Теория неврозов и сновидений фрейда

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ НЕВРОЗОВ.. 4

1.1. Теория неврозов З. Фрейда. 4

1.2. Теория К. Юнга. 7

1.3. Концепция природы неврозов Адлера. 10

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ НЕВРОЗА И ИХ РОЛЬ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ.. 15

2.2. Ноогенная теория неврозов В. Франкла. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования: Понятие невроза связано с многообразными – как по форме проявлений, так и по степени выраженности – проявлениями психической жизни. Общим для них является переход от рационального способа реагирования на требования внешнего мира и адекватного управления внутренними побуждениями к неким иррациональным феноменам, кажущимся странными и не подлежащими произвольному контролю.

Невроз – психологический кризис, обусловленный состоянием разобщения с самим собой, или, более формально, умеренная диссоциация личности, обусловленная активизацией комплексов.

Теория и техника психоанализа базируется, в основном, на клинических данных, полученных при изучении неврозов. Хотя в последние годы наметилась тенденция расширять рамки психоаналитических исследований, включая нормальную психологию, психозы, социологические и исторические проблемы, наши знания в этих областях не прогрессировали так далеко, как наше понимание неврозов. Клинические данные по неврозам все еще снабжают нас наиболее достоверным материалом для формулирования психоаналитической теории.

Психоанализ утверждает, что психоневрозы базируются на невротическом конфликте. Конфликт ведет к обструкции\разрядки инстинктивных побуждений, что кончается состоянием "будь я проклят". Эго становится все менее способным справляться с усиливающимися напряжениями и, в конце концов, оказывается подавлено. Непроизвольные разрядки в клинике проявляются как симптомы психоневроза.

Термин "невротический конфликт" используется в единственном числе, хотя всегда имеется более чем один важный конфликт. Привычка и условность заставляют нас говорить о единственном конфликте. Невротический конфликт – это бессознательный конфликт между побуждением Ид, стремящегося к разрядке, и защитой Эго, отвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию[1].

Целью данного исследования является изучение психоаналитической теории неврозов.

Объект исследования:психоаналитическая теория неврозов.

Предметом исследования выступают особенности возникновения и развития теории неврозов в психоанализе.

Цель исследования реализуется в решении следующих задач:

1. рассмотреть теорию неврозов З. Фрейда;

2. проанализировать теорию К. Юнга;

3. выявить особенности в концепции природы неврозов Адлера;

5. раскрыть ноогенную теорию неврозов В. Франкла.

Методы исследования:

1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

2) анализ научной литературы, учебников и пособий по психоанализу и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех подпунктов заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ НЕВРОЗОВ

Теория неврозов З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений XX века. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.


Рис. 1. Этиологическое уравнение неврозов

По мнению З. Фрейда, при нормальной сексуальной жизни не может быть актуального невроза. При этом невротизирующий механизм начинает формироваться в раннем детстве (обычно в первые три года жизни), когда у ребенка появляется ряд сексуальных влечений, которые он расценивает как запретные, недозволенные (аутоэротизм, гомосексуальные или инцестуальные влечения)[3].

Фрейд, исходя из своих наблюдений, совместно со своим коллегой и учителем Й. Брейером, пришел к выводу о том, что симптомы невроза выполняют защитную функцию и являются неудачной попыткой справиться с болезненным переживанием. Эти сложные чувства, связанные с воспоминанием о травматическом опыте, находились вне сознания, но при этом они оказывали активное воздействие на сознание и поведение взрослого человека. Таким образом, Фрейд сделал открытие, что большая часть психический жизни протекает вне нашего сознания, т.е. является бессознательной.

Кроме того, Фрейд пытается классифицировать неврозы (включая и шизофрению) или установить их различие согласно периоду инфантильного развития, в котором возникла фиксация. С точки зрения этой теории, нервнобольной совершенно зависит от инфантильного прошлого; все позднейшие расстройства, нравственные конфликты, ощущение неполноценности и т. д. как бы порождены могущественными влияниями этого периода жизни. Соответственно, главная задача лечения заключается в развязывании этой инфантильной фиксации, которая понимается как бессознательное застревание ("зацикливание") сексуального либидо в некоторых инфантильных фантазиях и привычках.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это “переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение”. Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах ее функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие лечебные методы. В одной из своих работ он писал: “Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории; никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их”. О цели психоаналитической терапии Фрейд писал: “Где было Ид, там будет Эго” т. е. бессознательные психические процессы должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции их в экзистенциальную организацию[4].

Все вышеизложенное является сущностью фрейдовской теории невроза.

Теория К. Юнга.

Любой невроз характеризуется диссоциацией и конфликтом, содержит комплексы и демонстрирует следы регрессии и понижение ментального уровня. По мнению Юнга, невротический приступ приступ, или взрыв, вспышка, целенаправлен, является благоприятной возможностью осознать, кто же вы есть на самом деле в противоположность тому, кто мы думаем, мы есть. Путем проработки симптомов, которые неизменно сопровождают невроз – беспокойство, страх, депрессия, вина и отдельный конфликт – мы все более осознаем свои личностные границы и обнаруживаем свою подлинную силу.

При любом нарушении в деятельности сознания энергия регрессирует и бессознательные содержания активизируются в попытке скомпенсировать возникшие неполадки, преодолевая тем самым и очевидную односторонность сознания. Неврозы, как и любые болезни, являются симптомами плохого приспособления. Как следствие появления какого-либо препятствия или мешающего воздействия – конституциональной слабости или дефекта, неправильного образования, воспитания, печального опыта, неадекватной установки и т. д. – человек избегает трудностей, которые приносит ему жизнь, стремясь, таким образом, обратно в инфантильный мир, мир детства. Бессознательное компенсирует эту регрессию, продуцируя символы, которые, будучи поняты объективно, т. е. путем сравнительного их изучения, реактивируют общие идеи, которые лежат в основе всех таких естественных систем мысли. Таким путем и происходит изменение установки, которая связывает диссоциацию между человеком таким, каков он есть, и человеком, каким он должен быть.

Юнг называл свою установку в отношении невроза энергетической или финальной, так как она базируется, прежде всего, на потенциальной энергетической последовательности или прогрессии, нежели на каузальной или механистической причине, приводящей к регрессии. Эти два взгляда нельзя считать несовместимыми, скорее они взаимодополнительны. Механистический подход обращен к прошлому в поисках причин психического дискомфорта в настоящем; Юнг же фокусируется на настоящем, обращаясь взглядом к будущим возможностям.

"Я больше не ищу причины невроза в прошлом, но пытаюсь отыскать ее в настоящем. Я спрашиваю, в чем заключается необходимая задача, которую пациенту не удалось завершить". "В психических расстройствах в любом случае недостаточно просто привести предполагаемые или реальные причины к сознанию. Лечение включает в себя интеграцию содержаний, которые оказались разобщенными, диссоциированными от сознания"[5].

Юнг возражал против прямого вмешательства в жизнь больного неврозом практическим советом, моральными или интеллектуальными инструкциями. Цель психоаналитической терапии он видел не только в устранении болезненного симптома, но и в укреплении здоровья, в стремлении помочь пациенту достигнуть душевной зрелости. Если по Фрейду, “где было Ид, там будет Эго”, то Юнг, исходя из требований индивидуальности, говорит: “Самость должна заменить Оно”.

Целью процесса индивидуализации является синтез различных аспектов сознательной и бессознательной памяти. По Юнгу, “если человек живет, он Должен бороться и жертвовать тоской, чтобы восходить к своему собственному росту"; по Фрейду, это значит, что человек должен "договориться с реальностью”.

Фрейд часто повторял, что все люди – невротики. У каждого человека есть комплексы, нереализованные желания и страхи. Только одним все это не мешает жить, и только иногда дает о себе знать, а другие заболевают неврозами.

С самых ранних лет Я человека пытается примирить между собой Оно и Сверх-Я. Если это ему не удается, то развиваются невротические симптомы: истерия, фобии, навязчивые повторения. Природа невроза – неразрешимый конфликт между желаемым и действительным: если желание чрезвычайно интенсивно, по при этом не может быть удовлетворено, то оно вытесняется в предсознательное. Этот конфликт в психоанализе называется травматическим, т.е. он разрушает нормальную структуру личности, действует против ее сознательных убеждений. Техники, с помощью которых Я пытается отгородить себя от травмирующих переживаний, Фрейд описывает понятием защитный механизм.

Классическим примером конфликта и следующего за ним вытеснения Фрейд называет ошибочные действия и забывание. В работе "Психопатология обыденной жизни" он приводит многочисленные примеры подобных ситуаций. Так, потеря обручального кольца, по его мнению, часто является знаком охлаждения по отношению к супругу или супруге, постоянное забывание о чем-то – знаком того, что это что-то неприятно или это действие не хочется делать. В описках, оговорках это вытесненное бессознательное часто прорывается, но лишь на короткое время: мы случайно переставляем буквы в словах, можем произнести имя другого человека или сказать "нет" вместо "да".

Иногда вытесненное желание настолько интенсивно, что оно требует удовлетворения и не довольствуется кратковременными прорывами в сознание. Одним из пространств снятия травматического конфликта является сновидение. В работе "Толкование сновидений" Фрейд утверждает, что одной из функций сновидений является удовлетворение наших желаний. Фрейд уподобляет предсознательное и сознательное двум большим комнатам, в дверях между которыми стоит страж (цензор). Когда мы спим, страж утрачивает бдительность и пропускает некоторые желания. Однако в сновидениях желания удовлетворяются, как правило, не в прямой, а в символической форме. Фрейд говорит, что только маленькие дети видят то, чего желают. Если ребенок очень хочет съесть слив, ему приснится огромное блюдо, наполненное этими фруктами. Я ребенка еще не сформировано и допускает такой прорыв предсознательного. У взрослого так тоже бывает, но очень редко. Чаще мы видим ряд символов, олицетворяющих наши желания, и их нужно уметь расшифровать. Их нужно отделить от "остатка дневных впечатлений" – нам часто снятся обрывки разговоров минувшего дня или недели, недавно встреченные люди или произошедшие события. Нужно уметь очистить символическое содержание сновидения и истолковать его так, что за символами станет видно наше желание, которое мы удовлетворили или пытались удовлетворить во сне. Психоаналитики поэтому говорят, что спать полезно. Сон – это данная нам природой естественная терапия, во время которой мы снижаем интенсивность травмирующих переживаний и удовлетворяем желания, которые не можем удовлетворить наяву.

Если не помогают защитные механизмы личности и даже посредством сна не может снизиться интенсивность травмы, развивается невротическое расстройство. Для решения таких проблем используется психоанализ как метод терапии. С помощью специальных техник (метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и т.д.) психоаналитик вскрывает "патогенное ядро" невроза и снижает интенсивность конфликта.

Пояснительная записка

Целью учебного курса является углубленное изучение основополагающих классических и современных работ и подходов по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе и в рамках различных психоаналитических школ и направлений.

Курс предназначен для студентов 2-го курса Факультета клинического психоанализа как теоретическая и практическая подготовка к квалификации

В задачи учебного курса входит:

  • системное и обстоятельное изучение предлагаемого материала по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе, в контексте развития теории и практики психоанализа
  • формирование у студентов положительной мотивации к исследовательской активности в рамках самостоятельного чтения текстов (сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать причины)
  • пробуждение интереса к началам практической работы. Тренировка применения теоретических знаний, полученных в курсе, на практике проведения тренировочного клинического интервью с другим человеком.
  • пробуждение интереса к исследованию и познанию скрытых сторон собственной личности
  • пробуждение интереса к применению психоаналитического метода исследования в междисциплинарных областях (литература и искусство, философия, социология, медицина, этика и др.)
  • развитие навыков распознавания развитийных аспектов и ограничений психоаналитической науки

Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят студентам:

  • применять полученные знания с целью диагностики и дифференицальной диагностики различных невротических, психотических и пограничных уровней организации личности.
  • сопоставлять и ориентироваться в корпусе различных теорий, направлений и школ психоаналитической теории неврозов.

  • навыками распознавания в представленных текстах и на индивидуальном пробном клиническом материале: тревог и фрустраций, симптомов, конфликтов, фантазматической активности, влечений и защит
  • навыками установления связей текущей психопатологии с этиологическими аспектами.
  • навыками определения места симптома на психическом уровне, на уровне поведения и соматическом уровне.
  • практическими навыками изучения психоаналитической литературы
  • навыками распознавания транферно-контртрансферного взаимодействия

Отличительной особенностью данного курса является понимание фундаментальной роли выделения класса неврозов в формирование психоаналитического метода исследования и терапии и формирования на этой основе психоаналитической мысли.

Системное и аналитическое чтение оригинальных авторских текстов по психоаналитической теории неврозов, практическое использование клинического материала, включая использование неизданной в России психоаналитической литературы, обеспечивает наиболее полное овладение материалом курса. Программа курса сформирована в контексте международной практики преподавания и обучения.

Авторская концепция основывается на многолетнем клиническом опыте, опыте обучения в рамках Международной Психоаналитической Ассоциации, а также опыте преподавания. Сформированная методика предполагает подробное и регулярное изучение в рамках курса работ Фрейда и современных психоаналитиков, принадлежащих к различным направлениям и психоаналитическим школам. Концепция основана на систематической проработке литературного и клинического материала и сочетает принципы исследования и обобщения как теоретического, так и практического опыта.

Содержание курса

Загадка истерии с древних времен. Понимание истерии как феномена на пересечении медицины, социальной проблематики и культуры

  • Выделение Фрейдом истерии в сферу медицины
  • Текущий профессиональный контекст, являющийся отправной точкой для этого открытия
  • Влияние Ж.М. Шарко, П. Жане, И. Бернгейма, Э. Крепелина на понимание природы и сущности истерии.

Совместная работа с Й. Брейером

  • Фрейд как ученый, способный переработать и использовать труды, материалы, данные предшественников и создать собственное новаторское знание
  • Истерия как первый невроз, изучаемый Фрейдом, и ключ к его дальнейшим исследованиям и развитию психоаналитического понимания неврозов

Психиатрическое понимание неврозов:

  • Феноменология. Симптомы и синдромы
  • Основные формы неврозов
  • Этиология и патогенез
  • Диагностика и дифференциальная диагностика
  • Лечение и профилактика

Медицинское понимание неврозов во времена Фрейда и в современной психиатрии.

Выделение понятия истерии из психиатрической нозографии своего времени

Второй этап формирования психоаналитической концепции неврозов. 1897-1909

Третий этап формирования психоаналитической концепции неврозов. Истерия на службе метапсихологии. 1909 – 1918

Четвертый этап формирования психоаналитической концепции неврозов.

Топологический (структурный) подход

  • Проблемы загрузки, противозагрузки
  • Соотношение принципов удовольствия и реальности и первичного и вторичного процессов

  • Понятие конфликта
  • Теория влечений. Первая и вторая
  • Проблемы защит
  • Первая и вторая теория страха/тревоги
  • Теория аффекта
  • Проблемы агрессивности, садизма, мазохизма

  • Генетический подход с точки зрения теории влечений-структуры и с точки зрения объектных отношений
  • Психосексуальное развитие и развитие объектных отношений.
  • Источники, цели и объект влечения

Понятие оральности. К.Абрахам. Влияние М. Кляйн и ее школы (У.Бийон)

  • Оральность и инкорпорация
  • Первичные идентификации
  • Специфические оральные страхи и фантазии
  • Оральный конфликт – первый конфликт амбивалентности
  • Шизопараноидные и депрессивные позиции
  • Ранний Эдипов комплекс

Понятие анальности. Влияние К.Абрахама, Д.Винникота

  • Источники, цели, объект влечения
  • Второй конфликт амбивалентности
  • Типичные страхи и защиты анальной фазы
  • Формирование оппозиционных пар – активность/пассивность
  • Встреча нарциссического и объектного либидо
  • Нарциссическое усиление чувства всемогущества

Понятие фалличности. Вклад Ш.Ференци, О.Фенихеля.

  • Проблема дифференциации полов
  • Психосексуальное развитие и объектные отношения в фаллической стадии
  • Объединение порциальных влечений под приматом генитальности
  • Основные страхи и фантазии фаллической стадии у мальчиков и девочек. Детская мастурбация.
  • Детские сексуальные теории
  • Первичная сцена. Идентификации.
  • Сексуальный или нарциссический смысл в процессе развития символизации
  • Две функции развития идеала я и себя 1) как замена утраченного нарциссического всемогущества и 2) продукт идентификации с родительскими фигурами
  • Латентность. Период подавления и амнезии
  • Пубертат. Кризис идентификации у девочек и мальчиков.
  • Объектное отношение и объектный выбор

  • Понятие невроза. Классификации. Невротический уровень развития личности
  • Индивидуальный невроз по первой и второй топикам З. Фрейда
  • Бессознательное невроза
  • Символические и инцестуальные образования
  • Современная концепция невроза -- семейный невроз
  • Типичные символические инцестуальные связи
  • Взаимная зависимость и всемогущий контроль
  • Имплицитные запреты. Компрометация языка
  • Значение символической роли отца
  • Типологическое эдиповское ядро
  • эдиповские идентификации
  • эдиповская кастрация
  • эдиповский выбор объекта
  • Псевдоневротические формы психопатологии: невроз страха, невротическая депрессия, фобические неврозы, невроз характера
  • Клиника
  • Проявления
  • личность и невроз характера (гиперактивность, жесткость, тотальная стерилизация)
  • типы декомпенсации
  • Связь с угрозой потери объекта
  • Аутентичные неврозы: конверсионная истерия, истерия страха, невроз навязчивых состояний, психоневрозы защиты
  • Экономическая структура
  • Основные конфликты
  • Концепции либидо, страха
  • Истерические отношения
  • Истерия и вытеснение
  • Истерия и дифференциация полов
  • Истерия и женственность
  • Желание неудовлетворенного желания
  • Мазохизм истерика
  • Истерические идентификации, психическое заражение
  • Бисексуальность и гомосексуальность
  • Истерия и трансфер

Клиника обсессивного невроза:

  • симптом изоляции аффекта
  • дистанцирование от любой аффективной близости
  • навязчивый всемогущий контроль
  • обсессивный характер
  • обсессивные ритуалы

Мышление как экран

Регрессия на анальный уровень

Садомазохистический контекст. Идентификация с агрессором

Страх кастрации, страх потери контроля

Эдипов конфликт, выраженный прегенитальным языком

Сексуальное и нарциссическое. Нарциссическая депрессия.

Дифференциальный диагноз с пограничными состояниями

Основной способ невротической декомпенсации -- результат обесценивания нарциссического образа себя.

Проявления: руминация, маскированные формы, неврозы судьбы, неудачи, заброшенности, расстройства функциональной природы.

Связь с неврозами. Различия в механизмах и проявлениях невротической депрессии при истерическом и обсессивном неврозе

Возможность и способность психической проработки депрессивной боли как знак невротической природы депрессии (в отличие от меланхолической депрессии).

Парадокс невротической депрессии. Возможность негативного и позитивного прогнозов.

  • Миф об Эдипе как метафора в метапсихологической концепции. Семейно-нарциссический невроз.
  • Влияние обмана и семейных секретов на трагическую судьбу Эдипа
  • Превращение невысказанного в негативное послание. И предопреденность/неизбежность отреагирования в реальности как результат.
  • Лай как метафора нарциссического отца
  • Запрет на знание
  • Ранние стадии Эдипова конфликта по М.Кляйн.
  • Фантазм первосцены как принципиальный компонент Эдипова комплекса
  • Ненависть к познанию, торможение эпистимофилического импульса из-за угрозы безопасности субъекта
  • Тема утраты как фундаментальная для развития депрессивной позиции и принятия/неприятия реальности эдиповой пары
  • Интеграция депрессивной позиции и развитие способности символизации

Гипотеза о двух травматических ядрах при истерии

  • Связанные энергии и симптомы
  • Свободные энергии, повторяющиеся действия

- Различия между принципом удовольствия и принципом навязчивого повторения

  • Принцип удовольствия как символическое удовлетворение в симптомах
  • Принцип навязчивого повторения как воспроизведение травматического сценария

Взаимосвязь между сексуальным травматизмом и травмой потери объекта

Структурирующая роль фантазматического сценария

Тенденция воссоздания в трансфере инфантильных болезненных событий, независимо от принципа удовольствия






  • Об институте
  • Студентам
  • Оплата обучения
  • Новости
  • Отзывы
  • Психологическая помощь
121170, Россия, г.Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14; тел.: +7 495 933 26 83, +7 495 782 34 43

Для получения подробной информации о наличии и стоимости указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь в приемную комиссию Московского института психоанализа по телефону: +7 495 933 26 83, +7 499 249 20 00, +7 985 275 15 55

Информация на данном сайте не является публичной офертой. При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна.

121170, Россия, г.Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14;
тел.: +7 495 933 26 83, +7 495 782 34 43

Для получения подробной информации о наличии и стоимости
указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь в приемную
комиссию Московского института психоанализа по телефону:
+7 495 933 26 83, +7 499 249 20 00, +7 985 275 15 55

Информация на данном сайте не является публичной офертой.
При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка
на сайт обязательна.

Юнацкевич П. И., Кулганов В. А.

Плохое отношение к ребенку — лучшее условие для формирования невроза

Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

— половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);

— аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);

— гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Фрейда, узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Она не допускается до сознания, вытесняется в “бессознательное” и подвергается амнезии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании, Фрейд обозначил термином “цензура”, а сам процесс подавления — “вытеснением”. Переживания, которые оказались вытесненными в “бессознательное”, получили название “комплексов”. Если последующие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Фрейда, могут возникнуть такие заболевания, как неврозы.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Фрейдy переводится (сублимируется) в допускаемые “цензурой” виды деятельности, например, занятие благотворительностью, искусством, наукой, религией. Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные комплексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того нейтральным представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение.

Комплексные представления, связанные с мужским половым органом могут обнаружиться в сознании в виде:

— страха перед змеей, ставшей символом представления об этом органе;

— вытесненного “аутоэротического комплекса” и связанной с ним повышенной любви к себе. Это может привести, при попадании в военную обстановку, к возникновению “военного невроза” с чувством страха за свою жизнь;

— скрытых “гомосексуальных комплексов”, приводящих к тяжелому хроническому алкоголизму.

В результате могут возникнуть явления навязчивости, какой-либо истерический симптом или патологическое влечение. Случаи, когда “вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому”, обозначаются Фрейдом термином “конверсия” (“конверсионная истерия”). Таким образом, причина болезни, по Фрейд'y, таится в комплексных переживаниях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой. Например, чувство отвращения, возникшее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаруживаться долгие годы.

Во время неудачного замужества подавляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, символически отражающей отвращение. Исходя из данной теории, Фрейд предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на восстановлении в памяти (“вскрытии”) сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного Фрейдом. В своих работах Фрейд показал влияние “бессознательного” на психическую деятельность в норме и патологии, раскрыл механизм этого влияния:

— бегство в болезнь.

Он выдвинул принцип аналитической, каузальной терапии. Один из ближайших учеников Фрейдa — венский психиатр Адлер, отрицая роль полового влечения в этиологии неврозов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стремлением к могуществу и чувством собственной неполноценности (конфликт влечений “Я” по Фрейдy). Ребенку, по Адлеру, свойственно, с одной стороны, стремление к власти, с другой — чувство своей неполноценности, которое он пытается изжить разными способами: то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежанием — и таким образом завоевать признание окружающих. Характерно при этом и стремление к “сверхкомпенсации”: заикающийся Демосфен становится великим оратором, нуждающийся в самоутверждении мужского достоинства — Дон Жуаном, стремящимся ко все новым и новым победам над женщинами. Невроз, по мнению Адлера, не болезнь, а лишь определенный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Невроз — это способ решения внутренних проблем человека

Критикуя ряд положений Фрейдa и его последователей, С. Homey (1966) основную роль в патогенезе неврозов видит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родительской любви.

Любовь ко мне — это основное условие для здоровья моих нервов!

Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка внутреннюю тревогу и влияет на последующее формирование личности. Большое значение ею придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами.

H.Sul.ivan (1953), как и С.Нотеу (1950), усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие невротические проявления, как, например:

В основе неврозов, по В.Н.Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Отсюда, при построении патогенетической психотерапии Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь психотравмирующих событий с системой особо значимых для него отношений, но и изменить эту систему в целом — перестроить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки.

Не можешь поменять жизнь, измени к ней отношение и сохранишь свое здоровье

Благодаря изменению отношения с “горячего” на “холодное” к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований удалось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутриклеточные, биохимические, молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это — задача будущего.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.