Цирк для детей дцп


Современный цирк давно перестал быть просто представлением на манеже с акробатами и дрессированными слонами. Цирк сейчас — это микс высоких мультимедийных технологий, авторских постановок и мастерства артистов. Представляем вам подборку лучших цирков Москвы: от театров уличной клоунады до современных и всемирно известных шоу-программ.

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, 0+

Адрес: м. Цветной бульвар, Цветной бульвар, 13.
+7 (495) 625-89-70
www.circusnikulin.ru


Московский цирк на Цветном — место легендарное, этот один из первых стационарных цирков в нашей стране был открыт в далеком 1880 году. Именно его первый директор, Альберт Саламонский, решил создавать цирковые программы специально для детей.

В свой юбилейный год цирк на Цветном бульваре готовит детям ряд премьер, включая удивительное новогоднее шоу.

Большой московский цирк на проспекте Вернадского, 5+

Адрес: м. Университет, пр-т Вернадского, 7.
+7 (495) 937-77-37
greatcircus.ru


Еще один известнейший цирк в нашей подборке. Один из лучших цирков в Москве для детей славится не только своим современным оснащением (5 мобильных манежей, зрительный зал на 3400 человек), но и совершенно уникальными программами, которые по своему творческому наполнению легко могут конкурировать с программами цирка дю Солей, который давно является эталоном циркового искусства.

Цирк Чудес, 2+

Адрес: м. Кунцевская, ул. Ивана Франко, 14.
+7 (495) 357-10-10
wonder-circus.ru


Цирк Чудес — сравнительно молодой цирк, который кроме основного адреса на Кунцевской, имеет еще два филиала в городе: на Каширском шоссе и Литовском бульваре.

Программы этого цирка с клоунами для детей в Москве интерактивные, зритель становится частью удивительной истории, которую рассказывают на манеже артисты, а программы подойдут даже самым маленьким зрителям.

Адрес: м. Пролетарская, ул. Мельникова, 7, стр. 1.
+7 (495) 374-55-40
circusaqua.ru


Адрес: м. Марьина Роща, Октябрьский переулок, 23.
+7 (903) 542-83-81
tall-brothers.ru


Театр Куклачева, 0+

Адрес: м. Студенческая, Кутузовский пр-т, 25.
+7 (499) 249-29-07
kuklachev.ru


Хвостатые артисты этого цирка для детей не нуждаются в представлении и заслуживают самых бурных аплодисментов. Кошки в шоу-программах театра под руководством знаменитого дрессировщика Куклачева показывают настолько удивительные и захватывающие дух номера, что после возвращения из этого цирка, вашему ребенку наверняка захочется попробовать себя в роли дрессировщика, а домашнего Барсика переделать в артиста.

Адрес: м. Дмитровская, ул. Новодмитровская, 36.
+7 (985) 432-59-84
circusice.ru


Театр клоунады и комедии del arte Грим Масса, 2+

Адрес: м. Арбатская, Староконюшенный переулок, 37.
+7 (926) 633-96-03
grimmassa.net


Цирк братьев Запашных в Лужниках, 6+

Адрес: м. Спортивная, Воробьевы горы, Малая спортивная арена Лужников, Лужнецкая набережная, 24.
+7 (495) 565-333-4
zapashny.ru


Малая спортивная арена Лужников уже который год становится местом удивительных и удачных экспериментов братьев Запашных. Их авторские шоу, оригинальные, не похожие ни на одно цирковое представление в мире, полностью меняют мнение многих зрителей о цирке. Любая программа цирка братьев Запашных — это удивительное действо, сочетающее в себе профессионализм артистов цирка и высокие технологии, одним словом это цирк будущего.

В Москве начал работу детский психоневрологический центр. В клинику поставили новейшее оборудование. Благодаря уникальной методике и современной аппаратуре - врачи будут ставить на ноги детей с церебральным параличом.

В таком положении Элизе надо провести хотя бы час. Это совсем не сложно, объясняет девочка. Она будет мечтать.

Элиза знает - чтобы победить детский церебральный паралич - ей нужно для начала научиться стоять. Это - первый шаг к движению и подготовительный этап перед другим тренажером - в больнице он совсем недавно, а дети уже прозвали его компьютерной игрой.

В этой игре победа - само движение. Пока ребенок повторяет за виртуальным героем, аппарат учит его мышцы правильно ходить - задает стереотип движения. Причем заниматься на нем можно уже с 2 лет.

Аппарат сравнивают с заботливыми материнскими руками. Он направляет ноги пациента, задает темп движения, но в итоге ребенок шагает сам.

Этот тренажер - пока единственный во всей стране. Детской психоневрологической больнице номер 18 его подарил Дмитрий Медведев.

В мае этого года он посетил медицинское учреждение и познакомился с его пациентами. Президенту продемонтстрировали разработанные в клинике уникальные методы лечения. Костюмы, чем-то напоминающие скафандры, созданные на основе космических технологий - они стимулируют работу мышц, изобретенные для этой же цели сухие бассейны.

Все лечение в психоневрологической клинике - абсолютно бесплатное. На встрече с президентом актер Гоша Куценко, который возглавляет фонд помощи больнице, попросил оказать поддержку. Дмитрий Медведев предложил организовать на ее базе Научно-практический ЦЕНТР детской психоневрологии.

И сегодня центр открылся. Идет работа по нескольким направлениям - помимо основоного - разработки и распространения уникальных лечебных методик, специальный отдел будет заниматься сбором информации о нуждающихся в подобном лечении.

"В рамках этого информ центра мы сможем отслеживать беременную женщину, женщину с угрозой ДЦП и практически на всем протяж ее беременности, родов, нахождения в пенринатальном центре и потом уже в нашей больнице, у нас будет информация о ребенке", - рассказывает главный врач Научно-практического центра детской психоневрологии Татьяна Батышева.

В больницу со своим сыном Наталья попала уже после того как ему исполнился год. Сейчас Илье два, он весело рассекает по больничному коридору на лечебном велосипеде, но женщина жалеет - могли обратиться и раньше - перый год жизни очень важен при лечении такого заболевания.

"Он уже стал разговаривать, разговаривать как взрослый, но пока не ходит. Я очень желала бы мамам, у которых ребенок родился раньше срока и с какими-то осложнениями, как можно раньше проконсультироваться в подобной больнице, и чем раньше начать лечение, тем лучше", говорит Наталья Плотникова.

Но значение имеет не только грамотное и своевременное лечение. Очень важен - настрой ребенка.

"Я хочу, чтобы я была большая, чтобы я быстро-быстро ходила на больших-больших каблуках, чтобы я была красивой-красивой и постоянно ходила на работу с красивой сумочкой", - мечтает пациентка Научно-практического центра детской психоневрологии Жасмин Джафарова.

. Я регулярно проходила курсы реабилитации в одном из лучших реабилитационных центров в Польше. Менялась походка, подвижность. Я всегда занималась очень усердно, меня всем ставили в пример. Но как бы я ни старалась, все хорошие результаты сохранялись месяц, от силы два. Это меня очень расстраивало. Мне говорили, что если ничего не делать будет только хуже. Но столько приложенных усилий, времени и средств лишь для того, чтобы не стало хуже! Трудно было с этим смириться. Однажды во время очередной реабилитации мне сказали, что трудно уже убрать контрактуры, и предложили подумать о фибротомии, операции по методу Ульзибата. Я нашла в интернете информацию о фибротомии и тогда же нашла видео о методе Надежды Лоскутовой БФМ. Результаты были впечатляющими, но тогда я отнеслась к этому очень скептически. Я тоже в своей жизни добивалась хороших результатов, даже начинала ходить без костылей, но со своего опыта знала, что все временно. Зато сам метод вызвал мой восторг. Поразил своей простотой и логикой. Ворвалась в зал лфк и заявила:

  • Представляете, нашла в интернете метод, который может убрать контрактуры и спастику!
  • Успокойся, невозможно убрать спастику!
  • Как это невозможно?! А вы тут тогда чем занимаетесь?
  • Выравниваем напряжение, чтобы было равномерно, но спастика никуда не денется.
  • Вы хотите перекинуть напряжение с моей левой ноги до более-менее рабочей правой руки? Что за бред!

При этом никто даже не поинтересовался, а что за метод я нашла. Я точно знала, что хочу этому научиться. Хотела сразу же записаться на семинар, но призналась что у меня дцп. Мне пояснили, что не получится, так как спастика в руках. Тогда захотелось записаться на сеанс, чтобы проверить метод на себе, и если что — отказаться от фибротомии. Ответили опять отказом. Нужно было, чтобы кто-то прошел обучение в Центре Надежды Лоскутовой, так как требовалась постоянная работа со мной. Я жила тогда одна, и все показалось слишком сложным. Решилась на фибротомию. Думала: спастику снимут в руках — на семинар запишусь. Про операцию говорили, что не больно, через 2 недели встанешь на ноги. Ничего подобного. Было жутко больно. Проснулась после наркоза вся в гематомах, опухшая. Левая рука от боли спазмировалась в кулачок, и я три дня не могла ее выпрямить. Не давала к себе прикоснуться, не могла пошевелится. Встала на ноги через 3 недели, и опять жуткая боль с каждым шагом. Была еще надежда, что все к лучшему. Руки не отпустило вообще, но много чего все-таки порадовало. Впервые села с выпрямленными ногами, перестала портить обувь. Одна девушка мне сказала: наслаждайся, это временно, потом все вернется. Я подумала, что буду делать растяжки каждый день, и все останется. Но увы, она была права, и я убедилась в этом довольно быстро. Тогда опять стала думать о БФМ, а вдруг это альтернатива. Надо было просто оплатить кому-то обучение, и потом в рамках этого заниматься. Задача не из легких. Когда узнала, что мой друг начал курс массажа, предложила ему попробовать обучиться методу Лоскутовой. Так все началось. Сделали 9 сеансов. Я особого действия не заменила, но подошло время ехать в мой реабилитационный центр. Там сделали мне тесты на спастику, и показатели были лучше, чем годом раньше, непосредственно после фибротомии. Все упражнения, с которыми я раньше не справлялась, теперь делала запросто. Все удивлялись, что это возможно в моем возрасте. Я с гордостью говорила, что это мой БФМ. Очень разболелась спина. Мануальный терапевт сказал, что это защитная реакция, но не понимает перед чем. Я знала. Тело испытало уже что-то лучшее, безболезненное, мягкое. У меня не было никаких сомнений, что БФМ работает.

Прошел с тех пор уже год. За это время изменилось очень много. Сейчас я в Москве. У меня изменения происходят не по дням, а по часам. Чувство, что мозги не успевают сообразить, что происходит с телом. Левая рука перестала закрываться в кулачок, поверив, что больше не будет больно. Спасибо Вам, Надежда Леонидовна, что освободили меня от плена бессмысленных реабилитаций. Больше не буду отчаянно бороться и гнаться за тем, чтобы не было хуже. Не буду раскидывать свои напряжения из стороны в сторону, я просто от них освобожусь раз и навсегда!

На протяжении трех недель с Йоанной в Центре Надежды Лоскутовой в рамках проекта занимались волонтеры, специалисты и лично Надежда Леонидовна Лоскутова. Результаты за этот короткий период.

- Йоанна обрела свободу в своих руках, пальцы стали подвижными, ушла спастика.

- Йоанна сделала свои первые самостоятельные шаги. Это событие запомнится Йоанне и всем присутствующим в этот момент студентам на всю жизнь, многие просто плакали от счастья!

- Чтобы ходить и стоять самостоятельно, кроме работы с телом, требуется еще и глубокая психологическая проработка телесных и внутренних страхов. Метод Надежды Лоскутовой позволяет выстроить полное доверие с телом без болевых тренировок, без насилия, без слез, жить не ради поддержания имеющихся результатов со спастикой, а двигаться к полному восстановлению с каждым сеансом с радостью, с желанием, с наслаждением!

За 10 месяцев работы в теле изменилось очень многое. Йоанна прилетела в Москву в Центр Надежды Лоскутовой второй раз, для участия в волонтерской программе. За эти несколько недель изменения в теле и динамике происходили не по дням, а по часам.

На видео хорошо видно насколько свободнее стала походка, чтобы так быстро, сбалансировано ходить, в теле прошли глобальные внутренние перестройки, в том числе на психоэмоциональном уровне. Ушла сеть глубинных напряжений в теле. Многие результаты будут с отсроченным действием, так как после подобного интенсива в Центре с участием автора метода Надежды Лоскутовой, специалистов и волонтеров центра изменения в теле еще будут идти несколько недель или даже месяцев. Главное - осознавать и наблюдать за этими процессами. Хочется отметить, что походка стала более мягкой, чем прежде, шаг за шагом приближаясь к походке здорового человека.


Не прыгать, а работать

Цирковые студии в столице можно пересчитать по пальцам - их чуть больше самих цирков. Почему так мало? Ответ на поверхности - искусство штучное, больших денег не приносит. Куда выгоднее открыть секцию по большому теннису. Поэтому навстречу арендодатели идут с неохотой, выделяя полуподвальные помещения с низкими потолками. А такие условия для будущих артистов цирка сродни катастрофе. В то же время в больших домах и центрах культуры по-прежнему живы спортивные залы, построенные еще в советское время. Многие из них реконструированы, и там можно проводить любые занятия и тренировки, в том числе цирковые. В департаменте культуры подумали и решили открыть на базе таких ДК школы-студии театрально-циркового искусства, а в перспективе развернуть целую сеть. И начать готовить кадры для поступления в училище по лекалам опыта СССР и Канады.



Доверили эксперимент Павлу Иванову - человеку из цирковой семьи с большим артистическим багажом. Его родители выступали в Цирке дю Солей. Сам он окончил училище в Киеве, а после трудился клоуном и постановщиком номеров в "Росгорцирке". Еще одно образование - на этот раз режиссерское - получил в Италии. Сегодня он художественный руководитель театра "Грим Масса", который десять лет назад создал вместе с супругой. Под его крылом пока открылось три студии. Преподают не пенсионеры, а артисты с действующими контрактами, лауреаты конкурсов и фестивалей. В культурном центре "Москвич" сейчас занимаются около 30 детей. В ДК имени Астахова школа открылась месяц назад, и набор еще идет. Пока сюда записались 15 человек. К осени, рассчитывает Иванов, будет до 25. Самая маленькая студия в Доме клоунов на Арбате. Первые цирковые шаги здесь делают девять детишек и четверо взрослых. Принимают везде с трех лет. Восемь из десяти воспитанников, рассказывает Иванов, остаются до конца обучения. Остальные отсеиваются. Думают, что будут прыгать и веселиться, а приходится работать. Много работать!

Обучают серьезным вещам: азам акробатики, гимнастики, эквилибристики, клоунады, эксцентрики и хореографии. Каждый выбирает то, что ему по душе и по силам. В основном предпочитают воздушные жанры, крутят хулахупы и висят на кольцах. Жонглированию обычно начинают обучать после шести лет. Детям помладше это скучно, да и координация еще не развита, объясняет Иванов. Чтобы научиться бросать три мячика, нужно потратить полгода, а делать трюки с ними еще больше. Пантомиму, напротив, можно освоить за несколько дней. Но все зависит от уровня сложности и таланта. Дети, которых встретили корреспонденты "РГ" в студии на Арбате, тому подтверждение. Например, пятилетнего Мирона преподаватели называют уникальным мальчиком. Его конек - феноменальная растяжка. Ему прочат успешное будущее. Говорят, через год сможет выступать со своим номером на городских праздниках. Еще одна звездочка - шестилетняя Настя. Начала с воздушной гимнастики, сейчас осваивает еще и эквилибристику на руках.

Чувство сцены



Занятия в студиях идут дважды в неделю. Один "урок" длится чуть больше часа. Дольше нет смысла - детский организм не выдерживает. Курс рассчитан на два года. Конечно, все это формально: одним времени хватает с лихвой, другим нужны еще тренировки. "Даже если мы не научим ребенка, он будет любить это искусство, - говорит худрук. - Будет знать, что плохо и хорошо, что профессионально, а что нет". Обучение в школе платное. Абонемент на месяц стоит 4 тыс. рублей. Сюда входят занятия и мастер-классы. И, конечно, посещение цирка - закулисья и манежа. Осенью ученики вместе с артистами выступят в спектакле. Так детей учат чувствовать сцену и зрителя. Это очень старая театральная, да и цирковая традиция, подчеркивает Иванов.

В планах Павла давать представления в районах столицы. Говорит, нужна децентрализация, чтобы москвичи не ограничивались одним-двумя цирками в центре, а могли насладиться искусством рядом с домом. "И это не балаган, а именно театральный цирк, рассказывающий с помощью трюков историю", - заметил он. Таким образом Иванов мечтает изменить отношение к цирку и вернуть ему истинное лицо.

Где находятся школы-студии театра "Грим Масса"?

Дом клоунов на Арбате, Староконюшенный переулок, 37 (ст. м. "Арбатская").

Культурный центр "Москвич", Волгоградский проспект, 46/15 (ст. м. "Текстильщики").

ДК имени Астахова, Люблинская улица, 149 (ст. м. "Братиславская").

Записать ребенка в школу-студию циркового искусства можно по телефону: 8-926-633-96-03

Татьяна Черкасова
Расскажем малышам о цирке

Давайте побеседуем с Вами о цирке.

Каждый человек хоть один раз в жизни бывал в нем. Цирковое представление всегда оставляет незабываемое впечатление.

Только в цирке можно увидеть летающих под куполом гимнастов, смешных и забавных клоунов, грациозных наездниц, волшебников-фокусников и, конечно же, самых прекрасных артистов-зверей.

Для детей цирк — это всегда волнующий праздник. Где еще встретишь медведя, разъезжающего на велосипеде или тигра, прыгающего через обруч?

И какими понятливыми и разумными показывают себя животные на цирковой арене!

Но цирк — это огромный труд. Дети еще не знают, сколько сил и терпения требуется для того, чтобы научиться показывать фокусы, совершать немыслимые акробатические прыжки и фигуры, ловко жонглировать, суметь рассмешить людей.

А сколько усилий нужно для того, чтобы научить животных выполнять действия, совершенно им не свойственные — ходить на задних лапах, кататься на велосипеде, танцевать и т. д.

Сладкая вата, свет прожекторов, трюки гимнастов, выступления клоунов, смех и веселье. Узнал, о чем речь? Сегодня во всем мире отмечается Международный день цирка — праздник для всех, кто любит цирк и тех, кто создает этот сказочный мир, полный волшебства и чудес для детей и взрослых.

Но цирк — это не только удивительные фокусы, шоу невероятных возможностей артистов, но и богатая история! Чтобы познакомиться с ней поближе, мы собрали несколько интересных фактов, которые тебя точно удивят!

• Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников,занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.

• Конный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц, любимого развлечения древних римлян. Начиная с 16 века на развитие этого цифрового жанра повлияли многочисленные школы верховой езды, которые готовили всадников для участия в конных боях.

• Цирковые представления в России появились в 11 веке и начались с выступления скоморохов. Это странствующие актеры в Древней Руси, которые выступали как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.

• Всего существует 8 основных цирковых жанров: дрессура, эквилибристика, атлетика, фокусы, акробатика, клоунада, гимнастика, жонглирование.

• В цирке есть труднопроизносимая должность — шпрехшталмейстер. В его обязанности входит объявление номеров программы, участие в качестве резонера в клоунских репризах, руководство униформистами, наблюдение за выполнением правил техники безопасности, организация репетиций.

• Число 13 у цирковыхартистов считается счастливым: диаметр арены во всех цирках мира равен 13 метрам, а Московский цирк на Цветном бульваре разместился в доме №13, а в его партере 13 рядов.

• Цирковым клоуном с самыми большими ботинками был Коко (Николай Поляков). Он носил 58-й размер.

• 18 сентября 2012 г.артист Михаил Иванов установил мировой рекорд: он в течение минуты 103 раза отбил мяч головой, балансируя на восьмиметровой высоте без страховки с шестом в руках.

Надеемся, что вы прониклись удивительной атмосферой циркового искусства и узнали для себя что-то новое и интересное!

А если вы хотите узнать больше о цирке, то прочтите несколько произведений и посмотрите видео.

Желаю приятно и с пользой провести время!

Фокусы в студии тогда ещё не преподавали, но Артёму разрешили заниматься и даже нашли преподавателя, у которого, кстати, сейчас уже целая группа будущих фокусников. В перерывах Артём развлекал нас новыми фокусами. Секретами никогда не делился, как бы ни просили!

В студии учат разному: балансировать на проволоке, жонглировать, смешить других так, чтобы самому не рассмеяться. Каждый выбирает себе жанр по душе.

Если не определился, преподаватели помогут. Развита гибкость — попробуй акробатику или гимнастику. Хорошо сохраняешь равновесие — можно остановиться на эквилибристике. Ловкий — подойдёт жонглирование. Остальные жанры тоже преподают, но уделяют им меньше времени и сил.
Сейчас в студии появились и другие жанры циркового искусства: воздушное кольцо, хореография, фокусы и даже дрессура. В загородной резиденции в посёлке Горный Щит живут три цирковые собаки, и ребята могут их дрессировать.

Каждый цирковой жанр осваивают в группах по 5-7 человек с одним преподавателем. В группе по жонглированию учатся кидать мячики, кольца или булавы. Некоторые жонглируют диаболо или оригинальными предметами — тарелками, шляпами.
На эквилибристике стоят на шаре, на руках или на вольно стоящей лестнице. Кто-то балансирует на свободной проволоке или учится ездить моноцикле.

Диаметр циркового манежа — ровно 13 метров. Это минимальный размер круга, по которому может бегать лошадь.

Спустя пару лет, стоя на шаре, я управлялась с пятью хулахупами.

Однако для номера этого было недостаточно, а мне хотелось поскорей выйти на цирковую арену, и я старалась как можно быстрее разучивать новые элементы или добавлять новый реквизит. Так появились скакалка и булавы для жонглирования. Сначала я стояла на шаре и крутила обручи, потом меняла реквизит на скакалку, а в конце номера начинала жонглировать булавами, всё ещё стоя на шаре.
Когда Катя сказала, что для номера этого вполне хватает, началось самое интересное — подготовка циркового номера. Я оставалась после тренировок на вечерние репетиции или приходила в цирк в выходные. Конечно, погулять с друзьями мне хотелось очень, но мечты о выходе на цирковую арену были сильнее.

Со временем я стала выступать с другими артистами студии на разных площадках города. В основном это были торговые центры, школы и загородные лагеря. С каждым удачным выступлением желание быть частью цирковой жизни было всё сильнее. А дальше начались гастроли.
Мой первый гастрольный тур состоялся, когда мне исполнилось 10 лет. С другими ребятами, у которых тоже уже были свои цирковые номера, мы оказались в Чехии на серьёзном цирковом фестивале.

Несмотря на всю лёгкость трюков и широкую улыбку артиста, цирковое искусство — тяжёлый труд, и к нему надо подходить с полной ответственностью. На каждой тренировке или выступлении получить серьёзные травмы даже легче, чем кажется на первый взгляд.

Однажды я сломала локоть на акробатической поддержке, и пришлось на три недели забыть о студии. Когда вернулась к тренировкам, поняла, что из-за травмы не могу выполнять сложные поддержки с партнёром. Целый месяц я возвращала себя в прежнюю форму и заново оттачивала элементы в номере, ходила на дополнительные занятия в выходные.

Мой партнёр тоже не избежал травм — прямо перед поездкой на цирковой фестиваль в Сибирь травмировал шею и поехал в специальном воротнике Шанца. Он снимал его только на репетициях и выступлении. И даже с этой травмой нашему дуэту удалось завоевать призовое место.

Сейчас тренировки в цирковой студии временно приостановлены из-за смены руководства Екатеринбургского цирка. Воспитанники, педагоги и родители надеются на скорый исход проблемы и с нетерпением ждут возобновления тренировок. Клоунская мастерская пока тоже не работает, но сразу же продолжит репетиции и подготовку к детским праздникам ещё усердней из-за длительного перерыва.
Я, пока в студии нет тренировок, стараюсь поддерживать себя в форме: хожу в тренажёрный зал, много гуляю пешком. Дальнейшую жизнь с цирком связывать не планирую — учусь на третьем курсе факультета журналистики и буду работать уже по профессии. Цирковое искусство останется как хобби. С удовольствием бы привела в студию своих будущих детей, ведь я очень хочу, чтобы такое же насыщенное детство, как у меня, было и у них.

Фотографии из личного архива героя и автора статьи. Использование на сторонних ресурсах запрещено.

У слабослышащих людей есть возможность "слушать" музыку: мелодия при этом передаётся вспышками и свечением разноцветного света.
А может ли цирк — воплощённое зрелище — стать доступным для слабовидящих людей?
Настоящая статься именно об этом.

Фёдор Владимирович Проходский, редактор


В воскресенье в цирке города Новокузнецка впервые состоится представление, которое, благодаря тифлокомментариям, смогут "увидеть" незрячие и слабовидящие зрители. Для них в цирке специально оборудовано двадцать мест. Это первый опыт в России.

- Посетителям достаточно воспользоваться наушником, подключенным к пульту, и станет слышен голос комментатора, находящегося в звукоизолированной комнате перед монитором, - пояснила представитель цирка Наталья Шульга. - С нами сотрудничают профессиональные радиоведущие, которые доходчиво объяснят, что происходит на арене, а в паузах еще и озвучат дополнительную информацию. Скажем, о том, что бегемот - очень крупное и довольно опасное животное, с трудом поддающееся дрессировке.

Кстати, комментарии для взрослых и юных зрителей отличаются, поскольку у тех и других свои особенности восприятия. И наушник не зря всего один: есть возможность слышать не только тифлокомментарии, но и звуки самого шоу. На первое представление приглашены учащиеся двух классов коррекционной общеобразовательной школы N106 для слепых и слабовидящих детей. Среди них есть дети, которые совсем не видят. Но у слепых очень развиты слух и тактильное восприятие, они чувствуют острее, пояснила Шульга.

- Перед началом представления у ребят будет возможность побывать за кулисами, руками прикоснуться к конструкциям и предметам, использующимся артистами, а в антракте - погладить собачку, прокатиться на лошадке, пообщаться с клоуном… Этот позитивный заряд должен помочь расширению кругозора, а значит, социализации слабовидящих детей. Да и для взрослых с ограниченными возможностями очень важно находиться в социуме, чувствовать себя на равных с другими зрителями. А цирк - это совершенно особое место, где собирается много людей и царит атмосфера праздника, - рассказала женщина.

В свое время Наталья Шульга защитила кандидатскую диссертацию по психологии. Под ее руководством были реализованы проекты "Цирк - территория счастья", "Цирк наощупь".

- Нам подарили маленькую лошадку, мы приобрели лису, у которой отсутствует ген агрессии, и дважды в месяц проводили прямо на манеже уроки для детей с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП и другими особенностями. И у наших подопечных после этого отмечалась положительная динамика, - вспоминает Наталья Николаевна. - Устраивали и представления специально для зрителей с ограниченными возможностями, но, правда, без тифлокомментариев. Этот шаг мы пытаемся сделать в Новокузнецке, благодаря помощи спонсоров и поддержке Росгосцирка.

В планах у циркового руководства - по возможности увеличить число специализированных мест, сделав представления максимально доступными не только для незрячих, но и для слепоглухонемых людей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.