Диплом реабилитация при дцп

Проблема патологии детского церебрального паралича. Методы и методические приемы, используемые в комплексной физической реабилитации детей, использование тренажерных устройств. Определение оптимальных разгрузок детей при применении тренажёра Гросса.

  • посмотреть текст работы "Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом"
  • скачать работу "Физическая реабилитация детей с детским церебральным параличом" (дипломная работа)

Морфологическая характеристика центральной нервной системы. Этиология, патогенез, клиника, лечение и профилактика детского церебрального паралича. Современные методы реабилитации больных детским церебральным параличом. Цели лечебной физкультуры.

дипломная работа, добавлен 06.12.2014

Особенности физического развития детей с детским церебральным параличом. Структура двигательного дефекта при детском церебральном параличе. Реабилитационная верховая езда. Изменение показателей двигательных функций детей 4-6 лет со спастической формой.

дипломная работа, добавлен 11.11.2015

Этиология возникновения детских церебральных параличей, их классификация. Основные средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с ДЦП. Методы диагностики уровня физического развития и двигательной активности дошкольников.

дипломная работа, добавлен 12.08.2010

Основные принципы работы с детьми с детским церебральным параличом, значение лечебной физической культуры в медицинской коррекции. Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с патологиями в двигательной сфере, формы проводимых занятий.

контрольная работа, добавлен 05.12.2009

Этиология и патогенез, клиническая картина, классификация и формы детского церебрального паралича, методы его лечения. Средства медицинской и физической реабилитации, методы восстановления функционального состояния, нарушенного болезнями и травмами.

дипломная работа, добавлен 26.12.2011

Физические особенности детей, страдающих детским церебральным параличом. Характеристика методов и средств физической реабилитации ребенка с ДЦП. Анализ изменения двигательной активности детей под влиянием средств и методов адаптационной физкультуры.

дипломная работа, добавлен 28.06.2010

Понятие детского церебрального паралича и причины его развития. Индивидуально-психологические особенности детей, страдающих церебральным параличом. Особенности когнитивного развития детей, своеобразие личностной сферы. Система обучения детей в России.

реферат, добавлен 08.10.2012

Понятие, классификация, причины и клиника детского церебрального паралича (ДЦП). Особенности развития личности и эмоционально волевой сферы у детей с ДЦП. Методы лечения данного заболевания. Особенности сестринского процесса при реабилитации пациентов.

курсовая работа, добавлен 21.04.2015

Патология, этиология и формы детского церебрального паралича (ДЦП). Основные средства и методы реабилитации детей при ДЦП. Нормализация безусловно рефлекторной деятельности, дыхания и произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.

курсовая работа, добавлен 08.03.2014

Определение, этиология, патогенез детского церебрального паралича (ДЦП). Формы ДЦП и их клинические проявления. Направления в лечении и методы восстановительной медицины ДЦП. Физическое воспитание и методы лечебной гимнастики. Образование ребенка с ДЦП.

реферат, добавлен 19.03.2011

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Добрынина Елизавета Александровна

ДЦП ( детский церебральный паралич ) это название целой группы неврологических нарушений. При этом заболевании всегда имеется структурно-морфологическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич является довольно распространённым и сложным для коррекции заболеванием. Для нормального развития ребёнку требуется большая потребность в движениях, поэтому ведущей проблемой для детей с диагнозом ДЦП является физическое развитие, в связи с проявлением ряда симптомов, например таких, как нарушения движений и мышечного тонуса.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Добрынина Елизавета Александровна

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП Добрынина Е.А. Email: Dobrynina640@scientifictext.ru

Добрынина Елизавета Александровна — студент, кафедра физической культуры, лечебный факультет, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург

Аннотация: ДЦП (детский церебральный паралич) — это название целой группы неврологических нарушений. При этом заболевании всегда имеется структурно-морфологическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич является довольно распространённым и сложным для коррекции заболеванием. Для нормального развития ребёнку требуется большая потребность в движениях, поэтому ведущей проблемой для детей с диагнозом ДЦП является физическое развитие, в связи с проявлением ряда симптомов, например таких, как нарушения движений и мышечного тонуса. Ключевые слова: детский церебральный паралич, акинезия, статокинетические рефлексы, лечебная физкультура.

PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH CEREBRAL

PALSY Dobrynina E.A.

Dobrynina Elizaveta Aleksandrovna — Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE, MEDICAL FACULTY, ORENBUG STATE MEDICAL UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: the cerebral palsy is a name of the whole group of neurologic violations. At this disease there is always a structural-morphological damage of a brain. Cerebral palsy is a disease, quite widespread and difficult for correction. For normal development the child needs the big need for the movements therefore the leading problem for children with the diagnosis of a cerebral palsy is physical development, in connection with manifestation of a number of symptoms, for example such as violations of movements and muscular tone.

Keywords: cerebral palsy, akineziya, statokinetichesky reflexes, physiotherapy exercises.

Проблема такого заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП) на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных в современной медицине, что обусловлено значительной распространенностью данного заболевания среди населения и зачастую несвоевременной его диагностикой, недостаточной эффективностью применяемых сегодня методов лечения и реабилитации таких больных, а также нехваткой детских специалистов, в связи с чем наблюдается высокая степень инвалидности и довольно низкий уровень социальной адаптации детей, страдающих этим заболеванием.

При характеристике заболевания ДЦП специалисты подчеркивают, что данная патология представляет собой результат органических поражений головного мозга, которые развились в раннем периоде онтогенеза.

По последним данным число детей с диагнозом ДЦП неуклонно растет, что связано с эндокринными, сердечными патологиями, неврологическими нарушениями у матери, вынашивающей ребенка.

Детский церебральный паралич (ДЦП) является довольно распространённым и сложным для коррекции заболеванием. Сочетание речевых, двигательных, психических нарушений указывается на необходимость комплексного подхода к лечению этого заболевания. Но, как показывает практика, дети, которые находятся на наблюдении одного специалиста, получают однопрофильный вид терапии. На данный момент нет единой классификации ДЦП, но на основании того, что в течение многих лет двигательные нарушения рассматривались как центральное, ведущее звено ДЦП, классификация его отдельных форм строилась по топографическому принципу: тетрапарез, гемипарез, парапарсз, монопорез, трипарез.

| 109 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 4(40) 2018. Том 1

Полиморфизм патоморфологических изменений в организме таких больных говорит о том, что в основе патологии ДЦП имеет место не только структурные изменения ЦНС (центральной нервной системы), но и нарушение нейронных связей между центральными и периферическими структурами нервной системы. В большинстве случаев (30%) на самых ранних этапах болезни образуются порочные позы, контрактуры и патологические двигательные стереотипы [1]. Клиническая картина характеризуется прогрессирующим отставанием двигательных, а порой и интеллектуальных способностей больного.

Физическое развитие детей с диагнозом ДЦП является ведущей проблемой, так как связана с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП, ведь для нормального развития ребёнку требуется большая потребность в движениях. То есть актуальной потребностью для детей с данным диагнозом является двигательная активность.

Физическая реабилитация является одним из основных методов лечения ДЦП, которая начинается сразу же после постановки диагноза. Разработка средств двигательной активности для детей с диагнозом ДЦП на данный момент сложная и востребованная задача в нашем обществе. Ведущие ученые считают, что, причиной возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата является длительная акинезия - невозможность произвольных движений или их изменения по силе, объёму, скорости, связанная с иммобилизацией конечностей, постельным режимом и вызывающая вторичные изменения в тканях.

Отсутствие возможности поддерживать вертикальную позу ведёт к формированию естественных статокинетических рефлексов.

На снование вышеуказанных особенностей заболевания специалисты выделяют следующие средства коррекции двигательной дисфункции: лечебная физкультура, игровые занятия, тренажеры, физиотерапия, рефлексотерапия, лечебный массаж, гидрокинезотерапия и водолечение.

Лечебная физкультура способствует формированию необходимых предпосылок движений, решает задачу возникновения статических и локомоторных функций, способствует блокированию развития неправильных установок туловища, атрофий, укорочений конечностей. Игра является мотивирующим, стимулирующим фактором общего физического развития ребенка [2]. Сюда относят: подвижные игры, спортивные мероприятия, катание на велосипеде, лыжах, плавание. Такое средства восстановления, как тренажер может быть как индивидуального так и коллективного пользования, а их воздействие на организм - может быть как локальным так и общим. При правильном комбинировании данных средств можно корректировать все возникающие двигательные проблемы. Третбаны, велотренажеры, гребные тренажеры, эспандеры, роллеры и пр.). Физиотерапия решает проблемы безусловных и условных рефлексов, улучшает течение нервных основных процессов в центральной нервной системе. Рефлексотерапия направлена на решение такой задачи, как восстановление двигательных функций и психофизиологическое состояние больного. Лечебный массаж помогает нормализовать мышечный тонус, восстанавливает двигательные функции [3]. Гидрокинезотерапия и водолечение улучшает кровообращение, успокаивает и стимулирует нервную систему, что способствует нормализации обмена веществ, а также может снижать тонус мышц.

Лечение больных ДЦП, несмотря на наличие универсальной системы их нейрофизиологической реабилитации, должно проводиться строго в индивидуальном порядке. При этом должны учитываться такие параметры как пол ребенка, возраст, его анамнестические данные. На основании всего этого разрабатывается индивидуальная программа реабилитации для каждого ребенка.

Список литературы / References

2. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области: состояние, перспективы, пути развития: монография / Череповец. гос. ун-т. [О.А. Апуневич и др.; под ред. О.А. Денисовой]. Череповец: ЧГУ, 2016. 224 с.

3. Кафидов И.Н., Алексеева С.И. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей с церебральным параличом // Учебное пособие. Москва, 2017.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 4(40) 2018. Том 1 | 110 |









Реабилитация детей с детским церебральным параличом

Дети страдающие ДЦП - это самая распространенная группа больных детей в современном мире.

ДЦП - это группа не прогрессирующих синдромов с повреждением головного мозга на ранних стадиях его развитья, в момент родовой деятельности вследствие прохождения по родовым путям или сразу же после рождения из-за асфиксии.

Это заболевание приносит массу трудностей, испытаний и проблем ребенку и его семье.

Больной ребенок - это всегда горе для его родителей. Из такой семьи часто уходят отцы и матерям приходится зачастую забыть о себе и кинуть все силы на воспитание своего больного, иногда не единственного ребенка в семье. Это очень трудная задача, ведь даже полной семье не просто собрать средства для качественной реабилитации и лечения своего ребенка и вывести его на более комфортный для него уровень жизни, для того чтобы он не чувствовал себя неполноценным, не таким как все, мог учиться и развиваться как все обычные дети в обычных детских садах и школах, высших учебных заведениях.

Физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также по разработке и реализации основных направлений государственной и семейной политики в российской федерации.

Реабилитация инвалидов и детей-инвалидов у нас регламентирована законом.

ГОСТ на медицинскую реабилитацию инвалидов Р52877-2007 распространяется на услуги по медицинской реабилитации инвалидов, предоставляемые предприятиями, учреждениями и организациями, и устанавливает основные виды и содержание этих услуг. [1]

Реабилитация (абилитация)

Реабилитация-- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитацию можно начать сразу после устранения угрозы жизни.

Пациентам начинают делать массаж для развития в мозге нейронных связей, которые надо довести у ребенка до автоматизма. Г.Сель считал, что развитие у таких детей происходит через стресс, через его три стадии (тревоги, резистентности и истощения). В дальнейшем были выделены еще несколько промежуточных стадий стресса. Специфическим для этих стадий является включение оперативных механизмов управления, многократная смена преобладания либо эрготропных, либо трофических реакций, высокая функциональная активность тканей, признаки рассогласования структурно – функциональной организации или процессы замены кратковременной адаптации на долговременную. [6]

Важно помнить, что дети страдающие ДЦП представляют собой особую категорию тяжелой хронической патологии, испытывающей состояние хронического стресса.

Основными принципами реабилитации являются: раннее начало, комплексность, индивидуальность, этапность, преемственность, непрерывность, мультидисциплинарный подход, сочетание общего и социального действия, контроль за адекватностью нагрузок, активное участие больного ребенка.

Виды реабилитации:

Физиотерапевтическое лечение: тепловые процедуры, лекарственный электрофорез, магнито- и магнитовибротерапия, компрессионный массаж, электростимуляция пораженных мышц, токи Дарсонваля, лечебное плавание, жемчужные ванны, гидромассаж.

Кинезотерапия: лечебная гимнастика (групповая, индивидуальная, пассивная, активная), дыхательная гимнастика, малоподвижные/подвижные игры, БОС.

Использование технических средств и тренажеров: шведская стенка, ортопедический мяч, подвесные ложементы для облегчения движений, ходунки, брусья, специальные тренажеры.

Различные виды лечебного массажа.

Адресное ортопедохирургическое лечение: лечение положением (укладки и растяжки), использование ортезных изделий (статических, динамических и функциональных), лечебное протезирование, этапное гипсование, оперативное лечение.

Различные виды рефлексотерапии, мануальная терапия, логотерапия, коррекционная педагогика, трудотерапия, музыкотерапия, занятия с психологом, методы сенсорной коррекции.

Реабилитация детей ДЦП состоит из 4х этапов.

Острый период. Этот этап длится 7-14 дней.

Ранний восстановительный период (до двухмесячного возраста).

Поздний восстановительный период (возраст ребенка – от 1 до 2 лет).

Период остаточных явлений. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется 2 года, и длится в раннем детстве и юношестве.

Сестринская деятельность при ДЦП

При организации сестринского процесса по уходу за больным ребенком сестринская деятельность направлена на решение проблем пациента (биологических, психологических и социальных) и его семьи (психологических и информационных).Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль в этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.

Сестринская деятельность включает в себя:

Психологическую поддержку больного ребенка и его окружения;

Объяснение родителям важных аспектов современного лечения;

Информирование родителей о необходимости реабилитации;

Помощь в социальной адаптации ребенка;

Рекомендации по методике воспитания детей больных ДЦП;

Рекомендации о правильном подборе одежды для ребенка с ДЦП;

Дать рекомендации по технике кормления ребенка с ДЦП;

Обучить родителей приемам массажа;

Показать элементы кинезотерапия;

Массаж и кинезотерапия.

Профессиональный массаж и ЛФК при ДЦП останавливает развитие болезни и избавляет от осложнений. Процедуры лечебного массажа следует начинать как можно раньше.
Комплекс массажных воздействий разрабатывается индивидуально для каждого больного в полном соответствии с формой ДЦП. [8]
Особенности массажа при ДЦП.

Подбор методик и характера воздействий осуществляется индивидуально, при этом учитывается общее состояние больного. Массаж проводят после завершения процедур медикаментозной терапии и физиотерапии. При чувствительной коже у больного следует начинать с сегментарного массажа. Поза пациента при массаже должна приводить к полному расслаблению мускулатуры. Оздоровительный массажный сеанс следует заканчивать лечебной гимнастикой, полезной для закрепления результата. Если с больным проводятся индивидуальные занятия, то сегментарный и общий массаж проводятся до процедур, а линейный и точечный – после.

К приемам лечебного массажа для больных с диагнозом ДЦП относятся: вибрация, растирание, поглаживание, разминание.
Отличительная особенность массажа при ДЦП в том, что вектор движений направлен из центра к периферии. Такие нисходящие движения обеспечивают отличное расслабление спазмированной мускулатуры. Перед началом лечебного массажа тело следует расслабить поглаживающими движениями, разминаниями и растираниями области спины, валянием конечностей.
Эффективность воздействия на тело повышается, если сочетать эти приемы с точечным массажем, снижающим мышечный тонус. Для этого подушечками пальцев выполняют вращательные движения, надавливая в определенных точках до потери их чувствительности. После онемения выбранного участка массажист переходит к следующему, а затем снова возвращается к предыдущим областям. Каждая зона должна быть обработана дважды.
Показания и противопоказания

Большая терапевтическая ценность массажного воздействия на пациентов с ДЦП позволяет достигнуть таких результатов, как: снижение чрезмерного мышечного тонуса, рост мускулатуры, улучшение кровотока и лимфотока, ускорение обмена веществ.

К противопоказаниям массажа относятся: острые формы аллергии, грибковые заболевания кожи, нарушения целостности кожного покрова, острые респираторные болезни.

К противопоказаниям точечно-рефлекторного массажа относятся: болезни инфекционной природы, острая сердечная недостаточность, повреждения кожного покрова.

Как делать массаж при ДЦП

У данной процедуры существует множество разновидностей:

Рассмотрим подробнее классический лечебный массаж.

Традиционная массажная методика очень сложна и поэтому ее выполнение возможно только квалифицированным специалистом. Начинается процедура с поглаживаний, которые улучшают отток лимфы и венозной крови, а также состояние кожи. Этот прием может выполняться любой частью кисти, даже пальцами. Движения не должны отклоняться от направления лимфатических сосудов. Легкие, поверхностные поглаживания могут идти вдоль и поперек, иметь спиралевидное и другие направления. Грубыми ошибками считаются неплотное, частичное соприкосновение поверхности кисти с массируемым участком и резкое, короткое, не размашистое движение руки.

Для снятия спазма с мускулатуры применяется нисходящий вектор направления массирующих движений. Этот прием позволяет также улучшить обменные функции при ДЦП.

После поглаживаний выполняется растирание. Этот прием устраняет спайки и кожные рубцы, разбивает накопившиеся в суставных полостях, сухожилиях и мышечной ткани отложения шлаков. Почти всегда здесь задействуются пальцы, но в зоне бедер и спины обычно орудуют основанием ладони, согнутыми пальцами. Растирают кожу вдоль и поперек. Хороший эффект оказывает воздействие на места мышечных креплений. Во время движения рука должна плотно соприкасаться с кожей и двигаться вместе с ней. Если воздействие будет поверхностным, то подкожные образования не будут растираться, вместо этого кожа массируемой области будет натерта до болезненных ссадин. Растирание используют и для укрепления суставов, ослабленных мышечных групп.

Для повышения интенсивности кровотока в глубоко расположенных венах, и чтобы сделать мускулатуру более функциональной, хорошо подходит прием разминания. Здесь движения идут вдоль или поперек относительно расположения мышечных волокон. Грубыми ошибками считаются поверхностный захват и недостаточный, неплотный контакт ладони с массируемым участком, из-за чего рука может соскользнуть. Пациенты, страдающие ДЦП, должны получать разминающий массаж при параличе для укрепления мускулатуры спины, живота, ягодичной и других зон, где волокна обладают недостаточно высоким тонусом.

Вибрационные процедуры. К вибрационным массажным движениям относятся: прием рубления, прием поколачивания, прием похлопывания. Они хороши для повышения тонуса мускулатуры, которая приобретает лучшую сократительную способность. Правильный прием рубления нужно проводить локтевым краем кисти, при этом пальцы должны быть сильно растопырены, а когда кисть ударяет по коже, им следует смыкаться. Рубление осуществляется только вдоль, параллельно мышечным волокнам. Грубыми ошибками являются движение в локтевом суставе вместо лучезапястного, и воздействие поперек мышечных волокон.

Похлопывать и поколачивать кожу можно в любом направлении, но движение должно начинаться от лучезапястного сустава.

Точечная методика. У точечно-рефлекторной методики имеются две разные формы: возбуждающая и тормозная.

Тормозная выполняется щепоткой из трех пальцев, которой производятся длительные надавливания (до минуты) или вращательные движения по часовой стрелке.

Возбуждающая технически выполняется идентично тормозной методике, но время воздействия сокращается до 5-10 секунд. Это полезно в случаях, когда тонус мускулатуры сильно понижен.

Эффективность. К положительным эффектам лечебного массажа при ДЦП можно отнести: улучшение кровотока, нормализацию функций внутренних органов, рост и укрепление мускулатуры, ускорение обменных процессов, повышение иммунитета. Классический массаж расслабляет мышцы и повышает их тонус, а также нормализует рост костей, с которым у детей, больных ДЦП, возникают проблемы из-за непропорционального развития верхней и нижней частей туловища. Вибрационные воздействия, растирания и сотрясения раздражают сосудистые образования и ускоряют костный рост. Сегментарный метод через кожные покровы, мышцы и связки оказывает рефлекторное влияние на спинной и головной мозг. [8]

Лечебная физкультура (кинезотерапия)

ЛФК - научно практическая дисциплина, использующая средства физической культуры и спорта с лечебной и профилактической целями для восстановления здоровья и трудоспособности.

ЛФК - метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование одной из основных и эволюционно развитых биологических функций организма – движение. Физические упражнения являются характерным и специфическим средством ЛФК стимулирующим жизнедеятельность организма. В силу активного влияния упражнений на организм его можно отнести к методу патогенетической и восстановительной терапии, широко применяемому в комплексном лечении детей с ДЦП. Основным принципом применения средств ЛФК являются регулярность, дозирование, индивидуальность. Важной составляющей эффективности комплексов ЛФК является принцип регулярности физических упражнений, предполагающие ежедневные или дробные тренировки. Регулярные занятия ЛФК способствуют выработке и закреплению мышечного динамического стереотипа, что является одним из аспектов мотивации для детей.

В ЛФК при заболевании ДЦП широко используют физические упражнения с элементами игры.

Под физическими упражнениями понимают специально подобранные и принимаемые для воспитательных и лечебных задач движения ребенка.

Систематические занятия ЛФК благоприятно сказываются на развитии многих систем организма у ребенка (костно-мышечной, сердечно – сосудистой системы).

Важным моментом приложения средств ЛФК являются состояния, когда имеет место вовлечения в патологический процесс других органов, нарушение роста и развития детского организма. Одним из проявлений такого рода нарушений является утрата некоторых навыков у детей раннего возраста или их ослабление и извращение у детей старшего возраста. В таких случаях ЛФК является единственным средством комплексной реабилитации, позволяющим добиться быстрой и полной нормализации двигательной сферы ребенка. Уравновешивание и выравнивание патологических процессов в организме происходит путем включения ряда защитно-приспособительных реакций, направленных на восстановление или замещение индуцированных болезнью повреждений. Компенсация формируется за счет сознательной перестройки функций поврежденного органа специально подобранными упражнениями или подпороговой стимуляцией частично выключенных анализаторов.

Наиболее известными формами ЛФК являются утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, лечебная дозированная ходьба, самостоятельные занятия физическими упражнениями, массовые формы оздоровительной физической физкультуры.

Лечебная гимнастика - основная форма проведения занятий ЛФК для восстановления функций поврежденного органа и организма в целом, проводится с учетом допустимой физической нагрузки и методических рекомендаций. Лечебная гимнастика - комплекс упражнений применяемый при хронических заболеваниях, связанных с потерей мышечной силы и объема движения в суставах. Нарастание физической нагрузки должно происходить постепенно.

Упражнения подбирают по принципу от простого к более сложному. Лечебная гимнастика при неврологических заболеваниях должна проводиться в условиях отсутствия болевого синдрома или на границе болевых ощущений.

Очень важно помнить, что эффект ЛФК наступает не сразу, а после систематических регулярных занятий.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности. Развитие зрительно-моторной координации. Торможение и преодоление неправильных поз и положений. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Другие методы кинезиотерапии: войт терапия, рефлекторная локомоция, иппотерапия, эрготерапия, методика Бобат, гидротерапия, садовая терапия, дельфинотерапия.

Итак: ДЦП продолжает оставаться состоянием, обуславливающим значительную часть случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижающим работоспособность и качество жизни, а также усугубляющим социальную дезадаптацию пациентов.

Комплексный подход к терапии и реабилитации больных ДЦП, использование новых эффективных фармакологических средств разнопланового действия позволяет не только компенсировать имеющиеся у них неврологический дефицит, но и улучшить качество их жизни и добиться адекватного уровня их социализации.

Трудно преувеличить роль медицинской сестры в лечении и реабилитации детей с ДЦП, т.к. она:

обучает семью пациента общению с больным ребенком, помогает организовать обследования, консультации специалистов;

следит за правильным выполнением рекомендаций врача и

за своевременными изменениями в плане реабилитации.

Список литературы

Р.М. Баевкий Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе 1984

В.А Елифанов Лечебная физическая культура и массаж. 2008

М.А. Ермушкин Основы реабилитации 2011

Р.И. Лупанов методическое пособие по детской неврологии 2009

Д.Ю. Пинчук Детский церебральный спастический паралич 2014

М.А. Ханн Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии 2018

Н.Б. Шабалина и др. Основные принципы и направления реабилитационных мероприятий 1988

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.