В чем вы видите возможности профилактики школьных неврозов


Профилактика школьных неврозов

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_shkolnykh_nevrozov.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика школьных неврозов.

Современная жизнь требует от нас больших резервов самообладания и саморегуляции. Становится общепризнанным фактом то, что сегодняшние школьники испытывают повышенные психические нагрузки, особенно старательные и ответственные ученики.

Методы саморегуляции известны с древности: релаксация (расслабление), дыхательные упражнения, акупунктурный массаж (массаж биоактивных точек), специальные психофизические упражнения. Используются и подручные средства: природа, музыка, танцы, искусства.

Важно помнить, что состояние детей во многом зависит от развития регуляционных механизмов, от баланса возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Процессы торможения развиваются с отставанием, часто это связывают с преобладанием правополушарной активности в работе мозга. Действительно, детям до 10 лет свойственна подвижность, эмоциональность, импульсивность поведения. Между тем в школе традиционно преобладает опора на левое полушарие, предъявляются высокие требования к соблюдению правил, дисциплины на уроках. Почему же одни школьники более легко адаптируются к процессу обучения, а другие испытывают стойкие трудности?

Назовем несколько причин.

Длительное пребывание в конфликтной психотравмирующей ситуации приводит ученика либо к психосоматическим заболеваниям, либо к негативному изменению характера.

Вторая причина неуспешности в обучении может касаться некоторых предметов из-за несоответствия педагогических технологий типу мышления ребенка. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, обратимся к таблице (примечание: таблица может быть оформлена как плакат или начерчена на доске).

Особенности типов мышления

Преобладает левое полушарие, опора на слово

Преобладает правое полушарие, опора на образ

Раннее развитие речи, отчетливая артикуляция, чувствительность к смыслу, словесной логике

Преобладание слухового восприятия

Преобладание зрительного восприятия

Языковые, математические способности, интерес к шахматам

Способности к музыке, рисованию, спорту, интерес к трансформерам и шашкам

Достаточно развитая произвольность внимания и памяти

Хорошее воображение, механическая память, любят эксперимент.

Хороший самоконтроль. Повышенная склонность к критике. Дистанция в общении.

Непосредственность, наивность, внушаемость, стремление к близким отношениям.

Меньшая подверженность страхам, но частые сомнения в правильности своих действий.

Часто испытывает страхи и тревожные предчувствия.

Возможно, вы узнали своего ребенка в одном из типов, но надо учитывать, что такое деление упрощает реальность. Например, левополушарный ребенок с преобладающим левым глазом и левым ухом будет отличаться от левополушарного ребенка с ведущим правым глазом и правым ухом. Кроме того, многие люди являются равнополушарными, то есть у них относительно одинаково или с небольшим преобладанием представлены функции обоих полушарий.

  • раздражительность, плаксивость
  • сонливость
  • жалобы на боли (в голове, животе, колене, где угодно)
  • потеря координации (натыкается на все углы, постоянные ссадины, синяки)
  • появление необоснованных страхов.

Знакомо? Насторожитесь! Что можно предпринять?

Для стимуляции созревания мозга вы можете использовать следующие средства:

  • Контрастный душ, ежевечерние растирания жестким полотенцем шейной и затылочной зоны.
  • Массажные тапочки.
  • Ароматерапия во время домашних занятий: аромалампа с эфирными маслами бергамота, можжевельника или просто заварить в чашке лавровый лист и поставить около письменного стола.
  • Занятия на музыкальных инструментах, лепка из глины и пластилина, вязание для обеспечения деятельности обеих рук.

Подвижные спортивные игры. В связи с отсутствием детских игр на координацию у нынешнего поколения, вспоминайте свое детство и игры.

  • Совместно с педагогом обсудите конкретные трудности ребенка, при выполнении домашних заданий используйте игровые моменты: чтение по ролям, заучивание стихотворения в танце, зарисовка задачи.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения

1. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.

3. Слегка массируют кончик мизинца.

4. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).

Цель занятия: дать знания родителям о школьных неврозах и методах их профилактики.

Цель: настроить участников друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.

Цель: снятие напряжения, настрой на работу, сплочение группы.

Специальные исследования показывают, что в течение последних лет около 20% детей, поступивших в школу, имеют различные функциональные нарушения нервно – психического здоровья пограничного характера (т. е. находятся на грани нормы и болезни). По данным Института возрастной физиологии РАО, уже к концу первого класса число учащихся с нарушениями психического здоровья пограничного характера увеличивается до 60-70%. Их очень трудно выявить в дошкольный период. Родители и педагоги не считают характерные для них особенности поведения болезнью, как правило, в медицинской карте такие отклонения в здоровье не фиксируются. И только с началом обучения в школе, когда нервно – психическая и физическая нагрузки на организм ребенка резко возрастают, расстройства нервной системы приобретают выраженный характер. Такие учащиеся не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Речь идет о так называемых нервных детях, у которых уже есть невроз или вероятность заболеть им. Дети-невротики отличаются повышенной возбудимостью, раздражимостью, плаксивостью. Они чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – все поведение ребенка основывается на эмоциях. Эти ученики обычно выделяются в классе, их называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Встречаются и такие, которым наоборот свойственна заторможенность деятельности, они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, все делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, не успевают за темпом работы в классе, рассеяны и несобранны.

Тревожными симптомами развивающегося невроза считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, энурез, заикание, постоянное шмыганье или хрюканье, навязчивые движения – все это свидетельствует о том, что нервная система ребенка находит в состоянии перенапряжения.

Нередко взрослые считают перечисленные особенности поведения результатом плохого воспитания и предъявляют повышенные требования к такому ребенку, обвиняют его в лени, неаккуратности, невоспитанности и т. д. Это, как правило, не приводит к желаемым результатам, напротив, усугубляет состояние нервозности.

В это время для ребенка очень важны различные расслабляющие упражнения:

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

Детские неврозы не имеют возрастных границ, это сбои, нарушения в работе нервной системы, которые возникают под влиянием неблагополучных условий, как биологического, так и социального характера. С поступлением в школу состояние ребенка-невротика, как правило, ухудшается. В отличие от кризисов, невроз следует рассматривать как отклонение в развитии.

И еще одно расслабляющее упражнение:

Цель: снятие мышечных напряжений, развитие тактильных ощущений.

В чем причина детских неврозов? Причины могут быть как биологического характера, обусловленные особенностями строения и функционирования нервной системы, так и социального, т. е. зависящие от отношений ребенка с окружающими.

Главными и решающими факторами, определяющими возникновение этого заболевания,являются неблагоприятные микросоциальные условия жизни и воспитания ребенка: конфликты в семье; отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у родителей и других значимых для ребенка родственников; рассогласованность воспитательных позиций родителей и педагогов; недостаток любви и тепла в семейных отношениях; чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, или, наоборот, безнадзорность и заброшенность; алкоголизм родителей; сильные стрессы; неуравновешенность, нервозность самих родителей, и прежде всего мамы ребенка. С полной уверенностью можно сказать, что у нервных родителей растут нервные дети.

Во время выполнения домашнего задания возбуждение происходит не только у детей, но и у родителей. Данное упражнение поможет расслабиться и взрослому и ребенку

Цель: снизить эмоциональное напряжение

Материал: листы бумаги и карандаши по количеству участников

Ведущий каждому участнику раздает лист бумаги и цветные карандаши.

Проводится обсуждение игры по вопросам:

- Какие чувства вы испытали, когда к вам вернулся ваш листочек?

- Что вы хотели нарисовать?

Структура написания конспекта совместной деятельности педагога и детей 1. Тема/название занятия (тема раздела программы, возрастная группа 2. Интегрированные области: (познание, коммуникация, социализация,.

Школа для ребенка — это новая ступень развития, подразумевающая постоянную физическую и умственную активность, общение со сверстниками. Это новая атмосфера, новый образ жизни, что, несомненно, становится сильным стрессом. Профилактика школьных неврозов дает возможность быстрой адаптации школьника, повысить собственную трудоспособность и найти общий язык с одноклассниками.

Определение и причины

Школьный невроз — это постоянный устойчивый стресс, страх и фобии, связанные со школой. Исследования показали, что около 30% детей 7 или 8 лет не могут самостоятельно привыкнуть к новой обстановке, установить контакт с педагогами и другими детьми, они нуждаются в квалифицированной психологической помощи.


Главными причинами подобного стресса являются:

  1. Проблемы с учителями — взрослый человек, несмотря на высшее образование, не смог правильно донести до ребенка собственный предмет, не умеет разговаривать с детьми. С другой стороны сам ребенок изначально не знает элементарных правил поведения;
  2. Семейная обстановка — родители требуют от ребенка только положительные оценки, в противном случае серьезно наказывают. У школьника развиваются комплексы и страх идти домой, особенно в случае получения нехорошей отметки. Большое внимание оказывает отсутствие взаимопонимания, любви и заботы по отношению к младшему члену семьи;
  3. Трудности адаптации — нет возможности привыкнуть к четко установленному режиму, нет усидчивости в течение урока или внимательности и сосредоточенности во время учебного процесса.
  4. Трудности общения — некоторые дети не ходят в детский сад, одни в семье. Именно таким тяжело дается разговор с коллективом, они чувствуют себя некомфортно, как не в своей тарелке.
  5. Бытовые условия — здесь важную роль играют социально-экономические факторы: неудовлетворенность материальными условиями, сравнивая их с другими семьями, отсутствие условий для долгого комфортного отдыха, ускоренный темп жизни.

Влияет также и сам характер ребенка, его темперамент и воспитание. К этим параметрам относят чрезмерную ответственность или, наоборот, безразличие к окружающему миру, нестандартный полет мысли, повышенную обеспокоенность. Все это в совокупности негативно сказывается на дальнейшем поведении, мировоззрении и отношении с другими людьми в обществе.


Детей можно разделить на три категории:

  1. Первая группа включает ребят с явными отклонениями в поведении. Они грубят окружающим, в частности учителям, агрессивно себя ведут по отношению к одноклассникам. Обычно плохо учатся, но собственная самооценка чрезмерно завышена;
  2. Вторая группа — это дети, которые поначалу хорошо трудятся, получают положительные оценки, но со временем из-за перегрузок меняются. Они огрызаются, уходят в себя и становятся необщительными. Очень часто это начинается в возрасте 8 лет, когда в первом классе все было замечательно, но потом из-за увеличения объема материала все резко поменялось.
  3. Третья группа — школьники с постоянным внешним благополучием, правильным поведением и хорошей работой на уроках, но внутри рождается страх выйти к доске, что проявляется дрожанием рук и голоса, плаксивостью, замкнутостью, заниженной самооценкой. Они не способны полностью раскрыть собственный талант в коллективной работе, для них необходимы индивидуальные задания.

Классификация и симптомы

Отечественная классификация делит все школьные неврозы на три большие группы: неврастения, неврастения и невроз навязчивых состояний. Мировое сообщество дополнительно выделяет депрессивный невроз.

Неврастения — особый комплекс, сочетающий в себе хроническую утомляемость и повышенную возбудимость.

На первых порах ребенок просто негативно реагирует на всевозможные вопросы, моральные и физические нагрузки. Постепенно начинают раздражать звук, световое излучение, запахи. В дальнейшем из-за истощения нервной системы появляются вегетативные расстройства: повышенная потливость ладошек рук, увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение сна вплоть до бессонницы, головные боли давящего или пульсирующего характера, слабость и недомогание. Ученик не может сосредоточиться ни во время урока, ни при выполнении домашнего задания, он становится плаксивым, обидчивым и капризным.

Такое состояние обычно заканчивается благоприятно, если вовремя его диагностировать, предоставить школьнику возможность полноценно отдохнуть и набраться сил. При возникновении осложнений требуется дополнительная помощь специалистов и медикаментозная терапия.


Истерия — это совокупность расстройств психики, нервной системы, отражающаяся на речи и поведении человека. Школьный невроз отличается истерическим бесконтрольным припадком — хаотичными движениями тела в сочетании с криками. Наблюдаются рыдания, продолжительные по времени, судороги рук и ног, тремор верхних конечностей, приступы удушья, повышение показателей артериального давления и учащение сердцебиения. Подобное состояние можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны истерика становится ярким показателем внутренних переживаний, тяжелого состояния здоровья больного ребенка. С другой стороны она имеет демонстративный характер, то есть человек старается привлечь к себе внимание и заполнить отсутствие требуемой любви и заботы.

Невроз навязчивых состояний — заболевание, подразумевающее большое количество страхов, фобий, навязчивых идей. У ученика это в основном боязнь выйти к доске, страх не выучить уроки или казаться глупее своих сверстников, опозориться перед всем классом. Иногда появляются непреодолимые желания сделать наперекор кому-то, нарушить установленные правила, невзирая на воспитание. Обладает затяжным течением.

Депрессивный невроз — психологическое состояние, сопровождающееся расстройствами вегетативной нервной системы (синдром вегетативной дисфункции). В данном случае сильно выраженная плаксивость, постоянно подавленное настроение. Ребенок с трудом встает утром на занятия, ходит в течение всего дня разбитый и уставший. При усугублении невроза появляются мысли о самоубийстве.

Профилактика

Для того чтобы избежать неврозов у школьников, нужно изначально понять их причину. С этой целью проводятся опросы среди учащихся 4 — 8 классов. Практически каждый ребенок заменил бы одного или нескольких педагогов, причем многие мнения сходятся на одном и том же учителе, что дает повод задумать о его некомпетентности по отношению к воспитанию детей и налаживанию контакта с ними. В данном случае профилактика заключается в более тщательной подготовке и подборе педагогов.

Некоторые ученики говорят об отсутствии комфорта внутри класса, так как число девочек больше чем количество мальчиков или наоборот. Конечно же, с возрастом, в классе 8 или 9, внутренний дисбаланс уходит на нет, но психологическая травма уже может быть заработана. То есть школа изначально должна нивелировать подобные моменты, создавая благоприятные условия в коллективе.


Исследования показали, что в некоторых образовательных учреждениях либо отсутствует психолог, либо его работа сведена к минимуму, что в корне неправильно. Психолог обязан проводить тесты или занятия в игровой форме среди детей 7, 8 и 9 лет, чтобы лучше узнать детей, заметить некоторые проблемы с адаптацией у некоторых школьников, поговорить с их родителями. Все перечисленное поможет избежать развитие неврозов еще на самой начальной стадии.

Наиболее тяжелым аспектом профилактики является работа с родителями тех или иных учеников. Очень тяжело донести до взрослого человека с собственными представлениями о воспитании ребенка, что с его мальчиком или девочкой что-то не так, так как они привыкли видеть своё дитя самым лучшим во всем. Особенно сложно ему доказать, что нарушение психики и нервной системы происходит в условиях дома, в семье. Поэтому школа должна проводить родительские собрания и индивидуальные беседы с преподавателями и директором не только в рамках образовательного процесса, но и приглашать психолога, способного разъяснить некоторые аспекты, аргументировано объяснить свои опасения насчет поведения определенных детей, дать рекомендации, включающие советы по дальнейшим действиям со стороны родителей.

Для наибольшего эффекта необходимо скорректировать время, отведенное на уроки и отдых, как в образовательном учреждении, так и дома. Очень редко можно встретить оборудованные спортивные площадки рядом со школой, на которых бы проводились занятия физкультурой, хотя практически всем известно, что смена деятельности и свежий воздух отлично снимает стресс и разгружает головной мозг от умственного перенапряжения. Стоит сказать о неправильной тактике родителей, заключающейся в выполнении домашних заданий сразу же после учебы. Ребенок должен отдохнуть и отвлечься хотя бы на два часа.

Определение школьного невроза

На сегодня не существует научного определения этого психологического состояния, и не всегда ясно, что понимается под школьным неврозом. Кратко охарактеризовать нервное заболевание можно так: конфликт особенностей личности ребенка и ситуации, сложившейся в учебном заведении. По существу, школьный невроз – это психологический дискомфорт и перманентный стресс, вызванный негативным отношением к школе. В этом состоянии школьник испытывает тревогу, отвращение, страх, порой возникает стойкая депрессия.

Симптомы

Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.

Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.

Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.

Если родители замечают у своего чада минимум пять перечисленных признаков, им нужно срочно принять соответствующие меры. По возможности нужно обратиться к детскому психологу, который поможет понять причины школьного невроза и устранить их.

Признаки невроза

Этому состоянию подвержены как дети младшего школьного возраста, так и старшеклассники. Если малышам чаще свойственна дезадаптация, то подростки нередко испытывают трудности с самоутверждением в коллективе, а также экзаменационный стресс.

Симптомы школьного невроза, которые отмечаются дома и в школе:

  • ученик не собран, часто роняет предметы и возится под партой;
  • в классе боится выходить к доске;
  • не в состоянии наладить эмоциональный контакт со сверстниками;
  • ребенок отказывается идти в школу;
  • забывает дома разные школьные принадлежности;
  • трудное задание может вызывать слезы и истерику;
  • скрытен, прячет дневник и тетради от родителей;
  • у него дрожат руки и потеют ладони;
  • присутствуют навязчивые движения (грызет губы, ногти, ручку, теребит волосы, потирает руки, лоб);
  • может возникать тик, непроизвольные гримасы и подергивания;
  • при выполнении домашнего задания лежит на диване, ходит или стоит, а если и сидит за столом, то постоянно отвлекается на посторонние занятия;
  • агрессивен, вымещает злобу на школьных принадлежностях.

На пути становления личности, ребенку полезен любой, даже негативный опыт, но он должен чувствовать поддержку родителей и ощущать уверенность в себе.

Нельзя запускать ситуацию, поскольку это чревато развитием депрессии. Следует обсуждать сложившиеся обстоятельства с ребенком, а при необходимости прибегнуть к помощи детского психолога.

Коррекция состояния

Как и любое другое заболевание, школьный невроз хорошо поддается лечению на начальных этапах. Существуют разные пути коррекции школьных неврозов: обсуждение ситуации с педагогами и классным руководителем, доверительная беседа школьника с родителями, дружественная домашняя атмосфера.

Терапия неврозоподобных состояний у детей проводится следующими специалистами:

  • психолог (помогает установить доверительные отношения в семье, выработать верную тактику воспитания);
  • невролог (проводит обследование и лечение неврологических болезней);
  • психотерапевт (помогает преодолеть навязчивости);
  • специалисты узкого профиля (при необходимости к лечению привлекают врача – эндокринолога, психиатра, кроме того, некоторые виды неврозов можно эффективно лечить при помощи рефлексотерапии, массажа, иглоукалывания).

В большинстве случаев на начальных этапах достаточно простых мер. Если учителя находят подход к детям с подобными проблемами, а родители, в свою очередь, прилагают максимальные усилия, чтобы дети росли более уверенными в себе и своих силах, школа не вызывает у детей отвращение и ужас.

Причины неврозов у детей

На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:

  • социально-психологические причины,
  • социально-культурные причины,
  • социально-экономические причины.

К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.

Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.

Социально-экономические причины — это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т. д.

Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей. Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.

Помощь ребенку

Зачастую родители видят причины невроза в чем угодно (детских садах и школах, неблагоприятных обстоятельствах, перенесенном испуге), но только не в собственных ошибках воспитания.

Но как раз психологические проблемы формируются под влиянием социально-бытовых условий, при постоянном воздействии нездорового семейного климата и неправильного воспитания, а внешние обстоятельства становятся тем последним рычагом, запускающим механизм развития патологии. Для того, чтобы улучшить ситуацию, родителям важно проделать определенную работу над собой:

Только при положительных изменениях в поведении родителей можно добиться улучшения в состоянии ребенка, преодолеть тревожность и фобии.

Детские неврозы и их профилактика

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе. Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!

Профилактические мероприятия

Своевременное лечение заболевания позволяет полностью справиться с неврозом. Однако следует иметь в виду, что уязвимость нервной системы является врожденным качеством и остается на всю жизнь.

Для таких детей важна профилактика неврозов, которая позволит свести к минимуму возможность развития патологии. Существуют правила, которые помогут поддержать психическое здоровье ребенка:

  1. Необходимо придерживаться режима дня, который помогает детям с нестабильной психикой стабилизировать работу нервной системы.
  2. Оптимально распределять учебную нагрузку, не допуская переутомления.
  3. Чередовать физические упражнения с умственной деятельностью.
  4. Наладить благоприятный семейный микроклимат.
  5. При конфликтных ситуациях в детском коллективе привлекать в разрешение проблемы педагогов и детского психолога.
  6. Проводить с ребенком сеансы релаксации, йоги или дыхательной гимнастики. Детей старше 12 лет можно обучить медитации.

Школьный невроз проще не допустить, чем бороться с ним. В тяжелых и запущенных случаях следует без промедления привлекать соответствующих специалистов, а также строго соблюдать все назначенные лечебные мероприятия.

О заболевании

Клиника неврозов разнообразна, включает эмоциональные и телесные расстройства. Диагноз устанавливается после исключения сходных заболеваний внутренних органов и обследования структуры и функций нервной системы.

Отличается невроз от органического (необратимого) заболевания отсутствием морфологического субстрата болезни. То есть при лабораторном или инструментальном обследовании никаких изменений не обнаруживается, а клинические проявления (боль, дискомфорт) имеют место быть. Распространенность неврозов очень высока, достигает 25% от всех заболеваний.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.