Дети с дцп в дагестане

В Кабардино - Балкарии мать заставили забрать ребенка с ДЦП из детсада. Альдамиру 11 лет, но из-за эпилепсии, гидроцефалии и прочих заболеваний в развитии он остановился на уровне полуторагодовалого мальчика. Мама Фатима Кумыкова с трудом, но договорилась о записи больного сына в частный детский сад. Вот только стоило ей оставить ребенка, как через полчаса в первый же день воспитательница сказала вернуться за ним. Мотивировали жалобой родителя — одна из мам заявила, что категорически против, чтобы больной ребенок посещал детсад с обычными детьми.

"Он не заразный!": ребенка с ДЦП выгнали из детсада.

- Что я могу сказать? Дай Аллах, чтобы вы хотя бы наполовину ощутили то унижение, которому вы подвергаете моего ребенка, - плачет Фатима. - Это не первый садик, когда именно из-за родителей мы забираем ребенка. Это очень больно! Больно, что ребенка не считают за человека! Это самый безобидный человек, который может существовать! Родители, и так на сердце рана, а вы добиваете! За что?! Он не заразный! Имейте ввиду, он не заразный!


Мама мальчика уверяет, что нет причин отстраняться от ее сына

Ребенка с ДЦП выгнали из детского сада

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:




  • Подписка

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : АО ИД "Комсомольская правда" г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 Ставропольский филиал АО ИД "Комсомольская правда" г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б Ставрополь. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 355000. Контактный тел. +7 (8652) 95-11-95.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

  • Беларусь
  • Бишкек
  • Казахстан
  • Молдова
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Биробиджан
  • Благовещенск
  • Брянск
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Донецк
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Кемерово
  • Киров
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Курск
  • Липецк
  • Магадан
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Орел
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сахалин
  • Севастополь
  • Северный Кавказ
  • Смоленск
  • Сыктывкар
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Челябинск
  • Чита
  • Чукотка
  • Югра
  • Якутия
  • Ямал
  • Ярославль

Государство поддерживает детей-инвалидов, предлагая как денежную помощь, так и льготы в натуральном виде.

Статус ребенка-инвалида присваивается медико-социальной экспертизой детям с ограниченными возможностями, не достигшим 18 лет.

  1. Необходимые документы
  2. Куда обращаться
  3. Список учреждений (643)
  4. Написать отзыв / вопрос / пожелание

Существует множество региональных мер поддержки детей-инвалидов. Чтобы получить необходимую информацию, обратитесь в отделы соцзащиты по месту жительства!

Денежные пособия детям-инвалидам в Дагестане

На федеральном уровне ребенку-инвалиду полагается:

  1. социальная пенсия
  2. ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)
  3. набор социальных услуг (НСУ) - (предоставление бесплатных лекарств, отдыха в санатории и льготного проезда)

От НСУ можно отказаться и тем самым увеличить сумму ЕДВ.

Размер НСУ

Ежемесячная стоимость НСУ в 2020 году составляет 1155 рублей 06 копеек. Сумма набора делится на части таким образом:

Натуральная форма Эквивалент (руб.)
Бесплатные лекарства 889 рублей 66 копеек
Бесплатные путевки на лечение 137 рублей 63 копейки
Бесплатный проезд к месту лечения и обратно 127 рублей 77 копеек

Вы можете отказаться от НСУ полностью или частично и заменить его денежным эквивалентом.

Размер пенсии детям-инвалидам и ЕДВ

Вид выплаты Сумма (в месяц)
Социальная пенсия 13454,64 рублей
ЕДВ (ЕДВ при полном отказе от НСУ) 2782 рубля 67 копеек

Важно : при усыновлении ребенка между ним и приемными родителями закон устанавливает те же правовые взаимоотношения, что и у обычных родителей и детей. Если вы усыновили ребенка-инвалида, то между ним и вами будут действовать те же правовые взаимоотношения, что и у родных родителей и детей.

Доставку пенсии несовершеннолетним можно оформить как на имя ребенка, так и на имя законного представителя. Разрешение опеки на расходование этих средств не требуется.

После 14 лет ребенок может получать пенсию самостоятельно (через почту или на банковский счет).

Льготы на медицинское обслуживание

Дети-инвалиды имеют право на реабилитацию - получение медицинского обслуживания, направленного на полное или частичное восстановление здоровья или социально-бытовых навыков (глава 3 закона "О социальной защите инвалидов в РФ" № 181).

Детям-инвалидам бесплатно предоставляются:

  • восстановительные процедуры;
  • лечебно-физкультурные мероприятия;
  • протезирование (в том числе зубов);
  • реконструктивная хирургия.

Также дети-инвалиды могут получить необходимые технические средства: костыли, инвалидные коляски, слуховые аппараты и т. д. (распоряжение правительства № 2347-р).

Льготы на лекарства
Детям-инвалидам полагается 100-процентная скидка на медикаменты.

Льготный рецепт
Родители или законные представители должны обратиться к врачу с паспортом, полисом и документами, подтверждающими инвалидность. Убедитесь, что не был заявлен отказ от набора соцуслуг (НСУ), поскольку монетизация этой льготы лишает права на бесплатные лекарства.

Льгота на налог на имущество для детей-инвалидов

Согласно ФЗ от 03.08.2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дети-инвалиды освобождаются от уплаты налога на имущество физлиц на один объект определенного вида, который не используется в предпринимательской деятельности. Таким объектом может быть квартира, жилой дом, гараж или хозпостройка площадью до 50 кв. м.

Льготы на проезд для детей-инвалидов

Дети-инвалиды могут ездить бесплатно всеми видами городского и сельского наземного транспорта кроме частных маршруток и такси.

Также у них есть право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Указанные льготы распространяются и на сопровождающего.

Еще детям-инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года (включая сопровождающего).

Как получить льготный билет
Обратиться в кассу с паспортом и документом, подтверждающим право на льготу.

В некоторых регионах России на ребенка-инвалида и сопровождающего могут оформить единый социальный проездной билет (ЕСПБ). Этот документ позволяет бесплатно пользоваться городскими и пригородными транспортными средствами кроме такси и маршруток.

Оформить единый билет можно в Пенсионном фонде, по месту жительства или в отделе социальной защиты граждан.

Льготы на поступление в учебные заведения для детей-инвалидов

Дети-инвалиды имеют право на бесплатное зачисление в вузы или техникумы на внеконкурсной основе (в случае успешного прохождения вступительных испытаний и отсутствии медицинских противопоказаний для обучения).

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алиева А. А., Алиева Х. М., Махмудова Т. А., Махачев А. А., Рамазанова М. И.

За период 2002-2010 гг. изучены показатели физического (статокинетического), соматического, эмоционального, интеллектуального, речевого и психического развития 3445 детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в возрасте до 17 лет включительно. Качество жизни (КЖ) детей-инвалидов с ДЦП оценивалось по 10-балльной системе с учетом четырех типов функционирования: физического , социального , эмоционального и ролевого . Проведено сравнение КЖ в зависимости от четырех уровней компенсации двигательных, психических, интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Отмечалось снижение всех типов функционирования, особенно значительными оказались нарушения физического, социального и ролевого компонента КЖ, что могло свидетельствовать, в частности, о социально-бытовой и эмоциональной депривации детей-инвалидов с ДЦП всех возрастов, особенно в образовательных учреждениях в силу ряда объективных и субъективных причин: отсутствия специализированных условий воспитания и образования, профессиональной несостоятельности персонала, недостаточной мотивации и психологического сопровождения в семье и т. п. Показатели качества жизни детей-инвалидов с ДЦП всех возрастных групп можно рассматривать как конечный критерий эффективности медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алиева А. А., Алиева Х. М., Махмудова Т. А., Махачев А. А., Рамазанова М. И.

EVALUATION OF LIFE QUALITY IN DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS IN DAGESTAN REPUBLIC

Indicators of physical (Staten kinetic), somatic, emotional , intellectual, speech and mental development 3445 children with cerebral paralysis (CP) aged 17 or under were studied for the period 2002-2012. Quality of life (QOL) of disabled children with cerebral paralysis according to 10-point scale based on four types of functioning: physical , social , emotional , and role . Life quality comparison according to four compensation levels of motor, mental, intellectual, speech and sensory impairments. There is reduction of all types of operation, particularly severe violations were physical, social and role QOL component, which could indicate, in particular, the welfare and emotional deprivation of disabled children with cerebral paralysis of all ages, especially in the educational institutions in a number of objective and subjective reasons: lack of specialized education and training conditions, a professional staff of insolvency, lack of motivation and psychological support to the family, etc. Life quality of disabled children with cerebral paralysis of all ages can be seen as the final criterion of medical and social effectiveness, psychological and educational rehabilitation.

Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 4, 2012

А. А. Алиева, Х. М. Алиева, Т А. Махмудова, А. А. Махачев, М. И. Рамазанова, С. А. Суракатова

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ДЕТЕй-ИНВАЛИДОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ параличом в республике ДАгЕОАн

ГУ республиканский центр охраны нервно-психического здоровья детей и подростков, Махачкала, республика Дагестан

За период 2002-2010 гг. изучены показатели физического (статокинетического), соматического, эмоционального, интеллектуального, речевого и психического развития 3445 детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в возрасте до 17 лет включительно. Качество жизни (КЖ) детей-инвалидов с ДЦП оценивалось по 10-балльной системе с учетом четырех типов функционирования: физического, социального, эмоционального и ролевого. Проведено сравнение КЖ в зависимости от четырех уровней компенсации двигательных, психических, интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Отмечалось снижение всех типов функционирования, особенно значительными оказались нарушения физического, социального и ролевого компонента КЖ, что могло свидетельствовать, в частности, о социально-бытовой и эмоциональной депривации детей-инвалидов с ДЦП всех возрастов, особенно в образовательных учреждениях в силу ряда объективных и субъективных причин: отсутствия специализированных условий воспитания и образования, профессиональной несостоятельности персонала, недостаточной мотивации и психологического сопровождения в семье и т. п.

Показатели качества жизни детей-инвалидов с ДЦП всех возрастных групп можно рассматривать как конечный критерий эффективности медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации.

Ключевые слова: дети-инвалиды, детский церебральный паралич, качество жизни, типы функционирования: физическое, социальное, эмоциональное и ролевое, ограничение жизнедеятельности, уровни компенсации нарушенных функций.

EVALUATION OF LIFE QUALITY IN DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS IN DAGESTAN REPUBLIC A.A Alievа, H.M.Alieva, T.A.Mahmudova, A.A.Mahachev, M.I.Ramazanova, S.A.Surakatova Indicators of physical (Staten kinetic), somatic, emotional, intellectual, speech and mental development 3445 children with cerebral paralysis (CP) aged 17 or under were studied for the period 2002-2012. Quality of life (QOL) of disabled children with cerebral paralysis according to 10-point scale based on four types of functioning: physical, social, emotional, and role. Life quality comparison according to four compensation levels of motor, mental, intellectual, speech and sensory impairments. There is reduction of all types of operation, particularly severe violations were physical, social and role QOL component, which could indicate, in particular, the welfare and emotional deprivation of disabled children with cerebral paralysis of all ages, especially in the educational institutions in a number of objective and subjective reasons: lack of specialized education and training conditions, a professional staff of insolvency, lack of motivation and psychological support to the family, etc. Life quality of disabled children with cerebral paralysis of all ages can be seen as the final criterion of medical and social effectiveness, psychological and educational rehabilitation.

Key words: children with disabilities, cerebral palsy, quality of life, types offunctioning: physical, social, emotional, and role, disability, compensation levels of impaired functions.

По данным ООН, ВОЗ и ЮНИСЕФ, инвалиды составляют 10% населения мира, в начале xxi века их число оценивалось в 500 млн человек, причем 2025% из них это дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. В 2010 г. в России дети, инвалидизированые вследствие наличия заболеваний нервной системы и органов чувств, занимающих в структуре причин детской инвалидности первое место, составили 22,9%. Среди детей-инвалидов вследствие поражения нервной системы превалируют пациенты с детским церебральным параличом (ДЦП) 1. За последние десятилетия в Республике Дагестан (РД) состояние здоровья подрастающего поколения характеризируется рядом негативных тенденций, способствующих увеличению уровня инвалидности детей, что связано, в частности, с ухудшением качества жизни (КЖ). Изучение медикосоциальных проблем инвалидности детей вследствие ДЦП предполагает разработку неотложных мер по ранней профилактике и своевременной комплексной

реабилитации, способствующих обеспечению более высокого КЖ детей-инвалидов.

Цель исследования - оценить КЖ детей-инвалидов вследствие детского церебрального паралича в условиях РД.

Материалы и методы. Для оценки медико-социальной характеристики детей-инвалидов с ДЦП были разработаны специальные карты - анкеты ребенка-инвалида с учетом региональных климатогеографических, социально-бытовых, культурально-этнических и конфессиональных особенностей. За период 2002-2010 гг. изучены показатели физического (статокинетического), соматического, эмоционального, интеллектуального, речевого и психического развития 3445 детей с ДЦП в возрасте до 17 лет включительно. КЖ детей-инвалидов с ДЦП оценивалось по 10-балльной системе с учетом четырех типов функционирования: физического, социального, эмоционального и ролевого. Учитывая, что двигательная патология отмечалась у 100% детей-инвалидов, было проведено сравнение КЖ в зависимости от 4 уровней компенсации двигательных, психических, интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений (по классификации К. А. Семеновой, 2007).

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО

Результаты и обсуждение. Оценка изученных критериев КЖ детей-инвалидов с ДЦП выявила, что во все возрастные периоды наиболее низким оказалось физическое, наиболее высоким - эмоциональное и социальное функционирование (табл. 1). У детей 5-7 лет наиболее страдающим аспектом КЖ оказались физический и ролевой параметры, социальный и эмоциональный находились примерно на одном уровне. Данные изучения КЖ у детей 8-12 лет свидетельствуют о сохранении общих для детей с ДЦП тенденций - наиболее низкие значения шкалы физического функционирования и наиболее высокие - шкалы социального функционирования. Показатели КЖ детей-инвалидов с ДЦП в 13-17 лет жизни наглядно свидетельствовали о том, что уровень физического функционирования в этом возрасте остается самым низким наряду с ролевым функционированием, степень различий между самими компонентами достоверно уменьшается. В то же время у подростков появляется четкая тенденция к снижению уровня социального функционирования, что связано с нарушением социальной адаптации.

Наличие и выраженность двигательных нарушений оказывали негативное влияние на КЖ детей-инвалидов всех возрастов: в наибольшей степени страдал физический компонент КЖ, у подростков 13-17 лет достоверно сниженным оказалось и эмоциональное функционирование. Максимальное снижение изученных параметров КЖ было определено у 30% инвалидов - это когорта детей с ДЦП с наиболее выраженными двигательными нарушениями, т. е. пациенты 0 уровня компенсации по 4-уровневой системе классификации К. А. Семеновой (2007).

Речевые нарушения у детей-инвалидов в возрасте 5-7 лет не оказывали существенного влияния на КЖ детей, однако у более старших детей они способствовали значительному снижению оценки компонентов благополучия. Установлено, что выраженное влияние на КЖ детей-инвалидов любого возраста оказы-

вали также интеллектуальные нарушения. В возрасте 2-4 лет выявлено достоверное различие КЖ детей-инвалидов вследствие ДЦП с наличием нарушения интеллекта и без них (по шкалам физического, социального и эмоционального функционирования). У более старших детей (5-7 лет) указанные различия возрастали, и общая оценка КЖ пациентов с наличием интеллектуальных нарушений была снижена за счет социального и ролевого функционирования.

Несмотря на отсутствие достоверных различий, у них наблюдалась тенденция к снижению физического функционирования, особенно значительными оказались нарушения ролевого компонента КЖ (функционирование в детском саду или школе), что могло свидетельствовать о социально-бытовой и эмоциональной депривации детей-инвалидов с ДЦП в образовательных учреждениях в силу ряда объективных и субъективных причин: отсутствия специализированных условий воспитания и образования, профессиональной несостоятельности персонала, недостаточной мотивации и психологического сопровождения в семье и т. п. С возрастом влияние интеллектуальных нарушений на КЖ продолжало увеличиваться: у детей 8-12 лет и подростков 13-17 лет КЖ оказалось сниженным абсолютно по всем шкалам. Обозначенные тенденции также четко проявлялись у детей-инвалидов с ДЦП в зависимости от характера и степени ограничений жизнедеятельности, определявшихся в соответствии с действующими международными классификациями [5, 6] (табл.2).

Таким образом, показатели качества жизни детей-инвалидов с ДЦП можно рассматривать как конечный критерий эффективности медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации. Оценка критериев качества жизни в зависимости от характера и степени ограничения жизнедеятельности позволяет оптимизировать реализацию как индивидуального реабилитационного-абилитационного

Оценка качества жизни детей-инвалидов с ДЦП в зависимости от уровня двигательных, речевых, сенсорных и интеллектуальных нарушений (по классификации К. А. Семеновой, 2007)

Уровень компенсации двигательных, Критерии качества жизни в баллах ного (10 баллов) соотношение уровней физического (10 баллов), социального (10 баллов), эмоциональ-и ролевого (10 баллов) функционирования детей-инвалидов с ДЦП

речевых, психических, сенсорных и интеллектуальных нарушений (по К. А. Семеновой) Возраст, годы

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Нулевой уровень (30%) 0/0/0/0 0/0/0/0 0/0/1/0 1/1/2/0 1/1/2/1 1/1/2/1 1/1/3/1 2/2/3/1 2/2/3/2 2/2/3/2 2/2/4/2 2/2/4/3 3/3/4/3 3/4/4/3

Сумма баллов 0 0 1 4 5 5 6 8 9 9 10 11 13 14

Первый уровень (32%) 0/0/1/0 0/1/1/0 1/1/2/1 1/1/2/1 1/1/3/1 2/1/3/1 2/2/3/1 3/2/3/2 3/3/4/2 3/3/4/2 3/3/4/3 3/3/5/3 4/3/6/3 4/4/6/3

Сумма баллов 1 2 5 5 6 7 8 10 12 12 13 14 16 17

Второй уровень (29%) 1/1/2/1 1/2/2/1 2/2/3/1 2/2/3/2 3/2/3/2 3/3/4/2 3/3/4/3 4/3/4/3 4/4/5/3 4/4/5/4 4/4/6/4 4/5/6/4 4/5/6/5 5/6/6/5

Сумма баллов 5 6 8 9 10 12 13 14 16 17 18 19 20 22

Третий уровень (9%) 1/1/3/1 2/1/3/2 3/2/3/2 3/3/4/3 4/3/4/3 4/3/5/4 4/4/6/4 5/5/6/4 6/5/6/5 6/6/6/5 6/6/6/6 6/6/6/6 6/6/7/6 6/6/7/6

Сумма баллов 6 8 10 13 14 16 18 20 22 23 24 24 25 25

Медико-социальная экспертиза и реабилитация, № 4, 2012

Распределение детей-инвалидов с ДЦП по ведущему ограничению жизнедеятельности Таблица 2

Код Международ- Всего детей- В том числе в возрасте, годы

Частота выявленных Но- мер стро- ки ной номенклатуры нарушений, огра- инвалидов (0-17 лет) 0- 3 4 -7 8- 14 15 16- -17

ограничений жизнедеятельности, % ничений жизнедеятельности и социальной недостаточности Д (и=469) М (и=376) Д (и=190) М (и=164) Д я=153 М (и=112) Д (и=75) М (и=54) Д (и=34) М (и=25) Д (и=27) М (n=21)

1. Способность адекватно вести себя 2.0 10-19 96 97 100 100 98 98 97 97 96 96 94 95

снижение способности осознания -неадекватные интерпретации и реакции на внешние события 2.1 11 97 96 97 98 96 97 95 95 94 95

снижение способности ориентироваться во времени, пространстве и месте 2.2 12 96 97 96 97 95 96 96 96 94 94

снижение способности к приобретению знаний и навыков 2.3 16 95 97 99 98 98 97 97 96 95 95

2. Ограничение общения с окружающими 3.0 20-29 95 96 100 100 97 95 94 93 93 92 92 92

снижение способности понимать и выражать мысли при помощи речи 3.1 21-26 95 97 98 95 95 94 94 94 93 93

снижение способности слушать 3.2 27 96 96 96 94 93 93 93 91 91 91

снижение способности видеть 3.3 28 95 96 95 95 93 92 92 91 91 91

3. Ограничение передвижения 4.0 30-39 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

снижение способности ходить 4.1 31 -

снижение способности преодолевать препятствия в квартире 4.2 32

снижение способности перемещаться на улице 4.3 35

4. Ограничение тонкой моторики 5.0 40-49 100 100 100 100 97 98 96 97 96 96 94 95

5. Ограничение владения телом 6.0 50-59 100 100 100 100 98 98 97 97 96 96 95 95

6. Ограничение в уходе за собой 7.0 60-69 94 96 100 100 95 96 93 94 92 91 91 91

снижение способности контролировать физиологические отправления 7.1 61 92 91 89 87 88 85 86 84 85 83 83 81

снижение способности соблюдать личную гигиену 7.2 62 95 97 93 89 92 86 90 85 89 85 86 83

снижение способности принимать пищу 7.3 63 95 97 93 95 91 93 89 89 87 87 85 84

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО

потенциала, так и общих комплексных программ реабилитации детей-инвалидов с ДЦП в различные возрастные периоды.

1. Всемирная статистика здравоохранения, 2008 г. Женева, 2008.

3. Пузин С. Н., Науменко Л. Л. Организационно-методические и социально-правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов в российской Федерации. М., 2009.

4. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М., 2007.

6. Лаврова Д. И. Критерии оценки ограниченности жизнедеятельности в учреждениях МСЭ: Метод. рекомендации для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации. М., 2008.

Сведения об авторах:

Алиева А. А. - канд. мед. наук, гл. врач республиканского центра охраны нервно-психического здоровья детей и подростков МЗ рД; Алиева Х. М. - д-р мед. наук, проф. каф. неврологии фак. повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Дагестанской государственной медицинской академии (ФПК и ППС ДГМА); Махмудова Т. А. - канд. мед. наук, доц. каф. общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС ДГМА; Махачев А. А. - рук. Тарумовского межрайонного бюро медико-социальной экспертизы: Рамазанова М. И. - зам. гл. врача Детского муниципального центра мед. реабилитации и восстановительного лечения; Суракатова С. А. - клин. ординатор каф. неврологии фак. ФПК и ППС ДГМА.


Не так давно дагестанские дети с нарушениями центральной нервной системы получили шанс пройти лечение в Китае у госпожи Гоа Синьчжи, разработавшей уникальный метод лечения ДЦП. Организацию и оплату лечения в КНР детей, больных детским церебральным параличом, взял на себя сенатор Сулейман Керимов. Курс прошли уже более 120 детей, с ними в Китай ездили и их родители. Врач Наида Тумалаева сопровождала почти все группы в Китай и сама изучала уникальный метод Гоа Синьчжи. Это и стало темой нашего разговора.

— Вы давно занимаетесь лечением детей с ДЦП? Насколько актуальна эта проблема для Дагестана?

— Заболевания центральной нервной системы — это преимущественно хронические заболевания. Вылечить их полностью в короткий срок невозможно, такие дети должны наблюдаться и лечиться очень долгое время. Реабилитация — уже второй этап. Наш республиканский Центр охраны нервно-психического здоровья детей и подростков — это единственный в Дагестане стационар, который занимается всей детской неврологией. Здесь очень опытные врачи. Мы принимаем детей от месяца до 18 лет. Наш профиль — вся детская психо-неврологическая патология: это и эпилепсия, и периферические поражения нервной системы, и наследственно-дегенеративные заболевания, и родовые травмы. Мы беремся за самую тяжелую патологию, работаем с детьми с первого года жизни — это самый тяжелый контингент. Реабилитационный период наши дети проходят в Китае.

Почему я начала говорить про хронические заболевания? Представьте себе: в семье появляется ребенок, это радость для всех, а врач говорит, что у ребенка поражена центральная нервная система, а потом уже ставит диагноз — ДЦП. Это горько, это трагедия для родителей. И лечение таких детей должно быть регулярным и длительным, оно продолжается и вне стационара. Для этого мы обучаем родителей навыкам массажа и лечебной гимнастики.

По приглашению нашего земляка Сулеймана Керимова в Дагестан приехала профессор с мировым именем — госпожа Гоа Синьчжи, она осмотрела детей в Махачкале, Кизляре, всего за неделю было осмотрено 450 детей. Из них 262-м она дала визитные карточки и сказала, что если у них будет возможность приехать в Китай, она готова лечить их. Честно говоря, вначале нам поездка в Китай казалась просто нереальной. Но потом мы узнали, что готовится группа для лечения в Тайюаньском реабилитационном центре в КНР. Группу готовили Фатима Шахшаева и Гульжанат Алибекова, которые провели огромную работу по подготовке документов, отбору сопровождающих наших детей специалистов. Также с группой выезжали наши повара, проводилась закупка продуктов здесь. В самом Китае наших больных встречали переводчики, которые работали с ними все три месяца.

— Наида Ганифаевна, вы действующий врач в системе здравоохранения. Как вы оцениваете результаты работы наших медиков в сравнении с результатами госпожи Гоа Синчжи?

— Мы думали, что традиционная китайская медицина — это, как правило, травы, иглорефлексотерапия, точечный массаж, массирование рефлекторных зон. Но приехав в Китай, мы были приятно удивлены, что лечение в этом центре основано не только на китайской медицине. Западная медицина имеет большой опыт, и детским церебральным параличом на Западе начали заниматься раньше, чем на Востоке. Поэтому в Китае взяли лучшее от этих двух направлений. Это лечебная гимнастика, массаж, барокамера, речевой массаж, физиотерапия, электрофорез, электростимуляция, обкалывание рефлекторных зон, а также западные лекарственные препараты. Но, безусловно, иглорефлексотерапия — это традиционная китайская методика. Работа была поставлена так, что практически не отдыхали ни наши дети, ни сами китайские специалисты. Мы хотели, чтобы нашим детям был дан максимум. Работали с шести утра до шести вечера, с двухчасовым перерывом. И так три месяца! Нас приятно удивило такое рвение и такая работоспособность китайских специалистов. У них просто нет выходных! Результат, конечно, будет всегда, когда так работают.

— Как вы считаете, в Дагестане такого эффекта не удалось бы достичь?

— У нас иглорефлексотерапия так широко не применяется. Кроме того, методика госпожи Гоа Синьчжи и точки, которые она выбирает, — это полностью ее изобретение. Наши врачи поехали в Китай не столько для того, чтобы наблюдать за процессом и прослушать лекции по ДЦП и фенилкетонурии, сколько с целью изучить методику Синьчжи и уже здесь применять ее. Иглорефлексотерапия и обкалывания по профессору Го Синьчжи — это уникальная методика. Поэтому, безусловно, наши врачи приобрели там поистине бесценный опыт. В первую поездку отправились пять врачей, которые прошли теоретический курс лечения ДЦП. Далее, поехав во второй раз, я прошла практическое обучение иглорефлексотерапии головы, лица и тела.

Кроме того, лечение ДЦП также зависит от степени выраженности и формы заболевания. Есть паралич, сопровождающийся эпилепсией, которая не поддается какими-то препаратам и процедурам — можно вызвать обострение и учащение припадков. Тут нужен особый подход.

— Получается, для кого-то методика китайского профессора — единственный шанс на выздоровление. Как вы думаете, возможно построить такой центр в нашей республике?

— Это просто необходимо. Вот кто-то поехал, увидел результат. Но не надо думать, что там возможно быстро, раз и навсегда избавиться от заболевания любой формы и сложности. Чуда ведь не происходит, нужно, как я уже говорила, постоянное лечение, но мы не имеем возможности регулярно отправлять больных детей в Китай. А у нас в Дагестане поставлены на учет свыше 2000 детей и подростков. Даже если мы и найдем средства (немалые, учитывая высокую стоимость курса лечения, проезд, проживание больных, родителей, членов группы), всех нас китайский центр все равно не сможет принять. Учитывайте еще и весьма нелегкий адаптационный период. Ко мне обратились множество людей с идеей: почему бы не создать в Дагестане такой центр имени Сулеймана Керимова? Те, кому он помог, безмерно благодарны ему за все. За возможность, за силы, за надежду на лучшее.

…ДЦП стопроцентно вылечить невозможно, но из выраженной степени можно перевести на умеренную, и человек сможет ходить, говорить, учиться, работать и зарабатывать, завести семью и содержать ее — то есть жить обычной, полноценной жизнью обычного человека. Наша основная цель — социальная защита таких больных, мы должны помочь человеку найти свое место в жизни.

—Вы считаете, этому методу можно быстро научиться?

— Сейчас можно будет отправить массажистов и инструкторов ЛФК для обучения иглорефлексотерапии. Достаточно трех месяцев, у нас есть подготовленные люди.

Если в республике появится такой центр, китайские коллеги охотно поделятся с нами своими знаниями и умениями. Было бы желание…

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.