Дцп рука согнута в локте


РЕФЛЕКСОНОРМАЛИЗУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ПРИ ДЦП

Независимо от возраста вашего ребенка – 1 год, 5, 10, 15 лет, внимательно изучите его движения. Если вы видите ярко выраженные тонические рефлексы или их элементы – начинать реабилитационные мероприятия нужно с их устранения. Это важно! Любая другая гимнастика, механотерапия или занятия на тренажерах, безусловно, будут способствовать развитию вашего ребенка и возможно он научится держать голову, сидеть, стоять, ходить, но он никогда не сможет делать это правильно! Тонические рефлексы и компенсаторные позы не позволят сформироваться правильным двигательным навыкам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ЛАБИРИНТНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (ЛТР)

1. Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе (рис.1). Хорошо иллюстрирует данное упражнение первая укладка по системе Бобат.

2. Исходное положение – лежа на животе на твердой горизонтальной поверхности с опорой на предплечья. Руки согнуты в предплечьях и прижаты к туловищу по бокам, ладошка открыта. Голова в разогнутом положении. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе (рис. 2). Сначала, под влиянием тонуса мышц, предплечья будут согнуты под острым углом. Сразу не пытайтесь увеличить угол. Постепенно по мере увеличения времени нахождения в данной позе увеличивайте и угол опоры на предплечья.

3. Для выполнения следующего упражнения необходимо участие двух взрослых. Ребенка укладывают на прочную простынь, поднимают её за четыре конца и, создавая наклон, осторожно перекатывают со спины на живот и в обратном направлении. Это упражнение хорошо развивает вестибулярный аппарат ребенка, активизирует рецепторы, отвечающие за определение тела в пространстве, учат координации и чувству равновесия. Постепенно увеличивайте время и количество перекатов, от одного в каждую сторону, до многократных перекатов.

4. Самое приятное упражнение и для ребенка и для взрослого. Возьмите ребенка на руки в положении на спине. Одна рука взрослого находится под головой ребенка, придавая ей изгиб. Вторая под коленями ребенка, согните ноги ребенка в коленях и прижмите их к животу. Постарайтесь руки ребенка согнуть и зафиксировать на груди. Покачайте его в таком положении. Именно качайте, а не трясите! В чем приятность? Вы можете выполнять это упражнение во время прогулок на улице. Сядьте на качели и качайте ребенка в указанной позе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ШЕЙНОГО СИММЕТРИЧНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (ШСТР)

1. Первое упражнение то же, что используется для устранения ЛТР (рис. 1). Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Поза эмбриона. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

2. Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта (рис. 3). Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

3. Исходное положение то же. Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову (рис. 4). Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.

4. Исходное положение лежа на животе на горизонтальной поверхности. Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта. Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам. Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз (рис. 5). Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении. Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ АСИММЕТРИЧНОГО ШЕЙНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА (АШТР)

Давайте вспомним как проявляется шейный асимметричный тонический рефлекс. Поза фехтовальщика. Со стороны, в которую поворачивается голова ребенка рука автоматически выпрямляется, а с противоположной стороны сгибается. Если в рефлекс втянуты и нижние конечности, то тоже самое происходит и с ногами. Задача упражнений устранить автоматические движения конечностей в зависимости от поворота головы.

Исходное положение лежа на спине на горизонтальной поверхности. Попросите ребенка повернуть голову в сторону или стимулируйте этот поворот игрушкой, голосом, прикосновением. Осторожно удерживайте голову в повернутом состоянии и согните в локте руку ребенка со стороны, в которую повернута голова, а с затылочной стороны выпрямите. Т.е. придайте позу обратную позе фехтовальщика. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Затем повторите упражнение с поворотом головы в другую сторону и соответственно измените положения рук. Если в рефлексе задействованы и нижние конечности, значит в упражнении должны участвовать и ноги.

Все вышеперечисленные упражнения должны выполняться не только ежедневно, а по несколько раз в день и до тех пор пока тонические рефлексы не будут устранены полностью. От этого будет зависеть степень и выраженность вашего диагноза, а так же дальнейший реабилитационный прогноз.

Если ваш ребёнок еще мал, времени на устранение рефлексов потребуется меньше, чем старше ребенок тем больше времени займут занятия. Сделать конкретный временной прогноз или установить конкретные временные рамки вряд ли возможно. Так как двух одинаковых ДЦП не бывает, все очень индивидуально.

Вполне возможно, что ваш ребенок не будет испытывать желания выполнять упражнения, мало того будет активно возражать. Терпения Вам. Проявите смекалку, уговорите, отвлеките, займите чем-то интересным во время нахождения ребенка в нужном положении.

Как безошибочно определить перелом пальца руки и сделать лечение травмы наиболее эффективным


Пальцы – наши главные помощники для выполнения движений в повседневной жизни и на работе.

Оставленный без лечения или вылеченный ненадлежащим образом сломанный палец, способен принести множество неудобств своему владельцу.

Поскольку человек использует пальцы рук во всех сферах своей жизни, то описать все ситуации, при которых он может их травмировать – крайне длительное занятие.

Пальцы располагаются на конечностях и служат для выполнения осязательных и манипуляционных функций. Пальцы состоят из коротких трубчатых костей, соединенных сухожилиями. На костях расположены мышцы для их подвижности, а также мелкие и средние сосуды.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Переломы делят на травматические и патологические.

Травматический перелом — это повреждение кости пальца вследствие травмы. Патологический перелом является перелом кости, измененной патологическим процессом (как правило, вследствие какого-либо заболевания). Также к переломам относятся такие виды повреждения кости, при которых нарушается целостность ее структуры.

Это могут быть надломы, трещины и растрескивания:

  1. надломом можно считать перелом, плоскость излома которого затрагивает не более половины диаметра трубчатой кости;
  2. при трещине плоскость излома затрагивает большую половину диаметра кости, сохраняя при этом часть нетронутой костной ткани;
  3. при растрескивании кость во всех направлениях покрывается многочисленными трещинами. Обычно они возникают при прямом массивном ударе.

По характеру излома переломы подразделяют:

  • поперечный;
  • косой;
  • оскольчатый;
  • винтообразный;
  • продольные.

Переломы пальцев по локализации делят на внесуставные и внутрисуставные. Внесуставные переломы локализованы на протяжении кости. А внутрисуставные переломы, как правило, сопровождаются тыльным вывихом или подвывихом.

Охарактеризуем более подробно каждый из видов переломов:

  • при оскольчатом переломе появляются отдельно лежащие мелкие отломки. При таком переломе обязательно оперативное вмешательство с удалением осколков и подальшим восстановлением структуры кости;
  • при продольных переломах линия перелома примерно параллельна оси травмированной кости;
  • при винтообразных переломах костные отломки вращаются, костные отломки находятся в повернутом состоянии касательно своего естественного положения;
  • поперечные переломы отличаются условно перпендикулярным положением линии излома касательно продольной оси травмированной кости;
  • косые переломы отличаются имеющейся плоскостью излома, которая проходит под острым углом касательно продольной оси травмированной кости.

Переломы бывают открытые (первичнооткрытые и вторичнооткрытые) и закрытые (неполные и полные).

Закрытый перелом в кости является полным или частичным нарушением целостности костной ткани, при котором отсутствуют нарушения кожного покрова в области перелома.

Как закрытые переломы, так и открытые бывают со смещением отломков. Смещения являются неотъемлемой частью переломов, но бывают несущественными.

Смещение бывает:

  • по ширине;
  • по длине;
  • комбинированные;
  • под углом;
  • ротационные.

Отломки делят на две группы:

  • первичные — под воздействием травмирующей силы;
  • вторичные — возникающие от взаимодействия тяги мышц и отломков.

Существенной разницы при переломе того или иного пальцев рук не наблюдается. Самой распространенной травмой является перелом большого пальца руки. При его травмировании из–за боли довольно сложно отличить перелом от ушиба. Различают два вида такой травмы:

  • перелом ближе к основанию пальца;
  • перелом возле локтевой стороны пальца.

Переломы мизинца, указательного и среднего пальцев не отличаются особенностями. А вот при переломе безымянного пальца руки в период реабилитации следует делать специальные упражнения для дальнейшего полноценного использования пальца, так как этот палец не несет такой функциональной нагрузки, как другие.

Характерные признаки перелома:

  • резкая или ноющая боль в травмированной части конечности, усиливающаяся при пальпации или физической нагрузке;
  • распространяющаяся припухлость или отечность с места повреждения на весь поврежденный палец и кисть руки;
  • ограниченная подвижность – резкая боль при движении травмированной конечности, отсутствие возможности полного разгибания пальца или сжатия руки в кулак;
  • кровоизлияние в месте перелома, кровоизлияние под ногтевую пластину;
  • нехарактерная подвижность пальца в месте возможного перелома;
  • при движении пальцем ощущаются трение и хруст;
  • деформация пальца – это верный признак закрытого перелома.

Симптомы, характерные для травмы:

  • отек;
  • боль;
  • кровоизлияние под кожу;
  • ограниченность движений;
  • при открытых переломах зачастую имеется кровотечение и травматический шок.

Диагностировать перелом фаланги пальца на руке, зная все его признаки, не сложно. Но такие симптомы как отек, гематома и синюшность внешнего кожного покрова могут являтся не переломом, а банальным ушибом.

Первое, что надо сделать при оказании пострадавшему первой помощи в случае перелома пальца на руке — обездвижить травмированный палец. Для этого используют шину. С успехом можно использовать любые предметы, находящиеся под рукой: палочки от мороженного, шариковую ручку, веточку дерева, ну а для укрепления шины на пальце пострадавшего – бинт или кусочек ткани.

Чтобы снизить болевые ощущения на травмированную конечность следует приложить кусок льда или какой – либо другой холодный предмет.


Лечение при переломе пальца руки со смещением следует начать с сопоставления отломков, в дальнейшем это поможет восстановить функции пальца, производят репозицию пальца под действием местного наркоза. В дальнейшем накладывают гипсовую повязку, захватывая при этом весь первый палец. Наложение контролируется рентгеновским снимком.

Отломки обычно фиксируют спицами на три недели. По прошествии данного срока спицы извлекают, но больной ходит с гипсовой повязкой до пяти недель.

При переломе фаланги пальца руки без смещения лечение заключается в наложении на травмированный палец шины Белера или ладонной гипсовой ленты. В среднем пациент ходит с ней на протяжении месяца. При подобных травмах пациенты носят гипс на протяжении четырех — шести недель.

В случае закрытого повреждения сухожилия на пальце, добиваются сращения перелома и только после этого делают пластику нарушенного сухожилия. Термины лечения, в таком случае, растягиваются на два — три месяца.

Рекомендуемые упражнения для разработки пальца:

В качестве профилактики рекомендуется избежание потенциального травматизма, выполнение каких – либо технических работ, связанных с риском возникновения травм пальцев, в специальных защитных средствах.

Ведь для того, что бы кость срослась, нашему организму необходимы витамины, минералы и, конечно же, кальций. В частности следует обратить внимание на продукты с повышенным содержанием цинка, марганца, магния, фолиевой кислоты.

Цинк способствует усвоению кальция. Также кальций хорошо действует в сочетании с магнием, его можно найти в бананах, зеленых овощах, миндале и молочных продуктах. И конечно не надо забывать о бобах, капусте, свекле, курином мясе и семенах подсолнечника, ведь содержащаяся в них фолиевая кислота поможет правильно сформировать коллагеновый каркая кости.

Не забываем об элементарных правилах использования различных инструментов и элементарной предосторожности.

Если же неприятность с вами уже случилась – не теряйте время и приложите все усилия для полноценного лечения и реабилитации в дальнейшем.

Постарайтесь не употреблять алкоголь в период заживления пальца, исключите кофеин, чай и шоколад. И помните: пальцев у человека хоть и 20, но ценность представляет каждый из них.

Что показывает рентген локтевого сустава

Локтевой сустав человека ежедневно подвергается нагрузкам и внешним воздействиям. Физическое напряжение, незаметные на первый взгляд привычки, такие как неправильное расположение рук при работе за компьютером или во время управления автотранспортом, могут привести к болезням, для диагностики которых необходим рентгенография.

Во время рентгена лучи проходят через ткани обследуемого органа и проецируются на рентгеновской пленке. Кости поглощают меньше всего лучей, поэтому на рентгенограмме их изображение будет отличаться белесостью.


Объектами исследования для врача-рентгенолога являются составляющие подвижного соединения, образованного отделами костей:

  • плечевым;
  • локтевым,
  • лучевым.

Вместе они участвуют в формировании 3 подвижных соединений костей, заключенных в единую капсулу:

  1. Плечелоктевого — его формирует головчатое возвышение плечевой кости и ямка, находящаяся на головке луча. Соединение имеет 1 поперечно расположенную ось вращения. Форма сустава близка к шаровидной.
  2. Плечелучевого — оно образовано сочленением головки мыщелка плечевой кости с ямкой головки луча. Внешний вид сустава по форме напоминает шар; он способен совершать движение вокруг 2 осей.
  3. Проксимального лучелоктевого — формируется суставной окружностью локтевой кости и лучевой вырезкой, расположенной на локтевой кости. Благодаря суставу возможно осуществление сгибательно-разгибательной функции руки, движений лучевой кости вращательного характера, поворота кисти внутрь (пронация) и наружу (супинация).

Сустав удерживают 2 связки — катаральная и латеральная, а также группа мышц.

При проведении рентгенографии врач оценивает состояние прилегающих к суставу костей, выявляет области костных разрастаний, участки с отложением кальция, измеряет величину суставной щели.

Направление на обследование локтевого сустава дает врач, к которому пациент обращается для выявления причины и лечения заболевания. Это может быть семейный врач или узкопрофильный специалист:

  • ревматолог — проведет диагностику и назначит лечебные мероприятия по устранению заболеваний воспалительного характера;
  • травматолог — поможет при болях, вызванных травмой;
  • ортопед — определит направление лечения при деформации органа;
  • онколог — поставит диагноз и выберет тактику лечения при опухолевых образованиях;
  • невролог — назначит лечение, если боли возникли по причине повреждения нервов.

При получении травмы необходимо обратиться в травмпункт, где врач проведет осмотр и направит на рентген. В иных случаях процедура проводится в диагностических центрах, медучреждениях, где имеется соответствующее оборудование и специалисты.


Средняя цена рентгенографии локтевого сустава в 1 проекции составляет 500 руб., в двух — 1200 руб. Однако в зависимости от уровня престижности клиники, класса оборудования, количества проекций стоимость процедуры может достигать 9500 руб.

Рентгенологическое исследование показано, если в области локтевого сустава наблюдаются:

  • болезненность органа в состоянии покоя или при совершении действий;
  • нарушения подвижности органа;
  • краснота или синюшность кожного покрова;
  • отек тканей;
  • увеличение местной температуры в зоне поражения, общей температуры тела;
  • косорукость, характеризующаяся отклонением кисти лучевой и локтевой костей от продольной оси.

Крайне не рекомендуется проводить исследование следующим группам пациентов:

  • женщинам, вынашивающим ребенка;
  • матерям в период лактации;
  • детям до 15 лет;
  • пациентам, которым противопоказано любое движение, способное привести к ухудшению состояния.

Важно! Перед проведением рентгенографии необходимо предупредить врача о наличии противопоказаний.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Во время процедуры, органы, которые не подлежат обследованию, тщательно накрываются просвинцованным фартуком.

Для диагностики состояния мышц, сухожилий, связок рекомендуются другие методы обследования — УЗИ, КТ, МРТ.

Цель рентгенологического исследования локтевого сустава — выявление заболеваний по результатам проведенной диагностики. Врач-рентгенолог изучает и описывает полученные снимки в следующих случаях:

  • Переломы костных структур на месте локтевого сгиба расцениваются как сложные повреждения и могут локализоваться в локтевом отростке, головке или шейке луча, венечном отростке локтевой кости, надмыщелке плеча. Переломы могут быть оскольчатыми, поперечными, косыми компрессионными, со смещением и без него. С помощью рентгенологического обследования оценивается характер повреждений сустава и прилегающих к нему отделов костей.
  • Вывих локтевого сустава характеризуется острой болью, невозможностью сгибания руки, отечностью. При переломе к этим симптомам присоединяется изменение цвета кожного покрова в области локтя, онемение пальцев. При вывихе на рентгенограмме просматривается, что суставные поверхности располагаются на расстоянии друг от друга. Суставная головка находится вне суставной впадины при вывихе и частично отходит от впадины при подвывихе. Рентген позволяет оценить, в каком направлении произошло смещение. Руководствуясь этой информацией, врач вправляет вывих.


Рентген локтевого сустава диагностирует следующие заболевания:

Достоверная диагностика характера опухолевого образования возможна только при взятии тканей на биопсию.

Для лучшей визуализации костных тканей, формирующих локтевой сустав, снимки делаются в 3 проекциях:

  1. Прямая задняя проекция. Пациент располагается сбоку от стола или ложится на него. Врач отводит обследуемую конечность в сторону стола, максимально разогнув ее в локтевом суставе. При этом кисть поворачивают таким образом, чтобы ее внешняя сторона касалась стола (положение супинации). Рентгенограмма может быть сделана при согнутом локтевом суставе, тогда предплечье руки должно касаться кассеты задней поверхностью, а локоть согнут строго на 90˚. В результате такой укладки получается снимок, позволяющий изучить состояние и размеры суставной щели, оценить структурные изменения костных тканей, контуры суставообразующих костей: плечевой и 2-х костей предплечья.
  2. Боковая проекция. Во время исследования пациент располагается боком к поверхности стола, рука находится на столе в согнутом положении, кисть — ладонью вниз (положение пронации). Направление руки должно совпадать с направлением туловища, а угол локтевого сгиба составлять строго 90˚. В результате на рентгенограмме отчетливо видны: проксимальные эпифизы (верхние отделы) локтевой и лучевой костей предплечья; шейка и головка лучевой кости; дистальный участок плечевой кости.
  3. Аксиальная проекция. Пациент располагается сбоку от стола или повернут к нему лицом. Рука максимально прижата к столу тыльной поверхностью плеча и при этом согнута в локте таким образом, чтобы пальцы кисти прикасались к ключице. По снимкам, сделанным при такой укладке, врач может оценить состояние локтевого отростка и блок кости плеча, где расположен задний отдел поверхности сустава.


Визуальное отражение локтевого сустава на рентгенограмме в боковой проекции обязательно, поскольку только при использовании двух проекций можно получить данные о характере изменений в суставе и примыкающих к нему отделах костей.

Рентгенография занимает не более 10 мин. Еще около 15 мин рентгенолог описывает снимок, заключение которого может содержать указание конкретного диагноза или перечисление наиболее вероятных заболеваний, сущность патологических процессов.

Благодаря рентгенографии возможна быстрая и качественная диагностика болезней локтевого сустава с минимальными затратами материальных средств и времени пациента.

Этот комплекс является продолжением предыдущего.

1. И. п. пациент сидит на стуле. Методист стоит за его
спиной, положив руки на плечи испытуемого.
Пациент максимально поднимает и опускает плечо. Методист затрудняет поднятие плеча.

2. И. п. пациент сидит на стуле. Методист стоит за его спиной.
Пациент через стороны поднимает руки вверх и так же их опускает. Методист своими руками затрудняет это движение.

3. И. п. пациент сидит на стуле. Методист стоит за его спиной.
Пациент максимально разводит руки в стороны и соединяет лопатки сзади, затем возвращается в и. п. Методист своими руками затрудняет это движение.

4. И. п. пациент сидит на стуле. Методист стоит сбоку.
Пациент вытягивает разогнутую руку вперёд и вверх против сопротивления руки методиста.

5. И. п. пациент сидит на стуле, руки разведены в стороны. Методист стоит за его спиной.
Пациент стремится поднять максимально вверх руки. Методист своими руками затрудняет это движение.

6. И. п. пациент сидит на стуле. Руки приведены к туловищу и согнуты в локтевых суставах под углом 90*. Методист стоит за спиной.
Методист захватывает руку пациента за запястье и пытается сместить руки к животу. Пациент не даёт ему это сделать.

7. И. п. пациент сидит на стуле. Руки согнуты в локтевых суставах под углом 90*. Методист стоит за спиной.
Пациент сопротивляется попытке методиста отвести его предплечье в сторону.

8. И. п. пациент сидит на стуле. Руки располагаются на передней поверхности груди. Методист стоит за спиной.
Пациент сопротивляется попытке методиста оттянуть его руки в стороны.

9. И. п. пациент сидит на стуле, руки отведены в стороны до горизонтали. Методист стоит за спиной.
Пациент опускает руки и отводит их назад. Методист препятствует этому давлением снизу-вверх на локти.

10.И. п. пациент сидит на стуле в удобной позе.
Пациент выполняет вдох и задерживает дыхание на 20-30 секунд.

11. И. п. то же.
Пациент выполняет выдох и задерживает дыхание на 20-30 секунд.

12. И. п. пациент сидит на стуле. Руки согнуты в локтевых суставах под углом 90*. Методист стоит лицом к лицу пациента.
Испытуемый пытается согнуть руки в локтевых суставах. Методист препятствует этому давлением сверху-вниз на предплечья.

13. И. п. то же.
Методист пытается согнуть руки пациента в локтевых суставах.
Пациент оказывает сопротивление.

14. И. п. то же. Ладони пациента повёрнуты вниз.
Методист пытается развернуть ладони кверху, через сопротивление пациента.

15. И. п. то же. Только ладони пациента повёрнуты кверху.
Методист пытается развернуть ладони вниз, через сопротивление пациента.

16. И. п. пациент сидит за столом, предплечья и кисти на столе, ладони повёрнуты вниз.
Пациент пытается приподнять кисти вверх. Методист препятствует этому движению.

17. И. п. то же. Ладони повёрнуты кверху.
Выполняется тоже самое движение.

18 И. п. пациент сидит за столом, предплечья и кисти на столе ладони повёрнуты к столу.
Методист поочерёдно поднимает каждый палец. Пациент препятствует этим движениям.

19. И. п. пациент сидит за столом, предплечья и кисти на столе, ладони повёрнуты кверху.
Методист поочерёдно поднимает каждый палец. Пациент препятствует этим движениям.

20. И. п. пациент сидит за столом, локти упираются в стол.
Пациент сводит и разводит пальцы, формируя их в щепоти.

21. И. п. пациент сидит на стуле в удобной позе.
Пациент выполняет вдох и задерживает дыхание на 20-30 секунд.

22. И. п. то же.
Пациент выполняет выдох и задерживает дыхание на 20-30 секунд.

Общие методические указания.

Количество повторений от 50 до 100 в зависимости от степени тренированности пациента.
Темп движений — средний.
Методист следит за правильностью выполнения движений.

Психомоторное и эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

- К концу 1-го месяца жизни здоровый ребенок фиксирует взгляд, у него появляется первая улыбка;

- в течение 2-го месяца ребенок начинает, лежа на животе, поднимать голову, поворачивает ее в стороны, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый;

- в течение 3-го месяца - поворачивается со спины на бок;

- в 3-4 месяца начинает "гулить", появляется комплекс "оживления" - на обращение матери или близкого человека ответная реакция: улыбка, звуки и движения рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом), подолгу занимается висящими над кроватью игрушками;

- в 5 месяцев переворачивается со спины на живот, берет игрушки и подолгу удерживает их в руке, подолгу "гулит", начинает узнавать лица близких;

- в 5-7 месяцев ребенок ползает, вначале на животе, затем на четвереньках. Приученный - ест с ложки. Занимается с игрушками. Подолгу лепечет, произносит первые слоги "ма-ма", "ба" и др.;

- в 7-8 месяцев самостоятельно садится и сидит, пытается стоять с поддержкой, придерживаясь за перекладину кровати, сам встает, стоит, переступает и опускается;

- в 9 месяцев - ходит, придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки пытается называть их первыми слогами;

- в 10-12 месяцев ребенок ходит с поддержкой и без подержки. Выполняет несложные поручения взрослых ("дай", "принеси"). Подолгу занимается с игрушками. Некоторые дети к году понимают смысл многих слов, произносят первые слова: ("мама", "деда", "киса" и др.).

При определенном воспитании имеет навыки обслуживания себя во время кормления (пьет из чашки, захватывает ложкой еду из тарелки, подносит ко рту).

Непонятные записи

ДИАГНОЗ ПЭП в амбулаторной карте ребенка сегодня мало у кого вызывает чувство настороженности.

Родителям эта медицинская терминология ни о чем не говорит. Что такое ПЭП? Что такое синдром двигательных нарушений? Да и что такое задержка моторного развития? Совершенно непонятно, тем более если ребенку, скажем, месяцев 4-5. Он же такой любимый, такой родной, лучше всех, просто еще очень маленький. И мама, естественно, поначалу будет искать сотни оправданий для себя самой, надеясь, что ничего в этом страшного нет: еще пару месяцев - и все само собой образуется, все будет в полном порядке.

Часто и врачи говорят маме, что ПЭП (перинатальная энцефалопатия) есть практически у каждого второго московского ребенка и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма он сам справится с этими неврологическими нарушениями, и даже если он сейчас и отстает в развитии, то догонит своих сверстников.

Но, увы, нередко происходит следующее: сначала ничего страшного, затем, когда другие дети его же возраста в отличие от него уже начали осваивать ходьбу (это ближе к году), врач может поставить ребенку предварительный диагноз: синдром ДЦП, а после и ДЦП. Часто это происходит после года, а то и двух лет. И начинается беготня родителей по различным центрам, больницам в поисках ПОМОЩИ.

А ведь мало кто из родителей знает, что даже сам диагноз ПЭП может стать причиной последующих головных болей, приходящих двигательных нарушений, речевых и двигательных расстройств, вегето-сосудистой дистонии, быстрой смены настроений, плохой успеваемости в школе, отсутствия коммуникабельности и т. д. Но родители нечасто думают о том, что будет с их ребенком через 3, 5, 10, 15 лет. Мамы часто считают, что самое главное пережить первый год жизни ребенка. Он самый трудный. А потом разберемся.

И забывают мамы о настороженности. А она необходима, особенно для той мамы, у которой либо были проблемы со здоровьем до и во время беременности, сложно проходили сами роды, было кесарево сечение, наличие инфекций (токсоплазмоз, гепатит, герпес, цитомегаловирус, хламидиоз и т. д.), либо ребенок родился недоношенным, либо при отсутствии вроде бы веских причин ребенок отстает в развитии, и прежде всего в моторном.

Часто бывает так, что ребенок либо вообще не отстает в развитии, либо имеется небольшая, практически незаметная задержка: он может и улыбаться, и гулить, и играть в игрушки, но при этом не овладевает теми двигательными навыками, которые в его возрасте должны у него быть. Именно о таких случаях и пойдет разговор.

Диагностировать ДЦП в первый год жизни ребенка бывает очень трудно. Но чем раньше поставлен диагноз, тем лучше прогноз заболевания, и реабилитационный процесс будет во много раз эффективнее и качественнее.

Из многочисленных примеров своей практики приведу один.

Ребенку 6 месяцев. Лежа на животе. голову не удерживает, игрушки не хватает, при этом глазами следит за ними! Также следит за всеми, кто попадает в его поле зрения. Улыбается. Гулит. Ножки постоянно вытянуты и напряжены, развести в стороны их невозможно. Очень трудно поменять памперс! Когда мама пытается вложить в руку игрушку, даже очень удобную для захвата и яркую, хорошее настроение резко сменяется недовольством, продолжительным плачем. В поликлинике пока ничего особенного не говорят, знакомые матери успокаивают ее словами: "Да посмотри, как он улыбается, даже смеется". - "А руки, ноги?" - "Ну что же здесь непонятного? Просто пока не очень хочется ему двигаться, ленится! Подожди!" Вот уже 10 месяцев, а он все лежит, и не играет в игрушки, и не сидит, т. к. заваливается в разные стороны и руку подставить не может. На ноги ставишь - не стоит. Ноги вытянуты, как струна. Опирается на мыски и не может сделать шаг. При этом и смеется, и улыбается, как все. И опять находятся знакомые, родственники, которые говорят: "Ничего, пройдет, еще месяц-другой - и в один день как начнет все делать одновременно - и ползать, и играть в игрушки, и ходить". И мать ждет. И очень часто даже не обращается к врачу, не ищет специалиста.

Мама должна это знать

ТАКИХ примеров очень и очень много! А в дальнейшем происходит следующее: у ребенка нарастает неврологическая симптоматика, тормозящая его моторное развитие, и в один прекрасный день наблюдающий ребенка врач объявляет матери как приговор: "У вашего ребенка ДЦП". Время упущено, его не вернешь, конкретного целенаправленного лечения не проводилось. И сейчас можно вести разговор только о социально-психологической адаптации ребенка-инвалида.

А ведь при своевременном лечении у действительно высококвалифицированного реабилитолога (физического терапевта) во многих случаях этого страшного диагноза можно было избежать. Чтобы ориентироваться самой в сложных вопросах детской неврологии, мама ребенка обязана владеть элементарными знаниями.

Формирование движений у ребенка должно происходить в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем руки, руки - туловище, руки - туловище - ноги, ноги и совместные движения. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному.

Независимо от возраста ребенка (пусть ему даже 5 лет) в занятиях с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился.

И если ребенок, например, не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать, невзирая на его возраст. Но заниматься только в одном "узком" направлении нельзя, особенно если у ребенка отмечается грубая задержка моторного развития, т. к. это понижает эффективность занятий. Поэтому лечебная программа должна как бы "заглядывать" немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов коррегирующих упражнений, которые соответствовали бы более высокому (пусть в данный момент и невозможному) уровню двигательного развития.

Для того чтобы добиться хороших результатов, все рекомендации должны стать ежедневными и проходить в течение всего дня.

Необходимо обратить пристальное внимание на следующие вещи:

1. Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата (спастика), приведена к туловищу, движение в ней незначительное, но резкое и малоамплитудное.

2. Ребенок не удерживает позу сидя.

3. Если поставить ребенка на ноги, то опора идет на мысочки или нет вообще опоры, а ноги, согнутые в коленях, "висят в воздухе".

4. У ребенка при попытке попасть своей рукой в рот происходит отворачивание головы в другую (противоположную) сторону.

5. Ребенок не любит лежать на животе.

6. При положении стоя, опора только на мыски, к тому же он крестит ноги.

Все это должно насторожить родителей, и они должны принимать срочные и эффективные меры по реабилитации своего ребенка. В противном случае его можно "упустить", и тогда трагедии не миновать.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.