Воспитание и обучение детей с дцп презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Бабкин

3 К первой группе причин (дородовые) относят инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременных, иммунологическую несовместимость крови матери и плода. К формированию детского церебрального паралича может привести: кислородное голодание мозга плода во время беременности или родов, кровоизлияния в мозг на фоне кислородного голодания мозга, недоношенность, чрезмерно высокий уровень билирубина в крови новорожденных и др. Ко второй группе причин (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм. К первой группе причин (дородовые) относят инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременных, иммунологическую несовместимость крови матери и плода. К формированию детского церебрального паралича может привести: кислородное голодание мозга плода во время беременности или родов, кровоизлияния в мозг на фоне кислородного голодания мозга, недоношенность, чрезмерно высокий уровень билирубина в крови новорожденных и др. Ко второй группе причин (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм. Причины возникновения детского церебрального паралича:

4 Доказано также, что к ДЦП приводит употребление алкоголя во время беременности, курение, прием наркотических и других сильнодействующих веществ, некоторых групп лекарств, антибиотиков.

5 Типы церебрального паралича: Спастический (spastic) - у больного большая скованность и затруднения движения :70-80% пациентов. Атетоидный (athetoid), или дискинетический - наличие непроизвольных, неконтролируемых движений (гиперкинезы): % пациентов. Атаксический (ataxic) - нарушение равновесия, наличие глубинных умственных отклонений: 5-10% пациентов.

6 Формы ДЦП В настоящее время в нашей стране принята классификация ДЦП К.А. Семеновой ( ). Согласно этой классификации выделяют 5 форм ДЦП:

7 Спастическая диплегия – наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Ею страдают более 50% больных ДЦП. При спастической диплегии поражены и руки, и ноги, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях. У 70-80% детей со спастической диплегией отмечают нарушения речи в форме спастико – паретической дизартрии, ЗРР, реже - моторной алалии. Нарушения психики обнаруживаются у большинства детей. Наиболее часто они проявляются в виде ЗПР. СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ

8 Такие дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с НОДА, в средних общеобразовательных школах и на дому (по программе массовой школы или по индивидуальной программе). Часть детей имеют умственную отсталость разной степени тяжести. Эти дети обучаются по программе школы для умственно отсталых детей (школы 8 вида). Спастическая диплегия – прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций. Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых людей при сохранном интеллекте и достаточном развитии манипулятивной функции рук.

9 Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо ноги поражены сильнее, чем ноги. Основные клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание регидности мышц, усиливающееся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается. ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ

11 Эта форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез в связи с поражением левого полушария наблюдается значительно чаще, чем левосторонний. В тяжелых случаях одностороннее ограничение спонтанных движений заметно уже в первые месяцы жизни; при легких формах симптоматика становится отчетливой к концу первого года, когда ребенок начинает активно манипулировать руками. Дети с гемипарезами овладевают возрастными двигательными навыками, чем здоровые. Дети начинают ходить с опозданием на один, два года. Из-за трофических расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда – укорочение пораженных конечностей. ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

12 Патология речи отмечается у 30-40% детей, чаще по типу спастико – паретической дизартрии или моторной алалии. Степень интеллектуальных нарушений вариабельна от легкой ЗПР до грубого интеллектуального дефекта Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении. Практически все дети ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки. Обучаемость и уровень социальной адаптации детей с этой формой ДЦП во многом определяются не тяжестью двигательных нарушений, а интеллектуальными возможностями ребенка, своевременностью и полнотой компенсации психических и речевых расстройств.

13 Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус – фактору), а так же кровоизлияние в область хвостатого тела, возникающее чаще в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. Речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. У 20-25% детей имеются нарушения слуха; у 10-15% отмечаются судороги. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

14 Нарушения психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25% детей. Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать. Начальное обучение детей часто осуществляется на дому по массовой, реже по вспомогательной программе. По окончании школы больные с этой формой ДЦП чаще, чем с другими формами заболевания, поступают в средние, а иногда и высшие учебные заведения.

15 При данной форме ДЦП имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов головного мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия. Сидение формируется к 1-2 годам, стояние и ходьба – к 6-8 годам и позже. Ребенок стоит и ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений с целью сохранения равновесия, ребенок часто падает. Все движения неточны, несоразмерны, нарушены их синхронность и ритм. АТОНИЧЕСКИ – АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

16 Расстройства координации тонких движений пальцев и дрожание рук затрудняют осуществление самообслуживания и овладения навыками рисования и письма. У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде ЗРР, атактической дизартрии; может иметь место алалия. При этой форме ДЦП могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести. Важную роль в структуре психического дефекта играет основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения интеллекта. В 55% случаев, помимо тяжелых двигательных нарушений у детей с этой формой ДЦП, имеет место тяжелая степень умственной отсталости. Такие дети направляются в учреждения Министерства социальной защиты, т.к. не могут овладеть навыками самообслуживания и школьными навыками.

17 Среди больных с ДЦП больше рождается мальчиков: на 100 девочек около 135 мальчиков Около половины детей с ДЦП родились недоношенными Более половины детей с ДЦП страдают двусторонним спасти ческим парапарезом (поражение нижних конечностей) Почти 1/3 детей с ДЦП страдают гемиплегией (паралич мышц одной половины тела, как это часто наблюдается при инсультах у взрослых) 1 из 4 инвалидов с последствиями ДЦП страдают эпилептическим припадками (синдромом) 6 из 10 (60%) инвалидов с последствиями ДЦП обладают нормальным или исключительно высоким интеллектом Примерно у каждого третьего из 10 детей с ДЦП – серьезные проблемы, связанные с обучением 1 из 3 детей с ДЦП не могут самостоятельно передвигаться

19 Права, льготы и социальные гарантии, предоставляемые детям - инвалидам Дети-инвалиды и семьи, в которых они воспитываются, наиболее остро нуждаются в социальной помощи и защите. Ниже приведены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие эту помощь, а также описаны права, льготы и гарантии, предоставляемые детям-инвалидам в Российской Федерации. Признание детей инвалидами Приказом Минздрава РСФСР от разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом. В их основу положены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на сроки от шести месяцев до двух лет, от двух до пяти лет, до достижения 16-летнего возраста. Детские специальные учреждения Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. Ребенок-Инвалид помещается в него по желанию родителей. Дети раннего возраста - до четырех лет - принимаются в специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения.

21 Четкой лечебной программы, которая подходит абсолютно всем больным детям не существует, так как проходит болезнь довольно индивидуально. Среди методов, которые используют для лечения ДЦП в восстановительном периоде следует отметить лечебную гимнастику, которая включает в себя: работу, направленную на развитие реакции на равновесие и выправление; работу, направленную на развитие функций рук, а также манипулятивной деятельности; работу, направленную на развитие моторно-зрительной координации; работу, направленную на преодоление, а также торможение не правильных положений и поз; работу, направленную на предупреждение образования вторичного неправильного двигательного стереотипа у ребенка.

22 Социальные пенсии детям-инвалидам В соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (статья 114) социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере минимальной пенсии по старости. Кроме того, дополнительно к социальной пенсии на ребенка-инвалида выплачивается надбавка по уходу за ним, равная 2/3 минимальной пенсии по старости. К социальной пенсии по старости добавляется компенсация неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом до 16 лет. Пенсионное обеспечение членов семьи, занятых уходом за ребенком-инвалидом Согласно статье 11 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьми дет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет при общем трудовом стаже не менее 15 лет. Социальная защита детей-инвалидов в области воспитания, обучения, образования Транспортные льготы Льготы по медицинскому обслуживанию детей-инвалидов Обеспечение детей-инвалидов специальными техническими средствами Социально-бытовые льготы Жилищные льготы Льготы по налогам Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

24 Дельфинотерапия Дельфинотерапия – это способ лечения с помощью ультразвуковых колебаний, которые воспроизводят самые милые существа на свете, дельфины. Звук издаваемый дельфинами воздействует на головной мозг человека и помогает избавиться от психологических проблем и проблем со здоровьем. Дельфины считывают информацию о человеке и помогают справиться с болезнями. Это один из лучших методов лечения для людей с такими заболеваниями, как детский церебральный паралич – ДЦП. Общение с дельфином позволяет: -стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений; - стимулировать процесс развития личности; - восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям, переживающим одиночество или состояние дезадаптации; - через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального от реагирования; -создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом. А также выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом, и способствует речевому и сенсомоторному развитию детей с ДЦП.

25 КАК ЛЕЧАТ ДЦП? Основные методы медицинского сопровождения ДЦП: лечебная медикаментозная поддержка массаж физиотерапия Поскольку ДЦП неврологическая патология, он лечится с помощью нейролептикоков, ноотропных препаратов, регуляторов кровеобращения ЦНС и психостимуляторов. Один из синдромов ДЦП повышенное внутричерепное давление, уменьшить которое помогает массаж, магнитотерапия и электрофорез.

26 Бальнеотерпия (водные занятия) В воде у детей изменяется масса тела, и они не боятся сделать шаг. Многие малыши с ДЦП сначала осваивают плавание, укрепляют мышцы, и только потом могут научиться ходить. Плавание сожжет дополняться гидромассажем для разработки мышц. Опять же, занятия на воде должны производиться специально обученными инструкторами и, желательно, в бассейнах, оборудованных специальными подъёмниками для облегчения спуска на воду больных детишек Грязелечение. Грязь оказывает общерефлекторное химическое воздействие, стимулирует нервные окончания. Теплая грязь хорошее средство при гипертонусе. Снять спастику (напряжение) мышц при ДЦП помогают электрофорезы, а для улучшения сосудистой регуляции используется магнитотерапия.

27 Иппотерапия Больные дети ездят на лошади и это приносит свои результаты, ведь при такой езде задействуются различные группы мышц. Причем мышцы осуществляют трехмерное движение, это очень важно при ДЦП. Иппотерапия часто применяется при лечении детей- инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции. Кроме биомеханического фактора при иппотерапии не менее важен, а в некоторых случаях и является основным психогенный фактор, что особенно важно при лечении детей с церебральным параличом, невротическими реакциями, аутизмом, нарушениями психического развития. Верховая езда требует концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью (что особенно полезно при гиперкинетической форме ДЦП), способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий.

29 Существуют различные методы и подходы в лечении детского церебрального паралича. Всегда, когда они применяются квалифицированными специалистами, удается достигать желаемого результата. Дети с церебральным параличом так же, как и другие дети, нуждаются в любви, заботе и поддержке; они должны иметь право на овладение определенными социальными навыками, а также возможность обрести самоуважение и веру в себя. Главная задача тех, кто работает с больным ребенком, - вырастить самостоятельного человека, способного нормально учиться и развиваться, помочь ему найти свое место в жизни, научить любить и быть любимым. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30 Список использованной литературы: 1.Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., Бадалян Л. О. Невропатология. М., Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. С-Пб, Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. М., Самойлов В. И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. С-Пб., 1998 Т Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., Цукер М. Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., Ялымова Н.В. Ранняя диагностика детских церебральных параличей. М., 2004.






























Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности детей с ДЦП и приемы коррекционной работы с ними

Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации.

Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации. Цель: выяснить особенности коррекционно- развивающей работы с детьми с ДЦП, т.к в каждой группе детей с ОВЗ существуют как общие аномалии в психическом и физическом развитии, так и частные.

Задачи: ДЦП, особенности заболевания, его виды. Коррекционно-развивающее обучение, основные направления коррекционно-развивающей работы. Методы, приемы, формы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ДЦП.

Причины возникновения ДЦП 1)кислородная недостаточность из-за удушья; 2) разрыв или закупоривания кровеносных сосудов в период кормления или рождения. 3)инфекция или внешние факторы, которые разрушают защитную миелиновую оболочку развивающихся клеток-нейронов. 4) нарушение процесса перемещения клеток мозга в процессе развития плода. 5)послеродовая травма или инфекции, которые приводят к нарушению связей между нейронами.

Симптомы ДЦП 1) проблемы, связанные с мелкой моторикой (нарушение хватательной функции или трудности при письме), и вплоть до тяжелых симптомов, таких как неспособность сохранять равновесие или ходить; 2)нарушения речевой и слуховой функций; 3)когнитивные расстройства; 4) эпилепсия. У детей с тяжелой степенью ДЦП часто наблюдаются проблемы с осанкой, а их мышечный тонус (напряжение мышц) часто бывает повышен. Наиболее часто признаки ДЦП проявляются, когда ребенку исполняется 6-9 месяцев. Особенность ДЦП: появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.

Насильственные движения при ДЦП бывают следующих видов: Хореиформные движения — резкие быстрые движения бедер и плечевых отделов. Атетоидные движения – червеобразные, медленные, извивающиеся движения кистей и стоп. Смешанная форма – атетоз и хорея одновременно. Все насильственные движения усиливаются при стрессах и эмоциональных реакциях, уменьшаются в спокойном состоянии и полностью исчезают в период сна.

Спутники детского церебрального паралича -судороги гидроцефалия (водянка головного мозга) - нарушение зрения -нарушение слуха -расстройство координации и равновесия -задержка речевого развития -алалия (отсутствие речи) дизартрия (затруднение произношения звуков) -дислексия (нарушение письменной речи) -заикание дефекты в эмоционально-волевой сфере трудности письма, чтения, счета.

Обучение в начальной школе носит практическую и коррекционную направленность, которая заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков детей с отклонениями в развитии. Одним из основных условий успешной коррекционной работы является: 1. строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, 2. дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом ведущего нарушения в его развитии, 3. состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций. Для этого изучаются психофизические возможностиф учащихся, планируется и осуществляется разноуровневый дифференцированный подход в обучении через урок, внеурочную деятельность. Разрабатывается комплексный план коррекционной работы с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда.

Основные направления коррекционной работы на уроке предусматривают : -коррекцию личностных качеств; -коррекцию познавательных возможностей; -формирование и развитие коммуникативной функции речи; -коррекцию сенсорных и двигательных недостатков; -коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития; -коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики; -коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности; - подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

Коррекционно-развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача коррекционной работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекция отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала. Содержание коррекционной работы раскрывается в учебных программах, поэтому для каждого учащегося определяется индивидуальная программа обучения с учетом зоны ближайшего развития.

Практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач. Главный принцип коррекционной работы на уроке

Методы, формы и приемы коррекционной работы с детьми, нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Практические методы и приемы обучения: Целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения. Дидактические игры. Наглядные методы: обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего; рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий. Словесные методы: речевая инструкция, беседа, описание предмета; указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком); вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие); педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

В качестве основных методов являются: -Гимнастические упражнения; -Подвижные игры по словесной инструкции с использованием стихотворных текстов; -Подвижные игры с использованием наглядности (стрелки-векторы, схемы); -Подвижные игры с правилами.

Формы работы: индивидуальные, подгрупповые , фронтальные. Наиболее приемлемым видом образовательного учреждения для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является специальная коррекционная школа-интернат.

ДЦП (детский церебральный паралич) клинико-психолого-педагогическая картина

Краткая характеристика ДЦП ДЦП – обусловлено органическим поражением мозга, которое возникает во внутриутробном развитии плода, во время родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными расстройствами, парезами, параличами, насильственными движениями, нарушениями координации.

Краткая характеристика ДЦП Кроме того, у 60 – 80% детей, страдающих этими расстройствами, наблюдаются изменения психики и речи.

Краткая характеристика ДЦП Степень выраженности психофизических дефектов может варьироваться от очень лёгких до крайне тяжёлых форм, что негативно сказывается на всем процессе адаптации этих детей к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Классификация ДЦП по Семеновой(1978) Гемипаретическая; Гиперкинетическая; Спастическая диплегия; Двойная гемиплегия; Атонически-астатическая форма

При спастической диплегии поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в меньшей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них развиваются речь, познавательные функции, многие из них способны к обучению по программе общеобразовательной школы. У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения — гемипарезы. При этом отмечается более тяжелое поражение одноименных руки и ноги.

У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и речедвигательных рас­стройств.

Особенности развития двигательной сферы Известно, что ходьба детей со спастической диплегией ха­рактеризуется тем, что они даже после длительно проводимых реабилитационных мероприятий не могут автоматически, как это делает здоровый ребенок, переносить вес тела с одной ноги на другую. Вес тела сосредоточивается в основном на внутренней сто­роне стопы.

У детей с церебральным параличом имеет место не только замедленный, но и часто неравномерный темп пси­хического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций.

Возможные варианты нарушенного развития при ДЦП - локальный дизонтогенез отдельных высших психических функ­ций (речи, пространственных представлений, различных видов гнозиса, праксиса, внимания, памяти и др.); - нарушения умственной работоспособности; - нарушения произвольной регуляции психической деятель­ности; - специфическую задержку психического развития, при кото­рой имеет место сочетание представленных выше нарушений со стойко ограниченным запасом знаний и представлений об окружа­ющем и специфическими особенностями мыслительной деятель­ности, обуславливающими замедленное усвоение нового материала.

Эти дети избегают интеллектуального напряжения и при малейшем утомлении отказываются от выполнения заданий. У них обычно церебрастенический синдром соче­тается с астеноадинамическим. Такой ребенок малоактивен при выполнении любых заданий, он медленно включается в выполнение задания и требует постоянной стимуляции для его заверше­ния. Все мыслительные процессы у него резко замедлены.

Дефекты мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления. Это в известной степени может быть обусловлено недостаточно­стью семантической стороны речи. Несмотря на то что у многих детей, с которыми проводились занятия в дошкольном возрасте,

К началу обучения в школе формально достаточный сло­варный запас, при специальном обследовании выявлялась нед­статочность семантической стороны речи и формирования слов как понятий. Как правило, отмечается ограниченное, часто сугубо индивидуальное, конкретное, а иногда и искаженное понима­ние значения отдельных слов. Это может быть связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка.

Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих интеллектуальных процессов симультанного характера, т.е. целостной интеллектуальной деятельности, основанной на взаимодействии анализаторных систем и симультанном синтезе.

У этих детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедности их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой как в процессе коммуникативной, так и предметно-практической деятельности

Характерной особенностью мышления является также нару­шенная динамика мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, а в ряде случаев и более выраженная инертность.

Отличительной особенностью мыслительных процессов детей с церебральным, параличом является взаимосвязь недостаточно­ти как содержательной, так и организационной сторон мышления. Известно, что для развития организационной стороны мышления необходима сформированность операций планирования и самоконтроля, а также определенный запас знаний и умений. У детей с церебральным параличом без специального обучения эти предпосылки не развиваются.

Характерной особенностью психического развития детей с церебральным параличом является задержанное формирование регуляторной функции психических процессов, что в значительной степени связано с замедленным созреванием переднелобных от­делов коры головного мозга.

Кроме того, недостаточная сформированность наглядно-дей­ственного и образного мышления у детей в сочетании со стойки­ми речевыми расстройствами обуславливает отставание в развитии словесно-логического мышления

Следует отметить, что у детей с церебральным параличом уро­вень мыслительных операций в значительной степени зависит от степени знакомства их с объектами и явлениями окружающей действительности. В условиях необходимости осмысления малознако­мых ситуаций уровень мыслительных процессов значительно снижается. Обращает на себя внимание влияние предыдущего обуче­ния на уровень мыслительной деятельности детей.

Обобщенные способы мышления обычно применялись детьми младшего школьного возраста лишь в тех ситуациях, в которых они были сформи­рованы, или в очень похожих, т.е. способы действия были тесно связаны с конкретным содержанием заданий.

Недостатки операциональной стороны мыслительной деятельно­сти обычно более выражены на начальных этапах обучения. Обраща­ло на себя внимание отставание в формировании понятийного абстрактного мышления. Специфика этого отставания в значительной степени определялась недоразвитием семантической стороны речи

У учащихся с сохранными возможностями интеллектуального развития в начале обучения нередко выявляются определенные труд­ности в усвоении письма, чтения, счета. Нередко наблюдаются зеркальность письма, оптические замены букв, пропуски букв и сло­гов, акустические и другие ошибки. В процессе обучения в адекват­ных для ребенка условиях число этих ошибок уменьшается, что дает основание предполагать, что в основе указанных затруднений большое место занимает несформированность межсенсорных свя­зей акустического и двигательно-кинестетического анализаторов

Для многих детей с церебральным параличом характерны специфические трудности в усвоении счетных операций и оценке отдельных цифр при их зрительном восприятии в процессе опо­знания и написания. Это часто сочетается со смешением арифме­тических знаков и специфическими трудностями формирования представлений о числе. Обучение чтению в ряде случаев затруднено из-за оптико-гностических расстройств.

У детей с церебральным параличом наблюдается: нарушения умственной работоспособности, синдромы локальных на­рушений отдельных высших психических функций, отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, что проявляется прежде всего в отсутствии у большинства детей личностной готовности к обучению. Задержка в развитии личностной саморегуляции и не­равномерность развития различных высших психических функций, а также крайне ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточность ручной моторики и зрительно-мо­торной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике

Определенную роль в степени выраженности указанных нарушений играют ошибки воспитания детей с церебральным параличом в семье. Чаще всего родители воспитывают детей по типу гиперопеки, в результате чего у ребенка слабо формируется мо-тивационная основа психической деятельности, произвольность и адекватная самооценка

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперэстезией, повышенной истощаемостью нервной систе­мы. У детей первых лет жизни часто наблюдаются стойкие нарушения сна (трудности засыпания, частые пробуждения, беспо­койство в ночное время).

Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут на­блюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Воз­можны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость во­левого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Среди вариантов аномального развития личности при церебраль­ных параличах наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. Основной признак инфантилизма — недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности (высших психических функций). В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива

В основе формирования личности по типу психического ин­фантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. К дополнительным условиям развития этого типа личности относятся неправильное воспитание, ограничение дея­тельности и общения, обусловленное не только двигательной и речевой недостаточностью, но и гиперопекой.

Кроме того, для детей с церебральным параличом характерен так называемый невропатический вариант психического инфан­тилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамо­стоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверен­ность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудно­сти адаптации к новым условиям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.