Решающее значение в развитии невроза имеет

Под неврозами понимают группу функциональных нервно-психических нарушений, включающих в себя эмоционально-аффективные и соматовегетативные расстройства, вызванные психогенными факторами, приводящими к патологии основных нервных процессов в головном мозге (без видимых патоморфологических изменений и изменения метаболических процессов в организме).

По И. П. Павлову, в основе развития неврозов лежат срыв высшей нервной деятельности, обусловленный перенапряжением раздражительного или тормозного процесса, а также нарушение их подвижности. В отношении силы, уравновешенности и подвижности корковых процессов И. П. Павлов выделяет четыре основных типа нервной системы: 1) сильный, уравновешенный, подвижный; 2) сильный, уравновешенный, инертный; 3) сильный, неуравновешенный и 4) слабый.

Неврозы чаще развиваются у лиц с неуравновешенным или слабым типом нервной системы. Большое значение в предрасположенности к неврозам имеет инертность нервных процессов. В развитии того или иного вида невроза у человека существенное значение имеет преобладание первой или второй сигнальной системы. Так, лица художественного типа, у которых преобладает первая сигнальная система, склонны к развитию истерического невроза, лица мыслительного типа, с преобладанием второй сигнальной системы, склонны к развитию невроза навязчивых состояний, а лица с уравновешенностью обеих сигнальных систем — к неврастении.

Ведущим этиологическим фактором неврозов является острая или хроническая психическая травма. Перенапряжение раздражительного процесса вызывается различными тяжелыми переживаниями, огорчениями в результате микросоциальных конфликтов, трудными жизненными ситуациями, опасностями, устрашающими моментами. Наряду с острыми конфликтами, поводом к развитию неврозов нередко являются длительные переживания, связанные с неблагоприятными условиями личной жизни, травмирующими психику больных, что приводит нервные клетки коры в состояние запредельного торможения.

Неврозы не всегда возникают непосредственно после воздействия психотравмирующего раздражителя, они могут развиваться и через какой-то срок после его воздействия.

Перенапряжение тормозного процесса вызывается необходимостью длительное время сдерживаться, не проявлять своих мыслей, чувств, желаний. Невроз на почве перенапряжения тормозного процесса развивается чаще у представителей неуравновешенного типа, у которых тормозной процесс вообще ослаблен. Во многих случаях тормозится только двигательный компонент поведенческой реакции, а вегетативный ее компонент сохраняется, в результате чего в нервной системе могут образовываться очаги застойного возбуждения.

Перенапряжение подвижности нервных процессов может возникать при быстрой и частой смене раздражительного и тормозного процессов. Перенапряжение подвижности нервных процессов является причиной развития неврозов чаще всего у представителей инертного типа нервной системы.

Важным фактором в развитии неврозов являются преморбидные особенности личности и условия воспитания: по О. В. Кербинову, неврастенически-гиперстенический тип чаще формируется в условиях безнадзорности; неврастенически-гипостенический тип — в условиях притеснений; страдающие истерией — в условиях чрезмерного внимания близких и т. д.

Классификация неврозов. Выделяют 3 классические формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний.

  • биологический фактор:
  • пол - женский пол;
  • возрат - пубертат, климакс;
  • беременность;
  • темперамент - астеники, холерики, меланхолики;
  • наличие заболеваний (особенно хронических)
  • социальные факторы
  • психогенные факторы: острая или хроническая психическая травма (угроза потери работы и несправедливость в распределении материальных благ, непризнание заслуг, утрата близких, измена мужа или жены, неудача первого сексуального опыта и др.).

Неврастения (или нервное истощение, переутомление) – это конфликт между реальными возможностями личности и ее завышенными желаниями.

В основе ее лежит повышенная возбудимость и утомляемость и неадекватные реакции. Причем раздражает все - громкий разговор, яркий свет, падающая капля воды и т.д.

Проявления неврастении разнообразны: самыми частыми симптомами являются диффузная головная боль к концу рабочего дня и нарушение сна. Характерны другие вегетативные расстройства: плохой аппетит, тахикардия, потливость, учащенные позывы на мочеиспускание. При неврастении, как правило, у больного наблюдается или преобладание симптомов возбуждения (отмечается изменчивое настроение, вспыльчивость, раздражительность, гневливость), или торможения (отмечается вялость, слабость, плохое настроение, физическая и умственная утомляемость).

Истерия (бывает, как правило, у женщин) – это конфликт между высокими претензиями личности и игнорированием объективной реальности.

Истерия наблюдается чаще у женщин 20-40 лет с преобладание первой сигнальной системы (художественный тип) и явлениями эгоцентризма. В связи с недостатками воспитания у них формируются такие черты, как эгоизм, себялюбие, чрезмерно высокое мнение о себе и отсутствуют навыки и любовь к труду. Поэтому детская капризность в последующем при любых трудностях, иногда кажущихся, прикрывается истерической реакцией. Одной из важнейших особенностей больного истерией является стремление быть предметом внимания окружающих, вызывать удивление, зависть, восхищение. При любом кажущемся отсутствии внимания, настроение меняется в течение дня от подавленного до чрезмерно радостного. Наиболее ярко истерия проявляется в виде истерического припадка. Больной ощущает подкатывания клубка к горлу, появляется плач с выкриками, переходящими в хохот, затем появляется двигательное возбуждение с судорогами, выгибание тела дугой. Длительность приступа 2-3 минуты, сознание у больного сохраняется.

Невроз навязчивых состояний – это конфликт между желаниями личности и чувством долга или моральности (возникновение фобий, таких как арахно-, швано-, агаро, клаустрофобии и т.д.).

Невроз навязчивых состояний или психастения (psyche - душа, astenia - слабость) характеризуется нарушениями эмоций, воли и проявляется в клинической практике фобией (страх). Наиболее часто встречается кардиофобия, канцерофобия, клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), агарофобия (боязнь открытых пространств). Характерно при этом снижение настроения, инстинктов и эмоций, неуверенность в себе и своих действиях, стремление многократно проверять завершенность действия (закрыт ли газовый кран, дверной замок и т.д.).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Медицинский справочник болезней

Особенности личности и невроз


Свое отношение к окружающей дей­ствительности человек проявляет в пе­реживаниях, чувствах или эмоциях. Эмоции оказывают очень большое влияние на все виды деятельности че­ловека. Эмоционально положительное отношение человека к деятельности возбуждает, как правило, его энергию, активность, творческие возможности. И, наоборот, отсутствие положитель­ного отношения к труду, к деятель­ности неизбежно ведет к спаду энер­гии, к шаблону в работе, снижению ее эффективности. В связи с этим вопрос о развитии положительных и преодо­лении отрицательных эмоций приобре­тает большое практическое значение.

Отрицательно окрашенные эмоции (угнетенное состояние, страх, разоча­рование, тревожное беспокойство и др.) возникают в связи с различными неблагоприятными обстоятельствами. Степень выраженности и длительность таких отрицательных эмоций у раз­ных людей различны. Обычно у чело­века с крепкой нервной системой отрицательные эмоции не очень про­должительны и не приводят к болез­ненным расстройствам. Здоровый че­ловек устраняет неблагоприятную си­туацию, если это возможно; или адап­тируется к существующей обстановке и не допускает срыва нервной системы. Когда же отрицательные пережи­вания слишком тяжелы или хотя и от­носительно незначительны, но дли­тельно продолжаются и имеют место у человека с ослабленной нервной системой, то они могут обусловить возникновение различных болезнен­ных состояний, в том числе неврозов.

ЧТО ТАКОЕ НЕВРОЗЫ?


Неврозы — это функциональные расстройства высшей нервной деятель­ности, обусловленные конфликтными психическими переживаниями. В отли­чие от органических заболеваний нерв­ной системы (опухоли, механические травмы и др.), при которых рас­стройства деятельности обусловлены повреждениями ткани нервной сис­темы, при неврозах не нарушается анатомическая целостность ни центральной нервной системы, ни внутрен­них органов, а имеют место функцио­нальные расстройства, т. е. расстрой­ства функции центральной нервной системы и деятельности того или иного органа.

Так, например, боли в сердце или головные боли могут зависеть от не­достаточности кровообращения, но в одних случаях это обусловлено функ­циональным сужением кровеносных сосудов, вызванным волнением, в дру­гом — сужение сосудов определяется атеросклеротическими (анатомически­ми) изменениями их стенок. Причины этого разные и характер расстройств также неодинаков, хотя проявления этих расстройств могут быть по­хожими.

Медицина имеет все возможности правильно устанавливать характер за­болевания и назначать соответствующее лечение, хотя невротические расстройства иногда продолжаются длительное время (многие месяцы и даже годы) и сопровождаются тягост­ными переживаниями. Они не являют­ся опасными для жизни заболева­ниями.

Невроз и психическое расстрой­ство — это разные заболевания, при­рода их неодинакова. При психи­ческих заболеваниях больные утрачи­вают разумную критическую оценку окружающей среды и своего состоя­ния, их невозможно переубедить в ложности их суждений и восприятий.
При неврозах человек отлично соз­нает странность, даже нелепость не­которых своих мыслей, чувств, действий и способен подавлять у себя антисоциальные побуждения. Поэтому больные, страдающие неврозом, в слу­чаях правонарушений считаются ответственными за свои поступки.


Источником перенапряжения и сры­ва высшей нервной деятельности, как уже указывалось, являются трудные жизненные ситуации, психические воз­действия отрицательного характера.

Возникает вопрос: почему одни лю­ди, переживая тягостные невзгоды,большие жизненные неудачи остаются практически здоровыми и лишь на короткое время испытывают те или другие недомогания, по поводу кото­рых они даже не обращаются к вра­чам, а другие, казалось бы, при незна­чительных неприятностях в их жизни впадают в состояние невроза, тре­бующего подчас длительного лечения. Так происходит потому, что для че­ловека имеет значение не только пере­напряжение нервной системы как таковое, но и то, что связано в соз­нании данного человека с травми­рующей ситуацией.
Вид горящего здания, как отмечает проф. А. М. Свядощ, может вызвать невроз только в том случае, если чело­век знает, что в огне гибнет что-то для него дорогое и ценное. Уход жены от мужа в одном случае может нанести ему тяжелую психическую травму, у другого человека это событие не вызы­вает никаких отрицательных эмоций.

Возникновению неврозов способст­вует временное ослабление нервной системы, связанное с перенесен­ной инфекцией, переутомлением, алко­гольной интоксикацией и другими вредностями. Однако в развитии неврозов у че­ловека решающее значение имеет тип его высшей нервной деятельности, свойства его характера, особенности личности в целом, отношение к создав­шимся трудностям.
Тип нервной системы зависит как от наследственных качеств, так и от вос­питания и жизненных условий. Экспе­риментальные данные показывают, например, что тренировкой можно зна­чительно усилить процесс торможения или раздражения.

Сталкиваясь с различными невроза­ми у взрослых, приходится убеждать­ся, что во многих случаях корни их происхождения уходят в детство, при­чинами их являются ошибки воспи­тания. Здесь недопустимы как чрез­мерная опека, так и безнадзорность. Изнеженность, захваливание, созда­ние из ребенка кумира семьи содей­ствуют формированию истерического характера. С другой стороны, чрез­мерная требовательность, подавление инициативы способствуют форми­рованию тревожно-мнительного ха­рактера. В результате неправильного воспитания формируются такие черты личности, как эмоциональная неустой­чивость, легкость суждений, чрезмер­ная робость, застенчивость. Эти черты характера делают человека менее устойчивым ко всем проявлениям окружающей среды. Все это приводит к конфликтам, а порою и к развитию неврозов.
Неправильное эмоциональное раз­витие в детстве не обязательно тяготе­ет над человеком всю жизнь, особенно, если он сам признает свои недостатки и стремится устранить их, но оно несомненно способствует возникнове­нию невротических расстройств как в детстве, так и в последующий период.

Конечно, психические особенности личности обусловливаются также и наследственными факторами, которые во многом определяют устойчивость, степень восприимчивости (вну­шаемости) человека к воспитательным воздействиям. По-видимому, в этой врожденно обусловленной недостаточ­ной способности к восприятию нужных навыков и кроется проблема воспита­ния так называемых трудных детей. Для достижения цели нет пока что ни­чего другого, кроме логического разъяснения, внушения вести себя правильно, сообразуясь с обстановкой, соблюдая правила общественной морали

1. Повышенное стремление к деятельности характерно для

а) маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза

б) депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза

г) кататонического синдрома

а) нарушение речи

б) одна из форм мутизма

в) проявление кататонии

г) нарушение глотания

3. Психическая ятрогения — это болезненное состояние, возникающее в результате неправильного

а) медикаментозного лечения психического заболевания

б) определения диагноза психического заболевания

в) поведения медицинского работника в отношении больного

г) ухода за больным с психическим заболеванием

4. Кардинальный признак неврастении

а) истерический припадок

б) раздражительная слабость

в) навязчивые страхи

г) сумеречное состояние

5. Для купирования маниакального возбуждения применяют

6. Наиболее общий симптом шизофрении

а) отгороженность, отрыв от реальности, погружение в мир собственных переживаний

б) маниакальное возбуждение

г) амбулаторного автоматизма

7. Психогении — заболевания, возникающие под влиянием

а) тяжелых травм головного мозга

б) психической травмы

в) инфекций головного мозга

г) алкогольной интоксикации

8. Для депрессивного синдрома характерно

9. Болезненная бесчувственность характерна для

а) старческого слабоумия

10. Особенностью шизофрении у детей является наличие

а) развернутого бреда

б) судорожных припадков

в) ночных страхов

г) полной потери ориентировки

11. Решающее значение в развитии неврозов имеет

б) черепно-мозговая травма

в) сосудистые заболевания головного мозга

г) психогенный фактор

12. Общий симптом инволюционных (предстарческих) психозов

а) зрительные галлюцинации

б) чувство тревоги

в) эмоциональная тупость

13. Повышенное настроение, ускоренный темп мышления, повышенная деятельность характеризуют синдром

14. При ипохондрическом бреде больной считает, что

а) у него тяжелая болезнь

б) его обворовывают

в) он преступник

г) его хотят отравить

15. Расстройства восприятия — это

16. Дромомания (влечение к бродяжничеству) — это расстройство

б) эмоциональной сферы

в) волевой сферы

17. Основой слабоумия являются

а) грубые органические изменения клеток головного мозга

б) функциональные расстройства высшей нервной деятельности под влиянием внешних факторов (стресс)

в) стойкая дисгармония эмоционально-волевых сторон психики

г) хроническая соматическая патология

18. Деменция — это

а) острый психоз

б) тоскливое, "угнетенное" настроение

в) слабоумие, приобретенное в процессе болезни

г) врожденное слабоумие

19. Галлюцинации — это

а) чувственное восприятие при отсутствии соответствующего внешнего объекта

б) искаженное восприятие реально существующего раздражителя

в) окружающие предметы видятся удвоенными

г) выпадение половины поля зрения

20. Изменение дыхания в первой фазе большого судорожного припадка

21. Показанием для госпитализации в психиатрическую больницу является

а) маниакальное состояние без склонности к агрессии

б) антиобщественное поведение психически больного

г) врожденное слабоумие

22. Состояние выключения сознания

в) сумеречное помрачение сознания

23. Признак сумеречного помрачения сознания

а) кататоническая заторможенность

б) недоступность контакту и социально опасные действия

в) чрезмерная сонливость

г) слабая реакция на окружающие раздражители

24. Препарат для купирования некоторых видов возбуждения – раствор

Условия развития невроза.

Биологические:наследственная предрасположенность, пол (чаще возникает у женщин), возраст (чаще развивается в пубертатном и климактерическом периодах), конституциональные особенности человека (к неврозам более склонны астеники), текущее состояние организма (состояния, снижающие резистентность организма).

Социальные: особенности профессиональной деятельности (например, информационные перегрузки, однообразие трудовых операций), неблагополучное семейное положение, неудовлетворительные бытовые условия, особенности сексуального воспитания и др.

Психогенные: личностные особенности, психические травмы в детстве.

Исторически развитие учения о неврозах имеет три основных направления: биологическое (доминирующее значение отводится наследственности), личностно-психологическое (превалирует психогенная оценка ситуаций, стрессы) и бихевиористское (акцент на особенностях поведения человека в различных ситуациях).

С патофизиологической точки зрения невроз является типовой формой патологии нервной системы, возникает в результате перенапряжения и срыва ВНД под влиянием воздействий, на которые нервная система не в состоянии адекватно ответить.

Экспериментальные неврозы.

Экспериментальное воспроизведение неврозов базируется на едином принципе: поставить перед животным нерешаемую (непосильную) для него задачу.

С этой целью применяются воздействия, вызывающие перенапряжение и срыв процессов возбуждения или торможения, а также столкновение инстинктов альтернативной биологической значимости.

Современные подходы к методам экспериментального воспроизведения неврозов у животных направлены на максимальное приближение к условиям их возникновения у человека. К таким методам относятся:

• Нарушение естественного суточного режима питания или светоритма, связанных со сменой дня и ночи.

• Изменение привычных стадно-иерархических или стадно-половых отношений (например, у обезьян).

• Предварительная астенизация нервной системы (например, под влиянием хронического шума, ионизирующей радиации, изоляции животного от родителей в раннем детском возрасте).

Роль особенностей ВНД в возникновении неврозов.Одни и те же экспериментальные воздействия нередко вызывают различные нарушения нервных процессов в высших отделах нервной системы. В большой мере это зависит от типа ВНД. В лаборатории И.П. Павлова была установлена зависимость вероятности возникновения и особенностей развития невроза от особенностей ВНД:

• Меланхолик (слабый тип ВНД) наиболее подвержен невротическим расстройствам. Для таких людей характерна быстрая истощаемость возбудительного процесса, слабость внутреннего коркового торможения, пассивность реакции на воздействие. Это предопределяет возникновение невроза с развитием торможения и формированием пассивно-оборонительных реакций.

• Холерик (сильный неуравновешенный тип). Этот тип отличается сильным возбудительным процессом, слабым корковым торможением, активными реакциями на раздражители. Это обусловливает развитие невроза возбудительного типа с формированием активно-поисковых реакций.

• Флегматик (сильный уравновешенный инертный тип). Характеризуется развитием невроза с патологической подвижностью нервных процессов.

• Сангвиник (сильный уравновешенный подвижный тип). Наиболее устойчив к воспроизведению неврозов в связи с высокой резистентностью его к различного рода патогенным агентам.

Виды неврозов.Общепринятой классификации неврозов в настоящее время не существует. Традиционно выделяют три группы наиболее распространённых форм неврозов: невроз навязчивых состояний, истерию, неврастению.

Невроз навязчивых состояний. Все разновидности навязчивых состояний характеризуются повторяющимся чувством страха, боязни, фобии чего-либо или кого-либо: определённых предметов, деятельности, ситуаций. Примеры: агорафобия - страх открытого пространства; клаустрофобия - страх замкнутых пространств, закрытых помещений; акрофобия - страх высоты; дисморфофобия - страх уродства; нозофобия - страх заболеть какой-нибудь тяжелой болезнью (например, канцерофобия); танатофобия - страх смерти и др.

Истерический невроз.Для истерии типична очень пёстрая и изменчивая симптоматика. Симптоматика истерии может быть сведена к нескольким группам болезненных проявлений.

Принципы терапии неврозов.Устранение психотравмирующей ситуации. Минимизация (полное исключение) условий, способствующих возникновению невроза.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 407 ;

Под неврозами понимают группу функциональных нервно-психических нарушений, включающих в себя эмоционально-аффективные и соматовегетативные расстройства, вызванные психогенными факторами, приводящими к патологии основных нервных процессов в головном мозге (без видимых патоморфологических изменений и изменения метаболических процессов в организме).

По И. П. Павлову, в основе развития неврозов лежат срыв высшей нервной деятельности, обусловленный перенапряжением раздражительного или тормозного процесса, а также нарушение их подвижности. В отношении силы, уравновешенности и подвижности корковых процессов И. П. Павлов выделяет четыре основных типа нервной системы: 1) сильный, уравновешенный, подвижный; 2) сильный, уравновешенный, инертный; 3) сильный, неуравновешенный и 4) слабый.

Неврозы чаще развиваются у лиц с неуравновешенным или слабым типом нервной системы. Большое значение в предрасположенности к неврозам имеет инертность нервных процессов. В развитии того или иного вида невроза у человека существенное значение имеет преобладание первой или второй сигнальной системы. Так, лица художественного типа, у которых преобладает первая сигнальная система, склонны к развитию истерического невроза, лица мыслительного типа, с преобладанием второй сигнальной системы, склонны к развитию невроза навязчивых состояний, а лица с уравновешенностью обеих сигнальных систем — к неврастении.

Ведущим этиологическим фактором неврозов является острая или хроническая психическая травма. Перенапряжение раздражительного процесса вызывается различными тяжелыми переживаниями, огорчениями в результате микросоциальных конфликтов, трудными жизненными ситуациями, опасностями, устрашающими моментами. Наряду с острыми конфликтами, поводом к развитию неврозов нередко являются длительные переживания, связанные с неблагоприятными условиями личной жизни, травмирующими психику больных, что приводит нервные клетки коры в состояние запредельного торможения.

Неврозы не всегда возникают непосредственно после воздействия психотравмирующего раздражителя, они могут развиваться и через какой-то срок после его воздействия.

Перенапряжение тормозного процесса вызывается необходимостью длительное время сдерживаться, не проявлять своих мыслей, чувств, желаний. Невроз на почве перенапряжения тормозного процесса развивается чаще у представителей неуравновешенного типа, у которых тормозной процесс вообще ослаблен. Во многих случаях тормозится только двигательный компонент поведенческой реакции, а вегетативный ее компонент сохраняется, в результате чего в нервной системе могут образовываться очаги застойного возбуждения.

Перенапряжение подвижности нервных процессов может возникать при быстрой и частой смене раздражительного и тормозного процессов. Перенапряжение подвижности нервных процессов является причиной развития неврозов чаще всего у представителей инертного типа нервной системы.

Важным фактором в развитии неврозов являются преморбидные особенности личности и условия воспитания: по О. В. Кербинову, неврастенически-гиперстенический тип чаще формируется в условиях безнадзорности; неврастенически-гипостенический тип — в условиях притеснений; страдающие истерией — в условиях чрезмерного внимания близких и т. д.

Классификация неврозов. Выделяют 3 классические формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний.

  • биологический фактор:
  • пол — женский пол;
  • возрат — пубертат, климакс;
  • беременность;
  • темперамент — астеники, холерики, меланхолики;
  • наличие заболеваний (особенно хронических)
  • социальные факторы
  • психогенные факторы: острая или хроническая психическая травма (угроза потери работы и несправедливость в распределении материальных благ, непризнание заслуг, утрата близких, измена мужа или жены, неудача первого сексуального опыта и др.).

Неврастения (или нервное истощение, переутомление) – это конфликт между реальными возможностями личности и ее завышенными желаниями.

В основе ее лежит повышенная возбудимость и утомляемость и неадекватные реакции. Причем раздражает все — громкий разговор, яркий свет, падающая капля воды и т.д.

Проявления неврастении разнообразны: самыми частыми симптомами являются диффузная головная боль к концу рабочего дня и нарушение сна. Характерны другие вегетативные расстройства: плохой аппетит, тахикардия, потливость, учащенные позывы на мочеиспускание. При неврастении, как правило, у больного наблюдается или преобладание симптомов возбуждения (отмечается изменчивое настроение, вспыльчивость, раздражительность, гневливость), или торможения (отмечается вялость, слабость, плохое настроение, физическая и умственная утомляемость).

Истерия (бывает, как правило, у женщин) – это конфликт между высокими претензиями личности и игнорированием объективной реальности.

Истерия наблюдается чаще у женщин 20-40 лет с преобладание первой сигнальной системы (художественный тип) и явлениями эгоцентризма. В связи с недостатками воспитания у них формируются такие черты, как эгоизм, себялюбие, чрезмерно высокое мнение о себе и отсутствуют навыки и любовь к труду. Поэтому детская капризность в последующем при любых трудностях, иногда кажущихся, прикрывается истерической реакцией.

Невроз навязчивых состояний – это конфликт между желаниями личности и чувством долга или моральности (возникновение фобий, таких как арахно-, швано-, агаро, клаустрофобии и т.д.).

Невроз навязчивых состояний или психастения (psyche — душа, astenia — слабость) характеризуется нарушениями эмоций, воли и проявляется в клинической практике фобией (страх). Наиболее часто встречается кардиофобия, канцерофобия, клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), агарофобия (боязнь открытых пространств). Характерно при этом снижение настроения, инстинктов и эмоций, неуверенность в себе и своих действиях, стремление многократно проверять завершенность действия (закрыт ли газовый кран, дверной замок и т.д.).

Источником перенапряжения и срыва высшей нервной деятельности, как уже указывалось, являются трудные жизненные ситуации, психические воздействия отрицательного характера.

Возникает вопрос: почему одни люди, переживая тягостные невзгоды, большие жизненные неудачи остаются практически здоровыми и лишь на короткое время испытывают те или другие недомогания, по поводу которых они даже не обращаются к врачам, а другие, казалось бы, при незначительных неприятностях в их жизни впадают в состояние невроза, требующего подчас длительного лечения. Так происходит потому, что для человека имеет значение не только перенапряжение нервной системы как таковое, но и то, что связано в сознании данного человека с травмирующей ситуацией.

Вид горящего здания, как отмечает проф. А. М. Свядощ,

Может вызвать невроз только в том случае, если человек знает, что в огне гибнет что-то для него дорогое или ценное. Уход жены от мужа в одном случае может нанести ему тяжелую психическую травму, у другого человека это событие не вызывает никаких отрицательных эмоций.

Возникновению неврозов способствует временное ослабление нервной системы, связанное с перенесенной инфекцией, переутомлением, алкогольной интоксикацией и другими вредностями.

Однако в развитии неврозов у человека решающее значение имеет тип его высшей нервной деятельности, свойства его характера, особенности личности в целом, отношение к создавшимся трудностям.

Врожденные и приобретенные в течение жизни свойства высшей нервной деятельности И. П. Павлов связывал с типом нервной системы, сближая это понятие с типами человеческих темпераментов. Как известно, всех людей по их темпераменту делят со времен древнегреческого врача Гиппократа на четыре типа: Сангвиников (спокойные, жизнерадостные), Флегматиков (спокойные, но медлительные), Холериков (вспыльчивые, возбудимые) и Меланхоликов (унылые, мрачные).

Было установлено, что в основе такого разделения на типы темперамента, или типы нервной системы, лежат определенные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. Эти свойства, сочетаясь различным образом у разных людей, порождают собой и различное протекание психических процессов. Так, у меланхоликов слабы оба процесса, у сангвиников процессы возбуждения и торможения сильны, подвижны и уравновешены, у флегматиков они сильны, но менее подвижны, а у холериков процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

Люди разных темпераментов в связи с этим неодинаково относятся к окружающей их действительности, по-разному реагируют на нее. Наиболее ранимыми в жизни являются люди меланхолического и холерического темперамента. У них чаще, чем у других людей, развиваются невротические расстройства.

Личность человека определяют эмоциональные, волевые и интеллектуальные особенности. Исходя из этого (соотношение первой и второй сигнальных систем) И. П. Павлов выделил присущие только людям еще три типа высшей нервной деятельности: Художественный Тип, Мыслительный И Средний. Так, люди художественного типа высшей нервной деятельности воспринимают мир образно, красочно, эмоционально, живо. Такие качества — характерная особенность писателей, поэтов, композиторов. У людей мыслительного типа окружающий мир воспринимается сухо, абстрактно, отвлеченно. Эти особенности характерны для философов,

Мыслителей, математиков. У людей среднего типа сочетаются признаки первых двух, к ним относится большинство человечества. У таких людей имеется склонность к образному мышлению, эмоциональному восприятию и достаточная способность к обобщениям и анализу. Лица с такими качествами могут быть представителями любых профессий. Неврастения чаще развивается у людей среднего типа.

Тип нервной системы зависит как от наследственных качеств, так и от воспитания и жизненных условий. Экспериментальные данные показывают, например, что тренировкой можно значительно усилить процесс торможения или раздражения.

Сталкиваясь с различными неврозами у взрослых, приходится убеждаться, что во многих случаях корни их происхождения уходят в детство, причинами их являются ошибки воспитания.

Неправильное эмоциональное развитие в детстве не обязательно тяготеет над человеком всю жизнь, особенно, если он сам признает свои недостатки и стремится устранять их, но оно, несомненно, способствует возникновению невротических расстройств, как в детстве, так и в последующий период.

Конечно, психические особенности личности обусловливаются также и наследственными факторами, которые во многом определяют устойчивость, степень восприимчивости (внушаемости) человека к воспитательным воздействиям. По-видимому, в этой врожденно обусловленной недостаточной способности к восприятию нужных навыков и кроется проблема воспитания так называемых трудных детей. Для достижения цели нет пока что ничего другого, кроме логического разъяснения, внушения вести себя правильно,

Сообразуясь с обстановкой, соблюдая правила социалистической морали.

Все перечисленные психофизиологические отличия людей друг от друга и определяют характер реагирования их на те или иные раздражители, обусловливают особенности восприятия окружающего мира как в норме, так и при болезни, создают определенные картины невротических расстройств.

(1) Однажды утром мы в своей лаборатории завели беседу. (2) Начал её наш уважаемый шеф, доктор наук.

(7) И он показал нам лист, на котором была нарисована тушью ушастая сова.

– (8) Девятьсот лет! – я не смог удержаться от этого восклицания. – (9) Неужели возможно было когда-нибудь такое долголетие?

– (10) Всё возможно! – гаркнул плечистый, всегда занятый, обычно молчаливый мой сосед, не отрываясь от работы. – (11) Время – загадка. (12) Время может стоять и может очень быстро лететь – я сейчас поясню. (13) В нашем городе несколько лет назад произошёл такой случай. (14) В парке культуры в одном из тенистых уголков собралось много хорошо одетых мужчин на какое-то собрание на свежем воздухе.

– (47) Вы имеете в виду, конечно, содержание жизни, а не её продолжительность? – сказал шеф.

– (48) Да! (49) Содержание! (50) То, чем мы наполняем сосуд времени. (51) Его надо наполнить только самыми сильными наслаждениями, ощущениями величайших радостей…

– (52) Это проповеди чистейшего эгоизма. (53) Вам бы всё радоваться, наслаждаться! (54) А мне кажется, что надо и для народа поработать. (55) Как вы считаете? – послышался голос заведующего кадрами.

– (56) Вы отстали, вот как я считаю. (57) Вы полагаете, что радость, наслаждение – это грех. (58) И что работа для людей – это ваша публичная обязанность. (59) Мой бандит по сравнению с вами – передовой человек. (60) Все ваши радости он испробовал, и они ему осточертели. (61) Он теперь признаёт единственную радость – то, что вы считаете суровой обязанностью.

– (62) Скажите… – начал после минуты молчания шеф. – (63) Откуда вы знаете такие подробности? (64) Ведь человек этот переменил лицо, имя. (65) Он, наверное, не дурак и не открывается первому встречному.

– (66) Я для него не первый встречный.

– (67) Вы должны выдать его, если вы сознательный человек, – вдруг заметил завкадрами. – (68) Он совершил столько преступлений и бежал из тюрьмы…

– (69) Это уже не бандит. (70) Он сейчас безопасен. (71) Когда он сделает своё дело, сам выдаст себя людям, – сказал наш товарищ. – (72) А теперь извините. (73) Я должен пойти посмотреть показания приборов.

(По В. Д. Дудинцеву*)

* Владимир Дмитриевич Дудинцев (1918–1998) – русский советский писатель.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.