беременности, и содействует созданию условий, обеспечивающих рост и развитие плода.

В климактерическом периоде яичники уменьшаются в размере (в 2 раза): в глубокой старости их масса равна 1–2 г. Атрофические изменения в половом аппарате женщины начинаются не сразу после исчезновения менструаций и прекращения функции яичника, а через 5–7 лет или позже.

Фаллопиевы, или маточные трубы расположены сбоку от матки в верхней части ее широкой связки. Длина их от 6 до 20 см, чаще 10–12 см. Один конец фаллопиевой трубы проходит в стенке матки и открывается в ее полости, второй направлен в сторону яичника. По трубе яйцеклетка проходит из яичника в матку.

Соединение яйцеклетки со сперматозоидом, т. е. процесс оплодотворения, обычно происходит в трубе. Оплодотворенная яйцеклетка продвигается под влиянием сокращения мышц трубы, а также колебательных движений ресничек мерцательного эпителия, выстилающего стенку. На функциональное состояние мышц трубы могут оказывать влияние как эндокринные, так и нервные факторы. Последние, видимо, иногда могут вызывать спазматические сокращения мускулатуры трубы, препятствующие доступу сперматозоидов. Различные воспалительные процессы в трубе также могут закрыть доступ сперматозоидам к яйцеклетке и лишить женщину способности к беременности.

Матка (uterus) — непарный мышечный орган грушевидной формы, находится в полости малого таза между мочевым пузырем и прямой кишкой. Размеры ее у взрослой женщины могут значительно варьировать. Длина матки колеблется от 6 до 9 см, ширина в области дна — от 3 до 6 см, масса от 25 до 100 г. В матке различают дно — верхнюю широкую часть, тело — среднюю часть и шейку — нижнюю часть. Место перехода тела матки в шейку сужено и называется перешейком матки. Шейка матки обращена во влагалище.

Стенка матки состоит из трех слоев: внутреннего (эндометрий), среднего (миометрий) и наружного (периметрии). Внутренний слой представляет собой слизистую оболочку, выстланную цилиндрическим эпителием. В толще слизистой оболочки заложены железы, выделяющие секрет в полость матки. Секрет желез матки богат муцином, имеет стекловидный характер и нередко образует пробку, выступающую из наружного зева (кристеллеровская пробка).

Внутри тела матки имеется щелевидная полость, переходящая в канал шейки. Место перехода называется внутренним маточным зевом. Канал шейки открывается во влагалище отверстием, носящим название наружного маточного зева Полость матки у нерожавшей женщины представляет собой узкую щель треугольной формы. Длина полости матки у нерожавшей женщины составляет около 7 см, у рожавшей — 8 см. Объем маточной полости у нерожавших 1–3 см 3 , у рожавших — 3–5 см 3 . Тело матки по отношению к шейке наклонено вперед, т. е. находится в состоянии антефлексии. Перегиб матки назад (ретрофлексия) относится к патологии. Раньше считалось, что он может вызывать чувство слабости, разбитости, головные боли, боли в крестце, нарушение цикла месячных. Сейчас же предполагают, что неправильный перегиб матки может вызывать лишь неприятные ощущения в крестце и нарушение месячных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.