Спиваковская а с профилактика детских неврозов комплексная психологическая коррекция
Оглавление
Глава I. Психологические факторы в этиологии детских неврозов
Глава II. Групповая психотерапия неврозов.
Глава III. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента
ГлаваIV. Диагностический блок психокоррекционного комплекса: психологические особенности группы риска поневрозамдетского возраста
Глава V. Диагностический блок психокоррекционного комплекса: хронические длительно действующие психологические факторыриска
Глава VI. Установочный и психокоррекционный блоки психокоррекционного комплекса: процесс психологической коррекции
Предисловие
Посвящается светлой памяти Блюмы Вульфовны Зейгарник
В книге описан один из вариантов психокоррекционной работы, направленной на профилактику неврозов у детей. Представлены результаты изучения психологических факторов риска, опыт практического использования комплексной психологической коррекции, а также приемов оценки ее эффективности.
Автор вполне отдает себе отчет в том, что предлагаемый вниманию читателя материал носит в основном эмпирический характер, в нем отражен достаточно эффективный практический опыт работы.
Считаю своим приятным долгом поблагодарить коллег по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, и прежде всего своих учителей проф. Б. В. Зейгарник и проф. Ю. Ф. Полякова, за постоянную поддержку и помощь в работе.
Комплексная психологическая коррекция осуществлялась психокоррекционной бригадой, в состав которой ежегодно включались студенты и аспиранты, выполняющие под руководством автора курсовые, дипломные и диссертационные работы. Результаты их исследований широко использованы в данной книге. Выражаю им свою искреннюю благодарность.
Хотелось бы также отметить, что процесс психокоррекции, как и любое другое психологическое воздействие, — это процесс взаимный. Психологическая помощь, которую специалист-психолог оказывает людям, обратившимся в консультацию, возвращается и оказывается этими же людьми ему самому. Эта постоянная бескорыстная взаимная человеческая помощь укрепляет уверенность в безграничности душевных сил человека, способного подняться над жизненными невзгодами, преодолеть трудности, позволяет, познавая себя и других, активно открывать мир, открываться миру и преображать его.
Выражаю свою глубокую благодарность всем детям и родителям, с кем пришлось работать в психологической консультации.
Заключение
В книге описан опыт практической работы по профилактике неврозов у детей в ходе комплексной психологической коррекции. Здесь представлена лишь начальная попытка обобщения и осознания такой практики. В этой области предстоит решить еще целый ряд вопросов. Прежде всего нуждаются в углубленной теоретической проработке механизмы коррекционного действия описанных методов. Большое внимание следует уделить закономерностям эмоциональных и когнитивных перестроек, совершающихся в ходе коррекционной работы. Необходимы специальные исследования, которые показали бы внутреннее содержание психологических изменений, помогли бы более отчетливо представить картину внутриличностных и межличностных новообразований, формирующихся у участников психокоррекции.
Важной задачей является разработка надежных и удобных приемов объективной оценки эффективности психокоррекции. Требуют дальнейшего исследования вопросы создания системы обучения специалистов по психокоррекции, разработки показаний и противопоказаний для отбора ведущих. Необходимы специальные исследования по организации труда психологов-консультантов, психокорректоров и психотерапевтов.
Представленный в книге материал освещает лишь один из аспектов консультативной деятельности психолога — психопрофилактическую работу. Задачи, стоящие перед психологами-консультантами, естественно, намного шире. Это работа и с другими по возрасту контингентами, и с группами риска по другим пограничным и психосоматическим заболеваниям. Требуются специальные исследования, отражающие практику психологической работы по преодолению отклоняющегося поведения подростков и юношей, по профилактике раннего алкоголизма и наркомании. Особое внимание в консультативной работе следует обратить на коррекцию супружеских отношений, на профилактику разводов и острых семейных кризисов.
Решение широкого круга практических задач требует создания особой методологии психокоррекции и психологического консультирования, развития исследований в различных аспектах организации психологической помощи, как контингентам риска, так и здоровым людям по преодолению психологических конфликтов и затруднений. Такие исследования в настоящее время осуществляются в медицинской, социальной, педагогической психологии и в активно развивающемся междисциплинарном направлении — психологическом консультировании.
Не менее важно проводить теоретические исследования по анализу закономерностей психологического воздействия в его разных формах, по вычленению условий практической организации такой работы.
Перспективным направлением исследований следует считать разработку теории и практики активного социального обучения и различных модификаций социально-психологического тренинга.
По-видимому, в ближайшее время психологическая наука сможет предложить обоснованную классификацию различных способов психологического воздействия. Среди них — психологически ориентированная психотерапия, психокоррекция, консультирование, тренинг, активное обучение.
Развертывание практических и теоретических исследований в этой области позволит внести весомый вклад в охрану здоровья советских людей, в утверждение психологически гармоничного образа жизни, в активизацию человеческого фактора, в формирование поистине свободной, сознательной и творческой личности.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Спиваковская А. С.
Профилактика детских неврозов (комп лексная психологическая коррекция).—М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с. ISBN 5—211 — 00025—0.
В книге представлены результаты практической работы автора по профилактике неврозов у до школьников. Проанализированы принципы психологической коррекции как особого психологического эксперимента, описаны методы и приемы психокор рекции в детских игровых группах и в групповых занятиях с родителями, описаны пути и условия психологической гармонизации семейных отноше ний.
Для психологов, дефектологов, педагогов, вра чей и всех интересующихся проблемами семейных отношений и воспитания детей.
Посвящается светлой памяти Блюмы Вульфовны Зейгарник
В книге описан один из вариантов психокоррек ционной работы, направленной на профилактику не врозов у детей. Представлены результаты изучения психологических факторов риска, опыт практичес кого использования комплексной психологической коррекции, а также приемов оценки ее эффективно сти.
Автор вполне отдает себе отчет в том, что пред лагаемый вниманию читателя материал носит в ос новном эмпирический характер, в нем отражен до статочно эффективный практический опыт работы.
Считаю своим приятным долгом поблагодарить коллег по кафедре нейро- и патопсихологии факуль тета психологии МГУ, и, прежде всего своих учите лей проф. Б. В. Зейгарник и проф. Ю. Ф. Поляко ва, за постоянную поддержку и помощь в работе.
Комплексная психологическая коррекция осуще ствлялась психокоррекционной бригадой, в состав которой ежегодно включались студенты и аспиранты, выполняющие под руководством автора курсо вые, дипломные и диссертационные работы. Резуль таты ах исследований широко использованы в дан ной книге. Выражаю им свою искреннюю благодар ность.
Хотелось бы также отметить, что процесс психо коррекции, как и любое другое психологическое воздействие, — это процесс взаимный. Психологическая помощь, которую специалист-психолог ока зывает людям, обратившимся в консультацию, воз вращается и оказывается этими же людьми ему са мому. Эта постоянная бескорыстная взаимная человеческая помощь укрепляет уверенность в безгранич ности душевных сил человека, способного поднять ся над жизненными невзгодами, преодолеть трудно сти, позволяет, познавая себя и других, активно от крывать мир, открываться миру и преображать его.
Выражаю свою глубокую благодарность всем детям и родителям, с кем пришлось работать в психо логической консультации.
Глава I
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ЭТИОЛОГИИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ
§ I . ИЗУЧЕНИЕ ЭТИОЛОГИИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ В СОВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В последнее десятилетие учение о неврозах, по граничных состояниях, их предупреждении, лечении и реабилитации пополнилось рядом фундаменталь ных работ *.
Понимание невроза как болезни личности, рас смотрение пограничных состояний в качестве особой формы личностного развития проводятся во многих психологических исследованиях последних лет **.
В той или иной степени во всех исследованиях авторы исходят из представления о полифакторной этиологии неврозов, из признания того положения, что в возникновении и развитии невроза взаимодей ствуют биологические, психологические и социальные механизмы. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой невроз определяется как психогенное заболевание, в возникновении, течении и лечении которого ведущая роль принадлежит психологическим факторам.
* А. Г. Амбрумова, 1981; Ю. М. Антонин, Е. Г. Самовичев, 1983; А. И. Белкин, 1978; Б. С. Братусь, П, И. Сидоров, 1984; М, П, Бурно, 1981; М. И. Буянов, 1976; И. Е. Вольперт, 1979; В. М. Воловик, 1980; В. И. Гарбузов и др., 1977; Ж. М. Глоз- ман, 1987; Б. 3. Драпкин, 1981; А. И. Захаров, 1982; Д.Н.Иса ев, В. Е. Каган, 1986; Г. Л. Исурина, 1983; М. М. Кабанов, 1983; Е. В. Кайдановская, 1987; Б. Д. Карвасарский, 1980, 1985; В. В. Ковалев, 1985; Г. В. Козловская, 1985; В. В. Лебедин ский, 1985; А. Е. Личко, 1979; Т. М. Мишина, 1983; В. К. Мя- гер, 1983; Ю. Б. Некрасова, 1986; В. В. Николаева, 1983; Ю. Ф. Поляков, 1986; В. Е. Рожнов, 1982; Г. Н. Сердюковская, 1985; А. М. Свядощ, 1982; Л. С. Цветкова, 1985; В, М. Шкловский, 1982; Э. Г. Эйдемиллер, 1980; и другие.
** Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, 1980; О, В. Баженова, 1986; Ф. В. Бассин, 1978; А. А. Бодалев, 1986; А. Я. Варга, 1987: Ф. Е. Василюк, 1984; В. К. Вилюнас, 1985; Л. Я. Гозман, 1987; Ю. Б. Гиппенрейтер, 1982; Б. В. Зейгарник, С. Н. Карпо ва, Л. Г. Лысюк, 1986; Г. А. Ковалев, 1987; И. С. Кон, 1986; А. Ф. Копьев, 1981; В. С. Мухина, 1980; А. В. Петровский, 1982; Л. А. Петровская, 1985; А. А. Пузырей, 1986; Е. Т. Соколова, 1982; В. В. Столин, 1983; В. А. Смехов, 1981; Е, В. Субботский, 1981; Г^ Т. Хоментаускас, 1985; и другие.
Этиологические факторы детских неврозов, по данным отечественных авторов, могут быть подраз делены на следующие группы: психическая травмы (1); преневротические патохарактерологические ра дикалы (2); нарушение системы отношений, и, преж де всего дисгармония семейных отношений (3); дис гармония семейного воспитания (4).
Психическая травма (1) — это внешние раздра жители, оказывающие патогенное болезненное воз действие на индивида. Психическая травматизация не только определяет характерные для невроза кар тины клинических расстройств, но и входит в качест ве важного компонента в психологическую структуру невротического состояния.
Выделяют однократно, стремительно действующие сверхсильные раздражители — острые психические травмы. В детском возрасте к таким острым травмам относятся испуг, острый внутрисемейный конфликт, конфликт в детском саду или школе. Вместе с тем многочисленные исследования показывают, что в детском возрасте значительно большее патогенное зна чение имеют не острые, а затяжные психические травмы. Хронические травмы, или психотравмирую щие ситуации, — это относительно слабые, но дли тельно действующие и многократно повторяющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмирую щие ситуации непосредственно вытекают из семей ных отношений и тесно связаны с взаимодействи ем между детьми и родителями. Следует подчерк нуть, что патогенное влияние оказывает не само по себе внешнее воздействие, будь оно острым или хро ническим, а его значимость для человека. Таким образом, психотравмирующее воздействие локализу ется как бы не вне индивида, а внутри него. Именно поэтому при описании форм психической травматиза ции необходимо указывать, на кого, на какую лич ность, а точнее, на какую систему значимых пережи ваний и личностных смыслов данное воздействие оказано, или, иначе, для какого ребенка и почему данная ситуация оказалась психотравмирующей.
Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подав ления самостоятельности и лишения собственной ини циативы. Особое патогенное значение имеет предъяв ление противоречивых требований.
Преморбидные особенности личности больных неврастенией формируются, прежде всего, в условиях, когда постоянно стимулируется нездоровое стремле ние к успеху без реального учета сил и возможностей индивида. Таким образом, патогенное значение пси хической травмы нельзя рассматривать в изоляции от сложившегося или складывающегося преневроти ческого патохарактерологического радикала.
Преневротические патохарактерологические ради калы (2), формирующиеся в детском возрасте, под робно изучены в последние годы рядом авторов.
Основным радикалом, предшествующим формиро ванию всех преневротических состояний, является повышенная тревожность, ощущение беспокойства, которое постоянно испытывает ребенок.
У детей первых лет жизни беспокойство может проявляться эмоциональной лабильностью вместе с общим сниженным фоном настроения, плакси востью, ослаблением аппетита, сосанием пальцев и предметов, грызением ногтей.
Для детей с таким преневротическим характерологическим радикалом характерно болезненное само любие, эгоцентричность, болезненная мнительность и сверхтребовательность к себе, тотальная неудовлет воренность собой.
Нарушения системы семейного воспитания, дис гармонии семейных отношений (3), по данным советских исследований являются основным патогенети ческим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей.
Дисгармония, дестабилизация семьи — это нега тивный характер супружеских отношений, выража ющийся в конфликтном взаимодействии супругов. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений — их ригидность, конкурентный характер, формальность, нера венство, с другой — искажения в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.
В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций.
Соперничество. Структура отношений носит про тиворечивый, дружелюбно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрелостью, несфор мированностью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность за по ведение пары как целого. Конфликты могут быть представлены как противоречия главным образом в сферах заботы и опеки, главенствования и эмоционального принятия, где сталкиваются значимые по требности партнеров.
Псевдосотрудничество. С внешней стороны отно шения этого типа выглядят ровными и согласован ными, с элементами преувеличенного выражения за боты о партнере. Поводы к возникновению конфлик тов в семье лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами, ка сающимися работы или общения.
Т. М. Мишина определяет семейные конфликты как такое обострение интерперсональных отношений в семейной группе, когда позиции, отношения, цели сторон становятся несовместимыми, взаимоисключа ющими либо воспринимаются как таковые. В послед нем случае конфликт имеет субъективный характер, объективной несовместимости нет и, следовательно, сохраняется возможность восстановления семейного равновесия на новой основе.
Таким образом, дисгармония в супружеских отно шениях создает неблагоприятный фон для эмоцио нального развития ребенка и может стать источником возникновения преневротического патохарактероло гического радикала.
В отечественной литературе педагогического нап равления, посвященной роли семейного воспитания в формировании психологического и личностного об лика ребенка, наиболее известна работа А. С. Мака ренко (1956). Автор выделил несколько типов так называемого ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резо нерства, подкупа. В качестве благоприятных описа ны: авторитет любви, доброты, уважения.
Более активно разрабатывается эта проблема в рамках отечественных клинико-психологических исследований. Были выделены неблагоприятные факторы воспитания, внутрисемейной атмосферы, сопутст вующие развитию невроза у ребенка. Они разделя лись по типу воспитания и видам родительского конт роля.
Э. Г. Эйдемиллер (1980) выделил шесть типов воспитания детей, страдающих психопатиями: по творствующая гиперпротекция, содействующая раз витию истероидных и гипертимных черт характера; доминирующая гиперпротекция, усиливающая астенические черты характера ребенка; эмоциональное отвержение ребенка, способствующее акцентуации по эпилептоидному типу; повышенная моральная ответственность, стимулирующая развитие психоастеничес кого характера; безнадзорность, сопровождающая ги пертимность и неустойчивость поведения подростка.
В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев (1977) считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению невротических реакций у детей, является неправильное воспитание. Выделяются три основных типа неправильного воспитания.
1. Отвергающее (непринятие). Оно обусловлено рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых момен тов. Суть его заключается либо в чрезмерной требо вательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля на почве попуститель ства.
2. Гиперсоциализирующее. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к соци альному статусу других членов семьи. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи.
А. И. Захаровым (1982) при исследовании семей, в которых дети страдали различными формами не врозов, выделены следующие параметры воспита тельного процесса.
1. Интенсивность эмоционального контакта роди телей по отношению к детям: а) гиперопека; б) опе ка; в) принятие; г) непринятие.
2. Параметр контроля: а) разрешительный; б) до пускающий; в) ситуативный; г) ограничительный.
3. Последовательность — непоследовательность.
4. Аффективная устойчивость — неустойчивость.
5. Тревожность — нетревожность.
В общем виде выделяются следующие черты па тогенных типов воспитания.
1. Низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания.
2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности.
3. Выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей.
4. Повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
По данным многих авторов, определяющую роль в патогенезе невроза играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых от ношений личности. Присущие конфликту пережива ния становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение, и был найден рациональный продуктив ный выход из возникшего положения (В. Н. Мяси щев, 1934; 1939; 1960). Мясищев описывает конф ликты, которые могут возникать на разной почве:
1. Столкновение желаний личности и действитель ности, которая их не удовлетворяет.
2. Противоречивость отношений, вытекающая из противоречивости в аффективно-напряженной ситуа ции (конфликт любви и агрессивности).
3. Борьба принципиальных установок с конкретно- личностными отношениями.
4. Столкновение требований действительности и возможностей человека.
В работах учеников В. Н. Мясищева — Р. А. За чепицкого (1960), В. К. Мягер (1976), Б. Д. Карва сарского (1985) и других — раскрывается единство объективных и субъективных факторов возникнове ния и развития невротического конфликта.
Для невроза, отмечает А. И. Захаров (1982), ис ходным и определяющим является нарушение сис темы отношений, которое возникает в результате противоречий между тенденциями и возможностями личности и требованиями и возможностями действи тельности.
Неудачно, иррационально и непродуктивно разре шаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности вызывает болезненно тягостные переживания, которые приводят к образованию внутреннего конфликта — столкнове нию в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близко му лицу или к создавшейся ситуации.
Классификация невротических конфликтов в со ответствии с учетом внутренних личностных меха низмов их (развития дана В. Н. Мясищевым (1960).
Он описывает конфликты истерического, обсессив но-психастенического и неврастенического типов. Первый тип характеризуется завышенными претен зиями личности в сочетании с недооценкой или игно рированием объективных реальных условий или тре бований окружающих. Требовательность к окружа ющим превышает требовательность к себе, отсутст вует критичность по отношению к своему поведению. В генезе такого типа конфликта имеют значение история развития личности и процесс формирования системы ее жизненных отношений, связанный с не правильным воспитанием. Особенности истерического характера рассматриваются Мясищевым в виде пер вичных, вторичных и третичных личностных образо ваний.
Первичные личностные образования представля ют эгоцентризм и эффективность. Их следствием яв ляются частые переживания и неудачи, которые при водят, с одной стороны, к претенциозности, а с дру гой — к неуверенности в себе (вторичные личностные образования). Третичные личностные образования, возникающие на основе первых двух, — склонность к ухищрениям и различным уловкам для достижения цели, а также лживость, симуляция, театральность, демонстративность.
Второй (объективно-психастенический) тип невро тического конфликта характеризуется противоречи выми собственными внутренними тенденциями и по требностями, борьбой между желанием и долгом между моральными принципами и личными привя занностями. Если одна из них доминирует, но про должает встречать противодействие другой, то созда ются благоприятные возможности для резкого усиле ния нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.
Особое значение здесь придается противоречивым требованиям к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, проти воречивых жизненных отношений и приводит к появ лению нереальных установок.
Конфликт третьего типа (неврастенический) пред ставляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, и ее стремлениями и за вышенными требованиями к себе — с другой.
При возникновении данного типа конфликта иг рают определенную роль высокие требования, предъявляемые темпом и напряженностью современной жизни. Особенности конфликта этого типа формиру ются при таком типе воспитания, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному ус пеху без реального учета сил и возможностей инди вида. Анализируя состояния больных неврозами, И. В. Конончук (1976), В. К. Мягер (1983) подчеркивают такие характерные особенности их личности, как слабость, нерешительность, склонность к рефлек сии, зависимость от окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.
перейти в каталог файлов
В данном разделе описывается процесс, динамика и основные психотехнические средства коррекции в целях профилактики неврозов у детей.
Исходной для теоретико-методологического обоснования психокоррекции послужила культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, позволяющая рассматривать ситуацию психокоррекции в качестве опыта реальной жизнедеятельности. Психокоррекционный опыт анализируется с двух сторон: психотехнических действий или механизмов коррекции и его разнообразных эффектов. Связь между ними жестко не задана, не однозначна, она носит вероятностный характер.
Психотехнические действия представляют собой комплекс, включающий базисные, ценностные и специальные психотехнические средства.
К базисным психотехническим средствам относятся:
организация общения, деятельности, практики новых социальных отношений, продуцирование эмоциональныx и когнитивных процессов в их единстве, совершенствование механизмов переживания. Базисные психотехнические средства создают основную психологическую ткань воздействия.
К ценностным психотехническим действиям относится совокупность идей, которые усваиваются участниками коррекции. Психокоррекционное воздействие опирается на гуманистическую концепцию бытия, семейных отношений и воспитания. Конкретизацией гуманистической концепции в аспекте воспитания выступает подход к воспитанию как диалогу. Гуманистические
Специальные психотехнические действия представяют собой важнейшие элементы психокоррекционного воздействия, такие, как тактика ведущих и отношения в паре ведущих, техника эмпатического слушания, интерпретирования и разъяснения, техника игровой драматизации, процедурно-организационные аспекты коррекции, техника самодиагностики и самоисследования.
В течение семи лет в практике работы психологической консультации апробирован метод комплексной психологической коррекции, направленный на профилактику неврозов у детей дошкольного возраста. В работе принимали участие 126 семей (197 детей; и 250 взрослых).
В условиях консультативного учреждения психокоррекция проводится в течение 3—4,5 месяца, ври частоте занятий 2 раза в неделю (10—12 занятий с детьми в течение 1—1,5 ч и 10—12 занятий с родителями, каждое — по 5—6 ч).
Основной причиной обращения в консультацию были явления дезадаптации. Этот факт отражался непосредственно в жалобах родителей, описании ими трудностей в воспитании детей, т. е. очевидные признаки дезадаптации и отдельные невротические реакции были осознанными побудительными мотивами обращения за психологической помощью. Необходимо отметить, что пси-хокоррекционная работа проводилась только с психически здоровыми родителями.
Психокоррекционные воздействия в условиях консультации представляют собой систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных блоков.
I. Диагностический блок, содержание которого можно определить как достижение нескольких целей: обобщенное описание психологических факторов риска, характерных для конкретной группы детей и родителей, изучение индивидуальных проявлений факторов риска для каждой семьи и составление индивидуальной для каждой семьи и для каждого ребенка программы коррекции; вовлечение участников работы в самодиагностику и самоанализ стратегий собственного поведения, мотивов обращения и переформулировка запроса к психологу в ходе начального этапа работы.
Анализ результатов по этим методикам позволяет составить обобщение о психологических факторах риска.
Показано, что психологические факторы риска неврозов у дошкольников представляют собой особую дисгармонию хода психического развития ребенка в контексте неправильного семейного воспитания. В результате этого у детей заостряется и фиксируется на длительное время негативная фаза критического периода развития, рассогласовываются различные элементы игровой деятельности, обнаруживается выраженный дисбаланс между одиночной и коллективной игрой, а также проявляются черты одиночной игровой деятельности. В итоге ребенок занимает особое место в системе семейных отношений: при усиленной рациональной и осознаваемой значимости ребенка в семье и повышенной зависимости от взрослых наблюдается вытеснение ребенка из значимой сферы супружеских отношений, не осознаваемое родителями.
Воспитание в семье регулируется как знаемыми, осознанными мотивами, так и реально действующими, не вполне осознанными или бессознательными мотивами; которые к изучаемому периоду развития семьи вступают во- взаимный конфликт, вызывая искажение взаимодействия взрослых и детей. Родительские установки и позиции в сфере социальной перцепции характеризуются неадекватностью (диффузным, нерасчлененным, а иногда искаженным образом ребенка), ригидностью, особенно проявляемой в сфере эмоционального компонента отношений к ребенку, и формами предпо-
читаемого воздействия (поощрения и наказания); я также непрогностичностью в сфере взаимодействия (адресацией не к будущему, а к настоящему, сиюминутному, в основном к проблемам послушания и адаптивного поведения).
Вся эта совокупность явлений и представляет собой психологические факторы, вызывающие повышенную готовность к перерастанию отдельных невротических реакций у детей в клинически оформленные и устойчивые формы невротического реагирования и поведения. Иными словами, такие дети без компетентной психологической помощи через определенное время переходят из группы риска в группу больных, страдающих неврозами. И тогда требуется не коррекционная, а лечебная работа (А. С. Спиваковская, 1980; Ю. Ф. Поляков, А. С. Спиваковская, 1985).
Индивидуальные проявления факторов риска обнаруживаются при анализе всей диагностической информации в ее качественном своеобразии у каждого ребенка и у каждой семьи. Акцент делается на уяснении своеобразия развития ребенка, особенностей его игровой деятельности, выявлении особо значимых сюжетов игры,
конкретных затруднений коллективной деятельности, определении значимых для данного ребенка систем переживаний. Для составления индивидуальной программы коррекции важно проанализировать присущие каждой семье мотивы воспитания и родительские позиции, а также привычные формы внутрисемейного взаимодействия как между супругами, так и между детьми и родителями.
Задачи самодиагностики решаются в процессе начальных этапов консультирования в ходе бесед с родителями и обсуждения результатов патопсихологических и игровых экспериментов с детьми. Обнаружено, что на первых встречах с психологом родители строят свое поведение по одному из трех типичных вариантов. Два из них — требование совета по воспитанию и требование включения в группу. Оба эти варианта характеризуются бессознательным отказом от самостоятельной работы, апелляцией к научному авторитету или особо эффективному методу при снятии с самих себя всякой ответственности за ход дальнейшей работы. Третья стратегия связана с истинным побуждением к поиску психологической помощи и с готовностью активно эту помощь воспринимать: психологу не передоверяют ответственность за воспитание и отношения в семье, а ищут в нем опору и возможности сотрудничества.
В ходе дальнейших встреч (речь идет о 3—4 встречах) выявляется сложная и неоднозначная картина мотивации обращения за психологической помощью. Психолог не столько сам обнаруживает эту мотивационную структуру, сколько выслушиванием, косвенными вопросами, акцентами, зеркальным повтором, а также скупыми интерпретациями проясняет для самих обратившихся истинные мотивы обращения.
Совместный анализ этих не вполне осознанных
мотивов обращения, их самодиагностика родителями выполняют важнейшую функцию построения необходимого рабочего контакта, ставят родителей перед необходимостью формулирования собственных задач для самостоятельной коррекционной работы.
В задачу самодиагностики входит также актуализация и обнаружение психической напряженности, эмоционального переживания неблагополучия, что достигается в совместном анализе дневниковых записей, которые ведут родители сразу же после обращения к психологу по его просьбе. Ниже приводятся характерные цитаты из дневниковых записей:
Живой и эмоционально насыщенный контакт, сведения, которые сообщают родители — участники уже завершившихся циклов коррекции, их творческие установки в отношении собственной семейной жизни создают насыщенный внушающий потенциал, помогающий новым клиентам глубже осознать и прочувствовать особую атмосферу коррекционных занятий.
Это совместное заседание начинается вступительным словом психолога:
«Сегодня у нас большой праздник. Праздник, потому что мы начинаем новый этап психологической работы, во многом это будет и новый жизненный этап и для психологов, которые здесь присутствуют и будут помогать нашей работе, и для родителей, которые пришли к нам в консультацию. Праздник еще и потому, что мы имеем возможность еще раз встретиться с теми, с кем мы хорошо знакомы, с теми, с кем мы уже прошли этот совместный, подчас очень нелегкий путь.
Далее выступают родители, прошедшие психокоррекционный курс в консультации.
Борис (сын Ваня, 6 лет):
«Хочу сказать, что работа в консультации дала нам много. Прежде всего повысилась уверенность. Легче стало оценивать поступки детей: что можно позволить, что нельзя. Сейчас страхов у сына значительно меньше и справляется он с ними быстрее. Младший сын растет более активным. Между собой они играют дружно. Когда младший проявляет неуверенность, старший ведет с ним себя более осторожно.
Что изменилось в ребенке? Надо сказать, сын менялся на глазах! Конечно, когда дети только приходят в группу, они еще скованны (и хочется, и боязно). Но постепенно они увлекаются играми. Им предоставляется возможность самим выбирать роль. Все предложения детей учитываются. Дети чувствуют себя свободно. Очень важен ритуал встречи: если кого-то обошли, он чувствует себя немного ущемленным. Детям нравится играть с психологом. Взрослый всеми детьми признается равным участником игры.
В чем заключаются занятия с родителями?
Основной смысл и содержание занятий — это откровенные высказывания о своих ощущениях, настроениях, проблемах. Если не выскажешь чего-либо наболевшего — сам же потеряешь от этого. Вся трудность — в преодолении стеснения. Когда переступишь через это, потом уже легче.
Таня (жена Бориса):
«Добавляя к сказанному, замечу, что мы, наверное, не сразу поняли, что эта группа была подарком в нашей жизни. Эти занятия, это общение многое дадут вам в понимании окружающего мира, помогут научиться чувствовать другого человека (в частности, своего ребенка, мужа). Это поможет создать нормальные отношения в семье.
Когда начнутся занятия, постарайтесь быстрее включиться. И еще: старайтесь ориентироваться не на себя, а на других— помочь им; и тогда вы получите гораздо больше.
Ирина (сын Стасик, 5,5 лет): От своего имени хочу добавить. Здесь вы научитесь жить на собственных ошибках. На занятиях проигрываются самые разные ситуации.
Гарантии, что ребенок будет лучше, не было. Бабушка нас отговаривала, говорила: зачем вам это нужно? Сейчас она, кстати, считает, что ребенок стал хуже, чем был. Почему так? Потому, что раньше ребенок наш был такой, что его можно было уговорить на что угодно. А теперь он стал личностью. Если не согласен с чем-либо — отстаивает свою точку зрения, не соглашается.
Юра (дочь Наташа, 4 года):
«Все высказанное здесь совпадает с нашими переживаниями. У меня сейчас происходит психологическая разрядка (так же, как и раньше). Мы приходили в эту комнату, дорогую нам всем. Помню, затаскивали меня сюда на аркане, а вот теперь я сожалею, что все кончилось. Что мы здесь находили: психологическую разрядку!
Галина (жена Юры):
«Появилась общность взглядов на ребенка. Раньше каждый отстаивал только свою точку зрения, теперь — общая.
Вопрос. Как долго длится занятие?
Валентин (в семье трое детей, обратились по поводу младшего, Тимура, 4 года):
Галина (жена Валентина):
«Здесь действительно создавались модели ситуаций, которые существуют в жизни. Может создаться впечатление, что все было очень легко и приятно. Нет! Это был очень большой труд (общение в группе не сравнить с беседой за кружкой пива). Занятия
Вопрос. Судя по вашим рассказам, нагрузки на занятиях были большие. Хватало после таких нагрузок сил еще и на другие дела?
Борис (муж Ирины):
Наташа (сын Женя, 5 лет):
После такого мощного эмоционального воздействия, которое прежде всего ослабляет психическую напряженность участников группы, происходят значимые изменения в установках на коррекционную работу, что хорошо иллюстрируют выдержки из дневниковых записей:
Другим, не менее важным итогом совместного родительского собрания является переформулировка запроса и более глубокое осознание мотивов обращения. Этот результат можно представить в обобщенном виде.
Ослабление психической напряженности, более адекватно сформулированный запрос и глубже осознанный мотив обращения в консультацию вызывают активизацию родителей на самостоятельную психологическую работу, что также можно проиллюстрировать выдержками из дневниковых записей:
«Постоянно возвращаюсь мыслями к собранию. Только увидев этих радостных и счастливых детей, хотя, как они сами говорили, проблемы есть и у них, я поняла главное: чтобы победить, чтобы помочь себе и ребенку, не надо сдаваться, надо ак-
Успешность психокоррекционной работы определяется многими переменными, среди которых особое место занимает контакт между психологом и участниками работы. Контакт этот не стабилен, он меняется как по знаку эмоционального отношения к психологу, так и по степени глубины симпатии и доверия. Трансформации эмоционального отношения совершаются и в ходе создания родительских установок. Доверительность, возникающая постепенно, отражается в увеличении степени откровенности в выражении чувств в дневниковых записях.
«. После собрания я впервые сел за дневник, раньше я удивлялся, чего они все так послушно всё выполняют, сказали писать дневник, сказали, что его будут читать, какой же это дневник, когда пишешь и знаешь, что его прочтут и еще будут анализировать, но после собрания эти все сомнения сами собой отпали, я понял, что не стоит бояться самого себя, что только при полной откровенности можно будет чего-то добиться…"
Следующим результатом родительского собрания, касающимся стремления родителей принять участие в психокоррекционной работе, выступает повышение веры в возможность достижения позитивного результата. По этому параметру изменение установок родителей происходит в каждой семье по-разному, иногда это выражается в окончательном принятии решения посещать консультацию, так как часто при активном желании матерей отцы занимают нейтральную или открыто негативную позицию по отношению к участию в группе. После собрания очень часто эта установка меняется.
«. Я не верила в то, что с нашим сыном можно что-нибудь сделать, но когда я послушала рассказы родителей, то поняла,
Читайте также: