Сущность информационной теории в развитии неврозов

[ ] периодическое употребление алкоголя

[ ] конфликт в личных отношениях

[ ] конфликт в трудовых отношениях

232. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

ОСОБЫЕ ВИДЫ БОЛИ

233. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К РАЗВИТИЮ НЕВРОЗОВ

[ ] сильный уравновешенный инертный (флегматик)

[ ] сильный неуравновешенный (холерик)

[ ] сильный уравновешенный подвижный (сангвиник)

234. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

СИНДРОМЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНЫХ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН

[ ] синдром денервационной гиперчувствительности

235. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ НАПРЯЖЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ П.В. СИМОНОВА ХАРАКТЕРИЗУТСЯ РАЗВИТИЕМ

( ) состояния повышенной работоспособности (внимание, мобилизация, активность)

( ) стенических отрицательных эмоций (гнев, злость, ярость)

( ) астенических отрицательных эмоций (тоска, уныние, отчаяние)

( ) генерализованного охранительного торможения в коре головного мозга

236. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ НАПРЯЖЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ П.В. СИМОНОВА ХАРАКТЕРИЗУТСЯ РАЗВИТИЕМ

( ) стенических отрицательных эмоций (гнев, злость, ярость)

( ) астенических отрицательных эмоций (тоска, уныние, отчаяние)

( ) состояния повышенной работоспособности (внимание, мобилизация, активность)

( ) генерализованного охранительного торможения в коре головного мозга

237. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ НАПРЯЖЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ П.В. СИМОНОВА ХАРАКТЕРИЗУТСЯ РАЗВИТИЕМ

( ) генерализованного охранительного торможения в коре головного мозга

( ) астенических отрицательных эмоций (тоска, уныние, отчаяние)

( ) стенических отрицательных эмоций (гнев, злость, ярость)

( ) состояния повышенной работоспособности (внимание, мобилизация, активность)

238. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СУЩНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ НЕВРОЗОВ

( ) первичный дефицит процессов внутреннего торможения

( ) дефицит жизненного опыта и навыков социального общения

( ) дефицит информации, энергии, либо времени для достижения поставленной цели

( ) несоответствие между желаемым результатом и достигнутым при условии большой значимости результата для данного человека

( ) наличие избыточной информации

239. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ ДЕФИЦИТА АДАПТАЦИОННОЙ ЭНЕРГИИ В РАЗВИТИИ НЕВРОЗОВ

( ) наличие избыточной информации

( ) дефицит жизненного опыта и навыков социального общения

( ) дефицит информации, энергии, либо времени для достижения поставленной цели

( ) несоответствие между желаемым результатом и достигнутым при условии большой значимости результата для данного человека

( ) первичный дефицит процессов внутреннего торможения

240. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ В РАЗВИТИИ НЕВРОЗОВ

( ) первичный дефицит процессов внутреннего торможения

( ) первичный дефицит информации, энергии, либо времени для достижения поставленной цели

( ) несоответствие между желаемым результатом и достигнутым при условии большой значимости результата для данного человека

( ) дефицит жизненного опыта и навыков социального общения

( ) первичное наличие избыточной информации

241. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

ВИДЫ АНЕМИЙ ПО ТИПУ КРОВЕТВОРЕНИЯ

242. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

ВИДЫ АНЕМИЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ ЭРИТРОЦИТОВ

243. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

ВИДЫ АНЕМИЙ ПО РЕГЕНЕРАТОРНОЙ СПОСОБНОСТИ КОСТНОГО МОЗГА

244. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

ВИДЫ ВРОЖДЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ

245. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Факторы риска невроза

Определение и общая характеристика невроза

НЕВРОЗ

Невроз группа психогенных нервно-психических расстройств вызванные нарушением жизненно важных отношений человека со средой и не имеющее психотических проявлений (галлюцинации, бред и др.) Невроз пограничное состояние между нормой и психической патологией, возникающее в случаях, когда требования окружающей среды превышают функциональные физиологические возможности личности.

Патогенетическую основу неврозов составляют нарушения силы, под­вижности и уравновешенности основных нервных процессов — воз­буждения и торможения.

Принято выделять 3 главных группы развития неврозов: биологические, социальные и психогенные.

· Биологические: наследственная предрасположенность, пол (чаще у женщин), возраст (чаще в пубертатном и климактерическом периодах), конституциональ­ные особенности человека (более склонны астеники), перенесённые и текущие хронические заболевания, эндокринная патология.

· Социальные: особенности профессиональной деятельности (напри­мер, информационные перегрузки, однообразие трудовых опера­ций), неблагополучное семейное положение, неудовлетворительные бытовые условия, особенности сексуального воспитания и др.

· Психогенные: личностные особенности, психические травмы в детстве.

Ниже мы рассмотрим 2 теории невроза: информационная теория Петра Васильевича Симонова и биологическая теория Петра Кузьмича Анохина.

Информационная теория невроза П.В Симонова. Главная идея это теории заключается в том, что при любой поведенческой активности организма необходима определенная информированность об окружающей среды. При недостаточной информированности развивается нервное напряжение, степень которого и определяет возможность развития невроза. П.В.Симоновым была предложена формула степени нервного напряжения:


Чем ближе этот условный показатель к единице (1), тем меньше напряжение и наоборот. Например, когда студенту медику, дают невыполнимое задание, которое необходимо выполнить в короткий срок – возникает напряжение, которое может привести к неврозу.

Биологическая теория невроза П.К.Анохина - основана на учении о системной организации функций П.К.Анохина. Согласно теории П.К.Анохина, главным фактором формирующим функциональную систему высшей нервной деятельности человека является – цель. Причиной невроза является несовпадение между намеченной целью и конкретным результатом действия системы, т.е. в итоге цель оказывается недостигнутой, что сопровождается нервным и психическим напряжением. Совершенно очевидно, что чем больше и важнее цель, тем выше риск развития невроза. Степени напряжения в зависимости от уровня дефицита средств достижения цели Г.И. Косицкий могут дополнить теорию П.К.Анохина. Итак, Г.И.Косицкий выделял 4 степени напряжения.

I степень - В.М.А. (внимание, мобилизация, активность) - это активная ориентировочная реакция, стадия адекватной мобилизации сил, подъем творческой активности достижение цели, преодоление трудностей.

II степень - С.О.Э. (стенические отрицательные эмоции), если цель не достигается, не хватает средств для её достижения, то возникает мобилизация вегетативных резервов, появляется гнев, ярость, что делает даже слабого человека сильным и способствует достижению цели.

Классификация неврозов

I. В зависимости от причин все неврозы принято разделять на 2 большие группы:

· первичные – возникают в результате первичного нарушения нервной деятельности;

· вторичные возникающие как результат предшествующего соматического заболевания – соматогенные неврозы. Соматогенные неврозы могут быть результатом:

1. патологической импульсации при соматических заболеваниях, особенно хронические боли (перенапряжение нервных процессов);

2. нарушение висцеральных функций и необходимого обеспечения: метаболические, эндокринные сосудистые и другие расстройства.

3. психогенное действие соматической болезни: социальная изоляция (ВИЧ, псориаз, озена), угнетающее воздействие.

II. В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения: неврозы с преобладанием возбуждения и неврозы с преобладанием торможения.

III. Формы неврозов. Традиционно выделяют три группы наиболее распространён­ных форм неврозов: невроз навязчивых состояний, истерию, неврас­тению.

Форма невроза во многом определяется типом личности – соотношение первой и второй сигнальных систем. Если преобладает вторая сигнальная система, т.е. абстрагирование - это мыслительный тип личности, если преобладают образы в мышлении – художественный тип и смешанный тип, который сочетает в себе образное мышление и способность к абстрагированию. Для абстрагированного типа характерен невроз навязчивых состояний, художественный тип склонен к истерическому неврозу (истерии), а смешанный тип неврастении.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Одним из важнейших условий возникновения неврозов является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации.

Действие психотравмирующих раздражителей (психических травм) определяется той информацией, которую эти раздражители несут.

Ряд авторов, относя неврозы к психогениям, в тоже время допускают, что они могут вызываться и такими общеистощающими вредностями, как длительное недосыпание, умственное или физическое перенапряжение. Однако и в этих случаях имеет значение информация, побуждающая человека преодолевать усталость.

Патогенными могут оказаться однократно действующие сверхсильные и, особенно, многократно действующие более слабые раздражители. В первом случае говорят об острых, во втором - о хронических психических травмах или психотравмирующей ситуации. Действие слабых раздражителей может суммироваться.

Возможность возникновения заболевания под влиянием сигнального (информационного) значения раздражителя была показана еще И.П. Павловым на животных. Экспериментальные неврозы у них удавалось вызывать действием таких раздражителей, как слабый звук звонка, стук метронома, прикосновение касалкой или вид эллипса, по форме приближающегося к кругу, которые становились патогенными лишь благодаря той информационной составляющей, которой были наделены.

По E. Gellhorn и G. Loofborrow (1966), экспериментальные неврозы могут быть вызваны сильным возбуждением гипоталамуса, при котором одновременно активизируются оба его отдела. В нормальном организме положительные и отрицательные условные раздражители вызывают специфическое локализованное возбуждение и торможение в коре. При экспериментальных неврозах эта нормальная активность нарушается. В основе этого, по мнению упомянутых авторов, лежит резкое усиление гипоталамо-кортикальных разрядов в сочетании с нарушением реципрокных отношений, существующих в норме между передним и задним гипоталамусом.

Сила психотравмирующего воздействия определяется не физической интенсивностью сигнала, не количеством информации, которую он несет, а значимостью этой информации для данного индивида, то есть зависит не от количественной, а от семантической стороны сообщения.

Семантическая теория информации, учитывающая значимость сообщения, до сего времени недостаточно разработана. Однако и сейчас можно говорить о видах информации: I - общая, Iз - значимая, Iн - нейтральная. В этом случае Iз=I - Iн.

Значимой является информация, влияющая на вероятность удовлетворение потребностей (достижения цели). При этом в зависимости от того, увеличивается или уменьшается эта вероятность, информация будет оказывать положительное или отрицательное эмоциональное воздействие. Согласно формуле А.А. Харкевича:



- вероятность достижения цели до получения информации;

- вероятность достижения цели после получения информации.

Давно подмечено, что сильное психотравмирующее действие могут оказывать неожиданные неприятные сообщение, к которым человек не подготовлен. Степень неожиданности информации может быть определена по формуле Шеннона:



- вероятность одного из исходов.

Для понимания механизма действия неожиданных психических травм много ценного может дать и концепция вероятностного прогнозирования.

Ряд накопившихся экспериментальных данных и повседневных наблюдений свидетельствует о том, что в мозге человека и высших животных протекают процессы прогнозирования и сличения реально наступившей ситуации с прогнозируемой (Бернштейн Н.А., 1966, Фейгенберг И.М., 1963).

Электроэнцефалографические исследования говорят о том, что в осуществлении процессов вероятностного прогнозирования участвуют ретикулярная формация, лимбическая система, в частности миндалина, поясная извилина (И.М. Фейгенберг).

Процессы вероятностного прогнозирования и сличения играют существенную роль в возникновении эмоций, вызванных действием информации.

Комплекс соматических изменений при эмоциях по своему происхождению родственен ориентировочной реакции - он возникает в результате работы аппарата сличения. Отклонение хода событий от прогнозируемого организмом ведет к ряду изменений, мобилизующих организм на перемену стратегии поведения, подготавливающих его к действию с большими затратами энергии.

Особенно значима для человека информация, вызывающая необходимость принять решение, что делать теперь, как действовать дальше, то есть затрагивающая его будущее. Пока решение не принято, не выработана твердая линия поведения, сохраняется эмоциональная напряженность, а вместе с тем и возможное психотравмирующее действие ситуации.

Состояние нервной системы к моменту действия психотравмирующих обстоятельств играет большую роль в возникновении заболевания. Появлению неврозов способствует все то, что астенизирует нервную систему, все, что может привести к тому, что раздражители, не являющиеся до того сверхсильными и не вызывающие заболевания, становятся таковыми, воздействуя на ослабленные клетки мозга.

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Высшая нервная деятельность включает сложные рефлекторные реакции, обеспечивает наиболее совершенное приспособление организма к внешней среде и определяет социальную ценность человека. Расстройство высшей нервной деятельности может быть вызвано патогенным воздействием как биологических, так и социальных факторов. Поэтому знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения высшей нервной деятельности и умения правильно оценивать клинические данные необходимы врачу любой специальности.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- этиологию и патогенез общих расстройств высшей нервной деятельности;

- основные проявления и механизмы их развития при нарушениях высшей нервной деятельности;

- общие закономерности расстройства ВНД при травматическом поражении КГМ.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы ”Патофизиология высшей нервной деятельности” необходимо знать:

- условно-рефлекторную деятельность коры больших полушарий;

- анализ и синтез раздражения в коре больших полушарий;

- взаимоотношения возбуждения и торможения в коре больших полушарий;

- типы высшей нервной деятельности.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Роль структур головного мозга в формировании высшей нервной деятельности. Классификация типов высшей нервной деятельности.

2. Неврозы. Этиология неврозов. Теория "дефицита адаптационной энергии", биологическая и информационная теории возникновения неврозов. Факторы, способствующие развитию неврозов. Основные формы неврозов (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний). Патофизиологическая характеристика и механизмы развития неврозов. Понятие о соматогенных неврозах. Основные принципы профилактики и лечения неврозов.

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 449-450.

3. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1985. - С. 547-550.

1. Литвак Т.Е. Неврозы. Профилактика и лечение. - М., 1993. - 108 с.

2.Плотников В.В., Плотников Д.В., Северьянова Л.А. Психофизиологический анализ поведенческого фактора риска (тип А) ишемической болезни сердца. – Курск, 2004. – 320 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Роль структур головного мозга в формировании высшей нервной деятельности.

2. Принципы классификации типов высшей нервной деятельности.

3. Определение понятия "невроз".

4. Теории возникновения неврозов.

5. Сущность информационной теории возникновения неврозов.

6. Сущность биологической теории возникновения неврозов.

7. Теория "дефицита адаптационной энергии". Ее роль в возникновении неврозов.

8. Факторы, способствующие развитию неврозов.

9. Основные патофизиологические изменения при неврозах.

10. Механизмы развития фазовых явлений при неврозах.

11. Клинические формы неврозов и их характеристика.

12. Основные принципы профилактики и лечения неврозов.

13. Соматогенные неврозы. Определение понятия, причины и механизмы развития.

14. Патофизиология нарушений сна.

15. Современные представления о механизмах развития психосоматических расстройств.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Составить схему, отражающую основные принципы получения неврозов и их проявления.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Проверка выполнения обязательного задания.

2. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.

3. Самостоятельное выполнение работы согласно ООД.

4. Самостоятельное решение проблемных задач.

5. Фронтальный разбор решений проблемных задач и основных вопросов темы.

ООД

к выполнению работы

"Влияние звукового раздражителя на организм животного в зависимости

от функционального состояния центральной нервной системы"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка животных к эксперименту. 1. Взять 8-10 мышек, пометить их краской и поместить в ящик со звонками.
2. Определение исходной реактивности на действие звука. 2. Включить звонки в ящике на 2-3 мин и наблюдать за реакцией животных на звук. По ответной реакции на звуковой раздражитель животных разделить на две группы: 1 - спокойных, 2 - возбудимых.
3. Воздействие на функциональное состояние нервной системы. 3. Животным 1-й группы для повышения их возбудимости ввести под кожу спины кофеин по 0,1 мл 10% раствора на 10 граммов веса мышки. Животным 2-й группы для снятия повышенной возбудимости ввести подкожно бромистый натрий из расчета 0,1 мл 3% раствора на 10 граммов веса.
4. Оценка ответной реакции на звуковой раздражитель после коррекции функционального состояния нервной системы. 4. Через 15-20 мин после введения препарата животных снова поместить в ящик со звонками и, включив звонки на 2-3 минуты, наблюдать за реакцией животных на звук.
5. Анализ результатов опыта. 5. Объяснить характер ответной реакции мышки на действие звукового раздражителя, исходя из факторов, определяющих тип нервной деятельности. Выяснить характер изменения функционального состояния нервной системы у мышек под действием введенных препаратов. Объяснить изменение ответной реакции мышек на звуковой раздражитель после коррекции функционального состояния центральной нервной системы.
6. Оформление протокола. 6. Результаты опыта представить в протоколе в виде таблицы, записать их объяснение и вывод.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
И НЕЙРОГЕННЫЕ ДИСТРОФИИ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Вегетативная нервная система обеспечивает афферентную и эфферентную иннервацию всех внутренних органов, сосудов, потовых желез, а также регуляцию трофики скелетной мускулатуры, рецепторов и самой нервной системы, координирует их деятельность в соответствии с текущими потребностями организма. Поэтому знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения вегетативной нервной системы и умение правильно оценивать клинические данные необходимо врачу любой специальности.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ НЕВРОЗОВ.. 4

1.1. Теория неврозов З. Фрейда. 4

1.2. Теория К. Юнга. 7

1.3. Концепция природы неврозов Адлера. 10

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ НЕВРОЗА И ИХ РОЛЬ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ.. 15

2.2. Ноогенная теория неврозов В. Франкла. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования: Понятие невроза связано с многообразными – как по форме проявлений, так и по степени выраженности – проявлениями психической жизни. Общим для них является переход от рационального способа реагирования на требования внешнего мира и адекватного управления внутренними побуждениями к неким иррациональным феноменам, кажущимся странными и не подлежащими произвольному контролю.

Невроз – психологический кризис, обусловленный состоянием разобщения с самим собой, или, более формально, умеренная диссоциация личности, обусловленная активизацией комплексов.

Теория и техника психоанализа базируется, в основном, на клинических данных, полученных при изучении неврозов. Хотя в последние годы наметилась тенденция расширять рамки психоаналитических исследований, включая нормальную психологию, психозы, социологические и исторические проблемы, наши знания в этих областях не прогрессировали так далеко, как наше понимание неврозов. Клинические данные по неврозам все еще снабжают нас наиболее достоверным материалом для формулирования психоаналитической теории.

Психоанализ утверждает, что психоневрозы базируются на невротическом конфликте. Конфликт ведет к обструкции\разрядки инстинктивных побуждений, что кончается состоянием "будь я проклят". Эго становится все менее способным справляться с усиливающимися напряжениями и, в конце концов, оказывается подавлено. Непроизвольные разрядки в клинике проявляются как симптомы психоневроза.

Термин "невротический конфликт" используется в единственном числе, хотя всегда имеется более чем один важный конфликт. Привычка и условность заставляют нас говорить о единственном конфликте. Невротический конфликт – это бессознательный конфликт между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, отвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию[1].

Целью данного исследования является изучение психоаналитической теории неврозов.

Объект исследования:психоаналитическая теория неврозов.

Предметом исследования выступают особенности возникновения и развития теории неврозов в психоанализе.

Цель исследования реализуется в решении следующих задач:

1. рассмотреть теорию неврозов З. Фрейда;

2. проанализировать теорию К. Юнга;

3. выявить особенности в концепции природы неврозов Адлера;

5. раскрыть ноогенную теорию неврозов В. Франкла.

Методы исследования:

1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

2) анализ научной литературы, учебников и пособий по психоанализу и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех подпунктов заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ НЕВРОЗОВ

Теория неврозов З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений XX века. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.


Рис. 1. Этиологическое уравнение неврозов

По мнению З. Фрейда, при нормальной сексуальной жизни не может быть актуального невроза. При этом невротизирующий механизм начинает формироваться в раннем детстве (обычно в первые три года жизни), когда у ребенка появляется ряд сексуальных влечений, которые он расценивает как запретные, недозволенные (аутоэротизм, гомосексуальные или инцестуальные влечения)[3].

Фрейд, исходя из своих наблюдений, совместно со своим коллегой и учителем Й. Брейером, пришел к выводу о том, что симптомы невроза выполняют защитную функцию и являются неудачной попыткой справиться с болезненным переживанием. Эти сложные чувства, связанные с воспоминанием о травматическом опыте, находились вне сознания, но при этом они оказывали активное воздействие на сознание и поведение взрослого человека. Таким образом, Фрейд сделал открытие, что большая часть психический жизни протекает вне нашего сознания, т.е. является бессознательной.

Кроме того, Фрейд пытается классифицировать неврозы (включая и шизофрению) или установить их различие согласно периоду инфантильного развития, в котором возникла фиксация. С точки зрения этой теории, нервнобольной совершенно зависит от инфантильного прошлого; все позднейшие расстройства, нравственные конфликты, ощущение неполноценности и т. д. как бы порождены могущественными влияниями этого периода жизни. Соответственно, главная задача лечения заключается в развязывании этой инфантильной фиксации, которая понимается как бессознательное застревание ("зацикливание") сексуального либидо в некоторых инфантильных фантазиях и привычках.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это “переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение”. Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах ее функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие лечебные методы. В одной из своих работ он писал: “Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории; никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их”. О цели психоаналитической терапии Фрейд писал: “Где было Ид, там будет Эго” т. е. бессознательные психические процессы должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции их в экзистенциальную организацию[4].

Все вышеизложенное является сущностью фрейдовской теории невроза.

Теория К. Юнга.

Любой невроз характеризуется диссоциацией и конфликтом, содержит комплексы и демонстрирует следы регрессии и понижение ментального уровня. По мнению Юнга, невротический приступ приступ, или взрыв, вспышка, целенаправлен, является благоприятной возможностью осознать, кто же вы есть на самом деле в противоположность тому, кто мы думаем, мы есть. Путем проработки симптомов, которые неизменно сопровождают невроз – беспокойство, страх, депрессия, вина и отдельный конфликт – мы все более осознаем свои личностные границы и обнаруживаем свою подлинную силу.

При любом нарушении в деятельности сознания энергия регрессирует и бессознательные содержания активизируются в попытке скомпенсировать возникшие неполадки, преодолевая тем самым и очевидную односторонность сознания. Неврозы, как и любые болезни, являются симптомами плохого приспособления. Как следствие появления какого-либо препятствия или мешающего воздействия – конституциональной слабости или дефекта, неправильного образования, воспитания, печального опыта, неадекватной установки и т. д. – человек избегает трудностей, которые приносит ему жизнь, стремясь, таким образом, обратно в инфантильный мир, мир детства. Бессознательное компенсирует эту регрессию, продуцируя символы, которые, будучи поняты объективно, т. е. путем сравнительного их изучения, реактивируют общие идеи, которые лежат в основе всех таких естественных систем мысли. Таким путем и происходит изменение установки, которая связывает диссоциацию между человеком таким, каков он есть, и человеком, каким он должен быть.

Юнг называл свою установку в отношении невроза энергетической или финальной, так как она базируется, прежде всего, на потенциальной энергетической последовательности или прогрессии, нежели на каузальной или механистической причине, приводящей к регрессии. Эти два взгляда нельзя считать несовместимыми, скорее они взаимодополнительны. Механистический подход обращен к прошлому в поисках причин психического дискомфорта в настоящем; Юнг же фокусируется на настоящем, обращаясь взглядом к будущим возможностям.

"Я больше не ищу причины невроза в прошлом, но пытаюсь отыскать ее в настоящем. Я спрашиваю, в чем заключается необходимая задача, которую пациенту не удалось завершить". "В психических расстройствах в любом случае недостаточно просто привести предполагаемые или реальные причины к сознанию. Лечение включает в себя интеграцию содержаний, которые оказались разобщенными, диссоциированными от сознания"[5].

Юнг возражал против прямого вмешательства в жизнь больного неврозом практическим советом, моральными или интеллектуальными инструкциями. Цель психоаналитической терапии он видел не только в устранении болезненного симптома, но и в укреплении здоровья, в стремлении помочь пациенту достигнуть душевной зрелости. Если по Фрейду, “где было Ид, там будет Эго”, то Юнг, исходя из требований индивидуальности, говорит: “Самость должна заменить Оно”.

Целью процесса индивидуализации является синтез различных аспектов сознательной и бессознательной памяти. По Юнгу, “если человек живет, он Должен бороться и жертвовать тоской, чтобы восходить к своему собственному росту"; по Фрейду, это значит, что человек должен "договориться с реальностью”.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.