Дцп развитие физической культуры и спорта

Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию адаптивного спорта и физической культуры. Проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и популяризацию этой сферы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Важно обеспечить такое содержание адаптивной физической культуры, которое обеспечит полноценное личностное, психическое и физическое развитие каждому члену общества, в том числе инвалидам, людям с нарушением физического и ментального развития.

Единственным действительно эффективным средством успешной интеграции инвалидов в общество, является их включение в различные виды общественно значимой деятельности. Этому способствует, к примеру, популяризация массовых видов спорта, их адаптация под специальные потребности инвалида, привлечение как можно большего числа инвалидов к участию в соревнованиях, массовых выступлениях.

Проблематика исследования. Особенности адаптивной физической культуры для инвалидов отличается тем, что она имеет многофункциональную направленность, и в первую очередь направлена на социализацию, повышение качества жизни и всестороннее развитие личности.

Объект исследования – адаптивный спорт и его роль в развитии и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Предмет исследования – адаптивный спорт как средство адаптации и развития детей младшего возраста с ДЦП.

Цель исследования – в рамках теоретического исследования литературных источников, нормативно-правовой базы, имеющегося практического опыта, изучить особенности и специфические потребности детей с ДЦП для дальнейшей разработки программы их адаптации и развития.

Задачи исследования:

Изучить особенности развития и специфические потребности ребенка с ДЦП

Изучить отечественный и международный опыт организации адаптивного спорта и паралимпийского движения

Рассмотреть нормативно-правовую базу обеспечения адаптивного спорта для детей

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что ребенок с ДЦП нуждается в адаптивной физической культуре, которая будет направлена не только на физическое развитие и участие в соревнованиях, но и на решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере [1].

Научная новизна. Изучили и обобщили опыт организации адаптивного спорта для детей в Российской Федерации и в мире, выделили специфические потребности детей с ДЦП. Полученные данные в дальнейшем будут использованы для разработки адаптивной программы для лиц с ДЦП.

Нами были выделены следующие наиболее значимые положения:

1. Дети с ДЦП нуждаются в создании специальных условий для проведения тренировочного процесса и развития, что и легло в основу адаптивного спорта. В первую очередь, применяются специальные социально-психологические, специфические и обще методические принципы работы с такими детьми. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно рассматривать как лечебно-педагогический процесс, имеющий важное социальное значение. Подразумевает сочетание соревновательной, лечебно-оздоровительной, рекреационной деятельности. Выполняет в первую очередь информационную и гуманистическую функцию в обществе. В этом виде спорта применяются различные принципы и методы работы. Одни из них разработаны специально для людей с ограниченными возможностями, другие же заимствованы из общепедагогического и тренировочного процесса здоровых лиц. Выбор того или иного вида спорта зависит от потребностей человека, а также состояния его здоровья. При этом учитывается спортивно-медицинская классификация [11].

2. Дети с ДЦП отличаются различными нервно-мышечными патологиями, которые характеризуются нарушением нормального функционирования мышц и координации движений. В первую очередь эта патология проявляет себя нарушением двигательной функции. Это связано с нарушением и задержкой развития статокинетических рефлексов, а также нарушением функционального состояния вестибулярного аппарата. Обусловлено такое состояние в большинстве случаев нарушением тонуса и мышечными парезами.

3. У детей с ДЦП наблюдается рассогласование сенсорных и исполнительных действий, обусловленное нарушением функции верхних и нижних конечностей. Это препятствует выполнению определенных движений, сохранению точности и координации движений, нарушает моторику, препятствует нормальному восприятию и воспроизведению информации. У некоторых детей интеллект сохраняется в норме. Но при тяжелых двигательных нарушениях страдает и интеллект. Развивается умственная отсталость, что способствует более глубокому нарушению сенсорной и исполнительной деятельности. Степень этих нарушений находится в прямой зависимости от глубины интеллектуальных нарушений.

4. Ребенок слабо ощущает и воспринимает свои движения, тактильная чувствительность также снижена. Поэтому различные виды осязания и восприятия развиты недостаточно. Ребенок не способен графические воспроизвести предмет, нарушается и способность узнавать предметы на ощупь.

Нарушается способность воспринимать пространство и ориентироваться в нем.

Нарушение ориентации в пространстве влечет за собой нарушение способности контролировать свои движения. Постепенно происходит атрофия мускулатуры, утрачиваются основные рефлексы. Поэтому ребенку всегда нужно поддерживать хотя бы минимальный уровень двигательной активности, без которого заболевание будет только прогрессировать. Важно выполнять упражнения, направленные на фиксацию взора, устранение речевого дефекта.

Аналогичные нарушения происходят при всех видах ДЦП, вне зависимости от формы и тяжести заболевания.

Далее нами был проанализирован международный и отечественный опыт организации адаптивной системы физической культуры и спорта

2. Опыт реализации программ ВОЗ в зарубежных странах непременно включает продвижение различных форм двигательной активности, в том числе и двигательную рекреацию, в качестве основных условий достижения положительного результата [14].

3. В США физическая активность, независимо от формы реализации, является одним из основных компонентов здорового образа жизни. АФК является субдисциплиной физического воспитания, при этом пристальное внимание уделяется интеграции школьников и студентов с особыми потребностями. Часто подобные центры базируются в исследовательских и учебных университетах, объединяя потенциал сразу нескольких некоммерческих и коммерческих организаций [14, 15, 16, 17]. Важнейшим обстоятельством является участие специалистов-медиков в консультационной работе подобных организаций, часто на безвозмездной основе.

3. В странах Британского содружества, в частности в Великобритании, основной организацией, курирующей АФК и адаптивный спорт, является Английская федерация спорта инвалидов - EFDS [36]. Британская паралимпийская ассоциация - общественная организация, существующая на спонсорские пожертвования [18]. Основная деятельность департамента проходит под девизом: «спорт может улучшить здоровье людей, а также обеспечить обогащение их жизни.

4. В Австралии учреждения Спорта инвалидов или национальных организаций спорта для людей с ограниченными возможностями обеспечивают разнообразие услуг и возможностей для людей с широким спектром инвалидности. Эти учреждения могут облегчить/обеспечить участие в рекреационной деятельности, реализовать возможности спортсменов-инвалидов на высоком уровне, в том числе - участие в элитных соревнованиях.

5. В Канаде обращает на себя внимание успешная самоорганизация ряда муниципалитетов в вопросах адаптированной двигательной активности [19, 20]. Цель этого сотрудничества и партнерства между шестью муниципалитетами округа Pictou, заключается в том, чтобы обучить и мотивировать всех граждан, увеличить объем их ежедневной физической активности в целях создания более счастливого, здорового и активного сообщества.

6. В июле 2009 года руководство Департамента охраны и укрепления здоровья Новой Шотландии согласилось, чтобы еще раз поддержать инициативы партнерства в графстве через свою программу MPAL (Municipal Physical Activity Leadership - Лидерство Муниципальной Физической Активности). Программы MPAL предлагают стимулы для распределения затрат муниципалитетов, чтобы последние имели возможность нанять персонал для управления физической активностью населения.

8. В Испании концепция применения средств и методов АФК имеет строго научное обоснование. В работе одновременно принимают участие как лицензированные специалисты в области АФК, так и социальные работники, специалисты по семейной медицине, прежде всего, подготовленный средний медперсонал, а также врачи, осуществляющие постоянный контроль.

9. По схожей схеме с теми же приоритетами реализуются основные направления АФК и во Франции, где созданы многочисленные профессиональные ассоциации специалистов в области АФК и непрерывная система обучения и повышения квалификации с использованием современных методов дистантного обучения и сопровождения обучающихся [22, 23, 24, 25].

10. В Российской Федерации физкультурно-оздоровительную работу с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидами осуществляют 11467 учреждений.

Работа по развитию адаптивной физической культуры ведется в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий по: лёгкой атлетике, настольному теннису, баскетболу, пауэрлифтингу, лыжному спорту, мини-футболу, шорт-треку, голболу, волейболу. В качестве волонтёров к проведению спортивных мероприятий привлекаются студенты университета физической культуры и педагогического университета [12].

В ходе исследования нами было установлено, что ребенок с ДЦП нуждается в адаптивной физической культуре, которая будет направлена не только на физическое развитие и участие в соревнованиях, но и на решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере. При проведении сравнительного анализа развития детей в норме и с различными формами ДЦП, установили, что имеются серьезные различия как в психическом, так и в физическом развитии детей.

Мы предприняли попытки рассмотреть и обосновать возможность применения адаптивного спорта в решении проблем пациентов с ДЦП. Был выявлен богатый опыт в этом направлении в различных государствах. Перспективу дальнейших исследований мы видим в разработке адаптивной программы для лиц с ДЦП.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Алена Игоревна

В данной статье рассмотрены основные особенности медицинской помощи детям с детским церебральным параличом . Перечислены направления помощи детям с ДЦП. Приведены методы для эффективного лечения церебрального паралича, такие как физиотерапия, лечебный массаж, лечебная физическая культура, адаптивная физкультура и т.д. Вся система мероприятий по лечебной физической культуре ориентирована на то, чтобы помочь больному ребенку с ДЦП нормализовать двигательную деятельность, а при ДЦП, любые физические упражнения или действия можно считать лечебными.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Алена Игоревна

3. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении. М.: Учитель, 2014. 270 c.

4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. М.: Владос, 2015. 352 c.

5. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. М.: Книга по Требованию, 2016. 256 c.

7. Соколова Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования [Текст]: монография / Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 179 с.

8. Социализация: понятие, содержание, подходы к изучению, институты и актуальный контекст // Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2016. С. 419-456.

9. Трофимова С.С. Модель развития социальной активности подростков // Символ науки, 2016. № 12-2. С. 249-250.

10. Трубина Г.Ф. Социализация личности школьника: компетентнотный подход // Педагогическое образование в России, 2017. № 10. С. 11-16.

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Борисова Алена Игоревна - студент, институт математики, физики и информатики, Красноярский государственный педагогический университет, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные особенности медицинской помощи детям с детским церебральным параличом. Перечислены направления помощи детям с ДЦП. Приведены методы для эффективного лечения церебрального паралича, такие как физиотерапия, лечебный массаж, лечебная физическая культура, адаптивная физкультура и т.д. Вся система мероприятий по лечебной физической культуре ориентирована на то, чтобы помочь больному ребенку с ДЦП нормализовать двигательную деятельность, а при ДЦП, любые физические упражнения или действия можно считать лечебными.

Ключевые слова: ребенок, коррекция, детский церебральный паралич, лечение, двигательные нарушения.

Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской ортопедии и невропатологии.

Отношение к людям с ограниченными возможностями служит индикатором развитости общественного сознания. В последние годы в нашей стране это отношение несколько улучшилось. Но, все еще сохраняется положение изоляции детей и людей с нарушениями здоровья и отсутствуют благоприятные условия для социальной интеграции их в различные социальные структуры [5, с. 42].

Интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей

участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных его развитию.

Адаптивная физическая культура - это совокупность способов спортивно-оздоровительного направления, устремлённых на восстановление и приспособление к подходящей общественной среде людей с ограниченными возможностями, победа над психологическими рамками, которые служат преградой к осознанию полноценной жизнедеятельности, и потребности личного достижения в обществе.

Очевидно, что область её использования многогранна, учитывая те сложившееся жизненные обстоятельства, при которых уровень здорового населения падает, а если говорить о здоровье молодого поколения, то здесь важно подметить, что в основном оно сильно меняется к худшему. Это происходит не только в России, а распространяется по всему миру. В большом количестве зарубежных стран адаптивный спорт уже успел набрать популярность. Людей, которые компетентны в этом вопросе, профессионалы в этой сфере пользуются большим спросом в оздоровительных учреждениях, больницах, реабилитационных центрах, учебных заведениях и спорт коллективах.

Важно, что адаптивная физкультура даёт возможность разрешить такую проблему, как интегрирование человека с ограниченными способностями в социальную среду.

Это происходит в связи с тем, что человеку с ограниченными возможностями адаптивная физическая культура помогает развивать [4, с. 34]:

1) осмыслить различие своих сил по сравнению с теми возможностями, которые есть у здорового человека;

2) возможность победить не только физиологические, но и связанные с психикой препятствия, которые мешают полноценной жизни;

3) способность использовать различные ресурсы организма и тела, заменяя отсутствующие;

4) возможность осилить те нагрузки, которые необходимы для полноценной жизни;

5) необходимость вести здоровый образ жизни;

6) нужда быть востребованным, внести полезный для развития общества вклад;

7) готовность усовершенствовать личные способности;

8) устремление повысить как умственную деятельность, так и общую спортивную подготовку.

Принято считать, что адаптивная физическая культура в своём применение более результативна, чем лечебные действа. Очевидно то, что все-таки, адаптивная физическая культура вещь очень частного характера. Ясно, что все действия, связанные с адаптивной физкультурой должны проводиться под наблюдением профессионала по данной нагрузке.

Основополагающим направлением адаптивной физической культуры можно считать формирование двигательной активности, как биологического, так и социального факторов, воздействующих на организм и человека в целом.

Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры.

Помощь детям с ДЦП проходит по нескольким направлениям [9]:

- устранение или снижение интенсивности двигательных нарушений;

- коррекция дефектов зрения и слуха;

- исправление нарушение речевого аппарата;

- развитие навыков правильного мышечного стереотипа;

- снятие неврологических нарушений;

- коррекция психического и умственного развития;

- психологическая социальная адаптация.

Однако раннее вмешательство предполагает в первую очередь организацию медицинской коррекции. Для эффективного лечения церебрального паралича выделяют следующие методы [7, с. 51]:

1. Лечебный массаж. При помощи массажа достигается расслабление спастически напряженных мышц, улучшается кровообращение и питание, стимулируются нервные окончания и тонизируются группы атонических мышц. Существует несколько видов лечебного массажа: классический и рефлекторный точечный. Классический массаж вызывает усиление мышечного тонуса. Рефлекторный точечный массаж не только стимулирует двигательную активность, но и способствует немедленной двигательной реакции с нужной коррекцией.

2. Физиотерапия. Применяются разнообразные методики - электрофорез, магнитотерапия, электротерапия и ультразвуковые техники. Этот метод подходит для детей с различными формами заболевания. Задачей этого метода является нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения. Для назначения физиотерапии существуют противопоказания:

- общее тяжелое состояние пациента;

- склонность к кровотечениям;

- активная фаза туберкулеза легких.

3. Медикаментозная терапия. Целью этого лечения является снятие напряжения и улучшения кровообращения, путем введения инъекций. Эти методы направлены на то, чтобы изменить реакцию мышц на импульсы, которые посылает им поврежденный участок мозга. Оно является симптоматическим, т.е. направленным на уменьшение неблагоприятных симптомов заболевания. Эти симптомы можно разделить на три группы нарушений:

- патологическое изменение мышечного тонуса (спастичность, гипотония, дистония);

- нарушение темпов психомоторного и физического развития;

- пароксизмальные состояния (эпилептические и неэпилептические).

Лекарственные препараты назначаются курсами и сочетаются с

немедикаментозными методами реабилитации.

4. Ортопедическое обеспечение. Оно имеет большое значение для успешного лечения детей с ДЦП. Таким детям необходимо большое количество протезно-ортопедических изделий. К этим изделиям относятся: ортопедическая обувь, тутора, аппараты, ортопедические укладки, стельки, инвалидные коляски, костыли и многое другое, корсеты.

5. Лечебная физическая культура (ЛФК). Для этого метода характерен индивидуальный подбор упражнений для ребенка. Этим детям назначается упражнения на растяжку, снятие мышечного напряжения и гипертонуса, тренировки для улучшения равновесия.

Физическое воспитание детей с ДЦП является важной составляющей их развития и имеет свои особенности. Оно направлено, прежде всего, на развитие и коррекцию нарушенных функций движений. Для детей разработаны специальные программы, которые включают специальные упражнения, стимулирующие моторное развитие и формирующие необходимые навыки, которые помогут ребенку адаптироваться в повседневной жизни. Занятия проводятся поэтапно, с постепенным усложнением и

нагрузкой. Также во время занятий необходимо учитывать уровень интеллектуального развития ребенка и особенности его поведения.

Физическое воспитание детей проводится в большей степени с помощью игры. Подвижные игры стимулируют детей к движению, общению друг с другом, также учат их согласовывать свои движения. Благодаря таким занятиям дети запоминают правильные двигательные ощущения, учатся правильному положению тела и конечностей, значительно снижается мышечный тонус, движения становятся менее резкими и насильственными.

Принципы для всех методик ЛФК [1, с. 61]:

1. Регулярность, непрерывность и систематичность применения лечебной гимнастики.

2. Индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

3. Постепенное, дозированное увеличение физической нагрузки.

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях - родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

Вывод: Лечебная физическая культура - это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, освещающая теоретические основы и методы практического использования средств физической культуры при лечении различных заболеваний (патологий). ЛФК (АФК) при ДЦП направлена на улучшение физического состояния, формирование и развитие двигательных навыков и умений у пациентов. Программа занятий подбирается специалистами под каждого ребёнка, с учётом всех врачебных показаний и противопоказаний, а также индивидуальных особенностей занимающегося для улучшения конкретных физических качеств и общего состояния ребёнка.

Дети с заболеванием ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи при правильном и регулярном применении комплексного лечения.

1 Богачкина Н.А. Психология: Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. 160 с.

2 Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. 3-е изд. Минск: Алмафея, 2008. 368 с.

3 Медицинская реабилитация. Книга III / Под ред. В.М. Боголюбова. М., 2010.

5 Общая психология / Под ред. М.В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с.

6 Островский Э.В. Психология и педагогика: Учеб. пособ. / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. М.: Вузовский учебник, 2009. 384 с.

8 ЩербатыхЮ.В. Общая психология. Завтра экзамен. СПб.: Питер, 2008. 272 с.

Самойлова Наталья
Взаимосвязь социального и физического развития детей с ДЦП

Взаимосвязь социального и физического развития детей с ДЦП.

В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья детей. Поэтому перед коррекционными учреждениями,школами и детскими садами стоит задача: как правильно организовать работу коррекционного учреждения и всех его служб, чтобы на должном уровне обеспечить естественное стимулирование активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических содействий. Не менее важными являются вопросы оздоровления и укрепления организма ребенка, с учетом адекватности физической нагрузки и осуществление личностно-ориентированного подхода.

Исследованиями направленными на изучение физических особенностей детей с ДЦП, занимались К. А. Семенова, Е. М Мастюкова, Н. М. Махмудова. Эти ученые выявили, что при своевременно начатом лечении и организованном физическом воспитании обнаруживается тенденцию к улучшения двигательных навыков у детей с нарушениями ОДА. Одним из основных факторов, как отмечает Е. М Мастюкова, является систематичность выполнения коррекционно-развивающей работы. Для обеспечения положительной динамики в работу с ребенком, должен включаться не только инструктор физического воспитания и ЛФК, но и родители, воспитатели.

Специфика работы с детьми ДЦП предполагает учет особенностей их физического развития. Целесообразно выделить два типа нарушений при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания. Второй тип отражает примитивные формы двигательной активности, не характерные для данного возраста ребенка и поэтому патологические, например сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательных рефлексов после 4-6 месяцев жизни, необходимо помнить, что в дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками. При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибании мышц шеи и спины. Дети передвигаются на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и не координированными взмахами рук. Основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть молнию и пуговицу. У данной категории детей с ДЦП может быть поражена правая или левая рука. Они не могут совершать действия больной рукой.Отмечается нарушение координации движений: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге и волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы. Предметно-практическая деятельность у них крайне ограничена, рука не готова к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение, дети быстро устают, особенно во время быстрых действий, и поэтому нуждаются в физкультурной паузе. Особенности двигательных нарушений у дошкольников с церебральным параличом проявляются и на занятиях физической культуры. Выполнение упражнений затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходное положение, сохранять устойчивость в статической позе, выполнить упражнение с нужной амплитудой, осуществить движение слитно и в нужном темпе, согласовывать движение рук, туловища и ног.

Важно учитывать, что развитие ребенка с нарушением системы опорно-двигательного аппарата происходит в ограниченном пространстве. Оно обусловлено физическими недостатками, что ведет к изолированности его от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. В семье ребенок, как правило, развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей, которые воспринимают его как слабого (не ходит или плохо ходит, плохо говорит и т. д., поэтому уделяют меньше внимания двигательному развитию. В конечном итоге все это приводит к социальной пассивности. Таким образом, создается замкнутый круг – звено физических недостатков сменяет звено психических недостатков. Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не только и не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.

Наше коррекционно-образовательное учреждение №102 ставит перед собой цель:

Осуществлять коррекционно-образовательную работу с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивая эмоциональное благополучие, здоровьесбережение оказывая помощь педагогам, родителям в физическом развитии детей.

Исходя,из цели были поставлены следующие задачи:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей. (Для решения этой задачи была организована двигательная активность, что предполагало отслеживание физических нагрузок на и вне занятий, на прогулках и в игровой деятельности)

2. Развитие и коррекция двигательных навыков и умений, так же укрепление костной мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем внутренних органов и закаливание организма ребенка. (Для этого использовали коррекционно-физкультурные занятия, лечебно-коррегирующая гимнастика, массаж, фито-и физиотерапия, закаливание, плавание, дыхательная гимнастика, остеопатическая гимнастика после сна, самомассаж, индивидуальные занятия, спортивные праздники и развлечения.)

3. Совместная работа с родителями по укреплению здоровья детей (Формы взаимодействия были следующие: индивидуальные консультации, родительские собрания, совместные занятия, создание спортивного уголка для родителей)

Как видно, все задачи направлены на оздоровление и улучшение физического и психического состояния ребенка. В работу включался весь педагогический коллектив, а также для достижения наилучшей динамики в развитии ребенка мы привлекаем самих родителей к непосредственному участию в данном процессе. Их участие рассматривается как важный компонент в развитии двигательных навыков у детей с ДЦП в повседневной жизни.

Коррекционно - развивающая работа по физическому развитиюребенка осуществляется совместно с родителями в несколько этапов:

На первом этапе проводится диагностика физического развития ребенка с целью разработки индивидуальных занятий в детском саду и в домашних условиях. Занятия состояло из специальных комплексов упражнений с включением в них игр с использованием таких повседневных навыков, как одевание, прогулки и другое, то есть когда в занятие включалось естественная двигательное поведение ребенка.

Вместе с психологом были рассмотрены требования к проведению совместных занятий.

1. Максимальное эмоциональная включенность взрослого.

2. Искренность и открытость

3. Активность в осуществлении эмоционально – тактильного контакта взрослого и ребенка.

4. Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, сотрудничества, взаимопомощи.

На третьем этапе после проведения курса физической реабилитации с привлечением родителей было проведено итоговое тестирование по определению жизненно необходимых навыков. Результаты тестирования выявили, что у всех детей улучшились показатели в освоении двигательных навыков на 16,7–30%, расширились двигательные возможности.

Таким образом, активное участие родителей позволило достичь лучших результатов в установлении взаимосвязи физического и психического развития детей. Проиллюстрируем вышеописанное конспектом.


Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.


Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.


Фотоотчет о создании условий для полноценного физического развития «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.