Калижнюк э с психические нарушения при дцп

Главная
Психология
Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Нарушения психики при ДЦП

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С. Калижнюк, ЛА Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.) При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

2) выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20-25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме.

В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия. Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. [9]

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - и виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация, и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляете) в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования. [21]

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-Галина
Краснодарский край.
Киев Вища школа 1987г. 272 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Хорошее. Владельческая подпись.
фото – фото
Купить за 180 руб.
2 BS-Barvinok
Украина, Одесса.
К. Вища школа 1987г. 272 с. твердый переплет, слегка увеличенный формат. Состояние: немного потерты края перепета, слегка загрязнен корешок, книжный блок хорошее, владельческая подпись Купить за 200 руб.
3 BS-Barvinok
Украина, Одесса.
К. Вища школа 1987г. 272 с. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: немного потерты ребра переплета и пятна на корешке, книжный блок хорошее Купить за 250 руб.
4 BS-Barvinok
Украина, Одесса.
К. Вища школа 1987г. 272 с. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: спис.библ.экз., хорошее Купить за 300 руб.
5 BS-Selvi
Воронеж.
К. Вища школа 1987г. 272 с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: хорошее с +
1 – 2
Купить за 400 руб.
6 BS-Львов
Украина, Львов.
Киев Вища школа 1987г. 272 с. Тканевый корешок, картонный переплет, обычный формат. Состояние: очень хорошее, потертость углов переплета
Переплет – Содержание
Купить за 400 руб.
7 BS-Patron
Санкт-Петербург.
Киев. Вища школа. 1987г. 272с.рис. твердый переплет, Немного увеличенный формат. Состояние: почти отличное, чистая, немного потерты кончики уголков обложки.
Вид – Вид – Вид – Вид
Купить за 500 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright © 1999 - 2020, Ведущий и K°. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.

Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.

Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.

Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличем в семье. – М., 1993.

Ипполитпова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1993.

Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения. - М., 1982.

Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими церебральными параличами. - М., 1978.

Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М., 1982.

Калижнюк Э.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1985. - № 3.

Кириченко Е.И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1983. - № 9.

Кириченко Е.С. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами. - М., 1965.

Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.

Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М. - СПб., 1998.

Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под. ред. Е.М. Мастюковой. - М., 1975.

Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности: Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде / Г.В. Кузнецова. — М.: Педагогика, 1998. – 238 с.

Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.

Левченко И.Ю. Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1988. - № 8.

Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия. 2001.

Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989.

Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.

Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. - 1984. - №6.

Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - №4.

Мамайчук И.И. Учет личностных особенностей детей с ортопедическими заболеваниями в процессе ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1986. - № 10.

Мамайчук И.И., Мендоса С, Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. - М., 1983.

Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3.

Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1982. - № 4.

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Нарушения опорно-двигательной системы
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

Детская инвалидность в связи с нарушениями опорно-двигательной системы может наступить в результате следующих причин:
— наследственные аномалии (например, плоскостопие) и травмы опорно-двигательной системы при рождении, в детском возрасте, болезни костной системы (например, остеомиелит — воспаление костного мозга);
— заболевания центральной нервной системы на уровне спинного мозга: радикулит (воспаление спинномозговых нервов), полиомиелит (детский паралич, вызванный вирусной инфекцией), рассеянный склероз;
— травмы спинного мозга, искривления позвоночника (сколиоз);
— заболевания центральной нервной системы на уровне головного мозга: детский церебральный паралич, рассеянный склероз;
— травмы головного мозга;


— нарушение обменных процессов (рахит);
— болезни мышечной системы: миопатия, миастения, атрофии;
— болезни суставов: артриты (воспаления), артрозы (зарастание соединительной тканью), болезнь Бехтерева (спондилоартрит — воспаление межпозвоночных суставов);
— болезни сосудов (облитерирующий эндартериит).

Вследствие широкой распространенности и множественности осложнений наиболее изучен детский церебральный Паралич
(ДЦП), заболевание, которое может служить и общей моделью дизонтогении на почве нарушений со стороны опорно-двигательной системы.
Детский церебральный паралич - врожденное или приобретенное в младенчестве и детстве заболевание вследствие инфекций, интоксикации, гипоксии, кровоизлияния, повреждающих белое вещество коры головного мозга и подкорковые структуры, главным образом ретикулярно-лимбическую систему. Характеризуется, прежде всего, парезами и параличами, нарушенным тонусом мышц (гипер- или гипотонус) и гиперкинезами конечностей. Нередки дизартрия, тугоухость, вегетодистонии, психоорганический синдром (задержки умственного развития, повышенная эффективность, инертность нервно-психических процессов). Вследствие физического и психического дизонтогенеза появляются неврозоподобные и психопатоподобные расстройства.
Начальная стадия ДЦП продолжается первые три года, далее наступает поздняя резидуальная стадия болезни. ДЦП как состояние двигательнбиГсистемы с не прогрессирующим течением, которое в то же время изменяется по клинической симптоматике (особенно неврологической и психиатрической) по мере развития ребенка.
ДЦП является самым распространенным и прогрессирующим по росту числа больных заболеванием в клинике детских нервных болезней. Оценки частоты заболевания значительно разнятся, главным образом вследствие различных методов исследования случаев заболевания, изменяющихся демографических тенденций и социальных условий. Согласно исследованиям, проведенным в некоторых развитых странах, частота, заболевания ДЦП составляет приблизительно 2 случая на 1000 живорожденных детей. В развивающихся странах оценочные коэффициенты частоты заболевания варьируют от 2,5 до 5 на 1000. В России ежегодно рождается свыше 4,5 тысяч детей с ДЦП.
С медицинской точки зрения это состояние обычно определяется преимущественно как неврологическое - как устойчивого характера различного рода нарушения движения. Основная медицинская проблема ДЦП - поражение двигательного аппарата: параличи, парезы, дизартрии, спастические и гиперкинетические состояния мышц, тремор, расстройства координации.
Еще одним аспектом рассмотрения медицинской проблемы ДЦП являются сопутствующие этой патологии соматические заболевания. Основной механизм такого развития ДЦП - психосоматический (Н.А. Государев). Выделяются основные системы, требующие в этой связи первоочередного внимания (Семенова К.А., 1997; Зелинская Д.И., 1996; Тактаров ВТ., 1997; Перепонов Ю.П., 2000): иммуннокомпетентная, сердечно-сосудистая, моче-половая, бронхолегочная, система пищеварения.
Косвенно о сопутствующих ДЦП соматических заболеваниях можно судить по информации о причинах смерти. Респираторные заболевания (42,1%) и сердечные заболевания (38,0%) являлись лидирующими причинами смерти. Большая часть смертей приходится на возраст 30 лет и позже.
ДЦП подразделяют на несколько форм. Согласно применяемой в нашей стране классификации К.А. Семеновой выделяются пять форм церебрального паралича. В основу этой классификации положена специфика клинической картины, которая в значительной мере обусловлена разным характером поражения мозга.
Спастическая диплегия. При спастической диплегии (болезнь Литтля), являющейся самой распространенной формой церебрального паралича, у больных отмечается высокий (спастический) тонус мышц сгибателей конечностей, тетрапареа (парезы обеих рук и ног), при котором руки страдают меньше, чем ноги.
Гимипаретическая форма — парезы одной стороны тела (поражение тяжелей в верхних конечностях).
При гиперкинетической форме гиперкинезы могут сочетаться с парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств.
Атонически-астатическая форма. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония), трудностью формирования верти-кальцой позы (астазия), нарушениями равновесия и координации движений (атаксия), динамическим тремором, который усиливается по мере развития двигательного акта. В половине случаев сопровождается олигофренией.
Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма ДЦП. Дети не ходят, не стоят, не сидят, не держат голову. Сочетается с олигофренией.
Все формы ДЦП так или иначе уродуют внешний вид больных. И хотя в силу резидуального течения заболевания параличи со временем могут переходить в парезы, негативные последствия социального развития личности продолжает во многом определять фактор двигательных расстройств (обусловленные двигательной недостаточностью задержки формирования навыков самообслуживания, речи и письма, ограничения в общении).

Среди отечественных исследований интеллектуальных особенностей детей и подростков с ДЦП наиболее известны работы, относящиеся к 60-80 гг.: Ажуриагерра Ж., i960; Добронравова А.А., 1967; Попандова М.К., 1971; Калижнюк Э.С., Раменская О.Л., Кожевникова В.Ю., 1975; Кириченко Е.И., 1978; Дворникова Т.А., 1978; Левченко И.Ю., 1986; Авдеева И.Н., 1988. Среди зарубежных исследований интерес к этим вопросам проявлялся, главным образом, с 50-х по 80-е годы: Т. Hopkins, Н. Bice, К. Colton, 1954; Е. Richardson, F. Kobler, 1955; Ph. Roos, 1975; R. Klapper, A. Zelda, H. Birch, 1976; K. Wedell, 1960; A. Benton, M. Fogel, 1962; W. Cruischank, H.Bice, 1980. Исследование интеллектуального развития детей с ДЦП показало (Левченко И Ю., 1991), что почти у 50% IQ был в пределах 9-69, т. е. соответствовал олигофреническому состоянию, однако с возрастом и обучением в 75% случаев достигал средней зоны развития (IQ > 80). При этом отмечалось, что дефект интеллекта у ребенка по тяжести, как правило, соответствует дефекту двигательного расстройства.

Были выделены следующие синдромы.
Цереброастенический синдром. Является ведущим при любой форме органического поражения мозга. Выражается в быстрой психической истощаемости (особенно умственной работоспособности), дистимии, раздражительной слабости, вегетососудистой дистонии. При спастической диплегии наблюдается астено-адинамический вариант (нервно-психическая заторможенность); при гемипаретической и гиперкинетической формах - астено-гипердинамический (нервно-психическая расторможенность).
Неврозоподобные синдромы. Это неврологические нарушения, феноменологически схожие с неврозами, но не имеющие в своей основе психогенного патогенеза. Как правило, являются врожденной или приобретенной вегетопатией, следствием органической (гипоталамо-лимбической) патологии. Характерные формы синдрома: депрессивно-дистимическая; фобическая; си-нестопатически-ипохондрическая; истероформная; системная (моносимптомная — тики, заикание, энурез и др.).
Психопатоподобные синдромы. Основаны на психоорганической почве, влекущей за собой синдромы органического и психического инфантилизма (социальная незрелость, внушаемость, эмоциональная возбудимость, эгоцентризм, назойливость в поведении, расторможенность влечений, неразвитость волевых качеств личности). В детском и подростковом возрастах этот синдром малодифференцирован. Выделяются в основном два варианта: бестормозные (психически неустойчивые) и эксплозивные (импульсивно-эпилептоидные). Динамика синдромов может быть благоприятная — вплоть до гармонизации личности. В неблагоприятной социальной среде развития происходит трансформация психопатоподобных состояний в пограничную или краевую психопатию. Э.С. Калижнюк в ходе клинико-катамнестического наблюдения подростков с ДЦП отмечает ряд особенностей психопатоподобных синдромов. Во-первых, они, как правило, сочетаются с неврозоподобными синдромами. Во-вторых, локализация поражения мозга (форма ДЦП) определяет в большинстве своем вариант такого смешанного неврозо-психопатоподобного состояния (например, при гемипаретической форме — эпилептоидно-возбудимый, а при гиперкинетической — истеровозбудимый). В-третьих, провокация подобных состояний происходит вследствие преимущественно биологических факторов соматической отягощенное и гормональной перестройки в пубертатном периоде.
Э.С. Калижнюк выявила также дефицитарные типы патологического формирования личности при ДЦП, отмечая, что симптомы органической природы, накладываясь на психогению, часто сглаживают картину психопатии, обедняют ее.
Астеноневротический тип. Чаще всего складывается на основе церебрастенического синдрома. Отмечаются сенситивность, тормозимость, неуверенность, боязливость, обидчивость. Здесь прослеживаются две нозологические линии — ипохондрическая и психастеническая (обсессивно-фобическая), характерные для спастической диплегии.
Псевдоаутический тип. Чаще всего складывается на основе олигофрении при сильной привязанности к матери и боязни насмешек со стороны сверстников. В.Е. Коган (1981) считает детский аутизм вариантом психологической защиты в результате асинхронизации развития психики на почве атонического течения резидуально-органической патологии.
Истероидный тип. Складывается на основе переживания физической ущербности. Чаще всего протекает с триадой симптомов - переоценка физического недостатка (дисморфомания), идея отрицательного к себе отношения со стороны других, пониженное настроение.
Неустойчивый тип (подражательство, внушаемость, безынициативность, отсутствие собственных интересов).
Возбудимый тип (аффективность, расторможенность примитивных влечений). При ДЦП в отличие от конституциональных и эпилептических форм происхождения формируется относительно поздно (школьные годы) и переживается как дефект. Характерен для гемипаретической и гиперкинетической форм ДЦП. Значительную роль играют также факторы воспитания (безнадзорность, алкоголизация семьи).
Паранойяльный тип. Недоверчивость, подозрительность, злопамятность. Отмечается, что при ДЦП характерно сочетание астенических черт особой ранимости со стеническими чертами чрезмерного чувства достоинства.
По данным А.Е. Личко (1983), среди физически здоровых подростков наиболее распространены неустойчивый, эпилептоидный, эмоционально-лабильный, шизоидный и гипертимный типы акцентуаций. Таким образом, особенностью подростков с ДЦП в сравнении с физически здоровыми сверстниками является характерность для них астеноневротического и истероидного типов личности. И.Ю. Левченко (2001) сообщает о характерности выявления среди подростков со среднелегкими формами ДЦП сенситивного типа (привязанность к родителям, чувствительность к оценкам окружающих, мнительность).
В результате можно также констатировать, что личности дефицитарного типа, формируемого на психоорганической основе ДЦП, присущи следующие социально-психологические аспекты поведения (по классификации А.С. Аврумова, Л.Я. Жезлова): антидисциплинарные и антисоциальные (непринятие нравственных норм поведения в обществе) — частично характерны делинквентные (противозаконные) и аутоагрессивные (суицидальные) - не характерны.
Литература
1. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при ДЦП — Киев 1987.
2. Шипицына Л.М. Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001

Источник: Государев Н.А.
Специальная психология: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2008.-288 с. Рецензенты: В.И. Екимова, доктор психологических наук, декан Академии психологии Университета Натальи Нестеровой;
И. П. Крохин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГФ Московского государственного Университета сервиса

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей в доречевом периоде. - М, 1991.
  2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.
  3. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М, 1990.
  4. Бабенкова Р. Д. Дети с церебральным параличом: пути обучения и коррекции нарушенных функций. - М., 1981.
  5. Бабенкова Р. Д. Учебно-воспитательная работа в школах-интернатах для детей с церебральными параличами: Книга для учителя. - М., 1986.
  6. Бабина Г. В. Речевые нарушения при ДЦП // Вопросы логопедии. - М, 1978.
  7. Бадалян Л. О. Прогрессирующие мышечные дистрофии у детей. - М., 1988.
  8. Бадалян Л. О., Укурба Л. Т., Тимонина ОЛ. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
  9. Басова Э. Л. Изменение органа зрения при детском церебральном параличе у детей. - М, 1977.
  10. Белова А. Н., Щепетова О. В. (ред.) Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. - М., 1998.
  11. Бирюков А. А. Массаж: Учебник для институтов физической культуры. - М., 1988.
  12. Бондаренко Е. С. Миопатии у детей. - М, 1989.
  13. Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения / Пер. с фр. Н. В. Головинской; Под ред. М. Н. Гончаровой. - Л., 1964.
  14. Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1973.
  15. Власова Т. А. (ред.). Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1985.
  16. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
  17. Данилова Л. А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным параличом. - Л., 1969.
  18. Данилова Л. А. Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с ДЦП. - Л., 1976.
  19. Данилова Л. А., Рябкина Л. М. Особенности развития пассивного словаря у детей в возрасте 5-7 лет, страдающих церебральным параличом // Детские церебральные параличи. - Л, 1974.
  20. Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.
  21. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1981.
  22. Донская Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика. - М., 1979.
  23. Дубровский В. Я. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов.- М., 1998.
  24. Евтушенко С. К. (ред.). Новые технологии в реабилитации церебрального паралича. - Донецк, 1994.
  25. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. - М., 1979.
  26. Изучение интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом / Сост. М. В. Рождественская. - Киев, 1979.
  27. Ипполитова М. В. Формирование предложно-падежных конструкций в речи учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1986. № 2.
  28. Ипполитова М. В. Характеристика состава учащихся школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами // Дефектология. 1980. № 5.
  29. Ипполитова М. В. Логопедическая и педагогическая характеристика детей, страдающих церебральными параличами // Специальная школа. 1966. № 4.
  30. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980; 1994.
  31. Калижнюк Э. С. (ред.). Клиническое обоснование принципов коррекци-онно-педагогической работы с детьми-дошкольниками, страдающими церебральным параличом и ЗПР. - М., 1978.
  32. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детском церебральном параличе. - Киев, 1987.
  33. Карепов Г. В. Лечебная физическая культура и физиотерапии в системе реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга. - Киев, 1991.
  34. Карпов Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. - М., 1972.
  35. Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем у детей. - Л., 1980.
  36. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1975,
  37. Крутикова Э. Г. Некоторые психоневрологические особенности детей, страдающих церебральным параличом, и их учет в учебно-социальной адаптации // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1983,
  38. Крутикова Э. Г. Роль анализаторов и их расстройств в социальной адаптации детей с церебральным параличом // Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1988.
  39. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы //Дефектология. 1994. № 5.
  40. Кукушкина О. И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе //Дефектология. 1994. № 6.
  41. Лалаева Р. И., Сятко-Высоцка Р. Виды дисграфий у детей с церебральными параличами. - Л., 1985.
  42. Лебедев Б. И. Вестибулярные нарушения у детей, страдающих детским церебральным параличом. - М, 1978.
  43. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В. А. Епифанова.- М, 1987.
  44. Малофеев Н. Н. Некоторые особенности овладения материалом букваря первоклассниками, страдающими церебральным параличом // Дефектология. 1977. №6.
  45. Малофеев Н. Н. Формирование словарного запаса младших школьников с церебральным параличом // Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. - М., 1989.
  46. Малофеев В. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом //Дефектология. 1985. № I.
  47. Мамайчук И. И., Попова Л. А. Нейропсихологическое исследование структуры интеллектуального дефекта у детей школьного возраста со спастической диплегией вследствие ДЦП // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1988.
  48. Мамайчук И. И., Попова Л. А. Психологическое исследование структуры интеллектуального дефекта у школьников с гемипаретической формой ДЦП // Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1986.
  49. Мамайчук И. П., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом //Дефектология. 1990. № 3.
  50. Мастюкова Е. М. Диагностика нарушений доречевого развития у детей с ЦП и пути логопедических и педагогических мероприятий в этом периоде. - М., 1973
  51. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М., 1992.
  52. Мастюкова Е. М., Бабенкова Р. В. Дифференцированный подход к учащимся с различными формами гиперкинезов при восстановлении и формировании двигательных функций // Дефектология. 1978. № 2.
  53. Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1975.
  54. Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
  55. Мастюкова Е. М., Переслени Л. И., Певзнер М. С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1988. № 4.
  56. Мастюкова Е. М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом в семье // Дефектология. 1985. № 2.
  57. Мастюкова Е. М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1979. № 3.
  58. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М., 1992.
  59. Медико-педагогическая коррекция детей с патологией опорно-двигательного аппарата / Сост. Н. Ф. Дементьева. - М., 1988.
  60. Никитина М. Н. Детский церебральный паралич. - М., 1979.
  61. Оптимальные режимы двигательной деятельности у детей и взрослых в норме и патологии. - М., 1981.
  62. Организация и содержание воспитательной работы в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом / Под ред. Т. А. Власовой, М. В. Ипполитовой. - М., 1981.
  63. Особенности психофизического развития учащихся специальных шкод для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т. А. Власовой. - М., 1985.
  64. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральными параличами / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1989.
  65. Особенности учебной деятельности учащихся с церебральным параличом. Рекомендации к оценке знаний, умений и навыков учащихся начальных классов (русский язык, математика). - М., 1984.
  66. Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1975.
  67. Перхурова И. С, Лузинович В. М., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. - М., 1996.
  68. Плотникова В. И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с ЦП // Дефектология. 1989. №2.
  69. Приходько О. Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  70. Пушкарев А. Л. Клинико-экспертная оценка возможности психической адаптации больных с различными формами детского церебрального паралича. - Минск, 1995.
  71. Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., 1978.
  72. Рождественская М. В. (сост.). Изучение особенностей интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом. - Киев, 1979.
  73. Румянцева Е. Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с ЦП // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб., 1994.
  74. Румянцева Е. Ю. Содержание логоритмического исследования детей с ЦП // Принципы и методы коррекции нарушений речи. - СПб., 1997.
  75. Сараева Н. М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата//Дефектология. 1980. № 2.
  76. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. - М., 1968.
  77. Семенова К.. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972.
  78. Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
  79. Семенова К. А., Танюхина Э. И., Шестаков В. П. и др. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М.; СПб., 1998.
  80. Семенова К. А., Штеренгерц А. Е., Польский В. В. Патогенетическая восстановительная терапия больных с детским церебральным параличом. - М., 1986.
  81. Серганова Т. И. Особенности психического, предречевого, речевого и моторного развития у детей с перинатальной энцефалопатией и ранней стадией детского церебрального паралича. - Л., 1988.
  82. Симонова Л. В. (сост.). Методические рекомендации по коррекции затруднений формирования пространственных представлений у детей с церебральным параличом. - Киев, 1982.
  83. Симонова Н. В. Формирование познавательной активности и самостоятельности у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1988. № 4.
  84. Смирнова И. А. Влияние нарушений зрительного восприятия на формирование словаря у дошкольников с церебральным параличом // Проблемы методов учебной и коррекционно-воспитательной работы в спец. школах и дошкольных учреждениях. - М., 1984.
  85. Смирнова И. А. Методика логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами // Нарушения речи: методы изучения и коррекция. - СПб., 1993.
  86. Смирнова И. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения. - СПб., 1995.
  87. Смирнова И. А. Характеристика, структура и формирование словаря у дошкольников с церебральным параличом // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. - СПб., 1996.
  88. Симонова Н. В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 3.
  89. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1970.
  90. Ульянова Р. К. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988. № 4.
  91. Уткин В. Л. Эргометрические методы обследования // Мед. техника. 1985. №6. С. 6-12.
  92. Учебно-воспитательная и лечебно-коррекционная работа в домах-интернатах для детей с физическими недостатками / Под ред. А. В. Погососа. - М., 1982.
  93. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1988.
  94. Халилова Л. Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом // Дефектология. 1986. № 5.
  95. Цветкова Л. С. Особенности выражения некоторых форм пространственных отношений в неречевой и речевой деятельности детей с церебральным параличом // Опыт изучения аномальных школьников. - Л., 1978.
  96. Шухова Е. В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. - М., 1979.
  97. Эйдинова М. Б. О нарушениях высших корковых функций детей с церебральными параличами. - М., 1970.
  98. Эйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.