Вегетативные неврозы у детей

Под именем вегетативных неврозов понимают функциональные заболевания вегетативной нервной системы, а именно — резко выраженное ваготоническое состояние организма или же резко выраженную симпатикотонию.

В основе могут лежать разнообразные этиологические моменты. В первую очередь приходится иметь в виду рефлекторные физические причины, продуцирующие и поддерживающие где-либо раздражение. Более частыми являются экзогенные и эндогенные гуморальные причины, зависящие от скопления в организме веществ с избирательным действием или от недостатка веществ, поддерживающих тонус. Наконец возможны и психические (эмоциональные) причины.

Наследственные и конституциональные факторы также играют известную роль в происхождении вегетативных неврозов. От последних нужно отличать физиологические колебания тонуса вегетативной нервной системы, происходящие в течение суток в связи с актом еды, сна, усталостью и т. п., в зависимости от времени года и в связи с возрастом.

С клинической точки зрения можно различать несколько форм неврозов: 1) ангионеврозы, 2) травматические неврозы, 3) шок, 4) рефлекторные неврозы и 5) неврозы при заболевании отдельных висцеральных органов.

Под именем ангионеврозов понимают сосудистые вазомоторные неврозы, т. е. функциональные расстройства иннервации кровеносных сосудов. Со стороны кожи клинически они могут выявляться крапивницей, акроцианозом, эритемой, зудом, дермографизмом, эритромелалгией, местной симметрической асфиксией, самопроизвольной гангреной или острым невропатическим отеком Квинке. Со стороны сердца они могут выявляться в форме сердечных неврозов, со стороны дыхательных органов — в форме вазомоторного насморка, сенной лихорадки, бронхиальной астмы, со стороны кишечника — в виде колитов, рвоты, перепончатого колита, со стороны почек — полиурией, пароксизмальной гемоглобинурией. Со стороны центральной нервной системы выявляются типичные явления мигрени, общего вазомоторного невроза и ангионевротической конституции.

Некоторые выделяют особый вазоневротический или вазомоторный диатез. Он проявляется живой игрой вазомоторов кожи и лица, брадикардией, тахикардией, особенностями кровообращения на периферии конечностей (потные, холодные, зябкие, цианотические руки и ноги), резким изменением самочувствия и построения и идиосинкразиями. При помощи капилляроскопии можно доказать наличие свойственных этому состоянию капилляров кожи с характерными вздутиями, расширениями и тромбами.,

С травматическими неврозами вегетативной системы приходится встречаться после сотрясений и травм. Они выражаются изменением ритма сердца и дыхания, вазомоторными явлениями, мышечной слабостью, парестезиями, гипергидрозами, запорами, состоянием тоски, страха и повышенной общей нервной возбудимостью.

Более резкой реакцией на травмы, инфекции и интоксикации является шок, свидетельствующий о нарушении функции вегетативных ядер и общей гипотонии вегетативной нервной системы. Это состояние выражается тахикардией, учащенным дыханием, падением кровяного давления, понижением температуры, расширением или сужением зрачков и отсутствием рефлекса Ашнера.

Относительно часты неврозы при заболеваниях отдельных висцеральных органов. Желудочно-кишечные неврозы являются результатом изменений или раздражения ваго-симпатической иннервации при острых и хронических интоксикациях. Особой разновидностью колита является перепончатый колит (colitis membranacea, seu mucosa), представляющий комбинацию чувствительного и секреторного неврозов и проявляющийся припадком коликообразных болей и выделением слизи в виде перепонок и отпечатков кишечной трубки.

В основе некоторых случаев пилороспазма и привычных рвот лежит конституциональная перевозбудимость вегетативной системы. У некоторых грудных детей, несмотря на вполне рациональное кормление и удовлетворительное нарастание веса, постоянно бывает диспептический стул, обильное отхождение газов, боли в животе. Несомненно, что в таких случаях мы имеем дело с своеобразным кишечным неврозом, при котором имеются повышенные моторные импульсы, исходящие от n. vagi или тормозящие влияния со стороны симпатической системы (n. splanchnicus).

По новейшим взглядам, болезнь Гиршпрунга (megacolon) в своей основе имеет неврогенное происхождение. Хирургическое вмешательство в виде вырезывания части симпатического узла дает иногда значительное улучшение. Так называемое недержание мочи (enuresis nocturna) является в своей основе также неврозом и встречается у детей, имеющих наклонность к ваготонии до периода полового созревания.

При наличии экссудативного диатеза у детей часто резко выражены ваготонические явления, но нередко отмечаются и симптомы симпатикотонии. Этим объясняется эффект, который иногда дают атропин или адреналин в смысле уменьшения кожных явлений при экссудативном диатезе.

Иногда явления ваготонии и гипотонии симпатической системы выявляются при спазмофильном диатезе, но опять-таки непостоянно и незакономерно.

Нельзя не упомянуть про нарушение вегетативной нервной системы при острых детских инфекциях. В течении скарлатины наблюдается ряд колебаний в тонусе вегетативной системы: значительное повышение тонуса симпатической системы в начале заболевания (от первого до пятого дня), ослабление тонуса симпатической и превалирование тонуса парасимпатической системы с шестого по двадцатый день болезни, уменьшение гипосимпатикотонии и ваготония после двадцатого дня, но некоторое повышение при сердечных и почечных осложнениях и значительный подъем при тяжелых токсических формах. Все ото дает право говорить об известном симпатикотропном влиянии скарлатинного возбудителя. В период продрома кори и в период высыпания дети являются резкими ваготониками, и, следовательно, можно говорить о ваготропном влиянии коревого возбудителя. Очевидно, что при некоторых инфекциях главный удар токсина направлен на симпатико-адреналовый аппарат. В первой фазе преобладают явления раздражения этой системы при ясно выраженных явлениях со стороны анимальной нервной системы (в виде возбуждения, бреда, потери сознания, менингизма), иногда же наблюдаются только реакции вегетативной нервной системы. Во второй фазе выявляются результаты интоксикации в виде падения тонуса симпатико-адреналового аппарата и преобладания тонуса парасимпатической системы с ясно выраженными сердечно-сосудистыми расстройствами. В третьей фазе болезни может выявиться динамическое равновесие обеих сторон. Цереброспинальный менингит и отчасти крупозные пневмонии также затрагивают избирательно симпатико-адреналовый аппарат, но это проявляется только одной фазой раздражения.

Лечение вегетативных неврозов должно быть всегда строго индивидуализировано. Большое значение имеют отдых и общеукрепляющее лечение. Из физических мер на первом плане стоят общие успокаивающие водные процедуры, особенно ванны, тепло, затем ультрафиолетовые лучи, ионогальванизация, диатермия, массаж, гимнастика. Из лекарственных препаратов наиболее действительными являются общеукрепляющие (мышьяк, железо, фосфор). Широко используется кальциевая терапия. Назначают также бромиды и нитриты. Умелым применением препаратов атропина и адреналина также можно достигнуть хороших результатов.

Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера, без искажения восприятия мира. Неврозы у детей представляют собой психогенные нарушения, которые являются ответной реакцией индивидуума на психотравмирующую ситуацию. Однако главная опасность этого невротического расстройства скрывается не за тяжестью протекания, а в реагировании родителей на его проявления. Поскольку первичные проявления невротических состояний подавляющее большинство взрослых лиц просто не замечают. В случаях, когда взрослые члены семейных отношений все же обнаруживают проявления невроза у собственных чад, они все равно продолжают относиться довольно безразлично и поверхностно к ним, полагая, что такие проявления исчезнут сами собой. Только незначительное количество представителей взрослого населения, к сожалению, относится серьезно к проблеме неврозов у малышей.

Симптомы неврозов у детей

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных страхов, которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в ступоре, в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская неврастения сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична ипохондрия, однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: навязчивое состояние, астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко истерика у ребенка сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или анорексия. Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Виды невротических состояний

Истерия или истерические неврозы у детей прежде всего характеризует изменчивость настроения и эгоцентризм. У маленьких детей могут наблюдаться такие симптомы, как аффективно-респираторные приступы (судорожные задержки дыхания), при этом получаются такие истерические припадки у маленького артиста довольно правдоподобно.

Такое психическое расстройство связано с тем, что ребенок навязывает себе лишние мысли. Такое состояние бесконтрольное, оно может возникнуть вне зависимости от того, хочет этого подросток или нет.

Подкрепляется такое состояние воспитательной программой родителей, когда отец и мать в зависимости от настроения сменяют отношение к ребенку то кнутом, то пряником. Причин достаточно много и вот основные из них:

  1. Неблагоприятная атмосфера в семье.
  2. Скопившаяся усталость.
  3. Проблемы в школе (детском саду).
  4. Психологические травмы.
  5. Воспитание.
  6. Надежда родителей на большие успехи ребенка в различных сферах и не оправдание этого ребенком.

Лечится невроз навязчивых состояний такими же методами, как и любой другой вид невроза. Родители в этом случае должны понимать, что все проблемы, которые есть внутри семьи отражаются в большем степени на здоровье маленького человека.

Невроз навязчивых движений у детей

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными. Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др.

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний. Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний. Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать. Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони. Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений. При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

Описание проблематики невроза

Опасность неврозов заключается в том, что малыши в возрасте до 3 лет не умеют в полной мере объяснить свои страхи, испуги и эмоции, в связи с чем затрудняется выявление и лечение невроза в кратчайшие сроки. При несвоевременном выявлении отклонения либо при бездействии невроз может продолжаться вплоть до подросткового возраста.

Если вы заметили у малыша один или сразу несколько симптомов заболевания, нужно немедля обратиться за лечением к врачу. Он поставит диагноз, выявит причинывозникновения недуга, пропишет необходимый курс лечения.

Итак, как правильно должно проходить лечение невроза у детей, как определить эту болезнь?

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Одинаково вредным будет как полное равнодушие, невнимание к ребенку и его проблемам, так и родительская жестокость, вызывающая постоянное чувство страха. Неудивительным будет проявление агрессивности у таких детей.

Во многих семьях, особенно имеющих единственного ребенка, культивируют у любимого чада его исключительность, пророчат успех и звездное будущее. Иногда такие дети обречены на многочасовые занятия (выбранные для них родителями), не имея возможности общения со сверстниками и развлечений. В этих условиях зачастую у ребенка развивается истерический невроз.

Психолог, прежде чем назначить лечение, постарается обязательно выяснить семейные обстоятельства и методы воспитания ребенка. Очень многое зависит не от действия предписанных лекарств (если они вообще понадобятся), а от родителей, от понимания ими своих ошибок в воспитании и готовности их исправить.

Исцелению ребенка будет способствовать также соблюдение режима дня, рациональное питание, занятие физкультурой, ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Получили заслуженное признание методы лечения детских неврозов с помощью музыкальной терапии, лечение при помощи животных (дельфинов, лошадей, рыбок и т.д.).

Вегетоневроз (вегетативный невроз) – группа заболеваний, возникающих при нарушении функционирования высших центров вегетативной нервной системы. При данном недуге больной может жаловаться на боли и прочие нарушения в различных органах, тогда как при обследовании никаких структурных изменений в них обнаружено не будет. Объяснить это можно тем, что вегетативная нервная система являет собой лишь часть общей нервной системы, выступая своеобразным связующим звеном между органами человеческого организма. Центры ее регуляции располагаются в различных отделах гипоталамуса.


Основные функции, которыми наделена вегетативная нервная система, заключаются в регулировании обменных процессов в организме, активизации его внутренних сил, восстановлении затраченной энергии и контроле деятельности всех систем в период сна. Кроме того, вегетативная нервная система оказывает непосредственное влияние на поведение человека, его психическую и физическую активность. Нарушение вышеперечисленных функций может стать причиной развития самых разнообразных патологических состояний.

Проявления вегетативных неврозов могут иметь психопатологическую или нейросоматическую соматику. При нейросоматическом вегетоневрозе наиболее часто наблюдаются нарушения в деятельности пищеварительной, мочеполовой, сердечнососудистой и дыхательной системы. У больных нередко возникают различные расстройства речевой и двигательной функции, нарушения чувствительности, мигрени и прочие неприятные симптомы. Психопатологический вегетативный невроз характеризуется преимущественно психическими нарушениями: астенией, фобическим и депрессивным расстройством и т.д.

Причины заболевания

Наиболее вероятными причинами вегетоневроза принято считать следующие факторы:

  • черепно-мозговые травмы, сопровождающиеся повреждением головного мозга;
  • повышенная лабильность вегетативной нервной системы;
  • некоторые индивидуальные особенности человека, которые могут быт связаны с его полом, возрастом и т.д.;
  • хронический стресс;
  • перенесенные инфекционные заболевания, характеризующиеся острым либо хроническим течением;
  • нерациональное питание и неправильный режим дня, приводящий к истощению организма;

  • чрезмерные физические нагрузки, тяжелый труд;
  • умственное перенапряжение;
  • любые ситуации, способные вызвать психологическую травму у человека.

Очень часто причины развития недуга у взрослых кроются в их далеком детстве, если в то время имели место серьезные психологические травмы, связанные, например, с насилием или неподобающим поведением взрослых. Внутренний конфликт, который впоследствии перерождается в вегетативный невроз, возникает у детей не только из неблагополучных семей, но и при элементарной нехватке внимания и любви со стороны родителей. Очень часто вызывающее поведение детей не расценивается родителями как признак недуга, но в этом и заключается их основная ошибка. Во взрослой жизни спровоцировать развитие вегетоневроза могут любые конфликтные ситуации в семье и в рабочем коллективе, вызывающее острое чувство внутреннего протеста.

В ряде случаев прогрессирование вегетативных расстройств может наблюдаться при гормональных колебаниях в организме. У женщин подобное явление часто происходит во время климакса или в период беременности. Повлиять на возникновение недуга могут интоксикации организма, смена климатических поясов и даже неблагоприятная экологическая обстановка.

Признаки

Клиническая картина вегетативного невроза представлена широким разнообразием различных симптомов и синдромов. Помимо характерных для данного недуга расстройств мочеполовой, сердечнососудистой и пищеварительной систем, очень часто у пациентов наблюдается так называемый вазомоторный синдром, для которого характерны частые головные боли, скачки давления, а в ряде случаев к подобной симптоматике добавляются еще суставные и мышечные боли.

Другим характерным признаком вегетоневроза является астенический синдром, характеризующийся постоянной и беспричинной слабостью, которая ощущается даже после полноценного ночного сна. Быстрая утомляемость, нарушения внимания, раздражительность, резкие перепады настроения, повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам – все эти симптомы явно указывают на астению.

К другим синдромам, являющимися типичными признаками вегетоневроза, принято относить:


  • Трофический синдром. Характеризуется атрофией различных групп мышц, появлением трофических язв и эрозивных очагов, ухудшением состояния волос и ногтей;
  • Кожно-вегетативный синдром. Повышенная секреция сальных и потовых желез, чрезмерная сухость, пигментация и прочие изменения кожи;
  • Висцеральный синдром. При данном расстройстве, часто сопровождающим вегетоневроз, у больных могут отмечаться нарушения стула, периодический недостаток кислорода, нарушение оттока желчи и прочие симптомы;
  • Вегетативно-аллергический синдром. Сопровождается появлением всевозможных аллергических реакций в виде кожных высыпаний различного характера, насморка, конъюнктивита и т.д.;
  • Ипохондрический синдром. Чрезмерная озабоченность собственным здоровьем, постоянные подозрения на наличие серьезного или даже смертельного заболевания, возникающие при малейшем недомогании;
  • Фобический синдром. Невротические фобии и страхи, не имеющие под собой никаких оснований, также являются наиболее частым спутником вегетоневроза. Стоит отметить, что сами пациенты обычно прекрасно понимают беспочвенность собственных страхов, но, тем не менее, не могут избавиться от них.

Среди симптомов, указывающих на нарушения деятельности сердечнососудистой системы при вегетоневрозе , часто выявляется нарушение ритма сердца у больного, кардиалгия и т.д. При этом патологические состояния не возникают вследствие реальных сердечных заболеваний, поэтому лечение с помощью соответствующих медикаментов не требуются. Боли, возникающие при вегетативной кардиалгии, называют ложными. Очень часто они сопровождаются учащенным сердцебиением и чувством замирания сердца, что очень тревожит больных.

Как правило, у человека с вегетоневрозом сочетается сразу несколько из вышеописанных синдромов. Чтобы поставить верный диагноз и исключить наличие органических заболеваний, необходима комплексная диагностика. Только после полноценного обследования может быть назначена адекватная и действенная терапия.

Методы диагностики

Диагностика заболевания проводится на основании имеющейся клинической картины только после исключения органических патологий. Задача специалиста состоит в максимально точном определении того органа или системы организма которые страдают больше всего. Для подтверждения характера вегетоневроза выполняется исследование каких-то конкретных соматических и кожных рефлексов. При этом у больных достаточно часто наблюдается так называемая вегетативная ассиметрия. Для оценки степени возбудимости симпатической нервной системы проводится исследование дермографизма.

Терапия

Лечение, назначаемое при вегетоневрозе, основной своей целью имеет нормализацию и регулирование деятельности вегетативной нервной системы. Для этого очень важно выработать правильный режим дня и отдыха. Полноценный сон, частые прогулки на свежем воздухе, избегание стрессов, а также санаторно-курортное лечение во многом способствуют скорейшему выздоровлению пациентов. Также при вегетоневрозе может быть показана лечебная физкультура. Умеренная, но регулярная физическая активность благотворно влияет на состояние вегетативной нервной системы и улучшает ее способность адекватно выполнять свои функции.

Одним из приоритетных направлений лечения также является психотерапия. Регулярные сеансы помогут успокоить больного и избавиться от психоэмоционального напряжения. Психотерапевт поможет выявить факторы, способствующие усилению заболевания, и вместе с пациентом разработает тактику по их устранению.

В качестве медикаментозной терапии обычно назначаются препараты для нормализации сна, болеутоляющие средства, безопасные успокоительные, а также лекарства, действие которых направлено непосредственно на регуляцию работы нервной системы. Длительность приема и дозировку медикаментов устанавливает врач в индивидуальном порядке.


Невроз у детей является функциональным обратимым расстройством, при котором поражается нервная система. Причины возникновения патологии заключаются в длительных переживаниях, неустойчивости настроения, тревожности.

Виды и симптомы патологии

Неврозы у детей разделяют на несколько разновидностей, в соответствии с которыми определяется их симптоматика. У маленьких пациентов диагностируют протекание:

  • Неврозов страха. Дети жалуются на появление приступов страха в период отхождения ко сну. При патологии отмечается появление галлюцинаций. Дошкольники боятся таких факторов, как одиночество, темнота, придуманные существа. Школьники боятся дисциплины, строгого учителя, низких оценок. У детей при патологии снижается настроение. В некоторых случаях при заболевании отмечается дневной энурез.


  • Невроз навязчивого состояния. Протекание невроза у детей наблюдается в двух формах – обсессивного и фобического невроза. В первом случая у малыша отмечаются непроизвольные движения в виде мигания, топанья ногами, шморганья носом, вздрагивания и т.д. Симптоматика появляется у ребенка при нервном перенапряжении. Фобический невроз сопровождается тем, что ребенок боится оставаться в замкнутом пространстве. Появляется навязчивый страх заболеть, умереть и т.д.
  • Истерической формы. Возникновение невроза у детей наиболее часто наблюдается в школьном возрасте. В период приступа пациент падает на пол и кричит, бьет руками и ногами о твердую поверхность. Заболевание может сопровождаться сенсорными истерическими расстройствами, которые проявляются в виде повышения или снижения чувствительности кожных покровов или слизистых оболочек, а также истерической слепоты.
  • Депрессивного невроза. Патологию диагностируют в подростковом возрасте. При неврозе у детей наблюдается подавленное настроение и снижение самооценки. Заболевание сопровождается снижением аппетита, что приводит к потере массы тела. Заболевание сопровождается нарушением сна. При возникновении заболевания у ребенка возникает желание пребывать в одиночестве.


  • Неврастении. Протекает в школьном возрасте и у подростков. Появляются неврозы у детей при чрезмерной школьной нагрузке. В группе риска находятся пациенты, которые являются физически ослабленными. Неврозы у детей этой формы проявляются плаксивостью, чрезмерной раздражительностью, нарушением сна, плохим аппетитом, неусидчивостью. Пациенты жалуются на слабость и повышенную утомляемость даже при выполнении привычных дел.
  • Невротического заикания. Неврозы у детей дошкольного возраста этой формы развиваются при формировании и становлении фразовой речи. Возникновение патологии наблюдается на фоне сильного испуга, острых или хронических психических травм. Если родители форсируют интеллектуальное или речевое развитие ребенка, то это может привести к заболеванию.
  • Ипохондрического невроза. Патология развивается у подростков. Заболевание появляется у детей, если они чрезмерно заботятся о своем здоровье. У них диагностируется возникновение необоснованного страха появления разнообразных заболеваний.


  • Невротических тиков. Детские неврозы этой формы наиболее часто развиваются у мальчиков. Они появляются при воздействии психического фактора, а также на фоне других заболеваний – конъюнктивита, хронического блефарита, воспалительного процесса в дыхательных путях. При этих патологиях пациент мигает, трет глаза, покашливает. Изначально эти симптомы являются обоснованными и проявляются в виде защитных действий. По истечению времени они стают фиксированными и сопровождаются напряжением и скованностью. При заболевании у маленьких пациентов может диагностироваться заикание и энурез.
  • Анорексии. Является невротическим нарушением аппетита, которое появляется в раннем дошкольном возрасте. Причиной заболевания является перекармливание или настойчивые попытки родителей насильно накормить малыша.


  • Невротических нарушений сна. При неврозе у детей им трудно засыпать. Сон маленького пациента становится тревожным и беспокойным. Ребёнок жалуется на частые пробуждения. Во сне маленький пациент разговаривает.
  • Невротического энкопреза. Основной симптом заболевания проявляется непроизвольным выделением испражнений, при котором позыв на дефекацию отсутствует. Причина заболевания заключается в чрезмерно строгих воспитательных мерах. Появление детского невроза наблюдается при частых семейных конфликтах. При патологии малыш становится плаксивым и раздражительным. Наиболее часто появляется такой невроз у ребенка 3 лет.
  • Невротического энуреза. Протекание невроза у детей проявляется в виде неосознанного мочеиспускания. В группе риска находятся дети, которые имеют тревожные черты характера. Причины неврозов у детей заключаются в воздействии психотравмирующих факторов и наследственной предрасположенность. При физических и физических наказаниях наблюдается усугубление ситуации. В школьном возрасте ребенок переживает из-за своего недостатка, что приводит к развитию других симптомов – тиков, фобий, плаксивости, раздражительности.
  • Привычных патологических действий. При неврозе у детей они начинают сосать пальцы, раздражают руками половые органы, ритмично раскачивают туловище, выдергивают волосы. Наиболее часто заболевание наблюдается у детей, возраст которых составляет менее 2 лет.


Существует несколько разновидностей детских неврозов, которые рекомендуется обязательно определять для назначения ребенку адекватного лечения.

Причины патологии

Развитие неврозов у детей диагностируется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов – психологических, биологических, социальных. Заболевание развивается у детей при наследственной предрасположенности. Если близкие родственники ребенка страдали патологией, то он находится в группе риска. Патологический процесс диагностируется при умственных или физических перенапряжениях. Если ребенок постоянно недосыпает, то это приводит к возникновению болезни.

Возникновение детских неврозов диагностируется при психотравмирующих ситуациях. При неправильной методике родительского воспитания может диагностироваться развитие патологического процесса. Заболевание появляется у ребенка, при неблагоприятной обстановке в семье. При несовершенстве или несостоятельности нервной системы малыша наблюдают патологию.


Существует множество причин неврозов у детей, которые рекомендуется определять для назначения пациенту действенной терапии.

Особенности терапии

При неврозах в детском возрасте широко применяются психотерапевтические методики. С ее помощью нормализуется обстановка в семье, а также улучшаются взаимоотношения со взрослыми и корректируется воспитание. Психотерапия может быть индивидуальной, групповой и семейной.

Благодаря работе психолога с членами семьи он определяет причины нарушений у ребенка. Это позволяет разработать действенную схему, которая направлена на устранение эмоционального расстройства. Специалист рассказывает родителям об ошибках в воспитании и помогает их устранить.

Индивидуальные занятия с малышом проводятся в специальном кабинете, который оборудован под игровую комнату. Изначально маленький пациент взаимодействует с игрушками и книгами.

После того, как психолог установит стойкий эмоциональный контакт с ребенком, он проводит беседу с ним. При неврозе у детей осуществляется применение разнообразных психотерапевтических методик. К ним относится арт-терапия, суггестивная игротерапия, аутогенная тренировка.


При неврозах у детей рекомендовано применение медикаментозной терапии. С помощью препаратов предоставляется возможность лечить неприятную симптоматику патологии. Детям рекомендуется принимать настои из растений курсами, длительность которых составляет 1,5 месяцев. Если у пациента наблюдается астеническая симптоматика, то лечение проводится общеукрепляющими и тонизирующими лекарствами:

  • Препаратами кальция;
  • Ноотропилом;
  • Витаминами;
  • Пантогамом.


Если при астенических состояниях наблюдается субдепрессивный синдром, то ребенку нужно давать настойку элеутерококка или женьшеня. Раздражительная слабость излечивается с применением микстуры Павлова. Одновременно ребенок должен принимать настойки таких растений, как пустырник или валериана.

При неврозах высокоэффективными являются ванны, в которые предварительно добавляется настой хвои. Пациентам рекомендовано применение физиотерапевтических процедур – электросона и электрофореза, который требует использовать кальций, бром, магния сульфат, димедрол. Лечение патологии проводится с применением транквилизаторов, которые имеют седативный эффект. В детском возрасте специалисты советуют применение Эуноктина или Элениума.

Если при невротических состояниях отмечается субдепрессивный синдром, то лечение проводится с применением антидепрессантов, которые назначаются в небольшой дозировке. При неврозах пациентам назначают Амитриптилин или Мелипрамин. Если у ребенка отмечается повышенная возбудимость или гиперкинетический синдром, то лечение проводится Сонапаксом. Если у ребенка диагностируется системный невроз, то при его терапии учитывается основной патогенетический фактор.


Невроз в детском возрасте развивается на фоне воздействия психотравмирующего фактора или при неправильной обстановке в семье. Существует большое количество разновидностей неврозов у детей, которые отличаются между собой по симптоматике.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.