Базальная стимуляция для детей с дцп

четвёртая часть

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile

November 2015

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
  • school
  • верхний пост
  • визуальный ряд
  • вопросы
  • гжель
  • для себя
  • дневник
  • заколдованный край
  • люди
  • мой беспокойный мозг
  • нужна помощь
  • организационное
  • особые дети: инфо
  • офигительно богатый внешний мир
  • твит
  • флешмоб и т.п.
  • цитата

Базальная стимуляция предназначена для детей, у которых самостоятельная сенсомоторная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей.
По мнению А. Фрелиха, данная система может обеспечивать уровень восприятия, который мы наблюдаем у здорового ребенка в конце четвертого месяца жизни .

А. Фрелих исходит из предположения, что движение, восприятие и коммуникация самым тесным образом взаимосвязаны.

В области восприятия А. Фрелих различает следующие виды стимуляции: вестибулярную, вибрационную и соматическую.

Вестибулярная стимуляция адресована вестибулярной системе, которая обеспечивает ребенку восприятие и анализ пространственной информации.
Каким образом?
Вестибулярные стимулы передаются телу, находящемуся в стабильном положении (лежа, сидя). Интенсивность и направление колебательных движений должны соотноситься со скоростью восприятия и обработки информации у конкретного ребенка. Рекомендуется практиковать совместные колебательные движения, они позволяют специалистам хорошо чувствовать детский тонус (его изменения), а детям придают уверенность, снимают ощущение страха.
Вестибулярная стимуляция осуществляется в трех основных направлениях:
а) движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево);
б) движения в вертикальной плоскости (вверх и вниз);
в) поступательно-возвратные движения (вперед и назад).
Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия формируется при выполнении следующих упражнений:
медленные повороты и наклоны головы;
покачивание в позе эмбриона;
повороты туловища на бок;
повороты со спины на живот;
повороты туловища в стороны;
встряхивание рук и ног;
приведение тела в вертикальное положение;
покачивание на коленях, гимнастическом мяче, качелях, в гамаке.
Все перечисленные упражнения выполняются при физической поддержке педагога. Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально, однако необходимо следить за тем, чтобы треть времени занятия уходило на отдых. Наиболее пригодными вспомогательными
средствами для вестибулярной стимуляции являются: надувные предметы (мячи, бревна, круги, шины), качели, подвесная лежанка-платформа, батут, пружинные матрацы, подушки.

Вибрационная стимуляция ориентирована на восприятие и обработку звуковых волн телом.
Каким образом?
Основным объектом воздействия вестибулярной стимуляции являются кости скелета, они хорошо воспринимают вибрацию и передают импульсы дальше по телу. Эффект вибрационной стимуляции имеет место только при оптимальном положении тела – лежа на спине. При этом нужная поза ребенка фиксируется на твердой поверхности.
В процессе вибрационной стимуляции на тело (или его часть) оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующих игрушек, подушек, трубок, электрических приборов (электрическая зубная щетка, массажер), камертонов, музыкальных инструментов с сильной резонирующей поверхностью и др.
Мероприятия по вибрационной стимуляции следует начинать с удаленных от туловища частей тела (например, с фаланг пальцев ног). Аппарат должен прикасаться точно к кости. Вибрационную стимуляцию применяют к следующим органам костной системы: фаланги пальцев, пястные и запястные кости, локтевая, лучевая и плечевая кости верхних конечностей; фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренные кости нижних конечностей; реберные дуги.
Вибрационное воздействие на позвоночник исключается, кости черепа стимулируются с особой осторожностью.
Дозировка вибрационных воздействий должна быть индивидуальной. Продолжительность
процедуры - от 5 до 15 мин. Постепенное увеличение ее продолжительности позволяет организму адаптироваться к вибрационным воздействиям.

Для соматической стимуляции можно использовать следующие вспомогательные материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей (материя, шерсть, кожа); платки или ткани различной фактуры (махровые, хлопковые, шелковые, велюровые); полотенца; подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; фен.

Говоря о коммуникации , А. Фрелих указывает на необходимость устанавливать контакт с детьми при стимуляции любой из областей восприятия.
У детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития коммуникация, построенная на взаимодействии с телом, а также на использовании мелодики и тембра голоса, располагает значительно большими возможностями, чем контакт
с помощью речи и письма.
Значимыми элементами языка тела являются: положение тела, телесный контакт, движения, характер движений, позы, запах, взгляд, выражение лица.
Коммуникация в процессе базальной стимуляции направлена на то, чтобы
-- вызвать у ребенка реакцию на воздействие,
-- правильно эту реакцию интерпретировать
-- и соответствующим образом погасить или укрепить.
Очень сложно правильно интерпретировать сигналы тела ребенка, но несмотря на это, надо стараться использовать любую попытку для осуществления двустороннего контакта. В этой связи обязательным требованием реализации взаимодействия является постоянное наблюдение за реакциями ребенка, его лицом, которое должно постоянно находиться в поле зрения взрослого.
Усиление коммуникации в процессе базальной стимуляции должно осуществляться с помощью эмоциональных вокализаций, которые не только сопровождают действия взрослого, но и представляют собой предложение ребенку вступить в вокализированный (звуковой) диалог.

Опыт работы в области базальной стимуляции свидетельствует, что она может быть органично вписана в режим жизнедеятельности ребенка и сопровождать его обслуживание и уход, например, предварять одевание, купание, кормление и т.д.

При проведении базальной стимуляции специалисты должны иметь четкую установку по поводу того, зачем они это делают . Обычно она включает в себя следующие составляющие: улучшить состояние тела, улучшить положение (позу) тела, установить контакт. Для отдельных детей установка может быть дополнена: добиться разрешения прикасаться к себе, обеспечить спокойное отношение к прикосновениям.

Posted on Oct. 12th, 2012 at 12:58 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

обучение воспитание развитие коррекционный

В процессе базального воздействия стимулируются следующие области восприятия: соматическая, вестибулярная вибрационная, оральная.

Соматическая базальная стимуляция - развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Для детей с ТМНР соматическая стимуляция - один из немногих каналов развития. Педагог своими руками "лепит" тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. Многие дети с ТМНР реагируют на прикосновения очень негативно, что относится к тактильной защите. Тактильная защита зависит от неспособности ребёнка справиться с неприятными ощущениями от прикасаний к нему. Эти дети нуждаются в телесном контакте, но нужно соблюдать определённые правила соматической стимуляции во взаимодействии с ними. Прикасания должны быть уверенными, непрерывными, контрастными, и симметричными в отношении парных частей тела.

Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности и направлении, чтобы они не были неожиданными и давали возможность ребёнку ориентироваться в ситуации. Рекомендуется следующая последовательность соматической стимуляции: а) туловище, б) конечности (руки, ноги), в) лицо. Прикасания начинаются на туловище (от плечевого пояса к поясничному отделу) и переходят на конечности. Стимуляция рук осуществляется в направлении снизу вверх (от кисти к плечу). Прикасания к ногам выполняются в направлении сверху вниз (от бедра к стопе). Прикасания к поверхности лица происходят исходя из принципа движения изнутри наружу. Прикасания должны сначала осуществляться в удалении от области рта и лишь постепенно приближаться к губам и ротовой полости.

При выполнении прикасаний руки педагога расслаблены и свободно скользят по телу. Выполняются все прикасания медленно, ритмично (за 1 минуту следует выполнить примерно 24-26 скользящих прикасаний). На ровных и обширных поверхностях тела (спина, живот, грудь) применяется плоскостное прикасание. При плоскостном прикасании кисти рук расслаблены, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Следует избегать нажатий на позвоночник. Для стимуляции верхних и нижних конечностей используют обхватывающее прикасание. Производят обхватывающее прикасание расслабленной кистью руки, при этом большой палец отведен в сторону, а остальные сомкнуты. Руки педагога должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы, кольца и все прочее, что может доставить ребенку неприятные ощущения, на время проведения соматической стимуляции следует снять. Одежда педагога должна быть удобной и легкой, не стесняющей движения и оставляющей руки открытыми до локтей. Для соматической стимуляции можно использовать следующие вспомогательные материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей (материя, шерсть, кожа); платки или ткани различной фактуры (махровые, хлопковые, шёлковые, велюровые); полотенца; подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; фен. Длительность процедуры - от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста ребёнка и количества охватываемых областей тела).

Соматическая стимуляция включается в мероприятия по уходу ребёнком с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития. Она создаёт условия для более тёплого и доверительного общения при выполнении гигиенических процедур, кормлении, одевании, раздевании и не должна превращаться в механистическую тренировку.

Молодая учительница рассказывает о начале своей профессиональной деятельности в новой школе. На второй день ее работы ей выдали картонную коробку с различными щетками и сказали, что сейчас она должна полчаса заниматься с девочкой с очень тяжелой формой ограничения, которая обычно присутствует на уроке в группе, но проявляет очень маленькую заинтересованность к тому, что на этом уроке происходит. Молодая учительница 30 минут прикасалась к ладоням девочки этими разными щетками. Девочка воспринимала эти действия спокойно, но они не оказывали на нее никакой реакции. После этого учительница задалась вопросом, а имеют ли данные действия вообще какой-либо смысл, и можно ли их проводить так, чтобы у ребенка возник интерес к данному процессу. По прошествии определенного времени учительница во время этого упражнения начала мыть руки девочки в миске с теплой водой, используя жидкое мыло, мочалку, щетку для ногтей и губку. Через 2 недели Катрин впервые улыбнулась, когда ее руки опустили в воду, и с этого времени ей, похоже, нравится принимать ванны для рук, и она начинает все внимательней следить за происходящим. В конце своего рассказа учительница предлагает проводить ванну для рук ежедневно после приема пищи, когда руки Катрин волей-неволей становятся грязными, поскольку во время кормления она ими часто вытирает рот. До сих пор руки Катрин вытирали влажной тряпкой, что она воспринимала апатично (З. Рабе).

Вестибулярная базальная стимуляция - развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях: а) движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево); б) движения в вертикальной плоскости (вверх и вниз); поступательно-возвратные движения (вперед и назад). Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. Дети с ТМНР не всегда адекватно реагируют на изменение положения тела в пространстве. Слишком быстрые покачивания, повороты или другие движения могут привести к головокружению, тошноте, перевозбуждению или беспокойству. В этой связи следует избегать вращательных движений, использовать опоры при изменении положения тела ребёнка, стабилизировать положение головы для свободного обзора.

Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия формируется при выполнении следующих упражнений: медленные повороты и наклоны головы; покачивание в позе эмбриона; повороты туловища на бок; повороты со спины на живот; повороты туловища в стороны; встряхивание рук и ног; приведение тела в вертикальное положение; покачивание на коленях, гимнастическом мяче, качелях, в гамаке. Все перечисленные упражнения выполняются при физической поддержке педагога. Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально, однако необходимо следить за тем, чтобы треть времени занятия уходила на отдых. Наиболее пригодными вспомогательными средствами вестибулярной стимуляции являются: надувные предметы (мячи, бревна, круги, шины), качели, подвесная лежанка-платформа, батут, пружинные матрацы, подушки.

Вибрационная базальная стимуляция - развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Этот вид чувствительности можно назвать "контактным слухом". При вибрационной стимуляции на тело (или его часть) оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие игрушки, подушки, кресла, электрические приборы (электрическая зубная щётка, массажёр), камертон, музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью и др. При помощи колебательных движений ребёнок с ТМНР получает информацию о строении скелета.

Мероприятия по вибрационной стимуляции следует начинать с удалённых от туловища частей тела (например, с фаланг пальцев ног). Стимулирующий предмет должен прикасаться точно к кости. Вибрационную стимуляцию следует применять к следующим органам костной системы: фаланги пальцев, пястные, запястные, локтевая, лучевая, плечевая кости верхних конечностей; фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренная кости нижних конечностей; рёберные дуги. Вибрационное воздействие на позвоночник и кости черепа исключаются.

Вибрационная стимуляция выполняется на твёрдой поверхности в положении ребёнка лёжа на спине. Рекомендуется использовать механические вибрации с частотой колебаний от 10 до 200 Гц. Дозировка вибрационных воздействий должна быть индивидуальной. При проведении процедуры следует контролировать по ощущениям ребёнка интенсивность воздействий. Длительное применение одинаковой частоты вибраций может вызвать привыкание, удлинение процедуры по времени - утомление, поэтому показано изменение частоты воздействий. Продолжительность процедуры может составлять от 5 до 15 мин. Постепенное увеличение продолжительности процедуры позволяет организму адаптироваться к вибрационным воздействиям. Если стимулируется несколько областей, то суммарное воздействие на все зоны не должно превышать 12-15 мин, так как длительные по времени вибрации угнетают функции нервной системы.

Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа N 439 Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Игры и игровые упражнения

с тяжелыми множественными нарушениями

Учитель: Гладык Т. Р.

Согласно исследованиям и выводам, предложенным в МКБ-10, большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях. Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией и т.п., обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.

Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.

  1. Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища;
  2. Стимуляция захвата предмета и развитие зрительной координации;
  3. Стимуляция ползания;
  4. Стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения;
  5. Стимуляция к вставанию и ходьбы с поддержкой.

Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища

Упражнение "С опорой на кисти рук"

Цель : Фиксация положения, лежа на животе с опорой на руки.

Если ребенок умеет уже хорошо лежать, опираясь на предплечья рук и высоко подняв голову, его учат опираться на ладони выпрямленных рук. Положите малыша на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. Вначале малыша удерживают в таком положении, а затем контроль рук уменьшают.

Помните! У детей с преимущественным поражением одной руки тренируют опору на ладошку более слабой руки

Тренировочное упражнение "Ожидание поворота на бочек "

Цель: Тренировка поворотов со спины на бок.

Одну ножку ребенка разогните и отведите в сторону, а другую согните в тазобедренном и коленном суставах, перемещая ее в сторону поворота. Далее следует подождать, пока поворот будет малышом завершен самостоятельно.

Тренировочное упражнение "Чики-чики-чикалочки…"

Цель: Тренировка равновесия, лежа на животе.

Положите малыша вдоль надувного бревна. Поддерживая ребёнка, покачивайте его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя с малышом, читайте ему стишок:

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке,

Стимуляция захвата предмета и развитие зрительной координации

Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью.

Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например:

«Варись, варись каша,

Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки…)

Положите какой либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.

Игра "Собери ягодки"

Цели: Обучение дотягиванию до предмета, находящегося перед ребёнком, из положения, лежа на животе.

Положите ребёнка на живот на пол.

Сделайте объёмные ягодки из поролона, а плоские - из коврового покрытия. Рассыпьте объёмные и плоские предметы, побуждая ребёнка достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша объёмные предметы брать горстью, а плоские - кончиками пальцев.

Цель: Обучение манипулированием предмета.

Неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка, к которой привязаны ленты шириной 2 см, длиной 20 см. Перед ребенком размещают на расстоянии 25-30см игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее побуждают схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, сто игрушка приходит в движение. Ребенок может потянуть к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать. Если ребенок не обращает внимания на ленту, педагог вложив ее конец, в ладонь ребенка, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающие движение игрушки.

Цель: Обучение бросанию предметов в сосуд.

Пластмассовая чашечка, три кубика (величиной 25 мм). Положите перед ребенком три кубика. Предложите ему бросить кубики в чашку. Если ребенок не способен выполнить это упражнение, то возьмите большой по размеру сосуд (горшок), продемонстрируйте его, и положите кубик в горшок. Возьмите руку ребенка и помогите ему поднять кубик и бросить его в горшок. Поддерживайте ребенка при выполнении этого упражнения. Попросите снова положить кубики в горшок и вынуть их оттуда.

Кубик можно сначала бросать в ванную, в коробку, то же с пластмассовыми шариками (помогая ребенку или без помощи). Скатывайте шарики по наклонной доске или картонному желобу.

Цель : Стимулирование ползания на животе вперед с помощью взрослого.

Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими свой живот, читая стишок:

Топ-топ, Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь? Пляши и ты!

Цель: Стимулирование ползания на животе вперед.

Взрослый кладет ребенка на живот, а ноги его сгибает таким образом, чтобы стопы соединились, после чего, придерживая ребенка одной рукой за поясницу, стараясь дотронуться пяточками до попки ребенка. Такое упражнение нужно выполнять осторожно пружиня.

Четыре лапки, брюшко.

На болоте живет,

Свою песенку поет так:

Упражнение "На четвереньках у стульчика"

Цель: Обучение вставанию на четвереньки из положения, лежа на животе. Обучение вставанию на четвереньки из положения, лежа на животе, и раскачиванию.

Ребенок лежит на животе. Вам понадобится детский стульчик со спинкой из перекладин. Наклоните спинку стульчика так, чтобы малыш мог ухватиться за перекладину. Легко потяните стульчик и поставьте его на пол. Малыш встанет на четвереньки, а вы будете только придерживать ножки ребёнка. Покачайте ребенка, держа его руками за пояс. Включите веселую музыку, чтобы ребенок качался в такт.

Стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения

Упражнение "Садимся" (двигательно-моторная стимуляция)

Цель : Тренировка умения самостоятельно садиться и ложиться.

Ребенок лежит на спине. Потяните его за одну или две руки на себя, придерживая ножки ребёнка в коленях. Добейтесь, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно. Когда вы его слегка подтягиваете на себя. А затем, придерживая ножки малыша, научите его ложиться, опираясь на одну руку.

Цели: Обучение удерживать равновесие при присаживании с опорой на одну руку и сидеть непродолжительное время.

Посадите ребенка на край стола или на высоко лежащий мат, так, чтобы его ноги могли свисать со стола или мата. Поставьте руки ребенка немного вбок, таким образом, чтобы он мог на них опереться. На этой стадии мы стремимся к тому, чтобы ребенок прямо держал спину и в течении 3с. мог, опираясь руками, поддерживать себя. Вы страхуете его и постепенно прекращаете ему помогать. На следующем этапе посадите ребенка на край стола предложите ему опереться только одной рукой, так как другой он держит игрушку. Прямая спина, контроль за положением головы и односторонняя помощь при опоре на стол чрезвычайно важны. Посадите ребенка снова на край стола и помогите ему сесть без опры на руки. Держите руки на коленях ребенка.

Цель: Обучение удерживать равновесие при присаживании с опорой на обе руки и сидеть непродолжительное время.

Положите ребенка на мяч животом. Ручки должны свободно лежать перед грудью. Можно придерживать малыша за голеностопы правой рукой, левой рукой - в области лопаток. Если ножки разведены широко в стороны, ребенка придерживают в области поясницы. Покачайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул.

Ай, качи, качи, качи!

С пылу, с жару, из печи -

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

И тебе я дам калач!

Дам и кочерыжки!

Порадуйтесь его успехам и вновь повторите игру.

Стимуляция к вставанию и ходьбы с поддержкой

Игра "Ах, дыбок, дыбок, дыбок…"

Цель: Тренировка умения стоять самостоятельно.

Поставьте ребенка на ножки на пол. Вначале держите малыша, а потом опустите его, сказав: "Стоит дыбок!" Пока малыш стоит самостоятельно, спойте:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок!

Скоро нам еще годок!

Цель: Обучение, подтягиванию вверх, держась за предметы мебели.

Цель: Обучение ходьбе вдоль мебели (держась руками).

Цель: Обучение ходьбе с использованием вспомогательных средств (гимнастическая палка, обруч коляска).

Поставьте ребенка прямо на пол, на обе ноги, помогите ему схватится за ручки коляски. Медленно передвигайте коляску вперед, подвигая ребенка делать шаги.

Игра "Вниз по лесенке идем"

Цель: Тренировка умения сходить с горки или лесенки, держась за перила.

Лучше проводить это упражнение на детской площадке. Поставьте малыша на 3-4 ступеньку. Спускайтесь вместе с ним вниз, попеременно опуская ногу и переставляя ручку. Чтобы малышу было весело, приговаривайте:

Вниз по лесенке идем,

Ни за что не упадём!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с ученицей 7 класса надомного обучения (ребенок с тяжелыми множественными нарушениями, обучается по программе " Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубококй умственной отсталостью" под ред.

Зрительно-слуховая стимуляция №ТемаКоличество часов Первое полугодие1 четверть - 27часов Обследование зрительного восприятия3 Обследование слухового восприя.

В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз.

Система оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интелле.

Целью занятий по двигательной активности является укрепление здоровья, коррекция дефектов физического развития и моторики, обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, используя раз.

Общая характеристика метода базальной стимуляции

Осознание собственного тела и, как следствие, собственного Я является базовой образовательной потребностью для ребёнка с ТМНР. Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:

— восприятие и осознание границ собственного тела

— восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия

— восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.

Развитие восприятия и осознания собственного тела способствует развитию моторики и рассматривается как необходимое условие формирования познавательных, бытовых и трудовых, коммуникативных и социальных умений ребенка. Чем обширнее ребёнок приобретает опыт в данной области, тем интенсивнее происходит развитие его отношений к себе, другим людям, предметному и социальному миру.

В качестве основного метода развития восприятия и осознания собственного тела рассматривается, прежде всего, базальная стимуляция или раздражение. Базальная стимуляция — метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, пробивающими ограничения, раздражителями с целью оказания ребёнку помощи в осознании собственного тела и понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей А. Фрёлих. Этот метод используется в педагогической работе сдетьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в основных областях жизнедеятельности из-за существенного ограничения функционирования всех частей тела. Базальная стимуляция помогает привести в действие имеющиеся органы восприятия и обработки информации, наполнить окружающий мир доступным содержанием, дать возможность ребёнку пассивно пережить различный опыт. Базальная стимуляция — метод обучения на самом элементарном уровне в ситуациях, когда у детей с ТМНР никаким другим способом нельзя сформировать опыт обращения с воспринимаемыми из окружающего мира раздражителями.

Базальный от греч. basis — основа, база означает, что используемые раздражители очень просты и сокращены до минимума: тактильные прикасания, обхватывания, вестибулярные покачивания и поворачивания отдельных частей тела, движений тела вверх и вниз, ускорения и замедления некоторых движений, вибраторные колебания, надавливание. Дети с ТМНР не всегда могут самостоятельно получить из внешнего мира этот полезный многообразный опыт, поэтому для того, чтобы ослабленные органы чувств могли прореагировать на раздражение, требуется более сильная, чаще повторяющаяся стимуляция, производимая в отсутствие других воздействий. Стимуляция от лат. stimulare — побуждать происходит при помощи пассивных раздражителей, количество, тип и длительность которых определяются педагогом с учётом исходного состояния и личных предпочтений ребёнка.

Занятия по стимуляции не должны проводится в механической форме, превращаясь в раздражающую терапию Э. Фишер. Желательно осуществлять базальную стимуляцию в деятельности по уходу за ребёнком, где предложенные раздражители переживаются им как осмысленные и целесообразные. Все действия с ребёнком нужно сопровождать эмоционально-смысловыми комментариями, предварительно оповещать о них. Очень важно в процессе стимуляции наблюдать за ребёнком, выделяя те раздражители, приёмы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Следует спрашивать ребёнка о его ощущениях и называть их. Можно несколько замедлять темп выполнения этих упражнений, чтобы стимулировать активность ребёнка. Основная цель базальной стимуляции: посредством развития восприятия собственного тела дать понять ребёнку с ТМНР, что он в состоянии самостоятельно оказывать влияние на окружающий мир.

Виды базальной стимуляции

В процессе базального воздействия стимулируются следующие области восприятия: соматическая, вестибулярная вибрационная, оральная.

Соматическая базальная стимуляция — развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Для детей с ТМНР соматическая стимуляция — один из немногих каналов развития. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы,воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. Многие дети с ТМНР реагируют на прикосновения очень негативно, что относится к тактильной защите. Тактильная защита зависит от неспособности ребёнка справиться с неприятными ощущениями от прикасаний к нему. Эти дети нуждаются в телесном контакте, но нужно соблюдать определённые правила соматической стимуляции во взаимодействии с ними. Прикасания должны быть уверенными, непрерывными, контрастными, и симметричными в отношении парных частей тела.

Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности и направлении, чтобы они не были неожиданными и давали возможность ребёнку ориентироваться в ситуации. Рекомендуется следующая последовательность соматической стимуляции: а туловище, б конечности руки, ноги, в лицо. Прикасания начинаются на туловище от плечевого пояса к поясничному отделу и переходят на конечности. Стимуляция рук осуществляется в направлении снизу вверх от кисти к плечу. Прикасания к ногам выполняются в направлении сверху вниз от бедра к стопе. Прикасания к поверхности лица происходят исходя из принципа движения изнутри наружу. Прикасания должны сначала осуществляться в удалении от области рта и лишь постепенно приближаться к губам и ротовой полости.

При выполнении прикасаний руки педагога расслаблены и свободно скользят по телу. Выполняются все прикасания медленно, ритмично за 1 минуту следует выполнить примерно 24-26 скользящих прикасаний. На ровных и обширных поверхностях тела спина, живот, грудь применяется плоскостное прикасание. При плоскостном прикасании кисти рук расслаблены, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Следует избегать нажатий на позвоночник. Для стимуляции верхних и нижних конечностей используют обхватывающее прикасание. Производят обхватывающее прикасание расслабленной кистью руки, при этом большой палец отведен в сторону, а остальные сомкнуты. Руки педагога должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы, кольца и все прочее, что может доставить ребенку неприятные ощущения, на время проведения соматической стимуляции следует снять. Одежда педагога должна быть удобной и легкой, не стесняющей движения и оставляющей руки открытыми до локтей. Для соматической стимуляции можно использовать следующие вспомогательные материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей материя, шерсть, кожа; платки или ткани различной фактуры махровые, хлопковые, шёлковые, велюровые; полотенца; подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; фен. Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут в зависимости от возраста ребёнка и количества охватываемых областей тела.

Соматическая стимуляция включается в мероприятия по

уходу ребёнком с тяжёлыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития. Она создаёт условия для более тёплого и доверительного общения при выполнении гигиенических процедур, кормлении, одевании, раздевании и не должна превращаться в механистическую тренировку.

Молодая учительница рассказывает о начале своей профессиональной деятельности в новой школе. На второй день ее работы ей выдали картонную коробку с различными щетками и сказали, что сейчас она должна полчаса заниматься с девочкой с очень тяжелой формой ограничения, которая обычно присутствует на уроке в группе, но проявляет очень маленькую заинтересованность к тому, что на этом уроке происходит. Молодая учительница 30 минут прикасалась к ладоням девочки этими разными щетками. Девочка воспринимала эти действия спокойно, но они не оказывали на нее никакой реакции. После этого учительница задалась вопросом, а имеют ли данные действия вообще какой-либо смысл, и можно ли их проводить так, чтобы у ребенка возник интерес к данному процессу. По прошествии определенного времени учительница во время этого упражнения начала мыть руки девочки в миске с теплой водой, используя жидкое мыло, мочалку, щетку для ногтей и губку. Через 2 недели Катрин впервые улыбнулась, когда ее руки опустили в воду, и с этого времени ей, похоже, нравится принимать ванны для рук, и она начинает все внимательней следить за происходящим. В конце своего рассказа учительница предлагает проводить ванну для рук ежедневно после приема пищи, когда руки Катрин волей-неволей становятся грязными, поскольку во время кормления она ими часто вытирает рот. До сих пор руки Катрин вытирали влажной тряпкой, что она воспринимала апатично З. Рабе.

Вестибулярная базальная стимуляция — развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях: а движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево; б движения в вертикальной плоскости вверх и вниз; поступательно-возвратные движения вперед и назад. Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. Дети с ТМНР не всегда адекватно реагируют на изменение положения тела в пространстве. Слишком быстрые покачивания, повороты или другие движения могут привести к головокружению, тошноте, перевозбуждению или беспокойству. В этой связи следует избегать вращательных движений, использовать опоры при изменении положения тела ребёнка, стабилизировать положение головы для свободного обзора.

Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия формируется при выполнении следующих упражнений: медленные повороты и наклоны головы; покачивание в позе эмбриона; повороты туловища на бок; повороты со

спины на живот; повороты туловища в стороны; встряхивание рук и ног; приведение тела в вертикальное положение; покачивание на коленях, гимнастическом мяче, качелях, в гамаке. Все перечисленные упражнения выполняются при физической поддержке педагога. Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально, однако необходимо следить за тем, чтобы треть времени занятия уходила на отдых. Наиболее пригодными вспомогательными средствами вестибулярной стимуляции являются: надувные предметы мячи, бревна, круги, шины, качели, подвесная лежанка-платформа, батут, пружинные матрацы, подушки.

Вибрационная базальная стимуляция — развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Этот вид чувствительности можно назвать контактным слухом. При вибрационной стимуляции на тело или его часть оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие игрушки, подушки, кресла, электрические приборы электрическая зубная щётка, массажёр, камертон, музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью и др. При помощи колебательных движений ребёнок с ТМНР получает информацию о строении скелета.

Мероприятия по вибрационной стимуляции следует начинать с удалённых от туловища частей тела например, с фаланг пальцев ног. Стимулирующий предмет должен прикасаться точно к кости. Вибрационную стимуляцию следует применять к следующим органам костной системы: фаланги пальцев, пястные, запястные, локтевая, лучевая, плечевая кости верхних конечностей; фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренная кости нижних конечностей; рёберные дуги. Вибрационное воздействие на позвоночник и кости черепа исключаются.

Вибрационная стимуляция выполняется на твёрдой поверхности в положении ребёнка лёжа на спине. Рекомендуется использовать механические вибрации с частотой колебаний от 10 до 200 Гц. Дозировка вибрационных воздействий должна быть индивидуальной. При проведении процедуры следует контролировать по ощущениям ребёнка интенсивность воздействий. Длительное применение одинаковой частоты вибраций может вызвать привыкание, удлинение процедуры по времени — утомление, поэтому показано изменение частоты воздействий. Продолжительность процедуры может составлять от 5 до 15 мин. Постепенное увеличение продолжительности процедуры позволяет организму адаптироваться к вибрационным воздействиям. Если стимулируется несколько областей, то суммарное воздействие на все зоны не должно превышать 12-15 мин, так как длительные по времени вибрации угнетают функции нервной системы.

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции

Примерка шапок, перчаток, носков

Обведение контура тела массажным мячиком

Обведение контура тела ладони, стопы на бумаге

Растирание поверхности тела тканями различной текстуры

Рисование на спине тактильными ладошками

Поглаживание различных частей тела с их называнием

Постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками

Ощупывание тела ребёнка его руками

Опутывание тела ребёнка ленточками

Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры

Обрызгивание жидкостью различных температур

Контакт с игрушками различных температур

Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.

Заворачивание ребёнка в плотную ткань

Прослушивание себя через стетоскоп

Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья

Оставление цветных отпечатков

Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры

Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша

Удержание вибрирующих игрушек

Манипулирование предметами одной или двумя руками

Толкание предметов руками, ногами ребёнка

Рассматривание себя в зеркале, на фотографии

Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка

Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности дорожке

Покачивание на большом мяче

Базальная стимуляция даёт возможность детям с ТМНР осознать своё тело в жизненно важных элементарных ситуациях, базируется на удовлетворении личных потребностей в деятельности по уходу за ребёнком. Этот метод взаимодействий позволяет установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребёнком, избежать функциональности в общении с детьми с ТМНР, связанной с осуществлением мероприятий по обслуживанию.

1. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 69-74.

2. Фишер, Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии Э. Фишер. — Мн.: Белорусский Экзархат — Белорусской православной церкви, 1999. — 256 с.

3. Эльнебю, И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей И. Эльнебю. — Мн.: Белорусский Экзархат — белорусской православной церкви, 1999. — 108 с.

4. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997. — 131 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.