В и гарбузова и ю а фесенко неврозы у детей

Эти рассуждения важны для нас, поскольку ниже мы будем говорить о сути невроза как приспособительной реакции.

Говоря о взглядах советской психиатрической школы на психогенные заболевания и прежде всего неврозы, В. В. Ковалев ставит во главу угла учение И. П. Павлова о физиологии и патологии высшей нервной деятельности человека и материалистическую концепцию личности, понимаемую с позиций психологии отношений (Мясищев, 1960). В связи с этим автором упоминаются Б. Д. Карвасарский, занимавшийся в те годы психофизиологическим изучением неврозов, Н. И. Касаткин, Н. И. Красногорский, изучавшие физиологию и патологию высшей нервной деятельности ребенка, В. Н. Мясищев, посвятивший много работ исследованию психологии конфликтных переживаний у детей с невротическими расстройствами.

Один из авторов этой книги первым предложил рассматривать индивидуальность человека, начиная с ее фундаментальных истоков – инстинктов свободы, агрессивности, доминирования, самосохранения, продолжения рода, сохранения достоинства, альтруизма и до вершины психики – мировоззрения. Инстинкты самосохранения и продолжения рода – базовые, обеспечивающие физическое выживание особи и вида. Исследовательский инстинкт и инстинкт свободы обеспечивают первичную специализацию человека. Инстинкты доминирования и сохранения достоинства обеспечивают самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном плане. Все вместе эти инстинкты обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов.

Невроз, по мнению А. И. Захарова, оказывает влияние на все то, что может осложнить процесс формирования личности детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам автор относит причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера. Из социально-психологических факторов им особо выделяются: наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи; изолированность семьи в сфере внешних контактов.

В. Д. Менделевич, обращаясь к концепции неврозов В. Н. Мясищева, пишет: «Определение невротических расстройств традиционно строится на двух принципах: позитивной или негативной диагностике. В рамках первой распознавание невротических расстройств базируется на выявлении специфичных клинических проявлений (симптомов и синдромов) и психогенном механизме формирования. По мнению В. Н. Мясищева, к основополагающим диагностическим критериям неврозов следует относить: 1) зависимость возникновения и течения (динамики) невроза с психогенной ситуацией; 2) связь психогении с личностью больного, с неспособностью пациента в конкретных условиях разрешить конфликтную ситуацию; 3) содержательную связь между характером психотравмы и клиническими проявлениями невроза и патологической фиксацией на фрустрации и переживаниях, связанных с ней. В рамках второй диагностической парадигмы упор делается на факте отсутствия в клинической картине психических нарушений иного уровня, чаще всего указывается на значимость непсихотического уровня реагирования, а также исключения неврозоподобных или псевдоневротических расстройств органического, соматического или шизофренического генеза.

Доминировавшее представление о неврозах как функциональных психогенных заболеваниях, при которых в мозговых структурах отсутствуют какие-то морфологические изменения, в последние годы подвергалось существенному пересмотру. На субмикроскопическом уровне выделены церебральные изменения, сопутствующие изменениям высшей нервной деятельности при неврозах: дезинтеграция и деструкция мембранного шипикового аппарата, уменьшение числа рибосом, расширение цистерн эндоплазматического ретикулума (Манина А. А., 1976; Хананашвили М. М., 1978). Отмечены проявления, свидетельствующие о нарушении метаболизма кортикальных синаптосом, дегенерации отдельных клеток гиппокампа при экспериментальном неврозе (Александровская Н. Н., Кольцова А. В., 1975), сосудистые и глионевральные нарушения, свидетельствующие о гипоксии. Субмикроскопические изменения в корковом представительстве анализаторов при информационном неврозе у собак проявляются в гиперсинапсии, дегенерации нервных окончаний, отмечается повышение концентрации синаптических везикул у пресинаптических мембран, а размер их увеличивается (Хананашвили М. М., 1978). Субсинаптические мембраны утрачивают свою форму и приобретают гомогенный вид. Нейроны, сохраняющиеся в мозговой ткани после гибели других вследствие экспериментальных воздействий, отличаются более высоким содержанием ферментов и нуклеиновых кислот и могут рассматриваться как клетки энергетически высокозаряженные (Ярыгин Н. Е., Ярыгин В. Н., 1973). Общими ультрамикроскопическими проявлениями адаптационных процессов в нейронах мозга считаются увеличение массы ядерного аппарата, гиперплазия митохондрий, интенсивное нарастание числа рибосом, гиперплазия различных мембранных структур.

Имеют значение (с позиции метаболической резистентности мозговой ткани) временные характеристики адаптационных процессов, которые должны точно соответствовать силе и частоте действия патогенного фактора. С позиций проблемы психической дезадаптации важно, что не сам по себе уровень воздействия, опосредуемый мозговыми системами, не объем информации, соотнесенный с временными параметрами, не реальная “стрессогенность” стимулов вызывают напряженность метаболических адаптационных процессов мозговых нейронов, а эмоционально значимая для данной личности информация, которая благодаря своему ин формационно-усилительному характеру вызывает перенапряжение энергетического гомеостаза.

Считаем, что такой подход наиболее перспективен как в диагностическом, так и в лечебном плане, особенно если речь идет о пограничных психических расстройствах детского возраста. Об этом мы более обстоятельно поговорим в следующих главах книги.

Кроме психоаналитических, многократно описанных различными авторами, например, Отто Фенихелем (в его обширном труде) [Фенихель, 2004], можно назвать несколько таких теорий, оригинальных и неординарных.

Интересен взгляд на неврозы как на информационные расстройства. Так, A. M. Свядощ рассматривает психогении как раздражители, действие которых определяется не физическими параметрами, а информационным, сигнальным, значением. Невроз поэтому, с позиций Свядоща, – болезнь, вызванная информацией. Такой подход основан на этиологическом принципе понимания сущности неврозов. Потому и психотерапия – лечение информацией, которая может адресоваться к одному больному или одновременно к группе больных. Действие информации может быть непосредственным или отслеженным во времени. Информация может передаваться не только речевым путем, но и сопутствующими речи психотерапевта мимикой, жестами, интонациями и т. п. Информацией определяется и эмоциональное воздействие врача на больного. Виды психотерапии А. М. Свядощ также различает соответственно характеру ввода, переработки или действия информации [Свядощ 1963].

Единственная женщина-психолог, чье имя значится в ряду основателей психологической теории личности, первой в Германии получившая разрешение изучать медицину, К. Хорни известна не только как яркий представитель неофрейдизма, но и как автор собственной оригинальной конструктивной теории неврозов. Указывая на то, что З. Фрейд очень близко подошел к формулировке понятия структуры характера невротика, Хорни считала, что генетический подход помешал ему дать точную формулировку, серьезные работы последователей Фрейда (Ф. Александера, О. Ранка, В. Райха, Г. Шульц-Хенке) рассогласованы относительно точной природы и динамики структуры характера невротика.

Размышляя о роли культурных факторов, которым Фрейд не придавал никакого значения, К. Хорни приходит к выводу, что неврозы порождаются культурными факторами или, более точно, что неврозы возникают из-за расстройств в человеческих отношениях. Она пишет: «Я остановилась на этих четырех способах решения конфликта частично оттого, что они, как можно заметить, регулярно наблюдаются во всех неврозах, хотя и в разной степени, и частично потому, что они порождают резкие изменения личности… Так развивалась теория невроза, чей динамический центр образует базисный конфликт между аттитюдами “движение к людям”, “движение против” и “движение от людей”. Из-за своего страха быть расколотым на части, с одной стороны, и необходимостью функционировать в качестве единой личности – с другой, невротик делает отчаянные попытки разрешить этот конфликт. Пока он способен создавать какое-то подобие искусственного равновесия, постоянно возникают новые конфликты и постоянно требуются новые средства для их нейтрализации. Каждый шаг в этой борьбе за единство личности делает невротика более враждебным, более беспомощным, более нерешительным, более отчужденным от самого себя и других, а ее результатом становится то, что препятствия, ответственные за конфликт, становятся еще более непреодолимыми, а их реальное устранение – все более недостижимым. Наконец он теряет всякую надежду и может попытаться восстановить свою целостность с помощью садистских действий, которые, в свою очередь, увеличивают его беспомощность и порождают новые конфликты.

Никольская И.М. (Санкт-Петербург)

Никольская Ирина Михайловна

– доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.


В первой главе книги рассматривается история изучения пограничных психических расстройств, в том числе неврозов, в историческом аспекте. Анализируя труды зарубежных ученых, авторы более подробно останавливаются на идеях З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Г. Салливана, К. Роджерса. Однако большая часть главы посвящена обзору работ отечественных авторов — А.Я. Кожевникова, И.П. Павлова, Бирмана, В.А. Горового-Шалтана, В.К. Хорошко, И.В. Давыдовского, В.Н. Мясищева, А.М. Свядоща, В.В. Ковалева, В.Д. Менделевича, Ю.А. Александровского и др.

В конце обзора авторы подчеркивают, что в последние годы доминировавшее представления о неврозах как функциональных психогенных заболеваниях, при которых в мозговых структурах отсутствуют какие-то морфологические изменения, подверглось существенному пересмотру. Выделены определенные церебральные изменения, сопутствующие изменениям нервной деятельности при неврозах и учет этого фактора особенно важен, когда речь идет о понимании возникновения, течения и лечения пограничных психических расстройств в детском возрасте.

Во второй главе обсуждается концепция стресса Г. Селье в контексте современного понятия о пограничных психических расстройствах. Стресс необходим организму для того, чтобы приспособиться к сложным и меняющимся условиям внешней среды. Однако сильный и хронический стресс часто приводит к появлению хронических заболеваний. При этом большое значение имеют сенсибилизирующие (подготавливающие) факторы в развитии стресса. Авторы считают, что в роли сенсибилизатора при развитии наиболее распространенных в детском возрасте монополярных пограничных психических расстройств может выступать минимальная мозговая дисфункция (ММД), а внешне различные проявления этих заболеваний связаны с разной комбинацией запускающих процесс патогенных факторов.

Проведенные Ю.А. Фесенко и его коллегами исследования более чем 2000 детей в возрасте 3—11 лет показали, что главным сенсибилизирующим фактором в возникновении монополярных пограничных психических расстройств детского возраста служит ММД, полученная в перинатальном периоде развития. Ее основной источник — неудовлетворительное здоровье матери. Избирательным сенсибилизирующим фактором служит нарушение взаимодействия теменно-затылочной зоны правого полушария коры головного мозга с другими структурами. Таким образом, по мнению авторов, все пограничные психические расстройства, в том числе неврозы, можно охарактеризовать как своеобразную задержку созревания взаимоотношений между анализаторными зонами коры и другими структурами головного мозга.

Важен вывод о том, что внешние патологические реакции (навязчивые движения и действия, астенизация, гиперактивность, энурез и др.) в ряде случаев являются полезными защитными реакциями организма, предохраняющими ребенка от разрушительных последствий ММД. В связи с этим клиническая тактика при лечении пограничных расстройств должна быть направлена не столько на борьбу с их внешними проявлениями, сколько на восстановление нормального взаимодействия между структурами головного мозга благодаря психотерапии, фармакотерапии и другим методам лечения. И здесь большое значение имеет формирование стрессоустойчивости — совокупности личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные нагрузки и перегрузки.

В четвертой главе подробно описываются сами неврозы как пограничные психические расстройства. Приводятся результаты, полученные Ю.А. Фесенко и его коллегами при ЭЭГ-исследованиях детей с монополярными психическими расстройствами, в том числе, неврозами. Дается описание клинических случаев.

Рассматривается концепция неврозов В.И. Гарбузова, считавшего центральным звеном в этиоптогенезе неврозов у детей изменение врожденных целесообразных типов реагирования на реагирование невротического типа в ситуации патогенного воздействия биосоциальных факторов. Поскольку в отношении детей главным биосоциальным фактором выступает неправильное воспитание, подробно анализируются типы аномального воспитания (неприятие, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое воспитание), приводящие к возникновению невротических радикалов у детей. Показано, как комбинация тех или иных свойств темперамента (холерического, сангвинического или флегматического) с тем или иным типом неправильного воспитания отражается в формировании преневротического характерологического радикала, который затем становится важной составной частью в структуре невроза.

Далее детально рассматриваются три основных формы невроза (неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний) и их особенности у детей.

Пятая, заключительная глава книги, которая составляет больше половины ее объема, посвящена лечению неврозов и содержит описание различных методов психотерапии и психофармакотерапии. Подробно представлен собственный авторский комплексный метод лечения детей с пограничными психическими расстройствами, включающий психофармакотерапию, адаптивное биоуправление, рефлексотерапию, физиотерапевтическое лечение, различные виды психотерапии.

У меня, как рецензента, основную сложность при знакомстве с материалом книги вызвала ее недостаточная структурированность, прежде всего, отсутствие в главах подразделов с заголовками и резюме. Помимо этого, уже как для медицинского психолога, неясным остался вопрос о том, существуют ли в детском возрасте у неврозов не только общие характеристики с другими пограничными психическими расстройствами, но также отличительные характеристики.

Я согласна с мнением авторов, адресующим свою работу, прежде всего, врачам практикам — психиатрам, психотерапевтам и неврологам. В то же время книга, несомненно, будет интересна и полезна психологам, а также родителям больных неврозами и другими пограничными психическими расстройствами детей.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Неврозы у детей и подростков являются одной из актуальнейших проблем настоящего времени. Под давлением негативного влияния современного темпа жизни психика ребенка переживает большую нагрузку. Поэтому в любой семье должны обеспечиваться все необходимые условия для сохранения и поддержания психического здоровья ребенка. Неврозы являются формой нервно-психической патологии (истерический плач, чувство страха дыхательный и пищевой невроз).


Прочитав книги В.И. Гарбузова, вы сможете сориентироваться, что и как делать, выявив у своего ребенка такие симптомы, как истерический припадок, чувство страха нахождения в темноте, дыхательный невроз и так далее. Узнаете, какие успокаивающие препараты рекомендуются при заболевании нервной системы. Если заболевание лечить, то все симптомы обратимы.

Причины

В основе неврозов у детей имеется своя этиология. Причинами проявления данного состояния у ребенка школьного возраста могут стать:

  • психологическая травма;
  • перенесенная болезнь;
  • генетическая наследственность;
  • напряженные взаимоотношения родителей;
  • физическая и эмоциональная перегрузки;
  • нарушение сна;
  • ошибки в воспитании.

Симптомы

Клинические симптомы зависят от характеристики психологической травмы и личных качеств ребенка. На что следует обратить внимание? В зависимости от вида неврологического нарушения, этиология может носить разный характер.

Следует сразу обратить внимание на здоровье своего ребенка, увидев следующие общие симптомы, чтобы принять решение, что делать дальше:

  • приступы боязни и страха;
  • заикание или стопорное состояние;
  • ранимость и изменение мимики;
  • плохой аппетит;
  • нежелание общаться, стремление к одиночеству;
  • различные нарушения сна (ощущение беспричинного страха);
  • быстрая утомляемость;
  • истерический плач или истерический припадок;
  • раздражительность;
  • головная боль;
  • энурез и другие.

Термин невроз характеризует ряд очень распространенных психических недугов. В медицине используется более широкое понятие – невротические расстройства.

Виды и формы

Существуют такие общие виды и формы проявления заболевания:


  • Заикание – форма невроза по причине испуга, разлуки с родителями, повышенной интеллектуальной и речевой нагрузки.
  • Расстройства сна – особенностью этой формы невроза является то, что она выражаются в виде проблем во время засыпания, а именно: ощущением страха и беспокойства во сне, лунатизм и другие.
  • Невроз навязчивых состояний у детей – проявляется в формировании определенных страхов и мыслей, а также навязчивых движений у детей.
  • Невротический детский энурез – несознательное мочеиспускание. Этиология заключается в следующем: строгое физическое наказание, стрессовая ситуация, генетическая предрасположенность и другие.

Диагностика

Во время диагностики ребенка проводится углубленный медицинский осмотр с подробным изучением истории болезни пациента, чтобы исключить такие заболевания, как опухоли мозга или травмы головы. Если есть признаки невротических расстройств, то при помощи целого ряда исследований оценивается психическое состояние ребенка.

Общие методы психологических исследований:

  • клиническое интервью;
  • психологические тесты
  • методы диагностики личности
  • опросники для скрининга неврозов
  • фундаментальные методики интеллекта и так далее.

Лечение

Для помощи и ликвидации заболевания требуется применение психокоррекционной и психотерапевтической методик.

Суть психокоррекционной и психотерапевтической методик заключается в объединении двух методов воздействия на психику, которые дополняю друг друга. Каждый из методов имеет свою зону применения.

Психотерапия – способ вылечить симптомы и формы данного заболевания у детей дошкольного и школьного возраста. Психокоррекция, применяется как профилактика неврозов у детей.

  • Это интересно: шизофрения у детей

Психотерапия является основной формой индивидуальной терапии. Согласно этому методу пациент говорить о своих проблемах и конфликтах, напряженных и критических жизненных событиях. Психотерапия неврозов у детей и подростков состоит из системного способа диагностики психологических нарушений в здоровье всех близких и соответствующей психотерапевтической работы с больным ребенком и окружающими его людьми.


Необходимо найти грамотного специалиста в сфере психологической помощи, который будет регулярно заниматься с ребенком.

  • Читайте также: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Чтобы лечить неврозы многие врачи используют психотропные препараты, которые имеют успокаивающие свойства. Препараты, при помощи которых можно лечить неврозы:

  • хлорид кальция;
  • глюконат кальция;
  • глицерофосфат кальция;
  • седативные препараты и другие.

Медикаментозные средства применяются комплексно вместе с психотерапией. Главная задача при оказании помощи и лечении заключается в отдыхе нервных клеток. Родители больного ребенка должны соблюдать требования по диете и режиму сна, проводить на свежем воздухе больше времени. Согласно статистике – 60% болезней нервной системы детей излечиваются самостоятельно, но от профессиональной помощи оказываться не стоит.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 72 , средняя оценка: 4,06 из 5

    Школьному психологуСтатьи 02-03-2020 221

Неврозы у дошкольников. Рекомендации для родителей

Вишневская Ирина Станиславовна

Неврозы у детей возникают в различном возрасте, особенно при наличии неблагоприятного фона. Детский невроз может быть диагностирован у ребенка 3 лет и старше. В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.

Причины появления неврозов

Причины возникновения неврозов у детей, которые вызывают развитие невротической реакции, а в дальнейшем и невротического состояния, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто выделяют: различные изменения привычного образа жизни (переезд из города в сельскую местность или коттеджный поселок, в другую квартиру); начало посещения детского коллектива (дошкольное учреждение или школа, переход с одной ступени общеобразовательной школы на другую); изменения семейного характера (появление отчима или мачехи в семье, рождение другого ребенка или появление приемного). Возможна также другая ситуация, когда внезапный испуг, чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка непродолжительного характера провоцирует развитие невроза на фоне общего неблагоприятного фона здоровья ребенка.

Негативные последствия для малыша могут иметь различные психологические травмы матери в период беременности, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Чем младше ребенок, тем большее значение имеют врожденные факторы и состояние матери в период беременности. Важнейшее значение имеет психологический климат в семье и принятая модель воспитания. Если родители придерживаются неправильных воспитательных принципов, то возможно развитие невротической реакции и формирование психологически нестабильной личности. Наиболее негативны в этом отношении такие модели воспитания, как: неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки); гиперопека (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе); авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения); вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе). В конечном итоге решающее значение имеет не один из выше перечисленных факторов, а их комбинация.

Детский невроз не может развиться у ребенка, который живет в благополучной семье, после внезапного сильного испуга. Наличие патологии родов или беременности у матери является неблагоприятным фактором, но решающего значения не имеет, если в семье создан правильный психологический климат и приветствуются современные принципы воспитания. При наличии этих предрасполагающих факторов должна проводиться соответствующая профилактика детских неврозов, препятствующая их возникновению. Коварством невроза в детском возрасте является его нарастание у развивающейся маленькой личности. Вовремя не распознанная и не леченная невротическая реакция у совсем маленького ребенка перерастает в невротическое состояние у школьника и подростка, в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада личности.

В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.

1. Для истерии типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды. Истерический невроз возникает у единственного ребенка в семье или при большой возрастной разнице у старшего. Предпосылкой для этого состояния является неправильное отношение к нему взрослых: как к единственному и неповторимому, любые требования которого должны немедленно выполняться. Попадая в другую обстановку (например, детский коллектив), такой ребенок неожиданно понимает, что окружающие его обстоятельства далеко не всегда подстраиваются под него, и начинает бунтовать. В любом возрасте истерический припадок возникает всегда в присутствии взрослых, маленькая личность стремится привлечь к себе повышенное внимание. Малыш плачет, кричит, кидается в драку, то есть шумно и бурно выражает свое недовольство окружающей действительностью. У ребенка дошкольного возраста могут возникать внезапные беспричинные приступы удушья (сходны и астматическими). В более старшем возрасте (например, у ребенка 7 лет) истерия может принимать вид соматического заболевания. Возникают жалобы на боли в области сердца или желудка, постоянного ноющего характера, которые не устраняются медикаментами.

2. Для неврастении характерна противоположная ситуация: завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям. Она выражается слабостью ребенка и прогрессирующими депрессивными изменениями. Например, у ребенка 3 лет, возникает потребность долго спать или отдыхать на фоне привычной физической нагрузки. Малыш теряет интерес к игрушкам, сладостям, развлечениям, перестает радоваться окружающей обстановке. Он не может ответить на вопрос, чего ему хочется. Отмечается нежелание делать и узнавать что-либо новое. Маленькая личность постоянно жалуется на слабость и общий упадок сил, завышенные требования воспитателей и большой объем домашнего задания. Отличительным признаком неврастении являются разнообразные нарушения сна. Сон неглубокий, с кошмарными сновидениями, нередко возникают трудности с засыпанием или, наоборот, досрочное просыпание и невозможность повторно уснуть.

3. Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности. Данная разновидность невротических реакций характеризуется возникновением различных страхов или движений, которые не имеют реальных причин. Например, у ребенка может наблюдаться излишне эмоциональная и необоснованная боязнь (невроз страха) темноты или сильного дождя, насекомых (пауков, тараканов), грызунов, больших собак. При этом малыш избегает любой возможности не только прямого контакта, но и самой возможности развития ситуации. Он не может переходить дорогу, если слышит далекий собачий лай; включать свет во всех помещениях, чтобы темноты не было нигде. Навязчивые движения удивительно разнообразны и индивидуальны для каждой конкретной личности. Это может быть постоянное почесывание носа или затылка, шмыганье носом или покашливание, потирание рук или бесконечное их мытье, выдергивание волос и бровей. Отдельной группой принято выделять тики – местные или общие подергивания мышц, сопротивляться которым ребенок хочет, но не может: мигательный тик, подергивание носом, растягивание рта, поднимание бровей. Хорошо известны многим родителям такие формы невроза как заикание и детский энурез (дневное и ночное недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Как лечить детский невроз?

Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма. Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.

Главным средством является психотерапия. Родители должны понимать, что это не просто чтение сказок и игра с яркими игрушками – это сложная система воздействия на психику ребенка и его характер. Самостоятельные попытки психотерапии могут только усугубить болезнь. В психотерапии выделяют следующие направления: изучение психологического климата в семье и его коррекция; ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации; арт-терапия и составление психологического портрета по рисункам малыша; аутогенная тренировка (внушение). Медикаментозные препараты в лечении неврозов имеют второстепенное значение. Назначать их должен только врач. Используются успокаивающие препараты на растительной основе, поливитаминные комплексы, средства, улучшающие мозговой кровоток. Положительный эффект приносит использование различных физиотерапевтических методик: подводный массаж и различные виды ванн; медикаментозный сон.

Рекомендации для родителей:

· правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту,

· обязательно полноценный ночной сон;

· создание благоприятного психологического климата в семье;

· воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.

Главное, что детские неврозы лечатся и не нужно отчаиваться родителям.

1. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. — Л: Медицина, 1988, —248 с.

4. Захаров АИ. Происхождение детских неврозов и психотерапия - ЭКСМО-ПРЕСС Москва 2000- 448 с.

5. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.