Защитные психологические механизмы при неврозах

Блог о психических расстройствах и заболеваниях

Защитные механизмы и неврозы

Следует помнить, что главными отличительными признаками защитных механизмов являются следующие особенности.

А. Защитные механизмы имеют бессознательный характер: в этом их отличие от различных стратегий поведения, в том числе манипулятивных.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ В КЛИНИКЕ НЕВРОЗОВ — Психологическая защита у больных неврозами — Ташлыков В.А.

Рассматривая неврозы как болезнь личности, В.Н.Мясищев их проявления трактовал как зафиксированные особенности отдельных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком. Существенной характеристикой системы адаптации личности, отражающейся в ВКБ при неврозах и влияющей на эффективность психотерапии, являются механизмы защиты совладения. Для понимания условий и действий этих механизмов следует представить схему формирования ВКБ. Условия определенной трудной жизненной ситуации активируют в системе нарушенных отношений личности невротика неудовлетворение потребностей или их конфликт (в частности, потребности в признании, безопасности, самореализации, эмоциональном контакте, сексуальном удовлетворении и др.). Возникновение вследствие этого тревоги и эмоционального напряжения в свою очередь вызывает действие механизмов совладания (в частности, переориентацию целей, интересов, отвлечение, уход а активную деятельность и работу и др.). В последующем при развитии симптоматики и формировании ВКБ прежние активные адаптивные реакции уступают место пассивным защитным механизмам. В зависимости от особенностей ВКБ и характеристик личности больных в каждой из основных форм невроза нами выделяются различные стили невротического функционирования с преобладанием тех или иных сочетаний механизмов психологической защиты и совладания.

Следующий пример может иллюстрировать действие защитного механизма отрицания у пациентки той же формы невроза и типа ВКБ. В течение трех лет пациентка, имея выраженные астеновегетативные расстройства, обращалась за помощью лишь к терапевту, отказывалась от посещения психоневролога, не признавала себя больной неврозом с целью избежать идентификации с психически больным мужем. Пациентка отрицала (подавляла в себе) сочувственное отношение к психически больному мужу, пытаясь заглушить мучительные опасения за здоровье сына. Стремясь подавить тревогу за психическое здоровье сына (мысли о возможной неблагоприятной наследственности), она пыталась воспринимать (вопреки реальности, как бы отрицая фактическое положение дел) мужа здоровым человеком и предъявляла к нему непомерно высокие требования, фрустрируя его и себя. Обычно же защитный механизм отрицания проявляется не в отношении заболевания в целом, а в отвлечении внимания от каких-либо неприятных аспектов патогенной ситуации, в отрицании пациентом негативных сторон своего поведения. В случае соматической концепции своего заболевания у больного неврастенией действует механизм соматизации, формирующий психовегетативный синдром, основу которого преимущественно составляет не символический способ выражения невротического конфликта, а фиксация соматизированной трансформации (разрядки) аффективного напряжения, вызванного этим конфликтом.

При истерическом неврозе преобладающим механизмом соматизации клинической картины в случаях соматической концепции заболевания во внутренней картине болезни является конверсия, ведущая к разрешению психического конфликта сенсомоторными актами, или иными словами, обусловливающая трансформацию психологических конфликтов в функциональные соматоневрологические проявления (Смулевич А.Б. и др., 1984). Больные истерическим неврозом часто в трудных, фрустрирующих ситуациях используют прежние, инфантильные стереотипы поведения в качестве защитного механизма регрессии, а также манипулятивный способ ухода в болезнь с целью переложить ответственность за решение всех своих проблем на врача и лиц своего ближайшего окружения.

Характерными для больных неврозами навязчивых состояний являются защитные механизмы интеллектуализации и изоляции аффекта. Эти механизмы способствуют формированию жестко самоуправляемого, напряженного, постоянно целенаправленного способа восприятия, мышления и поведения больных. Они приводят также к подавлению и ослаблению эмоционального опыта, повышению интеллектуальной концентрации и сосредоточенности внимания на своих мыслях и поступках. В зависимости от типа концепции своего заболевания и особенностей самооценки в ВКБ больные неврозом навязчивых состояний могут использовать и другие защитные механизмы. У пациентов с психогенной концепцией болезни, фрустрацией потребности в безопасности (угроза снижения самооценки, утраты самоконтроля), блокированием стремления к независимости определяется механизм реактивного образования (развитие подчеркнуто подчиняемого, зависимого, послушного поведения). Для больных с этой формой невроза и соматической концепцией заболевания характерны защитные механизмы соматизации, рационализации. Примером действия рационализации может быть поведение пациента с социофобическнм синдромом, оправдывающего отказ от предложения более высокой должности ссылкой на необходимость обдумать это предложение, а при развитии фобии — на невозможность поездок и служебных командировок. В то время как истинными, но малоосознаваемыми причинами отказа являлись чувство неуверенности и представление о собственных ограниченных возможностях и деловых способностях. Защитную роль при этой форме невроза выполняет и фобическая симптоматика, за фасадом которой скрываются истинные, но неосознаваемые страхи и опасения больного. В целом, у каждого конкретного больного неврозом можно выявить индивидуальный стиль защитного функционирования личности.

Психологические защиты: некоторые проявления у невротических и психотических пациентов

Знание психологических защит очень важно для понимания бессознательных психических процессов, которые отражаются на качестве жизни человека и, которые происходят в психоаналитической терапии.

ПЗ – нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения, не только в рамках конфликтов, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Это особая психологическая активность, которая реализуется в виде особых способов переработки информации, которые могут предохранять личность от чувства стыда и потери самоуважения.

ПЗ (Эго защитные механизмы) – это плохо осознаваемые эмоционально когнитивные реакции, которые имеют своей целью сохранение структуры личности в ситуации напряжения – стрессогенного взаимодействия в обществе. Эти механизмы дают возможность ослабить интенсивность переживаний, ослабить досаду, психотравму.

На примере невротической личности мы можем ярко видеть работу п/защит, видеть как человек ведет борьбу за собственную целостность, психическую устойчивость, ему необходимо повысить себя в собственных глазах.

Психосоматика возникает там, где произошел пролом п/защиты.

З. Фрейд определил ПЗ как общее обозначение всех приемов, которыми пользуется Эго в ситуации, ведущей к перверзиям. Любой невроз связан с тревогой, страхом. ПЗ препятствуют распространению этих чувств.

ПЗ имеют 2 тенденции:

1. всегда действует в подсознании или в предсознании;

2. отражают реальность, но фальсифицируют ее.

Правда убийственна для невротика. Поэтому невротик живет не в реальном мире, а в искаженном психическими защитами.

Опасность ПЗ в том,что ею начинают пользоваться постоянно, когда не видят ни какого другого способы адаптации.

Невротическая личность ни когда не хочет ничего менять в своей жизни. Самое болезненное для него, если кто-то начинает посягать на его п/защиту. Отказаться от п/защиты, значит отказаться от самого себя.

Современный психоаналитик Отто Кернберг причисляет к примитивным п/защитам: изоляция, отрицание, всемогущественный контроль, примитивная идеализация, обесценивание, проективная и интроективная идентификация и расщепление Эго. К более зрелым защитам относятся: интеллектуализация, вытеснение или репрессия, регрессия, аннулирование, смещение, идентификация, отреагирование, сексуализация, сублимация. (Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М.: Класс, 1998. –364с.; Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства.)

Анна Фрейд в своей работе «Психология Я и защитные механизмы говорит о том, что п/защита используется как в конфликте с инстинктами, так и в защите от высвобождения аффекта. Цель п/защиты – подавление тревоги. А. Фрейд рассматривает детский невроз как конфликт Я с внешним и внутренним миром.

Объективная тревога развивает в детском Я фобии, неврозы навязчивости, истерические симптомы, невротические черты характера.

Основные виды психозащит.

Виды защитных механизмов психики человека






Что такое психологическая защита?


Этот термин ввел еще в далеком 1894 году великий психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он пришел к выводу, что человек может реагировать на неприятные для него обстоятельства двумя способами: блокировать их в сознательном состоянии или же искажать эти обстоятельства до такой степени, чтобы их масштабы существенно снизились или отклонились в другую сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя объединяющими их характеристиками. Во-первых, они не являются осознанными. Человек активирует их, сам того не понимая. Это просто самообман. А во-вторых, главная цель этих механизмов состоит в том, чтобы максимально исказить или отрицать реальность, чтобы она не казалась человеку такой тревожной или угрожающей. Стоит отметить, что нередко люди используют сразу несколько защитных механизмов для того, чтобы оградить свою личность от неприятных, травмирующих событий. Это ни в коем случае не осознанная ложь или преувеличение.

Не смотря на то, что все эти защитные реакции направлены на то, чтобы уберечь психику человека, не дать ему впасть в депрессию или пережить сильный стресс, они могут приносить и вред. Мы не можем всю жизнь жить в состоянии отрицания или обвинения всех вокруг в своих неприятностях, подменивая собственную реальность на искаженную картинку, которую выдало наше подсознание.

Какие бывают виды психологической защиты?

Давайте рассмотрим основные защитные механизмы, которые выделил Зигмунд Фрейд. Каждый человек сможет узнать как минимум один, а то и несколько механизмов, которые активировала его психика ранее.


Так, психологическая защита в виде вытеснения может проявляться у жертв насилия, когда шок от пережитой ситуации настолько сильный, что психика просто отправляет воспоминание на глубины подсознания. Человек просто не помнит о том, что над ним совершили какие-то страшные действия и живет так, как и жил до этого.

Также последствия вытеснения могут проявляться в наличии у человека психосексуальных нарушений (как фригидность или импотенция), или же в психосоматических болезнях. Вытеснение – это основной и самый распространенный вид психологической защиты. Он непосредственно влияет на другие защитные механизмы личности, в некоторых случаях являясь их основой.

Отрицание. Этот вид защиты активируется в тот момент, когда человек не хочет осознавать наличие какого-то травмирующего обстоятельства. Например, серьезного заболевания.


Впервые мы все сталкиваемся с этим механизмом еще в раннем детстве. Когда, разбив мамину любимую вазу, ребенок искренне заявляет, что не делал этого. В данной ситуации есть два варианта: либо малыш очень хорошо умеет обманывать, либо он сильно испугался, что его отругают или что мама расстроится, и его подсознание просто вытеснило воспоминание о том, что он действительно разбил эту вазу.

Проекция. Механизм, благодаря которому человек приписывает свои неприемлемые чувства, поведение, мысли другим людям или окружению в целом. Так, в рамках этого механизма мы можем перекладывать ответственность за свои промахи, неудачи и ошибки на других людей.

Ярким примером проекции является тот случай, когда мы переносим свои негативные качества (реальные или выдуманные) на другого человека, и испытываем к нему за это чувство неприязни. Он не нравится нам, ведь на сознательном уровне не понимаем, что сами обладаем недостатками, которые ему приписали.

Сублимация. Это психологическая защита, которая подразумевает изменение человеком своих импульсов на те, которые можно выражать приемлемым для общества образом. Сублимация является единственной здоровой тактикой взятия под контроль импульсов, которые окружающими не принимаются.

Например, мужчина, который на подсознательном уровне склонен к садизму, может реализовать свою потребность в написании романов или занятии спортом. В этих видах деятельности он может проявить свое превосходство над другими людьми, однако сделать это таким путем, который принесет полезный для общества результат. Фрейд в своих трудах пишет о том, что сублимация сексуальных инстинктов стала одним из главных двигателей культуры и науки на западе. Именно этот механизм повлек за собой подъем в идеологии, культуре и имеет большое значение для современной жизни.


Реактивное образование. Такая психологическая защита срабатывает в те моменты, когда человек хочет трансформировать какие-то неприемлемые для общества или для него самого желания и мысли на совершенно противоположные. Когда, к примеру, женщина, испытывающая ненависть к своей родственнице, всячески выражает заботу и любовь к ней. Или мужчина, который яро выступает против гомосексуалистов таким образом может подавлять в себе склонность к однополой любви.

В силу этого искажения реальности сложно оценивать объективное мнение человека. Ведь хорошее отношение может быть лишь подавлением реальных негативных мыслей и желаний. Но иногда защитные механизмы личности работают и наоборот. Например, когда человек, выражающий гнев, на самом деле испытывает добродушие или заинтересованность. А наигранная или показная ненависть – это последствие отношений или безответной любви, которая стала для него травмирующим событием.



В Японии придумали, как избавиться от этого – в специально отведенном помещении на предприятиях устанавливали резиновую куклу с обликом начальника этого предприятия. А рядом – биты. Так, работник, который недоволен отношениями в коллективе или критикой руководителя, может пойти и поколотить его реалистичную копию. Это помогало уменьшить количество скандалов дома на почве неприятностей на работе. Нередко перенесенная агрессия может проявляться в соматических болезнях, когда ответственный, ранимый, склонный к депрессиям человек, переносит всю злость за ошибки на себя, свое тело. Часто это может выливаться даже в алкогольную зависимость.

Регрессия. Это переход на более простой, примитивный уровень функционирования. Он свойственен личностям, которые склонны к истерикам. Им часто присущ инфантилизм, отчего переход на детское поведение и отказ брать на себя ответственность – практически естественная реакция на неприятные события. Некоторые исследователи склонны полагать, что регресс личности является одной из причин развития шизофрении.


Механизмы защиты – это хорошо или плохо?

Казалось бы, психологическая защита во многих случаях срабатывает против человека, погружая его в среду искаженной реальности. Под нее подстраиваются его установки, действия и мысли, что является негативным влиянием.

Но, тем не менее при отсутствии психологической защиты людям было бы невероятно сложно переносить стрессовые ситуации. Известие о болезни или проблемы на работе могли бы провоцировать тяжелые психические расстройства или физические заболевания.

Нельзя винить человека, который слишком много фантазирует, подменяет понятия или не хочет принимать определенных событий в своей жизни. Вполне возможно, что он делает это не преднамеренно, неосознанно.

В самом широком смысле защита - это понятие, обозначающее любую реакцию организма с целью сохранить себя и свою целостность. В психологии наиболее часто встречаются термины, касающиеся явлений психологической защиты, - защитные механизмы, защитные реакции, защитные стратегии, невротические защиты.

Под психологической защитой мы будем понимать любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое "Я" от чувств: тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные.

В настоящее время под понятием "защитный механизм" обычно понимают прочный поведенческий защитный паттерн (схему, стереотип, модель), образованный с целью обеспечить защиту "Я" от осознавания явлений, порождающих тревогу. Для одних авторов термин "поведенческий" означает внешне наблюдаемые паттерны мышления, чувствования или действия, которые функционируют как обходные маневры, как избегание тревожащих явлений или как трансформаторы того, что порождает чувство тревоги или ощущение тревоги. Этот взгляд больше присущ психологам и психиатрам не психоаналитической ориентации, но признающим бессознательную природу защитных механизмов. Для других же авторов, придерживающихся "психоаналитического" понимания природы защитных механизмов, внешне наблюдаемые и регистрируемые виды защитного поведения являются всего лишь внешними, иногда даже частными проявлениями внутреннего, скрытого, интрапсихического процесса, который, по их мнению, как раз и является истинным защитным механизмом. То есть внешне наблюдаемое, регистрируемое поведение является только защитной реакцией в отличие от механизма, который обеспечивает конкретные реакции.

Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, как считали Фрейд и все его последователи, является то, что они: а) бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту, б) защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Следует отметить, что проблемой тревоги занялись гораздо раньше представители психоаналитической, а не психологической школы, и уже в первых своих работах, посвященных защитным механизмам, Фрейд указывал, что существует два основных способа справляться с тревогой. Первым, более здоровым способом, он считал способ взаимодействия с порождающим тревогу явлением: это может быть и преодоление препятствия, и осознание мотивов своего поведения, и многое другое. Вторым же, менее надежным и более пассивным, способом является способ справиться с тревогой за счет бессознательной деформации реальности (она может быть внешней или внутренней), т.е. способ формирования какого-либо защитного механизма. Интересно, что в современной психологии эта идея обрела новое звучание в виде разделения понятий защитные стратегии и стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Стратегии совладания могут быть различны, но они всегда осознаны, рациональны и направлены на источник тревоги (например, студент, тревожащийся по поводу конкретного экзамена, может выбирать различные стратегии для подготовки к нему и успешного его прохождения). Защитные же стратегии предполагают бессознательное, нерациональное поведение в виде, например, забывания времени экзамена, потери конспектов или зачетки; возникновения психологической зависимости от какого-нибудь человека; импульсивного злоупотребления алкоголем, курением; переедания и даже серьезных соматических заболеваний.

Основные защитные механизмы различаются по определенным параметрам: по степени обработки внутреннего конфликта, по способу искажения реальности, по степени количества энергии, затрачиваемой субъектом на поддержание того или иного механизма, по степени инфантильности (т.е. зависимости от предыдущей определенной стадии развития данного человека) и, наконец, по типу возможного душевного расстройства, возникающего вследствие прибегания к тому или иному защитному механизму. Все это в той или иной мере описывает возможные варианты динамической трансформации желаний под давлением тревоги, угрозы, внешних или внутренних ограничений, требований реальности, т.е. того, что Фрейд метко назвал "судьбой влечения". Используя свою известную трехкомпонентную структурную модель психики ("Оно", "Я" и "Сверх-Я" в русской терминологии, или "Ид", "Эго" и "Супер-Эго" в зарубежной), Фрейд высказал предположение о том, что некоторые защитные механизмы появляются с самых первых моментов жизни человека, что позже было подтверждено многочисленными экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями за детьми.

Роль защитных механизмов в адаптации человека к реальности может иметь положительную сторону, так как они являются в ряде случаев средством приспособления человека к чрезмерным требованиям реальности (или к чрезмерным внутренним требованиям человека к самому себе, что обычно является следствием критического, жесткого, нечувствительного отношения людей, окружавших ребенка в детстве). В случаях различных посттравматических состояний человека, например, после серьезной утраты (близкого человека, части своего тела, социальной роли, значимых отношений и т.д.), защитные механизмы нередко играют спасительную (на определенный период времени) роль. Более того, человек, лишенный вообще защитных механизмов, - это миф. А поспешное избавление человека от какого-либо защитного симптома в процессе непрофессионально оказанной психологической или психотерапевтической помощи приводит в лучшем случае к формированию новой защитной реакции либо в худших случаях к серьезным паническим, депрессивным и иным расстройствам.

Каждый из защитных механизмов - это отдельный способ, которым бессознательное человека защищает его от внутренних и внешних напряжений. С помощью того или иного защитного механизма человек бессознательно избегает реальности (подавление), исключает реальность (отрицание), предопределяет реальность (рационализация), обращает реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность (изоляция), уходит от реальности (регрессия), искажает топографию реальности, помещая внутреннее во внешнее (проекция) или внешнее во внутреннее (интроекция) и т.п. Однако в любом случае для поддержания работы определенного механизма требуется постоянное расходование психической энергии субъекта: иногда эти затраты очень существенны, как, например, при использовании отрицания или подавления; иногда они не столь энергоемки и более предпочтительны, как например, в случае сублимации. Кроме того, энергия, уходящая на поддержание защиты, уже не может быть использована человеком на более позитивные и конструктивные формы поведения. Что ослабляет его личностный потенциал и приводит к ограничению подвижности и силы "Я". Защиты как бы "связывают" психическую энергию, а когда они становятся слишком сильными и начинают преобладать в поведении, то это уменьшает способность адаптации человека к изменяющимся условиям реальности. В противоположном случае, когда защита терпит неудачу, также наступает кризис, поскольку, как писал Фрейд: "Я" уже не имеет точки отступления и опоры и оказывается захваченным тревожностью". Тревожность же является не только важным в жизни человека сигналом опасности, но и в ряде других случаев неотъемлемым составным компонентом психических расстройств, самыми распространенными среди которых являются неврозы.

Крупнейший современный отечественный психиатр и психотерапевт Б.Д. Карвасарский определяет неврозы как "психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений". Можно посмотреть на невротическое поведение и как на неадекватный или неприемлемый бессознательно выработанный и используемый конкретным человеком метод справляться со стрессом, вызванным внешними и/или внутренними факторами его жизненной ситуации. Неврозы бывают различными по причинам возникновения, процессу протекания, симптомам, но для всех них характерна такая составляющая, как тревога, на что первым обратил внимание Фрейд.

Он считал, что основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справляться с тревогой, которая может возникать, казалось бы, в самых различных ситуациях и обстоятельствах. Однако Фрейд свел все это многообразие порождающих тревогу ситуаций к четырем основным, "прототипическим" ситуациям. Несколько расширив его терминологию, можно сказать, что тревога порождается субъективно переживаемой угрозой (т.е. пугающей возможностью) следующих событий:

утрата значимого объекта (близкого человека, любимого зверька или игрушки; неодушевленного предмета, с которым были "одушевленные" отношения и т.п.);

утрата отношения с объектом (любви, одобрения, признания со стороны значимого человека или ненависти, вражды со стороны значимого другого);

утрата себя, своей личности или ее части (например, страх "потерять лицо" в конфликтной ситуации или страх "публичного осмеяния" в значимой ситуации, страх унижения);

утрата отношения к себе (например, страх потерять уважение к себе).

Следует отличать невротические симптомы и невротический характер человека. Невротическими симптомами являются расстройства поведения, чувств, мышления, свидетельствующие о защите от страха; это упомянутые компромиссы, из которых невротик бессознательно извлекает неспособность идентификации, распознания внешних и/или внутренних объектов и неспособность устанавливать позитивные отношения с другими людьми, а также достигать и поддерживать собственное внутреннее равновесие.

Механизмы защиты в той или иной степени присутствуют в поведении человека всегда, но можно выделить "нормальную" защиту, которая бессознательно возникает при переживании вновь прежнего болезненного опыта с целью оградить свое "Я" от повторной травмы, и патологическую как неадекватную силе и характеру стимуляции, ее вызывающей.

Чаще всего встречающиеся невротические механизмы:

  • 1) вытеснение - неосознаваемое, прочное забывание ситуации, в которой Я - человека, его самооценки был нанесён серьёзный урон;
  • 2) рационализация - объяснение своего поведения с точки зрения рациональных причин (как правило, всегда эти причины являются псевдопричинами, они лишь позволяют человеку предстать в лицах окружающих и самого себя);
  • 3) интеллектуализация - человек вместо того, чтобы следовать желаниям, намерениям - занимается их изучением;
  • 4) реактивное образование - то или иное бессознательное влечение на осознаваемом уровне находит себе абсолютно противоположную форму (глубоко скрываемое чувство ненависти и неприязни проявляется в избыточной любви).

Неврозы - это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резко выраженными нарушениями психической деятельности в условиях, не завершившихся психотравмирующих ситуаций (Батаршев А.В., 2004).

Есть и другие определения неврозов. Общепризнанно, что у детей и подростков неврозы возникают чаще, чем у людей других возрастных групп и могут проходить достаточно интенсивно. По мнению специалиста по детской психопатологии А.И. Захарова: "У детей невроз - это психогенное заболевание формирующейся личности, то есть такое заболевание, которое затрагивает значимые аспекты формирования личности, систему его отношений; в первую очередь, это взаимоотношения в семье и затем уже отношения со сверстниками и другими взрослыми" (Детская патопсихология, с. 221).

Очевидно, оба приведенные выше определения невроза равнозначны. Если первое определение в большей степени относится ко взрослым, то второе - к развивающейся личности, то есть возрасту детскому и подростковому. Так или иначе, неврозы вызывают резкое эмоциональное перенапряжение с иррадиацией в соматические процессы и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения. Постоянное или часто повторяющееся эмоциональное и умственное напряжение, психический стресс и депрессии провоцируют различные отклонения в психической деятельности и физиологических функциях организма (Батаршев А.В., 2004).

Чаще всего невроз не начинается вдруг, внезапно, а развивается в течение продолжительного времени, когда психическое напряжение не находит выхода, не разрешается, а накапливается исподволь, готовое вспыхнуть при малейшем поводе, будь то пустяковое недоразумение или переживаемые ранее обиды, раздражение или страхи. В детском возрасте возникновению невроза способствует и психическое потрясение, вызванное реальной или воображаемой угрозой для жизни ребенка или близких для него людей.

Неврозы имеют четкое начало, они проходят, когда ситуация, вызвавшая их, теряет актуальность. Проходят они и в результате лечения. Когда пациенты обращаются за помощью не к психиатру, а к врачам общемедицинской практики, то лечение чаще всего бывает неправильным, невроз может сохраняться в течение длительного времени. Тогда говорят о затяжном невротическом состоянии, о невротическом развитии личности (Батаршев А.В., 2004).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.