Бесплатные занятия для детей с дцп

Из разговоров с родителями детей с ДЦП мы знаем, что они нуждаются в полезной информации: чьем-то успешном опыте, эффективных или новых методиках лечения и обучения детей, полезной литературе, контактах.

Хотим рассказать об опыте психолога Галины Анатольевны Пономаревой в лечении ДЦП методами телесно-ориентированной терапии. Она предложила свой метод, основанный и подтвержденный собственной практикой и работами старших коллег-психотерапевтов – отечественных и зарубежных. Рассказывая о работе с детьми с ДЦП, Пономарева приводит игры с телом для ребенка с ДЦП и ряд упражнений для детей с ДЦП, которые использовала на занятиях в центре.


Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией в условиях сенсорной комнаты с использованием техник телесно-ориентированной психокоррекции

Пономарева Г.А., психолог

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наш опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 5-7 лет и старше в сенсорной комнате показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии. Ребенок на наших занятиях всегда является субъектом процесса и отношений, поэтому дети приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными. Начиная работу в группе с потребностей тела каждого конкретного ребенка, мы отстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, в которых дети приобретают необходимый социальный опыт, в результате изменяется их поведение и самооценка.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации.

При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств.

Двигательные нарушения, гиподинамия и скованность детей с ДЦП нередко создают ложное впечатление наличия у них выраженной задержки психического развития. Однако при наблюдении и общении выявляются интеллектуальная сохранность и дифференцированность эмоций, отмечаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание своего дефекта, а в процессе психокоррекционной работы отмечается положительная динамика в психоэмоциональном развитии.
Под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

Изменения внешние ведут к изменениям внутренним. Далее мы приведем выводы, которые делает М. Фельденкрайц, и на основании которых мы строим свою работу по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми с тяжелой двигательной патологией:

  • всякая мышечная деятельность есть движение;
  • нервная система занимается преимущественно движениями;
  • движения отражают состояние нервной системы;
  • качество движения легче всего определить извне;
  • движения приносят большой опыт;
  • ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
  • движение - основа самоосознания.
Таким образом, Фельденкрайц считал движение наиболее эффективным средством достижения кардинальных изменений в человеческой жизни вообще.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях. Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Таким образом, телесно-ориентированная психокоррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Игры с телом

Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.


Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.





Литература


Длительность программы: 16 ак.ч.

Стоимость (обычная / со скидкой):
Очно: 10 000 / 8 900 руб.
Дистанционно: 6 500 / 3 500 руб.

Начальные требования: нет.

Форма обучения: очная, дистанционная.

По окончании обучения проводится: устный зачет и тестирование.

Выдаваемый документ: настенный сертификат.

Как проходит обучение методам лечебной физкультуры при ДЦП?

Наш курс будет полезен людям с медицинским образованием или без него, родителям или родственникам деток с ДЦП, практикующим специалистам в сфере ЛФК и реабилитации. Всем слушателям выдаем настенный сертификат института, подтверждающий прохождение курса.

  1. Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология
  2. Двигательная реабилитация пациентов с ДЦП. Обзор.
  3. Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.
  4. Двигательные нарушения при ДЦП.
  5. Комплекс упражнений по реабилитации детей с ДЦП.

Только очно для жителей Москвы:



Возможны занятия в очной форме, а также дистанционные, в формате видеолекций. Последний вариант будет особенно удобен для тех, кто проживает в отдаленных регионах страны, для тех родителей, кто планирует заниматься реабилитацией ребенка самостоятельно.

  • 1 Комплексно освещаем вопрос реабилитации при ДЦП, учитывая современные технические средства.
  • 2 Предлагаем очную и дистанционную форму обучения, чтобы обеспечить доступ к профильным знаниям для всех заинтересованных.
  • 3 Выдаем свидетельства о повышении квалификации и сертификаты для слушателей.
  • 4 Предлагаем бесплатные консультации по поводу обучения и дополнительные скидки на последующие курсы.


Вы можете выбрать любой наиболее удобный вам режим и график обучения:

  • Утренняя группа: с 9.00 до 15.00
  • Дневная группа: с 15.00 до 21.00
  • Группа выходного дня: с 9.00 до 15.00 или с 15.00 до 21.00

Режим обучения групп:

  • пн-ср-пт (утренняя и дневная группы)
  • сб-вс (группа выходного дня)

Некоторые курсы можно пройти заочно, дистанционно. Уточняйте информацию у менеджеров.
Ближайшие даты курса указаны на нашем сайте в разделе "Расписание и цены".

  • классификацию ДЦП;
  • техники двигательной реабилитации при этом состоянии;
  • способы нормализации движений для верхних и нижних конечностей.

  • проводить двигательную реабилитацию пациентов с детским церебральным параличом;
  • строить занятия лечебной физкультурой;
  • подбирать технические средства.

  • основными навыками подбора техники реабилитации при ДЦП: эрготерапия, ортезирование, технические средства, ЛФК;
  • навыками проведения двигательной реабилитации для детей и лиц старшего возраста.

Адаптивная физкультура для детей с ДЦП – это способ максимально приблизиться к здоровой жизни! Также дополнительно можем предложить обучение специальному массажу.




Добро пожаловать в официальную группу 1-го платного отделения НПЦ ДП в Москве!

Мы проводим комплексное амбулаторное и стационарное восстановительное лечение детей с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Показать полностью…

В отделении консультируют специалисты: невролог, ортопед, врач ЛФК, врач ФЗТ, окулист, педиатр, психиатр.

Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, проводятся современные функционально-диагностические исследования.

Получить консультацию Вы можете по телефонам:
+7 (495) 437-9729
+7 (968) 786-4544




Мы тщательно следим за соблюдением всех санитарных норм и правил, работаем в режиме усиленных мер безопасности.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Ванны сухой иммерсии!

Так как подвывихи тазобедренных суставов, часто встречаются у детей с ДЦП и являются противопоказанием к проведению занятий в вертикальном положении ,им как раз и показана СИ, устраняющая спазм приводящих мышц, в результате чего головка бедра не вытягивается из суставной впадины и не нарушается фюрмирование тазобедренного сустава. Т.о. устранение спастичности приводящих мышц является необходимым условием профилактики и лечения подвывихов тазобедренных суставов.

Поскольку иммерсионный эффект является кумулятивным в конце полного курса СИ достигаются развития все ожидаемые физиологические реакции.

Курс СИ состоит из 10-15 процедур сеансов, каждый из них продолжается от 30 до 45 минут. Обязательными критериями при правильном применении технологии СИ в реабилитации в зависимости от возраста и клинической картины являются следующие клинические признаки:

- уменьшение спастических проявлений за счет подавления;
- патологического стретч-рефлекса;
- максимальное возможное восстановление в подвижности суставов и увеличение объема пассивных движений;
- увеличение объем активных движений;
- уменьшение патологического тонуса.

Снижение мышечного тонуса приводит к увеличению объема пассивных движений и регрессу перекреста нижних конечностей и эквинусной установки стоп. Это в значительной степени облегчает проведение дальнейших реабилитационных процедур, направленных на формирования навыков ходьбы и выполнение различных упражнений.

Применение метода СИ направлено прежде всего на профилактику развития миогенных и фиксированных контрактур.

У детей, передвигавшихся самостоятельно, отмечается изменение патологического стереотипа ходьбы: повышается средняя скорость передвижения, увеличивается длина шага, нарастает темп ходьбы. Такие результаты закономерны, и подтверждают основной постулат о том, что увеличение объема активных движений происходит в процессе целенаправленных комплексных реабилитационных тренировок, а уменьшение патологического тонуса улучшает их результаты. СИ в данном случае является одним из базовых компонентов при реабилитации, позволяющим нормализовать мышечный тонус.

1. Бортфельд С.А. — Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе.

2. Мартин Зиглинда — Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов.

Хотите, чтобы Ваш ребенок достиг максимального эффекта в реабилитации?
Для этого, в нашем центре проводятся современные методы восстановительного и реабилитационного лечения:

· Транскраниальная микрополяризация
· Воздействие синусоидальными модулированными токами
Показать полностью…
· Воздействие переменным магнитным полем
· Многофункциональная электростимуляция скелетных мышц (HIVAMAT)
· Электростимуляция периферических двигательных нервов и скелетных мышц (Бодидрейн)
· Тепловые процедуры (парафин, грязь)
· Электрофорез лекарственных препаратов при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
· Водолечение (гидрокинезотерапия)
· Массаж общий
· Индивидуальное занятие лечебной физкультурой при заболеваниях ЦНС и головного мозга
· Войта-терапия
· Бобат-терапия
· Костюм динамическая проприокоррекция (Атлант, Адели)
· Рефлексотерапия
· Метод опорной стимуляции
· Мануальная терапия
· Механотерапия, кинезотерапия
· Тейпирование
· Ботулинотерапия
· Медико-логопедическое исследование (логопед, дефектолог, психолог)
· Медико- логопедические процедуры (логопед, дефектолог, психолог)
· Метод TOMATIS
· Мозжечковая стимуляция

Консультацию каких специалистов вы можете у нас получить:

невролога, психиатра, эпилептолога, травматолога-ортопеда,кардиолога, генетика, психолога, логопеда, дефектолога, офтальмолога, ЛОР врача, врача физиотерапевта, врача лечебной физкультуры.

Чтобы записаться на консультацию, позвоните по тел. 8 (495) 437-97-29 или +7 (968) 786-45-44

Логопедический массаж: польза и противопоказания массажа - отвечает логопед нашего центра – Шенбергер Евгения Борисовна.

В логопедии, массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров при помощи особых приспособлений или пальцев. Его выполняют зондами, шпателями, зубной щеткой (выбирать нужно с мягкой щетиной).
Показать полностью…

Существуют различные виды логомассажа, чтобы использовать некоторые из них не нужно получать специальное образование. Для более серьезных разновидностей процедуры нужно окончить специальные курсы.

Логопедический массаж обычно назначают детям, имеющим сложные речевые нарушения.
К ним относятся:
- дизартрия;
- алалия;
- афазия;
- заикание;
- расстройства голосообразования.

Назначает курс логомассажа специалист после диагностики. Проводить его можно как в специально обустроенном кабинете, так и в домашних условиях, соблюдая все важные организационные моменты.

Польза логопедического массажа.

Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.

Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?

Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:
- повышенная температура тела;
- простудные вирусные заболевания;
- конъюнктивит;
- кожные заболевания;
- обострение лабиального герпеса;
- стоматит.

С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача.
Также, тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка. Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.

Рекомендации по обеспечению техническими средствами реабилитации детей с двигательными нарушениями.

Выбор технических средств реабилитации при различных заболеваниях детей и подростков зависит главным образом от их возраста, статуса, степени и прогноза заболевания. Для правильного выбора технических средств реабилитации возникает необходимость определения уровня функциональных возможностей ребёнка.
Используя данную классификацию, можно выбрать оптимальные технические средства, которые повысят качество жизни ребёнка и его семьи, предоставят возможность ребёнку стать более самостоятельным и независимым.

Подборка дыхательной гимнастики — выполняется перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа и дома под контролем родителей, необходимо выполнить одно - два упражнения для развития речевого дыхания.

И подборка артикуляционной гимнастики — для профилактики речевых нарушений (по рекомендации специалиста).

3. На входе в приемное отделение осуществляется термометрия бесконтактным способом, при необходимости выдаются маски и перчатки.

4. На территории стационара пациентам и их сопровождающим необходимо соблюдать требования социальной дистанции и масочно-перчаточный режим.

5. Для госпитализации необходимо предоставление следующих документов:

5.1. Свидетельство о рождении ребенка, детям с 14 лет - паспорт (оригинал и копия, с постоянной регистрацией в г. Москве). Документ, удостоверяющий личность законного представителя – паспорт (оригинал и копия, с постоянной регистрацией в г. Москве).

5.2. Полис обязательного медицинского страхования (оригинал и копия).

5.3. Выписка из истории развития ребенка (форма 027/у).

5.4. Медицинская справка о вакцинации ребенка (карта профилактических прививок форма № 063/у). После вакцинации ребенка живой оральной полиомиелитной вакциной (ОПВ) госпитализация возможна не ранее, чем через 60 дней после вакцинации.

5.5. Справка об отсутствии контактов с инфекционными больными в течение последних 21 дней по месту жительства, срок действия справки - в течение 3 –х суток.

5.6. Заключение об отрицательном результате исследования биологического материала больного (мазок из носо- и ротоглотки) и лица сопровождающего его в период госпитализации (совместное пребывание) на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом амплификации нуклеиновых кислот с указанием даты исследования.
Исследование проводится в срок 6-7 календарных дней до даты госпитализации.
Проведение исследования обеспечивает медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь населению (детская поликлиника, поликлиника).

6. Интервал между приемом пациентов в приемном отделении должен составлять не менее 15 минут, с проведением проветривания и текущей дезинфекции помещения.

7. В приемном отделении осуществляется проверка документов, подписываются бланки согласия на получение плановой медицинской помощи в стационарных условиях в период повышенной заболеваемости населения новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Осуществляется первичный осмотр и термометрия пациента и лица, его сопровождающего, а также пульсоксиметрия, оформляется история болезни.

8. Ребенок и лицо, его сопровождающее, имеющие признаками острого респираторного заболевания и/или повышенную температуру тела на плановую госпитализацию не допускаются. В случае установления в анамнезе контакта с больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в течение 14 дней оформляется отказ в плановой госпитализации.

9. После приемного отделения пациент и сопровождающий размещается в клиническом обсервационном отделении. Прием пищи и все необходимые процедуры пациент получает в палате.

10. В клиническом обсервационном отделении в первые сутки осуществляется:

- забор биологического материала пациента (мазок из носо- и ротоглотки) для проведения исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом амплификации нуклеиновых кислот (ПЦР) у ребенка и лица, сопровождающего ребенка во время госпитализации.
- забор крови для проведения ИФА на наличие антител к новой коронавирусной инфекции у ребенка.
- клинико-диагностические исследования в зависимости от профиля заболевания.
В случае положительного результата исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 методом амплификации нуклеиновых кислот и/или выявлении признаков острого респираторного заболевания обеспечиваются, с учетом условий сохранения риска распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, проводятся соответствующие противоэпидемические мероприятия, маршрутизация пациентов в соответствии с тяжестью состояния. Осуществляется уведомление поликлиники по месту жительства о выявлении у пациента положительного результата. Выписка пациента осуществляется через дополнительный отдельный вход в сопровождении медицинского работника. Транспортировка пациента домой осуществляется санитарным транспортом стационара, с соблюдением противоэпидемических мероприятий.

11. В обсервационном клиническом отделении пациент должен находиться в палате. Перемещение в отделении возможно только в сопровождении медицинского персонала. Всеми пациентами и сопровождающими вне палаты должен соблюдаться постоянный масочно-перчаточный режим.

12. Перевод в профильное отделение для проведения специализированного лечения осуществляется только после получения отрицательных результатов анализов на COVID-19.

Просим Вас с пониманием отнестись к описанным выше ограничениям! Все они продиктованы заботой о Вашем здоровье.

По всем вопросам, связанным с госпитализацией, обращайтесь к заведующему отделением, в которое была запланирована госпитализация.

На данный момент планируется открытие 1, 3 и 6 отделений. После их заполнения будут вводиться в работу остальные отделения.

Уверяем Вас, что Вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку со стороны медицинского персонала и других работников больницы!

Из разговоров с родителями детей с ДЦП мы знаем, что они нуждаются в полезной информации: чьем-то успешном опыте, эффективных или новых методиках лечения и обучения детей, полезной литературе, контактах.

Хотим рассказать об опыте психолога Галины Анатольевны Пономаревой в лечении ДЦП методами телесно-ориентированной терапии. Она предложила свой метод, основанный и подтвержденный собственной практикой и работами старших коллег-психотерапевтов – отечественных и зарубежных. Рассказывая о работе с детьми с ДЦП, Пономарева приводит игры с телом для ребенка с ДЦП и ряд упражнений для детей с ДЦП, которые использовала на занятиях в центре.


Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией в условиях сенсорной комнаты с использованием техник телесно-ориентированной психокоррекции

Пономарева Г.А., психолог

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наш опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 5-7 лет и старше в сенсорной комнате показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии. Ребенок на наших занятиях всегда является субъектом процесса и отношений, поэтому дети приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными. Начиная работу в группе с потребностей тела каждого конкретного ребенка, мы отстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, в которых дети приобретают необходимый социальный опыт, в результате изменяется их поведение и самооценка.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации.

При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств.

Двигательные нарушения, гиподинамия и скованность детей с ДЦП нередко создают ложное впечатление наличия у них выраженной задержки психического развития. Однако при наблюдении и общении выявляются интеллектуальная сохранность и дифференцированность эмоций, отмечаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание своего дефекта, а в процессе психокоррекционной работы отмечается положительная динамика в психоэмоциональном развитии.
Под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

Изменения внешние ведут к изменениям внутренним. Далее мы приведем выводы, которые делает М. Фельденкрайц, и на основании которых мы строим свою работу по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми с тяжелой двигательной патологией:

  • всякая мышечная деятельность есть движение;
  • нервная система занимается преимущественно движениями;
  • движения отражают состояние нервной системы;
  • качество движения легче всего определить извне;
  • движения приносят большой опыт;
  • ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
  • движение - основа самоосознания.
Таким образом, Фельденкрайц считал движение наиболее эффективным средством достижения кардинальных изменений в человеческой жизни вообще.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях. Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Таким образом, телесно-ориентированная психокоррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Игры с телом

Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.


Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.





Литература

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.