Диагностика и коррекция нарушений при дцп

В настоящее время увеличились шансы, которые дают возможность предотвратить появление церебрального паралича: тестирование и контроль за здоровьем матери во время беременности. Прежде всего - определение RH - фактора. Если резус отрицательный, необходимо провести иммунизацию в течение 72 часов после рождения (или по окончании беременности), что позволит предотвратить неблагоприятные последствия несовместимости крови в последующей беременности. Если женщина не была иммунизирована, то последствия несовместимости крови у новорожденного можно предотвратить обменным переливанием крови у ребенка.

Если у новорожденного выявлена желтуха, то его подвергают светотерапии в отделении для вскармливания грудных детей. Существуют и другие методы профилактики преждевременных родов. Эти мероприятия снижают степень вероятности возникновения вирусных заболеваний и других вирусных инфекций у беременных. На появление на свет больных детей большое влияние оказывает повышенная радиация, употребление беременными женщинами наркотиков и других медикаментов. Для предупреждения возможного рождения больного ребенка необходим контроль за больными сахарным диабетом, анемией (малокровием), нужен контроль за рациональным питанием беременных женщин. Огромное значение должно уделяться созданию благоприятных условий для рождения здорового ребенка. Необходима помощь высококвалифицированных специалистов в предродовый период, а также следует оберегать новорожденных от несчастных случаев и травм.

ДЦП проводится прежде всего путем тренировки физических и психических функций, позволяющей снизить выраженность неврологического дефекта. Для улучшения мышечной функции используют физиотерапию и трудовую терапию. Логопедическая помощь и коррекция слуха способствуют развитию речи больного. Фиксаторы и другие ортопедические приспособления облегчают ходьбу и поддержание равновесия. Умственно отсталые дети должны обучаться в пределах своих возможностей. Долговременная терапия включает образование по специальным программам, психологическое консультирование, развитие навыков общения, гибкую систему профессионального обучения, организацию отдыха и развлечений. Больной ДЦП нуждается во всесторонней помощи. Следует поддерживать его стремление максимально реализовать себя в жизни. Ключевую роль в лечении играют родители, которым необходимы психологическая поддержка и конкретные рекомендации.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное

развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

1. Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

5. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличие насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.

В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и нижних конечностей придается плаванию. Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано.

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде - гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.

Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель. Массаж оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка.

Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.

Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.

Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.

В ходе физического воспитания следует учитывать не только качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь - уровень его моторного развития, учет психологических особенностей ребенка.


Сегодня я начинаю цикл постов про ДЦП, как и в случае с Инсультом, запланировал сделать порядка пятнадцати постов на эту тему. В ближайшее время мы поговорим о таких вопросах как:

Детский церебральный паралич заявляет о себе не прогрессирующим симптокомплексом двигательных нарушений и прочих вторичных отклонений, которые связаны с нарушением развития центральной нервной системы.

Проведение качественной коррекции ДЦП позволяет снизить проявление симптомов, лучше адаптировать ребенка к жизни в обществе.


Лечение речевых нарушений при ДЦП

  1. Поражение речевого центра мозга.
  2. Нарушение процесса созревания некоторых участков, формирующих речевые навыки по мере взросления.

Стандартные упражнения на развитие моторики и логопедическая коррекция не дают результатов. Коррекция детей с ДЦП в такой ситуации требует применения разных методов. Они должны быть направлены на развитие речевых и интеллектуальных навыков, снижение спастики. Чаще всего у малышей диагностируются:

• дизартрия;
• анартрия;
• алалия;
• дислексия;
• ЗРР;
• ЗПР.

Методы коррекции речевых проблем при ДЦП направлены на снижение тонуса мышц, которые мешают нормальному произношению звуков. Для этого требуется совместная работа дефектолога, невролога и врача-психолога. Основные варианты лечения:

• разработка слухового внимания;
• коррекция речи у ребенка с ДЦП с помощью логопедической гимнастики; расслабляющего массажа;
• стимуляция голосовой реакции;
• развитие мелкой моторики.

Одновременно проводится нейропсихологическая коррекция детей младшего возраста с ДЦП. Это стимулирует развитие речи, улучшает словарный запас. При ранней диагностике и терапии удается добиться отличных результатов уже к 5–6 годам.


Методы двигательной коррекции


Коррекция любых двигательных нарушений у детей с ДЦП помогает увеличить активность. В комплексе с другими методами она учит малыша чувствовать свое тело, способствует развитию нервно-мышечной связи, снимает гипертонус мышечного корсета.

Для ребенка важно научиться выполнять простые движения, ползать и присаживаться самостоятельно, чтобы адаптироваться к окружающей среде.


Одним из наиболее успешных методов считается система двигательной коррекции ДЦП Светланы Грибовой. Она разработала комплексы упражнений, ориентированные на разные степени нарушений. С ее помощью малыша учат навыкам ползания, ходьбы, управления корпусом тела.

Для работы используются мячи, валики и другие приспособления, многие из которых родители без труда изготавливают самостоятельно.

Многочисленные отзывы родителей отмечают высокую эффективность плавания и водных занятий с целью двигательной коррекции ДЦП. Вода является уникальной средой для больного малыша:

• удается добиться полного расслабления мышц;
• стимулируется иммунитет;
• крохе легче контролировать собственное тело.

Упражнения для аквагимнастики подбираются индивидуально с учетом индивидуальных проблем, требующих лечения.

Одним из последних методов является дельфинотерапия. Ее применение в коррекции ДЦП показывает невероятные результаты, как и другие виды анималотерапии:

• стимулируются биологически активные точки на теле малыша;
• вибрация от тела дельфина работает как гидромассаж;
• контракт с животным дает ребенку положительный заряд, уменьшает раздражительность, нервозность.

Данные занятия при ДЦП рекомендуется проводить одновременно с психологической коррекцией.
Под контролем специалиста родители помогают своим детям осваивать следующие навыки:

• манипуляции с предметами, игрушками, канцелярскими принадлежностями;
• формирование мышления и логики;
• изучение цветов, оттенков, форм.

Коррекцию интеллектуальных нарушений у маленьких детей с ДЦП рекомендуется проводить индивидуально и в небольших группах. Поддержание режима занятий и отдыха дополняет методику лечения, делает ее более эффективной.

Уже завтра читайте на моем блоге Опоры для детей с ДЦП

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Методы реабилитации детского церебрального паралича (дцп) включают в себя большое разнообразие процедур и методик. Также существует разделение направлений и подходов лечения ДЦП, как в России, так и за рубежом. Также для получения подробной информации о центре Вы можете позвонить по номеру +7 (351) 727-87-47

Статистика на 2019 год показывает, что за последние 6 лет число детей-инвалидов в РФ увеличилось на 15,5 %.

Среди болезней, связанных с нарушением нервной системы и ведущих к инвалидности, церебральный паралич занимает первое место в России.

Понятие ДЦП объединяет группу расстройств, возникающих в перинатальном периоде из-за повреждения структур мозга. Диагноз включает моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологии мышечного тонуса, гиперкинезы, дефекты речи, шаткую походку, частые падения. В ряде случаев наблюдается снижение интеллекта, эпилепсия, слабое зрение или слух.

Методы лечения детей с ДЦП

Цель упражнений – развить координацию, расширить объем движений, улучшить моторные функции, укрепить мышцы. Инструкторы учат детей держать голову, ползать, стоять на коленях, делать первые шаги, переворачиваться, садиться. При этом важно предотвратить неправильные позы.


Комплекс процедур: закаливание, массаж, поэтапная растяжка, фиксирование рук и ног в правильном положении, их плавное сгибание и разгибание. Процедуры улучшают кровообращение и убирают спазмы.

Занятия по АФК и ЛФК помогают ребенку стать самостоятельнее и выносливее. Программа подбирается индивидуально, в зависимости от формы заболевания. Так, при мышечной атонии упор идет на удержание равновесия, а спастическая диплегия требует непрерывных движений.

Фиксирующие туторы, ходунки-опоры, мягкие и жесткие ортезы СВОШ, деротационные манжеты и специальные костюмы позволяют выработать верный двигательный стереотип. Эти средства активируют компенсаторные механизмы нервной системы, что ведет к освоению новых движений.

Для детей с ДЦП разработаны велосипеды со страховочными ремнями, фиксирующими элементами и двумя тормозами: стояночным и ручным. У велосипеда можно регулировать высоту спинки, седла и боковой поддержки.

Чтобы зафиксировать скелет в нужном положении, хирурги прибегают к удлинению костей или пересадке сухожилий. В случае грубой мышечной спастичности, ведущей к образованию контрактур и постоянной боли, необходимо прервать патологический импульс, идущий из спинного мозга. Тогда пациенту назначается спинальная ризотомия.

Направлено на купирование конкретного симптома. Так, при сочетании ДЦП с эпилепсией врач назначает антиконвульсанты, при повышении мышечного тонуса — антиспастические средства, при хронических болях – спазмолитические препараты. Медикаментозная терапия может включать ноотропы, метаболические лекарства (глицин, АТФ, аминокислоты), неостигмин, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Все препараты принимаются строго по рецепту врача.

Самые известные методы – электростимуляция нервов и мышц, лечебный электрофорез, грязе- и водолечение, тепловые процедуры. Погружение в теплую воду расслабляет мышцы, снимает боль, снижает выраженность гиперкинезов. Врачи часто назначают, кислородные, радоновые, скипидарные и йодобромные ванны, фитованны с хвоей или валерианой.

Восстановление через контакт с животными. Самые распространенные способы – иппотерапия, канистерапия и дельфинотерапия. Сеанс проводят два специалиста: инструктор и психотерапевт. Тактильные ощущения стимулируют мозговые структуры. Так у пациента расширяется спектр речевых и двигательных навыков. Важна и психологическая составляющая: позитивные эмоции, которые ребенок получает на занятиях с лошадьми, собаками или дельфинами.


Речевые расстройства наблюдаются как минимум у 65% детей с диагнозом ДЦП. Дизартрия – нарушение произношения из-за дефектов речевого аппарата. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Дизартрия встречается наиболее часто. Алалия сложна для диагностики и коррекции.

Педагоги корректируют речь, помогают развить дыхание, голос и дикцию, учат детей понимать слова, мимику и жесты.

Логопед-дефектолог начинает занятие начинают с расслабления мышц лица и артикуляционного аппарата. Дальше идет артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие голоса, работа над произношением звуков. Следующий этап – расширение словарного запаса.


На сеансах проводятся упражнения на внимание и память, восприятие объектов, различение цветов, развитие мелкой моторики. Сюжетно-ролевые игры позволяют контролировать эмоции, формировать представления об отношениях людей.

Психологи помогают детям проработать эмоциональные травмы, принять свой физический дефект, научиться себя любить и уважать.


Включает рисование, лепку из глины или теста, музыку, танцы. Выплеск эмоций, снятие напряжения и концентрация на процессе – всё это снижает чувство тревоги, улучшает память и мышление.

Все эти методы лечения ДЦП должны применяться одновременно и регулярно.


Профилактика ДЦП

Возможные причины диагноза:

  • инфекции в период беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, хламидиоз, грипп);
  • нарушения в иммунной системе беременной;
  • токсикоз;
  • возраст матери младше 16 и старше 35 лет;
  • хронические соматические заболевания (сахарный диабет, хронический пиелонефрит, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы);
  • эпилепсия;
  • предыдущие выкидыши, мертворождение, наличие детей с патологиями развития;
  • механическая черепно-мозговая травма плода;
  • акушерская патология (узкий таз у матери при большом весе новорожденного);
  • несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору;
  • умственная отсталость у родителей;
  • алкоголизм и наркомания родителей.

Планируя беременность, нужно укрепить иммунитет, пролечить имеющиеся соматические болезни, предупредить инфекции. Хроническая гипоксия плода встречается очень часто. Её профилактику нужно начинать с первых недель беременности. В первую очередь это касается женщин с резус-конфликтной беременностью.

Зависят от формы ДЦП, своевременности, последовательности и длительности реабилитации. К сожалению, о полном снятии симптомов речь не идет. А вот восстановление или улучшение определенных навыков – дело возможное. При диагнозе ДЦП интеллект ребенка страдает не всегда. У особенных детей есть шанс догнать сверстников в учебе, закончить школу, поступить в колледж или вуз. Шанс на полноценную жизнь есть, но терапия трудной и непрерывной. Чем раньше Вы начнете, тем лучше будет результат. Посещать курсы реабилитации в клинике недостаточно. Нужно каждый день заниматься дома.

ООО РЦ "Сакура" работает с 2011 года. Мы специализируемся на лечении ДЦП. Также помогаем детям с РАС, синдромом Дауна. В нашем штате – российские и китайские врачи. Принимаем заявки по всей стране. К нам едут пациенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы, Казани и других городов.


Скачать:

ВложениеРазмер
dizartriya.odt 35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений речи у детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место реннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений: инфекционные заболевания, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус — фактору или группе принадлежности.

ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных инфекций, тяжелых ушибов головы.

У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. Двигательные нарушения являются ведущим дефектом и представляют собой аномалию моторного развития, которая без коррекции оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно — психически функций ребенка.

Особенностью двигательных нарушений у детей является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость и ощущений, у ребенка не формируются правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно — временная организация.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогнозиса).Это, в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии ребенка.

У детей могут быть нарушения эмоционально — волевой сферы, снижение интеллекта, судорожный синдром, нарушения зрения и слуха. Характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости.

Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи . Частота их составляет до 80 %.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависит от локализации и степени поражения мозга.

Отставание в развитии речи связано не только с более медленным созреванием речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно — практической деятельности и социальных контактов.Ошибки воспитания могут утяжелять отставание в развитии речи.

Важное значение в патогенезе речевых нарушений имеет сама двигательная патология.Особенностью нарушений моторики при ДЦП является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов.

Поражение речедвигательного анализатора приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности.

Отмечается неточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляцииЭто способствует затруднению выполнения целенаправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения на ощущениях.

Наблюдаются нарушения функции рук. Связь движений руки с речью была отмечена еще В. М, Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений рук на развитие речи.Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях.Восприятие надо развивать в повседневной жизни, когда ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т. е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, развивает обощенный способ умственной деятельности.

Психическое развитие детей с дизартрией имеет свою специфику. Необходимо учитывать особенность высших психических функций , последовательность основных этапов формирования психических процессов и этапность развития каждой психической функции в онтогенезе.

Коррекционная работа включает : развитие общей, тонкой и артикуляторной работы, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков. У детей со стертой формой дизартрии нарушен функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи. Занятия проводятся как с группой детей, имеющих данный речевой диагноз, так и индиидуально.Необходимо закрепление полученных на занятиях навыков в домашних условиях.

1. Двигательная сфера. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

После выполнения самомассажа можно приступать следующим упражнениям.

Движения кистями рук.

Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и двумя руками одновременно.

Движения пальцами рук.

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами.

Упражнения, выполняемые двумя руками вместе.

Динамическая координация движений.

Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

1-3 день — большой палец;

4-6 день — большой и указательный пальцы;

7 день — большой, указательный и средний пальцы;

10-12 день — большой, указательный пальцы;

13 — 15 день — большой палец.

В дни, не указанные в схеме, прищепки приклеплять не надо.

2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания.

Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7.Начинаем работу с 3 секунд, постепенно удлиняя до 7 секунд.

2 фаза — задержка дыхания (пауза).

3 фаза — выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслабляются, опуская ребра, грудина и ключицы опускаются.

4 фаза — задержка дыхания (пауза).

  • Вдох и выдох через нос.
  • Вдох и выдох через рот.
  • Вдох через рот — выдох через нос.
  • Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  • Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями.
  1. Затем можно совмещать навыки дыхания с движениями. Упражнения выполняют в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).

На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками руками, голова опускается, спина сгибается.

Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.

Следующие упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.

Развитие речевого дыхания.

Упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

“Имитация”. Подражания голосам взрослых животных и птиц и их детенышей. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц.

3. Мимические и артикуляционные упражнения.

Нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки за другую.

Упражнения для губ.

Нижние зубы касаются верхней губы, легко ее поглаживают, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Упражнение для языка.

Губы улыбаются, кончик языка находится между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталкиваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно дальше, и втягиваем его обратно.

  1. Развитие зрительного восприятия, протранственных представлений.

Правильно начинать формирование пространственных представлений с освоения телесного пространства.Ребенок осознает собственное тело, знает части тела и их взаимное расположение.

  1. 4.Восприятие и различение неречевых звуков.

Развитие слухового внимания.

Развитие чувства ритма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.