Альтернативная коммуникация для детей с дцп


Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебральным параличом коммуникативным навыкам является одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы, в которой важен комплексный подход всех участников педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_pechat_kuz-serg_-_mezhdunar.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Кузнецова Ольга Алексеевна,

Сергун Виктория Владимировна,

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебральным параличом коммуникативным навыкам является одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы, в которой важен комплексный подход всех участников педагогического процесса.

Ключевые слова: коммуникация; дети с детским церебральным параличом; календарь; пиктограммы; жесты; коррекционная работа.

ALTERNATIVE SYSTEMS OF COMMUNICATION, AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Kuznetsova Olga Alexeevna

teacher- speech pathologist

Sergun Viktoria Vladimirovna

teacher and speech therapist

Give a detailed description of teaching communication. Reflected technique using various means of communication with children with cerebral palsy in the formation of communicative skills. Teaching children with cerebral palsy communication skills is one of the peculiar and difficult parts of correctional and educational work, which is an integrated approach of all participants of educational process.

Keywords: communication; children with cerebral palsy; calendar; icons; gestures; correctional work.

ОБЩЕНИЕ – это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также деятельностью и ее результатами деятельности.

Общение является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Коммуникация – это процесс общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание.

Одной из особенностей детей с церебральным параличом является то, что они требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении, так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Дети с ДЦП не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Большинство детей, страдающих церебральным параличом, не обнаруживают последовательности этапов развития устной речи, устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия. Ссылка [1].

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с ДЦП оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети с ДЦП обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств общения будет зависеть от индивидуальных возможностей ребенка.

С учащимися работают учитель-логопед, учитель-дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Средства коммуникации можно разделить на вербальные и невербальные.

Из этого следует, что дети с ДЦП, которые испытывают трудности в вербальном общении, используют невербальные средства как альтернативные системы коммуникации. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам, звукоподражаниям и мимике.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей с множественными нарушениями, — это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога - подобрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые систематизируют сформированные навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню общения.

Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная система . Ссылка [3].

Календарь — система коммуникации, в которой символы или предметы-символы используются для представления основных видов деятельности в течение всего дня.

В настоящее время разрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. На первом этапе педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для обучения коммуникации.

В календарной системе используются предметы и картинки-символы.

Символы — это то, что обозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность, какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает на то, что ученику предстоит определённый вид деятельности.

В работе используются следующие типы календарей:

1. Предметный календарь (в нём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).

2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).

3. Календарь, в котором изображение дополнено словом. Ссылка [3].

Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует сформированности мелкой моторики и может быть доступно детям с ДЦП.

Картинный календарь выполнен полиграфическим способом, сделан самим педагогом или представляет собой фото-календарь. Такие календари вводятся в работу с детьми, имеющими сохранное зрение, глухими или слабослышащими умственно отсталыми, умственно отсталыми с нарушениями речи и др. Эффективность работы определяется тем, какой календарь лучше воспринимает тот или иной ребенок.

Одна из задач работы с календарем — планирование деятельности на определенный отрезок времени.

Календарь также служит опорой для развития памяти, для накопления и обогащения словарного запаса. Использование календарной системы с детьми с ДЦП позволяет им переходить от предметного типа восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более сложными навыками общения.

Другой наиболее эффективный способ в обучении общению детей с ДЦП, является метод пиктограмм.

Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:

а) временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);

б) постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);

в) облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);

г) подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

У детей с ДЦП огромное значение приобретают иные виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.

Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста ( жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений ). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка ( радость, недомогание, беспокойство, покой).

Для работы с детьми с ДЦП выбираются конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности. Но снижение потребности в речевом общении у детей с тяжелыми двигательными нарушениями ставит перед учителем-логопедом необходимость создания мотивов речевой деятельности с использованием различных игровых приемов.

Все графические символы вводятся в ежедневно повторяющихся ситуациях. Пиктограммы прикрепляются к дверям всех кабинетов, в которых занимаются дети, по пути следования из класса в класс, в столовую и т.д. Пиктограммами обозначаются реальные предметы. Учащиеся с помощью взрослого учатся соотносить реальный предмет с его символическим обозначением. В работе с детьми уделяется внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбирались именно те пиктограммы, которые часто встречаются в окружающем мире ребенка.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1981. – 81с.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988. – 328с.

3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006. – 147с.

4. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007. – 112с.

5. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993. – 192с.

6. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. – М.; СПб., 1998. – 440с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек.

Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различ­ные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом .

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра.

Умственная отсталость у детей с ДЦП.

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель.

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурс.

На сегодняшний день актуальной проблемой является внедрение новых методик в области гидрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в частности с последствиями детского цер.

педагогические науки

  • Орешкина Елена Михайловна , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • КОММУНИКАЦИЯ
  • ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
  • КАЛЕНДАРНАЯ СИСТЕМА
  • МЕТОД ПИКТОГРАММ

Похожие материалы

  • Некоторые принципы проектирования эталонов оценочных средств на уровне подготовки кадров высшей квалификации
  • Коммуникативная компетентность педагога в процессе педагогической деятельности
  • Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
  • Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
  • Когнитивные ожидания, связанные с употреблением алкогольных напитков

Одной из особенностей детей с церебральным параличом является то, что они требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении (коммуникации), так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Дети с ДЦП не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия.

Поэтому необходимо предоставить в распоряжение таких детей другую систему коммуницирования, которая облегчит общение, улучшит развитие ребенка, а также активизирует его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Описанные в статье способы коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми.

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с ДЦП оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети с ДЦП обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств коммуницирования будет зависеть и от физических, и от интеллектуальных возможностей ребенка.

С обучающимися работают учитель - логопед, дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Таким образом, для детей с ДЦП, которые испытывают трудности в вербальном общении, используют невербальные средства как альтернативные системы коммуникации. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам и мимике.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей со множественными нарушениями, — это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога - избрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые упорядочат настоящие навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации.

Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная система [5]

Календарь — система коммуникации, в которой символы или предметы - символы используются для представления основных видов деятельности в течение всего дня.

В настоящее время разрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для обучения коммуникации.

В календарной системе используются предметы и картинки - символы.

Символы — это то, что обозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность, какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности.

На первой ступени работу строят со следующими типами календарей.

  1. Предметный календарь (в нём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).
  2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).
  3. Календарь, в котором изображение дополнено словом [5]

Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует хороших навыков мелкой моторики, соответственно, может быть доступно детям с ДЦП.

Календарь также служит опорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Использование календарной системы с детьми с ДЦП позволяет им переходить от предметного типа восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более сложными навыками коммуницирования.

Еще одним действенным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);
  • постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);
  • облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);
  • подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

У детей с ДЦП огромное значение приобретают иные виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.

Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста (жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).

Для работы с детьми с ДЦП были выбраны очень конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности. Но снижение потребности в речевом общении у детей с тяжелыми двигательными нарушениями ставит перед логопедом необходимость создания мотивов речевой деятельности с использованием различных игровых приемов.

В самом начале работы ребенку предъявлялась пиктограмма (показ сопровождается произнесением слова и мимикой). В работе с детьми уделялось внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбирались именно те пиктограммы, которые часто встречались в окружающем мире ребенка.

Таким образом, работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

Список литературы

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


Альтернативная коммуникация, как инструмент развития познавательной сферы у детей с нарушениями вербальной речи

(из опыта работы с детьми с ДЦП, сидромом Дауна, нарушениями ЦНС)

Текоцкая Ирина,

ЦПМСС № 1, г. Боровичи

Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи).

Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т. п.)

Есть категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие). Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии познавательной сферы детей. Обучение устной речи становится приоритетной задачей специалиста, основным запросом родителя. Но результативность из-за уровня нарушения и сформированности последствий этих нарушений остается очень низкой, в итоге в полной мере не развивается эта сфера и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимания языка. Становится очевидным, что специалисту нужен инструмент для развития коммуникативных навыков ребенка, которые позволят формировать и другие сферы. Важно понимать, что коммуникация это не только слова.

В центре психолого-медико-социального сопровождения № 1 г. Боровичи в работе с детьми с серьезными нарушениями речи успешно используются средства альтернативной коммуникации. Что такое альтернативная коммуникация?

Альтернативная коммуникация может:

- временно замещать речь;

- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.

Кто может использовать альтернативную коммуникацию? Любой человек, который в ней нуждается.

В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь.

Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. Но специалист может столкнуться с рядом сложностей:

1. Ребёнок берет сразу два предмета.

Варианты действий специалиста:

· Предметы подбираются таким образом, что ребенок явно отдаст предпочтение одному из них (например, банан и шкура от банана);

· Помощник придерживает одну руку ребенка. Ребёнок вынужден протянуть руку к одному из предметов.

Ребёнок не пытается делать выбор, не проявляет интереса.

Варианты действий специалиста:

· Подобрать предметы, вызывающие интерес ребёнка, основываясь в выборе только на его интересах.

· Определять случайный выбор, как выбор осознанный, тем самым давая ребёнку понять, что его выбор имеет значение и приводит к положительным последствиям.

2. Ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах.

Варианты действий специалиста:

· Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т. д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.

Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка.

Примеры из практики:

· Слава, 2 г. 6 мес., ДЦП, СДВГ. Отставание во всех сферах, нарушение

· Карина, 2 г. Поражение ЦНС, нарушение двигательной сферы, отсутствие

Зачастую возникают сложности с контролем времени занятия, длительностью выполнения одного задания, переключаемостью ребёнка. Тут поможет визуализация расписания занятий. При составлении такого расписания необходимо учитывать особенности развития ребёнка. Если ребёнок уже воспринимает пиктограммы или рисунки, расписание может быть в виде набора картинок (пиктограмм) – каждое задание обозначается отдельной карточкой. Если ребёнок не способен воспринять пиктограмму или картинку, можно использовать обозначение реальными предметами. Перед тем, как предметы будут использованы в расписании, необходимо познакомить ребёнка со значением того или иного предмета (или картинки).

Расписание можно представить в виде вертикального ряда, состоящего из нескольких участков, в каждый из которых помещается изображение (или предмет). Важно, чтобы ребёнок чётко понимал значение предмета, т. е. имел возможность изучить его в соответствии со своими потребностями, используя все анализаторы (посмотреть, потрогать, послушать и т. д.). Окончание занятия можно обозначать с помощью звукового или визуального сигнала – очень помогает выставленный таймер (опять же не стоит забывать об особенностях ребёнка).

Пример из практики:

Юра, 3 года. ДЦП, отсутствие речи. После перерыва в занятиях ребёнок проявлял негативные реакции на все задания, даже те, которые ранее вызывали положительные эмоции. Специалист предложила ребёнку самому участвовать в составлении расписания. Ребёнку представлялись картинки, обозначающие разные виды занятий (лепка, игры с картинками, игры с крупами, рисование). Мальчик обозначал свои желания. Главное правило – выбранное занятие доводилось до конца. Часть расписания оставалось неизменным (приветствие, прощание). Это позволило усилить интерес ребёнка к занятиям и повысить его результативность. Подобные приёмы рекомендованы применять и дома.

Пример из практики:

Многие задания, разработанные для детей старше 3-х лет, предполагают устный ответ, что, как уже говорилось выше, ограничивает возможности специалиста и не позволяет продвинуться в обучении дальше развития речи, упустив другие сферы.

Что может сделать специалист, работающий с ребёнком:

· Изменение формы вопроса (вместо «Какое время года изображено на

· Предлагаем ребенку картинки с изображениями ответов, включая правильный.

· Предлагаем систему коммуникации, где обозначение будет содержать

ответ (например, графические изображения времен года, предлогов, названий обобщений в системе PECS [1]).

· Предлагаем тестовую систему ответов (варианты ответа обозначаются

цифрами, ребёнок отвечает, указывая на номер правильного ответа).

· Используем все возможные варианты помощи для того, чтобы ребёнок

мог участвовать в задании и отвечать на вопросы.

Детям старшего дошкольного и школьного возраста важна не только возможность ответить на вопросы специалиста, но и необходимо выразить свои потребности, рассказать о своём состоянии, настроении.

[1] В данном материале упоминается PECS (The picture exchange communication system) – коммуникационная система обмена изображениями, разработанная в 1985 году. Обучение в этой системе проходит в 6 этапов, которые должны привести к желаемым результатам на заключительных этапах, когда ребёнок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы (этап 4), отвечать на вопрос "что ты хочешь?” (этап 5) и реагировать на другие простые вопросы типа "что ты видишь?” правильными фразами типа "я вижу птичку” (этап 6).

Для начала обучению PECS необходимо:

- отработать сравнительно устойчивый зрительный контакт;

- слова или жестовые обозначения "да", "нет", "дай";

- формировать устойчивого учетного навыка;

- формировать умение повторить действия по показу.

1. . Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.

2. "СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)" Перевод с английского, Теревинф, 2011

Дети с церебральным параличом (ДЦП) средней и тяжелой степени переживают сложности в общении, так как часто не могут рассказать о своих мыслях, эмоциях, желаниях и потребностях, что затрудняет их контакт с окружающим миром. Так как ни одна форма ДЦП не похожа на другую, следует выбирать средства общения исходя из индивидуальных особенностей и способностей ребенка.

Работа по внедрению альтернативной коммуникации для детей с ДЦП позволяет ребенку общаться дома, в школе, познавать окружающий мир, развиваться и социализироваться.

Альтернативная коммуникация включает в себя большой объем различных средств, которые помогают формулировать собственные мысли и эффективно общаться. Решить – в каком возрасте вводить дополнительную или альтернативную коммуникацию, а также каким способом вам должен помочь специалист по коммуникации.

Способы альтернативной коммуникации.

Жесты. Их ребенок осваивает со временем в процессе общения.

Символы (предметные, графические). Ребенок говорит о своем желании через символы и получает то, что ему необходимо.

Пиктограмма. Это черно-белые изображения, заменяющие слова.

Карточки PECS. Ребенок говорит о своем желании посредством карточек и получает то, что ему необходимо.

Взгляд. Ребенок взглядом сроит сообщение из слогов или слов на экране или картинках.

Система Tobii Eye Tracker. Ребенок управляет компьютером с помощью взгляда.

Коммуникатор. Устройство с дисплеем и сенсорной клавиатурой, на которой ребенок набирает текст.

Адаптированная клавиатура и мышь. Устройство управляется руками, если присутствуют непроизвольные движения или плохая координация.


С чего начать освоение альтернативной коммуникации.

Важно выбрать момент, когда ребенок готов к освоению дополнительных средств. До этого времени вы можете практиковаться в ее основах – ловить взгляд ребенка, чтобы он сосредотачивал на вас взгляд, если может, объяснять в помощью слов происходящее, предупреждать перед каждым действием, если возможно – предлагать выбор.

С самого раннего возраста можно осваивать предметное расписание с предметами и картинками-символами.

Предметное расписание содержит в себе тактильные символы, предметы или картинки, которые обладают каждый своими свойствами, их легко найти и показать. Для восприятия таких символов не нужна сформированная мелкая моторика.


Практические советы при развитии у ребенка навыков коммуникации.

  1. Необходимо заниматься обучением тогда, когда ребенок сильнее всего заинтересован в том или другом действии. Например, если ребенок уже поел и не хочет спать, находиться в хорошем настроение – самое время с ним поиграть.
  2. Обучение происходит понемногу. Если вы увидели, что ребенок перестал удерживать внимание, устал, начать протестовать, прекратите занятие.
  3. Действуйте по шагам: сначала покажите, затем подождите немного, потом подбодрите, снова немного подождите, снова покажите и так далее. Пусть у ребенка будет время на реакцию. Увидев старания малыша, улыбнитесь и похвалите.
  4. Помните, что освоение каждого шага может потребовать какой-то период времени, относитесь к этому с терпением и любовью.
  5. Не забывайте хвалить ребенка, даже за маленький успех.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.