Можно ли водить автомобиль при неврозе

Наш постоянный автор и врач-психиатр рассказывает о том, что многие боятся обращаться к психиатру, потому что он точно найдёт у них психические отклонения и это лишит их возможности найти хорошую работу.


Кадр из фильма “Драйвер на ночь”/kinopoisk.ru

Одна из причин, и довольно весомая, по которой неохотно обращаются за помощью к психиатрам, — опасение лишиться водительского удостоверения или хорошей работы. И в самом деле, шутка ли — только что были права, и вдруг тебе заявляют, что машину ты теперь можешь водить только за верёвочку, и только игрушечную. Максимум велосипед.

Действительно, ряд психических заболеваний, а также определённая тяжесть их течения могут явиться причиной того, что психиатр откажет вам в разрешении на вождение авто- или мототранспорта. Или не допустит к некоторым видам работ — скажем, к чему-то, связанному с управлением механизмами, представляющими опасность, или к работе с детьми. Что же это за заболевания и какой закон регламентирует медицинские психиатрические противопоказания?

Что касается регламентирующего документа, то это Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г. Весь список вредностей и опасностей в приложении к этому приказу довольно обширен, занимает несколько листов. Мы же коснёмся только вождения транспорта.

Периодичность медосмотра — раз в пять лет. При достижении пенсионного возраста — ежегодно.

Вначале о тех заболеваниях, при которых вождение абсолютно противопоказано. Это эпилепсия и умственная отсталость, выраженная сильнее, чем пограничная. То есть если вопрос с лёгкой дебильностью можно ещё решить индивидуально-комиссионно, то умеренный либо выраженный дебил может рассчитывать только на руль велосипеда или вожжи гужевого транспорта. Кстати, даже лёгкая или пограничная степень умственной отсталости — уже препятствие для открытия категорий Д и Е, а также вождения трамваев и троллейбусов, что в целом понятно.

Теперь об остальных психических заболеваниях. В приказе говорится, что общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжёлыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Что это означает?

С точки зрения психоневрологического диспансера любой гражданин либо не наблюдается у психиатров, либо наблюдается (состоит на учёте, как раньше говорили). Причём "не наблюдается" — это также и те, чьи амбулаторные карты сдали в архив: человек в стойкой ремиссии или вовсе выбыл. Если снятый с наблюдения пришёл на медкомиссию, вопрос решают, как правило, в его пользу, если он только не дебил и не эпилептик. Ну, возможно, в спорном случае вопрос будет решаться не одним врачом, а тремя (если, скажем, здесь не ремиссия, а просто человек уезжал из города и в связи с отъездом был снят с наблюдения).

Если же человек наблюдается, то есть две группы наблюдения — консультативная и диспансерная. Консультативная подразумевает, что психическое расстройство не тяжёлое, не требует обязательного регулярного наблюдения, пациент сам решает, когда ему обращаться за помощью и надо ли обращаться вообще. В эту группу помимо невротических больных могут входить и пациенты с довольно грозно звучащими диагнозами, вроде той же шизофрении или маниакально-депрессивного психоза (ныне биполярное аффективное расстройство), но у которых болезнь находится в стадии устойчивой ремиссии. Этой группе вождение автотранспорта обычно разрешают, просто чаще всего ответственность за такое решение берёт на себя комиссия, а не один врач.

Диспансерная группа наблюдения означает, что психическое расстройство (даже невроз, даже психопатия, не обязательно группа

психотических диагнозов) протекает тяжело, часто даёт обострения и декомпенсации психического состояния и потому требует постоянного наблюдения, частоту которого определяет лечащий врач. Вот этой группе в разрешении на управление автотранспортом отказывают. Впрочем, если в перспективе состояние будет стабильно хорошим, то можно сначала решать с врачом вопрос о переводе в консультативную группу наблюдения, а затем — и о получении прав.

Вот так психиатры пытаются уменьшить риск появления неадекватных товарищей на дорогах. К сожалению, это не страхует всех нас от наличия за рулём хамов, гадов, крупного и мелкого рогатого скота, а также разного рода пернатых, но это уже к вопросу личного духовного роста и работы над характером. Тут медицина бессильна.



  • Если у Вас есть вопросы к консультанту, задайте его через личное сообщение или воспользуйтесь формой \"задать вопрос\" на страницах нашего сайта.


Так же Вы можете связаться с нами по телефонам:

  • 8 495-632-00-65 Многоканальный
  • 8 800-200-01-09 Звонок по России бесплатный


Ваш вопрос не останется без ответа!

Мы были первыми и остаемся лучшими!





Важно не то, что неврологическое/психическое заболевание хроническое, а то, присутствуют ли тяжелые стойкие или часто обостряющиеся болезненные проявления. В соответствии с текущим законодательством, психиатры имеют право отказать в допуске к управлению автотранспортом (по крайней мере, личным легковым) только тому, кто по состоянию психики должен быть взят на ДДН и признан инвалидом.

В отличии от приведенного вами перечня, в новом добавились еще диагнозы группы F40. F48 - невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, а так же диагнозы группы F60. F69 - расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. Во всех случаях, указанные диагнозы могут быть противопоказанием, только когда расстройство затяжное или хроническое и обязательно должны присутствовать тяжелые стойкие или часто обостряющиеся болезненные проявления.

Консультативного наблюдения на самом деле нет. Когда говорят о консультативном наблюдении подразумевают КЛП. Получающими КЛП - Консультативно-Лечебную Помощь - считаются все лица которых с одной стороны психиатры не считают здоровыми, а с другой их расстройства не являются тяжелыми и соответственно эти лица не подлежат взятию на ДДН. Лица получающие КЛП обращаются к психиатрам на свое усмотрение по мере необходимости. Если человек считающийся получающим КЛП не обращается к психиатру в течении года, то он перестает считаться получающим КЛП, перестает учитываться в соответствующей стат. отчетности, а его амбулаторная мед. карта отправляется в архив. При этом диагноз по прежнему остается с этим человеком и он считается ране обращавшимся за псих. помощью. Что касается ДДН (Диспансерного Динамического Наблюдения), то по мимо того, о чем я говорил о нем здесь в других своих постах добавлю, что как правило лица стоящие на ДДН должны являться к врачу на осмотр с определенной периодичностью и если больной пропустит свою очередь, то его будут искать. В частности, могут звонить домой к больному и настойчиво предлагать посетить врача. Автоматически с ДДН не снимают. Чтобы сняться с него и перейти на КЛП, нужно чтобы ВКК (это комиссия психиатров), которую потребуется пройти, решила что больной достаточно выздоровел и одобрила снятие его с ДДН. Вообще, мне кажется вам не стоит пока забивать себе этим голову Вам это понадобится только в том случае, если вам не разрешат управлять автотранспортом. Вот в этом случае уже можно будет начать выяснять что да как.

  • Блог пользователя Мариэтта

Комментарии

Тоже присоединяюсь к данному вопросу. Хочется сдать на права, но сдерживает страх. Хотя на велосипеде чувствую себя уверенно. А одна ходить по улице практически не могу. Вот и думаю, может на машине будет лучше, как и на велосипеде?

я тоже задумывалась о том что рано или поздно буду водить авто. как представлю себя в пробке без возможности выйти из замкнутого пространства, так становится страшно :(

Я очень хочу научиться водить автомобиль, но не знаю стоит ли начинать учиться. И уже много лет откладываю из-за своего состояния. Не знаю как я поведу себя в той или иной ситуации, а на дороге надо быть собранным и внимательным. что делать?

Я учусь на права. Пошла учится, чтобы быть занятой и отвлекаться от дурных мыслей. Когда занимаюсь с инструктором, то совсем не страшно и очень увлекательно, отвлекаешься на 100%. Но конечно водить самому лучше после выздоровления или заметного улучшения. Хотя это наверно смотря у кого какой страх)))

Совместимо.
А меня даже успокаивает. Вожу уже много лет.
Бывало накрывало в дороге съезжал на обочину, постоял, подышал, попил отошло.
Ну и в пробках раньше бесился, начиналась тревога, а теперь просто расслабляюсь в
пробке и получаю удовольствие или от фильма или от музыки ))))
И даже на нерадивых водителей больше не кричу )))
А вообще очень успокаивает просто по ночному городу или шоссе прокатится , открыть окно и
слушать ветер. Дико расслабляет.

Я за рулем всего год. Не за время учебы, не сейчас ПА во время вождения не разу со мной не случалось. От вождения получаю огромный кайф, особенно от пробок и заторов. Это очень сильно отвлекает от собственных мыслей, весь негатив уходит. Попробуйте, это так класно. :).

Водила около 10 лет, были и ПА за рулем, и не было возможности даже остановиться на обочину, отдышаться. Что могу сказать - как бы плохо не казалось (именно казалось) - и задыхаешься, и трясет, и в глазах темно, НО! ни разу не теряла сознание, и даже реакция не снижалась. Ведь ПА длится если на ней не циклится 1-2 минуты, а за рулем не циклишься как бы не хотелось, опасность реальная ведь! Поэтому накатит и откатит, и ничегошеньки не случится. Еще скажу хитрость, особенно для начинающих: жевать жвачку! Очень расслабляет и чувствуешь себя гораздо увереннее.

я в прошлом году получила наконец то права. у меня были ПА.конечно не все было гладко,бывало за рулем и ПА случались,но вы же знаете что стоит отвлечься и все проходит.все лето промучилась.боялась очень экзамена.но все прошло хорошо.получила права и поняла,что сделала огромный шаг вперед.и очень горжусь этим.

я вот например только вождением авто и спасаюсь!как только сажусь за руль сразу все проходит,есть конечно немного тревоги, но терпимо и почти незаметно!плохие мысли куда то сразу исчезают,едешь,концентрируешься на дороге и получаешь кайф!очень здорово!всем советую)

А у меня всё наоборот. Раньше ездила, потом наступил момент, когда совсем плохо себя чувствовала к ПА прибавились дереал, какая-то рассеянность внимания, страхи непонятные. Ездить перестала т.к. боялась, что вдруг чего не замечу, отвлекусь на свои мысли и ощущения. Сейчас вот думаю потихоньку возвращаться к вождению! :)

Знаю, что это вовсе не профильный форум, да и я еще не прожженый пикабушник, так, читал иногда тут посты. НО! Пришла сильнейшая депрессия с дурными мыслями и хотелось бы просто почитать ответы людей, которые понимают в этом что-то. Комментарии всегда считал более интересными, чем даже сами посты, поэтому и сам создаю такой пост, где все внимание будет комментариям.
Так вот, кто-нибудь после депрессии и похода в ПНД получал водительское удостоверение? Ходил к психотерапевту и меня направили в ПНД на консультацию по F32.1. Объяснил, что права получить для меня очень важно и врач сказала, что поэтому поставит не 32.2, а 32.1 в направлении. Стоит ли идти в ПНД? Без лечения боюсь испортить себе жизнь. Ровно так же боюсь испортить себе жизнь походом в ПНД. Может была у кого-то похожая ситуация? Гугл показал разве что темы с форумов прямиком из 2009-2013 годов. А насколько я знаю, после 2015 с депрессией права не получить.
Тут ещё важный нюанс, в автошколе я отучился уже и мне нужно только экзамены в ГАИ сдать, но я больше года этим не занимался как раз из-за депрессии. Помогите разобраться

Я живу в Белоруссии, косил от Армии, мне в Военномъ билете запилили статью 18Б [инфантильность], хотел заменить Водительское Удостоверение, мед 🍯 справку не выдали, слили по Психу из-за статьи 18Б (((((((((

Я с подобной проблемой встречался, мне ясно дали понять, что если мои проблемы настолько глубоки, что придется лечить их медикаметозно - то проблемы с правами будут. Сначала получи права, потом ходи лечись (права действуют 10 лет)

Каждый день куча людей получает. Все зависит от конкретного случая и текущего состояния. Формально, вообще все психические расстройства являются противопоказаниями. На практике: проходишь комиссию в ПНД и получаешь справку, если только не находишься в состоянии, что готов вешаться.

Как попасть к психиатру. История

Я знаю, что многим людям сложно записаться на прием к психиатру из-за страха. Я так же знаю по себе, что чем больше подобных историй прочитаешь, тем легче будет это сделать. Посему, начинаю излагать свою историю.

В первый раз я заметил что со мной что-то не так года 2-3 назад. Все началось с заниженного настроения и навязчивых действий (дотронуться до чего-то, наступить куда-то), а потом пошло по наклонной. Появились галлюцинации и паранойя. К сожалению, тогда я особо не понимал, что это такое и чем грозит. Под моей кожей ползали насекомые, а голова в прямом смысле раскалывалась от мыслей, я ощущал это. Появился страх, что за мной постоянно следят, хотят убить.В конце-концов я перестал проявлять какую-либо активность в соц. сетях, ибо боялся моего убийства. Мир порой становился картонным, как макет. Порой на минуты, порой на дни. В голове был хаос из мыслей. В конце-концов я решил, что это пора прекращать.

В моем ВУЗе есть бесплатный психолог, и я решил начать с него. Записаться к нему на прием было легче, чем к психиатру. Возможно, из-за меньшей заштампованности этой профессии. Но после того, как я рассказал психологу все свои жалобы, он отложил свой листик с ручкой и сказал, что мне надо к психиатру. Я пошел домой и стал думать, что мне делать.

После такого "направления" психолога принять верное решение стало легче. Для начала я залез в интернет и прочитал все, что только мог, про психиатров и походы к ним. Огромное количество историй. Только после этого у меня получилось позвонить в приемное отделение, где милая терпеливая женщина назначила мне консультацию на послезавтра.

В ПНД я шел с камнем на душе. Было миллион мыслей развернуться и поехать домой, особенно после того, как я увидел мрачное советское здание "психушки". Однако я переборол себя и зашел туда. После короткой регистрации я направился к врачу. Это был молодой человек, который сразу разрушил все мои планы своими вопросами. Пришлось отойти от плана и рассказывать все хаотично. После моей истории был опрос о родителях, травмах и т.п. Однако врач не стал меня лечить, а решил позвонить в главное здание и направить меня туда в целях дифференциальной диагностики. Так я попал в то место, где лечусь сейчас.

В этот же день я поехал в главное здание, где пошел в кабинет, на котором была надпись "клиника первого эпизода". Первым эпизодом обычно называют первый психотический эпизод - то есть психоз. Это заставило меня насторожиться. Зайдя в кабинет, я встретил двух милых врачей, которые еще раз расспросили меня обо всем и дали подписать бумаги. Они предложили мне поступить в дневной стационар (так как я мог лечиться только амбулаторно из-за учебы). Я согласился. Через день сдал анализы, через два дня наконец-то встретился с назначенным мне врачом-психиатром, который еще раз опросил меня и назначил мне лечение, а котором могу рассказать подробнее, если у меня или у вас возникнет желание. Через две недели прошел тесты у психолого, о которых мне тоже есть что рассказать.

В целом, я доволен лечением и отношением к себе. Мне не стали вешать ярлык шизофрении, а стали разбираться в моей ситуации. На данный момент диагноз мне не известен, хотя я лечусь уже три недели. Но меня заверили, что это не шизофрения, как многие в интернете думали.

Так и оказался в своей больнице. Как видите, ничего страшного из себя этот путь не представляет. Самое сложное - побороть себя. Но поверьте, лучше сделать это, чем продолжать мучиться. До связи.



Вождение автомобиля требует не только технического мастерства, но и некоторых медицинских знаний. Риск несчастных случаев на дороге можно уменьшить, если знать о побочных эффектах медикаментов.

ОПАСНЫЕ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ЛЕКАРСТВА

После приема психотропных препаратов за руль лучше не садиться. Действие этих лекарств может оказаться непредсказуемым, даже в том случае, если их принимали накануне вечером. К ним относятся нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, седативные, снотворные и препараты лития.

Кроме классических психотропных средств заторможенность вызывают некоторые гипотензивные препараты, которые снижают давление, практически все антигистаминные средства, используемые для лечения аллергий, и опиоиды — наркотические вещества, близкие к морфину. С названными препаратами также следует соблюдать осторожность.

НЕЙРОЛЕПТИКИ тормозят работу центральной нервной системы, не нарушая сознания и в обычных дозах не вызывая сонливость (АМИНАЗИН, НЕУЛЕПТИЛ, ЭГЛОНИЛ). К ним относятся препараты на основе хлорпромазина, флуфеназина, тиоридазина, галоперидола и многих других активных веществ.

АНТИДЕПРЕССАНТЫ помогают избавиться от депрессии. Широко распространены трициклические антидепрессанты (АМИТРИПТИЛИН, КЛОМИПРАМИН, ИМИПРАМИН и др.) и тетрациклические (МАПРОТИЛИН, МИАНСЕРИН), прием которых несовместим с управлением автомобилем.
Считается, что новые препараты этой группы (АУРОРИКС, ПРОЗАК, ПАКСИЛ, КОАКСИЛ и им подобные) меньше влияют на координацию движений. И все же осторожность не помешает.

ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ обладают успокоительным действием, снижающим эмоциональное напряжение и подавляющим беспокойство, тревогу, страхи; в то же время они замедляют реакции, расслабляют мышцы, нередко делают человека безразличным к окружающей обстановке. Более крупные дозы могут вызвать сонливость и расстройства координации, снижают способность к концентрации внимания. Неблагоприятные симптомы обычно проходят в течение 1-2 дней после приема препаратов.
В эту группу входят ЭЛЕНИУМ, СЕДУКСЕН, СИБАЗОН, ВАЛИУМ, ТРИОКСАЗИН, ТАЗЕПАМ, НОЗЕПАМ, ФЕНАЗЕПАМ, НИТРАЗЕПАМ, РУДОТЕЛЬ, МЕПРОТАН, РЕЛАНИУМ, МЕПРОБАМАТ и т.д. (в основном, это препараты на основе таких активных веществ, как алпрозолам, бромазепам, хлордиазепоксид, диазепам, медазепам, оксазепам ).

ПРЕПАРАТЫ ЛИТИЯ (лития карбонат и лития оксибутират) при долгом использовании ослабляют концентрацию внимания. Малейший прием алкоголя на их фоне может обернуться трагедией на дороге.

ПРЕПАРАТЫ СО СНОТВОРНЫМ ДЕЙСТВИЕМ. Снотворные препараты облегчают процесс засыпания и обеспечивают нормальную продолжительность сна. Среди них есть препараты краткосрочного (до 5 часов) и длительного действия (до 6-8 часов). Полное выведение лечебной дозы в первом случае происходит главным образом через печень, а во втором — через почки. Следовательно, при заболеваниях этих органов процесс будет происходить еще более медленно (до 10 часов и более!).
Об этим следует помнить, принимая барбитураты (БАРБИТАЛ, ФЕНОБАРБИТАЛ), бензодиазепины (РАДЕДОРМ, НИТРАЗЕПАМ, ЭУНОКТИН и др.), ДОНОРМИЛ, лекарства типа ИМОВАНА, ИВАДАЛА. Обратите внимание, что фенобарбитал входит в состав комбинированных обезболивающих лекарств типа ПЕНТАЛГИНА и СПАЗМОВЕРАЛГИНА.

СРЕДСТВА ОТ УКАЧИВАНИЯ. Как правило, содержат снотворное, что и делает их прием за рулем небезопасным.

УСПОКАИВАЮЩИЕ (СЕДАТИВНЫЕ) ПРЕПАРАТЫ. Также обладают нежелательными для водителя побочными эффектами: вызывают заторможенность, сонливость, апатию. Под их воздействием водители могут недооценить реальную опасность на дороге.

ОБЕЗБОЛИВАЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ. В число опасных для водителя лекарств входят такие обезболивающие, как ТРАМАЛ, ТРАМАДОЛ, КЕТОРОЛ, КЕТАНОВ, ПЕНТАЛГИН, СЕДАЛГИН, СОЛПАФЛЕКС, СОЛПАДЕИН, анальгетики БУПРЕНОФИН, НАЛЬБУФИН (НУБАИН), СЕДАЛГИН.
До и во время поездки нельзя употреблять препараты от головной боли, содержащие компоненты со снотворным действием (ВЕРОДОН, ДИАФЕН). Они тормозят функции центральной нервной системы, ослабляют внимание и замедляют реакции.
Затормаживающим действием обладают также АСПИРИН, АМИДОПИРИН, АНАЛЬГИН, ФЕНАЦЕТИН. Если же водитель принял более двух таблеток АНАЛЬГИНА, АМИДОПИРИНА, ФЕНАЦЕТИНА, АСПИРИНА, то его реакция на дороге, скорее всего, будет замедленной.

ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ. Стоматологическая анестезия может вызвать опасный для водителя эффект. Популярный анестетик для местного обезболивания — лидокаина гидрохлорид (алокаин, анестекаин, молкаин). Эффект обычно наступает мгновенно: тошнота, понижение давления.
В любом случае самое разумное решение после посещения стоматолога для лечения — путешествовать исключительно на пассажирском кресле. А вот пересесть на водительское место можно будет лишь через 12 и более часов.
ОПОИДЫ. К ним относится широко распространенный кодеин, содержащийся в средствах для лечения простуды и кашля. Многие подобные лекарства — солпадеин, панадеин, пердолан, продеин, пенталгин, каффетин и другие — продаются без рецепта. Есть кодеин в кодтерпине и кодтермопсисе, отпускаемые по рецепту.

ГИПОТЕНЗИВНЫЕ ПРЕПАРАТЫ. Используются для снижения повышенного давления при гипертонической болезни и в некоторых других случаях. Водителям в первую очередь надо остерегаться лекарств, действующих на центральную нервную систему, например, замедляющих передачу и скорость передачи нервных импульсов.
Это алкалоиды (РАУВАЗАН, препараты РЕЗЕРПИНА — адельфан, кристепин, синепрес, трирезид К, бринердин и другие), средства с клонидином (клофелин, гемитон), допегит, эстулик и цинт.
Обратите внимание, что для снижения артериального давления нередко назначают транквилизаторы и снотворные препараты!

БЕТА-БЛОКАТОРЫ. Их используют для лечения гипертонии, ишемической болезни сердца и некоторых сердечных аритмиях. Таких лекарств очень много. Самые распространенные бета-блокаторы — препараты пропранолола, атенолола, метопролола и многие другие, выпускающиеся под разными торговыми названиями.

АНТИГИСТАМИННЫЕ. Такие препараты успокаивают, предупреждают развитие и облегчают течение аллергических реакций. Опасность для водителя прежде всего представляют препараты, меняющие реактивность организма: ДИМЕДРОЛ, СУПРАСТИН, ДИАЗОЛИН, ТАВЕГИЛ, ПИПОЛЬФЕН, ДИПРАЗИН. Почти все они нарушают способность адекватного восприятия обстановки: замедляют скорость реакции, вызывают ощущение усталости и вялости, нередко вызывают сонливость.
Исключение, по мнению некоторых фармакологов, составляют лишь препараты лоратадина (кларитин, кларотадин и ломилан), цетиризина (зиртек, цетрин и аллерцет) и фексофенадина (телфаст).
В то же время практика показывает, что прием антигистаминов так или иначе сказывается на деятельности центральной нервной системы, включая современные лекарства (АСТЕМИЗОЛ, ЦЕТИРИЗИН, ФЕНИСТИЛ).

CРЕДСТВА ДЛЯ ЖКТ. Надо быть очень внимательными к лекарствам, угнетающими активность желудочно-кишечного тракта — М-холиноблокаторам.
Самые популярные средства этой группы — препараты пирензепина (гастрил, гастрозем, гастроцепин, пирен). Дело в том, что все М-холиноблокаторы влияют на зрение. Они расширяют зрачки и делают изображение нерезким. Такой эффект может сохраняться несколько дней после отмены лекарства.
Сюда же относятся препараты атропина, метацина, гиосцина (бускопан, скополамин) и все лекарства, содержащие белладонну (красавку): беллалгин, бекарбон, белластезин, бесалол, беллоид, аэрон, беллата минал. Их принимают при неврозах, сопровождающихся неприятными ощущениями со стороны органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы.
Заторжможенность могут вызвать препараты, содержащие метоклопрамид, — РЕГЛАН, ЦЕРУКАЛ, часто используемые в гастроэнетерологии для уменьшения тошноты. И только близкий к ним мотилиум быстроту реакции не угнетает.

ОТ ДИАРЕИ. В запретный список попадают диарол, диасорб и имодиум: эти препараты содержат лоперамид, который оказывает затормаживающее действие на центральную нервную систему.

СРЕДСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАЗ. Как уже говорилось, все препараты, содержащие атропин, на какое-то время ухудшают зрение. Капли с атропином, применяемые для расширения зрачка при исследовании и лечении глаз, вызывыют настолько сильное нарушение зрения, что управление автомобилем становится невозможным в течение 2-3 суток, а нередко — и в течение недели!

СТИМУЛЯТОРЫ. Стимуляторы типа КОФЕИНА и ФЕНАМИНА могут вызвать чрезмерное возбуждение, нарушить равновесие, координацию движений. По этим причинам они совершенно противопоказаны водителям.
Еще одна особенность: как только действие КОФЕИНА прекращается, у человека наступает резкий спад физической и психической активности. Следует также знать, что злоупотребление крепким чаем или кофе в течение длительного времени может привести к хронической интоксикации кофеином и общему истощению организма.

СРЕДСТВА ОТ ПРОСТУДЫ. Некоторые средства от простуды содержат противоаллергические и другие добавки, вызывающие сонливость. В этой группе КОЛДРЕКС НАЙТ, НУРОФЕН ПЛЮС, ЛОРЕЙНЕ, ГЕКСАПНЕВМИН, МИГРЕНОЛ, ФЕРВЕКС, HL-колд, ТЕРАФЛЮ и других. Перед дорогой их лучше не принимать.

Противопоказаны водителю и таблетки от кашля, которые содержат кодеин. Данное вещество содержится в КОДТЕРПИНЕ, КОДЕЛАКЕ и многих других комплексных препаратах многопрофильного действия (например, в анальгетике СЕДАЛГИН).

ФИТОПРЕПАРАТЫ, БАДы. Непосредственно перед вождением автомобиля не следует принимать фитосборы и БАДы, в состав которых входят растения с успокаивающим и снотворным действием — валериана, пустырник, пион, пассифлора, шлемник, мелисса, мята. Действие этих препаратов длится некоторое время, поэтому за руль можно садиться примерно через 10-12 часов после их приема.
Из препаратов этой группы наибольшим воздействием обладают лекарства из растения кава-кава, например, антарес 120. В меньшей степени влияют на организм лекарства из пустырника, валерианы и мелиссы.
Упомянутые растительные препараты нельзя сочетать с лекарствами, повышающими активность, и тем более с алкоголем.

Препараты, приготовленные из корней женьшеня, элеутерококка, содержат преимущественно гликозиде. Применять их следует по назначению врача, так как в ряде случаев они противопоказаны (например, при повышенной температуре, гипертонической болезни), а при передозировке возможны головная боль, бессонница, сердцебиение, слабость и пр.

ОТНОСИТЕЛЬНО БЕЗОПАСНЫЕ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ПРЕПАРАТЫ

ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ. На трудоспособность водителя не оказывают существенного влияния такие препараты от головной боли, как АСКОФЕН, АСФЕН, ЦИТРАМОН, НОВОЦЕФАЛЬГИН, ПИРАФЕН, НОВОМИГРОФЕН, КОФАЛЬГИН, ФЕНАЛЬГИН. Но безопасны они для водителей только о лечебных дозах.

ОТ АЛЛЕРГИИ. Можно порекомендовать только антигистаминные препараты последних генераций. Например, ФЕКСОФЕНАДИН. В любом случае потребуется консультация врача.

ОТ ПРОСТУДЫ. Допустим прием ПАРАЦЕТАМОЛА или АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ без сочетания их с КОДЕИНОМ или антигистаминными средствами.
Во многих случаях предпочтение следует отдавать домашним способам лечения простуды и кашля — на основе МЕДА, РОМАШКИ, ЧАБРЕЦА, аптечного грудного сбора.
ОТ ДИАРЕИ. Быстроту реакции не угнетает МОТИЛИУМ.

Этот перечень, действующий с 6 января, довольно долго ждали гаишники. Хотя в конечном итоге им нужна лишь только справка: годен - не годен. Возможность допуска водителя к управлению автомобилем устанавливает медицинская комиссия. На основании собранных данных она определяет возможность предоставления такого права соискателю или непредоставления его.


Список ограничений по-прежнему прост. Однако в него закрались некоторые нюансы. Например, управлять автомобилем нельзя людям с умственной отсталостью. Неважно, что под эту категорию подходят и те, кто не может сложить 2+2, а также те, кто не может отличить право от лево. Понятие умственная отсталость с медицинской точки зрения включает весьма широкий круг отклонений в психике - от банальной депрессии до неадекватного восприятия действительности.

Надо сказать, что категорические запреты применяются только в отношении болезней, установленных международной квалификацией болезней - МКБ. Последняя версия МКБ была выпущена под номером 10.

Можно понять, почему за руль нельзя садиться людям, страдающим эпилепсией, эта болезнь обозначена по квалификации G40. Любой приступ будет чреват аварией. Можно понять, почему нельзя садиться за руль тем, кто болен психическими болезнями в связи с употреблением различных веществ.

Нельзя сесть за руль тем, кто страдает всякими депрессиями или порывами, если это подтверждено медицинским заключением. У психиатров это называется расстройства настроения (аффективные расстройства).

В старых медицинских требованиях большинства подобных медицинских запретов просто не было. А теперь есть.

Но самое интересное - это запрет на управление транспортными средствами тем, у кого код заболевания соответствует F60 - F69 - расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, в том числе и так называемые сексуальные аномалии.


Под этим имеются в виду в том числе трансвестизм, трансексуализм, фетишизм, эксгибитионизм, вуайеризм. Количество всяких разных поведений сексуального характера - огромно. И каждый владелец такого отклонения не имеет права управлять автомобилем. Эта тема довольно спорная. Совершенно непонятно, каким образом страсть к переодеванию в женское белье или мужское платье влияет на качество управление автомобилем.

Но список противопоказаний составлял минздрав. Чем руководствовались в этом ведомстве - пока не понятно. Возможно, просто забыли подчистить список и исключить из него те отклонения, которые никак не влияют на безопасность дорожного движения.

Медицинские показания отличаются для тех, кто управляет машинами с ручным управлением или машинами с автоматической трансмиссией. Также требования распространяются на машины, которыми управляют водители со слепотой одного глаза и при использовании водителем медицинских изделий для коррекции зрения.

Медицинские ограничения установлены в зависимости от категории и типа транспортных средств. Отдельно установлены требования к автомобилям с ручным управлением. Это касается тех, кто лишен какой-либо конечности.

Впервые прописаны требования к управлению автомобилями с автоматической коробкой передач. Теперь у некоторых инвалидов появилось право управлять автомобилями с автоматической трансмиссией.

Но как бы то ни было, эти ограничения уже вступили в силу. В ГИБДД придерживаются мнения, что права выдаются тем, кто предоставил соответствующую справку. А если справки нет, то права не выдаются. В то же время к медицинским работникам у ГИБДД не может быть претензий. Ведь инспекторы выдают права на основании медицинской справки. А устанавливать достоверность документа инспектор не обязан.

Валерий Евтушенко, председатель комиссии по правовым вопросам Российского общества психиатров:

- Положения постановления, которые призваны как-то упорядочить врачебный контроль, едва ли справляются с этой задачей. Так, в приводимом перечне психических заболеваний поясняется, что они принимаются в расчет "при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями".

Но даже с этим пояснением в документе все равно не хватает самого главного - констатации того, какое отношение характер расстройства психики имеет к управлению транспортом и как психические особенности человека в случае его болезни влияют на процесс управления автомобилем.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.