Дцп у детей школьников

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей. Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка. Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Особенности диагноза ДЦП

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания. В любом случае это
больной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина. ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения
    произвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения. Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму. Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще
всего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка. В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности. В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнее
время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

  • физическая
    и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме
того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение
– это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной
    нагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают
домой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате. Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход. Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в
интернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома. Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид. С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Главная задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых
детей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы. Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы. Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Психологические особенности детей с ДЦП проявляются достаточно рано из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то ребенок будет хорошо идти на контакт.

Задержка в развитии проявляется в образе психического инфантилизма, при котором страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Чем сильнее у ребенка проявляется детский церебральный паралич, тем сложнее ему адаптироваться психически и физически среди своих ровесников.

На развитие личности оказывает большое влияние социальная сфера, а преимущественно отношение родителей к ребенку и его недугу. От уровня просвещенности семьи в вопросах общения с детьми с ДЦП зависит будет ли ребенок развиваться интеллектуально и физически или же затормозится на определенном уровне развития. Так же большое значение оказывают так называемые биологические факторы, к которым относятся:

· степень тяжести заболевания;

· степень структурных изменений мозга;

Детям с ДЦП предоставляется достаточно возможностей для развития (реабилитационные центры, центры досуга), но не каждая семья может себе это позволить.

Из-за сильных ограничений опорно-двигательного аппарата дети с детским церебральным параличом малоподвижны и поэтому способствуют поддержанию их относительно нормального состояния сбалансированное питание, массажи, занятия со специалистами. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.

Дети с менее выраженными дефектами вполне могут социализироваться. Если их движения не сильно нарушены, сохранен интеллект, присутствует предметная деятельность и они могут играть, то такие дети направляются для обучения в обычные школы и ведут вполне обычный образ жизни.

Процесс социализации детей с детским церебральным параличом усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Большинство родителей запрещают своим детям общаться с детьми, страдающими ДЦП из-за необоснованного страха. Из-за этого такие дети чувствует себя изгоями и их общение ограничивается родителями, врачами, медсестрами, социальными работниками, другими детьми-инвалидами.

Так как ребенок с ДЦП с ранних лет ограничен в общении, то у него не складываются привычные для нас понятия о морали и правилах поведения в обществе. В связи с этим его поведение может носить невротический характер:

· необоснованные страхи, кошмары.

Большую часть времени ребенок с ДЦП проводит в замкнутом пространстве, что усугубляет проблему невротического поведения и ограничивает его возможности в познавании мира, так как он не выходит за пределы собственной комнаты. В свою очередь это может привести к опасному состоянию – психической деривации, которое из-за особенностей психики ребенка с ДЦП будет развиваться стремительнее, чем у здорового ребенка. Психическая деривация может привести к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Такие состояния имеют особую опасность для детей с сильными ограничениями опорно-двигательного аппарата, так как те не могут позволить себе полноценное общение, не смотря на то, что интеллект может быть сохранен на достаточном уровне. Таким детям нужно уделять особое внимание, заниматься с ними и в случае, если ребенок не может самостоятельно посещать школу или другое какое-либо учебное заведение, необходимо обеспечить обучение на дому, что позволит ребенку развиваться и получить образование.

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача, который оценивает физическое состояние и психическое развитие ребенка и делает заключение, может ли он обучаться в школе. Затем необходимо определиться с типом школы. Если состояние ребенка позволяет ему учиться в обычной школе, то ему предоставляется данная возможность. Такие ученики вряд ли будут лучше всех, но закончить школу вполне могут и если им это удастся, то в дальнейшем можно пройти профессиональное обучение, а затем найти работу.

Если врач делает заключение, что тяжесть физического состояния или состояние психики не могут позволить ребенку посещать обычную школу, то родителям предлагают выбрать специальное учебное заведение. Крайне редко, при тяжелой форме повреждения нервной системы, детей с ДЦП признают необучаемыми.

Основными параметрами для оценки возможностей обучения являются личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей.

Личностные качества могут быть на достаточно высоком уровне и зависят от степени поражения мозга. Сохранность мозговой активности позволяет ребенку с ДЦП воспринимать весь спектр эмоций. Обычно такие дети не теряют связи с реальностью, являются очень доброжелательными и сострадающими, но нередко у них проявляется психический инфантилизм. Он проявляется в личностных изменениях и связан с неравномерным развитием различных участков мозга. Дети с ДЦП страдающие инфантилизмом в своих действиях стремятся к получению удовольствия, они не умеют различать свои и чужие потребности, у них полностью отсутствует чувство сопереживания.

Так как у детей с детским церебральным параличом очевиден недостаток общения в социуме, у них проявляется отсутствие предметной деятельности, они имеют смазанные представления о мире вокруг, своей роли, положении в нем.

Игровая деятельность имеет большое значение в формировании личности и психики детей с ДЦП. Ребенку необходимо все разъяснять до мельчайших подробностей даже в обращении с простыми игрушками, если правильно вовлекать ребенка в игру, оказывать ему поддержу, то это поможет овладеть ему множеством полезных навыков.

В 30-50% случаев заболеваний интеллект у детей, страдающих ДЦП, снижен. Что зависит, как уже говорилось ранее, от ответственности родителей. Если они будут заниматься с детьми, развивать их, то ребенок будет расти интеллектуально и чувствовать себя более полноценным. Но если оставить ребенка с сохраненным интеллектом без развивающих занятий, то уровень его умственных способностей начнет падать.

Дети с тяжелой формой ДЦП не понимают назначения игрового процесса и не способны поддерживать какое-либо общение. Это происходит из-за сильного повреждения центральной нервной системы. Детей с таким состоянием обучают элементарным правилам самостоятельного ухода насколько это возможно.

Важную роль в определении готовности ребенка с ДЦП к обучению играет его волевая готовность, которая подразумевает под собой, что ребенок 6-8 лет понимает важность и значимость учебного процесса, что он способен контролировать свои действия. Если же волевая готовность присутствует не в полной мере или отсутствует вовсе, то обучение в обычной школе невозможно.

Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Мотивации могут быть разнообразными, например: узнать что-то новое, освоить профессию, приобрести новые навыки. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения, что является причиной отсутствия мотива.

У детей с ДЦП наблюдаются психоорганические расстройства, которые проявляются стертостью, нечеткостью личностных реакций, органической их окрашенностью. Поэтому переживания собственного дефекта не всегда полностью осознаются в этом возрасте, они могут сочетаться с недостаточной критической самооценкой в целом. Младший школьник проявляет слабые волевые усилия для преодоления дефекта и завоевания равного или лидирующего положения в семье, школе. Большое значение здесь имеют, помимо неблагоприятных условий воспитания, астения, апатические расстройства, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности.

По результатам исследования детей младшего школьного возраста , больных ДЦП, которое проводили И. И. Мамайчук и Г. В. Пятакова в ЛНИДОИ им. Турнера в 1985-1988 гг., выявили такие особенности личности, как неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, легкая возбудимость, недостаточно адекватная самооценка.

Л. И. Баквин отмечал у младших школьников с ДЦП независимо от формы нарушения эгоцентризм, себялюбие, требовательность; он связывает это с тем, что развитие этих детей происходит в узком кругу, и они оторваны от общественной жизни. С другой стороны, из-за непосильных требований родителей или, наоборот, из-за чрезмерного сужения опеки дети не уверены, несамостоятельны, испытывают постоянное чувство тревоги, собственной неполноценности. У них могут возникать реактивная депрессия, тревога, апатия, негативные характерологические реакции и сдвиги в поведении.

Таким образом, дети младшего школьного возраста с детским церебральным параличом имеют немало психологических особенностей, изучение которых необходимо для улучшения качества жизни таких детей. Выше указанная информация позволяет оценить важность наличия полноценных пространственных представление для детей с ДЦП.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овчаренко Елизавета Сергеевна, Фефелова Вера Владимировна, Колоскова Татьяна Петровна

Обследованы дети 8-11 лет, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП) (13 детей, 6 девочек, 7 мальчиков), а также 89 здоровых школьников 8-11 лет (32 девочки и 57 мальчиков). Выявлены статистически значимо более низкие показатели габаритных размеров тела, окружности головы, и более высокий процент долихоморфии, по сравнению с контрольной группой. У детей с ДЦП обнаружена очень высокая частота встречаемости нарушений гармоничности физического развития, причем исключительно за счет недостатка массы тела. Дети с ДЦП относятся преимущественно к микросоматотипу, который характеризуется сниженными адаптационными и функциональными резервами организма.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овчаренко Елизавета Сергеевна, Фефелова Вера Владимировна, Колоскова Татьяна Петровна

Physical development of primary school children with infantile cerebral paralysis

We have examined children in the ages of 8 to 11 years, among them cerebral paralysis patients (ICP) (13 children: 6 girls, 7 boys) and control group in the ages of 8 to 11 years (89 children: 32 girls, 57 boys). We had revealed evidently small body overall dimensions, head circumference and high share of dolichomorphia as compared to control. ICP children showed very high frequency of disturbances in the harmony of physical development, solely reflected in insufficient body mass. ICP children mostly belong to micro somatotype, which is characterized by the lowered adaptation and functional reserves of an organism.

1. Vinogradova T.F. Clinical examination of children at the dentist. - Moscow: Medicina, 1978. - 184 p. (in Russian)

2. Vinogradova T.F. Pediatric dentistry. - Moscow: Medicina, 1987. - 528 p. (in Russian)

3. Kuzmina E.M. Dental morbidity in Russia. - Moscow: MSMSU, 2009. - 236 p. (in Russian)

4. Leontiev V.K., Pakhomov G.N. Prevention of dental diseases. - Moscow: KMK-invest, 2006. - 415 p. (in Russian)

5. Leus P.A. Preventive dentistry utility. - Moscow: Medicinskaya kniga, 2008. - 443 p. (in Russian)

6. Leus P.A., Shevchenko O.V. Rationale for long-term measurable goals to achieve dental health programs in the municipal dental disease prevention // Stomatologia detskogo vozrasta I profilaktika. - 2013. - Vol. XII. №2. - P.3-7. (in Russian)

7. Monitoring effectiveness of prevention of dental diseases. -Moscow: MMSI, WHO CC, 1987.- 18 p. (in Russian)

8. Pakhomov G.N. Fluorides, prevention of dental caries and fluorosis.- Moscow, 2011. - 200 p. (in Russian)

9. Rybakov A.I., Bazian G. V. Epidemiology of dental diseases and ways to prevent them. - Moscow: Medicina, 1973. - 320 p. (in Russian)

10. Hobdel M., Petersen P.E., et al. Global goals for oral health 2020 // Intern. Dental Journal. - 2003. - Vol. 53. №5. - P.285-288.

11. Marthaler T. Zur Wirksamkeit der Kollektivprophylaxe in Schulen und Kindergärten. - DAZ-forum 60. - 1998. - S.7-12.

12. Micheelis W., Reich E. Dritte Mundgesundheitsstudie (DMS III), Köln: Deutscher Ärzte-Verlag. - 1999. - 199 S.

13. Paediatric dentistry / Welbury R.R., Duggal M.C., Gosey M.T. - Oxford University Press. - 2005. - 456 p.

14. Pieper K. Epidemioloisch Begleituntersuchungen zur Gruppenprophylaxe 2000. - Bonn, 2001. - 215 S.

15. Roulet J.F., Zimmer S. Farbatlanten der Zahnmedizin 16. -Stuttgart, Germany. - 2003. - 368 s.

16. Sackel R. Die Mundgesundheit der Deutschen, eine Erfolgsbilanz. Betriebskrankenkaasse. - 1999. - 11. - 502 S.

17. WHO. Primary health care. Reoprt of the international conference. - Alma-Ata, 6-7 September 1978; WHO, Geneva. -79 p.

18. WHO. Oral health global indicators for 2000. - Geneva: WHO, 1984. - 47 p.

19. Ziller S., et al. Goals for oral health in Germany 2020 // International Dental Journal. - 2006 - Vol. 56. - P.29-32.

Информация об авторе:

Яновский Лев Михайлович - д.м.н., профессор кафедры стоматологии детского возраста Иркутский государственный медицинский университет, 664007, г. Иркутск, а/я 46; тел. 8 (3952) 293-406.

Information About the Author:

Yanovsky Lev - MD, PhD, professor of pediatric dentistry Irkutsk State Medical University, 664007, Irkutsk, p / 46,

tel. 8 (3952) 293-406.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Елизавета Сергеевна Овчаренко, Вера Владимировна Фефелова, Татьяна Петровна Колоскова (Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Красноярск, и.о. директора - д.м.н., профессор С.В. Смирнова, лаборатория клеточно-молекулярной физиологии и патологии, зав. - д.м.н., проф. А.А. Савченко)

Резюме. Обследованы дети 8-11 лет, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП) (13 детей, 6 девочек, 7 мальчиков), а также 89 здоровых школьников 8-11 лет (32 девочки и 57 мальчиков). Выявлены статистически значимо более низкие показатели габаритных размеров тела, окружности головы, и более высокий процент доли-хоморфии, по сравнению с контрольной группой. У детей с ДЦП обнаружена очень высокая частота встречаемости нарушений гармоничности физического развития, причем исключительно за счет недостатка массы тела. Дети с ДЦП относятся преимущественно к микросоматотипу, который характеризуется сниженными адаптационными и функциональными резервами организма.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, соматотипы, индексы физического развития.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

b.S. Ovcharenko, V.V. Fefelova, T.P. Koloskova (Medical Scientific Research Institute for Northern Problems, Siberian Division of Russian Academy of Medical

Sciences, Krasnoyarsk, Russia)

Summary. We have examined children in the ages of 8 to 11 years, among them cerebral paralysis patients (ICP) (13 children: 6 girls, 7 boys) and control group in the ages of 8 to 11 years (89 children: 32 girls, 57 boys). We had revealed evidently small body overall dimensions, head circumference and high share of dolichomorphia as compared to control. ICP children showed very high frequency of disturbances in the harmony of physical development, solely reflected in insufficient body mass. ICP children mostly belong to micro somatotype, which is characterized by the lowered adaptation and functional reserves of an organism.

Key words: infantile cerebral paralysis, somatotypes, indices of physical development.

Особое место в детской неврологии занимает детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого по разным оценкам достигает от 2 до 8 случаев на 1000 детей [2,8]. Клинические проявления заболевания достаточно ге-терогенны. Этиология до сих пор остается предметом дискуссий. Среди разнообразных синдромов этого заболевания значительное место занимают нарушения двигательной активности [5], что не может не оказывать существенного вли-

яния на физическое развитии детей. При предшествующих исследованиях физического развития у детей с ДЦП [4,7] не было проведено комплексного исследования с анализом распределения соматотипов, различных антропометрических индексов у детей младшего школьного возраста.

Цель работы: комплексная оценка физического развития у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.

ность физического развития в контрольной группе встречается у небольшого числа детей и связана в равной степени как с избытком, так и с недостатком массы тела. В то время как у больных ДЦП дисгармоничность физического развития встречается с очень высокой частотой и вызвана исключительно недостатком массы тела (рис. 1). В работе О.В. Евстигнеевой с соавт. (2009) показано, что у детей 11-16 лет с диагнозом ДЦП антропометрические показатели имеют

Материалы и методы

Дорохова и И.И. Бахрак в модификации И.М. Воронцова дцп Контроль

Ш' Примечание: * - статистическая значимость различий при сравнении

Статистический анализ проводился с помощью пакета с контролем (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди соматотипов у обследованных нами здоровых детей преобладал мезосоматотип, в то время как у детей, страдающих ДЦП, значительно и статистически значимо чаще встречался микросоматотип как внутри группы, так и в сравнении с контролем (рис. 2). Соматотип является одной из характеристик, которая помимо индивидуально-типологических особенностей организма, позволяет судить о физиологическом уровне адаптационных реакций. Наилучшими адаптивными возможностями обладают дети с мезосоматотипом [3]. У детей с ДЦП значительно преобладает не мезо-, а микро-соматотип. Это позволяет отнести детей с ДЦП в группу риска нарушений адаптационных реакций.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что дети, страдающие ДЦП, имеют статистически значимо более низкие значения габаритных показателей физического развития, высокий процент нарушений гармоничности физического развития. Отмечено также значительное преобладание детей с микросоматотипом. Известно, что особенности физического развития детей влияют на тяжесть течения заболеваний [6].

Примечание: * - статистическая значимость различий при сравнении с правлены в большей степени на коррекцию нарушений

контролем (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ovcharenko Elizaveta S. - Junior Researcher, Laboratory of cellular and molecular physiology and pathology. 660022, Krasnoyarsk, 3G Partizan Zheleznyaka st.; e-mail: sci.work@mail.ru; Fefelova Vera V. - PhD, Professor, Senior Researcher, Laboratory of cellular and molecular physiology and pathology; Koloskova Tatiana P. - leading researcher, Laboratory of

cellular and molecular physiology and pathology.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С УЧЁТОМ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Ольга Арнольдовна Карабинская, Владимир Григорьевич Изатулин, Олег Александрович Макаров, Алексей Николаевич Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, курс психологии и педагогики, зав. - к.м.н., доц. А.Б. Атаманюк, кафедра общей гигиены, зав. - д.м.н., проф., акад. РАН М.Ф. Савченков, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, зав. - д.б.н., проф. Л.С. Васильева, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - д.м.н. А.Н. Калягин)

Резюме. Определены основные факторы, влияющие на формирование аддиктивного поведения студентов с учётом гендерных и этнических особенностей. Результаты исследования показали, что на формирование аддикций у студентов как русской, так и этнической группы оказывают влияние следующие типы акцентуаций характера - гиперстенический, истероидный и эмоционально-лабильный. Выявлена связь между склонностью к различным видам аддикций и высоким уровнем тревожности.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, типы акцентуации характера, этнические особенности, студенты.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF ADDICTIVE BEHAVIOR IN MEDICAL STUDENTS BASED ON ETHNIC CHARACTERISTICS

O.A. Karabinskaya, V.G. Izatulin, O.A. Makarov, A.N. Kalyagin, O.V.

(Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The main factors influencing the formation addikivnogo behavior of students with gender and ethnic origin. The results showed that the formation of addiction among students, both Russian and ethnic groups affected by the following

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.