Дцп и кохлеарный имплант

Давно хотела написать о нас. Всё никак руки не доходили.

У младшего сына неврологическое заболевание – диагноз ДЦП дистоническая форма тяжелой степени. Как сопутствующее сенсоневральная тугоухость с потерей слуха. Но не о ДЦП сейчас я хочу написать. Как и где мы делали операцию на ушко.

Может кто-то ищет информацию о кохлеарной имплантации, стоит или не стоит делать операцию… Хочу написать нашу историю.

Начать наверно следует с того, что нарушение слуха — это одно из частых последствий при гемолитической болезни. Всем деткам при рождении, еще в роддоме, делают аудиотест. Часто бывает детки его не проходят, что пугает родителей, а не проходят по разным причинам, просто оттек слизистой, ушные пробки, было шумно или ребенок был неспокоен во время теста. В подавляющем большинстве случаев отрицательный тест не подтверждается через время, просто проходите повторно и тест дает положительный результат.

Слава Богу этот диагноз не приговор, это лечится, делается кохлеарная имплантация и можно вернуть слух. Такие операции поддерживаются государством и мы встали на получении федеральной квоты.Глухота нашего сына стала для нас первоочередной проблемой. Ещё недавно мы делали все чтобы сынок пополз, сел, встал, пошёл. Теперь же, в первую очередь, стало важно вернуть, восстановить слух, дать ему возможность слышать и как следствие быть услышанным. Ведь глухие с рождения дети не могут научится говорить! Улыбка, поцелуй, прикосновение к любимому сыну, это так важно, нужно и незаменимо, но как чертовски важно чтобы тебя слышали, понимали…

Нам дали квоту на кохлеарнаю имплантацию. Она состоит из двух этапов, непосредственно сама операция — установка импланта, а затем, через месяц — подключение речевого процессора.

21 сентября нас госпитализировали и в этот же день подключили имплантант.

Весь месяц я читала, искала видео о подключении, морально готовила себя. Наткнулась на видео, как малышу одевают аппарат и он слыша голос мамы улыбается. Эта картинка была в моей голове, я хотела и ждала именно такой реакции от сына. Но… Подключили нас быстро, минут за 10. Реакции не было никакой и аудиолог объяснил почему. Не у всех реакция может быть в первый раз, процентов 10 могут заплакать, остальные же 90 без видимой реакции.

Ровно 10 дней мы настраивались, посещали логопеда, сурдопедагога, психолога. Выписались с идеальными настройками, как сказал нам аудиолог. На тот момент сынок оборачивался на звук и только если в комнате тихо. Если же работает телевизор или играют детки и разговаривают мамы, то любой громкий звук был для него незаметен, впрочем как и для всех деток, которые были подключены в наш приезд. Через 5 месяцев мы полетим опять на настройки и так всю жизнь, раз в год, полтора года нужно будет проверять настройки аппарата.

Ну а теперь о том, стоит ли.

Я ни на секунду не пожалела об операции, жалею, что мы не сделали ее раньше! Мой любимый и родной мальчишка слышит, пусть не разборчиво еще, но слышит, поворачивается на звук, включает музыкальные игрушки и улыбается, ему нравится как звучит металлофон, сам палочкой бьет по нему и гулит, хотя до подключения ему не были интересны такие игрушки. Стал больше говорить на своем тарбарском. А еще, у нас сразу же пошло физическое развитие. Сынок пытается вставать на четвереньки и ползти, пытается садиться. И все это сразу после приезда домой.

Я уверенна, что чем дальше, тем намного лучше… Сейчас у нас самые тяжелые месяцы обучения. Его нужно научить слышать, понимать слова.

Но теперь я уверенна, мой малыш будет слышать, будет меня понимать и самое главное он будет говорить.


На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь.

В отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву.

Таким образом, в процессе операции во внутренне ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Но сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Для этого послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.
2. Развитие слухового восприятия и речи.
3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).
4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

1. Уровень развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта.
2. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей.
3. Индивидуальные психологические особенности.
4. Наличие сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.).
5. Наличие у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать активное участие в реабилитации.
6. Успешность проведенного хирургического вмешательства.
7. Адекватность настройки речевого процессора.
8. Наличие постоянного ношения кохлеарного импланта.
9. Появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения.

Первое включение и настройка речевого процессора у маленьких детей достаточно сложный процесс, поскольку они не могут дать отчет о своих ощущениях, даже если они имели слуховой опыт. Именно поэтому необходимы специальные педагогические занятия по выработке условно-двигательной реакции на сигнал (например, надевание колец на пирамидку на хлопок, складывание кубиков в кузов машины на удар барабана или бросание пуговиц в коробочку на "па-па-па-па" и др.).

Всех маленьких детей с кохлеарной имплантацией можно условно разделить на три группы в зависимости от уровня развития слухового восприятия:

1. Дети, оглохшие в период до овладения речью. К данной категории относятся все врожденно глухие дети с кохлеарными имплантами до трех лет.
2. Вторую группу составляют дети, имеющие слуховой опыт и потерявшие слух в период овладения речью, а также часть детей, протезированных в раннем возрасте и эффективно занимавшихся с сурдопедагогами.

Занятия по развитию слухового восприятия у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения речевого процессора. Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению кохлеарного импланта, т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется усидчивость, навык прислушивания.

При развитии слухового восприятия с помощью речевого процессора у маленьких детей используются те же приемы и методы, как и при работе с малышами со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается несравнимо быстрее. У ребенка с КИ необходимо развивать слуховое восприятие по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).

После первой настройки речевого процессора ребенок способен слышать только очень громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки, обучения достигается восприниятие тихих звуков. И здесь важны наблюдения педагога, который должен оценивать развитие у ребенка способности обнаруживать тихие низкочастотные и высокочастотные звуки. В частности, полезным критерием адекватности настройки является способность ребенка слышать низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные фонемы или слова.

Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он воспринимает их только на слух.

При развитии слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации необходимо помнить, что: перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка; в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать звуки достаточной громкости, чтобы вызвать реакцию, у них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал, у детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их.

При систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у маленьких детей после кохлеарной имплантации развиваются намного быстрее, чем с обычными слуховыми аппаратами. Это особенно характерно для детей, потерявших слух в период овладения речью и имеющих слуховой опыт. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом\явлением (ребенок может повторять разные слова, не осознавая их значения, даже если он знает эти слова).

В течение первого месяца после первого включения речевого процессора и занятий большинство детей может различать на слух такие качества звука как "один-много", "тихий-громкий", "длинный-короткий", слова, различающиеся числом слогов.

Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление импрессивного словаря. После включения речевого процессора эта работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора. В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы для развития понимания речи. В отличие от тугоухих детей с обычными слуховыми аппаратами быстро растущие слуховые возможности ребенка с кохлеарными имплантами в целом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов - окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овладения ребенком правилами морфологии и синтаксиса уже на ранних этапах работы, особенно при работе с детьми, имеющими слуховой опыт.

Собственная речь маленьких детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо представлена неосознанным лепетом. Работа по формированию устной речи после включения речевого процессора ведется на основе быстро развивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире (представлений о различных предметах и явлениях, их свойствах и функциях) и формировании у ребенка способности к голосовым и артикуляторным имитациям. В процессе формирования слухо-зрительного внимания к обращенной речи, узнавания и понимания различных речевых единиц педагог многократно произносит эти слова, соотнося их с соответствующими предметами. Постепенно ребенок пытается повторить за педагогом произносимые звуки, начиная с артикуляторно наиболее простых. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. В процессе обучения используется письмо и чтение (глобальное, послоговое). Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать просодические характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки. Это опережает сроки формирования речи у тугоухих детей раннего возраста.

Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);
б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)
г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)
д) воображения
е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.)
ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

Итак, дети с врожденной глухотой и дети, потерявшие слух в период овладения речи (1-5 лет), прооперированные в раннем возрасте являются одной из наиболее перспективных групп с точки зрения слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации. Маленькие дети после кохлеарной имплантации нуждаются в послеоперационной реабилитации, которая включает точную настройку речевого процессора, развитие коммуникативных навыков, развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью аппарата, развитие языковой способности, развитие устной речи, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическую помощь ребенку и его близким. Подготовку к послеоперационной реабилитации необходимо начинать на дооперационном этапе и как можно раньше. Отличительными особенностями развития слухоречевого восприятия маленьких детей после кохлеарной имплантации являются: быстрые темпы развития слухового восприятия, возможность использования акустической обратной связи для развития правильных артикуляторных укладов на ранних этапах реабилитации, трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом\явлением, трудности запоминания значения слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания.

Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов центра кохлеарной имплантации, специалистов на местах и близких ребенка.

Зонтова О.В., гл. сурдопедагог г.Санкт-Петербурга


– Николай Викторович, почему пациенты или родители детей, которым рекомендовано установить кохлеарный имплантат, боятся операции? Что их чаще всего пугает?

– Пугает неизвестность, и, как ни странно, многие больше боятся не самого хирургического вмешательства, а использования наркоза.

– Что Вы обычно говорите таким пациентам?

– Рассказываю, в чем заключается суть процедуры, объясняю последовательность манипуляций. Хорошо, если получается дать возможность пообщаться с людьми, у которых уже установлен имплантат.

– Долго длится операция?

– Такие операции начали делать более 40 лет назад, и в наше время – это уже усовершенствованная медицинская процедура, которая занимает всего 30 минут при условии, что у пациента нет анатомических особенностей и заболеваний. Во время операции работает бригада специалистов: анестезиолог с помощником, хирург, сурдолог-оториноларинголог и операционная сестра.


Николай Пудов рассказывает, как бороться со страхами, связанными с операцией по установке КИ

– Как подготовиться к такой операции?

– Любое вмешательство в организм воспринимается как сильный стресс. Подготовка к операции должна быть одним из этапов лечения. От подготовки во многом зависят результаты дальнейшей реабилитации. В этот момент с пациентом и его семьей проводят определенную работу. Потому что важно не только физическое состояние пациента, но и его психологическое и эмоциональное самочувствие: у него самого или у родителей ребенка должна быть мотивация.

– Чем отличаются кохлеарные имплантаты разных производителей?

– Сейчас в России представлено пять фирм, производящих системы КИ. Модели кохлеарных имплантатов отличаются длиной электродной цепочки, числом электродов, стратегиями обработки речевой информации и другими техническими параметрами.


– Можно самому выбрать систему кохлеарной имплантации? Если да, то как это сделать?

– Как долго пациенты адаптируются к системе кохлеарной имплантации?

– Все зависит от индивидуальных особенностей и периода глухоты. Чем меньше длится глухота, тем успешнее пройдет реабилитация, и пациент быстрее адаптируется к кохлеарному имплантату.

– У нас был маленький пациент – кандидат на КИ, у которого оказалась доброкачественная опухоль мозга, что явилось противопоказанием к операции. Скажите, пожалуйста, много таких противопоказаний?

– Противопоказаний несколько. Это полная или частичная, но значительная облитерация улитки; ретрокохлеарная патология; отрицательные результаты электрофизиологического тестирования; сопутствующие соматические и психические заболевания, препятствующие проведению хирургической операции под общей анестезией и последующей слухоречевой реабилитации; отсутствие мотивации к послеоперационной слухоречевой реабилитации и поддержки со стороны местных специалистов и членов семьи.

– Какие медицинские манипуляции противопоказаны пациентам с КИ? А каких не стоит опасаться?

– Пациенты с кохлеарными имплантатами могут проходить терапевтическое и хирургическое лечение, диагностические обследования: рентген, компьютерную томографию, ЭКГ, ЭЭГ. А вот ультразвук и лечение лазером строго запрещены. В любом случае перед проведением медицинских процедур всегда сообщайте врачу, что у вас установлен кохлеарный имплантат.


Перед проведением любых медицинских манипуляций нужно предупреждать врача, что у вас установлен кохлеарный имплантат

– В чем ограничены люди с имплантатами в обычной жизни? Можно им заниматься спортом, летать на самолете?

– Как и любые другие люди, пациенты с системами КИ могут участвовать в социальной жизни и заниматься спортом. Избегать нужно только контактных видов спорта, при которых возможны удары по голове или продолжительное давление на область имплантата, так как это может вызвать его механическое повреждение. К другим видам физической активности противопоказаний нет.

На самолете летать тоже можно. Нужно только выключать электронные приборы на время взлета и посадки, так как они могут повлиять на работу бортовой аппаратуры. Это относится также и к речевому процессору. Предварительно скажите бортпроводнику, что вы используете кохлеарный имплантат, и объясните, как с вами общаться при выключенном речевом процессоре.

Что касается систем безопасности, например в том же аэропорту, КИ может вызвать их срабатывание, но это не представляет опасности для имплантата.

– Есть характерные поломки у КИ и РП? И куда в таком случае обращаться?

– Электроника системы кохлеарной имплантации разработана с учетом требований надежности и рассчитана на долгий срок безотказной работы при аккуратном обращении. Но если наружная часть сломалась, нужно отнести аппарат в сервисный центр. На время ремонта обычно выдают подменный речевой процессор. На РП действует пятилетняя гарантия с момента первого включения. Плановую замену осуществляют каждые 5 лет на основании Приказа МЗ РФ № 178н.

– Что значит аккуратное обращение с системой кохлеарной имплантации и речевым процессором?

– Достаточно придерживаться нескольких правил. Прежде всего, прочитать инструкцию и соблюдать ее. Никогда не вскрывать корпус речевого процессора, потому что несанкционированное вскрытие влечет за собой потерю гарантии. Беречь речевой процессор от падений и следить, чтобы он не попадал в опасные зоны с работающими механизмами или с высоким напряжением. Не давить на область, где установлен имплантат. Этого будет достаточно.


Николай Пудов рассказал, как живут пациенты с КИ и почему не надо бояться операции по установке имплантата

– Николай Викторович, большое спасибо за беседу.

– Пожалуйста, рад был помочь.

Ели у вас есть еще вопросы о системах кохлеарной имплантации, речевых процессорах, оставляйте их в комментариях – мы обязательно ответим. Или запишитесь на консультацию по КИ к нашим специалистам.

Расскажите или сохраните себе:


По статистике, средний срок службы слуховых аппаратов составляет 4 года, но специалисты рекомендуют детям менять их чаще. Почему? Читать далее →


Нет ничего живучее мифа о том, что слуховые аппараты портят слух. Поэтому при первых подозрениях, что слышно стало как-то не так, как раньше, идет человек… в интернет. В поисках лекарства от тугоухости. Читать далее →


Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Читать далее →

Рассказ мамы Саши

Нашему сыну Саше было около 1,5 лет, когда мы стали подозревать, что есть проблемы со слухом. После всех обследований установленный диагноз двусторонняя нейросенсорная глухота казался нам приговором. Но наша семья не опустила руки, и мы начали заниматься реабилитацией — приобрели слуховые аппараты и ездили на занятия с сурдопедагогом.

Примерно через два-три месяца после этого вышли на Оториноларингологическую группу НИИ нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко РАМН, познакомились с Дмитрием Николаевичем и Натальей Григорьевной. Про кохлеарную имплантацию тогда я мало что знала, но доктора подробно ответили на все мои вопросы по списку и предложили не торопиться, подождать результатов занятий со слуховыми аппаратами . Результаты стали появляться — за 4 месяца мы выучили примерно 10-15 слов, самостоятельно повторять Саша не желал, слышал только на близком расстоянии, с опорой на губы говорящего, да и то, только правым ухом.

Наша семья приняла решение делать кохлеарную имплантацию. В возрасте 2 года и 2 месяца в августе 2005 года хирург Милан Профант провел операцию. Операцию Саша перенес хорошо, и уже через двое суток мы были дома, а через три недели Саша начал учиться слышать. Мы регулярно занимались с педагогом Марковой Татьяной Васильевной и самостоятельно дома.

Сейчас прошел почти год после подключения. Результатом мы очень довольны! Саша практически все понимает в быту, все новые слова воспринимает только на слух, понимает беглую речь, нет необходимости говорить короткими заученными фразами. Его собственная речь пока в основном состоит из комментариев: мама пошла, машина поехала, папа ушел на работу, ой, горячая, больно!, отойди, сядь!, дай палку! и тому подобное.

После прогулки пытаемся вместе рассказать папе, что видели, Саша активно участвует в пересказе; стал слушать книжки, сам показывает на картинках и называет основных персонажей. Понимает обращенную речь не только близких людей со знакомыми интонациями, но и незнакомых, например людей в транспорте, если они к нему обращаются, он очень любит слушать, когда с ним разговаривают бабушки и тетеньки в автобусе.

Через 7 месяцев после операции мы уже ходили в группу кратковременного пребывания обычного массового сада и на фоне обычных деток Саша ничем не выделялся, разве что был более усидчивый и выполнял задания педагога, т.к. привык учиться. Такова наша история. Спасибо большое всем специалистам, которые с нами занимаются!

Общение с ВАМИ всегда оставляет приятные впечатления, т.к. Вы искренне переживаете за нашего сына и всегда радуетесь успехам вместе с нами.

Антошкина история.

О том, что наш сын глухой мы узнали, когда Антону было чуть больше года. Первые подозрения возникли, когда Антону было месяцев 10. Но понадобилось время, чтобы осознать, что странности в его поведении не случайны, что эту закономерность можно объяснить только одним – ребенок не слышит. В июне 2003 года после обследования мы уже знали точно, что наш сын глухой.

И тогда же мы узнали окохлеарной имплантации, но даже и не думали о том, что этот вариант окажется нашим. Мы начали со слуховых аппаратов и занятий. Мы настроились сделать все возможное, чтобы обойтись без операции…

Итак с декабря мы стали подробнее узнавать про операцию. Изучали все доступные исследования по КИ, какие риски, прогнозы…

В одной из работ были опубликованы диаграммы распознавания речи с СА и потом с КИ – и у меня не осталось сомнений. Это несопоставимо!

КИ не дает 100% природного слуха. Пороги на уровне 1 степени тугоухости.

КИ не панацея, работа по реабилитации необходима.

С КИ у ребенка будут некоторые ограничения в жизни, об этом надо знать.

Риск самой операции (есть ряд опасных моментов, хотя статистика очень низкая)

Риск менингита в будущем чуть выше, чем у обычных детей.

И все это время нас продолжали отговаривать очень и очень многие. Но негативное отношение к КИ было только у тех, кто НАПРЯМУЮ с КИ не сталкивался. Те же, кто РЕАЛЬНО знает людей, детей с КИ – все были очень оптимистичны…

Все было очень быстро. 8.50 утра — 3 укола снотворного. 9.00 — Антона увезли в операционную. 13.45 — привезли Антошку в палату с забинтованной головой. На следующий день Антон просился на пол, пройтись. Шел хорошо, с небольшой поддержкой, иногда спотыкался. А на третий день после операции он уже ходил уверенно и даже бегал. Через неделю после операции сняли швы и выписали.

Через 9 месяцев уже вот такое общение у нас было:

АНТОН: Снег, дед Ма-оз! Машина ба-шая — никак!

Я: Да. Машина большая вчера никак не могла заехать…

АНТОН: А са (н)ки мо-ща (санки можно, могут)!

Я: Да, санки могут заехать… ты хочешь санки взять?

АНТОН: Неть! Качу лапака! (хочу лопату взять)

Было много смешных историй:

Итак. Чего мы достигли за 2 года с КИ.

Антону сейчас 4 года и 5 месяцев.

Выражает все свои мысли, просьбы и т д.

Разговаривает по телефону — понимает простые фразы, отвечает на простые вопросы.

Постепенно осваивает английский.

Использует правильные грамматические формы:

а) временные и видовые (соверш./несоверш.) формы глаголов ( «машина ехала, ехала и приехала)

в) изменяет существительные, прилагательные по падежам, числам, родам (иногда с ошибками)

г) использует предлоги

д) самостоятельно пересказывает увиденное/услышанное/ произошедшее (в пределах 3-4 связных предложений)

С какими сложностями мы столкнулись:

1. В шумной обстановке Антон плохо различает речь.

2. С одним КИ невозможна локализация звука.

3. Каждая простуда – повод для дополнительных волнений и проверок ушей.

4. Нужно все время следить за батарейками и техническим состоянием процессора (иметь запасные проводки, батарейки и т д)

Но это все несопоставимо с тем, какие возможности сейчас есть у моего ребенка для того, чтобы общаться, развиваться… и просто слышать этот мир.



Наш эксперт – руководитель научно-клинического отдела аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации ФГБУ НКЦО ФМБА России, кандидат медицинских наук
Антон Мачалов.

При тяжёлых степенях тугоухости слуховые аппараты неспособны помочь человеку. Если болезнь или повреждение затронуло внутреннее ухо (в этом случае врачи говорят о нейросенсорной тугоухости), такие устройства, увы, бессильны. Однако это не значит, что человек обречён провести в тишине всю жизнь. Один из способов помочь людям с тяжёлыми нарушениями слуха – кохлеарная имплантация.

Выход – операция

Кохлеарная имплантация – это сложное хирургическое вмешательство на структурах внутреннего уха.
Кохлеарный имплант состоит из двух частей: внутренней (электрод, который располагается в ухе пациента) и внешней (речевой процессор). Эти устройства соединяются друг с другом посредством двух магнитов, внешняя часть устройства фиксируется на голове человека.


Речь человека, как правило, находится в диапазоне от 500 до 4000 Гц, поэтому система кохлеарной имплантации позволяет не просто слышать слова, но и распознавать звуки окружающей природы, воспринимать музыку и различать музыкальные инструменты.

После проведённой операции пациент ещё не слышит, эта возможность появляется только после включения речевого процессора. Обычно это происходит через 20–30 дней после операции. Это время необходимо для того, чтобы область вмешательства зажила и спал послеоперационный отёк. Речевой процессор, который располагается на ушной раковине, направляет специальный сигнал на внутреннюю часть системы. Она раскладывает звук на частоты и отправляет сигнал на соответствую­щий чип, который стимулирует слуховой нерв и обеспечивает тем самым ощущение звука.

После кохлеарной имплантации и настройки речевого процессора пациент способен воспринимать шёпотную речь с расстояния 6 м – так же как человек с нормальным слухом.


Чуть больше аппарата

Внутренняя часть системы кохлеарной имплантации находится во внутреннем ухе, поэтому снять её нельзя. А вот речевой процессор снимается, однако именно на нём расположены микрофоны, и как только человек снимает процессор, он перестаёт слышать. Поэтому пациенты, особенно дети, после того как привыкнут к речевому процессору, носят его постоянно.

По размеру речевой процессор больше, чем обычные слуховые аппараты. Это связано с большими элементами питания, которые должны обеспечивать работу не только самого процессора, но и электрода, расположенного во внутреннем ухе. Однако, несмотря на это, ношение кохлеарного импланта не вызывает проблем ни у взрослых пациентов, ни у детей.

Нужна реабилитация!

Первые звуки пациент может услышать после активации речевого процессора, то есть через 20–30 дней после операции. В это время начинается длительный и сложный период для больного, так как нужно набраться терпения и постоянно выполнять рекомендации специалистов – сурдопедагога, сурдолога, дефектолога.

Особенно сложен восстановительный период для родителей детей, которым была проведена операция. Обычно мама и папа хотят получить результат как можно быстрее, а первые плоды кохлеарной имплантации появляются, как правило, через 6–9 месяцев после операции. Всё это время нужно работать, заниматься и тренироваться. Иногда это сложно объяснить родителям, но без сотрудничества с врачами, постоянных приездов в центр, где провели кохлеарную имплантацию, результата не будет.


Шанс на успех

Кохлеарная имплантация выполняется людям с высокой степенью двусторонней тугоухости (IV степень) или двусторонней глухотой. Приоритет отдаётся детям до 2 лет и взрослым пациентам с навыками речи, которые потеряли слух после травм или перенесённых инфекций.

Как и у любого хирургического вмешательства, у кохлеарной имплантации имеются противопоказания. Часть из них связана с общим состоянием здоровья пациента, когда невозможно применить общую анестезию (например, при некоторых заболеваниях серд­ца, почек, печени или лёгких).

Существуют и более специфические противопоказания, например, аномалии развития внутреннего уха и структур височных костей, оссификация (окостенение) ушной улитки после перенесённого менингита.

Проведение кохлеарной имплантации у детей старше 4–5 лет, если при этом отсутствуют навыки речи, часто нерационально. Дело в том, что речевой и слуховой центр формируется до трёхлетнего возраста, и чем старше ребёнок, тем сложнее достичь успеха в развитии речи. Это возможно, но потребуются огромные усилия со стороны родителей и педагогов.

Поэтому перед решением вопроса о необходимости проведения кохлеарной имплантации потребуется получить квалифицированную консультацию и пройти обследование у врача-сурдолога.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.