Церебральный паралич физическая терапия


Детский церебральный паралич – хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся нарушением выполнения произвольных движений. Физиотерапия используется на всех этапах лечения таких пациентов.

Статистика

Отмечена тенденция увеличения ДЦП с 60-х годов в России. Стоит упомянуть, что именно с этого времени в нашей стране стала применяться стимуляция родов.

По статистике, среди заболевших чаще встречаются мальчики, чем девочки. Врачи это объясняют тем, что, как правило, объем головы мальчиков больше. Следовательно, при прохождении через родовые пути у них выше вероятность получить травму.

Чаще ДЦП диагностируется у недоношенных детей.

Каждый четвертый ребенок, больной церебральным параличом, страдает эпилептическим синдромом.

Каждый третий пациент с ДЦП не способен самостоятельно передвигаться.

Причины


ДЦП развивается под действием внутриутробного поражения головного мозга плода, являющегося следствием:

  • недостатка кислорода (гипоксии);
  • родовой травмы;
  • иных причин поражения головного мозга в период внутриутробного развития или в первые месяцы после рождения.

Обнаружена связь между стимуляцией родовой деятельности и появлением ДЦП. Перечисленные причины заболевания часто являются сопровождающими факторами стимуляции родовой деятельности и одного из ее этапов — амниоцентеза (прокола плодного пузыря).

Остальные причины, которые перечисляются в литературе, оказывают меньшее влияние и даже предположительное воздействие, то есть являются факторами риска. Однако доказать абсолютную их взаимосвязь с появлением заболевания у ребенка не удается.

Стимуляция родов должна проводиться только по определенному перечню показаний, и прибегать к ней нужно как можно реже. Зачастую КТГ-исследование не дает должного представления о состоянии головного мозга ребенка, а проявления этого тяжелого заболевания становятся очевидны лишь к концу первого года жизни ребенка. Именно поэтому очень сложно доказать причастность к этой патологии родостимуляции.

Клиническая картина

ДЦП проявляется нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата в виде:

  • параличей;
  • парезов;
  • синкинезий;
  • контрактур;
  • гиперкинезов.

Классификация церебрального паралича охватывает различные проявления патологии и структурирует наиболее часто встречаемое сочетание вышеперечисленных симптомов и их выраженность. Однако в большинстве случаев у детей присутствуют такие клинические проявления: парезы, дискоординация движений, нарушение равновесия, изменение походки и двигательного стереотипа.

Лечение и реабилитация

Многоцелевая реабилитация позволяет снизить проявление церебрального паралича, улучшить самочувствие ребенка, позволить вести активный образ жизни и снизить зависимость от окружающих.

Физиотерапия и ЛФК применяются на всех этапах ведения пациента с ДЦП с учетом возраста, исходного состояния здоровья, особенностей течения заболевания. Успех лечения зависит от раннего начала и объема реабилитационных мероприятий.

При назначении физических факторов лечения учитываются особенности детского организма, описанные в соответствующей статье, а также изменения, вызванные основным заболеванием: быстрая утомляемость организма, истощаемость и возбудимость нервной системы.

В один день не назначаются:

  • 2 процедуры общего действия;
  • бальнеолечение и грязелечение;
  • процедуры с общим механизмом действия;
  • между процедурами массажа, ЛФК и бальнеолечения должен быть промежуток времени не менее 1 часа.

Несмотря на то что физические факторы близки организму человека, для назначения физиотерапии существуют противопоказания, к ним относятся:

  1. общее тяжелое состояние пациента;
  2. выраженная кахексия;
  3. лихорадка;
  4. склонность к кровотечениям;
  5. активная фаза туберкулеза легких;
  6. декомпенсация со стороны органов и систем;
  7. наличие новообразований в организме.

Лечение токами различных характеристик активно применяется в реабилитации маленьких пациентов с церебральным параличом.

При повышенном мышечном тонусе рекомендуется провести сначала тепловую процедуру, затем электролечение.

С первых лет жизни (1—2 года) назначаются импульсные и синусоидальные модулированные токи. Под их действием улучшается кровообращение, нормализуется мышечный тонус и уменьшается патологический ответ со стороны мышц к головному мозгу.

Сила тока назначается в зависимости от возраста маленького пациента: от 2 до 12 мА.

СМТ, амплипульстерапия, применяется посылками тока, модулированного частотой от 10 до 150 Гц, чередующимися с паузами длительностью 1—6 секунд.

Время лечения подбирается индивидуально, в пределах от 5 до 20 минут. За курс проводится 20—30 процедур.

Данный метод не назначается при наличии мышечных и суставных контрактур.

Часто лечение электрическими токами сочетают с одновременным введением фармакологических препаратов, то есть проводят электрофорез с кальцием, йодом, бромом, магнием, церебролизином, прозерином, лидазой, дибазолом.

Электростимуляция назначается на ослабленные мышцы по сегментарно-рефлекторной методике: один электрод накладывают на мышцу, второй – на соответствующий сегмент спинного мозга, а также располагают электроды только в области позвоночника на грудном и поясничном уровне.

Этот метод воздействия позволяет увеличить мышечный тонус, восстановить двигательную активность, стимулировать обратную связь к головному мозгу и нормализовать мышечный ответ на импульс-задачу (при проведении динамической электростимуляции во время ходьбы). Продолжительность процедуры составляет 10—15 минут. В течение этого времени чередуется период активной фазы (1—2 минуты) с отдыхом (2—3 минуты). При более выраженных нарушениях со стороны нервно-мышечного аппарата время отдыха удлиняется.

Лечение проводится ежедневно общим числом до 20 процедур.

Еще одна методика – функциональная электростимуляция во время ходьбы.

При нарушении работы мимической мускулатуры производят ее стимуляцию с помощью ручного электрода с прерывателем или раздвоенного электрода, расположенного в области паретичной мышцы. Второй электрод в обоих случаях располагается на шейном отделе позвоночника.

  1. выраженные контрактуры;
  2. частые эпилептические припадки;
  3. необратимые изменения со стороны мышц.

При нарушении сна, лабильности поведения, гипервозбудимости и других нарушениях применяется электросон длительностью 30—40 минут и курсом в 15 процедур, проводимых ежедневно или через день. Для детей до 4 лет используется, как правило, по лобно-затылочной методике. Пациентам более старшего возраста данный вид лечения может проводиться при глазнично-затылочном расположении электродов.

Электросон нельзя проводить при эпилепсии, гидроцефалии и иных общих противопоказаниях к физиолечению.

Улучшает кровообращение, оказывает биорезонансное воздействие, успокаивает и снимает гипертонус мышц.

Применяется у детей старшего возраста в малых дозировках при лечении контрактур.

Оказывает биостимулирующее действие, нормализует кровоток, улучшает реологические свойства крови, благоприятно воздействует на сосудистые стенки, мышечные волокна и ткань суставов.

Лазеротерапия проводится накожно, внутривенно или акупунктурно.

Аквалечение проводится при помощи пресной или соленой воды. Детям с ДЦП назначаются хвойные, йодобромные, сероводородные, скипидарные, радоновые, морские, хлоридно-натриевые, азотистые, углекислые, жемчужные, травяные и кислородные ванны.

С успехом применяется гидромассаж, гидрокинезиотерапия, плавание.

Занятие гимнастикой в воде начинают с 3—5 минут и плавно увеличивают до 10—15 минут.

С повышенным мышечным тонусом хорошо борются теплые обертывания, парафино- и озокеритотерапия, а также грязелечение. Грязи, парафин и озокерит наносят по аппликационной методике на сегментарные отделы позвоночника (воротниковый, грудной или поясничный отделы) и конечности, чередуя расположение аппликации через день.

Данные методы лечения применяются как предварительные процедуры при этапном гипсовании или электротерапии. Кроме того, существует методика электрогрязелечения, которая также дает хорошие результаты в реабилитации пациентов с ДЦП.

Теплолечение помимо основных действий (усиление кровотока и лимфообращения, улучшение метаболизма тканей, снимающего спазм) оказывает следующие лечебные эффекты: рассасывание спаек и рубцов, обезболивание.

Также для прогревания конечностей и борьбы со спастическим синдромом используется горячее шерстяное укутывание конечностей.

Лечебный массаж – очень важный метод воздействия в комплексном лечении церебрального паралича. Лечебные эффекты массажа – снятие гипертонуса мышц, укрепление гипотоничной мускулатуры, улучшение кровообращения и суставно-мышечного чувства, общая поддержка организма, уменьшение синкинезий, снижение рефлекторной возбудимости мышц, отправление к мозгу сигналов с симметричных участков тела пациента для нормализации их восприятия.

Для увеличения положительного терапевтического эффекта от массажа его проводят не позже чем через 30 минут после теплолечения.


Лечение движением при ДЦП направлено на решение двух целей:

  1. Предотвращение ослабления атрофичных мышц.
  2. Снижение гипертонуса спастичных мышц.

Посредством решения этих целей достигаются следующие задачи:

  1. Нормализуется мышечный тонус.
  2. Нарастает мышечная сила.
  3. Увеличивается объем активных движений.
  4. Улучшается координация движений.
  5. Облегчается функционирование и самообслуживание пациента.
  6. Ребенок адаптируется в обществе и получает возможность вести активную бытовую и трудовую жизнь, не чувствуя себя изолированным инвалидом.

Стоит помнить о том, что ЛФК нельзя проводить раньше чем через 1,5 часа до или после общих физиопроцедур.

ЛФК проходит как в пассивно-активном режиме с помощью инструктора, так и с привлечением дополнительного гимнастического оборудования (фитбол, мячи различного диаметра, мешочки с песком и др.).

Прекрасные результаты в лечении детей с ДЦП показала анималотерапия, то есть лечение с помощью животных. Дети хорошо реагируют на иппотерапию (лечебное катание на лошадях) и дельфинотерапию (общение с дельфинами).

Занятия с животными помогают детям познать окружающий мир, получить огромный заряд положительных эмоций, бороться со стрессами, развить творческие способности, абстрактное и нестандартное мышление. Помимо мощного положительного психологического воздействия, озвученные методы оказывают физический эффект.

При иппотерапии от лошади к ребенку передается от 90 до 110 двигательных импульсов различной направленности, на которые мозг такого пациента адаптационно реагирует. При этом выправляется координация движений, нормализуется мышечный тонус, улучшается кровообращение, достигается двигательная симметрия, то есть корректируется одно из основных патологических нарушений, являющихся причиной нарушения двигательной активности маленького человека.

Метод восстановительного лечения при помощи дельфинов, дельфинотерапия, строится на основе игры животного с ребенком. При этом стимулируется эмоциональная, тактильная и зрительная связь. Помимо непосредственного физического контакта с ребенком, при котором происходит воздействие на рефлекторные зоны нервной системы, при движении дельфина создаются разнонаправленные потоки воды, посредством чего производится гидромассаж организма больного.

Мануальная терапия также может применяться в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП. Этот метод помогает добиться симметрии корпуса, нормализовать мышечный тонус, создать правильный стереотип движения, влиять точечно на проблемные зоны, восстанавливать обратные и параллельные связи. В каждом конкретном случае подбирается индивидуальная методика мануального воздействия и ее интенсивность для обеспечения максимально эффективного лечения.

Физическое влияние на биологически активные точки организма человека провоцирует рефлекторный ответ со стороны органов и тканей, а также ряд других изменений.

Рефлексотерапия включает в себя различные по времени, силе, площади и глубине воздействия. Сюда относится иглорефлексотерапия, крио-, лазеро-, электро-, термо-, магнитопунктура, а также акупрессура, вакуум-терапия и баночный массаж (два последних метода больше относятся к воздействию на зоны Захарьина-Геда).

Иглорефлексотерапия дает максимально эффективные результаты в лечении детей с ДЦП при назначении с самого раннего возраста – до 1 года. Это позволяет ослабить тонические рефлексы и развить установочные рефлексы.

Проведение процедуры с 1,5 до 6 лет сопряжено с рядом трудностей, связанных с возникновением страха у детей перед сеансом. Их уже не так просто отвлечь, как в возрасте до полутора лет, но и уговорить потерпеть, как детей школьного возраста, невозможно.

Стоит помнить о том, что биологически активные точки на теле маленького пациента расположены более поверхностно, чем у взрослых, а площадь их больше. С возрастом они созревают, уменьшаются и углубляются. Время нахождения иглы на коже маленького пациента значительно меньше, чем при проведении манипуляции взрослому.

Детям необходимо проходить 3—4 курса рефлексотерапии в год, каждый из них состоит из 10 процедур.

Нельзя забывать о таких важных методах лечения, как психотерапия, музыкотерапия и коррекция речи (занятия с логопедом).

Важно знать и понимать, что детский церебральный паралич – это заболевание, поддающееся коррекции. Нельзя терять время и опускать руки. Комплексный подход поможет минимизировать проявления этой патологии и подарить маленькому человеку возможность независимой, свободной и активной жизни.

Льготы

Тем, кто столкнулся с этой болезнью лично, надо помнить о положенных им государством льготах:

Физическая терапия фокусируется на функции, движении и оптимальном использовании потенциала ребенка. Она использует физические подходы для улучшения, закрепления и восстановления физического, психологического и социального благополучия ребенка в окружающей среде, включая дом, школу, места отдыха и проживания.

Крупные моторные навыки, функциональная мобильность, работа с двигательными нарушениями, позиционирование, сидение, переход из положения сидя в положение стоя, ходьба с использованием технических средств реабилитации и ортезов и без них, использование инвалидной коляски и перемещения – вот области, над которыми работают физические терапевты. Для того, чтобы развить функциональные способности ребенка, специалисты используют широкий набор физиотерапевтических методов, которые будут рассмотрены в рамках данного обзора.

Подходы в терапии

По данным Patel (2005), при лечении детей с ДЦП используется целый ряд терапевтических вмешательств. Однако пока что доказательная медицина не может подтвердить эффективность каждого из них. Так, существуют доказательства в поддержку использования нейромышечной электростимуляции, в то время как доказательства, однозначно подтверждающие эффективность нейроразвивающей терапии, пока что отсутствуют. Также клинические исследования не готовы подтвердить эффективность многих других вмешательств при лечении ДЦП, среди которых сенсорная интеграция, тренировка на тредмиле с поддержкой тела, кондуктивная педагогика, тренировка с принудительным выполнением движений и гипербарическая кислородная терапия.

В данной статье мы рассмотрим наиболее значимые аспекты популярных подходов и вмешательств, используемых при работе с ДЦП. Antilla H. в своем систематическом обзоре 2008 года перечисляет целый ряд реабилитационных техник. Выбор той или иной техники зависит как от самого врача, так и от страны, где он работает, подчеркивает автор статьи. Ниже представлен список наиболее популярных методов физической терапии при работе с ДЦП, появившихся за последние несколько десятилетий.

Терапевтические подходы в работе с детьми с ДЦП:

Одна из самых популярных методик работы с детьми с ДЦП – Бобат-терапия, также известная как нейроразвивающая терапия. Она была разработана Бертой и Карлом Бобат в 40-х годах прошлого столетия и основывалась на их личных наблюдениях при работе с детьми с церебральным параличом. Данный подход базируется на следующей идее: двигательные нарушения у детей с ДЦП связаны с проблемами с двигательным контролем и рефлексами, которые, в свою очередь, обусловлены нарушениями центральной нервной системы.

Этот подход направлен на стимулирование типичного двигательного развития и функционирования, а также на предотвращение развития вторичных нарушений, обусловленных мышечными контрактурами, деформациями суставов и конечностей. Хотя эффективность Бобат-терапии при церебральном параличе была поставлена под сомнение в некоторых опубликованных обзорах, существует ряд исследований, подтверждающих его эффективность.

Концепция паттернинга основывается на теориях, которые сформулировали в 50-е и 60-е годы прошлого столетия нейрохирург Темпл Фэй, специалист по возрастной психологии Карл Делакато и физический терапевт Гленн Доман. Данный подход основывается на следующем принципе: типичное развитие младенцев и детей проходит через четкие и заранее определенные стадии. И если на одной из этих стадий возникает ошибка, то дальнейшее развитие будет либо приостановлено, либо идти с нарушениями. Основываясь на этом принципе, они предположили, что развитие двигательных навыков у ребенка с ДЦП может быть запущено, если пассивно провести его через все стадии типичного развития. Данный процесс они назвали паттернингом. Родителей и других лиц, осуществляющих уход за ребенком, учат выполнять эту технику на дому, однако это требует очень много времени и сил, так как необходимо выполнять по несколько сессий каждый день.

Несмотря на то, что паттернинг используется уже много лет, его применение сейчас считается спорным и его эффективность не была научно доказана. Данный подход – очень пассивная терапия, где практически нет места, чтобы поощрять ребенка к собственному активному участию, поэтому его использование у детей с ДЦП не рекомендуется.

Терапевтические вмешательства

Это растяжка мышц, находящихся в спастике, выполняемая мануально. Ее цель – снять напряженность мягких тканей. Мануальный стречинг может увеличить амплитуду движений, уменьшить спастику или улучшить эффективность ходьбы у детей со спастикой. В ходе неврологической реабилитации такая растяжка может выполняться различными способами для достижения определенных эффектов. Существуют следующие типы стречинга:

  1. Быстрый.
  2. Пролонгированный.
  3. Поддерживающий.

Быстрая растяжка используется для фасилитации. С ее помощью создается относительно непродолжительное сокращение мышц-агонистов и такое же короткое расслабление мышц-антагонистов, что, в свою очередь, облегчает мышечное сокращение. Эффект при такой растяжке достигается за счет стимуляции первичных окончаний мышечного веретена, результатом которой является рефлекторная мышечная фасилитация через моносинаптическую рефлекторную дугу.

Повышенный мышечный тонус может в перспективе привести к контрактуре сустава и изменить длину мышцы. Для нормализации тонуса и поддержки длины мягких тканей подойдет медленная, пролонгированная растяжка. С ее помощью возможно поддерживать амплитуду движений и не дать ей снизиться. Несмотря на то, что эффекты такой растяжки не вполне ясны, пролонгированный стречинг тормозит мышечные реакции, что влечет за собой снижении гипертонуса, как, к примеру при Бобат-терапии, ингибиционном шинировании или гипсовании. По всей видимости, данная растяжка влияет как на невральный компонент мышц через сухожильный орган Гольджи и нервно-мышечное веретено, так и в отдаленной перспективе на структурные компоненты через количество и длину саркомеров.

Обездвиженная мышца в укороченном положении = сокрашение саркомеров и возросшая ригидность за счет увеличения соединительной ткани

Обездвиженная мышца в растянутом состоянии = увеличение саркомеров

Исследования на мышах показывают, что ежедневная растяжка в течение 30 минут предотвращает потерю саркомеров в соединительной ткани обездвиженной мышцы. Впрочем, указанные временные рамки могут напрямую не соотноситься с физиологией человека.

Пассивная растяжка может выполняться с помощью целого набора техник, среди которых:

Пролонигрованную растяжку можно выполнить вручную, используя вес тела и гравитацию, или механически, с помощью аппарата или тутора. Растяжка должна проводиться с определенной силой, чтобы преодолеть гипертонус и пассивно удлинить мышцу. Маловероятно обеспечить достаточную растяжку, чтобы каким-то образом повлиять на сустав, который уже имеет контрактуру.

Сообщалось, что весовая нагрузка снижала контрактуру в нижних конечностях при использовании ортостатического стола (Тилт-стола) и вертикализатора через пролонгированное растяжение. Угол наклона критически важен для того, чтобы колени оставались разогнутыми во время пролонгированной растяжки, поскольку сила, действующая на колени, может быть достаточно высокой. Некоторые исследования также ставят под вопрос предположение о преимуществах длительного стоячего положения.

Шины и лонгеты – внешние устройства, предназначенные для контролируемого приложения, распределения или снятия сил, действующих на тело. Цель их использования – выполнение одной или нескольких базовых функций контроля движения тела, в также модификация форм ткани тела и предотвращение травматизма.

Шины могут использоваться для создания длительного растяжения низкой силы, хотя данных, доказывающих этот эффект, пока не достаточно. Большое разнообразие шин используется, чтобы воздействовать на отек, статичную позу, спастику, активный и пассивный объем движений.

Этапное гипсование – это распространенная техника, которая используется при лечении спастики, обусловленной контрактурой. С ее помощью можно добиться увеличения объема движения в суставах. Процесс этапного гипсования представляет собой иммобилизацию одного или нескольких суставов с помощью полужесткой и хорошо пропитанной гипсом повязкой. По мере улучшения объема движения гипсование повторяют, в среднем через 1-2 недели.

Пока что не удалось установить оптимальную продолжительность растяжения, которая необходима как для снижения спастики, так и для предотвращения контрактуры. Требуется больше исследований, чтобы определить оптимальную технику и продолжительность для достижения этой цели.

Статические упражнения с утяжелением, в которых используются ортостатические столы или вертикализаторы, помогают предотвратить вывих бедра, снизить спастику и улучшить минеральную плотность костей. Кроме того, они стимулируют антигравитационную силу мышц, а также добавляют уверенности в своих силах и улучшают моторные функции.

Упражнения, направленные на развитие силы, укрепляют слабые мышцы-антагонисты и соответствующие им мышцы-агонисты, находящиеся в спастике. Таким образом достигаются функциональные улучшения у детей с ДЦП.

Как было доказано, тренировки, связанные со специфическими функциональными видами деятельности, сочетающие аэробную и анаэробную нагрузку и силовой тренинг, значительно улучшают общую физическую форму, интенсивность занятий и качество жизни у детей с ДЦП, которые находятся на амбулаторном лечении. Тренировки на статических велосипедах или тредмилах улучшают походку и крупную моторику, однако никак не сказываются на спастике или ненормальных двигательных паттернах.

Шаговые движения, обусловленные шаговым рефлексом, в норме имеются у новорожденных и младенцев и пропадают к моменту, когда ребенок начинает стоять и ходить.

Тренировка на тредмиле с поддержкой тела происходит следующим образом: тело ребенка фиксируют в положении стоя с помощью жгутов, таким образом ограничивая общий вес. Беговая дорожка начинает двигаться на небольшой скорости, что заставляет ребенка рефлекторно шагать. Тренировка на тредмиле, таким образом, позволяет развить шаговые движения, что является важнейшим компонентом способности передвигаться. Исследования, в которых пациент занимался 3-4 раза в неделю в течение 3-4 месяцев, показали улучшения в движениях нижней конечности и паттернах ходьбы у детей с ДЦП.

Цель электростимуляции – увеличить силу мышц и улучшить двигательную функцию. Данная процедура выполняется с помощью аппарата для чрескожной стимуляции нервов (TENS), портативного и неинвазивного прибора, который, в том числе может использоваться в домашних условиях родителями или пациентом.

При электромышечной стимуляции через кожу пациенту проходит электрический ток, что приводит к сокращению мышц. Предполагают, что это приводит к росту мышечной силы за счет увеличения площади поперечного сечения мышцы и рекрутинга мышечных волокон второго типа.

Функциональная электрическая стимуляция (ФЭС) применяется при выполнении пациентом определенного упражнения или вида деятельности, т.е. тогда, когда мышца, на которую направлено воздействие тока, сокращается. Patel (2005) показал, что есть определенные доказательства в пользу использования и эффективности ФЭС у детей с ДЦП. Однако им же было обнаружено, что многие исследования ограничены из-за наличия искажающих факторов, включая сочетанное применение других видов терапии, большой вариативности способов применения, гетерогенности субъектов исследования, трудности в измерении функциональных результатов и недостатка пациентов в контрольной группе.

Mintaze (2009) предлагает использовать нейромышечную и пороговую электростимуляцию для укрепления четырехглавой мышцы бедра у детей с такой формой ДЦП как спастическая диплегия. По мнению Mintaze, такое воздействие может быть показано детям, испытывающим трудности со специфической резистивной силовой тренировкой.

Было показано, что терапевтическая верховая езда способна улучшить общую моторику, включая такие ее составляющие как мышечный тонус, объем движения, баланс, координацию и постуральный контроль у детей с ДЦП. Это, в свою очередь, может снизить степень двигательной инвалидности. Кроме того, занятие конным спортом способно дарить ребенку радость и доставляет удовольствие, настраивает на социальное взаимодействие, способствует когнитивному и психологическому развитию ребенка. Sharan и соавт. (2005) обнаружили убедительные результаты использования иппотерапии в Бангалоре, особенно при послеоперационной реабилитации. Два малодостоверных исследования, посвященных верховой езде в седле, показали отсутствие различий в мышечной симметрии и других критериях эффективности в контрольной и экспериментальной группах. Единственное отличие было связано с подпунктом, касающимся умения хватать.

Степень доказательности

В 2013 г. Novak и соавт., основываясь на своем систематическом обзоре, разработали схему, отражающую оценку различных методов, применяемых при работе с детьми с ДЦП, с позиции доказательной медицины. Цель их работы – облегчить выбор варианта вмешательства для достижения определенного результата. Они обозначили методы терапии, используя пузырьковую диаграмму, причем размер кружка коррелировал с объемом опубликованных данных.

Размер круга определялся следующими критериями:

  1. Количество опубликованных работ по теме.
  2. Общий балл за уровень доказательности (рассчитывается обратным кодированием Оксфордских уровней доказательности, т.е. экспертное заключение = 1 балл, рандомизированное контролируемое исследование = 5 баллов).
  3. Расположение окружности на оси Y-графика соответствует системе оценок рейтинга.
  4. Цвет круга соотносится со степенью эффективности метода (рис. 1 и рис. 2).



Каждый год приблизительно 8 000–10 000 детей диагностируются с церебральным параличом. Это хроническое заболевание поражает центральную нервную систему, особенно мозг, и вызывает изменения в двигательном контроле. Центры по контролю и профилактике заболеваний (ЦББ) считают церебральный паралич наиболее распространенной детской двигательной инвалидностью. (1) Хотя это обычно не угрожающее жизни состояние - большинство детей, страдающих церебральным параличом, доживают до зрелого возраста, - как правило, для лечения этого расстройства требуется длительный уровень ухода в связи с тем, как он выполняет повседневные задачи, такие как речь, еда и письмо труднее.

В настоящее время нет лекарства от церебрального паралича. Но есть много вариантов, чтобы помочь детям с расстройствами справиться с физическими и умственными трудностями. Симптомы церебрального паралича могут иногда поражать многие части тела, что затрудняет жизнь человека. Но не каждый человек с церебральным параличом будет испытывать физические или умственные проблемы. Некоторые могут преодолеть многие ограничения при раннем вмешательстве и имеют нормальный - или почти нормальный, иногда даже выше среднего - уровень интеллекта.

Лечение церебрального паралича варьируется в зависимости от тяжести симптомов. Некоторые общие подходы к лечению включают в себя:

  • специальная образовательная подготовка и ресурсы
  • физиотерапия и растяжение мышц, чтобы предотвратить укорочение и риск уродства
  • используя ходунки или брекеты
  • в некоторых случаях хирургическое вмешательство помогает уменьшить симптомы, такие как судороги или пороки развития

Что такое церебральный паралич?

Церебральный паралич - это неврологическое заболевание, которое вызывает нарушение моторного контроля и другие симптомы из-за изменений, происходящих в мозге. (2) Это затрагивает приблизительно от 2 до 4 из каждых 1000 новорожденных. Это расстройство гораздо чаще встречается у недоношенных детей, особенно с недостаточным весом, по сравнению с доношенными детьми, рожденными с нормальным весом. (3)

Во время раннего развития головного мозга у детей с церебральным параличом возникают травмы, которые влияют на функции, включая движение, язык и социальные навыки. Симптомы, связанные с церебральным параличом, могут развиться либо до рождения в утробе матери, во время родов, либо в какой-то момент в течение первых нескольких месяцев жизни.

Какова основная причина церебрального паралича, и есть ли известные факторы риска? Исследователи полагают, что на самом деле существует множество причин и факторов, которые могут способствовать церебральному параличу у новорожденных или младенцев; однако, иногда неизвестная причина не может быть найдена. Когда причина известна, это может включать в себя: снижение кровотока / кровообращения в мозг во время беременностькислородная недостаточность,инфекции поражение головного мозга или его повреждение в результате других заболеваний или травмы головного мозга, возникшие во время родов.

Типы ДЦП:

Церебральный паралич - это не одно конкретное заболевание, а скорее относится к группе симптомов, включая: плохой моторный и мышечный контроль, слабость, проблемы с развитием, спастичность и иногда паралич. Существуют четыре основные категории церебрального паралича, которые имеют некоторые совпадения, но отличаются друг от друга из-за симптомов, которые могут возникать: (4)

Признаки и симптомы церебрального паралича

Как описано выше, симптомы церебрального паралича варьируются в зависимости от конкретного типа расстройства, которое есть у ребенка. Симптомы могут значительно варьироваться, от едва заметного до серьезного ограничения. Даже если может показаться, что в некоторых случаях симптомы ребенка ухудшаются или меняются с возрастом, симптомы церебрального паралича не считаются прогрессирующими. Некоторые из наиболее распространенных признаков и симптомов ДЦП у младенцев и детей младшего возраста включают в себя:

  • судороги, отсутствие координации, неуклюжесть и судороги
  • жесткость и укорочение мышц, суставов и сухожилий
  • паралич, обычно поражающий одну сторону тела (называемый спастической гемиплегией)
  • нарушение интеллектуальных способностей
  • длительные рефлексы новорожденного
  • проблемы при ходьбе, которые могут вызвать перекрестные движения или пересекать одну ногу над другой
  • задержки развития, которые влияют на речь, зрение, слух и язык
  • проблемы с глотанием и жевание, которое может увеличить риск удушья
  • затрудненное дыхание из-за аспирации и аномальных выделений
  • скрещенные или блуждающие глаза
  • трудности с использованием рук, например, для рисования и письма
  • поведенческие проблемы из-за проблем с темпераментом
  • судороги, такие как эпилепсия

Церебральный паралич причины и факторы риска

Считается, что в большинстве случаев более чем одна причина способствует типам черепно-мозговых травм, которые вызывают симптомы церебрального паралича. Причины могут включать одно или несколько из следующих:

  • Неадекватный кровоток достигает тканей развивающегося мозга, особенно во время ранней беременности в первом триместре.
  • Повреждение мозга, возникающее при родах и родах.
  • Инфекции или болезни, которые возникают во время беременности или внутри мозга. Это может включать краснуху, токсоплазмозили цитомегаловирус.
  • Кровотечение в головном мозге во время беременности, которое может случиться из-за того, что у плода имеются уязвимые кровеносные сосуды, а иногда и высокий уровень билирубина, что способствует повреждению головного мозга.
  • Болезни, которые вызывают воспаление ткани мозга в течение первого года жизни, такой как менингит, сепсис, удар / травма или тяжелое обезвоживание.


Традиционные методы лечения церебрального паралича

Только те, у кого наиболее тяжелый тип церебрального паралича, имеют более высокий риск смерти до достижения совершеннолетия. Для детей с церебральным параличом от легкой до средней степени тяжести имеется ряд подходов к лечению, в том числе: (5)

  • Физиотерапия, логопедия и трудотерапия, ходунки, брекеты и другие вспомогательные устройства (подробнее об этих процедурах ниже).
  • Специальное образование - если у ребенка с церебральным параличом нет умственных недостатков, то он или она может посещать обычную школу и нормально развиваться в максимально возможной степени. Если возможно, специальные образовательные классы могут помочь ребенку с церебральным параличом справиться или преодолеть проблемы с обучением, речью и / или двигательным контролем. Многие школы предлагают программы помощи, которые могут иметь большое значение с точки зрения улучшения качества жизни. Чем раньше получено специальное образование, тем лучше результат.
  • Мышечные релаксанты - пероральные препараты могут использоваться для расслабления напряженных, сокращенных мышц. Тем не менее, это не всегда хороший вариант, поскольку они могут иногда вызывать побочные эффекты, такие как высокое кровяное давление, расстройство желудка, усталость или сонливость и, возможно, повреждение печени. Другие варианты, которые недавно показали лучшие результаты, включают местные инъекции в гиперактивные мышцы или имплантируемый насос для медленного снижения возбудимости определенных нервов.
  • Противосудорожные препараты - Если судороги очень серьезные, для контроля симптомов могут использоваться определенные препараты. Примеры противосудорожных лекарственных средств включают: антагонисты рецептора AMPA, барбитуратные противосудорожные средства, бензодиазепин, карбаматы, ингибиторы карбоангидразы и противосудорожные средства, содержащие дибензазепин. (6)
  • Хирургия. В некоторых случаях хирургическое вмешательство может быть рекомендовано для сокращения или удлинения жестких мышц или сухожилий, которые способствуют физическим ограничениям. Некоторые операции выполняются для разрезания нервных корешков, отходящих от позвоночника, которые способствуют спастичности. Этот тип операции обычно безопасен только для детей с почти нормальными интеллектуальными способностями, которые в основном страдают от физических симптомов.

5 естественных методов лечения церебрального паралича

1. Физическая терапия, растяжка и мягкие упражнения

У людей с церебральным параличом жесткость и спастичность чаще всего поражают руки и ноги, особенно нижние части ног. Это может вызвать проблемы с ростом, ходьбой и равновесием. Растяжка и упражнения имеют много преимуществ в том числе помогает сохранить мышцы нижней части тела, наряду с руками, гибкими и сильными. Это помогает в движении и управлении двигателем. Исследования показывают, что растяжение очень полезно для уменьшения контрактуры - укорочение и укрепление мышц, сухожилий или других тканей, которые в некоторых случаях могут привести к деформации. (7) Поскольку контрактуры укорачивают мышцы, они затрудняют сгибание и проявляют любую силу, которая приводит к нестабильности и слабости.

Физиотерапия адаптирована на разных этапах развития, чтобы помочь детям с церебральным параличом продолжать реализовывать свой потенциал. Согласно веб-сайту Руководства по церебральному параличу, физиотерапия при церебральном параличе имеет некоторые из следующих преимуществ: улучшение координации, баланса, силы, диапазона движений / гибкости и выносливости, улучшение управления болью, коррекция осанки, улучшение походки, повышение независимости и повышение общего уровня. здоровье. (8) Лечение может включать в себя упражнения на силу и гибкость, техники расслабления мышц, тепловые процедуры и массаж.

Некоторые растяжки и упражнения, используемые при лечении церебрального паралича, включают в себя:

  • силовые упражнения с использованием мячей для упражнений
  • полосы сопротивления или свободные веса
  • сидя простирается
  • стоя на коленях
  • переворачивание упражнений для младенцев
  • использование бассейнов
  • горячие и холодные пакеты
  • электрическая стимуляция мышц, чтобы помочь с восстановлением

2. Вспомогательные устройства (ходунки, наручи, ортопедия и т. Д.)

Чтобы улучшить мобильность и функциональность, некоторые люди с церебральным параличом могут использовать вспомогательные устройства, в том числе: ходунки, инвалидные коляски, костыли, трость, брекеты, шины или вставки для обуви / ортопедические приспособления. Наилучшие результаты обычно достигаются, когда эти устройства в сочетании с физической / трудовой терапией с самого раннего возраста помогают тренировать мышцы и улучшают двигательный контроль в мозге. Например, ортопедические средства обычно сочетаются с физической терапией, чтобы помочь удлинить и растянуть мышцы, чтобы помочь с нормальным развитием. Они также могут помочь улучшить осанку и поддержать нормальную походку.

3. Логопедия

Некоторые исследования показывают, что проблемы с речью затрагивают от 20 до 50 процентов всех детей с церебральным параличом. Еще больше испытывают трудности с контролем мышц лица, горла, шеи и головы. (9) Некоторые родители предпочитают, чтобы их ребенок получал частые реабилитационные услуги в раннем возрасте, чтобы дать им наилучший шанс преодоления физических нарушений речи, зрения и слуха.

Логопедия может помочь детям с церебральным параличом научиться лучше произносить слова, эффективно использовать их язык и безопасно жевать и глотать пищу. (10) Речь часто становится более ясной при постоянной помощи. Кроме того, можно снизить риск серьезных проблем, связанных с удушьем или аспирацией / затрудненным дыханием. Некоторые из упражнений, которые могут быть включены в лечение, - это упражнения, которые касаются положения и функций губ, челюсти и языка или практикуют дыхание, дыхание и глотание. Инструменты, которые используют речевые патологи, чтобы помочь своим клиентам с церебральным параличом, включают:

  • язычки или позиционирующие устройства (также называемые внутриротовыми устройствами)
  • оральные сенсорные жует
  • книги и карточки
  • символьные диаграммы
  • доски сухого стирания
  • рисунки / картинки, чтобы помочь с выражением
  • компьютер подключен к синтезатору голоса

Другие преимущества, связанные с речевой терапией для пациентов с церебральным параличом, включают:

  • уменьшенное намазывание и заикание
  • улучшенное формирование предложений и коммуникация
  • улучшения в прослушивании
  • улучшенный шаг
  • лучший словарный запас
  • повышенная самооценка
  • улучшенный язык тела
  • лучшая успеваемость
  • позитивность в отношении обучения
  • меньше стеснительности и самосознания
  • лучшее решение проблем
  • общее улучшение грамотности

4. Трудотерапия

Трудотерапия направлена ​​на помощь в улучшении повседневных задач, связанных с самостоятельной жизнью, таких как прием пищи, одевание, купание, приготовление пищи и т. Д. Этот вид терапии часто может во многих отношениях повысить самооценку, независимость, мобильность и функциональность ребенка. Одним из самых больших преимуществ является повышение независимости. Это снижает потребность в интенсивной терапии в долгосрочной перспективе и снимает часть бремени с членов семьи и опекунов.

Многие методы трудотерапии направлены на улучшение координации, использования верхней части тела и осанки. Отчет опубликован в Индийский журнал педиатрии заявляет, что виды лечения трудотерапии, которые могут быть полезны, включают в себя: (11)

  • Обучение биологической обратной связи, что может помочь в обучении моторного контроля.
  • Электрическая стимуляция, которая посылает электричество в определенные мышцы и нервы.
  • Сенсорная интеграция.
  • Тренировка на беговой дорожке.
  • Терапия, вызванная ограничением, которая улучшает функцию верхних конечностей путем увеличения использования пораженной конечности.
  • Гипербарическая кислородная терапия, которая заставляет большое количество кислорода поступать в определенные ткани организма.
  • Метод Войта, который помогает решать рефлексы и модели движения.

Существует также ряд нетрадиционных подходов, хотя исследования показали неоднозначные результаты относительно их эффективности. Примеры включают ритмические действия (также называемые кондуктивным образованием), музыкальная терапия (используя, например, хлопки и пение) и методы, включающие физические маневры с использованием специального оборудования.

5. Психологическая терапия и / или поддержка

Родители с ребенком, страдающим церебральным параличом, обычно испытывают сильное напряжение и беспокойство по поводу ситуации, в которой находится их ребенок. Это особенно верно, если родители чувствуют, что существуют ограничения, мешающие их ребенку получать необходимую им помощь, такие как нехватка финансовых ресурсов, недостаточная доступность ближайших терапевтов, отсутствие удобного времени для встреч и проблемы с транспортом. (12)

Многие эксперты рекомендуют родителям поговорить с терапевтом или консультантом, если таковой имеется, чтобы узнать, как они могут наилучшим образом управлять ситуацией своего ребенка, не чувствуя себя подавленным или обиженным. к помочь снять стресс и предотвращая беспокойство, упражнения разума и тела также могут быть полезны, включая упражнения, йогу, медитацию, глубокое дыхание или тай-чи.

Хорошая новость заключается в том, что в настоящее время существуют организации и фонды, которые усердно работают над созданием улучшенных планов лечения детей с церебральным параличом и снятия некоторого бремени с семей. Это включает формирование совместных инициатив между пострадавшими семьями и поставщиками терапии; проведение общественных образовательных форумов, доступных и недорогих; помощь школ в предоставлении услуг и соответствующей информации; создание новых возможностей для общения; и продвижение защиты интересов пациентов.

Меры предосторожности при лечении церебрального паралича

Церебральный паралич обычно диагностируется в очень молодом возрасте. Таким образом, если симптомы начинают появляться после 2–3 лет, вероятно, причиной является другое расстройство. Другие состояния, которые следует исключить, которые могут способствовать развитию симптомов, могут включать: паралич Белла, паралич из-заБолезнь Лаймагенетические нарушения, опухоли головного мозга, инсульт, ушные инфекции и физическая травма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.